Актуальные проблемы регистрации юридических лиц

Полная информация на тему: "Актуальные проблемы регистрации юридических лиц". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Проблемы регистрации юридических лиц

Юридическая регистрация, в сущности, является действием, уполномоченного Федеральным законом, федерального органа исполнительной власти, связанным с внесением в государственные реестры сведений о создании, новых данных о юридических лицах или ИП, сведений о реорганизации и ликвидации юридических лиц и т.д., определенных законом о регистрации (ФЗ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ).

Основными целями и задачами, которые ставит наше правительство, являются:

    • Сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов хозяйствующих субъектов и для противодействия незаконному ведению предпринимательской деятельности.
    • Создание открытой базы данных юридических лиц и ИП для осуществления возможности получение всеми заинтересованными лицами открытых сведений о зарегистрированных юридических лицах и ИП в установленном законном порядке.
    • Осуществление возможности ведения статистического наблюдения за экономикой. Обязательная регистрация зарегистрированных работодателей в качестве страхователей в пенсионных и социальных органах, а также иные аналогичные цели.

Однако, как и любой иной законодательный акт, закон о регистрации юридических лиц и ИП не является самим совершенством. Напротив, нужно отметить порой весьма вольный и непоследовательный подход к его толкованию налоговыми органами, исполнительной властью и отдельными предпринимателями. От этого в первую очередь страдают публичные интересы, а так же интересы органов налогового контроля.

Государственная регистрации юридических лиц

При юридической регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган согласно ст. 12 Закона о регистрации должны быть предоставлены следующие документы:

      • Заявление о регистрации по форме р11001, утвержденной Правительством РФ;
      • Решение о создании юридического лица или протокол или иного документ в соответствии с Федеральным законом;
      • Учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально заверенные копии);
      • Выписка из торгового реестра иностранных юр. лиц страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство существования юридического иностранного лица;
      • Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица;

Хочется отметить особо, что данный перечень документов является исчерпывающим с точки зрения закона. Тем не менее, на практике, регистрирующий орган может потребовать от вас предоставление дополнительной документации, предоставление которой явно противоречит закону о регистрации, который гласит, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов перечисленных выше.

Очень часто встречаются отказы регистрирующего органа, связанные с непредставлением письма от собственника помещения для регистрации общества по указанному адресу или копии свидетельства о праве собственности. Формулировка отказа звучит как — «представление недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица». Однако ни письмо от собственника помещения, ни свидетельство о праве собственности не входят в установленный законом перечень документов для регистрации юридического лица.

Довольно распространенной категорией отказов при регистрации юридических лиц является отказ в регистрации организации или внесении изменений в ЕГРЮЛ по причине указания в учредительных документах адреса регистрации директора общества в качестве его местонахождения.

Место нахождения юридического лица (место его регистрации) может не совпадать с фактическим размещением некоего имущественного комплекса, а так же производственных помещений организации, а использование жилого помещения для государственной регистрации общества по месту регистрации исполнительного не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требованиям закона, которым должно отвечать жилое помещение. Закон гласит: «регистрация общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа».

Из всего сказанного выше следует, что регистрирующий орган зачастую берет на себя функции проверки представленных на регистрацию документов на достоверность содержащихся в них сведений, однако правовая экспертиза документов, предоставленных для регистрации, не входит в компетенцию регистрирующего органа. Данные факты очень часто являются предметов судебных разбирательств, однако если не брать в учет потраченное время, то при условии соблюдения остальных пунктов закона о регистрации, вам гарантировано положительное решение судебных инстанций в данных вопросах.

Источник: http://www.lawprofi.com/problemy-registratsii-yuridicheskih-lits.html

ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

студент, институт права ВолГУ,

В современное время, день за днем происходят различные объединения людей в группы (союзы) для соединения воедино капиталов, усилий каждого из участников, преследуя определенные цели, в зависимости от тех или иных обстоятельств. Конструкция юридического лица – это главенствующая форма, в которой реализуется коллективное участие в выражении права в гражданском обороте.

Формирование института юридического лица основывается на аналогичных обстоятельствах, относящихся к эволюции, формированию права в целом. Иными словами, основой является прогресс общественного сознания, усовершенствование производственных отношений, становление социальной организации. Определенный этап развития общества нашел необходимость в создании института юридического лица, что объясняется тем, что регулирование правом отношений, в которых участие принимают исключительно физические лица (единственные субъекты права), недостаточно в условиях прогрессирующего экономического оборота в данное время.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

В определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.

Юридическое лицо обладает правоспособностью, а также дееспособностью, имеет специфику в регулировании индивидуализации правом, располагает представительствами, филиалами.

В современное время принято дифференцировать множество способов, с помощью которых возможно осуществить образование юридического лица: смешанный; уведомительный; разрешительный; распорядительный; явочный; некоторые другие.

Момент внесения информации в Единый реестр юридических лиц государства – точка отсчета, после которой можно считать данное образование официально созданным.

Прекращение деятельности юридических лиц возможно в двух формах — реорганизация и ликвидация. Реорганизация — это такое прекращение деятельности юридического лица, которое влечет его исключение из состава участников гражданского оборота с передачей прав и обязанностей другому лицу. Известны пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ). Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей (правопреемства) к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), законодательством специально не предусмотрен переход прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, следовательно, предполагается исключение юридического лица из гражданского оборота и прекращение записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Актуальность проблемы ликвидации юридических лиц обусловлена общественной значимостью этого правового института. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование соответствующих норм гражданского права путем внесения изменений и дополнений в действующий ГК РФ.

Читайте так же:  Уставный капитал ооо можно ли тратить

Научные дискуссии по проблеме ликвидации юридических лиц, как правило, рассматриваются в сравнении с реорганизацией. Правоотношения по ликвидации юридических лиц должны определяться как правовое состояние, образующихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

В настоящее время все случаи ликвидации можно подразделить на ликвидацию добровольную и принудительную. Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц (с учетом особенностей для каждого из видов юридических лиц) являются принятием решения и это решение может быть принято по любым основаниям, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров) [1, с. 216].

Принудительная ликвидация юридических лиц (по решению суда) является мерой публично-правовой ответственности или мерой защиты гражданских прав и обязанностей. Основания ликвидации как меры ответственности должны быть предусмотрены Кодексом об административных нарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

В современных экономических условиях необходимо также ввести меры в соответствии с Уголовном кодексом РФ (далее – УК РФ) юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию. Порядок и последствия признания недействительным решения о создании юридического лица, по основаниям действующего ГК РФ не предусмотрены, в связи с этим, в ст. 61 ГК РФ необходимо предусмотреть положение и возможности, обязывающее уполномоченный орган предъявлять иск о ликвидации юридического лица [4, с. 101].

На основании вышеизложенного следует отметить, что, как правило, ликвидация юридических лиц происходит по решению учредителей, то есть добровольно. В следствии чего юридические лица проходят один из этапов ликвидации юридических лиц. В течение двух месяцев с момента получения письменного уведомления или даты публикации кредиторы имеют право предъявить свои требования по выплате задолженности.

Таким образом, ликвидация юридического лица не может быть менее двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Действующее законодательство, в том числе закон о государственной регистрации не ограничивает максимально возможный срок по ликвидации юридических лиц [2, с. 36].

Стоит отметить два значимых момента, связанных с подготовкой и утверждением (учредителями, акционерами) промежуточного и ликвидационного балансов в период ликвидации юридических лиц.

Во-первых, закон не предусматривает какие-либо дополнительные документы бухгалтерской отчетности, за исключением промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов. На практике, как правило, встречается то, что налоговые органы требуют предоставления текущей квартальной бухгалтерской отчетности, и, более того, накладывают штрафы за ее непредставление. Анализируя множество научных статей, можно проследить мнение авторов, заключающееся в том, что данные требования в соответствии с действующим законодательством – некорректны.

Во-вторых, не имеют место какие-либо нормативные документы, которые бы разрабатывали, утверждали форму предоставления в налоговый орган промежуточного и ликвидационного балансов. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается либо согласовывается собственниками ликвидируемого юридического и после этого производится удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, в соответствии с действующим ГК РФ. Следовательно, составляется ликвидационный баланс, который также утверждается собственниками и оставшееся имущество передается им [5, с. 219].

Необходимо отметить, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование лишь после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эту информацию ликвидационная комиссия или один член этой комиссии может узнать по истечении пяти рабочих дней после предоставления сведении ликвидационного баланса, если эти сведения устроят налоговый орган.

Таким образом, представляется, что действующее российское законодательство о ликвидации юридического лица требует совершенствования [3, с. 89].

Список литературы:

  1. Александрова С.В. Некоторые аспекты правовой природы ликвидации юридического лица // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2013. — №15. — С. 216-219.
  2. Батищев И.С. Несколько слов о ликвидации юридических лиц в РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2014. — №3. — С. 36-38.
  3. Богдановская В.А. Ликвидация юридического лица: понятие и основания // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — №12. — С. 88-90.
  4. Болдырев Е.О. Проблемные вопросы ликвидации юридических лиц [Текст] // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2015. — №11. — С. 101-103.
  5. Кодолова Н.Д. Ликвидация юридического лица // Вестник Чувашского университета. — 2015. — №2. — С. 219-221.

Источник: http://sibac.info/studconf/social/l/69817

Актуальные проблемы ликвидации юридического лица

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 10.01.2019 2019-01-10

Статья просмотрена: 1383 раза

Библиографическое описание:

Гусева А. А., Русских Д. С. Актуальные проблемы ликвидации юридического лица // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 213-216. — URL https://moluch.ru/archive/240/55434/ (дата обращения: 12.02.2020).

В статье отмечены правовые проблемы, возникающие при ликвидации юридических лиц в судебном и внесудебном порядке. Сформулированы наиболее спорные вопросы, возникающие в связи с осуществлением процедуры ликвидации юридического лица.

Ключевые слова: юридическое лицо, ликвидация, государственная регистрация, восстановление, сделки, предприятие, компания.

В настоящее время ликвидация юридического лица, будучи достаточно сложной процедурой, содержит в себе немало вопросов и актуальных проблем.

В современной юридической литературе ликвидацию юридического лица зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя таким образом прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица [1].

Кроме того, существует мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц. Следует согласиться с точкой зрения Н. И. Чарковской и А. А. Красовской, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении [2].

В соответствии с положениями части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [3], ликвидация юридического лица представляет собой способ его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, и считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Таким образом, ликвидация юридического лица — это процедура, по завершении которой в правовом поле перестает существовать субъект правоотношений, что влияет на стабильность гражданского оборота и в перспективе может нанести ущерб интересам широкого круга лиц.

Однако в настоящий момент ГК РФ не устанавливает ни минимальных, ни максимальных сроков, предусмотренных на проведение процедуры ликвидации [4], что подтверждается судебной практикой. Например, в одном своих определений ныне упраздненный Высший арбитражный суд Российской Федерации пояснил, что регламентированный положениями статей 61–65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур [5].

З. И. Муртузалиевым было высказано предположение, что, устанавливая эти обязанности, законодатель исходил из соображений защиты законных прав кредиторов ликвидируемого юридического лица [2]. Завершение процедуры ликвидации юридического лица также подразумевает, что должник (ликвидируемое лицо) произвел расчеты со всеми своими кредиторами (статья 63 ГК РФ), однако на практике далеко не все требования кредиторов включаются в ликвидационный баланс. В итоге, если кредиторы не были уведомлены о предстоящей ликвидации надлежащим образом, либо по какой-то причине не смогли вовремя заявить свои требования, а юридическое лицо уже фактически ликвидировано, кредиторам становится проблематично получить причитающееся им имущество. Также, заинтересованными в восстановлении юридического лица могут являться сами его участники (учредители). Например, на практике возможны такие случаи, когда один или несколько участников юридического лица лишаются членства в организации, а затем успешно его восстанавливают в судебном порядке.

Читайте так же:  Права акционеров федеральный закон

Однако возможно и такое, что в тот промежуток времени, когда членство у них отсутствовало, коллегиальный орган юридического лица принимает решение о ликвидации, либо же приводит своими виновными действиями организацию к тому, что она вынуждена ликвидироваться в принудительном порядке. Безусловно, лица, пытающиеся оспорить лишение их членства в организации, заинтересованы в том, чтобы юридическое лицо продолжало свое существование. Бесспорным основанием оспаривания принятого на общем собрании решения о ликвидации может быть отсутствие необходимого кворума для принятия соответствующего решения. Однако, на практике возможны ситуации, когда даже при наличии необходимого кворума, голос исключенного лица может оказаться решающим в части принятия того или иного решения.

В. Н. Уруковым было справедливо отмечено, что самым распространенным способом попытки восстановления юридического лица является судебный порядок, посредством обжалования решения регистрирующего органа. [3] Данное право закреплено в части 1 статьи 198 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), [4] где указано условие обжалования, а именно — несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и нарушение им прав и законных интересов кредитора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Стоит также учитывать, что решение суда о восстановлении затрагивает права и обязанности юридического лица, а следовательно оно должно быть привлечено к участи в деле по статье 42 АПК РФ, [5] но при этом согласно статьям 270 и 288 АПК РФ, неучастие организации в процессе может послужить причиной для отмены решения суда. То есть речь идет о ситуации, при которой организация должна участвовать в процессе, однако фактически это не представляется возможным из-за того, что она ликвидирована.

Анализируя законодательство и судебную практику, с одной стороны, можно прийти к выводу, что зачастую юридическое лицо восстанавливается лишь формально. Однако существует и иной подход, сторонники которого считают, что в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению, следовательно, признание недействительным решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица является основанием для внесения в реестр соответствующей записи о его восстановлении [8].

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ, решение о государственной регистрации ликвидации общества, которое принимается регистрирующим органом, это основание для занесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом, изменение содержащихся в ЕГРЮЛ сведений согласно пункту 3 статьи 5 того же закона производится таким образом, что ранее занесенные данные сохраняются, а изменение осуществляется посредством внесения новой записи со ссылкой на изменяемую. Это также подтверждается судебной практикой, в которой признается недействительным решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Так, согласно Постановлению ФАС Московского округа от 26.10.2012 по делу № А40- 4374/12–148–40 [9],

Стоит отметить, что вышеперечисленная проблематика возникает именно при желании лица восстановить ликвидированное юридическое лицо, а не просто в случае желания получить компенсацию или возмещение убытков, поскольку в последнем случае речь идет о защите прав кредиторов, механизм которой предусмотрен гражданским законодательством.

Еще в 2008 году М. В. Ворониным высказывалось мнение и обращалось внимание на проблематику, связанную с тем, что законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. [11] Вышеуказанное дает нам понять, что данное утверждение является актуальным и по сей день. В связи с вышеизложенным, мы считаем, что действующее гражданское законодательство нуждается в закреплении положений, регулирующих процедуру оспаривания ликвидации, а также в определении порядка восстановления юридического лица. В частности, актуальным является проблема отсутствия порядка возвращения имущества ликвидированного юридического лица, поскольку по причине отсутствия такого порядка, даже положительная судебная практика в данной сфере рискует быть сведенной на нет.

В качестве одного из проектов поправок законодательства можно предложить дополнить ГК РФ статьей 64.3 «Восстановление ликвидированного юридического лица» и изложить ее в следующей редакции: «1. Решение о ликвидации юридического лица в судебном порядке может быть признано недействительным в течение 12 месяцев с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации. 2. Правом обращения в суд о признании ликвидации юридического лица недействительной обладают участники (учредители) и кредиторы ликвидированного юридического лица по следующим основаниям:

1) несвоевременное извещение (отсутствие извещения) учредителя (участника) юридического о дате проведения собрания, в повестку которого включен вопрос о ликвидации юридического лица;

2) несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования;

3) предоставление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения;

4) по иным основаниям, затрагивающим права лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи. 3. Признание судом недействительным решения о ликвидации юридического лица влечет за собой восстановление ликвидированного юридического лица путем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, мы считаем, что отсутствие в законодательстве сроков, регламентирующих процедуру ликвидации, а также ответственности за их несоблюдение является пробелом, способным привести к ряду практических проблем. Одной из таких проблем является создание законодателем благоприятных условий для искусственного затягивания процедуры ликвидации недобросовестными участниками гражданских правоотношений, что, в свою очередь, может повлечь за собой нарушение прав третьих лиц, негативно сказаться на деятельности судов, а также деструктивно повлиять на гражданский оборот в целом.

На основании вышеизложенного, сложившаяся ситуация нам видится проблемой, заслуживающей большего внимания и требующей решения путем внесения поправок в законодательство.

Касательно сроков ликвидационной процедуры мы видим как минимум два способа урегулирования пробела. С одной стороны, можно более детально урегулировать промежуточные сроки ликвидационной процедуры. Сделать это можно, в частности, путем установления сроков расчета с кредиторами, сроков взыскания дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, а также установления иных сроков. Вторым вариантом является установление ограничения общего срока ликвидационной процедуры. Второй вариант нам видится более оптимальным, поскольку лица, участвующие в процедуре ликвидации не будут стеснены императивными сроками осуществления тех или иных действий и при необходимости смогут самостоятельно установить промежуточные сроки. Говоря о размере устанавливаемого срока, мы считаем оправданным остановиться на 12 месяцах по аналогии с Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». На наш взгляд, данный срок является оптимальным с учетом закрепления в законе некоторых промежуточных сроков ликвидационной процедуры.

Читайте так же:  Внутренний аудит кадровой документации
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, мы предлагаем внести поправки в статью 63 ГК РФ «Порядок ликвидации юридического лица», дополнив ее пунктом 9, а нынешний пункт 9 считать пунктом 10 и изложить ее в следующей редакции:

«. 9. Ликвидация юридического лица должна быть завершена в срок, не превышающий 12 месяцев. Данный срок может быть продлен по решению суда на срок до 6 месяцев, если иное не установлено федеральным законом»

Источник: http://moluch.ru/archive/240/55434/

Проблемы регистрации юридических лиц (Т.В.Закупень, «Законодательство», N 5, май 2000 г.)

Проблемы регистрации юридических лиц

Многие проблемы, существующие сейчас в экономической сфере, обусловлены отсутствием федерального закона о государственной регистрации юридических лиц. Его принятие предусмотрено в ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако прошло уже более пяти лет с момента вступления в силу первой части ГК РФ, а соответствующего акта до сих пор нет. По этой причине задерживается создание Министерством юстиции Российской Федерации единой системы государственной регистрации юридических лиц.

В результате даже Правительство Российской Федерации не располагает достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории России или в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствуют. А поскольку нет единой информационной базы, очень трудно получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице. Много серьезных проблем (вплоть до судебных разбирательств) вызывает регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями.

Такое положение способствует расцвету экономической преступности в стране. Юридические лица чрезвычайно легко создаются — ведь ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций, практически отсутствуют. Часто одно и то же физическое лицо является учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. И в этом нет, на первый взгляд, ничего противозаконного, однако, как правило, новое юридическое лицо создается после того, как предыдущее накопило значительную задолженность перед государством. Например, из данных проверок, проведенных налоговыми органами г. Владивостока, следует, что учредителями 2861 предприятия и организации в этом городе являются 392 физических лица, при этом задолженность этих налогоплательщиков только перед федеральным бюджетом составила на конец 1998 г. более 100 млн рублей.

Действующий порядок регистрации юридических лиц определен в ГК РФ, ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (с изм. и доп.) и Указе Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-I «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным упомянутым Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482.

Многие вопросы, касающиеся государственной регистрации, действующим законодательством до конца не решены. В частности, допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате нередко десятки, а иногда и сотни организаций «проживают» в одной квартире. Выборочный анализ базы данных Государственного реестра Московской области помог выявить интересные факты. Так, два физических лица учредили по 50 (!) предприятий, причем все 100 имеют одинаковые юридические адреса.

Порой предприятия регистрируются в различных регионах. В этом случае возможность каким-либо образом проверить их вообще отсутствует. Можно представить, как рискуют те, кто вступает с ними в деловые контакты. Однако формально действующее законодательство не запрещает подобную регистрацию.

В описанных обстоятельствах субъекты Российской Федерации вынуждены решать проблемы регистрации юридических лиц самостоятельно, не ожидая принятия федерального закона. В частности, после утверждения Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации*(1) в Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Приморском, Хабаровском краях, Кемеровской, Московской, Читинской и целом ряде других субъектов Российской Федерации созданы специализированные органы для регистрации юридических лиц либо при органах юстиции, либо как самостоятельные подразделения. (Например, в Московской области Регистрационная палата существует как самостоятельный орган, регистрирующий юридические лица и права на недвижимое имущество и сделки с ним.)

Эти и другие структуры, фактически осуществляющие регистрацию юридических лиц как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, формируют свои реестры и соответствующие информационные базы данных. Указанные реестры содержат разрозненные сведения о зарегистрированных юридических лицах и хозяйствующих субъектах, действующих без образования юридического лица, к тому же ведутся они без соблюдения единых требований к документации, формам учета и контроля. Подобная практика противоречит идее создания единого государственного реестра юридических лиц. Техническая несовместимость компьютерных систем чрезвычайно затруднит создание общероссийской базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Часто регистрация производится с нарушениями действующего законодательства. Так, в соответствии с п. 3 ст.59 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредительные документы названных обществ, созданных до введения в действие этого закона, должны быть приведены в соответствие с принятым актом. Согласно п. 4 этой же статьи, «общества с ограниченной ответственностью, указанные в пункте 3 настоящей статьи, освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с настоящим Федеральным законом». Кажется, все совершенно ясно. Однако Регистрационная палата Республики Татарстан при местном Министерстве юстиции полагает, что «регистрация изменений правового статуса в связи с принятием Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «приведение учредительных документов в соответствие с настоящим Федеральным законом» — это совершенно разные вещи. И хотя закон прямо предписывает в рассматриваемом случае освобождать общества с ограниченной ответственностью от уплаты регистрационного сбора, в Татарстане за регистрацию документов продолжают взимать плату.

Приведу еще один пример пополнения бюджета за счет регистрации. В соответствии со ст. 51 ГК РФ «государственной регистрации в органах юстиции подлежат только юридические лица». Филиалы юридических лиц, согласно ст. 55 ГК РФ, являются не юридическими лицами, а лишь «обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными вне места их нахождения». Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством государственной регистрации подлежат сами юридические лица, а не их филиалы. Многие же регистрационные структуры продолжают регистрировать и филиалы. Например, в г. Москве в соответствии с Положением о Московской регистрационной палате*(2), утвержденным постановлением Правительства Москвы, функция регистрации филиалов наряду с регистрацией и перерегистрацией юридических лиц отнесена к основным функциям Палаты. Московская областная регистрационная палата ведет не регистрацию филиалов юридических лиц, а лишь их учет, но делается это, естественно, не безвозмездно.

Читайте так же:  Бизнес план открытия кафе с расчетами

Очень часто местные администрации регистрируют предприятия, которые учреждены за пределами подведомственной им территории. По таким прецедентам Высший Арбитражный Суд РФ дал следующее разъяснение: акт местной администрации должен признаваться недействительным, если юридическое лицо учреждено за пределами ее территории*(3). Таким образом, регистрацию следует осуществлять только по месту нахождения юридического лица, указанному в его учредительных документах.

Возникающие проблемы невозможно решить, не установив на основе общих подходов и принципов единый порядок государственной регистрации юридических лиц, не создав единую систему регистрирующих органов. Только введение строгой ответственности и подчиненности регистрирующих структур федеральному органу исполнительной власти в сфере юстиции позволит исправить ситуацию с регистрацией юридических лиц.

Надо сказать, что попытки дать стране федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц предпринимались еще в 1995 г. Принятый 8 декабря 1995 г. Государственной Думой, он был отклонен Президентом РФ 9 января 1996 г. как «требующий серьезной переработки на основе соблюдения положений Конституции Российской Федерации и норм действующего законодательства». В последующем проект этого акта находился на доработке в Государственной Думе, однако 15 ноября 1999 г. был снят с рассмотрения окончательно.

В настоящее время Правительство Российской Федерации, понимая острую необходимость принятия специального закона, регламентирующего порядок создания и деятельности системы регистрирующих органов в Российской Федерации, ведения Единого государственного реестра и единой информационной базы юридических лиц, готовит новый проект закона о государственной регистрации юридических лиц к внесению в Государственную Думу. Сейчас этот документ проходит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Его принятие позволит упорядочить государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, устранит множественность регистрирующих органов и регистрационных процедур, будет способствовать борьбе с экономическими преступлениями, привлечет дополнительные инвестиции.

Пожелаем его создателям удачи и будем надеяться, что новый проект не постигнет участь его предшественника!

Доктор юрид. наук, начальник отдела

законодательства о государственной

регистрации юридических лиц

Министерства юстиции РФ

*(1) См.: Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177.

*(2) Положение о Московской регистрационной палате принято совместным решением Правительства Москвы и Президиума Моссовета от 25 июля 1991 г. N 134-2.

*(3) Информационное письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 «О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Проблемы регистрации юридических лиц

Т.В.Закупень — доктор юридических наук, начальник отдела законодательства о государственной регистрации юридических лиц Министерства юстиции РФ

Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2000, N 5

Источник: http://base.garant.ru/972258/

Актуальные проблемы регистрации юридических лиц

С 01.01.2004 вступила в силу новая редакция Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», который теперь называется Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Впервые законодательно установлены единые основы регистрации всех субъектов предпринимательской деятельности: общий порядок регистрации и общие принципы ведения государственных реестров.

О проблемах применения положений этого важнейшего законодательного акта на практике мы поговорим сегодня с заместителем директора ООО «Юридическая фирма «Эксперт» Проскуриным Олегом Евгеньевичем.

Вопрос: Как было ранее и кто же сейчас занимается регистрацией юридических лиц ?

Ответ: Первоначально, Гражданский кодекс РФ (ст. 51) обязанность по регистрации юридических лиц вполне логично возложил на органы юстиции. Однако отсутствие территориальных органов Минюста России привело к тому, что данные полномочия (как, кстати, и в случае с Бюро технической инвентаризации) долгое время исполнялись органами субъектов федерации и местного самоуправления, в нашем городе — Регистрационной палатой Администрации г. Ростова-на-Дону, успешно справлявшейся с возложенными на нее функциями. Поскольку в системе Минюста России не нашлось места для терорганов по регистрации юр. лиц, в 2002 году в ст. 51 ГК РФ были внесены изменения: орган, уполномоченный регистрировать юридические лица, определяется соответствующим законом. Таким законом стал Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», идея которого и состояла в совершенствовании процедуры регистрации и постановке на учет юридических лиц в одном органе – налоговой инспекции.

Вопрос: Как насчет ПБОЮЛ? Куда нужно обращаться для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

Ответ: Индивидуальные предприниматели приравнены по регистрации к юридическим лицам – регистрация осуществляется в одном органе — ИМНС, но реестры ведутся отдельно по ПБОЮЛ и юридическим лицам.

Вопрос: Слышал, что процедура регистрации юридического лица разбита на две части – регистрацию и постановку на налоговый учет. Зачем так усложнять порядок?

Ответ: Для получения индивидуального номера налогоплательщика – юридического лица (ИНН юр. лица) теперь не требуется подавать заявление ф. 12-1-1. ИМНС самостоятельно после внесения данных в ЕГРЮЛ передает документы для постановки нового предприятия на налоговый учет. Заявитель, как правило, одновременно (но в разных отделах) получает свидетельство о государственной регистрации и присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН) со свидетельством о постановке на налоговый учет.

Вопрос: После регистрации юридического лица, еще нужно встать на учет во всех фондах (Медстрах, Соцстрах и Пенсионный Фонд). Какие документы и в какие сроки это необходимо сделать?

Ответ: Ваша информация немного устарела. На данный момент устанавливается государственная регистрация в «одно окно»: налоговая инспекция сама уведомляет внебюджетные фонды о регистрации лица, и через 5 дней в ИМНС Вы можете забирать готовый пакет документов. (Однако, как показала практика, эти сроки редко когда соблюдаются).

Вопрос: Каким образом действует принцип «одного окна»? И могу ли я вообще направить все необходимые документы в налоговую в электронном виде?

Ответ: Заявление о регистрации представляется в виде документа установленной формы, а при возможности, в электронном виде. Возможность эта все время трактовалась налоговыми органами как обязанность заявителя. До внесения изменения работала старая программа, в которой и представлялся электронный вариант. К сожалению, большинство налоговых органов оказалось не готово к новым изменениям. Новая программа своевременно не была разработана. Это привело к тому, что до середины января сего года документы на регистрацию в нашем городе не принимались вообще.

Функция «одного окна» фактически пока не отлажена. Хотя по закону уведомлять территориальные органы Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования о создании нового юридического лица обязан налоговый орган, в настоящее время между внебюджетными фондами и органами МНС РФ документооборот не налажен. Тем не менее, у юридических лиц эти фонды документы не принимают.

Читайте так же:  Директор ооо после смерти учредителя

Вопрос: Допустим, я захотел создать свою фирму. Слышал, что существуют какие-то правила по поводу названия фирмы. Как сделать так, что бы никто не смог пользоваться названием моей фирмы, кроме меня?

Ответ: Первое, с чем сталкивается учредитель(и), это наименование будущего юридического лица. Общее для всех юридических лиц требование закона – указание на его организационно-правовую форму. Выбор самого названия (фирменного наименования) юридического лица – прерогатива учредителя. Однако необходимо иметь в виду, что если Вы хотите иметь исключительное право на его использование, Вам придется зарегистрировать фирменное наименование в установленном законом порядке. Поскольку такой закон не принят, это составит определенные трудности и дополнительные расходы: Вам нужно будет обратиться напрямую или через патентного поверенного с заявлением в Патентный орган (г. Москва). Сложившаяся практика регистрации фирм с незарегистрированными фирменными наименованиями привела к наличию действующих на одном рынке одинаковых или созвучных фирм и брендов. Поэтому, если Вы хотите выбрать наименование без его регистрации, у Вас два варианта: либо указать звучное, указывающее на будущий вид деятельности наименование, либо подумать и назвать фирму специфически (например, с указанием фамилии учредителя). Впрочем, в последнем случае, без регистрации фирменного наименования у Вас также не будет гарантии на исключительность наименования в последствии.

Вопрос: Слышал, что сейчас у фирм, которые расположены не по своему юридическому адресу, а имеют другой фактический адрес, возникают проблемы с налоговой инспекцией? Почему и как этого избежать?

Ответ: Одной из главных проблем, которую приходится решать многим учредителям юридических лиц, является поиск так называемого «юридического адреса». На самом деле в действующем законодательстве нет такого понятия, а есть место нахождения юридического лица, которое определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, и указывается в учредительных документах. Поэтому, в основном, выбор района города зависит от налоговой инспекции, с которой юридическому лицу предстоит взаимодействовать (сдавать отчетность, представлять документы на проверку и т.д.). Это приводит к тому, что некоторые юридические лица, не имея офиса в определенном районе, указывают фиктивные адреса. В настоящее время некоторые налоговые инспекции нашего города (например, ИМНС России по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону) проверяют достоверность сведений о месте нахождения юридического лица — инспекторы выезжают по адресам, указанных в учредительных документах, проверяют наличие правоустанавливающих документов на нежилое помещение (свидетельство о регистрации, договор аренды и т.д.).

Кроме того, уведомление о постановке на учет внебюджетные фонды будут также направлять на адрес, указанный в учредительных документах юридического лица. Поэтому имеет смысл все-таки заранее побеспокоиться и указать реальный адрес места нахождения юридического лица.

Вопрос: От знакомого предпринимателя слышал о новых требованиях для печатей, якобы теперь нужно указывать ИНН на печати. Так ли это? И вообще, какие правила и стандарты существуют на этот счет?

Ответ: К средствам идентификации юридического лица наряду с наименованием и местом нахождения относится также печать юридического лица. К обязательным реквизитам печати хозяйственных обществ (ЗАО, ООО, ОАО) относится: ОГРН, фирменное наименование с указанием на организационно-правовую форму, указание на место нахождения. С начала сего года активно муссируются слухи о новых ГОСТах, необходимостью указывать на печатях ИНН, и связанной с этим смене старых печатей на новые. Это выгодно прежде всего фирмам, изготавливающим печати: ведь новая печать изготавливается на сложном оборудовании, имеет степени защиты и, соответственно, стоит гораздо дороже обычной печати. Обращаем Ваше внимание на тот факт, что ГОСТР51411-2001 действует в отношении печатей с воспроизведением государственного герба РФ, а на обычной печати ЗАО, ООО или ОАО указание ИНН и различных степеней защиты не обязательно.

Вопрос: Кто должен заполнять и подписывать, а также сдавать заявление на регистрацию юридического лица?

Ответ: Заявление на регистрацию юридического лица теперь может подписать, (внимание!) лично подать в налоговый орган и затем получить свидетельство о государственной регистрации юридического лица учредитель (один из них) или руководитель юр. лица–учредителя, руководитель регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий, ликвидатор . Фактически это означает, что доверенное лицо не может быть заявителем . На практике это препятствие можно обойти только при подаче документов – подписанное заявление с прилагаемыми к нему документами (квитанция об оплате госпошлины, учредительные документы, протоколы и т.д.) заявитель может направить курьером. Впрочем, это практика отдельных районных ИМНС.

Налоговые органы проверяют достоверность паспортных данных учредителей и единоличных исполнительных органов (руководителей) юридических лиц: делают запросы в соответствующие паспортно-визовые службы.

На практике многие налоговые инспекции отказываются принимать документы, если у руководителя регистрируемого юридического лица и заявителя (особенно, если это руководитель, а не учредитель) отсутствуют ИНН физических лиц. Отсутствие этих данных не является основанием отказа в приеме документов (регистрации). Один из вариантов решить эту проблему — послать заказным письмом с уведомлением и описью вложения документы по почте. Если и после этого последует отказ по этому основанию, можно с большой долей вероятности выиграть дело в арбитражном суде.

Вопрос: Меня волнует проблема статистического учета, слышал, что сейчас совсем не обязательно брать письмо Госкомстата?

Ответ: Обращаем Ваше внимание на то, что коды экономической деятельности Облстатуправление сейчас не обязана присваивать. При подаче заявления Вы самостоятельно выбираете ОКВЭДы (бывшие ОКОНХи) из справочника и предоставляете их в налоговую инспекцию. Рекомендуем, чтобы не ошибиться при самостоятельном выборе, обратиться в орган статистики за получением справки с перечнем правильных (действительных на дату подачи заявления) кодов. При изменении или дополнении видов деятельности и, соответственно, ОКВЭД юридическому лицу необходимо подать соответствующее заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), не связанных с изменениями в учредительных документах.

Вопрос: А что должен знать предприниматель о налогообложении своей будущей фирмы?

Ответ: Что касается налогообложения, то юридическому лицу или ПБОЮЛ по умолчанию (без заявления) устанавливается единый налог на вмененный доход (если виды деятельности под него попадают) либо обычная система налогообложения. Если юридическое лицо или ПБОЮЛ не попадают под «вмененку», но могут по закону пользоваться упрощенной системой налогообложения, то такое лицо вправе одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица подать регистрирующему органу заявление на «упрощенку».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.jbi-group.ru/media-and-event/jbi_press/actual_problems_registration_legal_entities/

Актуальные проблемы регистрации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here