Аудит бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица

Полная информация на тему: "Аудит бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица

О полномочиях аудитора требовать от аудируемого лица предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности в форме, соответствующей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете»

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Комитета по стандартизации и методологии аудиторской деятельности,

Экспертно-консультативного Совета Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства

«Аудиторская Ассоциация Содружество»

О полномочиях аудитора требовать от аудируемого лица предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности в форме, соответствующей требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете», Приказа Минфина России.

Разъясняем, что согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должны устанавливаться федеральными стандартами.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно п. 31 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г № 34н (в редакции изменений от 24.12.2010 г), формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Все формы, входящие в комплект бухгалтерской отчетности ( ББ, ОФР и другие) согласно Приказу Минфина России № 66н от 02.07.2010 N 66н (в редакции изменений от 04.12.2012 г) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» содержат, в частности, такие обязательные реквизиты, как наименование организации («Организация»), а также подписи руководителя и главного бухгалтера.

Приказом ФНС России от 03.09.2013 [1] N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме» регламентируются только требования к XML файлам передачи в электронной форме данных по бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в налоговые органы (п.1 Формата).

Формы отчетности в шаблоне, рекомендованном ФНС РФ и размещенном на сайте ФГУП ГНИВЦ ФНС России, указанных обязательных реквизитов не содержат. Они представлены только на первом листе.

При представлении бухгалтерской отчетности на бумажном носителе организации должны применять формы, утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Письмо ФНС России от 10.01.2012 N АС-4-3/[email protected]).

Таким образом, аудитор проводит аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, адресованной не налоговой инспекции, а ее заинтересованным пользователям.

В связи с вышеизложенным у аудитора нет оснований проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, оформленной в соответствии с Приказом ФНС РФ от 03.09.2013 N ММВ-7-6/[email protected]

Также поясняем, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающее из договора оказания аудиторских услуг.

Требования федеральных стандартов аудиторской деятельности в отношении формы, содержания, порядка подписания и представления аудиторского заключения изложены в Федеральном стандарте аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденном Приказом Минфина России от 20 мая 2010 года № 46н (далее – ФСАД 1/2010).

В соответствии с пунктом 25 ФСАД 1/2010 к аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая подписана и датирована аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Таким образом, клиенты обязаны предоставлять аудитору бухгалтерскую (финансовую) отчетность на бумажном носителе, соответствующую требованиям стандартов.

Целесообразно, предусмотреть обязанность клиента по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствующей требованиям стандартов, аудитору на бумажном носителе в договоре на оказание аудиторских услуг.

Следует заметить, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе отказаться от проведения аудита и выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации.

[1] Приказом Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2013 г. N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме» признан утратившим силу приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронной форме».

Источник: http://auditor-sro.org/help_aas/recommendations/eks180215/

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Читайте так же:  Результаты аудиторской проверки оформляются

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Читайте так же:  У кого контрольный пакет акций яндекса

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/audit-buhgalterskoj-otchetnosti/

Обязательный инициативный аудит

В соответствии со статьёй 1-й Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» —

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности данной отчетности.

Для каких организаций аудит годовой отчетности обязателен, указано в том же законе (пункт 1 , статьи 5). А вот кто заказывает инициативный аудит? Как аудитор, практикующий уже 11 лет, могу сказать, что это, прежде всего компании, бизнес которых динамично развивается.

Маленькая компания, интенсивно набирающая обороты неминуемо сталкивается с внутренними и внешними факторами, своего рода болезнями роста, мешающими, а зачастую активно препятствующими развитию бизнеса.

Очень часто небольшие компании, работающие на упрощенной системе налогообложения, нанимают бухгалтера не самой высокой квалификации, платят ему маленькую зарплату и остаются вполне удовлетворенными его работой.

В один прекрасный момент бизнес начинает расширяться – появляются филиалы в других городах, огромный товарный склад, открываются новые производственные цеха, наращивают обороты экспортно-импортные операции.

А бухгалтерии оказывается точно такое же внимание, как и раньше – ведь она не приносит прибыли!

И тут вдруг выясняется, что филиалы должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции, нулевая ставка НДС по экспортным операциям должна подтверждаться в налоговой путём предоставления целого пакета документов, а производственные затраты нового цеха по различным причинам не могут быть приняты для целей налогообложения…Бухгалтер, который никогда раньше не сталкивался с подобными проблемами, делает ошибки, налоговая инспекция при проведении камеральной проверки насчитывает огромные пени и штрафы по НДС и налогу на прибыль. Всё это приводит к серьезным потерям для компании, а может привести и к полному коллапсу бизнеса.

Для того, чтобы этого не произошло – компании необходимо систематически проводить инициативный аудит. Что в этом случае проверяет Аудитор? Всё, что скажет заказчик – правильность составления налоговых деклараций, полноту и правильность ведения налогового учета, порядок оприходования основных средств… Аудитор может провести независимую инвентаризацию складов, наладить документооборот, разработать учетную политику «подрастающей» компании. А в перспективе – составить отчетность в соответствии с международными стандартами для иностранных инвесторов.

Конечно – инициативный аудит, как проверка, неприятен для бухгалтера – ведь по его итогам руководство компании может сделать соответствующие оргвыводы. Но очень часто в проблемах бухгалтерских и налоговых виноват не бухгалтер, а тот, кто им руководит – поскольку просто не прислушивается к мнению бухгалтера относительно проведения тех или иных сделок, уплаты налогов (ибо нет пророков в своём отечестве). В этом случае аудитор выступает своего рода арбитром в спорах руководства и бухгалтерии, а может и предотвратить серьёзные финансовые потери.

Мы все, как правило, не любим ходить к стоматологу. Но это необходимо делать систематически – иначе можно в еще достаточно дееспособном возрасте положить зубы на полку (вернее в стакан с водой). Мне не нравиться сравнение со стоматологом (я тоже не люблю к нему ходить), но тут оно напрашивается явно.

Мне можно возразить – бывают хорошие и плохие стоматологи – можно только потерять деньги не вылечив зубы. Естественно – так и с аудиторами, они, к сожалению, тоже бывают хорошие и плохие. Но здесь можно уповать только на естественный отбор – выживают хорошие – плохие – теряют клиентов и работу.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/191700/

Аудит бухгалтерской отчетности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.06.2014 2014-06-09

Статья просмотрена: 2146 раз

Библиографическое описание:

Кучеров А. В., Колмыкова Е. С. Аудит бухгалтерской отчетности // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 289-291. — URL https://moluch.ru/archive/68/11571/ (дата обращения: 12.02.2020).

В настоящее время всё большое значение при вложении денежных средств в развитие экономического субъекта, стала играть бухгалтерской финансовой данного субъекта. Она должна быть прозрачной, достоверной и вызывать доверие у инвесторов.

Роль бухгалтерской отчетности невозможно переоценить, так как именно с помощью нее можно оценить стабильность развития экономического субъекта, финансовую устойчивость, имущественное и финансовое положение. Поэтому аудит бухгалтерской отчетности, приобретает всё большую значимость, так как отчетность проверенная аудиторами вызывает большее доверие.

Маловероятно, что какой либо банк предоставит кредит клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, так же как и ни один инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены аудитором.

Читайте так же:  Госпошлина за регистрацию автомобиля для юридических лиц

Также следует отметить, что аудит бухгалтерской финансовой отчетности не только оценивает ее достоверность, но также поможет выявить ошибки допущенные при составлении отчетности.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В Российском законодательстве, регулирующем аудиторскую деятельность, в частности с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательства Российской Федерации[1]

Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

2. Оценить соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

3. Подтвердить соответствие оформленных бухгалтерских операций действующему законодательству;

4. Подтвердить достоверность показателей отчетности;

5. Проверить правильность оценки статей отчетности;

6. Провести взаимоувязку показателей.

7. Предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

Порядок проверки на соответствие предполагает проведение анализа соблюдения отчетности организации следующим актом:

1. Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерской учете»;

2. Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

3. Налоговому кодексу РФ;

Соответствие Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерской учете»

Главный бухгалтер любой организации обязан обеспечивать соответствие всех совершенных хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществлять контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по оформлению хозяйственных операций, представления в бухгалтерию сведений обязательны для всех работников организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Без подписи главного бухгалтера денежные расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Аудитор проверяет наличие подписи главного бухгалтера во всех документах, где обязательна ее подпись.

В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет полную ответственность за все совершаемые операции.

Во всех организациях должны быть первичные документы, на основании которых заполняются учетные регистры.

Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает следующие формы:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Отчет финансовых результатах;

3. Отчет об изменениях капитала;

4. Отчет о движении денежных средств;

5. Приложения к бухгалтерскому балансу;

6. Отчет о целевом использовании средств;

7. Итоговая часть аудиторского заключения [2]

Соответствие Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Аудитор проверяет состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие применяемых форм типовым формам и соблюдение Инструкции о порядке составления отчетности. Выясняет раскрыты ли в пояснениях следующие данные:

1) наличие отдельных видов нематериальных активов, отдельных видов основных средств, арендованных основных средств;

2) наличие финансовых вложений;

3) наличие изменений в капитале;

4) чрезвычайные факты хозяйственной деятельности

Аудитор также проверяет правила оценки отдельных статей отчетности и наличие их подтверждения результатами инвентаризации активов и обязательств

Соответствие Налоговому кодексу РФ

Аудитор проверяет следующие моменты:

1) каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому отдельному налогу в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по установленной форме;

2) качество составления налоговой декларации;

3) наличие всех реквизитов в налоговой декларации;

4) соблюдение сроков предоставления налоговой декларации;

Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор выясняет их соответствие требованиям нормативных документов (наличие всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов), осуществляет арифметический контроль и проверяет их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.

При анализе достоверности показателей отчетности аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем отчетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности [5]

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

— отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

— оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

— зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

— отражение в балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин;

— методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов. При наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и количественных влияния этих отклонений на формируемые показатели отчетности [4].

В результате аудита могут быть выявлены следующие ошибки:

— неполное заполнение реквизитов отчетности;

— нераскрыты в отчетности существенные показатели;

— показатели отчетности не подвержены результатам инвентаризации;

— существует несопоставимость данных отчетности с данными предыдущей отчетности;

— отсутствует взаимоувязка некоторых форм отчетности;

— недостаточное пояснения отчетности.

Таким образом, аудит бухгалтерской финансовой отчетности, является неотъемлемым элементом рыночной экономики, помогая экономически субъектам находить новые источники финансирования и предотвращать возможные ошибки при ведение бухгалтерского учета.

1. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». [Электронный ресурс] — Режим доступа -http://base.garant.ru/12123860/

2. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ от 06.12.2011г. [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: [сайт информ.-правовой компании].

3. Кибиткин А. И. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции: учебник / А. И. Кибиткин, Н. М. Рапницкая.-М.: Академия Естествознания- 2013.

Читайте так же:  Реорганизация в форме выделения долги

4. Рябова М. А. Аудит: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. — Ульяновск: УлГТУ, 2009.-199 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/68/11571/

Если автономное учреждение решило провести аудит

Автор И. Е. Иванова

Может ли АУ заключить договор на проведение инициативного аудита с индивидуальным аудитором? Будет ли выдано аудиторское заключение, если АУ намерено провести аудит только налоговой отчетности?

Вопрос

Может ли автономное учреждение заключить договор на оказание аудиторских услуг (проведение инициативного аудита) с индивидуальным аудитором? Если да, то вправе ли последний подписывать аудиторское заключение?

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ)). Часть 3 его ст. 5 предусматривает лишь одно исключение относительно круга лиц, осуществляющих подобные независимые проверки: если необходимо провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности, в этих случаях аудит проводится только аудиторскими организациями.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). В частности, в п. 22 ФСАД 1/2010[1] сказано, что заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего данное заключение;
  • индивидуальным аудитором – подпись должна включать его фамилию и инициалы.

Таким образом, автономное учреждение может заключить договор на оказание аудиторских услуг с индивидуальным аудитором, который и подпишет аудиторское заключение для АУ. При этом при заключении указанного договора учреждению целесообразно проверить, является ли аудиторская организация, индивидуальный аудитор членом саморегулируемой организации аудиторов (на дату заключения договора). Соответствующий реестр опубликован на сайте Минфина[2].

Вопрос

Можно ли затраты на проведение инициативного аудита включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Из анализа норм Закона № 307-ФЗ следует, что наряду с обязательным аудитом (проводится в случаях, указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ) субъекты хозяйственной деятельности вправе проводить аудит по своей инициативе (инициативный аудит).

В свою очередь, согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги. То есть АУ вправе включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита – при условии, что такие затраты экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вопрос

Автономное учреждение решило провести аудит налоговой отчетности за 2016 год. Будет ли выдано аудиторское заключение по этой отчетности?

Требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления, определены ФСАД 8/2011[3]. В силу пп. «а» его п. 2 данный стандарт применяется при проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, в частности, по правилам налогового учета.

В ходе независимой проверки аудитор должен выявить, не противоречат ли специальные правила составления отчетности установленным правилам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если аудитор обнаруживает такое противоречие, ему необходимо определить, раскрыто ли оно должным образом в отчетности, составленной по специальным правилам. Если же указанное противоречие должным образом не раскрыто, аудитору нужно модифицировать свое мнение в аудиторском заключении (п. 4 ФСАД 8/2011).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности отчетности. Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами составления отчетности.

Иными словами, аудируемое лицо (в данном случае автономное учреждение) вправе получить от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Отметим, что в такое заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должна входить привлекающая внимание часть, содержащая указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами и, следовательно, может быть неприменима для использования в иных целях (п. 10 ФСАД 8/2011).

Вопрос

Автономное учреждение провело инициативный аудит бухгалтерской отчетности за 2015 год в октябре 2016 года. Возникает ли обязанность по регистрации данного действия в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц[4] (далее – ЕФРСФД ЮЛ)? Решение о проведении аудита принял руководитель АУ, расходы на обозначенное мероприятие учтены при налогообложении прибыли, полученной от платной деятельности.

В силу ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в ЕФРСФД ЮЛ заказчиком аудита. При этом в сообщении должны быть указаны:

  • аудируемое лицо и идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН (для юридических лиц), СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Читайте так же:  Долгосрочные акции с дивидендами

Исключение из этого правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным законом.

Данная поправка вступила в силу 1 октября 2016 года и ее действие распространяется на все организации, подлежащие обязательному аудиту. Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, утвержден ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Что касается аудита бухгалтерской отчетности автономного учреждения, действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения. В силу п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) наблюдательный совет АУ рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации. Данные решения совета обязательны для исполнения руководителем АУ.

Однако проведение обязательного аудита в соответствии с Законом № 307-ФЗ и на основании Закона № 174-ФЗ – не одно и то же. Поэтому с учетом сказанного считаем, что у заказчика аудиторских услуг (автономного учреждения) не возникает обязанность по регистрации названного действия в ЕФРСФД ЮЛ.

Вопрос

Каков срок хранения аудиторского заключения?

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В силу п. 408 данного перечня аудиторское заключение по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит постоянному хранению.

[1] Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

[2] См. minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditors.

[3] Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011) «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам», утв. Приказом Минфина РФ от 16.08.2011 № 99н.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/890606.html

Порядок проведения аудита (I часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каком порядке проводится аудиторская проверка? Какие существуют методические приемы проведения аудита? Как определяются виды, источники и методы получения аудиторских доказательств?

Основной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности компании.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор руководствуется следующими стандартами аудиторской деятельности: — федеральными стандартами аудиторской деятельности, которые утверждены приказами Минфина РФ от 20.05.2010 г. № 46н, от 17.08.2010 г. № 90н, от 16.08.2011 г. № 99н; — федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696; — внутрифирменными стандартами, утвержденными в аудиторской компании.

Порядок проведения аудита

Для выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор должен иметь надлежащие аудиторские доказательства на основе детальной проверки правильности отражения оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета, проведения аналитических процедур, оценки системы внутреннего контроля.

В процессе аудиторской проверки применяются следующие процедуры по существу:

пересчет (проверка арифметических расчетов клиента);

инвентаризация (процедура, позволяющая получить точную информацию о наличии имущества клиента);

При осмотре и пересчете проводится проверка полноты и точности инвентаризационных записей клиента. Для этого сравниваются выбранные записи и фактическое наличие соответствующего имущества, а также данные инвентаризационного пересчета и соответствующих записей в инвентаризационных ведомостях.

проверка соблюдения методологии учета отдельных хозяйственных операций (контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией);

подтверждение в письменной форме от независимой стороны о реальности задолженности на счетах учета (например, аудитор делает запрос в банк для получения информации об остатках на банковских счетах, контрагенту — о состоянии расчетов с аудируемой компанией и пр.);

проверка документов (аудитор должен убедиться в реальности проведенной операции. Для этого прослеживается весь путь хозяйственной операции – от первичного документа до формирования себестоимости и выпуска продукции);

Каждое собранное в процессе проведения аудиторской проверки доказательство подкрепляется соответствующими записями.

На каждом этапе проверки аудиторами применяются соответствующие аналитические процедуры, которые включают в себя (правило №20 «аналитические процедуры»):

сравнение финансовой и иной информации с сопоставимой информацией за предыдущие периоды, с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица (например, сметами или прогнозами, а также предположениями аудитора), с информацией о компаниях, ведущих аналогичную деятельность;

рассмотрение взаимосвязей между финансовой и иной информацией (например, между расходами на оплату труда и численностью работников).

При наличии значительных расхождений, аудитор должен установить их причину и удостовериться, что данные отклонения не являются ошибкой (искажением в финансовой отчетности).

Аудиторская выборка

Ввиду ограниченности времени аудиторской проверки, она проводится с использованием выборочного метода.

Аудиторская проверка включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Приведем перечень основных областей бухгалтерского учета, которые проверяются аудитором с примене­нием метода комбинированного отбора:

п/п

Объект аудита

Методика аудиторской проверки (% выборки или сплошным методом)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882734.html

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here