Аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля

Полная информация на тему: "Аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.06.2019 2019-06-16

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Белозерова Л. А. Роль и значение внутреннего контроля в деятельности организации // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 316-320. — URL https://moluch.ru/archive/262/60616/ (дата обращения: 12.02.2020).

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, бухгалтерский учёт, финансовый результат.

Для создания успешного бизнеса предпринимателю требуются не только большие капиталовложения, но и грамотная организация самой структуры предприятия. И важную роль в системе управления играет, конечно же, внутренний контроль. При этом, чем более значительна компания по масштабам деятельности, оборотам, по организационной структуре, тем выше требования к системе контроля и актуальнее задача повышения ее эффективности и качества [8].

Как показывает практика, наличие в компании системы внутреннего контроля становится неотъемлемой основной для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений и целого ряда преимуществ [8].

Под внутренним контролем следует понимать процесс, направленный на проверку и оценку собственной работы, осуществляемой в собственных интересах для получения уверенности в эффективности и конструктивности своей деятельности. При этом немаловажно соблюдать: требования законодательства, исполнения приказов, распоряжений, точность и полноту документации бухгалтерского учёта [3], своевременную подготовку достоверной информации о бухгалтерской отчётности.

Рис. 1. Схема проведения внутреннего контроля

Управлением и проверкой о состоянии финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимается система внутреннего контроля, которая включает в себя ряд методик и процедур, принятых руководством для выполнения назначения деятельности организации [3], осуществления поставленных задач с целью повышения эффективности ведения хозяйственных операций. Ведь продуктивность деятельности предприятия повышается благодаря постоянному проведению контрольных мероприятий.

Не смотря на существование положения о системе внутреннего контроля, на многих торговых предприятиях внутренний контроль недостаточно организован. А где и вовсе отсутствует периодический мониторинг данной системы.

Организация контроля осуществляется в зависимости от характера и масштабов её деятельности, при этом она должна существовать на всех уровнях управления, во всех её структурных подразделениях, где принимают непосредственное участие все сотрудники организации в соответствии с их полномочиями. Польза данной системы должна быть сопоставлена с затратами на её осуществление.

Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, информация и коммуникация, процедуры внутреннего контроля, мониторинг средств контроля [6], представленные на следующей схеме.

Рис. 2. Элементы системы внутреннего контроля

Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Несомненно, порядок осуществления внутреннего контроля подлежит документальному оформлению. Дисциплина ведения и обязанности определяются руководителем организации. Ведь только опытный и искусный управленец понимает, что благодаря грамотно сформированной системе внутреннего контроля возможен подъем экономических показателей фирмы, уровень качества работоспособности и, как результат, оценка данных результативного управления при высоком уровне контроля.

Из этого следует выделить особо важные преимущества системы внутреннего контроля:

– улучшает качество организации бухгалтерского учёта компании;

– оказывает положительное воздействие на дальнейшее развитие бизнеса;

– помогает в привлечении инвестиций и кредиторов, в результате своей продуктивной деятельности;

– повышает уровень работоспособности структурных подразделений.

Служба внутреннего контроля в организации может быть представлена разновидностью системы внутреннего контроля:

Разновидность системы внутреннего контроля

Виды внутреннего контроля:

1. Служба внутреннего аудита

Своевременное выявление рисков, разработка рекомендаций для устранения выявленных нарушений, помощь руководителям организации в разработке стратегии развития бизнеса, проверка бухгалтерской (финансовой) отчётности и др.

Крупной организации со сложной внутренней структурой.

Оперативность контролирования хозяйственной деятельностью предприятия и оперативное информирование о выявленных нарушениях для принятия последующих управленческих решений; дороговизна содержания данной службы.

2. Контрольно-ревизионная служба

Проверка финансовой документации, предупреждение о выявленных изменениях, контроль за соблюдением персоналом своих полномочий.

Однотипным организациям с ограниченным спектром работ и процедур.

Своевременный контроль за сохранностью материальных ценностей, уместное выявление, предотвращение и устранение искажений. Осуществляет свою деятельность с определённой периодичностью.

3. Отдел внутреннего контроля

Проверка достижения поставленных задач, выполнение работниками наделенными функциями.

Применимо внутри предприятия всех руководящих должностей.

Постоянный и регулируемый контроль в повышении качества эффективности работы, выявление и устранение ошибок. Может использоваться циклически и систематически.

4. Договор со сторонней организацией

Обнаружение расхождений, проверка выполнения управленческих решений.

Небольшим предприятиям среднего и малого бизнеса.

Проверка носит одномоментный характер и является нерегулярной, что не позволяет глубоко узнать все особенности деятельности данного предприятия и обусловлена вероятностью не обнаружения ошибок. Является наименее предпочтительной.

Из приведённых табличных данных можно сделать вывод, что внутренний аудит является самым актуальным и предпочтительным, глубоким по содержанию и отвечающим нынешним требованиям, так как ряд вопросов, решаемых внутренним аудитом, очень велик [7].

В процессе проведения внутреннего аудита осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия.

Рис. 4. Проверка деятельности предприятия в процессе проведения внутреннего аудита

Порядок проведения внутреннего аудита направлен на улучшение финансово-экономической деятельности предприятия. Критерием оценки в этом случае — показатель чистой прибыли, выручки и трат. Цель отдела аудита-выявить неэффективные растраты, сократить их, направить свободные деньги из выручки на реинвестиции. Достоверность отчётности подтверждается не только опытом и знаниями команды по выявлению ошибок, но и внутренней документацией.

Внутренний аудит может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков, но не может детально аудировать каждый бизнес-процесс компании ежегодно. Однако, он довольно чётко способен анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями, например, системой внутреннего контроля, с целью оценки их эффективности.

И, поскольку внутренний аудит призван оценивать систему внутреннего контроля, представляется логичной классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля [2].

Рис. 5. Классификация внутреннего аудита в соответствии с целями внутреннего контроля

Внутренний контроль и внутренний аудит, естественно, объединяет основная, результирующая цель — повышение уровня оценочной стоимости организации. И эта цель достигается через эффективное использование имеющихся ресурсов у компании. Поэтому торговые организации, которые уделяют существенное и вдумчивое внимание вопросам внутреннего контроля и аудита, без сомнения имеют преимущество и становятся более привлекательными для долгосрочных инвесторов, поскольку характеризуются высокими финансовыми показателями.

Читайте так же:  Бизнес план по открытию кузовного ремонта

Таким образом, главная цель руководителя организации — это создание и внедрение той системы контроля, которая бы помогала вовремя выявлять и устранять отклонения, ошибки, способствуя повышению эффективности работы, а не полностью исключать и гарантировать их отсутствие, что бы являлось не совсем плодотворным показателем труда.

Основной принцип организации внутреннего контроля состоит в том, что необходимо контролировать то, как устроен и работает бизнес-процесс и какие важные и качественные изменения в нём происходят, а зацикливаться на экспертном контроле операций вовсе не стоит. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества проверенных заново операций [7].

Источник: http://moluch.ru/archive/262/60616/

Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 10.04.2017 2017-04-10

Статья просмотрена: 959 раз

Библиографическое описание:

Быков И. А., Токарев А. Ю. Система внутреннего финансового контроля и проверка налоговой отчётности // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 328-331. — URL https://moluch.ru/archive/148/41574/ (дата обращения: 12.02.2020).

В данной статье рассматривается понятие системы внутреннего финансового контроля, необходимость организации данной системы. Рассматриваются способы организации внутреннего финансового контроля, преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых способов. Также определены рекомендации для предприятий при разработке системы финансового контроля.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, контроль, риски, налоги, налоговый контроль, отчетность

Для эффективного управления предприятием необходима качественная система внутреннего контроля. Проблема построения такой системы в современных российских предприятий заключается в недостаточном профессионализме сотрудников либо в недостатке ресурсов у небольших или средних предприятий. В то же время крупные предприятия сталкиваются с проблемой неэффективного расходования ресурсов. В итоге получают малоэффективную систему, не способную качественно оценивать риски управления предприятием. [1]

Основная цель создания внутреннего финансового контроля в том, чтобы пресечь нарушения, сбои и злоупотребления, которые возникают там, где точно не определен системный подход в работе с финансами. Говоря научным языком, задачи внутреннего финансового контроля заключаются в контроле над результативностью, продуктивностью и рациональностью деятельности; точностью и верностью финансовой отчетности; контроль за соблюдением действующих законов и нормативных актов.

В данной статье проанализируем основные подходы организации системы внутреннего контроля на российских предприятиях.

С января 2013 года в РФ вступил в действие федеральный закон № 402-ФЗ, с принятием которого организация внутреннего контроля на предприятиях стало обязательно.

Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению цели.

При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать масштаб предприятия, организационную структуру, регион расположения филиалов и самого предприятия, тип ведения бухгалтерского учета (централизованный либо по филиалам). Также необходимо учитывать еще и стоимость создания такой системы.

В России широко применяются несколько способов организации и ведения службы внутреннего контроля. Какой из способов выбрать, каждое предприятие выбирает по своему усмотрению.

1 Способ. Создание системы внутреннего контроля силами сотрудников предприятия, возможно с привлечением внешних вендоров.

2 Способ. Частичная организация внутреннего финансового контроля на стороне предприятия, частичная на стороне компании-аутсорсинг (кратко «ко-сорсинг»).

3 Способ. Полный аутсорсинг, то есть полная организация внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Опишем способы более подробно.

По первому способу предприятие нанимает сотрудников с определенным опытом, навыками. Предприятие может внедрять специализированное ПО для автоматизации функции внутреннего финансового контроля, в том числе с привлечением внешних разработчиков. Данный способ наиболее дорогостоящий — это является минусом данного подхода. К плюсам подхода можно отнести факт того, что служба финансового контроля это неотъемлемая часть предприятия, которая функционирует вместе с предприятием, участвуя во всех финансовых процессах, что позволяет высшему руководству получать более точную и обширную информацию в разрезе как всего предприятия, так и в разрезе отельных его частей, что позволяет принимать соответствующие адекватные решения в оперативном порядке. Качество управления предприятием и достоверность полученных результатов при данном способе выше, что создает доверие со стороны инвесторов.

Второй способ, ко-сорсинг, это разделение функций осуществления внутреннего финансового контроля между сотрудниками предприятия и внешними исполнителями компании-аутсорсинг. Между сторонами участниками заключается договор. Обязанности по договору компании-аутсорсинг могут быть, как выполнение какого-либо отдельного бизнес-процесса, так и режим консультации сотрудников предприятия. К преимуществам данного подхода можно отнести, обширность рынка компаний-аутсорсинг, возможность привлечения высокоуровневых специалистов, а также возможность разделить функций процесса внутреннего финансового контроля между внешними компаниями. Например, сложные операции поручить более дорогостоящей компании, более легкие операции поручить менее дорогостоящей компании. К недостаткам подхода отнесем — отсутствие видения полной картины о предприятии; более сложная система налогообложения.

Третий способ, — это полная организация внутреннего финансового контроля на стороне аутсорсинговой компании. На стороне предприятия создается аудиторский комитет, который взаимодействует с компанией-аутсорсинг. К плюсам данного подхода можно отнести, — минимизация затрат предприятия; высокий профессионализм внешних специалистов; оперативность создания системы внутреннего контроля; минимизация усилий по координации со стороны высшего руководства. К минусам отнесем, отсутствие полного знания о предприятии; отсутствие систематичности; проблемы с соотнесением затрат для налоговых органов.

Если руководством организации принято решение о создании или полном совершенствовании системы внутреннего контроля, то процесс формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  1. Формирование внутренних целей системы.
  2. Определение функций, необходимых для достижения указанных целей.
  3. Формирование полноценной структуры, предусматривающей наличие службы внутреннего аудита.
  4. Разработка положений, внутренних стандартов, комплекса документов, направленных на выполнение целей и функций.

Грамотная постановка системы контроля позволит оказать существенное влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В том числе она способствует становлению финансовой устойчивости, формированию своевременной и достоверной финансовой и налоговой отчетности, сохранности имущества и информации.

После того, как фирма выбрала способ организации финансового контроля — наступает полный цикл её функционирования, после отчётного периода, наступает цикл — оценки системы внутреннего контроля и проверка налоговой отчётности. Внутренний контроль и аудит на предприятия являются важнейшей частью современной системы управления, позволяющими достичь максимизации прибыль и минимизации издержек. Для анализа системы используется — оценка аудиторских рисков и внутренний контроль.

Внутренняя финансовая отчетность включает в себя составление налоговой отчётности, контроль и исполнение данного отчёта.

Читайте так же:  Как взять кредит для открытия малого бизнеса

Налоговое бюджетирование- это составление бюджетов налогов всех подразделений, отчёта об налогах, уплата налогов всех уравнений и анализ ведения налоговой политики организации.

Налоговый контроль проводится в организации с целью проведение глубокого анализа методов и форм налогового бремени, а конечная цель контроля — минимизация налогов в будущих периодах.

Налоговый контроль — это новая функция в фирмах, поэтому создание подразделения, которое будут заниматься данным процессом занимает много времени и требует высококвалифицированных специалистов, имеющих специализацию и опыт работы с налоговыми вычетами и знающих налоговый кодекс РФ.

Создание подразделения начинается с постановки главной цели (миссии) данного процесса. Как правильно целью будет выступать процесс поставки плановых показателей налогового бремени, анализ исполнения бюджетов, своевременность и полнота уплаты налогов и стремление к законной минимизации отчислений. [2]

После создания миссии, требуется постановка задач и пути решения проблем.

Когда определены цели, задачи, назначены специалисты — начинается сам процесс контроля.

Процесс сложный, включающий в себя аналитические действия сотрудников.

В конечном периоде (ежеквартальная, девять месяцев, годовая отчётности) специалист подразделения даёт полную оценку эффективности деятельности фирмы на предмет налоговой политики. Если получены какие-либо отклонения, то данные помогут вывести показатели на эффективный уровень в будущих периодах.

На контрольную среду влияет ряд важнейших факторов:

− прозрачность налоговой отчетности, готовность к исправленную текущих ошибок, получения консультаций у аудиторов, осуществление контроля за ведением всех видов учёта.

− наличие должных инструкций.

− распределение ответственности и полномочий на предприятии, проведение внутреннего финансового аудита.

В основе функционирования системы внутреннего финансового контроля лежит ряд принципов, такие как:

  1. Принцип баланса — субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими средствами (организационными и техническими) для их надлежащего контроля.
  2. Принцип постоянства — система контроля действует на постоянной основе — выполняется непрерывный учёт, сбор и анализ данных.
  3. Принцип комплексности — все объекты внутреннего контроля в фирме должны быть охвачены различными формами контроля.
  4. Принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность за некачественное выполнение функций.
  5. Принцип распределения обязанностей — функции работников системы контроля распределены на сектора и центры ответственности.

Внутренний финансовый контроль связан не прерывно с налоговой системой компании – каждая фирма должна самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её основные концепции в учётной политике компании.

Предварительная оценка системы налогообложения компании, включает:

− глубокий анализ элементов системы компании;

− проверка метода исчисления налогов;

− налоговая и правовая экспертиза системы хозяйственных отношений;

− определение факторов, влияющих на итоговые налоговые показатели. [3]

Выполнение таких процедур позволяет рассмотреть существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения нормам действующего законодательства.

Внутренний налоговый учёт позволяет административному блоку компании выстраивать грамотную политику использования финансовых ресурсов с помощью рационального внедрения коллективного анализа.

Данный анализ включает проверку правильного использованная всех видов ресурсов в компании, а также дает комплексную оценку действий и процессов внутри фирмы, поэтому система финансового контроля и проверка налоговой отчётности, в конечных периодах, тесно связаны и проводятся для улучшения финансовой стабильности компании и благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Таким образом проверка и подтверждение правильности исчисление и оплаты фирмой налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводится как по всем налогам, так и по отдельным её видам. При анализе проверяется налоговая отчётность, предоставленная по установленным формам (декларации, расчёты по налогам, справки и т. д.), а также правомерность использования льгот.

Исходя из проведенного анализа способов организации системы внутреннего финансового контроля на предприятии, можно сделать следующий вывод: способ создания системы внутри предприятия силами внутренних сотрудников и способ разделения функций между предприятием и сторонней фирмой подходят наиболее крупным или перспективным предприятиям, в стратегии которых лежат глобальные инвестиции и цели. Для малого и среднего бизнеса наиболее подходящий способ — это способ организации внутреннего финансового контроля компанией-аутсорсинг.

Проверка налогового учёта в компании неотъемлемая часть контроля, которая осуществляется человеком с профессиональными навыками учёта и анализа с целью минимизации издержек и проверкой правильности начисления налогов и своевременности их уплаты.

  1. Г. Б. Полисюк, Г. И. Сухачева. Аудит: технология проверки. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2005. — 176 с.
  2. М. В. Мельник, В. В. Бердников. Анализ и контроль в коммерческой организации. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с.
  3. Л. Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. — М.: ТЕИС, 2003. — 254 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/148/41574/

Особенности оценки эффективности внутреннего финансового аудита

Автор: И.С. Егорова, канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», член экспертного совета СРО РСА, e-mail: [email protected]
Источник: Журнал “АУДИТОР” №4-2018
Опубликовано: 11 мая 2018

Статья посвящена вопросам оценки эффективности использования средств, выделенных на осуществление внутреннего финансового аудита, а также проблемам определения показателей эффективности и их идентификации, при этом основной акцент сделан на особенности определения показателей эффективности использования государственных ресурсов.

В рамках аудита в настоящее время как в российской, так и в международной практике важнейшее значение приобретает оценка эффективности вложенных средств. Несмотря на то, что согласно стандартам ау­диторской деятельности пользователь не дол­жен принимать мнение аудитора как под­тверждение эффективности ведения дел руководством экономического субъекта, дан­ная оценка является одной из основных при принятии управленческих решений. Кроме того, оценка эффективности является перво­степенной при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответ­ствии с профессиональными стандартами деятельности.

При определении понятия «эффектив­ность» его нередко отождествляют с поня­тием «эффект», что является неверным с позиций идентификации и определения данных понятий. ГОСТ ISO 9000-2011 «Меж­государственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и сло­варь» трактует понятие эффективности (efficiency) как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопросы аудита эффективности сегодня достаточно хорошо изучены применитель­но к оценке использования государственных средств как при осуществлении государ­ственного аудита, так и при определении системы ключевых показателей эффектив­ности для госкомпаний. Аудит эффектив­ности занимает одно из основных мест в видовой структуре контрольных меропри­ятий, проводимых Счетной палатой, кото­рые в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач подразделя­ются на несколько видов, представленных на рис. 1.

Читайте так же:  Устав ооо консультант плюс образец

В разное время термин «аудит эффектив­ности» в контексте эффективности исполь­зования государственных средств опреде­лялся по-разному. Так, в [16] аудит эффек­тивности определяется как новый вид конт­роля, призванный оценить результативность различных бюджетных расходов и их влия­ние на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов, в [14] — как разновидность финансового контроля госу­дарственных средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, других распоряди­телей и получателей государственных средств в целях определения эффективности исполь­зования ими государственных средств, полу­ченных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

С.Н. Рябухин под аудитом эффективно­сти государственных расходов понимает систематизированную, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной вла­сти в части расходования финансовых средств и сохранности государственного имущества. Также автор подчеркивает, что аудит эффективности может рассматривать­ся как одно из направлений деятельности государственной организации или же функ­ционально ориентированная область ис­пользования бюджетных средств, охваты­вающая ряд ведомств и организаций [11].

По мнению И.А. Зуевой, аудит эффектив­ности государственных расходов — это со­временная форма финансового контроля, играющая существенную роль в структуре учета в рамках государственной контроль­ной системы и имеющая целью оценить на­правления и дать гарантии эффективной работы и экономного использования госу­дарственных ресурсов [12].

Е.Н. Синева отмечает, что аудит эффек­тивности является инструментом государ­ственного финансового контроля. Направ­ленность же аудита эффективности харак­теризуется, по мнению автора, не только оценкой эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятель­ности, но и выработкой рекомендаций по устранению нарушений и дальнейшему повышению результативности использова­ния бюджетных средств [15].

М.П. Афанасьев называет аудит эффек­тивности новой ступенью развития систе­мы государственного финансового контро­ля, которая представляет собой независи­мую проверку, осуществляемую государ­ственными органами внешнего контроля в целях оценки результативности и эконом­ности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной соб­ственностью [5].

Ф.В. Голубев считает, что аудит эффек­тивности — это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с ко­торыми проверяемая организация исполь­зует имеющиеся ресурсы [6].

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюд­жетного кодекса целями внутреннего фи­нансового аудита являются: оценка надеж­ности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждение досто­верности бюджетной отчетности и соот­ветствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам Минфина России, а также подготовка предложений о повы­шении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Ввиду особой актуальности, которую приобретают в настоящее время вопросы организации и методики проведения внут­реннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе экономики, це­лесообразно эффективность контрольных мероприятий рассматривать с двух позиций:

  • стандарта СГА 104 «Стандарт внешне­го государственного аудита (аудита). Аудит эффективности»;
  • стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 «Проверка и ана­лиз эффективности внутреннего финансо­вого аудита».

Предназначение у этих стандартов раз­ное — в первом охарактеризованы подходы к определению эффективности использо­вания государственных средств в объектах внешнего государственного аудита, во вто­ром приведено методологическое обеспе­чение проверки и анализа эффективности внутреннего аудита Счетной палатой Рос­сийской Федерации.

В СГА 311 рассматриваются общие по­ложения, содержание внутреннего финан­сового аудита, предмет, цели, задачи, мето­дика проведения проверки и анализа эф­фективности внутреннего финансового аудита.

К документу прилагаются типовые таб­лицы для занесения в них результатов про­верок в целях дальнейшего анализа и полу­чения результатов, свидетельствующих о состоянии внутреннего финансового ау­дита. Основные цели, задачи, этапы орга­низации и проведения проверки и анализа системы внутреннего финансового контро­ля согласно Стандарту внешнего государ­ственного аудита (контроля) СГА 311 «Про­верка и анализ эффективности внутренне­го финансового аудита» представлены на рис. 2.

СГА 311 используют члены Коллегии Счетной палаты, инспекторы и иные со­трудники аппарата Счетной палаты:

  • при проверке исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюдже­тах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финан­совый год;
  • при проведении в главном администра­торе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств самостоятельных тема­тических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включающих в себя или направленных на проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита.

Проверка и анализ внутреннего финан­сового контроля осуществляются в два этапа:

  • на первом этапе оценивается, прове­ряется и анализируется подготовленность системы внутреннего финансового аудита к выполнению стоящих перед ней задач;
  • на втором этапе изучаются и анализи­руются результаты функционирования сис­темы внутреннего финансового аудита, оценивается эффективность стоящих перед ней задач.

В целях реализации каждого этапа в СГА 311 предусмотрен список вопросов, позволяющих получить количественные оценки эффективности системы внутрен­него финансового аудита для последующе­го их анализа. Выводы, сформулированные в ходе анализа результатов проверки с по­мощью заполнения соответствующих таблиц и получения количественных оценок, гово­рят об эффективности или неэффективно­сти системы внутреннего контроля. Таким образом, по существу, в СГА 311 представ­лена доступная и удобная схема оценки системы внутреннего финансового аудита, но в то же время он не позволяет оценить эффективность использования выделяемых на осуществление внутреннего финансово­го аудита государственных средств.

В этой связи в данной статье предлага­ется ряд показателей, которые могут быть использованы при подготовке предложений о повышении экономности и результатив­ности использования бюджетных средств в рамках осуществления внутреннего фи­нансового аудита. В качестве оценочных нами рекомендуется применение трех по­казателей, а именно: экономности, продук­тивности, результативности [1] .

[1 ] Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: пробле­мы идентификации и осуществления // Аудитор. — 2017. — № 1.

Экономность характеризуется достиже­нием заданных результатов с использова­нием наименьшего объема федеральных и иных ресурсов, поэтому условие эконом­ности использования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего аудита в формализованном виде можно представить следующим образом:

При этом под Р1 можно понимать до­полнительно разработанные в рамках сис­темы внутреннего контроля результаты оценки эффективности использования фе­деральных и иных средств дополнительно к максимально возможным.

Для оценки результативности исполь­зования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансо­вого аудита можно воспользоваться формой рабочего документа, представленного в табл. 3.

Анализ различных показателей эффектив­ности использования федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего ау­дита позволяет сделать вывод, что показа­телем эффективности по сути является только показатель продуктивности, пока­затели же экономности и результативности являются показателями эффекта.

Предлагаемая форма рабочего документа оценки результативности федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансового аудита (составлено автором)

Читайте так же:  Государственная регистрация юридических лиц административное право

Обозначение, методика расче­та

Отклонение, тыс. руб.

Объем федеральных и иных ресурсов на осуществление внутреннего финансового аудита, тыс. руб.

Источник: http://gaap.ru/articles/Osobennosti_otsenki_effektivnosti_vnutrennego_finansovogo_audita/

Государственный финансовый контроль и аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственных программ

В 2018 году приняты новые Стандарты государственного финансового контроля и новые стандарты внутреннего финансового контроля и аудита: (Приказ Минфина России от 29.12.2017 №1401 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2016 года №822»;
Приказ Минфина России от 29.12.2017 №1394 «О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 7 сентября 2016 года №356»; приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2017 г. № 269н «Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка бюджетной (бухгалтерской) отчетности»; приказ Министерства финансов РФ от 29 декабря 2017 г. № 268н «Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля «Проверка предоставления из федерального бюджета и (или) использования субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям»).

Подготовлены изменения в Правила осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193) в части:

— «увязки» осуществления ВФК и ВФА с необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

— применения риск-ориентированного подхода по определению проверяемых данных и используемых в их отношении методов аудита в целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности;

— подчиненности субъекта ВФА непосредственно и исключительно руководителю ГАБС;

— анализа бюджетных рисков.

Подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ, направленные на повышение эффективности деятельности органов госфинконтроля. Изменения касаются:

— расширения сферы государственного (муниципального) финансового контроля;

— формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

— совершенствования порядка реализации результатов государственного (муниципального) финансового контроля;

— развития внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Цель нововведений – обеспечение эффективного взаимодействия органов государственного (муниципального) финансового контроля, систем внутреннего финансового контроля и подразделений внутреннего финансового аудита в целях снижения вероятности нарушений бюджетного законодательства, выявления финансовых (бюджетных) правонарушений и их пресечения.

Цель семинара:

дать разъяснения по осуществлению внутреннего финансового аудита в главных администраторах бюджетных средств (планирование, проведение аудиторских проверок, оценка рисков, документирование), а также рассмотреть вопросы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (риск-ориентированное планирование деятельности, особенности проверок межбюджетных трансфертов, государственных (муниципальных) учреждений, полномочия органов ГФК по контролю в сфере закупок (ч.8 ст. 99 закона № 44-ФЗ), а также типичные нарушения и ошибки, выявляемые по результатам контрольных мероприятий). На семинаре будут рассмотрены примеры нарушений, выявляемых органами государственного финансового контроля.

Семинар предназначен

для специалистов контрольных и финансово-экономических подразделений ФОИВ, государственных учреждений, финансовых органов региональных администраций и муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств, унитарных предприятий, получающих бюджетные средства.
Источник: http://www.klerk.ru/seminar/show/43796/

Аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 июля 2018 года N 451

Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства социальной политики Калининградской области от 23.10.2018 N 762, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля согласно приложению N 1.

2. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового аудита согласно приложению N 2.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е.В. Фомченкову.

Министр социальной политики
А.В. Майстер

Приложение N 1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля Министерством социальной политики Калининградской области

Приложение N 1
к Приказу Министерства
социальной политики
Калининградской области
от 23 июля 2018 г. N 451

Раздел 1. Общие положения

1.2. Настоящий Порядок разработан для использования при организации и осуществлении внутреннего финансового контроля выполнения функций и осуществления полномочий по организации и выполнению внутренних процедур составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности в структурных подразделениях (отделах) Министерства социальной политики Калининградской области (далее — Министерство).

1.3. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля при выполнении руководством и сотрудниками Министерства функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

1.4. Настоящий Порядок устанавливает:

— организацию и осуществление внутреннего финансового контроля руководством и сотрудниками Министерства при выполнении ими функций и осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности;

— требования к оформлению результатов осуществления внутреннего финансового контроля;

— требования к рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и к осуществлению контроля выполнения управленческих решений, принятых по его результатам.

Раздел 2. Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль — непрерывный процесс, осуществляемый руководством, должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими бюджетные процедуры, направленный на соблюдение правовых актов Министерства, регулирующих составление и исполнение бюджета Калининградской области, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

2.2. Предметом внутреннего финансового контроля являются бюджетные процедуры (составляющие их операции), осуществляемые Министерством в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.

2.3. Формами осуществления внутреннего финансового контроля являются выполняемые контрольные действия, к которым относятся:

— проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и Калининградской области, регулирующих бюджетные правоотношения;

— подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

— сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

2.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется должностными лицами в структурных подразделениях (отделах) Министерства в соответствии с их должностными регламентами по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

2.5. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в структурных подразделениях (отделах) Министерства несет начальник (иное уполномоченное лицо) соответствующего структурного подразделения (отдела) Министерства.

Раздел 3. Планирование внутреннего финансового контроля

3.1. Планирование внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля (далее — Карта контроля) для структурных подразделений Министерства (приложение 1).

3.2. Процедура формирования Карт контроля осуществляется на основании анализа операций внутреннего финансового контроля на необходимость проведения в отношении их контрольных мероприятий, для чего начальниками (иными уполномоченными лицами) структурных подразделений (отделов) Министерства осуществляется анализ операций внутреннего финансового контроля.

Читайте так же:  Госпошлина за реорганизацию юридического лица

3.3. Актуализация Карт контроля проводится:

— до начала очередного финансового года;

— при принятии решения заместителем министра социальной политики Калининградской области (далее — заместитель Министра) о внесении изменений в Карты контроля;

— в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения.

3.4. В Карте контроля по каждому процессу внутреннего финансового контроля устанавливаются:

— операция внутреннего финансового контроля;

— должностное лицо, ответственное за выполнение процесса, операции (формирование документа);

— срок выполнения операции;

— должностное лицо, осуществляющее внутренний финансовый контроль;

— характеристики контрольного действия (метод контроля, контрольное действие, вид/способ контроля).

3.5. Заместитель министра до 31 декабря текущего года представляет на утверждение министру социальной политики Калининградской области (далее — Министр) Карты контроля на планируемый год.

3.6 Утвержденные Министром Карты контроля направляются для ознакомления сотрудникам структурных подразделений (отделов) Министерства с обязанностью осуществления внутреннего финансового контроля.

3.7. Контроль за планированием внутреннего финансового контроля осуществляет заместитель Министра.

Раздел 4. Проведение внутреннего финансового контроля

4.1. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях (отделах) Министерства осуществляется с соблюдением процессов, операций, сроков выполнения, методов, контрольных действий и способов контроля, указанных в Картах контроля.

4.2. В рамках настоящего Порядка при осуществлении внутреннего контроля применяются следующие методы и способы:

методы осуществления внутреннего финансового контроля — самоконтроль, контроль по уровню подчиненности;

способы осуществления внутреннего финансового контроля — сплошной, выборочный.

4.3. Самоконтроль осуществляется должностным лицом каждого структурного подразделения (отдела) Министерства сплошным способом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие бюджетному законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и Калининградской области, регулирующим бюджетные правоотношения, должностному регламенту, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

4.4. Контроль по уровню подчиненности осуществляется начальниками (иными уполномоченными лицами) структурных подразделений Министерства как сплошным, так и выборочным способом путем подтверждения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.

Раздел 5. Оформление результатов внутреннего финансового контроля

5.1. Оформление результатов внутреннего финансового контроля должностными лицами структурного подразделения (отдела) Министерства осуществляется в форме информации о контрольных мероприятиях (далее — Информация), содержащей сведения об осуществленных за определенный временной интервал (проверенный период) процессах внутреннего финансового контроля в разрезе операций внутреннего финансового контроля (приложение 2).

5.2. Порядок и периодичность (ежедневно, еженедельно, подекадно, ежемесячно, ежеквартально) представления Информации определяется начальником структурного подразделения (отдела) Министерства.

5.3. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах их возникновения, а также предлагаемые меры по устранению нарушений отражаются в журнале внутреннего финансового контроля (приложение 3).

5.4. Оформление и ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляются в структурных подразделениях (отделах) Министерства на основании Информации сотрудников отдела в форме электронного документа. Не позднее окончания отчетного периода (квартала) либо по мере необходимости журнал внутреннего финансового контроля подлежит выведению на бумажный носитель. Распечатанный журнал внутреннего финансового контроля сшивается, пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется подписью начальника структурного подразделения (отдела) Министерства.

5.5. Журнал внутреннего финансового контроля на бумажном носителе не реже одного раза в квартал направляется на рассмотрение заместителю Министра. О результатах рассмотрения в журнале внутреннего финансового контроля делается соответствующая отметка.

5.6. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля заместителем Министра принимаются решения с указанием сроков их выполнения, которые могут быть направлены на:

— изменение карты внутреннего финансового контроля в части изменения периодичности проведения контрольных мероприятий в отношении отдельных операций внутреннего финансового контроля либо в части исключения отдельных операций финансового контроля из числа процессов внутреннего финансового контроля;

— на предложения по доработке или изменению процессов и операций внутреннего финансового контроля, интегрированных в соответствующее программное обеспечение;

— на предложения по внесению изменений в соответствующие нормативные акты в части организации внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций внутреннего финансового контроля;

— на принятие в отношении сотрудников структурных подразделений Министерства управленческих решений по результатам внутреннего финансового контроля.

Раздел 6. Порядок и форма отчетности о результатах внутреннего финансового контроля

6.1. Ежеквартально, не позднее 15 рабочих дней с даты завершения отчетного квартала, структурные подразделения (отделы) Министерства представляют заместителю Министра на бумажном носителе отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее — Отчет) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

6.2. Не позднее 15 рабочих дней с даты завершения отчетного года заместитель Министра представляет Министру Отчет для принятия им решений при наличии оснований с указанием сроков их выполнения, которые могут быть направлены на:

— обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

— изменение внутренних стандартов и процедур, в том числе учетной политики Министерства;

— уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов;

— устранение конфликтов интересов у должностных лиц Министерства, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

— проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

— ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Министерства.

6.3. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных Министру.

Министр социальной политики
А.В. Майстер

Приложение N 1. Карта внутреннего контроля

Приложение N 1
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
Министерством социальной политики
Калининградской области

Карта внутреннего контроля

Наименование структурного подразделения: ______________________________

Ответственный за выполнение процесса, операции (формирование документа) с указанием Ф.И.О., должности

Срок выполнения операции

Ответственные за осуществление внутреннего контроля с указанием Ф.И.О., должности

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550158507

Аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here