Аудит как вид финансового контроля

Полная информация на тему: "Аудит как вид финансового контроля". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Аудит как вид финансового контроля

Особенности финансового контроля

Финансовый контроль – это мероприятия, проводимые специализированными надзорными органами или отдельными лицами, с целью выявления оптимальности и законности использования финансовых средств субъектами хозяйствования.

Контроль финансов является одним из элементов управления хозяйственной деятельностью, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Его сущность заключается в реализации действий уполномоченных организаций и лиц действий по проверке соблюдения следующих положений:

  1. Соответствие финансовых отношений нормам установленного права.
  2. Обеспечение интересов каждого участника финансовой деятельности.

Многие специалисты считают, что финансовый контроль является наиболее важным из всех надзорных операций, так как финансовая система оказывает влияние практически на все сферы жизни общества. Применение его норм позволяет выработать финансовую дисциплину, обеспечить законность действий всех участников отношений. Кроме того, следование правилам финансовых отношений сохраняет права собственника имущества. Под имуществом в данном случае понимаются деньги, собственность, финансовые обязательства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Контроль финансов направлен на обеспечение соблюдения кассовой дисциплины. Он определяет границы полномочий контролирующих органов, а также выявляет случаи злоупотребления полномочиями и использования власти в корыстных целях. Контроль помогает отслеживать правильность отображения хозяйственных операций в документации. Одной из главных задач контроля на макроэкономическом уровне можно назвать отслеживание формирования и расходования бюджетных средств. Еще одной статьей, обязательной для контроля является использование целевых средств внебюджетных фондов. Информация для проверок обычно берется из данных управленческого, финансового и бухгалтерского учета. Так же контроль может осуществляться в сфере ценообразования, регулируемого государством. По итогу проверок разрабатываются меры привлечения к ответственности, определяется размер санкций.

Сущность аудита

Аудит является методом проверки финансовой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

По своей сути, это предпринимательская деятельность, которая может осуществляться аудиторскими организациями или аккредитованными индивидами. Аудиторские проверки также могут проводиться собственными силами предприятий.

Целью аудита является подтверждение правильности и достоверности отражения данных о совершенных финансовых данных в документации. Наиболее часто к услугам аудита предприниматели обращаются для того, чтобы:

  1. Получить экспертную оценку достоверности собственных финансовых операций.
  2. Благодаря экспертному мнению сформировать доверительные отношения с контрагентами и партнерами, дабы повысить их интерес к экономическому сотрудничеству.

Объектом аудиторского исследования является финансовая и бухгалтерская отчетность, которой пользуются инвесторы, наемные сотрудники, кредиторы, подрядчики, поставщики, потребители, государственные органы власти. Независимый контроль обязательный и инициативный эффективно и давно применяется в развитых странах. В России этот опыт является относительно новым.

Аудит может проводиться относительно финансовых средств, операций, проведенных субъектом за период. Аудиторская проверка позволяет определить следование законодательству, правилам, стандартам. Существуют специальные формы аудита, проводимые для формирования экспертной оценки о достоверности и надежности информации.

Проведение аудиторской проверки может осуществляться различными методами. Сюда относят инвентаризацию, визуальное наблюдение, аналитическую работу с документами, использование информационного моделирования, проведение камеральных проверок. Так же широко применяются расчетно-аналитические методы, основанные на фундаментальных знаниях из экономики и финансового дела.

Аудит как вид финансового контроля

Одной из форм финансового контроля является аудиторская проверка. Она представляет собой действенный инструмент определения несоответствий, нарушений, узких мест в финансовом учете и отчетности. В зависимости от лица, проводящего проверку, аудит делят на внешний и внутренний. Внутренний аудит проводится собственными силами компании. Для этой цели могут выделяться отдельные специалисты, либо создаваться целое подразделение. Внутренние аудиторские проверки позволяют оптимизировать доходы и расходы предприятия, выработать новые рациональные подходы к их использованию. Задачи для проведения внутренней аудиторской проверки определяются под каждое отдельное мероприятие.

Внешние проверки осуществляются независимыми организациями или лицами. Они дают экспертное мнение при проверке финансовой отчетности, экспертизе общего финансового состояния объекта. Так же они могут разрабатывать рекомендации по стабилизации финансового состояния, работе с платежеспособностью. Обязательной финансовой проверке ежегодно подвергаются следующие субъекты:

  • Банки.
  • Центральный банк.
  • Кредитные организации.
  • Страховые компании.
  • Биржи.
  • Внебюджетные фонды.
  • Акционерные общества.
  • Компании, имеющие в уставном капитале иностранные инвестиции.

Аудиторский контроль может учесть интересы сразу двух сторон – субъектов хозяйствования и государства. Субъекты заинтересованы в приумножении доходов и оптимизации обязательных платежей в пользу бюджета. Государству необходимо проверять полноту и своевременность выполнения субъектами экономики своих финансовых обязательств.

По итогу проверки составляется заключение, представляющее собой официальный документ. В нем содержатся данные о выявленных нарушениях и несоответствиях, а также прописывается экспертное мнение аудитора, проводившего проверку. Заказчики аудиторских услуг заинтересованы в их качестве. Для того, чтобы обеспечить потребителей экспертными аудиторскими проверками, в России реализуются действия по государственной аттестации организаций и лиц, оказывающих аудиторские услуги. За нарушение процедуры аудита, сторонние аудиторские компании несут ответственность согласно установленных правовых норм в виде уголовных, административных и гражданско-правовых наказаний.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/finansy/audit_kak_vid_finansovogo_kontrolya/

Аудит как форма финансового контроля

Аудит представляет собой вид деятельности направленный на независимую оценку деятельности предприятия и выражения мнения о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Согласно российской практике существуют следующие виды аудиторского контроля:

  • Финансовый аудит – это проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности в целях оценки степени ее достоверности.
  • Ценовой аудит – проверка правомерности установления цены на заказ.
  • Налоговый аудит – аудиторская проверка предприятия на соответствие налоговому законодательству.
  • Аудит хозяйственной деятельности – периодический анализ хозяйственной деятельности компании.
  • Управленческий аудит – проверка предприятия, а также всех видов ресурсов используемых для управления предприятием.
Читайте так же:  Общественное объединение без регистрации юридического лица

Так же существует специальный аудит, направленный на проверку конкретных аспектов деятельности аудируемого лица и аудит на соответствие требованиям, то есть анализ финансовой или хозяйственной деятельности направленный на определение ее соответствия тем или иным условиям, законам или правилам.

Аудиторская проверка относится к негосударственным видам финансового контроля, основными задачами которого являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия, совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

Аудит как вид финансового контроля, в зависимости от того кто проводит проверку, подразделяется на: внутренний и внешний. Внутренний аудит проводится специальной службой внутреннего контроля предприятия и направлен на повышение эффективности управленческих решений. Внутренний аудит проводится непрерывно охватывая все участки хозяйственной деятельности того или иного предприятия. Внешний аудит представляет собой независимый финансовый контроль за деятельностью предприятия. Его как раз таки и осуществляют независимые аудиторские организации или физические лица (аудиторы) получившие лицензию, которая дает право на осуществление аудиторской деятельности и независимого финансового контроля на предприятии.

Одной из таких компаний, которая вот уже на протяжении 20 лет предоставляет услуги по проведению любых аудиторских проверок, является ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». Специалисты нашей компании имеют квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты).

Специалисты ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» осуществляют весь комплекс услуг, в том числе и все виды финансового контроля, необходимых для проведения качественной аудиторской проверки. Мы в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах проведения аудиторской проверки, поможем исправить недочеты и нарушения, а также дадим рекомендации для дальнейшего эффективного ведения бизнеса и многое другое.

Выбирая ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» вы получаете надежного помощника для качественного и достоверного проведения аудита!

Источник: http://hi-audit.ru/publikatsii/3-stati/15-audit-kak-forma-kontrolya.-vidy-auditorskogo-kontrolya/

Государственный аудит как вид финансового контроля в правовой системе Российской Федерации (Т.А. Рик, В.В. Титов, «Право и экономика», N 9, сентябрь 2005 г.)

Государственный аудит как вид финансового контроля в правовой
системе Российской Федерации

О Счетной палате РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации «Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата призвана осуществлять следующие задачи:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Следовательно, все проводимые в РФ реформы, в частности, административная реформа, а также концепции их осуществления должны быть разработаны с учетом комплексного подхода к решению поставленных задач. Модернизацию и усовершенствование в условиях повышения эффективности работы федеральных органов исполнительной власти также необходимо разумно соотносить с разработкой как концепции государственного финансового контроля, так и преобразованием всей системы финансового контроля в России в целом. Необходимо уделить должное внимание разработке категориального аппарата такого института финансового права, как финансовый контроль.

Виды финансового контроля

Так, наличие терминологического хаоса и неоднозначности использования в законодательстве того или иного понятия можно попытаться объяснить недостаточной теоретической проработанностью новых для российской правовой системы институтов. Система финансового контроля, сложившаяся еще в советское время, не могла органично воспринять постепенно претендовавшие на все более строго определенное место в ее структуре такие институты, как независимый государственный аудит и независимый негосударственный аудиторский финансовый контроль.

Рассмотрим подробнее следующие понятия: «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «государственный аудит», «негосударственный аудиторский финансовый контроль».

В системе финансового контроля во многих странах наряду с государственным финансовым контролем (ГФК) существуют государственный аудит и негосударственный независимый финансовый контроль за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций, учреждений, осуществляемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке проекта закона об аудиторской деятельности российские законодатели ориентировались на сложившуюся в Великобритании практику осуществления аудиторских проверок. Такое внимание к родоначальникам аудита представляется оправданным, однако следует учитывать особенности российской правовой системы, близость ее к романо-германской правовой семье, а также федеративное устройство России.

Итак, исходным и в то же время наиболее широким понятием, но только в российской правовой действительности (в ФРГ, например, явления «финансовый контроль» и «аудит» исследуются в разных плоскостях, когда аудит или хозяйственный контроль, как правило, не изучается в системе финансового контроля, под которой понимается осуществление контрольных мероприятий органами публичной власти*(1)), является термин «финансовый контроль», который включает в себя не только подсистемы государственного финансового контроля, государственного аудита, но и негосударственный независимый аудиторский контроль*(2).

Читайте так же:  Регистрация акционерного общества в налоговой

В определении финансового контроля как деятельности специально уполномоченных на то государственных органов не отражается такой его немаловажный структурный элемент, как негосударственный аудиторский контроль, не подчеркивается его специфика как системного явления, либо он зачастую сводится к проверке финансовой документации, соблюдения законов и иных нормативных актов.

Поэтому финансовый контроль можно определить не только как составную часть единого механизма контроля, но и как экономико-правовое явление — реализацию контрольной функции финансов, представляющее собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые являются по сути своей различными аспектами деятельности, направленной на достижение единой цели. Они разграничиваются как по поставленным перед ними задачам, так и по субъектному составу, объекту воздействия и сферам приложения усилий, приоритетности публичных или частных интересов.

Во-первых, к таким составным частям-элементам относятся государственный финансовый контроль, государственный аудит и негосударственный независимый аудиторский финансовый контроль.

Во-вторых, говоря о субъектном составе, необходимо отметить, что финансовый контроль осуществляется в нашей стране не только государственными органами, представляющими ГФК и государственный аудит, но и аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, т.е. разграничение по субъектному составу отражает и правовую природу вида финансового контроля.

В-третьих, именно при системном анализе финансового контроля выявляется такая специфика рассматриваемого явления, которая позволяет утверждать, что его сущностная характеристика — тесная взаимосвязь и взаимопроникновение публичных и частных интересов, поэтому разграничение внутри указанной системы может также осуществляться в зависимости от их приоритетности на разных этапах проводимой контрольной деятельности, например:

ГФК и государственный аудит — приоритет публичных интересов;

негосударственный аудиторский финансовый контроль — приоритет частных интересов хозяйствующих субъектов.

Поэтому государственный финансовый контроль следует определить как структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью.

При этом государственный аудит обособлен от подсистемы ГФК и не связан напрямую в организационно-правовом, финансовом и функциональном планах с негосударственным аудиторским финансовым контролем. Это, вид финансового контроля, который представляет собой специфическое комплексное явление, отвечающее в то же время всем принципам контрольной деятельности, которые присущи ГФК и негосударственному аудиторскому финансовому контролю (независимость, законность, объективность, эффективность, оперативность, гласность), и осуществляемое с использованием в ходе проводимых контрольных мероприятий как методов и приемов ГФК, так и негосударственного аудиторского финансового контроля. Государственный аудит наделен особым правовым статусом конституционным и политически нейтральным*(3) органом государственной власти — Счетной палатой для установления соблюдения законности финансовых операций подконтрольными субъектами, их достоверности, выявления целесообразности и экономической эффективности осуществляемой ими финансово-хозяйственной деятельности, определения потенциала повышения результативности использования бюджетных средств, государственной собственности, анализа государственных инвестиционных проектов.

Таким образом, с учетом приведенного определения государственного аудита должен быть пересмотрен и усовершенствован правовой статус государственного органа, его осуществляющего, определены механизмы повышения его авторитетности в системе органов и организаций, проводящих финансовый контроль в Российской Федерации.

В пункте 1 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности закреплено легальное определение понятий аудиторской деятельности, аудита как «предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

Наиболее важным признаком аудиторского контроля является его независимость, что повышает его эффективность и необходимость для хозяйствующих субъектов.

К целям аудита п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности относит выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. При этом данное положение существенным образом отличается от формулировки Временных правил об аудиторской деятельности (утратили силу), в которых закреплялось, что «основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.»

Разграничивая виды финансового контроля в зависимости от субъектного состава, т.е. субъектов, осуществляющих тот или иной вид финансового контроля, а также в зависимости от правовой природы этих субъектов, выделяем государственный аудит наряду с ГФК как самостоятельный вид подсистемы государственного контроля, относя при этом негосударственный аудиторский финансовый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, к подсистеме контроля негосударственного. Положив в основу деления финансового контроля на виды критерий отношения субъекта, проводящего контрольные мероприятия, к объекту контроля, следует выделять внешний и внутренний финансовый контроль, определяя при этом государственный аудит как внешний финансовый контроль. Это, в свою очередь, позволяет четко отграничить его от ГФК и негосударственного аудиторского финансового контроля, способных выступать по отношению в объекту контрольной деятельности в виде внешнего или внутреннего контроля (в частности, вневедомственный и внутриведомственный ГФК) (см. схему).

Государственный аудит представляется видом финансового контроля, развивающимся в русле становления рыночной экономики в Российской Федерации в направлении достижения единой цели осуществления финансового контроля и вобравшим в себя сущностные проявления как государственного финансового контроля, так и нового для нашего государства независимого негосударственного аудиторского финансового контроля. На сегодняшний день мы имеем несовершенный понятийный аппарат, отсутствие должной теоретической базы осуществления финансового контроля в новых экономических условиях, недостаточную практическую деятельность по осуществлению контрольных мероприятий, не реализованный объем полномочий, предоставленных Счетной палате как органу, призванному проводить государственный аудит в России.

Перспективным для усовершенствования системы финансового контроля в России видится дальнейшее развитие конституционного органа, призванного осуществлять государственный аудит, — Счетной палаты Российской Федерации.

Читайте так же:  Открытие табачного бизнеса

ведущий специалист Департамента регулирования

государственного финансового контроля, аудиторской

деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Министерства финансов РФ, специалист

по финансовому праву

заместитель начальника отдела методологического обеспечения

Сводного департамента аппарата Счетной палаты

Видео (кликните для воспроизведения).

Российской Федерации, экономист, специалист

по финансам и аудиту

«Право и экономика», N 9, сентябрь 2005 г.

*(1) Исследование вопроса осуществления аудиторского контроля в ФРГ проводится в свете изучения института хозяйственных контролеров, основываясь, в свою очередь, на одном из конституционных принципов (в то же время выступающим в качестве конституционно закрепленного права)свободе профессии (Berufsfreiheit) или свободе выбора профессии (ст. 12 Основного закона ФРГ).

*(2) ГФК, государственный аудит и негосударственный аудиторский контроль представляют собой виды финансового контроля, выделяемые в зависимости от субъектов, их осуществляющих.

*(3) Это должно обеспечиваться путем закрепления законодательных ограничений на осуществление политической деятельности, иной оплачиваемой деятельности, кроме научной и преподавательской, а также гарантий независимости, например, приравнивание статуса государственных аудиторов к статусу судей.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Государственный аудит как вид финансового контроля в правовой системе Российской Федерации

Т.А. Рик — ведущий специалист Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, специалист по финансовому праву

Родилась 19 августа 1982 г. В 2005 г. окончила факультет права Государственного университета — Высшей школы экономики по специальности юриспруденция.

Имеет ряд публикаций в юридических журналах.

В.В. Титов — заместитель начальника отдела методологического обеспечения Сводного департамента аппарата Счетной палаты Российской Федерации, экономист, специалист по финансам и аудиту

Родился 19 апреля 1949 г. В 1981 г. с отличием окончил Московский финансовый институт (военный финансово-экономический ф-тет) по специальности финансист-экономист. С 1973 по 2001 гг. — служба в Вооруженных силах (полковник, военный финансист).

Источник: http://base.garant.ru/5189036/

10. Особенности аудита как вида финансового контроля Аудиторский финансовый контроль

Разновидностью финансового контроля является аудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. Впоследствии был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ). Нормы последнего Закона поэтапно вступали в силу по группам норм: с 1 января 2009 г., с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

Сохранив основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с названным Законом (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Вместе с тем с 1 января 2010 г. отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

В обновленном Законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, обоснованно разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, очерчен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Теперь согласно Закону (п. 2, 3 ст. 1) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законе аудируемыми лицами(вместо «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу). Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Читайте так же:  Учредитель ооо юридическое лицо плюсы и минусы

В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение: официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Согласно Закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, какобязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5).

Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

За нарушение законодательства в сфере аудита установлена ответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Министерстве финансов РФ создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается министром финансов РФ. В него должны входить представители государственных органов. Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава совета.

Источник: http://studfile.net/preview/2042244/page:8/

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудиторский финансовый контроль — совокупность процедур, имеющих большую значимость с точки зрения анализа финансовой устойчивости предприятия и эффективности управления его капиталом. Каковы его наиболее примечательные нюансы?

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Аудиторский финансовый контроль или аудит — разновидность контроля над эффективностью управления финансами организации, главным субъектом которого являются независимые (в юридическом или функциональном аспекте) фирмы, физлица либо должностные лица.

Юридически независимые субъекты аудита — это специализированные аудиторские организации либо самостоятельно работающие эксперты-аудиторы. И те, и другие должны быть участниками какой-либо саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Функционально независимые субъекты контроля — это штатные подразделения компаний или специалисты, которые наделены полномочиями по осуществлению необходимых проверок.

Действиям юридически и функционально независимых субъектов аудита соответствуют внешний и внутренний аудит. Изучим их особенности подробнее.

Внешний и внутренний аудит

Внешний аудиторский финансовый контроль может быть добровольным или обязательным. В первом случае обращение к аудиторам может быть инициировано собственниками фирмы, топ-менеджерами, отдельными компетентными специалистами. Второй тип внешнего аудиторского контроля должен осуществляться в силу требований законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ аудит обязателен для организаций, которые:

  • зарегистрированы как АО;
  • осуществляют оборот акций на организованных торгах;
  • являются банком, БКИ, трейдинговой фирмой, страховой компанией либо иным субъектом бизнеса, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ;
  • имеют выручку от продаж за год, предшествовавший отчетному, в размере, превышающем 400 000 рублей (и не являются при этом субъектами бюджетной системы, а также сельхозкооперативами);
  • имеют активы по состоянию на конец года, который предшествует отчетному, в размере, превышающем 60 000 рублей (также при условии, что они не входят в бюджетную систему и не являются сельхозкооперативами);
  • формируют консолидированную отчетность (и не являются при этом организациями бюджетной системы РФ);
  • попадают под юрисдикцию иных НПА, которые предписывают проходить обязательный аудиторский контроль.
Читайте так же:  Внесение изменений в устав больницы

Проведение внутреннего аудита также может быть обусловлено инициативой организации либо предписаниями законодательства. Однако первый сценарий — когда аудиторский финансовый контроль является добровольным — характерен главным образом для негосударственных организаций. Второй можно назвать свойственным, прежде всего, бюджетным структурам.

При этом в бюджетном законодательстве РФ предусмотрено 2 типа процедур оценки качества управления финансами организации — внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит. В чем их специфика?

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Если следовать логике положений ст. 160.2-1 БК РФ, то оба направления деятельности — как внутренний финансовый контроль, так и аудит — являются прерогативой таких субъектов, как:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • главный администратор доходов бюджета;
  • главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Если речь идет о внутреннем финансовом контроле, то деятельность указанных субъектов будет направлена на обеспечение соблюдения внутренних регламентов составления и исполнения различных статей бюджета, формирования отчетности и ведения специализированного учета (п. 1–3 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь внутренний финансовый аудит, реализуемый указанными субъектами, в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ, направлен на:

  • оценку качества внутреннего контроля, а также на повышение его эффективности;
  • верификацию отчетности, а также подтверждение соответствия установленного порядка ведения учета тем регламентам, что утверждены Минфином РФ;
  • выработку предложений по улучшению эффективности расходования средств.

При этом законодатель отмечает, что внутренний финансовый аудит реализуется указанными субъектами исходя из их функциональной автономии. Что касается финансового контроля, то подобный критерий не обозначен в БК РФ. Таким образом, можно обратить внимание на тот факт, что законодатель определяет независимость как один из ключевых признаков аудита также и в бюджетном праве.

В частных организациях функциональная классификация внутрикорпоративных структур, подобная той, что установлена бюджетным законодательством РФ, также может использоваться. Однако соответствующие им направления деятельности, как правило, объединены в одну группу и рассматриваются как разновидности аудиторского финансового контроля.

Подробнее о некоторых распространенных разновидностях аудита читайте в статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/audit/kakie_osobennosti_u_auditorskogo_finansovogo_kontrolya/

Аудиторский контроль в системе финансового контроля

Аудиторский финансовый контроль – это вневедомственный независимый контроль, реализуемый как аудиторская деятельность — разновидность предпринимательской деятельности.

Понятие и сущность аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль является одним из негосударственных видов финансового контроля. Он состоит в общей системе, которая включает такие виды контроля как:

  • ведомственный контроль;
  • внутрихозяйственный контроль;
  • общественный контроль.

Важность аудиторского контроля обусловлена развитием рыночных отношений в Российской Федерации, что требует определенных требований в установлении финансовой надежности предприятий. В особенности это касается предприятий такой формы собственности как акционерные общества.

Задачи аудиторского контроля в системе финансового контроля

Аудиторский контроль в системе финансового контроля выполняет две основные задачи.

  1. Установление достоверности отраженных данных в формируемой отчетности.
  2. Соответствие хозяйственных операций действующему законодательству и нормам отраслевых положений и требований.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сущность аудиторского финансового контроля

Аудиторская проверка сама по себе является разновидностью финансового контроля. Это обусловлено тем, что в ходе аудита, устанавливаются полнота, достоверность, законность и правильность оформления всех хозяйственных операций на предприятиях. Подтверждение данных критериев является подтверждением обоснованного использования финансовых ресурсов в организации. Это могут быть:

  • подтверждение правильности расчетных операций между контрагентами, что исключает незаконную передачу денежных средств;
  • правильность исчисления себестоимости произведенной продукции, что определяет достоверность показателя себестоимости продукции, влияющего на расчет налогооблагаемой базы;
  • правильность расчета по заработной плате с работниками, что исключает факты «заплаты в конвертах» и нарушений сроков и порядка ее выплаты;
  • и т.д.

То есть, каждый объект аудита, так или иначе формирует финансовый контроль в организации, что делает аудит важной процедурой.

Особенностью аудиторского контроля является сочетание интересов двух сторон: аудируемого предприятия и контролирующих органов. Причем без расходования бюджетных средств на такой контроль. В результате аудита могут быть выявлены нарушения, которые в конечном итоге – повлияли на уплату различных налогов и сборов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Такие нарушения своевременно устраняются, что помогает предприятию избежать штрафов и пени, а в бюджет поступают дополнительные средства в виде доплат по налогам и сборам.

Несмотря на то, что аудиторская проверка – это независимая процедура, существуют регламенты в законодательстве РФ, которые определяют набор определенных стандартов проведения аудита.

Данные стандарты разработаны для единства основных положений при проведении аудита, которые определяют оптимизацию результатов аудиторской проверки.

Также, одним из методов государственного финансового контроля является регламент обязательного аудита для некоторых субъектов хозяйствования. К примеру, Центральный Банк Российской Федерации обязан ежегодно предоставлять аудиторское заключение, которое публикуется в свободном доступе. Данные требования касаются и других коммерческих предприятий.

Обязательность аудита и обнародование его данных носит публичный характер аудиторского финансового контроля. Таким образом, правительство учитывает интересы вкладчиков, акционеров и т.д.

Для гарантии качества аудиторских проверок, государством устанавливаются порядок и правила аттестации аудиторов, нормы их квалификации и т.д. За нарушения действующего законодательства при проведении аудиторских проверок, государством предусмотрена ответственность аудиторских компаний или индивидуальных аудиторов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/auditorskiy_kontrol_v_sisteme_finansovogo_kontrolya/

Аудит как вид финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here