Аудит соблюдения налоговой политики

Полная информация на тему: "Аудит соблюдения налоговой политики". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Налоговый аудит

Риски налоговой безопасности обусловили возрастающий спрос на налоговый аудит. Эта проверка помогает своевременно выявить недостатки налогового учета на предприятии, обнаружить ошибки и избежать начисления штрафных санкций, пеней за нарушение норм НК РФ. Такой мониторинг не является обязательным. Каждая организация самостоятельно решает, насколько она нуждается в экспертной поддержке на текущем этапе.

Назначение аудиторского исследования

Проведение превентивной проверки всех сегментов налогового учета актуально для компаний, деятельность которых характеризуется высокими рисками возникновения споров с фискальными органами.

Особенно часто конфликты с налоговиками возникают по поводу:

  • экспортно-импортных операций;
  • операций, подлежащих льготному налогообложению;
  • ситуаций, которые можно двояко трактовать из-за неурегулированности их налоговым законодательством;
  • одновременное применение нескольких режимов налогообложения.

Аудиторское мнение может оказаться полезным не только в отношении скрытых недоплат в бюджет, но и для выявления налоговых резервов. Такие резервы формируют переплатами по налоговым обязательствам, о существовании которых субъект хозяйствования не знает в силу недостаточной осведомленности по нюансам налогообложения в конкретной ситуации.

В итоге, налоговый аудит помогает оптимизировать налоговый учет компании. Его результаты могут стать основой для поиска законных путей минимизации обязательств перед бюджетом.

Ход аудита

Проверку проводят в несколько этапов:

1 Ознакомление с деятельностью компании и избранной системой налогообложения, изучение специфики налогового учета.
2 Аналитические действия по оценке текущего состояния учета и отчетности применительно к правилам налогообложения.

На этой стадии изучают содержание финансовой отчетности и декларационных форм по налогам. А в учете проверяют:

  • порядок отражения хозяйственных операций;
  • начисление амортизации;
  • соблюдение правил признания доходов и издержек.
3 Формирование выводов с рекомендациями по оптимизации налогового учета и пошаговыми инструкциями по исправлению обнаруженных ошибок

Задачи аудитора при проверке налогового учета

Главная цель аудита – оценка достоверности налоговой отчетности. Это необходимо для выявления незамеченных ошибок и исправления их с наименьшими потерями для предприятия.

Перед проверяющим ставят такие задачи:

  • подтверждение корректности формирования налоговой базы в разрезе видов налогов;
  • проверка правильности применения налоговых льгот и пониженных ставок налогообложения по отдельным операциям;
  • оценка уровня риска применения учетной политики в действующей редакции при сопоставлении ее положений с нормами налогового права;
  • составление комплекса практических рекомендаций по минимизации рисков налоговых правонарушений.

Ситуации

При решении поставленных задач в ходе налогового аудита могут быть выявлены объекты, которые ошибочно не были включены в налогооблагаемую базу и наоборот. Этот недочет характерен для фактов оприходования имущества в рамках договора безвозмездной передачи или получения активов от взаимозависимых лиц.

Также ошибки могут быть допущены на этапе увеличения стоимости чистых оборотных активов за счет неправильного назначения платежа или неверного отнесения новых объектов на бухгалтерские счета.

В зону риска попадают случаи применения нулевых ставок по налогу на прибыль.

В отношении НДС споры могут возникать по вопросу установления нулевой ставки по экспортным сделкам.

Все зоны риска и советы по оптимизации учета приводят в аудиторском заключении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/nalogovyj-audit.html

Проверка соблюдения положений налоговой политики по налогу на прибыль, действующему законодательству

Результаты проверки соблюдения положений налоговой политики по налогу на прибыль, действующему законодательству оформляются отчетным документом ОД 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9053 —

| 7681 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_195232_proverka-soblyudeniya-polozheniy-nalogovoy-politiki-po-nalogu-na-pribil-deystvuyushchemu-zakonodatelstvu.html

Тесты по дисциплине «Налоговый аудит»

Тесты по дисциплине «Налоговый аудит»

Вариант 1

1. Основная цель налогового аудита:

а) выражение мнения о достоверности финансовой и налоговой отчетности экономического субъекта законодательству РФ;

б) выдача экономическому субъекту аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой и налоговой отчетности;

в) выявление нарушений и злоупотреблений в ведении бухгалтерской и налоговой отчетности, оформленных в приложениях к заключению аудитора.

2. Аудитор имеет право при аудите налоговой отчетности:

а) проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах;

б) проверять соответствие бухгалтерских и налоговых регистров;

в) проверять правильность ведения налоговых регистров.

3. Какой орган является уполномоченным по государственному регулированию аудиторской деятельности:

а) Правительство РФ;

в) Совет по аудиторской деятельности.

4. Аудитор имеет право в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»:

а) получать разъяснения у должностных лиц в письменной, устной форме;

б) делать копии с документов аудируемого лица без его согласия;

в) передавать копии документов внешним пользователям.

5. Основными задачами аудита в области налогов и обязательств является получение доказательств по вопросам:

а) формирования налоговой базы, применение налоговых льгот, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет;

б) правильности оформления первичных документов и составления бухгалтерской отчетности;

6. Специфика сегмента «Аудит налогообложения» в отличии от других сегментов аудита заключается в проверке на соответствие:

б) требованиям нормативным актам РФ по бухгалтерскому учету и требованиям российского налогового законодательства;

в) требованиям нормативным актам РФ по бухгалтерскому и налоговому учету.

Читайте так же:  Может ли хозяйственная организация быть закрытой системой

7. Этап планирования налогового аудита по проверке налога на прибыль организаций содержит:

а) оценку аудиторского риска и уровня существенности;

б) анализ учетной политики;

в) анализ финансовой и налоговой отчетности.

8. Уровень существенности на этапе планирования устанавливается:

а) аудируемой организацией ;

б) руководителем аудиторской организации;

в) аудитором на основании его профессионального суждения

9. Анализ учетной политики при аудите налога на прибыль решает задачи:

а) по выявлению ключевых по риску элементов;

б) применимости учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения;

в) построения договорных отношений с контрагентами.

10. Уверенность аудиторской организации в надежности выражаемого мнения о достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности аудируемого субъекта:

а) должна быть абсолютной;

б) не может быть абсолютной;

в) зависит от квалификации аудитора.

11. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются:

в) ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также этическими кодексами аудиторов.

12. За подготовку, составление, представление финансовой отчетности несет ответственность:

а) руководитель аудиторской организации;

б) руководитель аудируемого лица;

в) аудитор, проводивший проверку.

13. Инициативная аудиторская проверка проводится:

а) по инициативе государственного органа;

б) по решению учредителей;

в) по инициативе аудиторской организации.

14. Методы проведения аудиторских процедур с целью получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств при проверке налогов состоят из:

а) инспектирования первичных документов, учетных и налоговых регистров, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и другой документации;

б) перепроверки материалов актов налоговой проверки;

в) осмотр помещений, связанных с извлечением доходов аудируемым лицом.

15. Сопоставление данных финансового учета и налогового учета при налоговом аудите налога на прибыль проводится с учетом требований:

а) ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

б) ПБУ 6/01 «Основные средства»;

в) ПБУ 9/99 «Доходы организации».

16. Для подтверждения достоверности отражения постоянных налоговых разниц и налоговых обязательств аудитор должен:

а) сопоставить данные финансового, бухгалтерского и налогового учета в отношении постоянного налогового обязательства и постоянного налогового актива, используя данные проверяемого субъекта;

б) проверить правильность определения чистой прибыли к распределению и выявить причины расхождений;

в) проверить правильность формирования расходов и их влияние на определения чистой прибыли к распределению с учетом постоянного налогового обязательства и постоянного налогового актива.

17. Показатель бухгалтерской и налоговой отчетности оценивается как существенный, если:

а) его не раскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации;

б) его искажение может повлиять на достоверность аудиторского заключения ;

в) его искажение может повлиять на достоверность аудиторского заключения и, как следствие,

на экономические решения заинтересованных пользователей.

18. Заключительный этап аудиторской проверки включает:

а) отчет по результатам проведения налогового аудита;

б) заключение по результатам проведения налогового аудита; приложения, подтверждающие выявленные нарушения ; информацию о налоговых рисках; свод рекомендаций, разработанных по результатам аудита;

в) отчет и заключение по результатам проведения налогового аудита в количестве экземпляров, оговоренных договором с аудиторской организацией.

19. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены:

а) только из одного источника;

б) в результате опроса персонала аудируемого лица:

в) из различных источников, обладающих различным содержанием, и при этом не противоречат друг другу.

20. Процедуры проверки по существу проводятся в форме:

а) только аналитических процедур;

б) детальных тестов, оценивающих правильность отражения операций остатка средств на счетах бухгалтерского учета и аналитических процедур;

в) только тестов, оценивающих правильность отражения операций остатка средств на счетах бухгалтерского учета.

21. Нормативные документы, используемые аудитором в ход проведения налогового аудита:

Видео (кликните для воспроизведения).

а) Федеральный закон « Об аудиторской деятельности»;

б) Федеральный закон « Об аудиторской деятельности», Федеральные стандарты аудиторской деятельности;

и) «а», «б» и внутренний стандарт аудиторской организации

22. Проверка аудитором тождества данных финансового и налогового учета при определении налоговой базы НДС, включает:

а) наличие журнала учета выставленных счетов – фактур, правильность их оформления и отражения в книге продаж;

б) соответствие количества, заключенных финансово-хозяйственных договоров, количеству выставленных счетов – фактур;

в) соответствие всех операций, связанных с реализацией, всех выставленных счетов – фактур, правильность оформления счетов – фактур и отражения их в книге продаж.

23. Какие вопросы исследует аудитор в ходе аудиторской проверки налога на доходы физических лиц у аудируемого лица:

а) правильность формирования доходов и расходов, связанных с реализацией товаров (работ услуг);

б) правильность начисления и выплаты зарплаты всему персоналу организации с учетом требований ГК РФ и коллективного договора;

в) правильность начисления всех выплат в денежной и натуральной форме с учетом требований ГК РФ, главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ и коллективного договора

Источник: http://pandia.ru/text/78/278/20983.php

Правила проведения аудита учетной политики организации

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. На втором этапе рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

  1. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).
  2. На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.
Читайте так же:  Акции облигации дивиденды проценты

Аудит для целей бухгалтерского учета

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

  • приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей налогового учета

В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтерской службой;
  • структурным подразделением и др.

2. Как составлены формы первичной учетной документации:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.

3. Какова технология обработки информации для налогового учета:

  • ручная;
  • автоматизированная.

4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.

5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

6. Утвержден ли график документооборота.

В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС.

Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах аудитора:

1. Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств (ОС):

  • линейный метод;
  • нелинейный метод;
  • с применением понижающих коэффициентов;
  • без применения понижающих коэффициентов.

2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.

3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств:

  • признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
  • создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.

4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:

  • по себестоимости единицы запасов;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
  • по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).

5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции.

6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма расходов на оплату труда.

7. Какой метод признания доходов и расходов используется:

  • кассовый метод;
  • метод начисления.

8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.

9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС.

2. Каков налоговый период уплаты НДС:

  • календарный месяц;
  • квартал.

3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации.

4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).

6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности.

Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/426656/

Аудит налоговых обязательств при подготовке сделок M&A

Последние годы российский бизнес переживает бум слияний и поглощений. однако, чтобы приобретаемый актив приносил новому собственнику выгоду, а не превратился в разочарование и потери, до покупки объекта проводится его комплексная проверка.

Результаты проведенной проверки или, как ее называют в последнее время, Due Diligence1 помогают покупателю:

  • объективно определить цену сделки;
  • построить систему гарантий (через договор купли-продажи акций, схему закрытия сделки и др.), которые максимально защитят его от выявленных рисков и недобросовестных действий со стороны продавца;
  • разработать план интеграции приобретаемой компании в бизнес.
Читайте так же:  Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда пример

Одним из объектов проверки, используемой покупателем для оценки рисков приобретения, являются налоговые риски. Задачи, которые ставятся в ходе проверки, следующие:

  • оценка налоговых схем;
  • квалификация хозяйственных отношений;
  • правильность расчета доходов и расходов;
  • проверка первичной документации и системы налогового учета;
  • оценка перспективности налоговых споров;
  • проверка своевременности уплаты налогов.

Для оценки налоговых рисков могут быть использованы результаты классического аудита, налогового аудита — специальной процедуры, выполняемой аудиторскими компаниями, или налогового Due Diligence. Бывают случаи, когда покупатель договаривается с налоговой инспекцией о проведении проверки. Рассмотрим каждую из указанных форм проведения проверки.

Классический аудит направлен на подтверждение достоверности бухгалтерской и финансовой ответственности. В ходе такого аудита налоги являются только одним из объектов проверки, поэтому проверке правильности исчисления налогов может не уделяться должного внимания. Помимо требований договора на проведение аудита аудитор руководствуется федеральными и собственными стандартами, которые определяют требования к проверке, уровни существенности и т.д. Таким образом, значительный объем информации, предоставляемой проверяющими, не будет связан с налогами. Станет такая информация полезна покупателю или нет, неизвестно.

Налоговый аудит — процедура, направленная исключительно на проверку правильности исчисления налогов. Она в меньшей степени регламентируется законодательством, поэтому заказчик и аудитор могут более детально урегулировать требования к проверке. Стоимость подобной услуги, как правило, ниже стоимости аудита, и проводится она в более короткие сроки, чем аудит.

В ходе налогового Due Diligence, как правило, исчисление налогов анализируется не столь тщательно, как при налоговом аудите, и упор делается не столько на подсчет суммы неправильно исчисленных налогов, сколько на проверку правильности налогового учета основных операций и оценку налоговых схем. Как следствие, эта процедура дешевле и короче налогового аудита и дает покупателю возможность определиться с основными налоговыми рисками.

Привлечение для проверки налоговых органов имеет свои плюсы и минусы. С точки зрения достоинств можно отметить снижение рисков на будущее, поскольку вероятность проверки уже проверенных периодов хотя и не исключена, но ограничена. Кроме того, налоговые органы обладают бо льшим информационным ресурсом, имея возможность инициировать встречные проверки, запрашивать информацию у третьих лиц и раскручивать многоступенчатые схемы взаимоотношений, чего, как правило, не может быть сделано при проведении иных видов рассмотренных проверок.

Недостаток такого способа заключается в необходимости платить дважды: покупатель платит, чтобы «отблагодарить» инспекторов, покупаемое предприятие — чтобы рассчитаться с бюджетом, поскольку проверки редко заканчиваются без доначислений. Кроме того, в инспекции установлены планы проверок, которым проверка интересующего предприятия может и не соответствовать.

В этой связи наиболее популярным при совершении сделок слияния и поглощения является использование налогового Due Diligence. При этом способе проверки, да и при других тоже, важно обеспечить конфиденциальность информации о факте ее проведения, так как в противном случае приходится сталкиваться с тем, что налоговые и правоохранительные органы истребуют или даже изымают результаты таких проверок у налогоплательщика, чем существенно облегчают себе задачу по доначислению налогов. Нынешние же акционеры и руководители купленного предприятия могут быть привлечены к ответственности за соучастие в налоговом преступлении (если по результатам проверки налоги не были уплачены, а новый собственник принял на себя соответствующие риски).

Как уже отмечалось, задачами проверки, в частности, является оценка налоговых схем и правильности квалификации хозяйственных отношений. На практике неоднократно возникают ситуации, когда выявляется использование рисковых схем налогового планирования (иногда на момент их использования они не вызывают интереса налоговых органов, но через один-два года поступают соответствующие директивы, и налоговый орган проверяет предшествующие периоды с целью установить вновь выявленные схемы) или схем не рискованных, но, используя их, налогоплательщик не уделяет должного внимания оформлению документации.

Взять, например, ситуацию с аутстаффин-гом — наймом персонала. Выгода использования данной схемы заключается в том, что оплата за персонал, предоставленный третьей организацией, включается в расходы организации без начисления ЕСН, а организация, предоставляющая персонал, уплачивает налоги в льготном режиме, обычно применяя упрощенную систему налогообложения. Очевидные риски связаны с тем, что персонал целенаправленно переводится из проверяемой организации в такую компанию-«уп-рощенца», что создает предпосылки для обвинения в использовании необоснованной налоговой выгоды. Но даже когда персонал, предоставленный в рамках аутстаффинга, ранее в организации-заказчике не работал, необходимо удостовериться в безопасности используемой схемы и достаточности документооборота.

Другая распространенная ситуация связана с трейдерами (на них погорело множество организаций), работающими в благоприятных налоговых юрисдикциях или банально и совершенно незаконно не уплачивающими налоги. Задачи проверяющих — удостовериться в том, что взаимоотношения с подобными организациями не приведут к признанию дополнительных доходов или исключению расходов у проверяемой организации.

Выявление и экспертиза в ходе проверки используемых схем наиболее сложная из задач, стоящих перед проверяющими. Однако практика последних лет показывает, что с подобными нарушениями сопряжены самые большие доначисления: их суммы сопоставимы со стоимостью самого бизнеса.

Много неприятностей владельцу бизнеса может принести недооценка важности вопросов, связанных с состоянием налогового учета и первичной документации, поскольку дефекты в подобных документах даже при правильной модели организации деятельности могут привести к потере права на налоговые вычеты.

Во-первых, отсутствие прозрачной системы учета, налаженного документооборота и хранения документации означает, что новое руководство бухгалтерии или участка налогового учета, которое может прийти вместе с новым собственником, не сможет оппонировать претензиям налоговых органов по предыдущим периодам. Даже в случае сохранения в компании прежнего руководства при запущенности учета не всякий работник сможет вспомнить, как учитывались операции два-три года назад и где находится соответствующая документация.

Читайте так же:  Смена адреса регистрации генерального директора

Во-вторых, несмотря на некоторую либерализацию требований, предъявляемых к документам при учете расходов по налогу на прибыль, в отношении вычетов по НДС по-прежнему действует правило: отсутствие какого-либо реквизита в счете-фактуре (а их более 20) лишает права на налоговый вычет.

Логичное продолжение указанной работы — оценка правильности расчета налоговых обязательств, в ходе которой анализируются правильность оценки налоговой базы (в том числе необходимо убедиться, что для целей налогообложения применены корректные цены), порядок признания доходов и расходов, применение организацией права на налоговые льготы и ставок налогов. Если у организации имеются налоговые споры (не важно, переданы они в суд или налогоплательщик только получил акт налоговой проверки), проверяющие должны дать оценку перспективам разрешения спора.

По результатам проведенной проверки заказчик (покупатель бизнеса) получает информацию, позволяющую ему рассчитать потенциальные налоговые потери. Проанализировав риски, покупатель должен принять решение: продолжать переговоры или отказаться от сделки. Если он решит продолжить сделку, полученная в ходе налогового Due Diligence информация может послужить основанием для корректировки цены сделки и правильного ее структурирования в целях уменьшения выявленных рисков.

1Due Diligence дословно означает «должная степень заботливости» или «должная проверка» и представляет собой комплекс аналитических и оперативных мероприятий для проверки законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки, инвестиционного проекта, процедуры.

Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации»

Источник: http://www.klerk.ru/boss/articles/113690/

Порядок проведения налогового аудита в компании

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Читайте так же:  Смена директора в ооо с двумя учредителями

Источник: http://nalog-nalog.ru/audit/poryadok-provedeniya-nalogovogo-audita-v-kompanii/

Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)

Когда проводится анализ учетной политики организации

Анализ учетной политики (УП) проводится:

  • во время независимой аудиторской проверки бухотчетности фирмы (при проведении процедур обязательного или добровольного аудита или выполнении иных аудиторских заданий);
  • для решения внутренних задач фирмы (при осуществлении налогового планирования, формировании ценовой политики, планировании деятельности компании);
  • в иных ситуациях (при проведении налоговой проверки, при контрольных мероприятиях материнской компании в отношении дочерних фирм).

Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.

Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса анализ УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.

Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая УП не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.

Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия

Чтобы провести анализ УП, необходимо:

  • детально изучить информацию о компании (ее структуру, виды деятельности, систему налогообложения, наличие и нюансы ее сегментов и другие важные аспекты);
  • исследовать рабочий план счетов, схему документооборота и применяемые первичные документы;
  • обладать знаниями бухгалтерского и налогового законодательства, знать нормативные документы по отраслевой и производственной специфике деятельности фирмы (методические указания, нормативы, описание технологических процессов).

Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.

К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.

Нюансы анализа учетной политики

При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:

  • Содержание разделов в УП определяется самой фирмой, но существует обязательно включаемая в УП информация (к примеру, сроки и процедура проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями, график документооборота).
  • Для фирмы, имеющей филиалы, утверждается единая УП. Филиал, даже если он выделен на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет отличные от головной компании операции, не вправе самостоятельно разрабатывать свою УП.
  • Формы применяемых первичных учетных документов не обязательно должны иметь унифицированный вид, утвержденный Госкомстатом или Минфином РФ (кроме отдельных обязательных к применению, например при оформлении кассовых операций). Но УП должна содержать указание на то, какие именно формы первичных учетных документов будут использоваться. И если они разработаны самостоятельно, то их необходимо утвердить в составе УП.
  • Дословное переписывание в УП положений НК РФ или бухгалтерской нормативки не обязательно — достаточно указания в тексте УП ссылок на соответствующие статьи и пункты действующих нормативных документов.
  • УП составляется в разрезе допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:

  • могут содержаться неактуальные (устаревшие) нормативные требования, поскольку внесенные в законодательство поправки зачастую не находят отражения в применяемой УП, что снижает ее актуальность и переводит этот документ в разряд бесполезных;
  • сделаны корректировки – они подлежат исследованию на предмет правомерности и законности.

Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.

Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита

Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.

Подробнее о содержании аудиторских процедур читайте в статьях:

Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.

То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.

Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.

Итоги

Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nalog-nalog.ru/audit/analiz_i_audit_uchetnoj_politiki_v_organizacii_nyuansy/

Аудит соблюдения налоговой политики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here