Аудит в системе финансового контроля российской федерации

Полная информация на тему: "Аудит в системе финансового контроля российской федерации". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

3. Аудит в системе финансового контроля рф: понятие, цели, виды сопутствующих аудиторных услуг, принципы, субъекты обязательного аудита.

Аудит – это осуществляемая на платной основе деятельность в виде независимой вневедомственной проверки аудиторами бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций экономических субъектов с целью установления их достоверности и соответствия совершаемым ими хозяйственным операциям законодательным и иным правовым актам РФ, а также деятельность по оказанию др. аудиторских услуг.

Сопутствующие аудиту услуги, совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) постановке бухгалтерского учета;

б) контролю ведения учета и составлению отчетности;

в) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

г) анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

д) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

е) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

ж) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;

з) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

и) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;

к) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

л) информационному обслуживанию;

м) экспертному обслуживанию;

н) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

К основным принципам ведения аудиторской деятельности относятся: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Независимость аудитора обусловливается тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно — ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

Субъекты обязательного аудита

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в ред. Федерального закона от 23.07.1998 N 123-ФЗ) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Законом «Об аудиторской деятельности» (ст.7) определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:

1) организация имеет организационно — правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Необходимо учесть, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и / или юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного аудита аудиторские организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

Закон обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности:

1. Независимость и объективность при проведении проверок.

3. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора.

4. Использование методов статистики и экономического анализа.

5. Применение новых информационных технологий.

6. Умение принять рациональное решение по данным аудиторской проверки.

7. Доброжелательность и лояльность по отношению к клиенту.

Читайте так же:  Выход организации из учредителей ооо

8. Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций по заключениям по результатам аудиторской проверки.

9. Содействие росту авторитета аудиторской профессии.

I. С точки зрения развития, аудит разделяется на три стадии (вида):

1. Подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности.

2. Системно-ориентированный аудит. Это аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля.

3. Аудит, базирующий на риске. Это концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском.

II. С точки зрения права, аудиторские проверки подразделяются на:

1. Обязательные аудиторские проверки. Такие проверки проводятся в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными органами.

2. Инициативный (добровольный) аудит. Осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

III. С точки зрения направленности аудит подразделяется на:

1. Общий аудит (аудит предприятий и их объединений, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности организаций и учреждений).

2. Банковский аудит.

3. Аудит страховых организаций.

4. Аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и др.

IV. С точки зрения объекта проверки (либо финансовая бухгалтерия, либо производственная бухгалтерия):

1. Внешний аудит.

2. Внутренний аудит.

V. По характеру проведения:

1. Первоначальный аудит. Проводится впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудитор не располагает необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.

2. Согласованный (повторяющийся) аудит. Осуществляется повторно (регулярно) и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительный и отрицательных сторон, знаком с системой внутреннего контроля и т.д.

В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю), аудит подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний и внутренний аудит дополняют друг друга, но и имеют существенные различия.

Внутренний аудит – есть независимая деятельность в организации на (предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах.

Источник: http://studfile.net/preview/5348229/page:2/

Аудит в системе финансового контроля. Классификации аудита

Финансовый контроль

– это элемент управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемым субъектом операций финансовым интересам управляющего субъекта.

Система финансового контроля включает следующие элементы:

1) управляющие субъекты;

2) контролирующие субъекты. В качестве контролирующих субъектов могут выступать управляющие субъекты;

3) контролируемые субъекты;

4) объект контроля (что контролируется);

5) предмет контроля (контролируемый аспект);

6) принципы контроля;

7) методы контроля;

8) принятие решений по результатам контроля;

9) мониторинг эффективности функционирования системы контроля.

В зависимости от законодательной сферы различают следующие виды финансового контроля:

1) финансовый контроль, осуществляемый в рамках административного законодательства (проверки со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля);

2) финансовый контроль, осуществляемый в рамках гражданского законодательства (например, аудит);

3) финансовый контроль, осуществляемый в рамках процессуального законодательства (судебно-бухгалтерская экспертиза).

В зависимости от отношений контролирующего и контролируемого субъектов финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться в форме внутренних аудиторских проверок.

Обязанность организаций создавать службы внутреннего аудита может быть предусмотрена нормативными актами. Например, в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах кредитная организация должна иметь службу внутреннего контроля (внутреннего аудита).

При наличии соответствующих нормативных актов работа внутреннего аудита организуется в соответствии с их требованиями. В отсутствие таких нормативных документов компания самостоятельно решает вопросы формирования службы внутреннего аудита, ее компетенции, подотчетности и организации текущей работы. При этом могут быть приняты во внимание Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие внутренний аудит других категорий хозяйствующих субъектов, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита международного Института внутренних аудиторов[1], типовые положения о службе внутреннего аудита и другие разработки российского Института внутренних аудиторов[2].

По определению международного Института внутренних аудиторов внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

В Методических рекомендациях по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации внутренние аудиторские проверки означают изучение и анализ финансово-хозяйственной деятельности компании с целью формулирования мнения (вывода) о надежности и эффективности системы/отдельных процедур внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.

Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. С точки зрения собственников внутренний аудит является инструментом контроля работы менеджмента, позволяет им повысить уверенность в результативности деятельности компании, сохранности ее активов. Менеджерам внутренний аудит помогает формировать надежную информационную базу для принятия управленческих решений, оптимизировать бизнес-процессы.

К функциями внутреннего аудита может быть отнесена оценка:

1) эффективности корпоративного управления;

2) эффективности системы управления рисками;

3) эффективности системы внутреннего контроля, в том числе в части обеспечения сохранности активов компании;

4) эффективности информационной системы, в том числе информационной безопасности;

5) исполнения компанией требований нормативных правовых актов, предписаний регулирующих организаций, решений органов управления;

6) соответствия действий работников нормам корпоративной этики, требованиям документов, составляющих нормативную базу деятельности компании, целям компании;

7) достоверности составляемой бухгалтерской и других видов отчетности;

8) других аспектов деятельности компании,

а также консультирование менеджмента по вопросам, входящим в компетенцию службы.

Внутренний аудит может осуществляться службой (отделом, департаментом) внутреннего аудита, внутренним аудитором и (или) сторонней специализированной организацией на условиях косорсинга или аутсорсинга. Привлечение сторонней организации может быть целесообразно при отсутствии средств на содержание собственной службы (например, в период становления бизнеса), при проведении проверок, требующих специальных знаний, если нет соответствующих специалистов в штате. В отдельных случаях такой аутсорсинг может быть запрещен нормативными документами: например, служба внутреннего контроля (внутреннего аудита) кредитной организации должна состоять из штатных сотрудников, кроме случаев передачи отдельных функций службе внутреннего контроля (аудита) другой кредитной организации, входящей в банковскую группу [11, с. 388 – 389].

Читайте так же:  Права ооо в уставе

Внешний финансовый контроль может осуществляться в форме внешних аудиторских проверок, проводимых аудиторскими организациями и, в разрешенных законодательством случаях, индивидуальными аудиторами.

В зависимости от времени совершения контрольных действий может быть выделен предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Внешний аудит, рассматриваемый в целом, относится к последующему финансовому контролю, поскольку объектом контроля является бухгалтерская (финансовая) отчетность, полностью или в подавляющем большинстве состоящая из исторической финансовой информации. Однако аудит включает и элементы текущего контроля (например, присутствие аудитора на инвентаризации материально-производственных запасов, проводимой аудируемым лицом), и предварительного контроля (например, процедуры оценки применимости непрерывности деятельности аудируемого лица).

В зависимости от рассматриваемых аспектов деятельности контролируемого субъекта принято различать тематический и комплексный финансовый контроль. Поскольку объектом внешней аудиторской проверки является бухгалтерская (финансовая) отчетность, отражающая финансовое положение экономического субъекта на отчетную дату, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств за отчетный период, то есть всю хозяйственную жизнь отчитывающегося субъекта, такая проверка является комплексной. В рамках специальных заданий аудитор может выполнять тематические проверки.

Большое значение для теории и практики аудита имеют его классификации. Четкая классификация позволяет глубже понять суть аудита, оптимизировать его проведение.

Аудит, также как и финансовый контроль в целом, в зависимости от отношений аудиторов и контролируемых субъектов подразделяется на внешний и внутренний.

В зависимости от периодичности проверок различают:

1) первичный аудит – проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного клиента;

2) согласованный аудит – осуществляется аудитором или аудиторской организацией повторно или регулярно.

По отношению к требованиям законодательства выделяют инициативный (добровольный) и обязательный аудит. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является:

бюро кредитных историй,

организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,

обществом взаимного страхования,

негосударственным пенсионным или иным фондом,

акционерным инвестиционным фондом,

управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по со стоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в других случаях, установленных федеральными законами. Например, к этой категории относятся юридические лица — застройщики, жилищные накопительные кооперативы, операторы лотереи.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,

иных кредитных и страховых организаций,

Видео (кликните для воспроизведения).

негосударственных пенсионных фондов,

организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов,

а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности

проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности АО (обязательный и инициативный) проводится аудиторскими организациями.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Источник: http://poisk-ru.ru/s39082t4.html

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права [2].

Финансовый контроль, это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает информацию о действительном состоянии управляемой системы. Финансовый контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

Читайте так же:  Тип устава ооо открытый закрытый контролируемый

Финансовый контроль — механизм обеспечения законности финансовой деятельности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований.

Финансовый контроль является составным элементом общей системы управления на всех уровнях (макро и микро) [4].

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

— проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

— проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

— проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

— выявлении внутренних резервов производства;

— устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины [4].

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

— правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

— соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчётности;

— эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

— правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

— выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

— успешную реализацию межбюджетных отношений;

— эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

— пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;

— улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы [6].

Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ- совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права [1]. Она состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований [1].

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Однако, помимо этого, финансовый контроль распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-планового законодательства [6].

Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчинённости. Этот контроль ведётся как в масштабе РФ, так и в её субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль [3].

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счётная палата РФ, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, состоящий из Департамента госу­дарственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счётные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет некоторые задачи и функции. К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями [3].

Основные функции включают: проверку правильности образо­вания государственных средств, их сохранности и целевого исполь­зования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внут­реннего и внешнего долга [3].

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголов­ная ответственность, органы государственного финансового кон­троля должны передать материалы ревизии или проверки в право­охранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы государст­венной власти субъектов РФ, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обяза­тельным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью, таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министер­ством по налогам и сборам РФ и его подразделениями.

Читайте так же:  Почему часто меняют номинальных директоров

Использование государственных средств на различных уровнях государственного управления контролирует Казна­чейство РФ и его подразделения, специальные службы, создавае­мые органами исполнительной власти (административный кон­троль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений [7].

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [5].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтённого в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

самостоятельно выбирать формы и методы аудита и т.д.

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу [5].

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего, как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.)

2. Белоусов Д.С. Финансовое право: учебник — М.: Финансы и статистика, 2010. – 504 с.

3. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. — М.: Маркетинг, 2009. – 417 с.

4. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Финансовый контроль. Курс лекций. — М.: ТК Велби, Проспект, 2010.- 232 с.

5. Е.В. Терехова. Аудит как независимый вид финансового контроля // Государство и право. — 2011. — №11. – 158 с.

6. Шавров А.В., Финансовое право Российской Федерации — Учебное пособие. — 2011. — 318 с.

7. Щуплецова Ю.И. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2012.- 145 с.

Источник: http://scienceforum.ru/2014/632/2396

Аудиторский контроль в системе государственного финансового контроля Российской Федерации

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

1. Аудиторский контроль в системе государственного финансового контроля Российской Федерации. стр.4

1.1. Развитие аудита в России. стр.4

1.2. Виды и особенности финансового контроля в Российской Федерации. стр.8

1.3. Цели и задачи различных видов аудиторской деятельности . стр.16

Заключение. стр. 24

Список литературы . стр. 25

Профессия независимого бухгалтера – аудитора возникла в XIX веке в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.

Можно отметить, что бухгалтеры – аудиторы появились Великобритании в середине XIX века, где в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 г., в США – в 1937 г.

До начала ХХ в. независимый аудит в Соединенных Штатах Америки строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса.

Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 г. и посвящено «аудиту балансов».

В Российской Федерации аудит появился в 1987 г. При этом было произведено три попытки создания аудиторской деятельности: 1-я – в 1889г.; 2-я – в 1912 г.; 3-я – в 1928 г.

1. Аудиторский контроль в системе государственного финансового контроля Российской Федерации.

1.1. Развитие аудита в России.

Все большее распространение аудит получает в странах СНГ. В Беларуси, Казахстане, России, Узбекистане и Украине приняты законы об аудиторской деятельности. В СНГ налажен процесс аттестации аудиторов и выдачи лицензий, как для аудиторских фирм, так и для аудиторов, работающих частными предпринимателями.

Изучение аудита как самостоятельной дисциплины началось в России в 90-х годах прошлого столетия. Однако первые учебные пособия и учебники по этой дисциплине в основном были рассчитаны на студентов специальности бух. учет, позже появились учебники и пособия по аудиту в банках, страховых организациях.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 годах, но все они закончились провалом. Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась, как видно, наиболее успешной.

За период с 80-х годов до настоящего времени развитие и становление аудита в Российской Федерации прошло несколько этапов.

Читайте так же:  Акция дарения книг в библиотеке

Первый этап (1987 – 1993 года) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий).

Второй этап (1993 – август 2001 года) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.1993 года, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1996 года и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

За период с 1994 – 2001 года ЦАЛАК МФ РФ было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям – 14 700 и индивидуальным аудиторам – 8 900). Число действующих лицензий составило около 8 900 , в том числе по общему аудиту – 7 700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков – 266.

За тот же период ЦАЛАК МФ РФ утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24 900.

За период с 1996 года по 2000 год Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методологическую основу российского аудита.

Третий этап аудиторской деятельности в Российской Федерации начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 7.08.2001 г. в редакции Федерального закона от 14.12.2001 года).

Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита, позволило принять ряд нормативно – правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

1.2. Виды и особенности финансового контроля в Российской Федерации.

Система финансового контроля в РФ в основном отвечает требованиям систем, действующих в демократических странах с рыночной экономикой. Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль). Государственный финансовый контроль в свою очередь подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственныйконтроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах Федерации. Кроме того, на уровне местного самоуправления ведется муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют:

1. Счетная палата Российской Федерации;

2. Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ

3. Министерство РФ по налогам и сборам;

4. Федеральное казначейство;

5. Государственный таможенный комитет;

6. Центральный Банк Российской Федерации;

7. Контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации;

Контрольно-ревизионный аппарат состоит из Департамента государственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина РФ.

Система общегосударственного финансового контроля выполняет соответствующие задачи и функции. К основным задачам относятся:

а) контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

б) контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

в) контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными организациями.

Основные функции включают: проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действий кредитных организаций в части использования средств предприятий и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или поверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговой полиции – в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на таможенный, валютный, налоговый, денежно – кредитный.

Денежно – кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Центральный Банк РФ. Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на Минфин России), таможенный контроль реализуют Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ и его подразделения.

Контроль за использованием государственных (преимущественно бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления (и соответственно бюджетной системы РФ) осуществляют Федеральное казначейство и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управлений исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Кроме того, для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры Департамента финансового контроля Минфина России и его подразделений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://mirznanii.com/a/20231/auditorskiy-kontrol-v-sisteme-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-rossiyskoy-federatsii

Аудит в системе финансового контроля российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here