Аудиторская проверка государственного учреждения

Полная информация на тему: "Аудиторская проверка государственного учреждения". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Вопрос: Обязательно ли каждый год проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2015 г.)

Обязательно ли каждый год проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующим законодательством не установлено требование об обязательном проведении аудита автономных учреждений. В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения.

В ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) установлены случаи, при которых проведение аудиторской проверки обязательно.

Специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях данная статья не содержит. Предусмотренные п.п. 1-5 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ случаи не применимы к автономным учреждениям.

В то же время согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях (кроме перечисленных в ст. 5 Закона N 307-ФЗ), установленных федеральными законами.

В настоящее время вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации относятся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (п. 12 части 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ)).

Таким образом, требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, при этом данное требование совета является для руководителя автономного учреждения обязательным (ч. 5 ст. 11 Закона N 174-ФЗ в действующей редакции).

Аналогичное мнение высказывалось представителями Минфина России (смотрите материал: «Вопрос: Должно ли автономное учреждение проводить обязательный аудит? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 4, июль-август 2013 г.)»).

Согласно ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ контроль за деятельностью автономных учреждений на федеральном уровне осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок контроля за деятельностью автономных учреждений определяется, соответственно, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Контрольные функции могут быть возложены на специальные контрольно-ревизионные органы, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены, в частности, на достижение следующих целей:

1) оценка результатов деятельности учреждений;

2) выявление обстоятельств, обусловивших неэффективное расходование денежных средств и иных материальных ресурсов, нарушение требований действующего законодательства;

3) выявление отклонений плановых показателей деятельности учреждений от фактических, анализ причин таких отклонений;

4) выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализ применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений в ходе прошедших ранее контрольных мероприятий;

5) формирование информационной базы в целях оптимизации расходования средств учреждения.

Поэтому при надлежаще организованном ведомственном контроле за деятельностью автономного учреждения и с учетом необходимости привлечения средств автономного учреждения на организацию проведения аудиторской проверки мы полагаем, что решение об «инициативном» аудите следует не только установить решением наблюдательного совета автономного учреждения, но и обосновать с точки зрения эффективности использования средств автономного учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Аудит в организациях госсектора;

— Энциклопедия решений. Ведомственный внутренний финансовый аудит;

— Энциклопедия решений. Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

14 января 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Источник: http://base.garant.ru/57483416/

Аудиторская проверка государственного учреждения

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Читайте так же:  Номинальный директор ответственность по законодательству рф

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/answersacc/src/%F1%F5%EE/%E1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0%F1%EA%E0%FF%20%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC/200121_%E0%F3%E4%E8%F2.htm

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Читайте так же:  Как оформить дарение акций сыну

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12164283/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Энциклопедия решений. Аудит в организациях госсектора

Аудит в организациях госсектора

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

Помимо осуществления контрольных мероприятий на органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, ведомственного финансового контроля нормативными правовыми актами возложены обязанности по проведению аудита.

Так, согласно п. 2 ст. 157 БК РФ и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты РФ осуществляется в виде:

— финансового аудита (контроля);

— аудита эффективности (такой аудит направлен на определение экономности и результативности использования бюджетных средств и иных ресурсов);

— иных видов аудита (контроля).

К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля относится осуществление аудита в сфере закупок (ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ в рамках ведомств должны осуществляться мероприятия по внутреннему финансовому аудиту в целях:

— оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

— подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;

— подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Напомним, что внутренний финансовый контроль направлен прежде всего на то, чтобы выявить и подтвердить или не подтвердить наличие финансовых нарушений. А вот в ходе мероприятий внутреннего финансового аудита дополнительно решаются задачи:

— по определению обстоятельств, с которыми связаны высокие риски появления финансовых нарушений, неэффективного использования бюджетных средств;

— по выработке предложений (рекомендаций), направленных на снижение рисков, в том числе по устранению организационных недостатков.

Аналогичные задачи могут решаться и в ходе контрольных мероприятий, которые органы власти (местного самоуправления) проводят в качестве органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Внимание

К полномочиям Федерального казначейства*(1) и иных органов внутреннего государственного (муниципального) контроля относится проведение анализа осуществления внутреннего финансового аудита (п. 4 ст. 157 БК РФ). Подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита относится к бюджетным полномочиям Счетной палаты РФ (п. 2 ст. 157 БК РФ).

Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) на организации госсектора не распространяются положения по проведению обязательного аудита. Вместе с тем законодательство РФ не содержит запрета на проведение независимого аудита по инициативе организаций госсектора. При этом аудиторская деятельность не подменяет контроль достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Независимые аудиторы могут привлекаться на договорной (контрактной) основе, например, для проведения отдельных контрольных мероприятий в процессе ведомственного финансового контроля, а п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» прямо предусмотрена возможность проведения аудита в автономных учреждениях.

*(1) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Читайте так же:  Акции белуга дивиденды

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Источник: http://base.garant.ru/58070561/

Отправить по почте

Реестры аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов

Анализ практики ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов и его контрольного экземпляра (Отчет за 2010 — 2015 гг.)

Дата публикации: 08.06.2017

Приказ Минфина России

от 30.10.2009 № 111н

Приказ Минфина России от 30 октября 2009 года № 111н «Об утверждении положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций с.

Дата публикации: 15.12.2016

Реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Ведение реестров аудиторов и аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Ведение контрольного экземпляра реестра осуществляет Минфин России; исполнение данной функции в Министерстве возложено на Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов утвержден приказом Минфина России от 30 октября 2009 г. № 111н.

Минфин России размещает на своем официальном Интернет-сайте сведения из контрольного экземпляра реестра. Эти сведения включают:

  • об аудиторе — фамилия, имя, отчество аудитора, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, номер квалификационного аттестата аудитора, субъект Российской Федерации, где проживает (зарегистрирован) аудитор, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудитор, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия;
  • об аудиторской организации — наименование аудиторской организации, основной регистрационный номер записи, основной государственный регистрационный номер, место нахождения аудиторской организации, контактная информация, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которого является аудиторская организация, сведения об органах управления аудиторской организации, сведения о прохождении аудиторской организацией внешнего контроля качества работы, принятых мерах дисциплинарного воздействия, участии аудиторской организации в международных сетях и регистрации в других государствах.

Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам:

  • аудитора — по фамилии, имени, отчеству, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру индивидуального предпринимателя, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата;
  • аудиторскую организацию — по наименованию организации, организационно-правовой форме, субъекту Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат.

Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. Минфин России не предоставляет сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Источник: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/

Проведение аудита для бюджетных, казенных и автономных учреждений

Аудит бюджетной организации — это независимая проверка состояния бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности, проводимая в соответствии с требованиями Закона РФ «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ.

Читайте так же:  Акции аэрофлот выплата дивидендов

В соответствии с действующим законодательством в отношении всех бюджетных учреждений регулярно проводятся проверки, основная цель которых — контроль за правильностью осуществления деятельности и соблюдением нормативно-правовых актов. Это позволяет отслеживать движение финансовых средств на объектах контроля, анализировать результаты проведенных хозяйственных операций, выявлять нарушения законодательства, планировать мероприятия по устранению негативных последствий.

Аудит бюджетных учреждений на сегодняшний день является одним из механизмов финансового контроля хозяйственной деятельности учреждений. Главная задача аудита автономного учреждения – подтверждение достоверности учета и отчётности о правильности исполнения бюджетной сметы и сметы за счёт средств, полученных в виде дохода от деятельности.

Особенности оказания аудиторских услуг государственным (муниципальным) учреждениям.

Каков порядок оказания аудиторских услуг КГ «АЮДАР» бюджетным, казённым и автономным учреждениям?

  • Первичная оценка объема документооборота, финансовых показателей (анкета, выезд специалиста);
  • Предоставление коммерческого предложения, согласование сроков и цен;
  • Заключение договора;
  • В рамках действия договора: обеспечение заказчика бесплатными консультациями по вопросам бухгалтерского и налогового учета и оформление бесплатной подписки на журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учёт и налогообложение»;
  • Определение объёма выборки документов;
  • Аудиторская проверка;
  • Предоставление отчёта и аудиторского заключения.

Какие услуги может включать в себя аудит бюджетных, казённых и автономных учреждений?

  • аудит финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
  • постановку и ведение бюджетного учёта и составление бухгалтерской отчётности в соответствии с бюджетным планом счетов;
  • аудит целевого использования бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности;
  • подготовку к проверке вышестоящими ведомствами, государственными контролирующими органами (Минфин, МНС);
  • представительство интересов в проверяющих и контролирующих органах, в судах, в правоохранительных органах;
  • проверку профессионального уровня сотрудников бухгалтерии;
  • помощь руководству учреждения в проведении аттестаций сотрудников;
  • аудит бюджетной организации по специальному заданию;
  • налоговый аудит.
Видео (кликните для воспроизведения).

Какие задачи решаются в ходе проверки?

  • установка соответствия деятельности бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
  • проверка правильности составления бюджетной заявки, сметы доходов и расходов, а также обоснованности расчётов по конкретным видам доходов и расходов;
  • установка соответствия показателей сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
  • проверка своевременности представления бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;
  • оценка достоверности составления отчётности бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.

Что входит в отчет о проведенной аудиторской проверке?

  • Оценка общего состояния бухгалтерского учёта на предприятии;
  • Подробное описание выявленных в результате проверки нарушений в бухгалтерском и налоговом учёте;
  • Рекомендации по устранению ошибок.

Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы, получающие все необходимые средства из государственного бюджета.

К бюджетным организациям относятся: органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несёт собственник его имущества.

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним собственником или приобретённым этим учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

С вопросами по аудиту бюджетной организации вы можете обратиться к нашим специалистам.

Источник: http://www.audar-urist.ru/services/provedenie-audita-dlja-bjudzhetnyh-kazennyh-i-avtonomnyh-uchrezhdeniy

Аудиторская проверка в бюджетном учреждении: быть или не быть?

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2009, N 4

Бюджетные учреждения являются объектом внимания различных проверяющих органов, но аудиторы к ним не относятся. Поэтому многие считают, что аудит касается коммерческих организаций, а не бюджетных учреждений. Тем не менее практика аудиторских компаний показывает, что в отдельных учреждениях есть спрос на аудиторские услуги. Что «заказывают» бюджетники? Когда можно обойтись без услуг аудиторов? С этими вопросами может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения. Надеемся, что в статье он найдет на них ответы, которые даны с учетом норм нового Закона об аудиторской деятельности .

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Может ли бюджетное учреждение быть аудируемым лицом?

Начнем с того, что в отношении юридического лица может проводиться как обязательный, так и добровольный аудит. Поэтому, если от учреждения не требуют аудиторского заключения, это не значит, что по его инициативе не может быть проведена проверка достоверности финансовой отчетности. Другой вопрос — за счет каких источников будет финансироваться такая инициатива? Но прежде чем ответить на него, выясним, может ли бюджетное учреждение попасть в состав аудируемых лиц. Может, присутствие аудиторов в бюджетных учреждениях противопоказано?

В новом Законе об аудиторской деятельности, как и в его предшественнике, ни слова не сказано о бюджетных учреждениях, но есть ряд оснований, по которым они могут попасть в разряд лиц, в отношении которых проводится аудит (внимание, здесь мы пока не говорим, какой это аудит — обязательный или инициативный). Чтобы в бюджетном учреждении был проведен аудит, оно в целях применения Закона об аудиторской деятельности по меньшей мере должно являться организацией. Ведь именно для организаций в нормативном акте установлены критерии проведения аудита, в том числе и обязательного. Обратимся к нормам гражданского законодательства. В нем сказано, что юридическими лицами могут быть коммерческие или некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Одним из видов некоммерческих организаций является учреждение, созданное собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, о чем сказано в Бюджетном кодексе.

Таким образом, бюджетное учреждение с позиций действующего законодательства является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые, как и коммерческие фирмы, могут заказать аудит, предусматривающий независимую проверку бухгалтерской отчетности организации в целях выражения мнения о достоверности ее финансовой отчетности. Перейдем к следующему вопросу: может ли бюджетное учреждение попасть под обязательный аудит или для него это дело исключительно добровольное?

Читайте так же:  Фнс реорганизация юридического лица

«За» и «против» обязательного аудита

Многие эксперты высказывают свое мнение по данному вопросу, исходя из норм Закона об аудиторской деятельности, упуская из виду другие нормативные акты, например Закон о бухгалтерском учете . В нем описан состав бухгалтерской отчетности организаций, в которую могут входить не только баланс и отчет о прибылях и убытках с приложениями к ним, но и аудиторское заключение. Данное положение не относится к бюджетным учреждениям, состав бухгалтерской отчетности которых определяется Минфином в отдельном порядке. В Инструкции по составлению бюджетной отчетности предусмотрены разные отчеты, но среди них нет аудиторского заключения. Поэтому вышестоящий орган, которому бюджетное учреждение представляет пакет отчетности, не требует от него наличия в числе обязательных приложений аудиторского заключения. На представлении данного документа могут настоять налоговики, но бюджетные учреждения в вопросе сдачи бухгалтерской отчетности находятся вне досягаемости инспекторов. Дело в том, что они не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы , а отчитываются перед вышестоящим органом (распорядителем, главным распорядителем бюджетных средств) в установленные сроки (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете).

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Утверждена Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.
См. Письмо УФНС по г. Москве от 26.04.2005 N 20-12/29899.

Подведем небольшой итог. С позиций Закона о бухгалтерском учете и Инструкции по составлению бюджетной отчетности бюджетному учреждению нет необходимости представлять в составе бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Значит, в отношении его обязательный аудит может не проводиться. Но спешить с окончательными выводами не стоит. Ведь мы исходили из общих норм названных нормативных актов, приоритет перед которыми имеют специальные нормы, прописанные в Законе об аудиторской деятельности.

В нормативном документе перечислено несколько случаев, когда юридическое лицо может попасть под обязательный аудит. Учреждениям наиболее близок случай, когда организация обязана проводить независимую проверку отчетности по финансовым показателям своей деятельности. Таких показателей два: выручка и стоимость активов. Рассмотрим, может ли бюджетное учреждение попасть под обязательный аудит по названным показателям.

Выручка от оказания услуг

Актив баланса

Данный показатель определяется по сумме активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. При превышении стоимости активов 20 млн руб. юридическому лицу вместе с отчетностью следует представить аудиторское заключение. Но нужно ли это делать бюджетному учреждению, которому имущество согласно ст. 296 ГК РФ передается органами власти на праве оперативного управления?

Имущество, полученное в оперативное управление, учитывается на балансе учреждения, поэтому его стоимость включается в оценку активов баланса. Бюджетное учреждение в комплекте отчетности представляет баланс бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130). В нем есть нефинансовые и финансовые активы, сумма которых составляет общий размер активов бухгалтерского баланса бюджетного учреждения. При этом активы разделены между бюджетной и приносящей доход деятельностью. Нужно ли делить активы для целей применения Закона об аудиторской деятельности?

По мнению автора, в этом есть необходимость, то есть для проведения в бюджетном учреждении обязательного аудита ему следует определять стоимость активов только в части приносящей доход деятельности. Ведь по таким же правилам определяется предыдущий критерий — выручка от оказания услуг, которая также принимается к расчету в части деятельности, приносящей учреждению доход. Поэтому логично, что оба финансовых показателя (как выручку, так и сумму активов баланса) учреждение должно определять по одним и тем же операциям, относящимся к приносящей доход деятельности. Иной порядок не соответствовал бы самой концепции аудита, который изначально как форма контроля предполагает проверку отчетности коммерческих организаций, у которых выручка и сумма активов баланса связаны с предпринимательской деятельностью. У бюджетного учреждения сумма активов, относящаяся к приносящей доход деятельности, как правило, меньше суммы активов, источником поступления которых является бюджетная деятельность. Поэтому у учреждения шансов попасть под обязательный аудит по данному критерию, как и по выручке, немного. Все же они есть, ведь предельная сумма активов (20 млн руб.) меньше аналогичного критерия выручки (50 млн руб.).

Какой напрашивается вывод?

И еще, существует расхожее мнение, что отчетность организаций, финансируемых из бюджета, является только ведомственной и не должна быть публичной, поэтому нет необходимости в проверке ее достоверности аудиторами. Этот подход не совсем корректен, так как в рамках учреждений осуществляется расходование общегосударственного фонда средств бюджета, а следовательно, общество должно иметь доступ к информации, показывающей, как и куда расходуются государственные средства. В данной ситуации аудит может рассматриваться как форма государственного финансового контроля, проводимого в отношении достоверности финансовой отчетности получателей бюджетных средств (ведомств и учреждений). Но пока бюджетного аудита не введено, в настоящий момент аудит представляет собой одну из форм контроля лишь коммерческого направления деятельности организаций и учреждений.

Заметим, под обязательный аудит фактически подпадают бывшие бюджетные, а сейчас автономные учреждения. Соответствующая норма установлена Законом об автономных учреждениях . Исходя из того что аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности является для таких учреждений обязательным, можно считать, что для них предусмотрен обязательный аудит, что полностью согласуется с нормами Закона об аудиторской деятельности. В соответствии с ним одним из случаев проведения обязательного аудита является проверка финансовой отчетности, предусмотренная федеральным законом, в данном случае — Законом об автономных учреждениях. Остальные критерии проведения обязательного аудита для автономного учреждения не важны, так как оно в любом случае должно представить пользователям бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Если принято решение о проведении инициативного аудита

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/4093-auditorskaya-proverka-byudzhetnom-uchrezhdenii

Аудиторская проверка государственного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here