Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в случаях

Полная информация на тему: "Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в случаях". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12164283/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Главная страница » Блог » Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Кто имеет право проводить аудит и как именно проходит процедура? Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту? Существуют ли штрафы за отсутствие заключения? Рассказываем подробнее о ежегодной проверке бухгалтерской и финансовой отчетности.

Читайте так же:  Отличие учредителя от участника ооо

Что представляет из себя обязательный аудит организации?

Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компаний c целью контроля достоверности отчетности. Проводят ее организаторы или индивидуальные аудиторы, прошедшие аттестацию и являющиеся членами СРО аудиторов.

Заключение аудиторы выдают руководителям компании, а те, в свою очередь, обязаны предоставить его в территориальное подразделение Росстата. Сделать это необходимо вместе с подачей бухгалтерской отчетности или не позднее 10 рабочих дней после получения заключения. Крайний срок — 31 декабря года, следующего за отчетным.

Двум типам организаций необходимо сдавать отчет в Министерство юстиции:

  • Структурным подразделениям некоммерческих и негосударственных представительств. До 1 апреля года, следующего за отчетным.
  • Российским некоммерческим организациям, которые были признаны иностранными агентами. До 15 апреля года, следующего за отчетным.

Важный момент! Для структурных подразделений некоммерческих и государственных представительств проверку должны осуществлять только российские аудиторы.

Какие требования предъявляют к аудиторскому заключению?

В отличие от инициативного аудита (про виды аудитов вы можете прочитать в нашей предыдущей статье) к заключению обязательной проверки предъявляются весьма строгие требования.

Документ должен содержать:

  • название;
  • указание на круг лиц, которым адресована информация;
  • название (согласно уставу) хозяйствующего субъекта, прошедшего проверку, его юридический адрес, ОГРН;
  • информация о компании-аудиторе (наименование, адрес и ОГРН, № в реестре аудиторов, ссылка на СРО, куда входит проверяющий);
  • полный перечень проанализированных бухгалтерских форм;
  • список мер и инструментов проверки;
  • итоговое мнение аудиторов относительно степени достоверности изученных форм;
  • указание на важные моменты, повлиявшие на выводы аудиторов;
  • дата составления заключения.

Составляется заключение на русском языке, стоимостные показатели должны выражаться в рублях.

Остановимся подробнее на мнении аудиторов. Закон № 307-ФЗ устанавливает 3 типа мнения:

  • Положительное. Аудиторы подтверждают, что отчетность достоверно отражает реальное положение дел.
  • Модифицированное. Аудиторы не могут выразить однозначного мнения по ряду причин.
  • Отрицательное. Аудитор обнаружил полностью искаженную информацию о состоянии компании.

Модифицированное мнение может быть положительным, отрицательным, с оговоркой или отказом в выражении мнения. Соответственно, в первом случае аудитор не может на 100% назвать мнение положительным. Во втором — отрицательным. Мнение с оговоркой подразумевает, что ситуация, которая может существенно повлиять на достоверность отчетности полностью не раскрыта. А в случае, если аудитор пишет отказ выражать мнение, ему необходимо будет расписать причину такого решения.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2018 году?

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ на сегодняшний день в список тех, кому необходимо пройти обязательный аудит попадают компании, отвечающие следующим критериям:

  • акционерные общества, независимо от их типа;
  • юридические лица, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн. руб. в год или те, у кого активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации, клиринговые организации и общества взаимного страхования;
  • организаторы торговли;
  • негосударственные пенсионные или иные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющее компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Кроме этого, обязательный аудит нужно проходить организациям, попадающим под критерии других федеральных законов, а именно:

Тип организаций

Законодательная база

п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента

п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

жилищные накопительные кооперативы

ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ

п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ

ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ

Штрафы за отсутствие обязательного аудита

Вас может ввести в заблуждение информация о том, что штрафов за непрохождение обязательного аудита организации не установлено. Этот вопрос стоит пояснить отдельно, т.к. уверенность в безнаказанности может обойтись компании очень дорого!

Действительно, никакая ответственность за непрохождение аудиторской проверки не прописана в законах. Однако, организацию могут оштрафовать за отсутствие аудиторского заключения (которое, в свою очередь, вы не можете получить без прохождения процедуры) по целому ряду законов. Рассмотрим подробнее какие последствия могут быть, если организация не провела обязательный аудит.

Штрафы за грубые нарушения ведения бухучета

Отсутствие аудиторского заключения у организаций, для которых проверка является обязательной, относится к грубым нарушениям ведения бухгалтерского учета. А значит, согласно закону от 30.03.2017 г. №77-ФЗ в КоАП РФ, нарушителей могут ожидать следующие штрафы:

  • штраф на должностных лиц организации от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф за повторное нарушение в течение календарного года от 10 000 до 20 000 рублей либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Штрафы за непредставление заключения по требованию акционера

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штрафы за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера:

  • от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц

Штрафы за нарушения в части раскрытия информации о деятельности АО

Согласно ст. 15.19 КоАП, за нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, полагается штраф от 500 000 до 700 000 рублей.

Банк России в этом случае может применить следующие санкции:

  • наложение административных штрафов от 30 000 до 50 000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух;
  • штраф на юридических лиц от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы за непредставление аудиторского заключения в Росстат

Росстат может взимать штрафы за отсутствие аудиторского заключения:

  • от 300 до 500 рублей на должностных лиц;
  • от 3000 до 5000 рублей на юридических лиц.

Этапы аудита

Обязательный аудит организации проходит в несколько основных этапов:

  1. Подготовка. Перед началом работ аудитор должен изучить организационно-правовую деятельность компании.
  2. Планирование. Для составления плана обязательного аудита проводится анализ внешних условий, внутреннего контроля, а также первичное ознакомление с экономическими показателями и бухгалтерской документацией.
  3. Сбор основной информации и подробное изучение документации. Рассматривается состояние бухгалтерского учета организации, а также другая финансовая документация.
  4. Контроль достоверности полученной информации. Выявляются ошибки, проверяется работа ответственных специалистов, производится анализ хозяйственной деятельности.
  5. Составление заключения. По результатам анализа составляется аудиторское заключение, которое передается руководителям организации.
Читайте так же:  Что означает аудиторская проверка

Как привести в порядок документацию перед проверкой?

Один из эффективных способов избежать проблем с обязательным аудитом — это заранее привести всю документацию в порядок. При этом наличие высококвалифицированных опытных бухгалтеров в штате не гарантирует того, что аудитор не найдет у вас нарушений.

Почему? Тут есть несколько причин:

  • В связи с большой нагрузкой ваши сотрудники могут упустить определенные моменты.
  • Штатные бухгалтера не всегда успевают отслеживать изменения в законодательстве.
  • Сторонний специалист всегда скорее найдет ошибку, т.к. оценить чужую работу бывает проще, чем свою собственную.

Мы предлагаем услуги по бухгалтерскому консультированию от целой команды специалистов и способны обеспечить успешное прохождение обязательного аудита. В нашей компании работают не только специалисты бухгалтерского дела, но и юристы, поэтому мы всегда в курсе всех изменений законодательства, знаем актуальные требования, находим и помогаем исправлять ошибки.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли рассказать подробнее о наших услугах и сориентировать по цене.

Не откладывайте подготовку к аудиту — лучше заранее убедиться в отсутствии ошибок и быть уверенными в результате проверки.

Источник: http://programs93.ru/articles/kakie-organizacii-podlezhat-objazatelnomu-auditu/

Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности ООО за 2019 год?

Добрый день. Одна из наших компаний (ООО) является учредителем другой компании, которая оказывает строительные услуги для крупных заказчиков, постоянно участвуя в тендерах. Основным видом деятельность компании-учредителя является инвестиционная деятельность. Обороты по деятельности компании небольшие. Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности за 2019 год? Спасибо

Здравствуйте. В соответствии с законом об аудиторской деятельности, обязательный аудит необходимо чаще всего необходимо проводить если:

  • акции компании продаются на профессиональном рынке ценных бумах,
  • компания –является кредитной организацией,
  • является любым акционерным обществом,
  • является пенсионным или акционерным инвестиционным фондами,
  • выручка компании от продажи составляет не менее 400 000 000 рублей за 2018 год, при этом сумма активов должна быть не менее 60 000 000 рублей и на конец 2018, с 2019 соответственно – 600 000 000 и 200 000 000.
  • УК сформирован 25% и более из акций (облигаций) государства,
  • компании оглашает результаты своей деятельности в СМИ,
  • компания- объединения туроператоров в сфере выездного туризма
  • и прочее
    Необходимо отметить, что при поиске аудиторской компании, которая будет проводить аудит бух отчетности за 2019 год, нужно искать именно такую, которая будет удовлетворять следующим требованиям:

•наличие лицензии на проведение аудита,
• отсутствие родственных связей с руководством компании,
• отсутствие сотрудников среди аудиторов, которые могли бы быть связаны с компанией,

  • аудиторская компания ранее не оказывала услуги аутсорсинга на участке – бухгалтерский учет за последние три года.
  • Аудиторская проверка осуществляется на основании данных годовой отёчности до ее представления в налоговый орган по месту учета. При этом, возвращаясь к Вашему вопросу, согласно закону об аудите – обязательный аудит не нужен, если компания работает первый год и за предшествующий не было финансовых показателей, тут Вы не уточнили, когда было создано Ваше ООО, если в этом году – в 2019 – то, еще раз повторюсь, обязанности по проведению обязательного аудита у Вас нет. Учитывая Ваши обороты – можно было бы порекомендовать Вам проводить годовую проверку хотя бы раз в 2 года, но в тоже время, тот факт, что дочка является крупной организаций, участвующая в тендерах, конечно, для поддержания репутации компании, все же лучше остановиться на ежегодном аудите.

    Также отмечу, что в случае, если Вы вовсе не будете проводить аудит, то штрафы неизбежны и составят они на должностное лицо – 300 – 500 рублей или 5 000– 10 000 (при отсутствие заключений за прошлые периоды), на компанию от 3000 до 5000 рублей, повторное нарушение: на должностное лицо от 10000 до 20000 или дисквалификация от одного до двух лет, что также очень негативно скажется на дочерней организации. С 2020 года планируется увеличение штрафных санкций как за отсутствие аудиторского заключения, так и за его непредставление в налоговые органы.

    Еще напомню, что аудиторское заключение за 2019 необходимо представлять только в налоговый орган, ранее нужно было представлять также в органы статистики. При этом обязанности представления в налоговые органы не было, то есть никакая ответственность за это не была предусмотрена, но осуществить представление необходимо было по запросу налогового органа. При непредставлении аудиторского заключения в органы статистики, напротив, действовала административная ответственность.

    В налоговый орган аудиторское заключение необходимо подать:

    • либо одновременно с годовой отчетностью за 2019,
    • либо в течение 10 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключение, но не позднее 31 декабря 2020 года.

    В течение 3-х рабочих дней с момента подписания аудиторского заключения его необходимо разместить на фед.ресурсе.

    Таким образом, бух отчетность за 2019 должна состоять из:

    Источник: http://nalog-nalog.ru/forum/obyazatelnaya-periodicheskaya-otchetnost/nuzhno-li-osushestvlyat-obyazatelnyj-audit-otchetnosti-ooo-za-2019-god/

    Обязательный аудит в 2020 году

    Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

    Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

    1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

    2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

    3. если организация является:

    • кредитной организацией,
    • бюро кредитных историй,
    • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
    • страховой организацией,
    • клиринговой организацией,
    • обществом взаимного страхования,
    • организатором торговли,
    • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
    • акционерным инвестиционным фондом,
    • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

    4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

    5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

    6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

    Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

    Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

    Читайте так же:  Кредит наличными на открытие бизнеса

    Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

    Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

    Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

    Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

    Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

    Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

    Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

    Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

    Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

    • сведения об аудиторе;
    • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
    • период, за который была составлена проверенная документация;
    • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
    • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

    Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

    Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

    Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

    От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

    • организации государственного сектора;
    • Центральный банк Российской Федерации;
    • религиозные организации;
    • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
    • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

    В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

    С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

    1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

    Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

    Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

    Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

    Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

    Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/[email protected], вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

    Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

    Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

    Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

    За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

    А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

    При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

    Судебная практика по делам об обязательном аудите

    В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

    Читайте так же:  Мотивация для открытия бизнеса

    При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

    Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

    Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

    Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

    Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

    Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

    Источник: http://buh.ru/articles/documents/103596/

    Обязательный аудит — основные критерии в 2018 году

    Обязательный аудит и критерии 2018 года — с этими понятиями вас познакомит наш материал. Кроме того, вы узнаете дополнительную информацию о применении критериев обязательного аудита.

    Понятие обязательного аудита, что является критерием для его проведения

    Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:

    • ежегодно;
    • независимыми аудиторами;
    • для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.

    Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

    Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:

    Критерии обязательного аудита

    Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ

    Организационно-правовая форма (ОПФ)

    Акционерное общество (АО)

    ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам

    Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.

    • выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб.;
    • или сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.;

    Составители консолидированной отчетности

    Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность

    В иных случаях, установленных федеральными законами

    С какими еще критериями могут столкнуться налогоплательщики в процессе своей деятельности, узнайте из материалов нашего сайта:

    Нюансы критериев обязательной проверки: подлежат ли аудиту малые предприятия и компании, созданные в форме ООО

    Несмотря на то что критерии проведения обязательного аудита уложены в 6 коротких подпунктов, фактически последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ представляет собой концентрированный набор дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами. Например:

    Ссылка на закон, устанавливающий критерии обязательного аудита

    Ст. 26 закона «О ГУПах и МУПах» от 14.11.2002 № 161-ФЗ

    ГУПы и МУПы (в случаях, определяемых их собственником)

    Ст. 32 закона «О НКО» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6–7 закона о формировании и использовании целевого капитала НКО от 30.12.2006 № 275-ФЗ

    НКО (в случаях, определенных законом)

    Ст. 28, 31 закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ

    Ст. 6 закона о госрегулировании проведения азартных игр в РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ

    Организаторы азартных игр

    Таким образом, при решении вопроса о соответствии критериям обязательного аудита в 2018 году хозяйствующим субъектам необходимо:

    • учитывать требования п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и законов, регулирующих их сферу деятельности;
    • отслеживать появление новых и (или) изменение действующих нормативных актов в части критериев обязательного аудита.

    Специальные критерии обязательного аудита для ООО или малых предприятий не установлены — таким компаниям следует руководствоваться вышеуказанными законами и рекомендациями. Если компания в форме ООО или представитель малого бизнеса соответствует хотя бы одному из законодательно установленных критериев, его отчетность подлежит обязательным контрольным процедурам.

    Проверьте, относится ли ваша компания к малому бизнесу, в материале «Малое предприятие, критерии отнесения 2017».

    Итоги

    Критерии обязательного аудита указаны в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Проверки избежать не получится, если хозяйствующий субъект занимается специфическими видами деятельности (публично размещает ценные бумаги, организует азартные игры) или соответствует иным критериям (по виду организационно-правовой формы, показателям выручки).

    Источник: http://nalog-nalog.ru/audit/obyazatel_nyj_audit_-_osnovnye_kriterii/

    В каких случаях проведение аудита обязательно

    Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

    Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

    • акционерным обществом;
    • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
    • страховой компанией;
    • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
    • кредитной организацией.

    Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

    • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
    • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
    • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
    • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

    Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

    Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

    Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

    Так, для ООО аудит обязателен, если:

    • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
    • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.
    Читайте так же:  Реструктуризация активов и пассивов предприятия

    Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

    В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

    Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

    Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

    • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
    • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

    Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

    Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

    Внутренний контроль

    Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

    Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Кто проводит обязательный аудит

    Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

    Исключение предусмотрено только для:

    • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
    • кредитных и страховых организаций;
    • негосударственных пенсионных фондов;
    • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
    • государственных корпораций и компаний;
    • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

    Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

    Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

    При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

    • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
    • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

    Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

    Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

    • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
    • государственных корпорациях и компаниях;
    • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

    Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

    Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

    Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

    • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
    • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

    За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

    Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

    Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

    Опубликование аудиторского заключения

    Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://nalogobzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/v_kakikh_sluchajakh_provedenie_audita_objazatelno/42-1-0-1076

    Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в случаях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here