Если не сделан обязательный аудит

Полная информация на тему: "Если не сделан обязательный аудит". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Если не сделан обязательный аудит

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/answersacc/src/%F1%F5%EE/%E1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0%F1%EA%E0%FF%20%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC/200121_%E0%F3%E4%E8%F2.htm

Если не сделан обязательный аудит

Дата публикации 21.01.2020

В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?

Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/answersacc/src/%F1%F5%EE/%E1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0%F1%EA%E0%FF%20%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC/200121_%EE%F2%EA%E0%E7.htm

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту?

#1 04.02.2010 11:32:23

Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту?

По выручке за год наша организация подпадает под обязательный аудит. Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту? Какой орган контролирует проходит организация аудит или нет? Какая сумма штафа, если аудит проведен не был?

#2 04.02.2010 13:34:27

Re: Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту?

«Российский налоговый курьер», 2009, N 23

ЕСТЬ ЛИ САНКЦИИ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА?
.
Какова ответственность за непроведение обязательного аудита

Напомним, что до 1 июля 2002 г. (до введения в действие КоАП РФ) ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита была установлена непосредственно в Законе N 119-ФЗ. Так, если организация, отчетность которой подлежала обязательному аудиту, уклонялась от его проведения или препятствовала его проведению, с нее взыскивался штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ, то есть от 50 000 до 100 000 руб. Взыскание данного штрафа производилось в судебном порядке.

Примечание. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных подобных платежей, с 1 января 2001 г. составляет 100 руб.

В настоящее время ни в Законе N 119-ФЗ, ни в более позднем Законе N 307-ФЗ не содержится норм, предусматривающих какую-либо ответственность за непроведение обязательного аудита. Обратимся к Налоговому кодексу. В пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ. Как уже говорилось, согласно ст. 13 названного Закона организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включать в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Получается, что компания, не выполнившая это требование, не представила в налоговую инспекцию документы и сведения, предусмотренные Налоговым кодексом. Значит, она может быть оштрафована из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Поскольку речь идет об одном документе — аудиторском заключении, максимальный размер штрафа составляет 50 руб.
———————————
Это требование не распространяется на организации, перешедшие на УСН, поскольку такие организации не обязаны вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того, руководитель или главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности за непредставление в установленный срок (представление в неполном объеме или в искаженном виде, отказ от представления) в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Размер административного штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Обратите внимание: уплата административного штрафа не освобождает организацию от обязанности провести аудит годовой бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Но даже если после уплаты штрафов компания все-таки не проведет обязательный аудит отчетности, ни ее саму, ни ее должностных лиц нельзя будет повторно привлечь к налоговой или административной ответственности. Основание — п. 2 ст. 108 НК РФ и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.

Примечание. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового (административного) правонарушения.

Примечание. Отсутствие аудиторского заключения (если оно должно быть представлено в составе годовой бухгалтерской отчетности) может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки организации.

Читайте так же:  Смена генерального директора документы в ифнс

Отметим также, что налоговые органы не вправе принудительно ликвидировать указанную организацию. Возможность исключения компании из ЕГРЮЛ (ликвидация) по инициативе налоговой инспекции прописана в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но такая ликвидация применяется лишь к юридическим лицам, прекратившим свою деятельность. К ним относятся организации, которые в течение последних 12 месяцев вообще не представляли в налоговую инспекцию никакой отчетности и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету. Компанию, не представившую только аудиторское заключение, нельзя ликвидировать по этому основанию.
———————————
Подробнее о порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц см. в Письме ФНС России от 18.06.2009 N МН-20-6/812.

Как складывается судебная практика

Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. 1 ст. 126 НК РФ. Пример подобного решения — Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06.
К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается. Ведь организация, отчетность которой подлежит обязательному аудиту, должна провести аудиторскую проверку в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию до наступления срока сдачи годовой бухгалтерской отчетности (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 N А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу N А19-16895/06-51 и ФАС Центрального округа от 25.07.2007 по делу N А64-5050/06-15).

Примечание. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Итак, максимальные размеры штрафов за непроведение обязательного аудита составляют 50 руб. — для организации и 500 руб. — для ее руководителя или главного бухгалтера (п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Суммы небольшие и явно не сопоставимы со стоимостью аудиторских услуг. Однако отметим, что проведение аудита, как того требует законодательство, позволяет выявить и своевременно исправить ошибки и неточности в учете. Кроме того, в ходе аудиторской проверки аудиторы смогут дать компании рекомендации, как оптимизировать документооборот или учетные процессы.

Е.В.Вайтман
Эксперт журнала
«Российский налоговый курьер»
Подписано в печать
19.11.2009

Источник: http://forum.consultant.ru/viewtopic.php?id=21809

Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности ООО за 2019 год?

Добрый день. Одна из наших компаний (ООО) является учредителем другой компании, которая оказывает строительные услуги для крупных заказчиков, постоянно участвуя в тендерах. Основным видом деятельность компании-учредителя является инвестиционная деятельность. Обороты по деятельности компании небольшие. Нужно ли осуществлять обязательный аудит отчетности за 2019 год? Спасибо

Здравствуйте. В соответствии с законом об аудиторской деятельности, обязательный аудит необходимо чаще всего необходимо проводить если:

  • акции компании продаются на профессиональном рынке ценных бумах,
  • компания –является кредитной организацией,
  • является любым акционерным обществом,
  • является пенсионным или акционерным инвестиционным фондами,
  • выручка компании от продажи составляет не менее 400 000 000 рублей за 2018 год, при этом сумма активов должна быть не менее 60 000 000 рублей и на конец 2018, с 2019 соответственно – 600 000 000 и 200 000 000.
  • УК сформирован 25% и более из акций (облигаций) государства,
  • компании оглашает результаты своей деятельности в СМИ,
  • компания- объединения туроператоров в сфере выездного туризма
  • и прочее
    Необходимо отметить, что при поиске аудиторской компании, которая будет проводить аудит бух отчетности за 2019 год, нужно искать именно такую, которая будет удовлетворять следующим требованиям:

•наличие лицензии на проведение аудита,
• отсутствие родственных связей с руководством компании,
• отсутствие сотрудников среди аудиторов, которые могли бы быть связаны с компанией,

  • аудиторская компания ранее не оказывала услуги аутсорсинга на участке – бухгалтерский учет за последние три года.
  • Аудиторская проверка осуществляется на основании данных годовой отёчности до ее представления в налоговый орган по месту учета. При этом, возвращаясь к Вашему вопросу, согласно закону об аудите – обязательный аудит не нужен, если компания работает первый год и за предшествующий не было финансовых показателей, тут Вы не уточнили, когда было создано Ваше ООО, если в этом году – в 2019 – то, еще раз повторюсь, обязанности по проведению обязательного аудита у Вас нет. Учитывая Ваши обороты – можно было бы порекомендовать Вам проводить годовую проверку хотя бы раз в 2 года, но в тоже время, тот факт, что дочка является крупной организаций, участвующая в тендерах, конечно, для поддержания репутации компании, все же лучше остановиться на ежегодном аудите.

    Также отмечу, что в случае, если Вы вовсе не будете проводить аудит, то штрафы неизбежны и составят они на должностное лицо – 300 – 500 рублей или 5 000– 10 000 (при отсутствие заключений за прошлые периоды), на компанию от 3000 до 5000 рублей, повторное нарушение: на должностное лицо от 10000 до 20000 или дисквалификация от одного до двух лет, что также очень негативно скажется на дочерней организации. С 2020 года планируется увеличение штрафных санкций как за отсутствие аудиторского заключения, так и за его непредставление в налоговые органы.

    Еще напомню, что аудиторское заключение за 2019 необходимо представлять только в налоговый орган, ранее нужно было представлять также в органы статистики. При этом обязанности представления в налоговые органы не было, то есть никакая ответственность за это не была предусмотрена, но осуществить представление необходимо было по запросу налогового органа. При непредставлении аудиторского заключения в органы статистики, напротив, действовала административная ответственность.

    Читайте так же:  Открытие счета для бизнес клиента в эстонии

    В налоговый орган аудиторское заключение необходимо подать:

    • либо одновременно с годовой отчетностью за 2019,
    • либо в течение 10 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключение, но не позднее 31 декабря 2020 года.

    В течение 3-х рабочих дней с момента подписания аудиторского заключения его необходимо разместить на фед.ресурсе.

    Таким образом, бух отчетность за 2019 должна состоять из:

    Источник: http://nalog-nalog.ru/forum/obyazatelnaya-periodicheskaya-otchetnost/nuzhno-li-osushestvlyat-obyazatelnyj-audit-otchetnosti-ooo-za-2019-god/

    Штрафы за непроведение обязательного аудита

    Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

    Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

    Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

    Штрафы со стороны налоговой службы

    Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

    Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

    Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

    Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

    Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

    С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

    Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

    от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

    при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

    При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

    Кто может инициировать наложение такого штрафа?

    Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

    налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

    органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

    Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

    Штрафы со стороны РОССТАТА

    За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

    • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
    • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

    При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

    Штрафы со стороны Банка России

    Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

    Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

    Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

    Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

    Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

    Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

    • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
    • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

    При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

    Читайте так же:  Бизнес план открытия пункта

    Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/879676.html

    Штрафы за непроведение обязательного аудита

    Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

    Какая именно ответственность за обязательный аудит

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

    В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

    В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

    Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

    Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

    Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

    • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
    • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

    Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона Читайте также Обособленное подразделение организации: что это?

    Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

    1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

    Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

    Грубое нарушение бухгалтерских правил

    Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

    В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей. А при повторном нарушении он возрастает ровно в 2 раза. Либо лишат права на профессию на период от 1 года до 2-х лет.

    Раскрытие аудиторского заключения

    Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

    • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
    • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

    Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

    Источник: http://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/neprovedenie-obyazatelnogo-audita.html

    Стоит ли «забывать» об обязательном аудите?

    Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

    Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

    Обязательный аудит проводится, в соответствии с ч. 1 ст. 5 закона об аудите, в случаях, перечисленных в п.п. 1-5 этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 5 закона об аудите). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона об аудите).

    Обязательный аудит проводится ежегодно (ч. 2 ст. 5 закона об аудите).

    По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

    Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. «д» раздела «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.» информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также письмо Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

    Читайте так же:  Размер доли учредителей ооо

    Таким образом, первоначальная редакция Закона № 402-ФЗ не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

    Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

    Однако Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним.

    Затем Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 357-ФЗ (далее – Закон № 357-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года, эти поправки были исключены, и ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ вернулась в первоначальную редакцию. Одновременно этим же законом ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, необходимо представлять и аудиторское заключение о ней.

    Определены и сроки представления аудиторского заключения:

    • либо вместе с отчетностью не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
    • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

    Таким образом, экономические субъекты, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год в установленные ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ сроки, но не позднее 31 декабря 2014 года.

    Непредставление или несвоевременное представление в органы статистики аудиторского заключения экономическими субъектами, для которых проведение аудита является обязательным, влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от трех тыс. руб. до пяти тыс. руб. (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16 декабря 2013 года № 1578/ОГ).

    Обязанность представлять аудиторское заключение в налоговый орган в настоящее время Законом № 402-ФЗ не предусмотрена. НК РФ также не содержит такого требования. На это, в частности, обращает внимание и Минфин России в письме от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

    Непосредственно за непроведение обязательного аудита законодательство ответственности не предусматривает. Для отдельных категорий лиц (например, для открытых акционерных обществ) непроведение обязательного аудита и, как следствие, неисполнение обязанности по опубликованию аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

    С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/karasevich/528965/

    Штрафы за непроведение обязательного аудита – есть. Большие. Но не для всех

    • «Дикие миллиарды». Как в Екатеринбурге создали прибор, аналога которому нет в мире
    Может ли уральский «Триазавирин» спасти Китай. Профессор УрФУ — о вирусах и препаратах
    В Россию выходит датский конкурент IKEA. Сможет ли он закрепиться на рынке?
    «Раньше рост цен на недвижимость 6-9% казался незначительным. Это время прошло»
    Японские суши без китайской рыбы. Сеть «Сушкоф» перестала закупать товары в КНР

    Бизнес-сообщество обеспокоено обещанным ужесточением ответственности за непроведение обязательного аудита. Про возможные нововведения рассказывает Татьяна Севастьянова, директор ГК «Аудит-Классик»

    – Вопрос ужесточения ответственности за непроведение обязательного аудита обсуждается уже много лет. Насколько это актуально?

    – Строго говоря, штрафов именно за «непроведение обязательного аудита» нет и на сегодняшний день, не планируются они и в будущем. Однако в настоящее время на общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» (ID проекта 02/04/06-18/00081866). В КоАП появится новая статья 15.11.1, которой предполагается ввести штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случаях, когда организация подпадает под обязательный аудит, — и аудиторского заключения о ней. Таким образом, непроведение обязательного аудита по факту подпадет под штрафные санкции.

    Предлагаемый к обсуждению размер штрафных санкций варьируется в зависимости от того, подпадает ли предприятие под обязательный аудит, и превышает ли срок задержки сдачи отчетности год – на должностных лиц штрафы составят от 50 до 200 тысяч рублей, на организацию – от 100 до 700 тысяч рублей.

    Виды нарушений

    Штраф на должностное лицо организации

    Штраф на организацию

    Если отчетность НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ:

    *несвоевременное представление (или в неполном составе, или с иными нарушениями порядка представления) юридическим лицом в налоговый орган такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

    50 000 – 70 000 рублей

    100 000 – 200 000 рублей

    *непредставление до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно

    80 000 – 100 000 рублей

    200 000 – 300 000 рублей

    Если отчетность ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ:

    *несвоевременное представление (или в неполном составе, или с иными нарушениями порядка представления) юридическим лицом в налоговый орган такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ о ней

    80 000 – 100 000 рублей

    300 000 – 500 000 рублей

    *непредставление до 31 декабря года, следующего за годом, за который составлена указанная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно

    100 000 – 200 000 рублей

    500 000 – 700 000 рублей

    Указанные меры ответственности предполагается ввести в действие с 1 января 2021 года. При этом на сегодняшний день размер штрафных санкций для организаций, подлежащих обязательному аудиту, не изменился.

    Серьезные штрафные санкции предусмотрены для акционерных обществ, а именно — публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества в связи с публичным размещением облигаций или иных ценных бумаг и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50 (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Они обязаны опубликовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением на странице в сети интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 N 454-П). То есть сроки достаточно жесткие, их нужно знать, и их нужно контролировать. В 2019 году этот срок истекает 4 апреля.

    Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

    – А другие предприятия – не акционерные общества – могут попасть под штрафные санкции?

    Предприятия формы ООО, если они подлежат обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики по ст.19.7 КоАП РФ (не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом). В случае непредставления в указанный срок аудиторского заключения штраф составит для организации — от 3 000 до 5 000 руб., для должностного лица — от 300 до 500 руб.

    Таким образом, если ООО подлежит обязательному аудиту, проводить аудиторскую проверку оно имеет возможность практически до декабря года, следующего за отчетным. Это важная ремарка, поскольку стоимость аудиторской проверки «в сезон», с января по март, обычно значительно дороже, чем летом. И мы активно призываем наших клиентов пользоваться такой возможностью сэкономить.

    – Что будет, если не проводить обязательный аудит из года в год?

    – Здесь следует иметь ввиду, что должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. по ст.15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. И это не освобождает от проведения аудиторской проверки.

    И в заключение хотелось бы отметить, что принимать решение, проводить ли аудит организации, следует все-таки не по принципу сравнения затрат (что дешевле – аудиторская проверка или штрафные санкции), а с пониманием полезности аудиторской проверки как таковой. Ведь в результате ваш бухгалтер сможет проверить себя, исправить ошибки до проверки контролирующими органами, аудитор подскажет, где организация может оптимизировать затраты, улучшить систему внутреннего контроля, что в итоге повысит безопасность Вашего бизнеса.

    Тел. (351) 729-83-44(42)


    Источник: http://chel.dk.ru/news/shtrafy-za-neprovedenie-obyazatelnogo-audita-est-bolshie-no-ne-dlya-vseh-237117289

    Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф?

    Если речь об аудиторском заключении по отчетности за 2018 год, крайний срок подачи которого — 31.12.2019, то от ИФНС штрафа за него не будет.

    До 2020 года требования подавать аудиторское заключение налоговикам в законодательстве нет (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). К документам, на основании которых рассчитываются налоги, заключение аудиторов также не относится. Значит, штрафовать вас за его непредставление контролеры не вправе (постановление АС Поволжского округа от 25.07.2016 № Ф06-10616/2016).

    А вот кто может оштрафовать за несдачу заключения за 2018 год, так это Росстат. Фирмы, подлежащие обязательному аудиту, должны сдавать его в статистику либо вместе с бухотчетностью, либо отдельно от нее не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Такие сроки установлены ст. 18 закона «О бухучете». Штраф за непредставление документа налагается по ст. 19.7 КоАП РФ в размере:

    • 3000–5000 руб. на организацию;
    • 300–500 руб. на должностное лицо.

    С 2020 года порядок изменится. Бухотчетность будет представляться только в ИФНС, а с ней и заключение аудиторов (сроки сдачи, кстати, останутся прежними). Вот тогда у налоговой появится право штрафовать за его неподачу. Штраф будет по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб.

    Источник: http://nalog-nalog.ru/statistika/auditorskoe-zaklyuchenie-esli-ne-sdat-v-nalogovuyu-budet-shtraf/

    Читайте так же:  Акции газпром дивиденды получение
    Если не сделан обязательный аудит
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here