Этапы налогового аудита

Полная информация на тему: "Этапы налогового аудита". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Налоговый аудит

Налоговый аудит — это проверка налоговых отчетов экономического субъекта.

Аудит налогов проводится аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Независимый налоговый аудит всегда является актуальным как для крупных компаний, так и для средних. Аудит учета налогов позволяет существенно снизить потери при выплатах различных штрафов.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов
  • состояния обязательных выплат на текущий период
  • правомерности использования налоговых льгот
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства

Организация и проведение налогового аудита: порядок и участники

  • Налоговый аудит является инициативной процедурой
  • Объем и формат планируемого аудита устанавливается клиентом
  • В рамках налогового аудита проводится тщательная проверка всех аспектов деятельности организации, влияющих на ее систему налогообложения
  • Проверка осуществляется лицензированными аудиторскими организациями

Процедуру налогового аудита условно представляет собой несколько этапов:

  • экспертиза системы налогообложения
  • проверка правильности исчисления налогов и осуществления выплат
  • составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и предложениями по их устранению

На первом этапе аудиторы проводят анализ всех аспектов системы налогообложения организации и выявляют проблемные стороны, требующие более детального изучения.

Далее специалисты осуществляют проверку правильности составления налоговой отчетности и заполнения налоговых деклараций, проводят анализ налоговых баз по каждому виду проверяемых налогов.

Преимущества аудита налоговой отчетности

Аудит налогового учета дает возможность выявить ошибки, провести анализ и разработать меры по их устранению. Проведение налогового аудита позволяет избежать неточностей при уплате налогов, которые влекут за собой штрафы и взыскания.

Источник: http://www.korpusprava.com/ru/law-and-tax/project-consulting/tax.html

Последовательность проведения налогового аудита

Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и дру­гие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» предусматривает два этапа проведения налогового аудита расчетов по каждому налогу:

1. предварительная оценка существующей системы налогооб­ложения;

2. проверка и подтверждение правильности исчисления и уп­латы экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

После выполнения указанных процедур производится обоб­щение, оформление и представление результатов проведения на­логового аудита.

Предварительная оценка существующей системы налого­обложения экономического субъекта включает:

— общий анализ и рассмотрение элементов системы налого­обложения экономического субъекта;

— определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

— проверку методики исчисления налоговых платежей и постановки налогового учета на предприятии: оценка применя­емой системы налогового учета, проверка правильности отра­жения хозяйственных операций в налоговом учете;

— правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений (экспертиза соответствия действующей на предприятии схемы договорных отношений, оценка рисков используемой схемы и разработка оптималь­ной финансово-правовой схемы);

— оценку документооборота и изучение функций и полномо­чий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

— предварительный расчет налоговых показателей экономи­ческого субъекта.

Выполнение данных процедур производится с учетом особен­ностей деятельности аудируемого лица и позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяй­ственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения; соответствие применяемого эко­номическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства; оценить уровень налоговых обяза­тельств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

На этапе предварительной оценки существующей системы налогообложения необходимо получить информацию по сле­дующим вопросам: как определен порядок исчисления налогов и сборов в учетной политике в целях налогообложения; как орга­низована работа по исчислению налогов и сборов (назначены ли ответственные лица, распределены ли между ними обязанности, имеются ли в наличии должностные инструкции); каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в ре­гистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом про­исходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база; при проведении каких операций наиболее велик риск воз­никновения ошибок; осуществляются ли операции, освобожда­емые от налогообложения; представлены ли в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право организации на освобождение или применение налоговых вычетов (льгот); проводится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгалтера, начальником отдела и т.п.) в конце отчетного периода.

Этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые ин­тересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетнос­ти, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также правомерность использо­вания налоговых льгот.

При проверке и подтверждении правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды (второй этап) аудит осуществляется по следующим позициям: правильность, своевременность, полнота формирования налогооблагаемой базы, соблюдение основных принципов при ее определении; правильность формирования налоговых вычетов; обоснованность внесения исправлений в налоговую отчетность и налоговые регистры; достоверность первичных документов для заполнения налоговых регистров; включение первичных доку­ментов в соответствующие налоговые периоды.

Конечным этапом проведения налогового аудита считается подготовка:

а) заключения по результатам проведения налогового аудита;

б) отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).

Выводы по оценке результатов проверки могут быть обобще­ны отдельно по налогам, по которым проверяемый экономиче­ский субъект является самостоятельным налогоплательщиком, и отдельно по налогам, уплачиваемым им в качестве налогового агента. Рекомендации аудитора, уточняющие ведение налого­вого учета, целесообразно предлагать по каждому конкретному налогу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9011 —

| 7282 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_103675_posledovatelnost-provedeniya-nalogovogo-audita.html

Читайте так же:  Реестр учредителей ооо образец

Что дает аудит налогообложения и как он проводится

Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование — оптимальное решение.

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях — эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.

Аудит со стороны налоговых органов — не самый приятный момент в жизни компании. Но есть способ подготовиться к нему и избежать штрафов — провести независимую внутреннюю проверку. Заранее выявить все неточности в документах и исправить их до прихода инспекторов поможет добровольный налоговый аудит.

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Виды налогового аудита

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит

требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Тематический аудит

— верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит

лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит

. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Читайте так же:  С каких акций можно получать дивиденды

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

В большом разнообразии компаний и частных лиц, предоставляющих услуги налогового аудита, легко запутаться. Как правило, определяющими факторами в выборе являются цена услуги и сроки реализации. Но тот, кто способен провести качественный налоговый аудит, должен соответствовать следующим требованиям: достаточно длительный опыт работы и наличие успешно реализованных кейсов, умение оперативно устранять выявленные несоответствия, знание актуального законодательства и владение информацией о судебной практике (ситуации и решения). Всем этим требованиям соответствует, например, компания КСК групп, которая предоставляет услуги обязательного, инициативного, а также экспресс-аудита, бухгалтерского и налогового консалтинга, осуществляет международное налоговое планирование и подготавливает клиента к налоговым проверкам. В рейтинге RAEX («Эксперт РА») за 2015 год КСК групп заняла третье место в области налогового консалтинга, что также подтверждает высокий уровень качества предоставляемых услуг. Экономьте свое время и деньги — обращайтесь к профессионалам.

Источник: http://www.kp.ru/guide/nalogovyi-audit.html

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Этапы проведения налогового аудита

Рассмотрим основные этапы проведения процесса аудита налогообложения, но сначала обратим внимание на основные принципы его проведения, указанные в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами». Согласно данной Методике, налоговый аудит не выделяется в качестве отдельного вида аудиторской деятельности, а относится к категории сопутствующих аудиту услуг. Проведение налогового аудита является специальным аудиторским заданием, которое оформляется соответствующим договором согласно требованиям гражданского законодательства Российской Федерации, в котором четко обозначаются вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении проверки.

Перейдем к рассмотрению этапов проведения налогового аудита. Аудит налогообложения может проводиться в качестве отдельной консультационной услуги, а может быть включен в процесс комплексного аудита финансовой деятельности организации, поэтому выделение этапов его проведения может быть произведено в нескольких вариациях.

В Методике указано, что выполнение консультационных работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности:

а) предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта, которая включает в себя проведение общего анализа и рассмотрения элементов системы налогообложения экономического субъекта, определение основных факторов, оказывающих влияние на налоговые показатели, проверку методики исчисления налоговых платежей, оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов, а также предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта;

б) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, включающая анализ налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.), а также оценку правомерности использования налоговых льгот.

Если рассматривать налоговый аудит в качестве составляющей процесса комплексного аудита организации, то можно выделить три основных этапа проверки, каждый из которых будет включать в себя один из указанных выше элементов проведения налоговой проверки: планирование, проведение проверки и формирование заключений, оформление соответствующей отчетности. Первый этап представляет собой процесс планирования будущей деятельности, что предполагает предварительное ознакомление с деятельностью проверяемой организации, оценку системы бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля на основании предоставленных по запросу документов, определение целей и задач проверки, выбор основных вопросов, на которые необходимо ответить в ходе проведения проверки, разработку или выбор критериев, на основании которых можно будет сделать вывод об эффективности работы системы налогового учета в организации, оценку возможного аудиторского риска, определение уровня существенности и формирование, на основании всего вышеперечисленного, рабочего плана и программы проверки.

Второй этап проведения налогового аудита заключается в оценке фактов хозяйственной деятельности организации относительно критериев, в выявлении признаков искажений информации с помощью аудиторских процедур, сборе аудиторских доказательств, оценке существенности выявленных искажений, формировании предварительных выводов. Это основной этап проверки, сущность которого выражается в оценке:

Читайте так же:  Сколько нужно акций газпрома чтобы получать дивиденды

обоснованности затрат для целей налогообложения;

правильности расчета и уплаты налогов и сборов;

документальных показателей, имеющих отношение к сделкам, проводимым организацией;

наличия, правильности отражения в учете расходных документов;

обоснованности выплат по трудовым договорам;

соответствия рыночному уровню применяемых цен по расходам и доходам, в том числе по скидкам и бонусам покупателям и поставщикам;

ведения учета по обособленным подразделениям.

По итогам проведения второго этапа налогового аудита составляются предварительные рекомендации по внесению изменений и корректировке системы налогового учета в организации для обеспечения большей эффективности ее функционирования, а также документируются все выявленные ошибки и недочеты, исправление которых проверяемая организация будет осуществлять после окончания проверки.

И, наконец, третий этап, завершающий для проверяющей организации: происходит формирование и оформление данных, полученных в ходе проверки, в виде отчетов, актов и заключений для руководства проверяемой организации и заказчика проведения проверки, для чего рассматриваются собранные в процессе второго этапа аудиторские доказательства и оцениваются все конечные данные, после чего информация отправляется ее непосредственным получателям: руководству и заказчику.

Как таковой налоговый аудит не является обязательной процедурой, поэтому в решении вопроса о необходимости его проведения организация обладает достаточной самостоятельностью, ограничить которую способны лишь уже отмеченные в ее истории правонарушения, побуждающие организацию выявить существующие недостатки до предстоящей налоговой проверки и оперативно внести исправления в систему осуществления налогового учета.

Как уже было указано выше, налоговый аудит может осуществляться в качестве отдельной консультационной услуги, но в настоящее время существует тенденция проведения налогового аудита в комплексе аудита общего, когда в договоре, содержащем условия и основные требования к его проведению, отдельно указывается объем необходимой к осуществлению в рамках комплексной проверки работы с налоговой документацией организации. В этом случае проверка затронет лишь отдельные аспекты системы налогового учета, поэтому о снижении указанных выше налоговых рисков в достаточной степени сказать будет нельзя. Именно поэтому важно проводить налоговый аудит в качестве отдельного мероприятия, в противном случае эффективность его проведения как вида контроля деятельности компании будет находиться под угрозой, вызывая закономерный вопрос о необходимости включения в договор общего аудита аудита налогообложения в принципе.

Итак, можно сказать о том, что налоговый аудит не является обязательной процедурой, его проводят по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке, установленных в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. В основном он пользуется спросом у крупных предпринимателей, осуществляющих несколько видов деятельности и имеющих большие обороты денежных средств. С целью повышения качества процесса проведения аудита налогообложения важно совершенствовать и развивать методику его проведения, так как именно это позволит существенно снизить налоговые риски как для налогоплательщиков, для которых важным является точное определение налоговой базы, так и для государства, в бюджет которого поступают 90% всех налоговых сборов в стране.

Источник: http://vuzru.ru/etapy-provedeniya-nalogovogo-audita/

Налоговый аудит

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

Все выводы, оценки и рекомендации будут изложены в аудиторском заключении.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/s504653

Налоговый аудит

Если вам необходимо проверить, насколько правильно идет формирование учета налогооблагаемой базы вашей организации, вам поможет такая услуга как налоговый аудит. Налоговый аудит — это такое специальное аудиторское задание, которое направлено на проверку соответствия порядка формирования налоговой базы организации. Он показывает, насколько верно отражается учет и уплата экономическим субъектом налогов и других видов в платежей, а также на сколько верно идет оказание сопутствующих услуг.

Сам процесс налоговой проверки состоит из нескольких этапов:

  • экспертиза — то есть осуществляется предварительная оценка той системы налогообложения, которая существует у экономического субъекта на момент проверки
  • аудиторская проверка — то есть подтверждение того, насколько правильно идет исчисление и уплата налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды
  • заключительным этапом проверки является оформление и передача полученных при аудиторской проверке данных

Чем для заказчика может стать налоговый аудит? Это отличная возможность репетиции налоговой проверки, он позволяет снизить и вообще предотвратить конфликты с правоохранительными органами государственной власти. Вы забудете, что такое штрафы и повысите репутацию своей организации. Хотите снизить риск нарушений законодательства? Тогда воспользуйтесь такой услугой как аудит.

Налоговый аудит является процедурой необязательной, его проводят по инициативе аудируемого лица в те сроки и в том объеме, которые были установлены в договоре между заказчиком и непосредственно аудитором. Налоговый аудит может быть проведен по требованию финансово-кредитных организаций и страховых фирм, например, в случае получения кредита или оформления договора. В тех случаях, когда заказчик решает подвергнуть проверке налоговый учет и отчетность своей организации, аудит налогообложения может быть включен в в общую часть аудита.

Читайте так же:  Планирование аудиторской проверки осуществляется

Существует несколько методов аудиторской проверки — выборочный аудит, сплошной, сплошной с элементами выборочного, выборочный с элементами сплошного. Так как объем информации по налогам обычно не очень большой, такой аудит проводится сплошным (комплексным) методом.

По окончании проверки вы получаете объективные сведения о состоянии ваших налоговых рисков, в дополнение к этому вам дадут профессиональные рекомендации, направленные на то, чтобы вообще свести их к минимуму.

Вся информация будет предоставлена вам в отчете и заключении по аудиту. Со своей стороны мы гарантируем качественную и профессионально проведенную работу — будут соблюдены все стандарты, мы сопроводим заказчика во время проведения налоговой проверки и т. д. аудиторская компания «Аксиома» несет полную материальную ответственность, указанную в договоре.

Источник: http://www.af-aksioma.ru/services/audit/audit2.php

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Предпосылки и объективная необходимость осуществления налогового аудита на различных этапах становления и развития мировой экономики, основные этапы его формирования

Аудит налогообложения достаточно долгое время не выделялся в качестве отдельного мероприятия, представляя собой лишь часть процесса общего аудита и осуществляясь в рамках проведения комплексных контрольных мероприятий в качестве сопутствующего процесса. Именно поэтому его история как процесса начинается с зарождения самого аудита как экономической необходимости, хотя учет налогов – одной из наиболее древних форм экономических отношений – появился намного раньше, с возникновением первых форм налогов – оброка, подушной подати, гербовых сборов и др. Для рассмотрения и описания процесса зарождения аудита на различных этапах развития мировой экономической истории воспользуемся учебником профессоров Т.Г. Шешуковой и М.А. Городилова под названием «Аудит: Теория и практика применения международных стандартов», в котором приводится наиболее полное и содержательное описание формирования и развития аудита, как важнейшего составляющего процесса экономической деятельности различных стран мира.

Итак, еще древние цивилизации Ближнего Востока в 4000 г. до н.э. создавали государства и налаживали свою хозяйственную деятельность, составляя отчеты для учета доходов и расходов, что не могло не способствовать возникновению злоупотреблений со стороны лиц, под чьим началом находилось их ведение. В связи с этим возникает необходимость контроля действий указанных лиц со стороны государства, поэтому правительственные органы назначают чиновников, совмещающих управленческие, контрольные и функции учета и осуществляющих выполнение ряда действий, чрезвычайно схожих с современной аудиторской деятельностью. Например, в Римской республике (VII век до н. э.) контроль над государственными финансами осуществлял Сенат, а проверку – специальные служащие – кураторы, прокураторы и квесторы, которые назначались как на уровне государства – заведовали казной, – так и на местном, провинциальном уровне – осуществляли финансовое управление провинциями. Квесторы также осуществляли частичный, в основном, документальный контроль за процессами исчисления и уплаты налогов, помимо которого существовала сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за их сбор.

Широкое распространение аудита начинается в Италии, после падения Римской империи, когда венецианские и флорентийские купцы начинают использовать аудиторский труд для осуществления проверки платежеспособности контрагентов, в качестве которых выступали капитаны судов, перевозивших товары с одного континента на другой. Цель аудита на тот период заключалась в строгом контроле соответствия количества и качества товаров документации, сопровождающей грузы, и предотвращении возможных ошибок.

Зарождение аудита в современном современном понимании этого вида деятельности начинается в Англии, где в IX в. кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок к началу нового развития процесса контроля и аудита денежных средств, когда бухгалтерские приемы римлян стали применяться в учете экономических явлений. Уже тогда из общего понятия «бухгалтер» происходит выделение смежного понятия «аудитор», первый из которых сохраняет за собой функции организации и ведения счетов, а второй осуществляет независимый контроль над ними.

В лондонских деловых кругах первое применение аудита отмечается в 1200-1300-е гг. – в 1298 г. была впервые проведена проверка деятельности гофмейстера лондонского Сити аудиторской комиссией в составе мэра, членов муниципалитета и ряда других лиц. В результате чего подобная практика получает распространение, и уже в 1324 г. письменным указом короля назначаются аудиторы в графства Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилс, Самсет и Дорсет, а учетные книги начинают фигурировать в качестве одного из главных доказательств в суде. С этого времени в городских архивах страны появляются отчеты и другие письменные подтверждения регулярного осуществлении аудита финансовых документов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий.

Таким образом, развитие раннего аудита происходит в двух сферах, одна из которых представляет собой проверку представительствами горожан правильности фискальной политики чиновников, другая – проверку аудиторами правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли в хозяйствах, имевших обязательства по уплате налогов.

Этап формирования аудита как важной составляющей процесса контроля денежных средств продолжается до 1500 г., когда в общей экономической ситуации происходит перелом, что, главным образом, связано с открытием Америки Христофором Колумбом в 1492 году, ставшим причиной увеличения товаро- и капиталопотоков, движения рабочей силы в мировом масштабе.

В 1862 году в Великобритании принимают Закон «Об обязательном аудите», благодаря которому аудит официально становится частью системы контроля финансовых потоков страны. Помимо этого, принимается пакет законов, предписывающих компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед управляющими. Начинается бурный экономический рост, все более быстрыми становятся темпы увеличения масштабов сделок, что способствуют объединению небольших компаний в первые корпорации. Значение и роль института аудиторства постепенно повышались, в условиях быстрорастущего производства аудиторы больше не могли проверять каждую проведенную операцию детально, особенно с учетом также происходивших изменений и усовершенствований в системе внутреннего контроля и учета, именно поэтому на данном этапе развития основной целью аудита становится выявление различных ошибок, в основном, намеренного характера.

Т. Г. Шешукова и М.А. Городилов отмечают: «уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью». Одним из первых подобных профессионалов становится англичанин Уильям Уэлш Дейлот (1818-1898), в дальнейшем получивший известность, как автор системы финансовой отчетности английских железных дорог и гостиничного бизнеса, элементы которой до сих пор используются у него на родине.

Читайте так же:  Реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица

В 1867 году во Франции принимают законы, согласно которым балансы организации подлежат обязательной проверке ревизоров. Подобные законы также принимаются и в Германии – в 1870 году. Однако не было четко установлено, должна ли проверка осуществляться внутренними контролерами организации или внешними аудиторами, приглашенными со стороны (более четкое описание данного, а также других аспектов аудиторской деятельности появится лишь в 1930-х гг.).

В 1887 г. В США происходит образование первой Ассоциации аудиторов. В это же время меняются цели процесса аудита: предотвращение непреднамеренных и преднамеренных ошибок отходит на второй план, в качестве главной цели теперь выступает определение финансового состояния предприятия и степень его доходности. Вместе с целями изменяются и приемы проведения аудита: если раньше было возможным проводить более детальную проверку операций, то теперь на первый план выходит тестирование существующей системы учета и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Переходным этапом становится период 1933-1940 гг.: мировой экономический кризис 1929—1933 гг. увеличивает потребность компаний в услугах бухгалтеров-аудиторов, резко ожесточаются требования к качеству аудиторской проверки. Большинство авторов научных работ того времени начинают сходится во мнении, что аудитору не следует концентрировать свое внимание только лишь на выявлении ошибок в проведении операций, а необходимо сделать акцент на подтверждении верности финансовой отчетности, что было официально провозглашено в документах Американского Института Присяжных Бухучета. Здесь же устанавливаются положения аудита, касающиеся ответственности проводящего его лица: она состоит в проведении тестов, соответствующих общепринятым аудиторским стандартам и позволяющим выявить определенные несоответствия в фактически предоставляемой отчетности организации. В проверке документации цель аудита заключается до конца 40-х годов, за счет чего сам процесс аудита получает название подтверждающего – из-за осуществления деятельности по подтверждению записей денежных операций и правильной их группировке в финансовых счетах.

Следующее название приходит к процессу аудиторской деятельности после 1949 года, когда независимые аудиторы начинают уделять больше внимания вопросам внутреннего контроля, в связи с развитием мнения о том, что при достаточно эффективной системе контроля, проводимого изнутри, вероятность ошибок будет минимальной, в связи с чем финансовые данные будут обладать достаточной полнотой и точностью, что значительно повысит ценность их использования в дальнейшем. Появившиеся в этот период первые аудиторские фирмы занимаются больше деятельностью консультационной, чем проверяющей, в связи с чем аудит называют системно-ориентированным. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. В качестве основных тенденций рынка аудиторских услуг в данном периоде можно выделить укрепление фирм, специализирующихся на оказании профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на такое направление аудиторской деятельности, как консалтинг. Широко востребованными становятся консультационные услуги по вопросам осуществления разделения или слияния компаний, а также по финансовому оздоровлению учетных систем предприятий.

В начале 70-х гг. начинается разработка аудиторских стандартов общего и специального характера, в числе которых – стандарты проведения налогового аудита, который постепенно начинает выделяться в отдельное направление аудиторской деятельности, а аудит окончательно и достаточно прочно занимает место в системе финансового учета организации. Налоговый аудит становится одним из важнейших составляющих элементов проверки и контроля фактического финансового положения предприятия, а затем и отдельным видом аудита деятельности организации, получая все большее распространение благодаря ценному свойству – именно определение того, насколько добросовестным налогоплательщиком является та или иная компания, позволяет потенциальным партнерам и деловым клиентам сделать вывод о перспективности сотрудничества с ней, и именно результаты качественно проведенного налогового аудита являются тем элементом, что позволяет понять это в полной мере.

Итак, теперь представим основные этапы развития аудита представить в виде таблицы (табл. 1.).

Развиваясь в различных странах на протяжении всего периода становления и развития мировой экономической истории, аудит обладал определенными общими чертами, а также имел определенные особенности и отличия, например, профессии специалистов, осуществляющих аудиторскую деятельность получили различные названия, в зависимости от той или иной страны: так, в Англии и ряде других англоязычных стран профессионалов бухгалтерского учета называют «привилегированными бухгалтерами», в США – «присяжными бухгалтерами» или «дипломированными бухгалтерами высшей квалификации», во Франции – «бухгалтерами-экспертами» и «комиссарами по счетам», а в Германии – «контролерами хозяйства» или «контролерами книг». Если говорить о степени вмешательства государства в организацию и регламентацию аудиторской деятельности на данных этапах, то в данном случае подходы высших органов власти разных стран также меняются различным образом, причем в достаточно широком диапазоне, в зависимости от конкретной страны: от полного неучастия (Великобритания) до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция), причем в последних трех государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовкой и текущей деятельностью.

Итак, общей характерной чертой развития аудита во всех странах можно назвать то, что аудиторская деятельность зародилась практически сразу, с появлением экономики, и на протяжении всех этапов своего становления являлась составной частью экономического механизма. Отличия аудита, как экономического инструмента определения соответствия фактических целей предприятия заданным, определялись особенностями финансово-промышленной истории отдельных стран и, главным образом, зависели от характера развития рынка капитала. Определенные условия не позволили налоговому аудиту обрести самостоятельность на ранних этапах развития аудита комплексного, это произошло чуть позже, когда предприниматели различных стран оценили и начали понимать его полезность и актуальность для обеспечения беспребойного и прибыльного функционирования своих компаний.

Сейчас налоговый аудит не является обязательной процедурой, обычно он проводится по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке установленными в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. Но заинтересованность в нем постепенно повышается как со стороны государства, так и со стороны общества, так как сами по себе налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют, как уже было отмечено выше, 90% всех поступлений в государственный бюджет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzru.ru/predposylki-i-obektivnaya-neobhodimost-osushhestvleniya-nalogovogo-audita-na-razlichnyh-etapah-stanovleniya-i-razvitiya-mirovoj-ekonomiki-osnovnye-etapy-ego-formirovaniya/

Этапы налогового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here