Финансовый аудит эффективности

Полная информация на тему: "Финансовый аудит эффективности". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Финансовый аудит и аудит эффективности в системе гфк

«Финансы», 2008, N 10

В настоящее время необходимо в полной мере активизировать потенциал государственного финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности: эффективное управление невозможно без эффективного контроля. Внедрение аудита эффективности в систему государственного контроля обусловлено необходимостью не только контролировать целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность.

В ревизионных стандартах ИНТОСАИ (ст. ст. 42, 43) прописано, что орган ГФК может проводить проверки эффективности использования государственных средств при наличии законодательно установленного права на данную проверку.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. ст. 34, 37) прописаны принципы, регламентирующие эффективность и экономичность использования бюджетных средств. Там же, в Кодексе, уточняется принцип эффективности: достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств.

Сегодня традиционные государственные функции испытывают трансформационные процессы, адаптируясь к новым условиям. В частности, финансовый контроль активно изменяется от традиционной проверки к контролю с позиции эффективного, результативного и экономичного использования государственных ресурсов в форме аудита эффективности.

Аудит эффективности (наряду с традиционным финансовым аудитом) должен занимать доминирующую позицию в структуре учета в рамках государственной контрольной системы, ибо его цель — дать гарантии эффективного использования государственных ресурсов.

По своей сути аудит эффективности в системе ГФК выступает в роли контроля эффективности, основу которого по большей части составляют аналитические процедуры, что также обосновывает необходимость более подробного рассмотрения теории ГФК.

Традиционный ГФК за исполнением бюджета внешними органами государственного финансового контроля в зарубежных странах длительный период времени проводился методом так называемого финансового аудита . Многие органы ГФК выполняли параллельно исполнительные и контрольные функции в отношении расходования государственных средств.

В мировой практике также используется термин «аудит правильности» (regularity audit). В документах GASAS (Стандарты аудита Правительства США) — «финансовый аудит» (financial audit). В международной практике вместо термина «государственный финансовый контроль» применяется термин «государственный аудит» и основные направления контроля называются «финансовый аудит» и «аудит эффективности».

До начала 90-х годов XX столетия для России была характерна подобная двоякость (исполнение и контроль) функций в сфере финансовых отношений. В 1995 г. был сформирован независимый орган ГФК — Счетная палата РФ. Таким образом, была проведена граница обязанностей между внешним органом государственного финансового контроля и правительством.

Возникновение аудита эффективности в системе ГФК обусловлено необходимостью контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность.

Необходимость аудита эффективности обусловлена спросом на более гибкие и эффективные по затратам формы управления, кроме того, финансовые аналитики и законодатели нуждаются в достоверной финансовой информации.

Согласно определению, принятому ИНТОСАИ, аудит эффективности — независимая оценка или проверка того, в какой степени государственные организация или программа работают эффективно и результативно, с должным вниманием к экономному расходованию средств.

В оригинале «аудит выполнения» (performance audit).

Из приведенного определения можно сделать вывод, что целью аудита эффективности является измерение результативности и экономической эффективности государственных расходов, измерение социально-экономических результатов деятельности государственных учреждений.

Предметом аудита эффективности обычно является конкретная программа или вид расходов.

Аудит эффективности использования государственных средств обязательно включает в себя следующие элементы:

  • проверку экономичности использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;
  • проверку продуктивности использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;
  • проверку результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

Каждая проверка эффективности использования государственных средств проводится в три основных этапа: планирование проверки; ее осуществление; подготовка отчета о результатах проверки.

Как показывает опыт многих органов ГФК зарубежных стран (Канады, США, Великобритании, Франции и др.), одна проверка эффективности проводится, в среднем, в течение 12 — 14 месяцев, а время между ее основными этапами распределяется, как правило, на три равные части.

Следует учитывать, что аудит эффективности имеет более сложную технологию проведения по сравнению с финансовым аудитом.

В современной теории аудита выделяются финансовый аудит (аудит бухгалтерской отчетности) и аудит эффективности (применительно к государственным финансам — это контроль эффективности государственных финансовых средств).

Эти два вида аудита различаются постановкой задач, предметами проверок и методами их проведения, а также составом итоговых документов.

Целью финансового аудита является определение правильности ведения, полноты учета и отчетности доходов и расходов исполненного государственного бюджета (в финансовых отчетах), а также законности и целевого использования бюджетных средств.

В Стандартах аудита правительства (GASAS) Главного контрольного управления США указывается, что финансовый аудит включает в себя аудиторскую проверку финансовых отчетов, а также аудит документации, связанной с финансовыми отчетами. Аудит финансового отчета представляет обоснованные гарантии того, что финансовые отчеты проверяемого хозяйствующего субъекта точно отражают финансовое состояние хозяйственной деятельности в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета. Аудит финансовой документации определяет:

  • представлена ли финансовая информация в соответствии с установленными или сформулированными критериями;
  • придерживается ли хозяйствующий субъект конкретных (определенных) требований к финансовой отчетности;
  • должным ли образом запланирована и используется структура внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за финансовой отчетностью и/или за сохранностью средств, чтобы достичь цели контроля.

В оригинале General Accounting Office (GAO).

Целью аудита эффективности является определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств и ресурсов. При проведении аудита эффективности основное внимание уделяется оценке различных аспектов результатов использования государственных средств их распорядителями и получателями — министерствами и ведомствами, организациями и предприятиями.

Читайте так же:  Регистрация охранного предприятия

Упоминание о рассматриваемых видах аудита также отмечено в Аудиторских стандартах ИНТОСАИ. Согласно этому документу финансовый аудит предполагает аттестацию финансовой отчетности аудируемой единицы; аттестацию финансовой отчетности правительственной администрации в целом; аудит финансовых систем и финансовых операций, в т.ч. оценку соблюдения соответствующих законов, норм и правил; проверку исполнения функций внутреннего контроля и пр.

Аудит эффективности, согласно данному документу, имеет отношение к аудиту экономичности, результативности и продуктивности.

Если предметом финансового аудита являются финансовые документы и отчетность проверяемого объекта, характеризующие законность и целевой характер использования государственных средств, то предметом аудита эффективности является деятельность проверяемого объекта по использованию государственных средств при выполнении возложенных на него функций.

Основой методики финансового аудита является нормативный подход, то есть проверка деятельности организаций в отношении соблюдения правил совершения финансовых и хозяйственных операций с государственными средствами и имуществом, в то время как проведение аудита эффективности основывается на оценках экономических последствий использования государственных средств, проводится сравнение фактических и запланированных результатов.

Стоит отметить, что в процессе проведения аудита эффективности широко используются такие методы сбора фактических данных, как опросы, интервью, анкетирование, которые практически не используются при проведении финансового аудита.

Существуют и различия в структуре и содержании итоговых документов. Выводы и замечания по результатам финансового аудита должны представляться, как правило, в краткой стандартизированной форме с приложением тех финансовых документов, на которых они основываются. Рекомендации о способах устранения отмеченных недостатков не обязательны. Отчеты о результатах аудита эффективности обычно существенно отличаются друг от друга по форме и характеру изложения материала, документы к ним, как правило, не прикладываются. Если по результатам аудита обнаружены недостатки, рекомендации по методам их устранения обязательны.

Кроме того, отчеты о результатах аудита эффективности могут содержать дискуссионные материалы, так как заключение об эффективности использования государственных средств носит более субъективный характер по сравнению, например, с заключением о целевом и законном использовании.

Аудит эффективности отличается от проверок целевого характера расходования государственных средств. Данная форма контроля включает не только анализ результативности бюджетных проектов и программ. Должен осуществляться комплексный и всеобъемлющий анализ причин неэффективного использования государственных средств на основе рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса, действующего законодательства и всей экономической политики государства.

Аудит эффективности осуществляется апостериори и исследует вопросы о результатах реализации управленческих решений органов публичной власти. В рамках аудита эффективности проверяется уже не процесс принятия решений органами представительной и исполнительной власти и не ход их реализации, а фактически достигнутый в результате этих решений эффект. Следует заметить, что об аудите эффективности нужно говорить не только в смысле проверки эффективности расходования конкретных бюджетных средств, но и оценки эффективности исполнения бюджета в целом.

Апостериори (от лат. a posteriori, буквально — из последующего) — происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори // Современный энциклопедический словарь.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/42199-finansovyj-audit-audit-effektivnosti-sisteme

Порядок и правила проведения аудита эффективности использования бюджетных средств

Статья посвящена проблемам аудита результативности использования государственных средств. Раскрыты его особенности, критерии, показатели, отличия от финансового контроля. А также вы узнаете о сроках данной процедуры и лицах, уполномоченных на ее производство.

Повышение эффективности денежных тратодна из главных задач Правительства Российской Федерации. Это связано с тем, что в процессе работы частных и муниципальных предприятий формируются финансовые фонды, которые направляются на решение задач государственной важности. К их числу относятся налоги, социальные, страховые и другие обязательные отчисления. Целесообразность их применения выступает предметом государственного контроля. Одним из инструментов которого выступает аудит эффективности.

Немного истории

Освещаемый термин в России впервые появился в 1977 году. В отечественную экономику он внедрен Международной организацией высших органов финансового контроля. На тот момент понятие существовало без привязки к какой-либо области экономики. Аудит эффективности расходования казенных денег начал применяться на практике гораздо позже, в 2004 году. Тогда же и сформировано Руководство по его внедрению, определены принципы, система терминов и показателей.

Бюджетная эффективность (коэффициент эффективности)

Обобщённым предметом оценки выступает бюджетная эффективность. Этот параметр отражает соотношение между результатом выполнения муниципальной, бюджетной программы и объемом средств, затраченных на их осуществление. Законность такого расходования подлежит обязательной проверке, проводимой по требованию уполномоченных государственных органов.

Эффективность характеризует единственный показатель – чистая бюджетная прибыль (эффект). Она рассчитывается исходя из объема финансовых вливаний (дисконтированной разницы между притоком и оттоком денег из государственной казны). А также ее размер устанавливают из расчета внутренней нормы доходности и индекса бюджетной доходности.

Эффект служит главным обоснованием при принятии решения о реализации программы или проекта и начале их финансирования. Чтобы программа считалась целесообразной, «жизнеспособной», этот показатель должен иметь положительное значение, в идеале быть больше 1 или 1,5. Оценка не учитывает налоговые льготы, несмотря на то, что они способствуют сокращению казенных затрат.

Притоки и оттоки денежных средств

Уровень обеспеченности регионов, эффективность программ финансирования и бюджетного выравнивания определяются на основании денежных притоков и оттоков.

Притоками законодатель считает доход в государственную казну, полученный посредством:

  • налогов, акцизов и других обязательных сборов с граждан, и предприятий;
  • оплаты за предоставление лицензий и специальных разрешений юридическим лицам;
  • имущества, отчужденного хозяйствующими субъектами в пользу государства;
  • погашения налоговых кредитов;
  • комиссионных сборов, получаемых Минфином России при сопровождении кредитов иностранным компаниям;
  • прибыль по акциям, выпущенным в рамках инвестиционных проектов.

Оттоками считаются следующие направления предоставления казенных денег:

  • выкуп части акций какого-либо хозяйствующего субъекта органом, участвующим в осуществлении инвестиционного проекта;
  • выдача инвестиционных займов;
  • субсидирование отдельных социальных или промышленных областей;
  • дотации, направленные на осуществление уравнивающей ценовой политики при резком подъеме цен на социально значимые товары и соблюдение интересов незащищенных слоев общества.

Расчет показателей эффективности

Объем бюджетного эффекта (коэффициента эффективности) определяется по формуле:

(НПt — Рбипt)* Кд, где НПt – размер налоговых поступлений в отчётном периоде (году), t – отчетный период, год, Рбипt – количество денег, направляемое на программы господдержки в отчетном периоде, Кд – коэффициент дисконтирования (параметр, позволяющий определить стоимость потенциальных финансовых потоков в данный момент).

Читайте так же:  Программа заявление на регистрацию ооо

Финансовый контроль и аудит

Как уже сказано, эффективность оценивается и анализируется уполномоченными структурами посредством финансового контроля и аудита. На первый взгляд кажется, что это один и тот инструмент государственного надзора. Однако, это не так. Естественно, эти бюджетные услуги имеют в своей основе общие контролирующие принципы, но содержание их различно. Оно определяется различным характером проверяемых объектов и итогов.

Отличие аудита в том, что его объектами выступают юридические лица и граждане, на чьей деятельности отражается то, насколько грамотно распределяются государственные средства и каким образом улучшается существование данных категорий лиц. То есть главный объект проведения аудита и есть сама эффективность.

Что касается финансового контроля, то он направлен на анализ правомерности расходования бюджетных средств и достоверность его отражения в финансовых и отчетных документах.

Несмотря на разницу в содержании аудит и контроль, имеют общие качества, определенные однородной надзирающей природой, оба эти инструмента направлены на выявление актуальных проблем формирования и расходования бюджетных фондов, а также на разработку путей их устранения.

Предмет

Предметом оценки расходования государственных денег выступает эффективность, которая в пределах отдельной проверки предполагает анализ:

  • законности и целесообразности мероприятий, которые совершает объект для использования бюджетных средств;
  • итогов такого использования;
  • соблюдения нормативных требований при формировании процессов использования.

Методика

Методика аудита эффективности расходования бюджетных средств разработана Департаментом аналитического и методологического обеспечения. Она включает 4 этапа:

  • выбор проверяемых предприятий или социальных групп и разработка плана;
  • осуществление проверки;
  • составление отчета об итогах работы;
  • формирование рекомендаций и их практическое внедрение.

Первый этап

Производится подбор первостепенных аспектов и проблем, которые подлежит разрешить и отразить в процессе аудита. Эта деятельность также включает формирование стратегического и текущего планирования.

Задачи стратегического направления решают Счетная палата и другие контрольно-счетные учреждения. В их обязанности входит формирование проверочного периода и списков министерств и ведомств, частных и государственных предприятий, групп населения, выступающих в роли получателей средств из бюджета, которые будут подвергнуты аудиту в указанный период. Длительность стратегического планирования рассчитывается на 3-5 лет вперед.

Текущее направление осуществляется ежегодно. В его рамках выбираются конкретные цели, задачи и объекты проверок, дается обоснование и анализ потенциальных результатов. Его «фундаментом» выступает стратегический план.

Второй этап

Методика предполагает, что аудитору следует руководствоваться следующими аспектами:

  • важностью направления для законодательного органа, целевой группы или социума в целом;
  • уровнем рисков и обстоятельств, способных отрицательно повлиять на проверяемый объект и привести к финансовым потерям, а также повлечь неспособность объекта к выполнению возложенных на него функций и теме самым гарантировать эффективное распределение государственных средств;
  • оценка потенциальных положительных и отрицательных аспектов, отраженных в итогах аудита;
  • количество бюджетных денег, направленных объекту для целевого использования;
  • количество предыдущих проверок и объем ресурсов Счетной палаты.

Третий этап

Завершающим шагом является составление отчета. В нем отражаются начальные цели, задачи, список вопросов для аудитора и критериев оценки, которыми он руководствовался в работе, описание методов, график производства каждого этапа, выявленные недостатки и проблемы. В отчете указываются рекомендации по их разрешению и устранению, а также пути достижения большей эффективности использования бюджетных средств.

Четвертый этап

Важно! Завершение аудита не заключается в одном только составлении отчета. Главная задача проверяющего состоит в разработке рекомендаций по повышению эффективности использования государственных денег, истинном внедрении их в деятельность предприятия и проверке их жизнеспособности на практике.

В качестве последнего шага экономисты рассматривают не саму процедуру внедрения, а временной промежуток, в течение которого рекомендации будут «запущены» и начнут работать. Полностью завершенным аудит считается после получения информации о том, что рекомендации проверяющего доказали свою эффективность.

Срок проведения

Срок процедуры зависит от характера объекта, типа производства, количества выделяемых ему средств из бюджета. В среднем эта процедура занимает 7-16 месяцев.

Кто проводит

Аудит эффективности использования средств входит в обязанности законодательных, местных исполнительных органов и органов местного самоуправления. К их аудиторской деятельности предъявляются следующие требования:

  • меры проверки должны быть качественными и оптимальными для всех выбранных объектов с учетом их производственных и других особенностей;
  • использование разрешенных и адекватных источников информации, гарантирующих ясное, объективное понимание аудитором целей и задач его работы;
  • проверочные мероприятия должны соответствовать требованиям и стандартам, установленным Департаментом аналитического и методологического обеспечения и создавать положительные условия для эффективного использования средств федерального и местных бюджетов;
  • строгая сохранность сведений об объекте аудита, его результатов и другой сопутствующей информации.

Особенности аудита

Аудит эффективности расходования бюджетных средств, как часть государственного финансового контроля, имеет следующие особенности:

  • отдельный вид контроля, предназначенный для отслеживания и анализа целесообразности и результативности использования бюджетных денег;
  • имеет общие с финансовым контролем начала и способы производства;
  • существенно отличается от финансового контроля характером объектов, целями, задачи и методикой.

Критерии

Критериями называют количественные и качественные аспекты организации «идеальной модели» предприятия по использованию бюджетных средств. Другими словами – это обоснованные и выполнимые стандарты качества, которым должен соответствовать аудит и на чьей основе анализируются итоги проверочных мероприятий.

Аудит эффективности основывается на множестве критериев, соответствующих множеству его целей. Все критерии объединяет ряд одинаковых свойств:

  • аналитическое происхождение – они определены с помощью анализа отдельных аспектов распределения денежных средств, установленных результатами проверки;
  • формализация – в их основе лежат правила, требования и стандартны, закрепленные нормативными документами;
  • субъективная определенность – означает, что решение о выборе того или иного критерия для оценки эффективности использования средств из бюджета принимает сам аудитор, т.е. субъект проверки.

Показатели

Аудит эффективности опирается на совокупность показателей, куда входят:

  • объемы недостач, хищений, нецелевых расходов, обнаруженных в ходе проверки;
  • размер ущерба, причинённого государству и подлежащего возмещению в денежной сумме и в процентах по отношению к объему выявленных недоимок, хищений и др.;
  • размер ущерба, причинённого неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговых, неналоговых и других бюджетных обязательств;
  • количество ошибок, допущенных объектом в документальном отражении хозяйственных операций и прочих результатов деятельности.
Читайте так же:  Эцп для внесения изменений в учредительные документы
Видео (кликните для воспроизведения).

Критерии и показатели всегда используются в совокупности. Она признается достаточной, если позволяет сделать вывод, соответствующий целям аудита, об эффективности расходования или отсутствии таковой.

Вебинар на тему: проверки и выявление нецелевого, неэффективного использования бюджетных средств.

Источник: http://fin-dolg.ru/soprovozhdenie-biznesa/poryadok-i-pravila-provedeniya-audita-effektivnosti-ispolzovaniya-byudzhetnyh-sredstv

Основные аспекты методики аудита эффективности государственных средств

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2011, N 1

В статье рассмотрена методика проведения аудита эффективности использования государственных средств, применяемая работниками Счетной палаты. В частности, освещены этапы работы контрольных органов при проведении аудита эффективности, дана краткая характеристика этих этапов, приведены показатели оценки эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о счетной палате) одной из задач Счетной палаты является определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности. Для методологического обеспечения реализации данной задачи Решением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.06.2009 N 31К (668) утвержден Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (далее — Стандарт).

Стандарт устанавливает нормы, основные правила и требования, которые должны выполняться Счетной палатой при организации и проведении аудита эффективности использования государственных средств, с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определенных в соответствующем стандарте финансового контроля (п. 1.3 Стандарта).

Общие положения аудита эффективности

Приведем в табличной форме общие положения аудита эффективности.

Например, целью проведения проверки может быть контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, бюджетом Краснодарского края и местными бюджетами; оценка эффективности и целевого использования финансовых ресурсов, выделенных на подготовку и проведение XXII Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр в 2014 г. и на развитие Сочи как горнолыжного курорта. Предметом проверки в этом случае будут являться нормативно-правовые и иные акты, регламентирующие выделение и использование средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, бюджета муниципального образования Сочи и использование средств внебюджетных фондов; нормативно-правовые акты, регламентирующие финансовый контроль за исполнением краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.

Действия контрольных органов в рамках проведения аудита эффективности

В Приложении к Стандарту приведена таблица, в которой сгруппированы действия контрольных органов Счетной палаты при проведении аудита эффективности. Все поименованные в таблице действия контрольных органов условно можно разделить на несколько этапов (разд. 4 Стандарта).

Предварительный этап. В разд. 5 Стандарта приведены основные характеристики предварительного этапа аудита эффективности использования государственных финансов. В процессе предварительного изучения определяются:

  • цели данного аудита эффективности, вопросы проверки и анализа;
  • способы его проведения и методы сбора фактических данных и информации;
  • критерии оценки эффективности использования государственных средств.

По результатам предварительного изучения подготавливается программа проведения аудита эффективности.

Предварительное изучение должно осуществляться таким образом, чтобы еще до начала непосредственной проверки на объектах было четко определено и понятно, что и как необходимо проверять и анализировать, как организовать и провести эту работу с наименьшими затратами.

В процессе предварительного изучения осуществляется сбор и проводится анализ необходимой информации, касающейся предмета аудита эффективности и деятельности проверяемых объектов, выявляются и анализируются риски неэффективного использования государственных средств, проводятся консультации с независимыми организациями и внешними экспертами (специалистами), а также при наличии возможности — собеседования с руководителями и сотрудниками объектов проверки (п. 5.1.3 Стандарта).

Результаты предварительного изучения предмета аудита эффективности и проверяемых объектов фиксируются в рабочей документации и должны содержать аналитические и иные материалы, служащие обоснованием выбранных целей данного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, способов его проведения, методов сбора фактических данных и информации, а также критериев оценки эффективности использования государственных средств.

Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики организации, процессов и результатов использования государственных средств и (или) деятельности объектов проверки, которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных средств (п. 5.3.1 Стандарта).

Критерии оценки эффективности выбираются для каждой установленной цели аудита эффективности на основе анализа:

  1. законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов, относящихся к предмету аудита эффективности или деятельности проверяемых объектов, которые устанавливают правила, требования, процедуры организации и запланированные показатели результатов использования государственных средств;
  2. результатов деятельности проверяемых объектов в предшествующий период или работы других организаций или учреждений РФ, которые осуществляют деятельность в проверяемой сфере использования государственных средств или выполняют аналогичные виды работ;
  3. материалов соответствующих государственных статистических данных.

В соответствии с п. 5.4.1 Стандарта в ходе предварительного изучения необходимо выбрать способы проведения аудита эффективности. Они могут быть различными в зависимости от предмета аудита, особенностей деятельности объектов проверки, а также целей конкретного аудита эффективности.

Представим в табличной форме группировку и характеристику организационных мероприятий при проведении аудита эффективности.

По результатам предварительного изучения руководитель контрольного мероприятия подготавливает и представляет аудитору Счетной палаты, ответственному за его проведение, проект программы аудита эффективности, а также в случае необходимости аргументированные предложения об уточнении или изменении его наименования и объектов аудита эффективности.

Показатели эффективности использования государственных средств

В разд. 3 Стандарта приведены показатели, по которым работники Счетной палаты определяют эффективность использования государственных средств.

В результате применения данного соотношения определяются экономичность, продуктивность и результативность использования государственных средств.

Экономичность характеризует связь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества. Использование государственных средств является экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением наименьшего объема средств (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема государственных средств (относительная экономия) (п. 3.2 Стандарта).

Читайте так же:  Программа аудита существенная процедура финансовые вложения

Для оценки экономичности использования государственных средств необходимо установить, имелись ли у объекта проверки возможности приобретения ресурсов более экономным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленных целей с использованием меньшего объема государственных средств или получить более высокие результаты деятельности при заданном объеме средств.

Продуктивность использования государственных средств определяется соотношением объема произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченных на получение этих результатов материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов (п. 3.3 Стандарта).

Использование государственных средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, если затраты ресурсов на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной продукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны соответствующим запланированным показателям или меньше их.

Для оценки продуктивности использования государственных средств должны применяться плановые и фактические результаты деятельности объекта проверки, выраженные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджетных расходов на оказание государственных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных видов ресурсов.

Если такие нормативы отсутствуют, фактически полученные соотношения затрат и результатов сравниваются с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектом в предшествующий период, или же с соотношениями затрат и результатов в других организациях или учреждениях РФ, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования государственных средств.

Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности. Она включает определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования государственных средств или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т.п.).

Социально-экономический эффект использования государственных средств определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были использованы государственные средства.

Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования государственных средств или деятельности проверяемых объектов повлияли на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, то есть тех, в чьих интересах были использованы государственные средства.

Обратите внимание! Если бюджетные средства израсходованы на оказание определенных услуг в полном объеме, но соответствующие услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, социально-экономический эффект оценивается как весьма низкий.

Из отчета об эффективности использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на развитие Сочи как горноклиматического курорта в период подготовки его к Олимпийским и Параолимпийским играм 2014 г., следует, что при проведении аудита эффективности работники Счетной палаты исходили из следующего.

Проверяющие установили, какое количество финансовых ресурсов было запланировано Законом о краевом бюджете на реализацию контрольных мероприятий, а какое — фактически было перечислено на момент проверки. В результате этого сравнительного анализа было найдено абсолютное и относительное отклонение фактического перечисления денежных средств от планового объема. Далее был определен абсолютный и относительный показатель использования средств, выделенных на реализацию плановых мероприятий, направленных на развитие Сочи как горноклиматического курорта. Поскольку показатель освоения средств на момент проверки составлял 10,4% от объема бюджетных назначений, предусмотренных на развитие города (профинансировано 3 мероприятия из запланированных 57, по остальным мероприятиям на момент проверки проводились конкурсные процедуры), контрольные органы пришли к выводу о неэффективном управлении государственными финансами, которое привело к невыполнению программных мероприятий.

Анализ отчетов о проведении аудита эффективности использования государственных финансовых ресурсов, размещенных на официальном сайте Счетной палаты, показал, что контрольные мероприятия направлены прежде всего на определение абсолютных и относительных показателей отклонения на момент проведения проверки:

  • фактических данных от запланированного объема ресурсов;
  • выделенных и освоенных средств.

В итоге проверяется и фактическое выполнение плановых мероприятий, на реализацию которых были выделены финансовые ресурсы.

На наш взгляд, проведение такого аудита эффективности не соответствует задаче, которая возложена на него государством. Аудит эффективности — серьезная экономическая процедура с массой составляющих. Например, то, что на момент проверки была выявлена реализация 3 мероприятий из 57, возможно, имело объективные причины, в частности несвоевременное выделение финансовых средств, в результате чего проведение конкурсных процедур было задержано. Тем не менее в отчете это отражено не было.

Государственной Думой 17.11.2010 в первом чтении принят проект федерального закона N 433144-5 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В ст. 11 данного проекта сказано, контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля по проведению финансового аудита, аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств, общих правил проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также иными стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля по проведению финансового аудита, аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств, общих правил проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий разрабатываются Счетной палатой при участии контрольно-счетных органов, утверждаются Коллегией Счетной палаты и подлежат государственной регистрации в Минюсте.

При подготовке данных стандартов будут учитываться международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности. Будем надеяться, что при разработке и внедрении данных стандартов, а также выделении государственных средств в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий аудит эффективности будет более объективным и полным. На сегодняшний день он носит все же субъективный характер.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/4338-osnovnye-aspekty-metodiki-audita-effektivnosti-gosudarstvennyx-sredstv

Как финансовый аудит влияет на эффективность компании и в чем суть процедуры

Проведение профессионального финансового аудита поможет:

  • выявить ошибки и недочеты в деятельности фирмы;
  • оптимизировать расходы;
  • повысить эффективность рабочего процесса;
  • выявить соответствие текущей деятельности законодательству

Выбрать услуги финансового аудита.

Обязательный аудит при системном подходе дает очевидные преимущества:

  • выявляются угрозы и нереализованные возможности;
  • учитываются особенности управления;
  • оценивается эффективность бизнеса.
  • формируются рекомендации для руководства;
Читайте так же:  Затраты на открытие собственного бизнеса

Подробнее об услуге
и ее стоимости.

Инициативный аудит поможет получить достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании в необходимый срок.

Аудит отчетности по МСФО позволит повысить доверие к отчетности компании, использовать отчетность в качестве весомого аргумента в переговорах с партнерами, в том числе с зарубежными.

Точность, надежность, своевременность — очевидные преимущества проведения аудиторской проверки независимой консалтинговой компанией.

Финансовый аудит — это изучение, анализ и экспертиза финансовой отчетности предприятия на предмет ее достоверности и точности. О том, как проводится процедура и как ее результаты позволят повысить эффективность бизнеса, читайте в нашей статье.

Финансовый аудит: зачем он нужен

Финансовый аудит проводится в самых разных организациях, как коммерческих, так и некоммерческих, в том числе и государственных. Итоги финансового аудита используются руководством компании для анализа работы бухгалтерии, принятия решений и планирования деятельности. Они представляют особый интерес для инвесторов, которые могут с их помощью адекватно оценивать перспективы и риски вложений.

Финансовый аудит следует проводить не только в преддверии налоговой проверки. Эта процедура необходима в тех случаях, когда предприятие имеет долги и издержки, если бизнес планируется продать, перед привлечением сторонних инвестиций.

Аудит проводится по определенным стандартам, прописанным в законе, — в нашей стране деятельность аудиторских фирм регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также «Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 года.

Финансовый аудит и эффективность бизнеса

Такого рода аудит позволяет руководителю получить независимое экспертное мнение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала. По результатам проверки руководство фирмы получает полный отчет обо всех интересующих его факторах. Таким образом, аудит финансового состояния предприятия позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, понять, куда именно уходят деньги и в каких объемах, оптимизировать финансовую деятельность, а кроме того, оценить компетентность собственной финансовой службы, устранить недоработки.

Аудиторское заключение подтверждает имидж и улучшает деловую репутацию организации, особенно при заключении договоров с партнерами и с кредитными организациями.

Но для некоторых компаний регулярный финансовый аудит обязателен. Он распространяется на:

  • Открытые акционерные общества (ОАО).
  • Страховые и кредитные компании.
  • Общества взаимного страхования.
  • Товарные или фондовые биржи.
  • Инвестиционные государственные внебюджетные фонды.
  • Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления.
  • Унитарные государственные и муниципальные предприятия, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения.
  • Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг.
  • Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество.

Перечень услуг в рамках финансового аудита и консалтинга

Финансовый аудит включает в себя несколько действий:

  • полную оценку финансового состояния компании;
  • экспертизу эффективности работы компании и финансовых результатов ее деятельности;
  • изучение и анализ финансово-экономических стратегий компании;
  • исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
  • прогнозирование перспектив и эффективности хозяйственной деятельности;
  • разработку рекомендации по улучшению финансовой стратегии.

Для этого проводится исследование активов и пассивов, доходов и расходов по всем видам деятельности, изучается влияние отдельных факторов учетной политики и характер движения финансовых средств, сравниваются прогнозы руководства и реальные перспективы, которые вычисляются исходя из уровня доходов и общей финансовой ситуации на предприятии.

Решающую роль при проведении финансового аудита играют не только подсчеты чистых доходов и объемов активов. Важны также показатели оборота, аккуратность учета расходов, объем материальных запасов, наличие дебиторской и кредиторской задолженностей и финансовых инвестиций, неучтенные обязательства, аккуратность и правильность ведения баланса компании, достоверность инвентаризации.

Порядок и особенности проведения аудита финансовой деятельности предприятий

Проведение финансового аудита начинается с предварительного планирования — знакомства с компанией, которая будет проводить аудит, определение объемов и типов работ, вычисления стоимости услуг и, наконец, подписания договора.

Затем аудиторами составляется план работ, определяющий их характер и последовательность, начинается собственно проверка.

Финансовый аудит всегда включает в себя несколько элементов — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, ее проверку на соответствие законодательным нормам и стандартам. По итогам проверки составляется отчет — официальный документ, который оценивает достоверность отчетности компании. Этот отчет содержит исчерпывающие данные обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате проведения финансового аудита. Они классифицируются в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, в этом документе содержатся и рекомендации специалистов-аудиторов по уменьшению финансовых рисков.

Другой документ, который заказчик получает на руки после проведения финансового аудита, — аудиторское заключение. Оно содержит официально подтвержденные данные о правдивости информации, которая была предоставлена для аудиторского анализа, экспертизу имущественного положения и результатов работы кампании за исследуемый период.

Аудиторская компания отвечает лишь за формулирование заключения о достоверности финансовой отчетности. Но вся ответственность за подготовку и представление необходимой документации ложится на руководство компании, и факт проведения финансового аудита не освобождает руководство от ответственности.

Какие организации имеют право проводить аудит финансовой отчетности?

Надежные аудиторские компании отличает большой опыт проведения финансового аудита для самых разных организаций, ведь проведение аудита имеет свои нюансы в зависимости от сферы деятельности предприятия. Аудитор должен быть очень внимательным, высокопрофессиональным и добросовестным.

Например, компания КСК групп, которая уже более 20-ти лет предоставляет аудиторские услуги, считается одной из самых надежных на рынке. Здесь можно заказать проведение бухгалтерского и финансового аудита любого типа, а также консультации по вопросам налогов, управления, автоматизации, международного структурирования, маркетинга, правовых вопросов, HR-консалтинга. По итогам 2015 года КСК групп признана лидирующей компанией на рынке аудиторско-консалтинговых услуг в России, занимая в рэнкинге РА «Эксперт» 14-е место среди крупнейших аудиторско-консалтинговых групп страны, 1-е — в рамках юридического консалтинга, 3-е — в сфере налогового консультирования и 20-е в финансовом секторе консалтинга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kp.ru/guide/finansovyi-audit.html

Финансовый аудит эффективности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here