Функции налогового аудита

Полная информация на тему: "Функции налогового аудита". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Сущность налогового аудита, его цели и задачи

Налоговый аудит — это независимая проверка состояния бухгалтерского и налогового учета, а также расчетов организации по налогам и сборам, это экспертиза налоговых платежей клиента с целью выявления налоговых рисков и резервов снижения налоговой нагрузки на бизнес.

Определение основополагающих принципов, процедур, основ взаимоотношений с налоговыми органами и ответственности сторон при проведении аудита налогообложения и оказании дру­гих сопутствующих услуг по налоговым вопросам раскрывается в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и дру­гие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г. (далее — Методика). Данный документ но­сит рекомендательный характер, то есть статус Методики отли­чается от статуса правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые носят директивный характер при проведении обязатель­ных проверок предприятий и рекомендательный — при проведе­нии инициативного аудита.

В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понима­ется выполнение аудиторской организацией специального ауди­торскою задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Объектом налогового аудита являются бухгалтерская и нало­говая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и прочие документы.

Проведение налогового аудита способствует достижению сле­дующих целей:

— определение правильности исчисления, полноты и своевре­менности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды на­логов, сборов и платежей;

— предупреждение возможных претензий и штрафных сан­кций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам;

— предоставление руководству клиента необходимой инфор­мации для последующей оптимизации налогообложения аудируемого лица.

Для достижения поставленных целей при осуществлении ауди­та налогообложения решаются следующие задачи:

— аудит налоговых обязательств на предмет соответствия ис­числяемых и уплачиваемых налогов нормам налогового зако­нодательства;

— оптимизация и планирование налогообложения;

— диагностика проблем налогообложения при осуществлении экономической деятельности;

— анализ применяющейся в организации методики исчисле­ния налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;

— проверка правильности составления деклараций и расче­тов организации-клиента по всем или отдельным видам упла­чиваемых им налогов.

Кроме того, в ходе аудита налогообложения оцениваются:

— соответствие порядка ведения налогового учета предпри­ятия требованиям нормативных актов, регулирующих орга­низацию и ведение налогового учета, и составление налоговой отчетности в Российской Федерации;

— соответствие налоговой отчетности предприятия-клиента данным первичного и сводного учета, а также той информа­ции о деятельности экономического субъекта, которой распо­лагает аудиторская организация;

— финансовые последствия искажений, обнаруженных в на­логовом учете, и пути их устранения;

— необходимость внесения изменений в применяемую клиен­том методику налогового учета.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9739 —

| 7577 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_103669_sushchnost-nalogovogo-audita-ego-tseli-i-zadachi.html

Принципы и функции налогового аудита

Основными принципами, регулирующими аудит, в том числе и налоговый, являются следующие этические и профессиональ­ные нормы.

1. Независимость аудитора — отсутствие какой-либо заинтересованности на проверяемом предприятии. Аудитор и аудиторская фирма не должны иметь финансовых, имущественных и иных интересов на проверяемом предприятии, родственных связей с клиентом и т.п. Он должен быть честным и объектив­ным, его мнение и заключение о достоверности финансовой от­четности должны быть непредвзятыми и беспристрастными.

2. Самостоятельность аудиторской организации в выборе приемов и методов своей работы. Аудиторы и аудиторские орга­низации самостоятельно выбирают приемы и процедуры аудита, а также определяют план, программу и методику последователь­ности проведения аудита и выполнения сопутствующих услуг.

3. Конфиденциальность информации, ставшей известной сотрудникам аудиторской организации в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Информация, получен­ная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данно­го в письменной форме) или по решению суда.

4. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессио­нальной квалификацией, заботиться о поддержании ее на долж­ном уровне, соблюдать требования нормативных документов.

5. Ответственность аудитора. При заключении договора с экономическим субъектом о проведении аудита необходимо стараться разделять ответственность за бухгалтерские (налого­вые) отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за свое заключение о бухгалтерских (налоговых) отчетах проверяемой организации. Ответственность за содержание отче­тов несет руководитель проверяемой организации.

В правиле (стандарте) «Цели и основные принципы, связан­ные с аудитом бухгалтерской отчетности» дополнительно приво­дятся такие принципы, как честность, объективность, добросовестность, профессиональное поведение.

Честность — приверженность профессиональному долгу, а также следование общим принципам морали.

Объективность — применение непредвзятого, беспристраст­ного и самостоятельного подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Добросовестность — должная тщательность, внимательность, оперативность, надлежащее использование своих способностей при оказании аудиторских услуг, ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей, но не абсолютная гарантия безошибочности аудитора.

Читайте так же:  Протокол общего собрания ооо смена учредителя

Профессиональное поведение — соблюдение приоритета об­щественных интересов, поддержка высокой репутации профессии.

Налоговый аудит выполняет три основные функции:

1. способствует распространению достоверной (проверенной) информации заинтересованным пользователям;

2. представляет руководству организации информацию о не­достатках и ошибках в области налогообложения, рекоменда­ции по их устранению и недопущению в будущем;

3. способствует оптимизации налогообложения в организа­ции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_103671_printsipi-i-funktsii-nalogovogo-audita.html

Функции подразделений налогового аудита.

Согласно Концепции подразделения налогового аудита в соответствии с возложенными на них задачами и в зависимости от территориального налогового органа, в состав которого они входят, осуществляют нижеследующие функции.

В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:

1. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам, составленным по результатам осуществленных мероприятий налогового контроля.

2. Подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения возражений по актам налогового контроля.

3. Организация подготовки заключений по жалобам в соответствии с запросами вышестоящего налогового органа.

4. Рассмотрение заявлений и жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, за исключением руководителя инспекции и его заместителей, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, контроль за исполнением которых возложен на налоговый орган.

5. Обобщение практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции и внесение предложений по ее совершенствованию руководству инспекции и в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа.

6. Анализ причин возникновения налоговых споров, рассмотренных в инспекции в досудебном порядке, представление руководству налогового органа по результатам анализа обзоров, содержащих рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики.

7. Изучение актов, по результатам осуществленных инспекцией мероприятий налогового контроля, возражения (разногласия) налогоплательщика (налоговых агентов, плательщиков сборов) по которым в инспекцию не поступили, в целях прогнозирования возникновения спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования.

В случае установления возможности наступления спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования по результатам анализа акта налогового контроля и отсутствии на установленную дату возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на этот акт, подготавливается докладная руководству инспекции.

8. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности инспекции и образующейся на следующих стадиях:

— составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;

— рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;

— вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;

— обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);

— обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.

Представление вышеуказанной информации в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

9. Принятие участия в выработке мер по устранению типичных причин, возникающих налоговых споров по результатам деятельности инспекции, в том числе путем:

— участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений;

— участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,

— участия (совместно с юридическими подразделениями) в формировании с; Учебной практики в целях выработки единой правоприменительной практики.

10. Взаимодействие с иными подразделениями налогового органа мл и/и Правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции.

11. В соответствии с поручением вышестоящего налогового органа принимают участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, регламентов, писем и иных актов по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров, контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.

12. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в инспекции.

13. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является соответствующий налоговый орган.

14. Участие в обучении работников налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.

15. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранение документов подразделения налогового аудита, передача их на архивное хранение.

В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:

1. Рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

2. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

3. Подготовка экспертных заключений об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика по результатам рассмотрения возражений (разногласий) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

4. Подготовка заключений по жалобам в соответствии с запросами ФНС России.

5. Обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию, а также предложений по изменению методических указаний Службы и рекомендаций управлений ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации по данному вопросу.

Читайте так же:  Корпоративные права учредителей юридических лиц

6. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.

Представление вышеуказанной информации в Управление налогового аудита ФНС России. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

7. Выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:

— реагирования на должностные нарушения,

— участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений,

— участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных в сфере налогов и сборов ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,

— участия в формировании судебной практики (взаимодействие с арбитражными судами) в целях выработки единой правоприменительной практики.

8. Взаимодействие с иными подразделениями территориального налогового органа или/и правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения обращений (жалоб).

9. Координация работы нижестоящих налоговых органов по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке.

10. Рассмотрение запросов нижестоящих налоговых органов по процедуре рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

11. Принятие участия в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

12. Разработка рекомендаций и указаний для нижестоящих налоговых органов в части вопросов, относящихся к их компетенции.

Видео (кликните для воспроизведения).

13. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.

14. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или нижестоящий налоговый орган.

15. Участие в обучении работников управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.

16. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранения документов подразделения, осуществление их передачи на архивное хранение.

Концепцией предусмотрены не только цели, задачи, функции, и принципы построения системы налогового аудита, но и разработаны критерии оценки эффективности ее функционирования. Работа подразделений налогового аудита, согласно Концепции, оценивается по результатам деятельности за соответствующий отчетный период, с использованием следующих показателей:

1. Количество представленных в подразделение налогового аудита возражений (разногласий) по акту налогового контроля, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы, и качество их рассмотрения.

2. Количество обращений в арбитражный суд после отрицательного рассмотрения (неудовлетворения, частичного неудовлетворения) жалоб в административном порядке.

3. Количество обращений в арбитражный суд по обжалованию актов ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы, минуя административный порядок обжалования.

4. Количество устраненных нарушений применения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, по результатам проведенного внутриведомственного налогового аудита.

5. Качество подготовки установленной отчетности.

6. Состояние сбора, систематизации, обработки, анализа и передачи информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности соответствующего территориального налогового органа и образующейся на следующих стадиях:

— составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;

— рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;

— вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;

— обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);

— обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.

7. Состояние работы по выявлению типичных причин налоговых споров и принятие мер по их устранению.

6. Данные социального опроса о качестве проведенного внутриведомственного налогового аудита.

7. Количество принятых во взаимодействие со структурными подразделениями решений в целях выработки единой правоприменительной практики.

8. Соблюдение порядка рассмотрения материалов проверки, жалоб, установленного нормативно-правовыми актами.

9. Отсутствие повторных обращений налогоплательщиков по аналогичному предмету ранее рассмотренной жалобы в вышестоящий налоговый орган или иные государственные органы.

10. Качество рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке на всех уровнях налоговых органов.

11. Качество подготовленных экспертных заключений на возражения налогоплательщиков, представленных в письменном виде на акт налогового контроля и заявленных в ходе рассмотрения материалов проверок.

12. Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении ФНС России или соответствующего территориального налогового органа.

13. Количество переданных материалов в иные подразделения налоговых органов или в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.

Читайте так же:  Ограничение прав акционеров

14. Результаты взаимодействия с иными подразделениями налоговых органов или правоохранительными органами при принятии мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.[1]

Таким образом, Концепцией четко сформулированы функции подразделений налогового аудита согласно структурным особенностям Федеральной налоговой службы. Кроме того, разработанные критерии эффективности работы подразделений налогового аудита будут способствовать оперативному контролю и внесению необходимых изменений в процесс их деятельности с целью совершенствования данного механизма.

Реализация этих функций позволит налоговым органам выработать действенный и эффективный механизм досудебного урегулирования налоговых споров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/14_127537_funktsii-podrazdeleniy-nalogovogo-audita.html

Особенности проведения налогового аудита

В результате проведения финансовой деятельности предприятия или организации могут возникать неточности, приводящие к появлению доначислений. Это может происходить, как по вине бухгалтера, проявившего непрофессионализм, так и по вине постоянно меняющегося налогового законодательства. Избежать лишних выплат поможет налоговый аудит, благодаря которому будет проведена своевременная проверка соблюдения налогового законодательства проверяющими органами. Иногда это помогает даже уберечь предприятие от банкротства, а о том, как проводится аудит, расскажут профессиональные юристы.

Что предполагает налоговый аудит

Приход специалистов налоговой службы – это всегда неприятный момент, а помочь подготовиться к нему поможет своевременно проведенный налоговый аудит. Независимые аудиторы работают по договору на проведение налогового аудита и проведут мониторинг уплаты налогов, оценят риски и оградят клиента от уплаты лишних налогов и штрафов. Налоговый аудит предполагает, в частности:

  • полный анализ финансовой отчетности предприятия/организации
  • диагностику документооборота
  • исключения переплат в виде фискальных сборов
  • оптимизацию налоговых выплат
  • реальную помощь в виде возврата уже выплаченных средств, если будет доказано несоответствие в цифрах

Проводится налоговый аудит чаще всего в экстренных случаях – при переорганизации предприятия, смене руководства или ожидающейся плановой проверки специалистами ФНС. Важно в этом случае, провести аудит, не дожидаясь прихода налоговиков, так как заблаговременно приведенная в порядок налоговая документация оставит меньше шансов контролирующим органам. К тому же, практика показывает, что в России в виде доначислений ежегодно выплачивается до 20 млрд. руб., а оспорить такие решения в суде сложно, так как в большинстве случаев решения выносятся в пользу налоговиков, приносящих прибыль государству.

Виды налогового аудита

Налоговый аудит проводится в два этапа: на первом оценивается существующая в государстве система налогообложения, на втором проверяется правильность налоговых отчислений проверяемого предприятия. Разделяют три основных вида аудита:

  • Комплексный аудит, во время которого проверяется деятельность всех структурных подразделений предприятия/организации. В ходе такой проверки могут быть выявлены даже незначительные ошибки, а проводится она чаще всего перед началом проверки налоговых органов.
  • Тематический аудит, во время которого клиент сам выбирает проблемную отрасль в бизнесе. Это более узкая проверка, которая проводится быстрее, чем в случае с комплексным аудитом.
  • Структурный аудит, применяемый чаще всего на предприятиях имеющих большую разветвленную систему. Благодаря такой проверке сравнивается налоговая нагрузка на каждое подразделение, что позволяет сбалансировать ее.

Аудиторы также предлагают часто экспресс-аудит, включающий в себя элементы комплексного и тематического аудита, который осуществляется по плану. К такой проверке прибегают в том случае, если на комплексный анализ ситуации на предприятии нет времени, а тематического аудита недостаточно для выявления возможных нарушений и несоответствий.

Налоговый аудит предполагает проверку уплаченного налога на прибыль, а это 20% от всей суммы налогов, уплачиваемых предприятием. Проверяется аудиторами также НДС (налог на добавленную стоимость), земельный и имущественный налог, страховые взносы компании, транспортный налог, налог за негативное воздействие на окружающую среду, проверяются и другие госпошлины.

Кто проводит налоговый аудит

На территории Российской Федерации услуги по проведению налогового аудита предлагают многие компании, поэтому перед руководителями предприятий и организаций стоит сложная задача. Обращать внимание в этом случае необходимо не на дешевые предложения, а на компании, имеющие достаточный опыт работы и наличие аттестации. Подтверждением этого может стать количество проведенных проверок. Стоит также понимать, что качественный аудит не может стоить дешево, но в этом случае клиенты могут существенно выиграть, избежав переплат по налогам.

Рекомендации юристов по проведению аудита на предприятии

Как правильно провести аудит и избежать проблем с налоговиками можно уточнить у нас на сайте. Получите бесплатную консультацию, заполнив форму ниже.

Источник: http://fedzakon.ru/biznes/provedenie-nalogovogo-audita

Понятие и сущность налогового аудита

Налоги в настоящее время являются одним из основных вопросов государственной политики. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности. В этой связи налоговый аудит является одной из наиболее востребованных услуг и занимает ведущее место на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Налоговый аудит – это инструмент, который обеспечивает заинтересованных пользователей достоверной, полной и объективной информацией о правильности исчисления и уплаты обязательств по налогам в соответствии с нормами налогового законодательства. В настоящее время налоговый аудит как сегмент аудиторской деятельности имеет большой спрос и развивается очень стремительно. Это в первую очередь обусловлено экономической ситуацией в стране, новыми тенденциями в законодательстве, корпоративными слияниями и поглощениями. Отсюда и вытекает необходимость разработки и внедрения металогических подходов к технологии и стандартизации налогового аудита как самостоятельной деятельности.

Налоговый аудит проводится с целью подготовки предприятия к предстоящей налоговой проверке, а также оптимизации существующей системы налогообложения и системы внутреннего контроля на предприятии. Данная процедура подразумевает тщательно спрограммированный анализ как налоговых, так и бухгалтерских отчетов компании для подтверждения их достоверности, полноты уплаты предприятием налогов и других обязательным платежей, а также соответствие законодательству и иным установленным нормативным актам.

Читайте так же:  Алроса акции прогноз выплаты дивиденды

В качестве основных организационных и методологических вопросов является определение сущности, цели, задач и принципов налогового аудита. В качестве основы проведения налогового аудита должна быть методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения, специфику и особенности сферы деятельности аудируемого субъекта.

Целевой налоговый аудит проводится в первую очередь с целью налогового планирования предполагаемых, анализа совершенных и находящихся на стадии реализации операций. При налоговом аудите особое внимание уделяется операциям, связанным с внешнеэкономическими сделками, которые требуют знания и понимания не только национального налогового законодательства, но и международного.

Налоговый аудит – проверка правильности, своевременности и полноты исчисления налогов в соответствии с действующим законодательством, своевременности, полноты и правильности формирования и представления в налоговые органы всех форм налоговой отчетности. Основной задачей налогового аудита является своевременная оценка налоговых рисков предприятия и в сведении их к минимуму. Конечным результатом налогового аудита заключается в составлении экспертного мнения о степени достоверности бухгалтерских и налоговых отчетов, и об организации налогового учета в целом. По итогам налогового аудита предприятие может проанализировать эффективность налогового планирования эффективность управления налоговыми платежами. Основной целью налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам. Налоговый аудит проверяет правильность исчисления и уплаты налогов и сбором, а также обоснованность применения тех или иных налоговых льгот. Все мероприятия, проводимые в ходе налогового аудита, дают возможность минимизации налоговых рисков.

В настоящее время многие организации проводят налоговый аудит в комплексе общего аудита, указывая в договорах объем работ по налоговому аудиту. Но если предприятие действительно хочет снизить свои налоговые риски необходимо проводить полный налоговый аудит. Стоит отметить, что проверка налоговой отчетности и налогового учета должна проводиться сплошным методом, в отличие от общего аудита.

Налоговый аудит может включать проверку и оценку обоснованности затрат для целей налогообложения; сделок с взаимосвязанными лицами; соответствия рыночного уровня применяемых цен по расходам и доходам, в том числе по скидкам и бонусам покупателям и поставщикам; наличия, правильности отражения в учете расходных документов; регистрации и ведения учета по обособленным подразделениям; обоснованности выплат по трудовым договорам; правильности расчета и уплаты налогов и сборов.

Различают три этапа проведения налогового аудита. Первый этап называется «Планирование налогового аудита». Сущность данного этапа заключается в ознакомлении с бизнесом клиента, оценке системы бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля, оценке аудиторского риска, определение уровня существенности и разработка плана и программы аудита.

Второй этап проведения налогового аудита называется «Оценка фактов относительно критериев». Сущность второго этапа заключается в выявлении признаков искажений с помощью аудиторских процедур, сборе аудиторских доказательств, оценке существенности выявленных искажений, формировании предварительных выводов.

Третий этап заключается в завершении аудиторской проверки и формирования аудитором информации для руководства и проверяемой организации. Это проводится на основании обзора аудиторских доказательств, формировании и оценке конечных данных, обобщении результатов аудиторской проверки, составлении аудиторского заключения.

Налоговый аудит является необязательной процедурой, его проводят по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке установленными в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. Налоговый аудит пользуется спросом у крупных и средних организаций, которые осуществляют несколько видов деятельности и имеют большие обороты. С целью повышения качества налогового аудита возникает необходимость дальнейшего развития его методов. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать теоретические и методологические подходы формирования системы налогового аудита, т.к. налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют 90% всех поступлений в бюджет государства.

Источник: http://topknowledge.ru/uchet-na-predpriyatiyakh/4099-ponyatie-i-sushchnost-nalogovogo-audita.html

Налоговый аудит: виды и методика проведения

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги — это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто — для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.
Читайте так же:  Может ли муниципальный служащий быть учредителем ооо

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Виды налогового аудита

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов — в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.

Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

Свои рекомендации по выбору компании для проведения налогового аудита нашим читателям дал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Во-первых, доверяйте проведение проверки хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, предоставляющим определенные гарантии качества выполняемых работ, а также обеспечивающим полную конфиденциальность и сохранность полученной в ходе проверки информации. Для этого необходимо ознакомиться с сайтом аудиторской организации, обратив внимание на следующее: периодичность обновления информации, наличие обзоров изменений законодательства и сведений о членстве компании в СРО, данных о страховании ответственности компании, информации о действующих клиентах и их отзывы, о наличии компании в различных рейтингах и т.п.

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов — это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».

P.S. КСК групп — один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

  • 1 https://www.audit-it.ru/news/audit/895381.html

С помощью налогового аудита можно свести к минимуму налоговые риски и избежать возможных проблем с контролирующими органами.

Основными целями налогового аудита, как правило, являются:

  • устранение ошибок в документах для налоговой службы;
  • снижение рисков налоговых штрафов, доначислений и пеней;
  • оптимизация налогооблагаемой базы.

Подробнее.

Продолжительность налогового аудита чаще всего зависит от периода проверки, оборотов предприятия и в среднем составляет около 5–7 дней.

Отчет для заказчика, составленный в ходе налогового аудита, может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависит качество и сроки проведения аудита.

Налоговый аудит бывает необходим в случае:

  • проверки качества составления отчетности документации;
  • выездной проверки;
  • реорганизации предприятия или смены вида деятельности;
  • смены руководства или главного бухгалтера;
  • желания оптимизировать налогообложение.

Подробнее.

Обычно крупные консалтинговые агентства предлагают максимально широкий спектр услуг в области финансового аудита.

Во­прос до­ве­рия, по­жа­луй, са­мый важ­ный в вы­бо­ре на­ло­го­во­го ауди­то­ра. Да­же без­ого­во­роч­ную ком­пе­тен­цию слож­но по­ста­вить вы­ше. Ведь, по су­ти, речь идет о до­ве­ри­тель­ном про­фес­си­о­наль­ном об­ще­нии, ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го спо­соб­ны убе­речь ру­ко­водст­во ком­па­нии от рис­ко­ван­ных дейст­вий или по воз­мож­нос­ти ис­пра­вить их по­следст­вия.

Финансовый аудит и финансовый консалтинг: нюансы проведения и примеры из практики

Аудит бухгалтерской отчетности: зачем он нужен и как его проводить?

Управленческий консалтинг: методы, особенности и этапы оказания услуги

© 2017 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://aif.ru/boostbook/audit-nalogooblozhenija.html

Функции налогового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here