Государственный аудит в системе финансового контроля

Полная информация на тему: "Государственный аудит в системе финансового контроля". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Системный государственный аудит: содержание и проблемы развития в РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.12.2015 2015-12-14

Статья просмотрена: 1667 раз

Библиографическое описание:

Булетова Н. Е., Ким Д. В. Системный государственный аудит: содержание и проблемы развития в РФ // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 393-396. — URL https://moluch.ru/archive/104/24261/ (дата обращения: 12.02.2020).

Повышение роли и разнообразие видов государственного аудита в современной модели государственного управления по результатам требует исследования экспертных оценок и формулировка авторских выводов о системном подходе к такой профессиональной деятельности и ее эффективном применении в государственном стратегическом управлении. Отнесение к системному аудиту триаду — финансовый, стратегический аудит и аудит эффективности, позволяет оценить место и содержание каждого из них в общегосударственной концепции аудита всех исполнителей государственных и муниципальных услуг.

Ключевые слова: системный государственный аудит, финансовый аудит, стратегический аудит, аудит эффективности, Счетная палата РФ.

Государственный аудит — деятельность, которая направлена на повышение эффективности управления ресурсами, такими как государственные финансы, природные богатства, интеллектуальный капитал, объекты собственности. Это обеспечение от имени государства независимого объективного общественного контроля за деятельностью органов власти, ее эффективностью и достижимостью установленных целевых показателей развития. В различных регионах Российской Федерации государственный аудит имеет свои характерные черты осуществления, они зависят от систем целеполагания и механизмов принятия решений, реализации задач для максимально высокого достижения целей территориального развития. При этом стоит не забывать о различии в структурах экономики разных регионов страны и развитостью социальной, политической и духовной сфер.

Появление аудиторского финансового контроля достаточно новое явление в странах с развитой рыночной экономикой. Понятие «государственного аудита» находится в сфере дискуссий относительно его участия в государственном финансовом контроле [4]. Мнения ученых в данном вопросе являются разными. Существуют разные трактовки государственного аудита:

 разновидность государственного финансового контроля;

 метод государственного финансового контроля;

 форма государственного финансового контроля;

 самостоятельный и независимый от государственного контроля институт в системе государственного управления [5, c.58].

По нашему мнению, наиболее емкое определение понятию «государственный аудит» дает Степашин С.В. Он рассматривает государственный аудит как «внешний и независимый публичный аудит деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными)» [7]. В настоящее время в Российской Федерации действует системный аудит, состоящий из:

 финансового аудита, цель которого — проверить законность расходов бюджетных средств. Основной и наиболее распространенный вид деятельности контролирующих органов;

 стратегического аудита, цель которого — оценить достижимость параметров развития регионов страны;

 аудита эффективности, цель которого — дать оценку результатов эффективности расходования бюджетных средств по тем или иным направлениям.

При этом именно стратегический аудит — самое новое направление системного государственного аудита Счетной палаты РФ, которое только начинает внедряться в практику деятельности органов КСП российских регионов (рис.1).

Рис.1. Место стратегического аудита с системной аудиторской деятельности Счетной палаты РФ

Одной из причин резко возросшей актуальности, востребованности в деятельности Счетной палаты РФ и региональных КСП, приведшей и к роста разнообразия видов системного аудита, стало внедрение инновационных технологий в рамках модели государственного управления по результатам. С 2004 по 2013 гг. были запущены различные подходы и инструменты в рамках бюджетной и административной реформ. Однако результаты не превзошли ожидания, так как не были соблюдены необходимые условия. Поэтому в настоящий момент повышение результативности деятельности органов власти является важной задачей в следующих условиях:

 необходимость сократить государственные расходы;

 растущий спрос общественности на рост прозрачности в использовании государственных ресурсов.

Практическое применение управления по результатам зародилось в новых подходах государственного управления — Нового государственного менеджмента и впервые примененное в странах Новой Зеландии, Австралии и Великобритании в 1980-х гг. В основе НГМ лежит представление о сходстве механизмов управления в государственных и частных организациях и о потенциале повысить эффективность государственного управления с помощью введения рыночных принципов. Всемирный банк поддерживал инициативы внедрить управление по результатам в России с помощью предоставления консультативных услуг Министерству экономического развития. Банк продолжает оказывать помощь по внедрению государственных программ как новой стадии в развитии УПР. В России в этой сфере можно увидеть как положительные, так и отрицательные примеры. К положительным относится: осознание важности внедрения управления по результатам на самом высоком уровне. Среди негативных факторов можно выделить:

 отсутствие целостного подхода;

 преобладание подходов, спускаемых «сверху»;

 задержка с внедрением инструментов, позволяющих связать результаты с бюджетным процессом.

Важным принципом управления по результатам является открытость данных о финансовых поступлениях и расходах бюджета, так как это содействует формированию системы подотчетности власти перед обществом и стимулирует повышение эффективности ее работы в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Определяя место Счетной палаты РФ в системе государственного аудита, данный орган можно отнести в постоянно действующего высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости деятельности которого достигается подотчетностью Федеральному Собранию РФ. При этом термин «внешний государственный аудит (контроль)» соотносятся с «общественным контролем за расходованием национальных ресурсов», который намного шире и глобальнее в применении инструментов аудиторской деятельности к долгосрочным стратегическим программам и результатам социально-экономического развития государства.

Много значит и определение миссии Счетной палаты РФ — это контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И если финансовый аудит — самый традиционный вид государственного аудита (контроля), история внедрения методов аудита эффективности в РФ имеет свою историю за последние 10-15 лет развития государственного аудита Счетной палаты России, по инструментам стратегического аудита, применяемого в государственном управлении, возникает много вопросов, предложений и методов, ряд которых берется из коммерческого стратегического аудита.

В контексте этого спроецируем элементы системы стратегического аудита, выявленные и систематизированные для коммерческих структур на государственный стратегический аудит, проводимый Счетной палатой РФ или региональными контрольно-счетными органами России:

 если в системе стратегического аудита выделяют аудит стратегии развития, аудит инвестиций, аудит прибыли, аудит затрат, аудит собственности, то необходимо признать, что все эти элементы очень близки аудиту эффективности стратегии, и если проецировать их содержание на государственный стратегический аудит, то в соответствии с масштабно-инвариантным подходом (фрактальным подходом подобия систем разного масштаба по структуре и траектории развития) похожую структуру можно представить и наполнить соответствующим содержанием и в масштабах государственного финансового контроля, когда меняется масштаб, но не меняется сущность процедур стратегического аудита;

Читайте так же:  Как внести запрет на смену генерального директора

 если стратегический аудит на уровне государственного управления и финансового контроля начинает восприниматься как функция системы управления — регионом, его развитием и потенциалом, то универсальность методов и результатов такого аудита позволяет вписывать его не только в закон о Счетной палате РФ, но и в любые государственные программы и стратегии как обязательный пункт исполнения, мониторинга и диагностики самых документов развития территории, и результатов их реализации как с финансовой, так и с управленческой позиций.

Именно Счетная палата РФ является наиболее подходящим органом для решения задач стратегического аудита. Не ставя под сомнение стратегические цели, в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную обратную связь в контуре управления, которая будет помогать политическому руководству на каждом этапе принимать адекватные решения.

Источник: http://moluch.ru/archive/104/24261/

К вопросу о месте аудиторского контроля в структуре финансового контроля Российской Федерации

Дата публикации: 07.11.2017 2017-11-07

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Шевяков Э. С. К вопросу о месте аудиторского контроля в структуре финансового контроля Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 137-141. — URL https://moluch.ru/archive/178/46252/ (дата обращения: 12.02.2020).

В настоящее время в научной общественности и на практике практически не вызывает сомнений тот факт, что аудиторский контроль является частью, видом финансового контроля, проводимого как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Это объясняется тем, что аудиторская деятельность регулируется большим количеством правовых норм, носящих публичный характер, она строго регламентирована государством и подлежит проверки со стороны государственных органов власти.

В условиях плановой, централизованно управляемой экономики в Росси не было необходимости в независимом финансовом контроле, его заменяла система ведомственного и вневедомственного финансового контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных.

Развитие же рыночных отношений обусловили необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих вопросы деятельности предприятий, бухгалтерского учета и отчетности; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции, что повлекло первые нарушения законодательства в данной сфере. Органы, которые должны были оказывать помощь предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, иногда сами были не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы финансового контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильность исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг, таким контролем и стал аудиторский финансовый контроль.

Следует согласиться с Н. И. Химичевой в том, что создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность [1, с. 161].

Ученые по-разному определяют аудит в системе финансового контроля, так, О. В. Шинкарева рассматривает муниципальный аудит как одну из форм муниципального финансового контроля [2, с. 227]. Также как форму финансового контроля представляют аудит Д. Ю. Филипьев, Н. В. Пислегина [3, с. 11]. Н. С. Столяров пишет, что аудит эффективности — это тип финансового контроля [4, с. 373]. Многие ученые, изучающие проблемы финансово-правовой науки относят аудиторский контроль к разновидности финансового контроля (например, Н. И. Химичева [1, с. 160], Е. Ю. Грачева [5, с. 52], Ю. А. Крохина [6, с. 187] и др.). А. Д. Шеремет и В. П. Суйц определяют аудит как метод осуществления вневедомственного финансового контроля [7, с. 20–21].

Для того, чтобы определить место аудиторского финансового контроля в системе финансового контроля России следует рассмотреть классификации контроля в зависимости от субъектов, проводящих контроль.

Так, Е. Н. Кондрат по субъектам, осуществляющим контроль выделяет [8, с. 789]:

а) государственный (на уровне Российской Федерации и ее субъектов):

– надведомственный, или внешний (осуществляется органами государственной власти, не входящими в структуру контролируемого субъекта);

– парламентско-бюджетный (осуществляется законодательными (представительными) органами власти);

– внутриведомственный, или внутренний (осуществляется структурным подразделением контролируемого субъекта);

– внутренний (внутренний финансовый аудит) (осуществляется органами исполнительной власти);

б) муниципальный (осуществляется органами местного самоуправления):

– внутренний (внутренний финансовый аудит) (осуществляется органами местной администрации);

в) общественный (осуществляется гражданами или их объединениями, общественными организациями);

г) аудиторский (осуществляется специализированными негосударственными организациями).

С. В. Запольский предлагает следующую классификацию в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, при которой он может быть подразделен на: государственный; муниципальный; внутрифирменный (внутрихозяйственный) и аудиторский [9, с. 59].

Н. И. Химичева обращает внимание на то, что в зависимости от правового статуса субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются: государственный (федерального и регионального уровней), муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль [1, с. 133].

Таким образом, анализируя классификации финансового контроля, предлагаемые в законодательстве и литературе можно заключить, что аудиторский финансовый контроль является разновидностью финансового контроля России. Он является негосударственным вневедомственным контролем. Он не заменяет государственный финансовый контроль, но дополняет его, поскольку подконтрольными субъектами указанного вида контроля являются организации и предприятия, которые не входят в имеющуюся в стране систему министерств и ведомств и, следовательно, не охватываются ведомственным контролем.

Стоит согласится с мнением А. Н. Зевайкиной в том, что, осуществляя свои функции, аудиторы действуют в публичных интересах, оценивая деятельность хозяйствующих субъектов для всеобщего знания, однако они действуют и в частных интересах самого проверяемого лица [10, с. 12]. Что еще раз подтверждает комплексный характер такого института законодательства — как института аудиторского финансового контроля, в котором содержатся нормативно-правовые акты, регулирующие публично-правовые и частноправовые отношения.

Читайте так же:  Подлежит ли оно обязательному аудиту

Основным отличием аудиторского финансового контроля от иных видов финансового контроля является независимость аудиторов, проведение контроля на профессиональном уровне и осуществление данного вида контроля на основе предпринимательской деятельности. Однако не в полной мере в этой связи можно согласится с мнением Л. Л. Арзумановой в том, что «существенным отличием аудита от государственного контроля является его подлинная независимость, в среднем более высокий уровень квалификации, обеспечиваемый периодическими аттестациями аудиторов и лицензированием аудиторской деятельности» [11, с. 15], поскольку автор косвенно намекает о том, что государственный финансовый контроль является не независимым и ставится под сомнение квалификация сотрудников контролирующих органов.

Д. Ю. Филипьев и Н. В. Пислегина отличают аудит от иных видов контроля по следующим основаниям: преследуемым целям; принципам осуществления; целью и задачами контроля; видом деятельности и управленческими связями; подходом к организации и проведению проверки; взаимоотношениями с клиентами; выводами, формируемыми по результатам проверки и т. п. [3, с. 26].

Как отмечает А. А. Ершов, аудит как вид финансового контроля проводится в форме проверки, которая по времени проведения является последующей [12, с. 133]. Ученый отмечает, что аудит как разновидность финансового контроля является одной из функций финансового управления хозяйствующими субъектами, способом обеспечения законности их деятельности. Обслуживая другие функции управления через предоставление им необходимых финансовых данных, аудит при этом не утрачивает своего самостоятельного значения.

Кроме того, следует согласится с мнением А. А. Ершова в том, что специфика аудиторского финансового контроля проявляется в том, что между аудитором и аудируемым лицом складываются как частноправовые, так и публично-правовые отношения, опосредуемые различными отраслями права [12, с. 133]. Похожей точки зрения также придерживается А. Н. Зевайкина, указывающая, что аудит сочетает частноправовые и публично-правовые начала и при регулировании данного вида деятельности используются как диспозитивный, так и императивный методы [10, с. 4].

В свою очередь, следует обратить внимание, что не все ученые относят аудит к финансовому контролю. Так некоторые авторы, опровергая отнесение аудита к финансовому контролю, зачастую проводят его отличие от ревизии [13, с. 1041–1042]. Как указывает И. В. Федоренко и Г. И. Золотарева при проведении аудита применяются приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, а при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов могут быть использованы нормы и стандарты аудита [14, с. 43]. В данной связи стоит согласится с А. А. Ершовым, в том, что приводимые учеными доводы не являются аргументом, поскольку ревизия и аудиторская проверка — это разные формы финансового контроля, различающиеся по ряду критериев, в том числе цели проведения [12, с. 132].

Таким образом, аудиторский контроль является разновидностью финансового контроля и, как отмечают И. В. Федоренко и Г. И. Золотарева государственный финансовый контроль и аудит представляют две стороны одной медали, которые имеют общую задачу — способствование укреплению благосостояния Российской Федерации [14, с. 44]. Думается, что и аудиторский финансовый контроль, и государственный финансовый контроль направлены на одну общую цель поддержание финансовой дисциплины.

Источник: http://moluch.ru/archive/178/46252/

Роль негосударственного аудита в системе финансового контроля

«Финансы», 2014, N 9

В современном мире негосударственный аудит как сформировавшийся социальный (экономический) институт является неотъемлемой составляющей системы финансового контроля и играет значимую роль в обеспечении экономической безопасности личности, общества и государства. Под негосударственным аудитом предлагается понимать аудит, осуществляемый в соответствии с Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Рассматривать такой аудит как «негосударственный» необходимо в связи с тем, что в соответствии с Законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Однако в Бюджетном кодексе РФ термин «аудит» используется только в контексте эффективности (ч. 2 ст. 157 БК РФ) и внутреннего финансового аудита (ч. 2 и 4 ст. 157, ст. 160.2-1), а также в контексте проверки бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (ст. 168.3, регламентирующая полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации).

В ходе экономической деятельности заключаются сделки, выдаются кредиты, помещаются на банковские счета денежные средства, принимаются решения об инвестировании средств, оценивается вероятность банкротства и пр. Именно негосударственный аудит играет важную роль в процессе снижения до приемлемого уровня информационного риска пользователей информации при принятии решений. Е.М. Гутцайт отмечает, что «информационное звено экономических и социально-экономических систем, поставляющее для принятия управленческих решений информацию, состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности бухгалтерской отчетности (обычно это аудит), анализ и поддержка принятия решений» .

Гутцайт Е.М. Аудит и другие науки. М.: ВивидАрт, 2011. 374 с.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нерешенными проблемами негосударственного аудита являются и проблемы качества аудита и его контроля, проблемы взаимодействия негосударственного аудита и государственного аудита в части проверок организаций, подлежащих как обязательному аудиту, так и государственному финансовому контролю, проблемы, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования аудита (например, в части признания аудиторского заключения заведомо ложным), и др.

Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О’Рейли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. М., 1997.
См. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика (серия «Учебники для вузов. Специальная литература»). СПб., 2000. См. также и другие работы С.М. Бычковой.

Полисюк Г.Б., Корчагина Л.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: проблема выявления искажения информации // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 4. С. 44 — 52.

С другой стороны, нельзя не учитывать, что применяемые современные информационные технологии предоставляют как правоохранительным органам, так и аудиторам массу возможностей быстро получать большой объем аналитической и фактической информации относительно экономического субъекта и его окружения (например, пользуясь услугами, оказываемыми группой компаний «Интегрум» (http://www.integrum.ru)). Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности (ФП(С)АД) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» установлена обязанность аудитора изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.

Читайте так же:  Оформить долю ооо учредителю

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 22.12.2011).

Следует отметить, что вопросы исследования природы корпоративного мошенничества имеют длительную историю. Более ста лет назад первые теоретики и практики аудита исследовали природу преступлений, совершаемых бухгалтерами, и А.Т. Ватсон выделял одиннадцать типичных преступлений бухгалтеров . В наше время, проанализировав указанный перечень, можно сделать вывод о том, что практически он не сократился, более того, спектр противоправной деятельности современных бухгалтеров значительно расширился. Английские теоретики аудита XIX в. исследовали психологию лиц, совершавших экономические преступления, анализировали возможности их выявления и пресечения, А.Т. Ватсоном были сформулированы условия для выявления фальсификаций в учете. К сожалению, масштабы преступной деятельности со стороны лиц, находящихся в числе высшего управленческого персонала организаций, в том числе бухгалтеров, с годами не снижаются, а выявленные условия действуют и в настоящее время. В этой связи представляет интерес оценка масштабов внутрикорпоративных мошенничеств и роли внутреннего аудита в их предупреждении и пресечении, данная О.Б. Ивановым .

Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. М., 1991.
Иванов О.Б. Ключевая роль внутреннего аудита в пресечении и предупреждении внутрикорпоративных мошенничеств // Аудиторские ведомости. 2014. N 5. С. 13 — 26.

Преступления экономической направленности, среди которых можно отметить как разного рода мошеннические действия, так и финансовые преступления, к которым можно отнести коррупцию, отмывание денег, финансирование терроризма, налоговые, иные финансовые преступления, в том числе связанные с хищениями бюджетных средств, представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Соответственно, негосударственный аудит как социальный (экономический) институт должен стоять на защите интересов общества, обеспечивая лиц, принимающих решения на основании данных бухгалтерской финансовой отчетности, качественной и надежной информацией о степени достоверности отчетности, представленной в аудиторском заключении.

Отечественный негосударственный аудит фактически прошел все три этапа становления за два десятилетия. В декабре 2013 г. исполнилось 20 лет нормативно-правовому регулированию аудиторской деятельности в России, однако фактически аудит начался с создания первой «советской аудиторской организации» — фирмы «Инаудит» . Затем в отсутствие нормативного правового регулирования создавались организации, в уставах которых была предусмотрена аудиторская деятельность, проводились съезды, обсуждались законопроекты. Именно в этот период на отечественный аудиторский рынок пришли представители компаний — лидеров мирового аудита, зарегистрировав юридические лица в соответствии с российским законодательством (табл. 1).

Постановление Совета министров СССР N 1033-245 «О создании советской аудиторской организации».

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/89870-negosudarstvennogo-audita-sisteme-finansovogo-kontrolya

Роль аудита в системе финансового контроля

Использование аудиторской формы контроля в финансово-хозяйственной деятельности. Рассмотрение основных задач аудиторского контроля и услуг, предоставляемых аудиторскими службами. Анализ правовых норм, регулирующих аудиторский финансовый контроль.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.03.2016
Размер файла 15,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль аудита в системе финансового контроля

С развитием рыночной экономики в Российской Федерации повышается роль финансового контроля, проводимого на основе Российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов, так называемого негосударственного финансового контроля. К таким относится и аудиторский финансовый контроль.

«Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами»

Аудиторский финансовый контроль согласно российскому законодательству — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности (аудиторской деятельности).

Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решение вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что, в конечном счете, отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Это новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х годов в целях осуществления независимой экспертизы финансовой отчетности частных коммерческих структур.

Основные задачи аудиторского контроля:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

постановку и ведение бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;

анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства;

проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления и развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности является Министерство финансов Российской Федерации (в составе Министерства создан Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, учета и отчетности). К основным функциям Министерства отнесены: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдение аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; введение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Читайте так же:  Как начать продавать акции

При Министерстве финансов создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается Министром финансов Российской Федерации. В его состав должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава Совета.

Аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, как обязательность аудита в указанных законодательством случаях. К примеру, годовой отчет, сдаваемый в Государственную Думу Центральным Банком России, должен включать аудиторское заключение к нему. аудиторский финансовый контроль служба

Это свидетельствует о том, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом планируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность, функции и формы аудиторского контроля. Проведение анализа финансового контроля дебиторской задолженности предприятия на примере ОАО «Химпром». Проблема развития государственного финансового контроля в условиях формирования рыночных отношений.

курсовая работа [114,0 K], добавлен 22.09.2014

Изучение правовых основ осуществления аудиторской деятельности в России. Исследование понятия аудита и видов услуг, предоставляемых аудиторами. Права и обязанности сторон при аудиторской проверке. Проверка содержания и оформления договоров страхования.

реферат [26,6 K], добавлен 11.03.2014

Характеристика аудиторского контроля с точки зрения современного законодательства. Проведение внутреннего аудита. Особенности первоначального и периодического аудита. Инструменты аудиторской проверки — методы фактической и документальной проверки.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 02.06.2011

Экономическая сущность аудита, цели и принципы его проведения, отличия и преимущества от других видов финансового контроля. История возникновения и развития аудита в Республике Беларусь. Виды, направления и анализ состояния аудиторского контроля в РБ.

курсовая работа [760,5 K], добавлен 29.04.2014

Место аудита в системе финансового контроля России. Понятие аудита как независимой экспертизы, анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченным лицом. Стандарты аудита, его использование во внешнеэкономической деятельности.

курсовая работа [50,2 K], добавлен 19.08.2011

Основные понятия и сущность аудиторского контроля, его формы, виды и принцип правого регулирования. Осуществление аудиторского контроля, проверки и заключения в Российской Федерации. Принцип организации деятельности аудиторов и аудиторских фирм.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 28.11.2008

Виды финансового контроля. Внутрихозяйственный бухгалтерский, аудиторский, управленческий и ревизионный контроль. Понятие внешнего контроля и его подразделения на государственный, общественный и независимый аудиторский. Независимый аудиторский контроль.

контрольная работа [14,7 K], добавлен 20.03.2011

Изучение основных положений, касающихся регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Установление случаев обязательного проведения аудиторских проверок. Анализ средств обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 28.06.2012

Нормативные документы регулирующие правовые основы аудиторской деятельности. Назначение и классифиция стандартов аудита. Основа аудиторской деятельности, отличие аудита от других форм финансового контроля. Формы и методы проведения аудиторской проверки.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 21.10.2010

Цель внутреннего финансового контроля в рамках отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия). Внутренний контроль и функции управленческого аудита. Формы финансового контроля и способы его проведения. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

контрольная работа [39,7 K], добавлен 30.11.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/audit/00655428_0.html

Аудит в системе финансового контроля

В зависимости от объектов функционирования экономических систем экономический контроль подразделяют на хозяйственный и финансовый, на государственный и внутрихозяйственный.

Финансовый контроль обеспечивает соблюдение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:

— государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

— ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

— внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

— аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

Основные задачи государственного финансового контроля – проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; эффективности и экономности расходования государственных средств; правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из бюджета, коммерческие структуры в части уплаты налогов в бюджет.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, предприятия и организации негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличие от государственного контроля аудит выполняет роль советника, консультанта, помощника всех министерств, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации.

Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем, ревизией, судебно-бухгалтерской экспертизой.

По методам и приемам проведения все эти формы контроля схожи, однако аудит обладает определенными отличиями, что обусловлено более широким спектром понятия «аудит». Это достаточно ярко можно наблюдать при сравнении таких форм контроля как аудит и ревизия. (табл. 1).

Читайте так же:  Регистрация ооо какие документы нужны в налоговую

Таблица 1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/5_88580_audit-v-sisteme-finansovogo-kontrolya.html

Место аудита в системе финансового контроля

АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль является составной частью управления экономически­ми объектами и процессами, включающей наблюдение за ними с целью проверки соответствия их желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному зако­нами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договора­ми. В России финансовый контроль осуществляется в виде государственного фи­нансового контроля, общественного контроля и аудиторской деятельности, кото­рая находится в постоянном совершенствовании в соответствии с потребностями правового государства [6].

Для того, чтобы определить место аудита в системе финансового контроля, необходимо рассмотреть основные его виды, приведенные в следующей класси­фикации (рис. 1.1):

По субъектам, осуществляющим контроль

По способам проведения

I Независимый (аудиторский)

I Аудиторская проверка

По времени проведения

По источникам информации

Предварительный Текущий Последующий Документальный

Рис. 1.1. Классификация видов финансового контроля

1) по субъектам, осуществляющим контроль:

а) государственный — включает контроль за исполнением федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежно­го обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственно­го внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Он в свою очередь делится на:

— внутриведомственный — производится министерствами за деятельностью подведомственных организаций;

— вневедомственный — осуществляется департаментом государственного фи­нансового контроля и аудита Минфина России в отношении различных организа­ций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности;

б) общественный — это контроль, осуществляемый общественными организа­
циями (объединениями), гражданами за деятельностью исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на основе добро­
вольности и безвозмездности;

в) независимый (аудиторский) контроль — представляет собой форму незави­
симого вневедомственного финансового контроля (негосударственный финансо­
вый контроль), который осуществляется независимыми экспертами (аудиторами)
над деятельностью предприятий и организаций с целью установления достовер­
ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соот­
ветствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций действующему
законодательству;

2) по содержанию:

а) бюджетный — составная часть государственного финансового контроля, по­
средством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и
составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и
использование бюджетных средств;

б) налоговый — единая система учета налогоплательщиков и имущества, под­
лежащего налогообложению, а также контроль за надлежащим исполнением на­
логового законодательства [16];

в) банковский — контроль, осуществляемый банками за целевым расходовани­
ем выданных кредитов, если это оговорено кредитным договором, либо за расхо­
дованием средств неплатежеспособного должника до признания его банкротом, а
так же контроль со стороны центрального банка за деятельностью коммерческих
банков;

г) валютный — система, посредством которой государство регулирует порядок
обладания иностранной валютой и проведения операции с ней. Основная задача
такого контроля — направление валютных средств на обеспечение необходимых
закупок по импорту и прочие целевые расходы;

д) таможенный — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами
в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Фе­
дерации;

е) страховой надзор — контроль за деятельностью страховых учреждений, осу­
ществляемый государственными органами (Росстрахнадзор);

3) по времени проведения:

а) предварительный — проводится до принятия управленческих решений и со­
вершения хозяйственных операций;

б) текущий — проводится в процессе совершения различных хозяйственных
операций;

в) последующий — осуществляется после совершения хозяйственной операции. Он применяется при проведении ревизии и при организации аудиторских прове­рок;

4) в зависимости от источников информации:

а) документальный — предусматривает использование первичных документов
для установления достоверности и законности совершаемых хозяйственных опе­
раций, составление учетных регистров и отчетов;

б) фактический — является контроль, при котором количественное и качест­
венное состояние проверяемого объекта устанавливается путем обследования и
других способов проверки фактического состояния объектов;

5) по способам проведения:

а) ревизия — это система обязательных контрольных действий по документаль­ной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной дея­тельности организаций за определенный период с целью установления законно­сти, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйствен­ных операций;

6) обследование — изучение, анализ финансово-хозяйственной деятельности
компаний, предпринимателей, состояния домашних хозяйств, семейных бюдже­
тов, проводимое государственными органами или независимыми экспертами;

в) следствие — процессуальное действие, в ходе которого устанавливается ви­
новность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, свя­
занных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйст­
венностью, должностными злоупотреблениями и др. оно осуществляется судебно-
следственными органами и регулируется процессуальным законодательством.

г) наблюдение — констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная
на объективном доказательстве;

д) мониторинг — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью
выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предпо­
ложениям;

е) аудиторская проверка (аудит) — это сбор, оценка и анализ аудиторских дока­
зательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подле­
жащего аудиту. Результатом проверки является выражение мнения аудитора о
правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской от­
четности этого экономического субъекта [1,6,11, 30, 32].

Таким образом, аудит в системе финансового контроля занимает место в каче­стве негосударственного независимого контроля и имеет свои особенности и от­личительные черты. В отличие от государственного финансового контроля аудит выступает в качестве консультанта, помощника для специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность со­вершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошиб­ки, исправить их, а также рекомендует усовершенствовать систему учета, позво­ляющую в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Иногда студенты путают понятия «ревизия» и «аудиторская проверка», поэто­му в табл. 1.1 приведены их сходство и различие.

Таблица 1.1 Сходство и различие ревизии и аудиторской проверки

Окончание табл. 1.1

Критерий Ревизия Аудиторская проверка
Результаты (итоги) Составляется акт ревизии, кото­рый содержит результаты реви­зии, а именно выявленные не­достатки, нарушения и факты необеспечения сохранности де­нежных средств и материальных ценностей. Итоги ревизии пре­даются гласности. Организуется контроль за фак­тическим выполнением реше­ний, принятых по результатам ревизии Итоги аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое является офи­циальным документом, предназна­ченным для пользователей финан­совой отчетности аудируемых лиц. Он содержит конфиденциальную информацию

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/1_128696_mesto-audita-v-sisteme-finansovogo-kontrolya.html

Государственный аудит в системе финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here