Как проходит аудиторская проверка на предприятии

Полная информация на тему: "Как проходит аудиторская проверка на предприятии". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Особенности юридического аудита компании

Деятельность любого предприятия должна соответствовать законодательству. Однако не каждый руководитель обладает достаточными знаниями для оценки соответствия работы компании юридическим нормам. Именно для установления этого соответствия и осуществляется юридический аудит. Он позволит не допустить нарушений предприятием законов и последующих санкций к нему.

Суть проведения юридического аудита

Юридический аудит – это проверка деятельности предприятия с точки зрения закона. В рамках исследования выявляются имеющиеся нарушения. На основании результатов проверки исправляются все недочеты. Аудит осуществляется в отношении всех операций, проведенных предприятием. После его проведения формируется отчетность. В ней излагаются имеющиеся нарушения. Как правило, проверка осуществляется относительно соответствия закону следующих аспектов:

  • Содержания уставных документов, бумаг, требующихся для регистрации организации.
  • Содержания договоров, соглашений, на основании которых проводилась сделка.
  • Заполнения трудовых и гражданско-правовых договоров.
  • Содержания финансовых отчетов.
  • Ведения документов, связанных с налогообложением.

Как правило, аудитор проверяет именно имеющиеся документы.

Цели и задачи

Главная цель юридического аудита – приведение деятельности предприятия в соответствие с законом. Рассмотрим основные цели проверки:

  • Выявление нарушений закона.
  • Получение сведений о юридическом аспекте существования предприятия от независимого источника.
  • Анализ степени риска наложения на компанию санкций.
  • Формирование стратегии ликвидации недочетов.
  • Увеличение ликвидности фирмы.
  • «Прозрачность» компании в глазах инвесторов, банков и клиентов.
  • Нахождение потенциальных убытков предприятия ввиду наложения административной ответственности, претензий от налоговых служб, контрагентов.

В ходе аудиторской проверки выполняются следующие задачи:

  • Проверка правильности расчета налогов.
  • Рациональное применение имеющихся финансовых ресурсов.
  • Проверка отражения активов и пассивов в отчетности.
  • Исследование документации, которая прилагается к отчету.
  • Правильность изменения размера капитала организации.
  • Соответствие показателей синтетического и аналитического учета.
  • Проверка фиксации в отчете задолженностей предприятия.
  • Соответствие деятельности компании учетной политике.
  • Проверка соответствия хозяйственных операций юридическим нормам.
  • Содействие в организации бухучета.
  • Помощь в налоговом планировании и исчислении.
  • Консультация касательно ведения ключевой документации.
  • Предоставление экспертных оценок.
  • Формирование правильно составленных учредительных документов.

Аудитор не только проверяет деятельность компании, но и оказывает информационные услуги.

Нормативная база

Юридический аудит регулируется целым рядом нормативных актов, таких как:

  • ФЗ от 7 августа 2001 года №119. Это один из главных законов, регулирующий аудит предприятий. В нем прописано понятие юридического аудита и его содержание. Согласно пункту 6 статьи 1, правовой аудит является услугой, сопутствующей основной проверке.
  • Пункт 1 статьи 17 ФЗ от 8 августа 2001 года №128. Согласно этому нормативному акту, компании, занимающиеся аудиторской деятельностью, должны получить соответствующую лицензию в обязательном порядке. До 2006 года получение лицензии было необязательным, однако в этом году был принят закон ФЗ №156, который сделал этот пункт обязательным. Однако конкретно юридический аудит считается сопутствующей услугой. Соответственно, к нему не применим рассмотренный закон. То есть организации, занимающиеся именно правовой проверкой, могут не получать лицензию.
  • Глава 39 ГК РФ. Оказание аудиторских услуг выполняется на основании договора возмездного предоставления услуг. К этому соглашению не предъявляется специальных требований. Соглашение составляется в соответствии с нуждами сторон.

К СВЕДЕНИЮ! В связи с тем что юридический аудит не лицензируется, у руководства предприятия возникают проблемы с выбором компании. Практически каждый ИП может заняться этой деятельностью, но не всегда ее качество является удовлетворительным. Рекомендуется выбирать крупную компанию, с лицензией на осуществление аудита. Правовая проверка будет только одним из аспектов ее деятельности.

Как осуществляется юридический аудит?

Для осуществления проверки требуется выбрать хорошую аудиторскую компанию. Затем формируется перечень задач, поставленных перед аудитором. Сделать это нужно в письменной форме. Потом происходит встреча со специалистом. На ней решаются следующие задачи:

  • Анализ имеющихся проблем.
  • Анализ сложности предстоящей проверки.
  • Стороны обговаривают сроки оказания услуги и ее стоимость.

Затем составляется договор. Только после его подписания осуществляется проверка. По запросу клиента специалист может формировать промежуточные отчеты.

Ответственность руководителя предприятия – предоставление аудитору всей полноты информации о предприятии. В частности, нужно предъявить такие документы, как:

  • Уставная документация.
  • Учредительная документация.
  • Различные лицензии и сертификаты.
  • Корпоративные документы.
  • Бумаги, связанные с кадровым составом.
  • Заключение по инвестициям.
  • Информация о дебиторских и кредиторских долгах.
  • Сведения об уставном капитале.
  • Бумаги, связанные с управленческой деятельностью.
  • Назначение органов управления.
  • Правоустанавливающие бумаги.
  • Документы, сопровождающие различные сделки.
  • Реестр акционеров.

Рассмотрим порядок проведения юридического аудита:

  1. Специалист составляет индивидуальный план проверки.
  2. Изучаются документы, предоставленные предприятием.
  3. Проводится систематизация полученной информации.
  4. Проводится анализ документов.
  5. Все документы сверяются с существующими законами.
  6. Формируется отчет о проделанной работе. В него включаются имеющиеся в компании недочеты.

К СВЕДЕНИЮ! По желанию руководства предприятия аудитор может проводить проверку сразу по нескольким направлениям. К примеру, можно получить уголовно-правовой аудит. Он требуется для анализа возможного наложения санкций на компанию.

Требования к аудитору

Специалист, осуществляющий проверку, должен соответствовать ряду требований. В обратном случае результаты аудита будут бесполезными. Недостоверная информация вредна, прежде всего, для самого руководства. На основании недостоверных сведений принимаются неправильные решения. Рассмотрим требования, которые предъявляются к аудитору:

  • Объективность и независимость. Специалист не должен быть субъективным и предвзятым.
  • Наличие юридических знаний. Специалист должен знать не только центральные законы, но и актуальные поправки к ним. Для этого нужно постоянное обновление своих знаний.
  • Индивидуальная работа с клиентом. У каждого предприятия могут быть свои нужды. В одном есть проблема с документами, в другом – с осуществляемыми хозяйственными операциями. Аудитор должен прислушиваться к нуждам клиента и проводить работу в соответствии с его запросами.

Соответствие специалиста всем этим требованиям поможет сделать аудит наиболее эффективным.

Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/yuridicheskij-audit/

Этапы проведения аудиторской проверки

Новости

Вся свежая информация об изменении сроков подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а также возможности объединения этих форм отчетных.

Законодательство, которое касается восстановления НДС, с 2020 года меняется. Отныне у предприятий отсутствуют .

Читайте так же:  Выход организации из учредителей ооо

Рекомендуем ознакомиться

Как проходит аудиторская проверка

Сегодня аудитор – это скорая помощь главному бухгалтеру и руководителю фирмы перед предстоящей проверкой налоговых и других контролирующих органов. Цель аудиторской проверки – помощь по исправлению возможных ошибок в учёте, которые могут повлечь серьёзные финансовые потери для фирмы в виде штрафных санкций налоговых органов.

Шаг первый — подготовка к аудиторской проверке, заключение договора, в котором стороны предусматривают цель, сроки проведения аудиторской проверки, иногда — место проверки. Ревизия может проводиться в офисе аудиторской фирмы (проверяемая сторона предоставляет все необходимые документы) или быть выездной (на территории компании).

Проверка аудитора начинается с ознакомления со структурой фирмы, её особенностями и спецификой отрасли, с ведомственными нормативными актами, с учётной политикой, с актами проверок налоговых органов, с бизнес-планом и другими документами.

Затем аудитор изучает финансовую отчетность за проверяемый период, как фирмы в целом, так и её филиалов (при их наличии), сравнивает её показатели с плановыми, а также с показателями за предыдущие периоды. Уже на первоначальном этапе можно дать предварительную оценку финансового состояния предприятия (организации).

Аудиторская проверка финансовой отчётности и налоговых деклараций начинается со сверки соответствия их показателей данным регистров синтетического бухгалтерского учёта – баланса, Главной книги, журналов-ордеров. Если в каком-то месяце имеются расхождения, то выясняются их причины. Так проверяющие находят ошибки.

В поисках причин расхождений показатели синтетического учёта сверяют с «аналитикой» – с ведомостями, с первичными документами. При наличии грубых нарушений первичные документы проверяют сплошным порядком. Обращают внимание на законность операций, на оформление «первички» — форму, подписи, печати и т.п. На этом этапе оценивают состояние бухгалтерского учёта.

При проверке налоговых деклараций используют синтетические регистры бухгалтерского учета, перечисленные выше. Анализируют каждую цифру по начислению налогов — что именно она в себя включает. Декларации проверяют также на предмет своевременности уплаты налогов. Конкретную дату их платежа выясняют по банковским документам.

Если аудиторы находят переплату налогов в бюджет, то нередко обращаются в налоговый орган, чтобы согласовать факт переплаты и возврат предприятию излишне уплаченной суммы. Чаще проверяющие находят недоимку налогов, она может превышать соответствующий показатель по данным налоговиков. Тогда аудитор даёт свои рекомендации работникам бухгалтерии.

На основании собранной информации, анализа отчётности и документальной проверки аудитор пишет акт, согласовывает его с главным бухгалтером. Затем фирма-исполнитель составляет отчёт о проверке с выводами и конкретными предложениями об устранении выявленных нарушений и «узких мест» в деятельности предприятия.

В отчёте содержится долгожданное для предприятия аудиторское заключение, как правило, положительное. Ведь большинство ошибок и нарушений проверяемые устраняют в ходе проверки.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Источник: http://audita.ru/articles/kak-prohodit-auditorskaya-proverka.html

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.
Читайте так же:  Как внести дополнения в устав ооо

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).
Читайте так же:  Регистрация акционерного общества пошаговая инструкция

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

Видео (кликните для воспроизведения).

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Источник: http://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Независимая аудиторская проверка организаций

Новости

Вся свежая информация об изменении сроков подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а также возможности объединения этих форм отчетных.

Законодательство, которое касается восстановления НДС, с 2020 года меняется. Отныне у предприятий отсутствуют .

Рекомендуем ознакомиться

Независимый аудит: применение, цели и особенности

Независимый аудит представляет собой процедуру, осуществляемую независимым аудитором. Она необходима в первую очередь для того, чтобы объективно оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Для того, чтобы провести независимую оценку деятельности той или иной компании, проекта, продукта, системы или же процесса сегодня достаточно широко используется аудит. Наиболее часто данный термин применяется в процессе проверки бухгалтерской отчетности.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей аудита:

  • Технический
  • Экологический
  • Операционный
  • Аудит качества

Данную процедуру подразделяют на внутренний аудит и на независимый аудит. Внутренний тип — это когда оценка производится специалистами непосредственно из самой компании. Независимый аудит – это процедура, которая проводится независимой аудиторской компанией (аудитором). Данная операция проводится на договорной основе с экономическим субъектом. Цель проведения независимого аудита – это предоставление объективной оценки ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также услуг администрации. Независимый аудит также нередко называют внешним.

Задачи, которые ставит перед собой независимая аудиторская компания:

  • поиск методов совершенствования организации работы фирмы
  • определение уровня эффективности работы
  • выявление нарушений в работе
  • выявление потерь финансовых средств

Главной целью независимых аудиторских организаций является предоставление составленного заключения, в котором подтверждается правдивость предоставленных финансовых данных.

Аудиторские заключения подразделяются на три группы:

  • Отрицательные. В данном случае предоставленная финансовая информация не является достоверной, не отражает в точности финансовое положение, а также распоряжение денежными средствами и результаты деятельности компании. В случае предоставления заключения отрицательного характера, независимый аудитор обязан предоставить основания, на которых было сделано данное заключение.
  • Безусловно положительное заключение независимого аудитора подразумевает собой, что предоставленная финансовая отчетность в точности соответствует нынешнему финансовому положению той или иной компании, результатам деятельности компании, а также передвижению денежных средств.
  • Положительное аудиторское заключение с некоторыми нюансами подразумевает собой то, что отчетности по финансовому состоянию компании, по итогам работы организации, а также по тому, как осуществляется распоряжение денежными средствами, являются достоверными. Однако, при этом имеются некоторые исключения.

Законом «Об аудиторской деятельности» и некоторыми другими законодательствами были установлены ряды случаев, в которых компании обязаны ежегодно проводить независимый аудит бухгалтерской деятельности. Данная процедура называется обязательным аудитом. Нелишним будет также упомянуть о том факте, что под независимым аудитом также подразумевают проверку грамотности построения рабочего процесса.

Внешняя аудиторская проверка пользуется большой популярностью среди разных заказчиков. К таковым можно отнести в первую очередь владельцев предприятий и инвесторов, а также государственные налоговые службы, которым требуется знать достоверную информацию о деятельности компании.

Независимая аудиторская проверка позволяет объективно оценить деятельность компании, вычислить все недостатки в работе фирмы и найти способы их устранения. Также данная процедура способствует возможному снижению налоговых платежей, повышению уровня безопасности, а также существенному снижению риска финансовых потерь. Регулярно проводя независимый аудит деятельности компании, фирма может повысить уровень эффективности работы.

Читайте так же:  Может ли ооо быть учредителем другого ооо

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Источник: http://audita.ru/articles/nezavisimyj-audit.html

12 рекомендаций, которые помогут пройти аудиторскую проверку

Автор: Илья Макалкин, ведущий эксперт объединенной редакции ТН “Бухгалтерский учет и налоги”
ЗАО “МЦФЭР”

Источник: Журнал «Налоговые споры» № 3/2013

Самое важное в этой статье:

  • Случаи проведения обязательного аудита
  • Состав отчетности
  • Отражение задолженности
  • Экспорт
  • Основные средства
  • Поиск полезных ископаемых
  • Риски хозяйственной деятельности

Многие компании перед представлением годовой отчетности обязаны пригласить аудиторов для оценки достоверности отчетности и выдачи заключения. Рекомендации, данные Минфином России аудиторам в письме от 09.01.2013 № 07-02-18/01, помогут подготовиться к визиту.

Случаи проведения обязательного аудита обозначены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, а также в других законах. Так, обязательной аудиторской проверке подлежит годовая отчетность:

• ОАО, унитарных предприятий, застройщиков долевого строительства, профучастников рынка ценных бумаг, банков, страховых компаний, бирж, саморегулируемых организаций, жилищных накопительных кооперативов;

• компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;

• фирм, которые составляют консолидированную отчетность;

• компаний, объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;

• фирм, у которых сумма активов в балансе по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Но и те компании, которые не обязаны приглашать аудиторов, зачастую делают это, например, в рекламных целях или чтобы получить кредит на более выгодных условиях.

Не секрет, что разногласия с аудиторами при прохождении проверки нередки. Снизить их количество можно, если придерживаться нескольких несложных рекомендаций.

Состав отчетности

Рекомендация 1. Формы бухгалтерской годовой отчетности за 2012 г. должны соответствовать требованиям Закона № 402-ФЗ, вступившего в силу с 2013 г. Это значит, что отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах, а отчет о целевом использовании полученных средств – отчетом о целевом использовании средств (ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Рекомендация 2. Следует четко разграничивать документы, составляющие собственно бухгалтерскую отчетность, и документы, которые ей сопутствуют. Аудиторы дают полное заключение лишь в отношении первой группы документов.

Непосредственно к отчетности относятся бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (для некоммерческих организаций – отчет о целевом использовании средств) и приложения к ним.

Приложениями являются отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения) (ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, пп. 2–3 приказа № 66н). Пояснения, как правило, связаны с числовыми показателями баланса или отчета. Они раскрывают сведения об учетной политике компании и содержат дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет,
но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки финансового положения компании. Состав и содержание пояснений определяются компанией самостоятельно с учетом пп. 24–27 ПБУ 4/99.

Не стоит называть пояснительной запиской дополнительную информацию, сопутствующую отчетности. Такую информацию компания может представить по желанию вместе с отчетностью (п. 39 ПБУ 4/99). Чтобы не вводить в заблуждение аудиторов, в отчетность лучше не включать ссылки на дополнительную информацию. А по названию и содержанию эти сведения не должны выглядеть как пояснение к отчетности. Как правило, дополнительная информация не связана с числовыми показателями отчетов, из нее пользователи отчетности могут получить представление об истории становления, планах развития компании и пр.

С 2013 г. лучше пользоваться термином “пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах”, а не “пояснительная записка”.
Последняя с 2013 г. не входит в состав отчетности. Если назвать по-старому, можно запутать аудиторов.

Рекомендация 3. Место отчета о финансовых результатах в отчетности некоммерческих организаций занимает отчет о целевом использовании средств. Однако НКО, получившие доходы от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, помимо баланса и отчета о целевом использовании средств должны представлять и отчет о финансовых результатах. Если полученные доходы существенны,
а пользователи отчетности о них не знают, им не удастся оценить изменения в финансовом положении НКО (если информации в отчете о целевом использовании средств недостаточно для этого). Такой вывод сделал Минфин России в информации № ПЗ-10/2012.

Рекомендация 4. В компании должен храниться бумажный экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный непосредственно руководителем компании, с указанием даты подписи (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Другие экземпляры отчетности (для представления разным пользователям) могут быть подписаны уполномоченными руководителем лицами, но одними и теми же.

Отражение задолженности

Рекомендация 5. Перед составлением годовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2012 г. обязательно должна быть проведена инвентаризация не только всех активов, но и всех обязательств компании (ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ, п. 27 Положения № 34н). Это касается также дебиторской задолженности, оценочных и налоговых обязательств.

Рекомендация 6. В балансе дебиторскую задолженность в виде сумм перечисленной поставщикам предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего вычету на основании гл. 21 НК РФ. Кредиторскую задолженность в виде сумм полученной от покупателей предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего уплате (уплаченного) в бюджет (Рекомендации аудиторам).

Экспорт

Рекомендация 7. Не вычитайте из выручки от реализации экспортируемых из России товаров сумму вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых компанией (Рекомендации аудиторам). Даже если от этого будет зависеть дальнейшая возможность применения спецрежима или сохранение статуса малого (среднего) предприятия. Аудиторы сочтут такое вычитание ошибочным.

Основные средства

Рекомендация 8. В первоначальную стоимость объекта основных средств, который компания строила или продолжает строить, должны включаться суммы оценочных обязательств (п. 8 ПБУ 8/2010):

• на будущий демонтаж и утилизацию старых объектов, расположенных на месте строительства;

• на будущее восстановление окружающей среды после демонтажа и ликвидации.

Читайте так же:  Обязанность открыть расчетный счет ооо

Если на месте ликвидируемого объекта планируется возведение нескольких новых, то сумма оценочного обязательства распределяется между такими объектами пропорционально базе, обоснованно выбранной компанией (Рекомендации аудиторам).

Рекомендация 9. Регулярные существенные затраты на периодические ремонты, осмотры и диагностику объекта основных средств, возникающие через длительные, более 12 месяцев, интервалы, погашайте в течение указанного временного интервала. Непогашенный остаток таких затрат отражайте в разделе I баланса как внеоборотный актив. Причем Минфин в Рекомендациях аудиторам конкретизирует, что этот показатель должен детализировать данные, отраженные по группе статей “Основные средства”.

Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсах должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 5 ст. 22 Закона об энергосбережении, информация № ПЗ-10/2012).

Затраты на периодические ремонты и обслуживание можно учитывать на счете 97 “Расходы будущих периодов” и ежемесячно списывать их проводкой Д 20 К 97 в течение периода времени до следующего ремонта и обслуживания. Чтобы не провоцировать налоговую инспекцию начислить налог на имущество, все-таки спокойнее отразить новоиспеченный актив отдельной статьей не в составе группы статей “Основные средства”, а рядом – просто в разделе “Внеоборотные активы”.

Причем назовите ее максимально конкретно. Например, “Периодические затраты на ремонт и обслуживание основных средств”. Напротив показателя в балансе поставьте ссылку на пункт пояснения к балансу. А в пояснении подробно опишите суть показателя, чтобы не осталось сомнений, что речь идет именно о ремонте и обслуживании, а не о модернизации, реконструкции или достройке.

Поиск полезных ископаемых

Рекомендация 10. Сумма поисковых затрат, отраженная в балансе на 31 декабря 2011 г. как расходы будущих периодов или иной актив, в балансе на 31 декабря 2012 г. (включая сравнительные данные на 31 декабря 2011 г. и на 31 декабря 2010 г.) должна отражаться в группах статей “Материальные поисковые активы” и (или) “Нематериальные поисковые активы” (п. 6 ПБУ 24/2011).

Дело в том, что данные за прошлые периоды должны быть сопоставимы с данными отчетного периода (п. 10 ПБУ 4/99).

Рекомендация 11. В балансе показатели “Нематериальные поисковые активы” и “Материальные поисковые активы” можно не приводить, если компания не несет затрат на поиск, оценку месторождений или на разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 приказа № 66н).

Риски хозяйственной деятельности

Рекомендация 12. В пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах компания должна привести информацию о потенциальных существенных рисках. Риски должны быть представлены в т. ч. в виде численных показателей (п. 6 ПБУ 4/99, п. 14 информации № ПЗ-9/2012, Рекомендации аудиторам).

Раскрытие информации о рисках – одна из составляющих системы внутреннего контроля компании. Такая система должна присутствовать в компании в силу ст. 19 Закона № 402-ФЗ.

Раскрывать риски можно либо в отдельном отчете о рисках, либо в виде пояснений к отдельным показателям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Примерная классификация рисков приведена в информации № ПЗ-9/2012, но можно использовать и собственную классификацию.

Все риски компании делятся на финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.

По каждому виду рисков в годовой отчетности описываются и оцениваются:

• подверженность компании рискам и их концентрация;

• причины возникновения рисков;

• цели, механизм и процедуры управления рисками;

• изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом.

Финансовые риски делятся на три группы: рыночные риски (изменение цен на рынке), кредитные риски (должники не вернут деньги), риски ликвидности (компания не сможет вернуть деньги и попадет на штрафы).

Правовые риски связаны с изменением законодательства. Их можно разделить на группы: валютные, таможенные, налоговые и другие правовые риски. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

Страновые и региональные риски можно разделить на группы: политические риски (национализация, например), экономические (падение спроса), географические (климатические) и пр. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков вследствие ухудшения имиджа компании на рынке (например, из-за публикаций в СМИ и пр.).

Слово эксперту

Ольга Черевадская, директор по аудиту ЗАО “Финансовый Контроль и Аудит”

В Рекомендациях аудиторам по отчетности за 2012 г. Минфин России отметил, что при оценке ОНА и ОНО компании могут использовать метод сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой «применительно к подходам МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”». Причем ПБУ 18/02 не содержит ограничений по использованию такого метода. Ранее, в письме от 03.02.2012 № 07-02-08/58 Минфин России придерживался такого же подхода.

В методиках расчета отложенных налогов в МСФО и в ПБУ 18/02 есть различия. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 расчет производится путем сравнения “бухгалтерских” и “налоговых” доходов и расходов. В МСФО отложенные налоги считаются балансовым методом: сравнивается балансовая стоимость актива или обязательства с его налоговой величиной (п. 5 IAS 12).

Методики различаются по описанию, но по своей сути не противоречат друг другу.

Ведь налоговая база актива или обязательства в МСФО – это и есть те расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль (пп. 7 и 8 IAS 12).

Балансовый метод позволяет вообще игнорировать понятие постоянных разниц.

Ведь они связаны исключительно с текущим периодом и, соответственно, не вызывают необходимости признавать отложенные налоги. Постоянные разницы приводят лишь к дополнительным суммам, которые являются составной частью налогового расхода за период. Таким образом, в МСФО не предусмотрены условный расход по налогу на прибыль (налог на бухгалтерскую прибыль), ПНА и ПНО. Расчет чистой прибыли производят путем корректировок текущего налога на прибыль на ОНА и ОНО.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/560965.html

Как проходит аудиторская проверка на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here