Каковы показатели эффективности аудиторской проверки

Полная информация на тему: "Каковы показатели эффективности аудиторской проверки". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Как оценить эффективность внутреннего аудита в Вашей компании?

Прежде чем оценивать эффективность и результативность работы Службы внутреннего аудита (СВА), давайте разберемся с этими понятиями и их принципиальными отличиями. По каким процессам и целям оценивается результативность, а по каким — эффективность, читайте в статье нашего эксперта Эрики Колчиной.

Прежде чем оценивать эффективность и результативность работы Службы внутреннего аудита (СВА), давайте разберемся с этими понятиями и их принципиальными отличиями.

Показатель «результативность» оценивает степень достижения поставленной цели вне зависимости от стоимости и способа ее достижения. Иными словами, результативная работа – это умение поставить цели и задачи, которые являются точкой отсчета, и достичь запланированного результата любым доступным способом.

Показатель «эффективность» оценивает рабочий процесс с точки зрения способа достижения цели. Иными словами, этот показатель фокусируется именно на расходовании ресурсов. Для оценки эффективности мы будем сравнивать достигнутые результаты с затратами на их достижение. Эффективный процесс приносит наилучший результат при наименьших затратах (времени, усилий, средств).

Таким образом, если вы оцениваете результативность, вы отвечаете на вопрос: «достигнута ли поставленная цель?», а если оцениваете эффективность, то вопрос меняется на «достигнута ли цель наилучшим способом?».

Давайте рассмотрим практические задачи и процессы внутреннего аудита и начнём с формальных определений, которые дает Международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) для определения профессии:

  • «Сохранение и повышение стоимости организации посредством проведения объективных внутренних аудиторских проверок на основе риск-ориентированного подхода, предоставления рекомендаций и обмена знаниями» .
  • «Внутренний аудит — это деятельность, осуществляемая с целью предоставления независимых и объективных гарантий и консультаций, направленная на совершенствование деятельности организации» .
  • Внутренний Аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности бизнес процессов организации внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления».

Таким образом, результативность и эффективность работы СВА оценивается по следующим процессам и целям:

  • основные процессы: (1) проведение независимых аудиторских проверок и (2) оказание консультационных услуг;
  • основные цели: (1) оценка и повышение эффективности бизнес-процессов в указанных сферах деятельности и (2) сохранение и повышение стоимости организации.

Как же на практике оценить результативность и эффективность работы СВА?

Критерии оценки результативности работы службы могут быть следующими:

  • Соблюдение стандартов деятельности
  • Разработка, утверждение и исполнение риск-ориентированного плана работ (степень охвата ключевых бизнес-процессов компании с учетом понимания и удовлетворения потребностей акционеров, Совета директоров, руководства и линейного менеджмента)
  • Удовлетворенность аудируемой (консультируемой) стороны (наличие жалоб, нареканий и отказов внедрять рекомендации СВА)
  • Практические рекомендации, напрямую влияющие на добавленную стоимость компании (доверие к сотрудникам и руководству СВА, соотношение предоставленных в ходе проведения аудита (консультаций) и внедренных рекомендаций)
  • Защита или увеличение стоимости компании в результате контроля над бизнес-средов, снижение затрат и потерь, увеличения денежного потока и т.п.
  • Эффективная коммуникация и построение конструктивных отношений с аудируемой стороной и руководством

Для оценки эффективности работы СВА могут быть использованы следующие показатели:

  • Исполнение утвержденного бюджета
  • Своевременное начало аудиторских проверок (консультаций), соблюдение сроков и объемов выполнения работ, планирование и использование ресурсов для охвата ключевых бизнес процессов
  • Соблюдение сроков предоставления отчетов
  • Профессионализм персонала и исполнение программы профессионального развития
  • Своевременная и правильная идентификация рисков и дефицита системы внутреннего контроля компании
  • Своевременное реагирование на риски СВА (аудиторские риски)
  • Знание бизнеса, операционных процессов компании и индустрии
  • Знание и применение специальных технических навыков и технологий персоналом СВА для достижения целей внутреннего аудита

Важно отметить, что универсальных критериев оценки эффективности и результативности работы службы СВА не существует. Состав и целевые значения конкретных показателей устанавливает ее руководитель по согласованию с руководством компании. Они могут быть укрупненными для анализа деятельности СВА основными «заказчиками» (советом директоров и высшим исполнительным руководством компании) и детализированными для руководителей СВА и линейного управленческого уровня компании.

Однако, какими бы ни были выбранные критерии, можно сформулировать обобщенное определение эффективного и результативного внутреннего аудита: он достигает поставленных целей в соответствии со стандартами деятельности, а также учитывает структуру компании и специфику её бизнеса, зрелость её основных бизнес-процессов компании и зрелость систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления компании.

Получите все необходимые знания и инструменты в руки для начала работы и организации функции внутреннего аудита в Вашей компании на новом курсе повышения квалификации «Внутренний аудит».

Преподаватель – Эрика Колчина.

Все блоги
Источник: http://www.hocktraining.com/blog/153

Критерии оценки эффективности внутреннего аудита

3.1 Критерии оценки эффективности внутреннего аудита

Задача определения эффективности внутреннего аудита нетривиальна, поскольку:

а) результат не всегда измерим количественно;

б) эффективность зависит не только от самих аудиторов, но, в большой степени, от последующих действий заказчиков аудита;

в) играет роль субъективизм оценок.

Для более эффективного функционирования подразделения внутреннего аудита на предприятии необходимо его регламентировать положением об отделе (службе, либо одной штатной единицы). Оно и будет определять место внутреннего аудита в системе управления предприятием, его цели и задачи, независимость, ответственность и отношения с другими функциональными звеньями предприятия, обязанности и полномочия, ограничения и регулирование деятельности.

Для координации своей работы отделу внутреннего аудита необходимо разрабатывать планы и графики работ, как в целом, так и отдельно для каждого специалиста.

В процессе своей деятельности внутренним аудиторам необходимо иметь определенное методическое обеспечение по вопросам аудиторских проверок, которое включает в себя определенную систему приемов и процедур проверки законности и обоснованности, полноты и своевременности, достоверности и реальности операций.

Руководство организации очень тесно контактирует с отделами (службами) внутреннего аудита, следовательно, должностные лица непосредственно участвуют в процессе проверок, используют его результаты в своей деятельности. Поэтому их активное участие имеет большое значение для эффективного функционирования внутреннего аудита на предприятии.

Важным моментом в оценке результатов внутренней аудиторской проверки является разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и проблем, которые могут возникнуть в будущем, качественную же сторону проверки характеризуют ее полнота, стоимость и эффективность.

Экономическая эффективность достигается посредством предупреждения нарушений своевременного внесения поправок в бухгалтерскую и налоговую отчетность, что приведет к уменьшению, либо исключению, налоговых санкций.

Основным же условием эффективной деятельности внутреннего аудита является его регламентация аудиторскими стандартами, нормами и руководствами. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы представителей аудиторской профессии, независимо от условий проведения аудита. Многие стандарты внешнего аудита можно использовать и внутренним аудиторам, например, планирование аудита, аудиторские доказательства, применимость допущения непрерывности деятельности и др. Но все таки отличительной чертой стандарта является то, что он способствует эффективности управления предприятием. С помощью Положение о службе внутреннего аудита осуществляется регулирование его деятельности (права, обязанности и ответственность) и взаимоотношений с другими подразделениями и специалистами во время проведения аудиторской проверки конкретного участка учета. Положение о службе внутреннего аудита являются основой при проведении аудита и составлении программы проверок, а в случае возникновения спорных ситуаций в процессе аудита или после него они служат аудитору подтверждением правильности выполнения процедур.

Читайте так же:  Календарь выплат дивидендов российских акций

Оценка эффективности внутреннего аудита — задача не из легких, но все же данный аспект имеет большое значение, как для заказчиков, так и для исполнителей.

Измерить эффективность функционирования службы внутреннего аудита в количественном выражении не всегда представляется возможным, поэтому для данной оценки необходимо определять как количественные, так и качественные критерии.

Тем не менее, руководитель службы внутреннего аудита имеет полное право давать оценку работы возглавляемого им подразделения используя широкий спектр как количественных, так и качественных показателей, а руководитель предприятия более узкий (порядка шести-семи показателей), либо наоборот, поэтому система показателей оценки эффективности работы службы внутреннего аудита должна учитывать интересы обеих сторон.

Для оценки внутреннего аудита можно использовать следующие показатели:

· процент выполнения плана проверок (отношение фактически выполненных за период аудиторских проверок к запланированному количеству);

· количество проведенных за период проверок в расчете на одного сотрудника службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора);

· количество консультаций за период в расчете на одного работника;

· соблюдение установленных сроков аудита, по разделам и в целом;

· наличие достаточной рабочей документации, обосновывающей выводы аудиторов по разделам аудита;

· экономическая эффективность выполненных рекомендаций;

· профессиональный уровень аудиторов;

· выполнение утвержденного плана аудитов,

· количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом,

· количество критически важных аудиторских рекомендаций,

· процент выполненных аудиторских рекомендаций,

· количество/частота запросов в службу внутреннего аудита со стороны заказчиков,

· степень удовлетворенность заказчиков аудита.

Помимо оценки эффективности функционирования службы внутреннего аудита, необходимо также уделять внимание повышению качества ее работы. Вопросы повышения качества внутреннего аудита решаются посредством разработки и реализации определенных программ. К мероприятиям, осуществляемым в их рамках можно отнести:

· оценку соблюдения сотрудниками службы внутреннего аудита требований независимости, умения и компетенции, честности и объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

· поручение заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует характеру этих заданий;

· выполнение всех видов работ в соответствии с определенными указаниями и требованиями качества;

· выявление резервов совершенствования деятельности внутренних аудиторов и в целом всей службы внутреннего аудита;

· получение сотрудниками дополнительных консультаций при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах;

· организацию посещения внутренними аудиторами научно-практических конференций и семинаров, с целью получения всесторонних знаний в областях бухгалтерского учета, налогообложения, аудита, финансов и др.;

· оценку работы службы внутреннего аудита сторонними структурами, которыми могут являться авторитетные внешние аудиторы и консультанты.

Внутреннему контролю качества работы внутреннего аудита руководству службы необходимо уделять особое внимание, так как именно этот аспект оказывает доминирующее влияние на эффективность функционирования службы внутреннего аудита в целом. В данном структурном подразделении экономического субъекта необходимо формирование внутренней системы контроля качества аудита, которая будет осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется на этапе планирования внутреннего аудита. Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы основных указаний и проверки выполненной работы. Последующий контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым внутренним аудитором.

Следует отметить, что при условии наличия внутренней системы контроля качества аудита подход к повышению уровня эффективности функционирования службы внутреннего аудита будет результативен и в наибольшей степени поспособствует совершенствованию ее работы.

Комплексный подход к условиям функционирования службы внутреннего аудита помогает обеспечить высокую эффективность всей системы внутреннего контроля на предприятии. В свою очередь, это снижает риск при проведении внешнего аудита, а значит, и затраты на него.

Надежность и эффективность служба внутреннего аудита может оцениваться как «высокая», «средняя» и «низкая», и она оценивается внешним аудитором. Процесс оценки состоит из нескольких этапов: общее знакомство со службой внутреннего аудит, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности сделанной оценки.

На этапе общего знакомства со службой внутреннего аудита внешний аудитор получает общее представление о службе внутреннего аудита и масштабах деятельности описанного в Положении о службе внутреннего аудит.

Первичная оценка надежности службы внутреннего контроля осуществляется внешним аудитором на основе собственных методик и приемов. При этом внешний аудитор учитывает, что для проверки надежности службы внутреннего аудита нужно изучить учетную и хозяйственную документацию не выборочно, а за весь отчетный период.

Подтверждение достоверности службы внутреннего аудита осуществляется в процессе проверки. Доверяя в определенной степени службе внутреннего аудита предприятия, внешний аудитор в ходе проверки должен проводить процедуры подтверждения ее надежности, используя различные методы и приемы.

На этапе оценки внешним аудитором надежности службы внутреннего аудита, процедуры контроля должны быть направлены на выяснение того, как эта служба предотвращает, выявляет и исправляет ошибки и искажения, возникающие в ходе учета хозяйственных операций.

Все этапы оценки службы внутреннего аудита фиксируются в рабочих документах внешнего аудитора. При этом дается оценка надежности службы внутреннего аудита и обосновывается степень доверия к ней при планировании объема аудиторских процедур.

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/188154/9

Проблемы постановки KPI для подразделений внутреннего контроля и аудита

Автор: Баркова Руслана Николаевна советник отдела проверок организаций ядерно-энергетического комплекса Управление контрольно-ревизионной деятельности Госкорпорация «Росатом»; Пименов Даниил Михайлович заместитель директора по внутреннему контролю дирекция по внутреннему контролю Урановый холдинг «АРМЗ» кандидат экономических наук
Источник: Журнал “Аудит” №9-2018
Опубликовано: 28 сентября 2018

В статье рассматривается вопрос применения ключевых показателей эффективности (KPI) к оценке деятельности подразделений внутреннего контроля и аудита, их особенностей, а также определены основные проблемы, сопутствующие процессу постановки данных показателей.

В последние годы в российских организациях широкую популярность приобрела практика увязки инструментов мотивации персонала с целями и задачами предприятия. Данный способ повышения эффективности деятельности начал применяться за рубежом с конца 20 века под наименованием «key performance indicator» (сокращенно – «KPI»).

Не смотря на широкую проработанность теории KPI в настоящее время остается ряд не решенных вопросов. В частности вопрос их постановки в такой значимом направлении деятельности как внутренний контроль и аудит.

Для рассмотрения вопроса KPI в деятельности отмечаемых подразделений целесообразно определиться с терминологией. Отечественные авторы не только по-разному толкуют термин KPI, но и разнятся в переводе самого термина «key performance indicator». Так в разных источниках можно встретить перевод «ключевой показатель результативности (КПР)», «ключевой показатель эффективности (КПЭ)», «ключевой показатель исполнения (КПИ)» и даже «ключевой показатель деятельности (КПД)».

Читайте так же:  Регистрация предприятия в едином реестре

Не смотря на значительное количество толкований термина KPI [8] для рассматриваемого вопроса наиболее подходящей видится следующая трактовка: KPI – это показатели, по которым оценивается результативность и эффективность действий персонала, процессов и функций управления компанией, эффективность конкретной производственной, технологической или иной деятельности. Дополнительно необходимо сделать акцент на обязательной увязке этих показателей со стратегическими и тактическими целями организации. Фактически KPI выступает индикатором достижения этих целей.

Применение KPI позволяет провести оценку бизнес-процессов, на предмет полезного прямого и побочного эффекта, понесенных затрат и их соотношения.

Для формирования общего представления о том, каким может быть KPI, целесообразно рассмотреть его виды, среди которых выделяют следующие виды [1]:

У каждого из перечисленных видов есть как свои преимущества, так и недостатки. Выбор конкретного вида зависит от стоящих стратегических целей организации и определенных путей их достижения. Исследователями данной проблематики отмечается целесообразность наличия баланса видов показателей в общей совокупности устанавливаемых KPI [2, 5], что позволяет проводить более многостороннюю и объективную оценку.

Важно отметить, что один KPI, может относиться одновременно к нескольким (не парным) видам.

На практике процесс постановки KPI сопряжен с рядом проблем, в частности отсутствием единых четких методик их постановки, сложностью разработки систем показателей и тяжестью разбивки стратегических целей компании на мелкие задачи для отдельных подразделений и сотрудников [3, 5, 12].

Все указанные проблемы особо актуальны при постановке KPI для сотрудников подразделений внутреннего контроля и аудита. Обусловлено это тем, что типовой процесс постановки KPI выглядит следующим образом (рисунок 1) [2]:

Рис. 1 Базисный алгоритм установления KPI

Как видно из представленного рисунка вторым по значимости этапом является разделение задач компании на задачи отдельных подразделений и сотрудников. Именно здесь и кроется первая проблема постановки KPI для сотрудников подразделений внутреннего контроля и аудита.

В настоящее время отсутствуют общепринятые рамки функционала, возлагаемого на данные подразделения. В частности данными подразделениями могут решаться следующие задачи [4, 6, 10, 11]:

  • контроль соблюдения работниками организации законодательства и внутренних локальных нормативных актов;
  • соблюдение полномочий при принятии управленческих решений;
  • анализ фактов хозяйственных деятельности на предмет их обоснованности и законности;
  • контроль выполнения принятых управленческих решений;
  • подтверждение достоверности внутренней финансовой и управленческой отчетности;
  • анализ эффективности использования производственных и трудовых ресурсов;
  • анализ эффективности протекания процессов, поиск путей повышения их эффективности;
  • диагностика влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации;
  • оценка стратегии (целей и задач) организации;
  • анализ соответствия текущих результатов деятельности организации ее стратегии;
  • формирование механизмов внутреннего (встроенного) контроля процессов.

Кроме обозначенного выше в ряде случаев можно встретить практику применения данных подразделений в качестве подразделений защиты активов, риск менеджеров, а также внутренних подразделений «консалтинга», зачастую берущих на себя функцию по прямому влиянию на оперативную деятельность организации.

Отсутствие подразделений внутреннего контроля и аудита, да и в целом подразделений поддерживающих функций, в стратегических картах, разрабатываемых для визуализации ответственных за достижение целей компании, только усугубляет данную проблему.

В указанных условиях руководителю или собственнику компании (в зависимости от подчиненности подразделения внутреннего контроля и аудита) необходимо четко определить, в чем он видит влияние подразделения внутреннего контроля и аудита на достижение целей компании, так как именно это и должно стать фактическим функционалом данных подразделений.

Вторая проблема обусловлена применением при постановке целей, и как следствие KPI, принципов SMART [7, 9], где:

«S» – Specific (Конкретность) – при формулировании цели должны быть получены исчерпывающие вопросы на вопросы «Что необходимо?», «Когда необходимо?» и пр. Важно также отметить недопустимость двусмысленных и расплывчатых формулировок;

«M» – Measurable (Измеримость) – цель должна быть измерима: при постановке заранее определяется ее свойства (она количественная или качественная), а также порядок ее оценки;

«A» – Attainable (Достижимость) – необходимо не только установить цель, но и определить пути ее достижения (имеющиеся инструменты и ресурсы должны объективно позволять ее достигнуть);

«R» – Relevant (Актуальность/Обоснованность) – цель должна быть увязана с общей стратегией организации и быть значимой в текущий момент времени (а не в возможной перспективе). Ее достижение должно объективно дать общий положительный эффект.

«T» – Time-bound (Ограниченность во времени) – установление четких сроков исполнения к которым она должна быть достигнута.

Наибольшую сложность при постановке KPI для сотрудников подразделений внутреннего контроля и аудита вызывает принцип «измеримость».

Деятельность рассматриваемых подразделений не линейна и требует оперативного переключения между решаемыми задачами в зависимости от объективных обстоятельств (оперативное решение возникающих проблем и задач) и направлена на обеспечение достижения целей организации, а также повышение эффективности деятельности ее производственных и поддерживающих подразделений.

С учетом вышеуказанного, такие измеримые показатели как «Количество установленных нарушений, шт.» и «Сумма выявленного ущерба, руб.», не могут в полной мере характеризовать результативность работы подразделений внутреннего контроля и аудита, так как:

  • во-первых, количество допускаемых нарушений (и как следствие размер ущерба) обратно-пропорционально зависит от качества работы рассматриваемых подразделений (чем вероятнее выявление нарушения, тем меньше преднамеренно совершаемых противоправных и необоснованных действий);
  • во-вторых, для организации значимее не выявление нарушений, а их недопущение.

Аналогичные проблемы свойственны и такому показателю, как «Соотношение затрат на содержание подразделения к сумме установленных нарушений, %».

Другие измеримые показатели формата «Количество проведенных контрольных мероприятий, шт.» или «Проведение внеплановых контрольных мероприятий, шт.» также не целесообразны, так как объем, периодичность и значение данных мероприятий в значительной степени зависят от внешних факторов и также как отмечаемые выше показатели не могут в полной мере характеризовать работу подразделений внутреннего контроля и аудита (так как не отображают ее объем и глубину). Кроме того, результат по данному показателю может быть подвержен модификации (например: дробление больших проверочных мероприятий для достижения необходимого результата).

С проблемами сопряжен и показатель формата «Доля выполнения выданных поручений по итогам контрольных мероприятий, %». Обусловлено это отсутствием прямого влияния подразделений внутреннего контроля и аудита на процесс непосредственного исполнения поручений. Кроме того данный показатель также может быть подвержен модификации (например: постановка заведомо легких в исполнении поручений).

Здесь можно обозначить вопрос: «Если не отмечаемые выше показатели, то какие?».

С учетом специфики деятельности подразделений внутреннего контроля и аудита, а также их задачи, наиболее широко отобразить их деятельность в первую очередь способны «командные» KPI, относящиеся к таким категориям как «стратегические» и «запаздывающие» показатели, а также показатели «результативности». Обусловлено это тем, что как отмечалось выше основной задачей является обеспечение достижения целей организации. Результаты рассматриваемого подразделения неразрывно связаны с результатами организации и ее успехи и неудачи, это отчасти достижения или недоработки подразделений внутреннего контроля и аудита.

Читайте так же:  Аоо автомобильный всероссийский альянс акции дивиденды

Если говорить об «индивидуальных» показателях, то здесь на первый план выходят «качественные» и «нефинансовые» KPI. К подобным можно отнести:

  • «отсутствие существенных нарушений, выявленных внешними контролирующими органами»;
  • «оценка руководителя/собственника (в зависимости от подчиненности)».

Первый KPI позволяет оценить работу подразделений внутреннего контроля и аудита под призмой того, что как отмечалось ранее, для организации значимее не выявление нарушений, а их недопущение.

Второй – дает представление об удовлетворенности заказчика результатами деятельности рассматриваемого подразделения:

  • насколько своевременно, полно и достоверно предоставлялась информация;
  • каков эффект от выданных рекомендаций;
  • на сколько значимой для достижения целей организации была его работа.

На первый взгляд данные KPI кажутся субъективными, вместе с тем доведение их объективности до приемлемого уровня абсолютно реалистично. Для этого предлагается четко устанавливать уровень существенности, используемых при оценке, а также определять ее объективные инструменты.

Реализация данных шагов при постановке KPI для подразделений внутреннего контроля и аудита позволит не только повысить эффективность отмечаемых подразделений, так и организации в целом. Постановка KPI для рассматриваемых подразделений, не смотря на присущие процессу проблемы, не только крайне важна, но и как видно вполне реализуема.

Автор: Баркова Руслана Николаевна советник отдела проверок организаций ядерно-энергетического комплекса Управление контрольно-ревизионной деятельности Госкорпорация «Росатом»; Пименов Даниил Михайлович заместитель директора по внутреннему контролю дирекция по внутреннему контролю Урановый холдинг «АРМЗ» кандидат экономических наук

Источник: http://gaap.ru/articles/Problemy_postanovki_KPI_dlya_podrazdeleniy_vnutrennego_kontrolya_i_audita/

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Курсовик Оценка эффективности аудиторской проверки Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.9.2013. Год: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: Содержание

Глава 1. Аудиторская проверка

1.1.Сущность и виды аудиторской проверки……………………………4
1.2. Этапы аудиторской проверки………………………………………5

Глава 2. Методики проведения аудиторской проверки

2.1. Методика проведения аудита операций с основными средствами………………………………………………………………………9
2.2. Методика проведения аудита операций с нематериальными активами………………………………………………………………………. 12
2.3. Методика проведения аудита операций с материалами………..14
2.4. Методика аудита расчетов с юридическими лицами……………16

Глава 3. Оценка эффективности аудиторской проверки

3.1. Общие понятия о системе внутреннего контроля в компании….17
3.2. Организация внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании……………………………………………19
3.3. Планирование аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании…………………………………………………………..20
3.4. Проведение аудиторских услуг…………………………………..23
3.5. Работа СВА с материалами аудита после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета»…………………………27

Глава 1. Аудиторская проверка

Видео (кликните для воспроизведения).

1.1. Сущность и виды аудиторской проверки

Аудиторская проверка — это проверка финансово-экономической деятельности предприятия, организации, проводимая аудитором на основании представленных документов по финансовой отчетности. При аудиторской проверке проверяются: бухгалтерская отчетность, соответствие правилам и законодательным нормам, установленным государственными органами, соответствие юридическим и хозяйственным документам (устав, учредительный договор, проспект эмиссии, контракты).
Виды аудиторской проверки:
· обязательная аудиторская проверка — проводится в определенные сроки, установленные законодательством;
· инициативная аудиторская проверка — проводится по решению руководства предприятия (организации).
Результаты аудиторской проверки могут быть положительными, когда аудитор подтверждает достоверность данных баланса и финансовых результатов деятельности предприятия, и отрицательными, когда аудитор их не подтверждает [3].

1.2. Этапы аудиторской проверки

Аудиторскую проверку на практике можно условно разделить на ряд этапов (см. приложение 1).

1 ЭТАП. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение ее задач.

Важно получить более четкое представление о потребностях и запросах клиента и оптимальных способах удовлетворения этих потребностей. Руководящие сотрудники, задействованные в осуществлении проекта (включая партнера и старшего менеджера или менеджера), должны обеспечить максимально эффективное выполнение этой задачи путем проведения собеседований с соответствующими сотрудниками клиента (при личных встречах с ними или при помощи использования автоматизированного средства оценки потребностей клиента.
Кроме этого, необходимо привлечь к выполнению первого этапа аудиторской проверки соответствующих сотрудников (из отделов налогообложения, аудита и управленческого консультирования) с учетом их предыдущего опыта работы с клиентами и специальных навыков, чтобы обеспечить обслуживание клиента исходя из его потребностей и запросов. Для получения более четкого представления о клиенте и его деятельности каждый член группы после выполнения проекта должен представить соответствующую информацию.

2 ЭТАП. Совещание по планированию проекта аудиторской проверки.

Необходимо разработать общую стратегию аудита, которая соответствовала бы потребностям и запросам клиента и учитывала его хозяйственный риск. Одновременно такая стратегия должна учитывать аудиторский риск и экономические аспекты проекта. На совещании, посвященном разработке стратегии аудита, должны присутствовать соответствующие сотрудники клиента и члены группы по выполнению проекта, которые по окончании совещания должны прийти к единому пониманию графика, конечных сроков и результатов аудита, своих обязанностей, затронутых проблем и сделанных выводов, а также других вопросов, которые они сочтут необходимым рассмотреть.
Во всех случаях такое совещание должно проводиться с участием партнера и старшего менеджера до начала осуществляемых этапов и до конца отчетного года клиента, а его итоги необходимо документировать в рабочей аудиторской документации, которая включает в себя повестку дня совещания, список присутствовавших на нем лиц, протокол или краткое изложение состоявшегося обсуждения.

3 ЭТАП. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде и т.д.

Необходимо получить представление о конъюнктуре рынка, деловой среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента и, соответственно, на связанный с ним аудиторский риск.

4 ЭТАП. Оценка существенных процедур внутреннего контроля.

Необходимо получить представление об используемых клиентом существенных процедурах внутреннего контроля (включая процесс закрытия финансовой отчетности и системы контроля в области информационных технологий), а также определить процедуры контроля, оказывающие влияние на существенные счета (статьи) финансовой отчетности. Необходимо с минимальными затратами подготовить (или обновить по сравнению с предыдущими годами) документацию, включая описание или блок-схемы систем, формы анализа систем контроля или равнозначные им формы, а также подготовить сквозной анализ для всех существенных процедур.

5 ЭТАП. Оценка риска.

Необходимо провести оценку эффективности средств контроля, выявленных в существенных процедурах внутреннего контроля, а также выборочную проверку таких средств контроля, которые, как считается, носят всеобъемлющий характер, с тем чтобы определить, в какой степени на них можно полагаться для уменьшения объема осуществляемых аудиторских процедур.

6 ЭТАП. Существенные и общие аудиторские процедуры.

Необходимо осуществить остальные аудиторские процедуры, необходимые для дальнейшего уменьшения аудиторского риска до приемлемого уровня, исходя из результатов оценок и выборочных проверок средств внутреннего контроля, а также стратегии аудита. Процедуры могут включать в себя выборочную проверку детальных данных или аналитические процедуры в тех случаях, когда первичные учетные данные были оценены как надежные.

Читайте так же:  Обязательный аудит отчетности кредитной организации вправе осуществлять

7 ЭТАП. Создание сводного отчета по аудиту.

Сводный отчет по аудиту — это проведение анализа достоинств и недостатков экономического субъекта, возможностей и рисков.
Необходимо обобщить результаты проведенного аудита, что, как минимум, включает в себя:

· обсуждение и решение существенных вопросов, выявленных в ходе аудита;

· урегулирование всех аудиторских рисков, выявленных в ходе планирования и проведения оценки средств внутреннего контроля;

· описание дополнений, которые должны быть сделаны в финансовой отчетности клиента;

· проведение общей аналитической проверки финансовой отчетности;

· подготовку общего аудиторского заключения.

8 ЭТАП. Проведение заключительного совещания.

Для эффективного завершения и подведения итогов аудита необходимо провести совещание с участием соответствующих сотрудников клиента и членов группы по выполнению проекта. На этом совещании следует обсудить и проанализировать:

· проекты финансовой отчетности;

· вопросы, выявленные в ходе аудита, и пути их решения;

· нерешенные проблемы (если таковые имеются).

Ко времени окончания совещания все указанные лица должны прийти к единому пониманию этих вопросов. Кроме этого, на совещании необходимо представить клиенту окончательно утвержденный список исправительных проводок с необходимыми пояснениями и расчетами, а также пояснения относительно трансформации отчетности, составленной по российским нормам, в отчетность, составленную по международным стандартам бухучета. Лучше всего проводить такое совещание до подписания и выпуска заключения.

9 ЭТАП. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований.

Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта с точки зрения эффективности управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы [9].

Вывод: Аудиторская проверка — это проверка финансово-экономической деятельности предприятия, организации, проводимая аудитором на основании представленных документов по финансовой отчетности. При аудиторской проверке проверяются: бухгалтерская отчетность, соответствие правилам и законодательным нормам, установленным государственными органами, соответствие юридическим и хозяйственным документам (устав, учредительный договор, проспект эмиссии, контракты). На практике предусмотрены этапы проведения аудиторской проверки, которые необходимо исполнять по порядку, для достижения отличных результатов и точного выявления проблем, если они существу.

Список литературы
Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки, М:Юнити, 2001.

Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита, М: 1998.

Богданова Е.П. Литвин Д.В. Аудит, М: Маркет ДС, 2008.

Богомолов А. М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит: организация и методика проведения, М: Экзамен, 2000.

Кочинев Ю.Ю. Аудит теория и практика, Спб: Питер, 2005.

Краснова И.А. Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 7, 2006.

Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие. М: Юнити-Дана 2004.

Соколова Я.В. Основы аудита, М: МФПА, 2004.

Шеремет А.Д. «Аудит», М: ФБК — ПРЕСС, 2000 г.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=64076

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку.

В последнее десятилетие профессия внутреннего аудитора становится востребованной и динамично развивается на просторах экономической жизни хозяйствующих субъектов. Постепенно уходит в прошлое образ ревизора и на смену ему приходит качественно новый специалист, основной задачей которого является помощь руководству компании в повышении эффективности ее деятельности.

Кроме того, весомый вклад в развитие корпоративного управления вносит обновленная служба внутреннего аудита (далее — СВА), поскольку деятельность данной службы является важным и разумным путем совершенствования системы внутреннего контроля организации.

Сложившийся в кредитных организациях стереотип о том, что СВА — это тормоз для бизнеса, придуманный в недрах регулятора, тоже постепенно отмирает.

Нужно четко помнить о причинах большинства случаев отзыва банковских лицензий. Чаще всего за формулировкой о нарушении банковского законодательства и нормативов стоят просчеты в стратегии развития кредитной организации, неэффективность системы внутреннего контроля и, как следствие, выстраивание деятельности по линии наименьшего сопротивления, что заканчивается выводом активов и нарушениями законодательства в области легализации капитала.

Деятельность службы внутреннего аудита — это искусство. Оценивать в целом деятельность СВА московского банка по количеству недочетов, допущенных в филиале, который находится во Владивостоке, также неправильно, как оценивать по стене, на которой висит картина, творчество художника. Нужно четко понимать, что недочеты будут всегда. Правильно говорить об их материальности и последствиях. Регулятор пишет обширные акты инспекционных проверок в том числе и для того, чтобы в дальнейшем к нему не было вопросов со стороны контролирующих органов (например, прокуратуры). Акты комплексных инспекционных проверок составляют 700–800 страниц при проверке среднего по масштабам деятельности банка. Неужели каждый раз увольнять руководителя СВА по результатам проверок, когда в акте сказано, что «служба внутреннего контроля неадекватна»? В качестве доказательства обычно приводится ворох копеечных недочетов, за которые не отвечает СВА.

Попробуем ответить на эти непростые вопросы в рамках международного опыта, который не ограничивается только деятельностью Института внутренних аудиторов.

Прежде всего нужно вспомнить о системе внутреннего контроля. Во-первых, она всегда имеет ограничения. Наиболее часто встречающееся ограничение — это сговор. Система не работает, если материально ответственный сотрудник достигает взаимопонимания с сотрудником службы безопасности по вопросу раздела похищаемого имущества. Не работает система и тогда, когда один из руководителей организации «забывает» о цели деятельности компании, начиная соблюдать только собственные интересы. Во-вторых, любая система имеет свою стоимость. Сколько акционеры готовы платить за абсолютную уверенность в сохранности активов? СВА должна быть готова выявить и оценить признаки зреющих проблем.

Возникает вопрос о том, что вообще может служить стимулом построения эффективной системы внутреннего контроля. Обычно выделяют следующие составляющие:

– ожидания основных акционеров кредитной организации, кредиторов, а также потенциальных инвесторов (например, при выходе на IPO);

– реорганизация корпоративного управления банка с учетом передовой практики;

– идентификация рисков, имеющих значительный потенциал негативного влияния на деятельность банка, с учетом высокой вероятности реализации;

– изменения требований регулятора.

Таким образом, повышаются и требования, предъявляемые к СВА в организации.

Оценка роли службы внутреннего аудита в организации

Оценка роли СВА в организации зависит от ряда обстоятельств. Наиболее наглядно модель оценки роли внутреннего аудита показана компанией «ПрайсвотерхаусКуперс», которая разработала ее для оценки роли СВА в настоящее время и в будущем.


Рисунок. Иерархия роли внутреннего аудита

В отношении трех компонентов следует прокомментировать наиболее важные моменты, а именно:

Читайте так же:  Юридическое лицо возникает с момента регистрации

Компонент 1. Оценка текущего состояния. Фактически обеспечивается разумная уверенность высшего руководства и комитета по аудиту в соответствии требованиям, установленным процедурам и положениям политик, а также в существовании механизмов внутреннего контроля. Основной акцент делается на уровне проектов, сделок и процессов. СВА анализирует бизнес-процессы, вопросы корпоративного управления, используя надежные методики и проверенные процедуры внутреннего аудита.

Компонент 2. Повышение эффективности бизнеса. В дополнение к перечисленному выше СВА осуществляет инициативное содействие руководству организации в совершенствовании бизнес-процессов, повышении эффективности и результативности, в получении денежной экономии от предлагаемых инициатив. Персонал СВА обладает специальными профессиональными навыками, необходимыми для понимания осуществляемого бизнеса с целью проведения адекватной оценки.

Компонент 3. Перспектива развития функции внутреннего аудита. В дополнение к перечисленному в пунктах 1 и 2 СВА предоставляет подтверждение относительно достаточности и эффективности контроля за реализацией проектов и изменениями бизнеса посредством оценки адекватности процессов выявления и управления рисками. Осуществляется оценка финансовой эффективности бизнеса в будущем с учетом рисков, которые могут помешать реализации намеченной стратегии.

Акцент делается на контролях, процессах, управленческой информации. Выходит на первый план вопрос обеспечения большей стоимости бизнеса для собственников, которая достигается за счет учета долгосрочных перспектив и поддержки стратегических задач и целей организации.

С повышением роли внутреннего аудита, расширением функций и полномочий руководство и акционеры начинают предъявлять повышенные требования к полноте и качеству работы СВА, своевременности выявления и предотвращения нарушений, адекватности рекомендаций и наличию процедур мониторинга.

Критерии эффективности деятельности службы внутреннего аудита

Далее рассмотрим примерный перечень ключевых параметров, которые оказывают существенное влияние на эффективность функционирования СВА в кредитной организации и соответственно могут быть использованы для оценки степени зрелости функции внутреннего аудита на текущий момент и эффективности выполняемой деятельности. Перечень ключевых критериев/контрольных показателей, по которым можно провести оценку эффективности функции внутреннего аудита, сгруппируем по типам задач и иным признакам, характеризующим степень соответствия внутреннего аудита поставленным стратегическим целям и общепринятым стандартам международной практики. Предложим возможный подход/качественные критерии для проведения оценки показателей. Данный подход примерный и уточняется в каждом случае одновременно с разработкой весовых коэффициентов, которые присваиваются каждому из параметров в зависимости от степени важности критерия для каждой организации (таблица).

Таблица. Перечень примерных качественных критериев для оценки степени зрелости функции внутреннего аудита

* Приведенные критерии балльной оценки являются примерными, можно использовать иные инструменты количественной оценки.

** Приведенные значения удельного веса контрольных параметров в процентах даны в качестве примера, более точно весовые коэффициенты определяются из предполагаемой степени значимости контрольного параметра для каждой кредитной организации (процентное распределение весов производится между отдельными параметрами внутри каждого из блоков).

Качественные критерии оценки деятельности известны и часто применяются на практике. Количественные же критерии оценки эффективности деятельности СВА чаще не формализованы в виде методик расчета, и их результаты практически не используются для совершенствования функции внутреннего аудита.

В качестве примеров рассмотрим некоторые показатели, которые могут использоваться для количественной оценки эффективности деятельности СВА.

1. Показатели, характеризующие экономический эффект:

– экономия от выявленных СВА нарушений;

– сумма финансовых потерь в текущем периоде, не связанных с изменениями рыночной конъюнктуры, а также пеней и штрафов, предъявленных за несоблюдение требований;

– затраты на СВА относительно затрат на бизнес-подразделения, а также на внутренний аудит к общей выручке.

2. Показатели, характеризующие эффективность организации функции внутреннего аудита, действующей методологии и процедур внутреннего аудита:

– процент выполнения плана проверок, запросов руководства по проведению внеплановых проверок и аудированных ключевых рисков из общего числа рисков, включенных в карту рисков;

– процент своевременно внедренных рекомендаций от общего числа принятых рекомендаций;

– процент своевременно представленных руководству банка и акционерам отчетов по итогам проведенных проверок;

– процент рекомендаций СВА, принятых к исполнению;

– количество запросов, предписаний надзорных органов по факту выявленных нарушений;

– количество нарушений рекомендаций, выявленных внешним аудитом в ходе проверки деятельности бизнес-подразделений;

– количество нарушений, выявленных СВА по итогам проведения внутренних проверок, или количество существенных рекомендаций, сделанных СВА;

– количество улучшений бизнес-процессов по итогам внедрения рекомендаций СВА.

3. Показатели, характеризующие мотивированность персонала СВА, в процентном выражении:

– незаполненные вакансии в структуре СВА;

– отношение сертифицированных специалистов в структуре СВА к общей численности сотрудников СВА;

– доля сотрудников в структуре СВА, имеющих профессиональный опыт работы в области аудита свыше трех лет;

– доля переменной (бонусной) части вознаграждения сотрудников СВА по отношению к фиксированной части заработной платы (также желательно сравнение показателя с аналогичным в бизнес-подразделениях и в среднем на рынке).

Интерпретация количественных параметров должна осуществляться относительно целевых значений, установленных руководством с учетом целей, поставленных перед внутренним аудитом.

Результаты проведенной оценки и анализа качественных и количественных показателей эффективности функционирования СВА могут использоваться для:

– уровня зрелости функции внутреннего аудита;

– соответствия выполняемых СВА задач поставленным стратегическим целям;

– эффективности деятельности СВА при решении отдельных задач;

– достаточности уровня автоматизации деятельности внутреннего аудита для решения поставленных задач;

– существующих проблем взаимодействия СВА с аудируемыми подразделениями;

– оптимизации процесса координации деятельности со службой управления рисками;

– достаточности и компетентности ресурсов, задействованных в СВА для решения приоритетных задач, определенных руководством компании;

– целевой структуры СВА и требований к профессиональным навыкам сотрудников.

– эффективной системы постоянного повышения квалификации сотрудников СВА;

– действенной и прозрачной системы мотивации сотрудников СВА, ориентированной на достижение целей отдельными сотрудниками.

Заключение

Это краткое описание возможностей по оценке эффективности деятельности СВА в финансовых организациях. Следует отметить, что есть интересный документ, выпущенный в декабре 2010 г. Международным институтом внутренних аудиторов, под названием «Практическое руководство по измерению и оценке результативности и эффективности работы службы внутреннего аудита».

Данный документ рекомендует поэтапное внедрение системы оценки эффективности:

– оценка эффективности существующего процесса внутреннего аудита;

– определение ключевых заинтересованных сторон;

– разработка системы измерения эффективности деятельности;

– внедрение процедур мониторинга деятельности.

Кроме того, в документе даны примеры количественных и качественных показателей.

Таким образом, пример методики, рассмотренный в настоящей статье, является более подробным раскрытием рекомендаций данного руководства. Более детальное рассмотрение данного документа — это предмет отдельного разговора.

Оценка деятельности СВА — это комплексная задача, которая решается не по результатам формальной инспекционной проверки, а в ходе длительного и творческого процесса, учитывающего стратегические задачи, стоящие перед организацией, а также изменения реалий в области внутреннего аудита, что приводит к повышению требований, предъявляемых к СВА.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2018

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.cfin.ru/ias/ias_eff.shtml

Каковы показатели эффективности аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here