Оао ржд кому принадлежит контрольный пакет акций

Полная информация на тему: "Оао ржд кому принадлежит контрольный пакет акций". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

РЖД прооперируют олигархи

«Российские железные дороги» ожидает приватизация. В числе потенциальных акционеров — структуры Аркадия Ротенберга. В Правительстве считают, что РЖД можно разделить «операционно», введя отдельный учет инфраструктурного и локомотивного направлений.

«Российские железные дороги» ожидает приватизация. В числе потенциальных акционеров — структуры Аркадия Ротенберга. В Правительстве считают, что РЖД можно разделить «операционно», введя отдельный учет инфраструктурного и локомотивного направлений.

Похоже, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вскоре может ожидать приватизация. Не исключено, что «подготовительным этапом» к ней будет так называемый «раздел» РЖД.

Речь идет об инициативе Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), которую озвучил накануне директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности министерства Ярослав Мандрон.

По его словам, Минэкономразвития предлагает выделить из ОАО РЖД дочернюю структуру, в которую будут внесены локомотивы .

В министерстве считают, что РЖД можно разделить «операционно», введя отдельный учет инфраструктурного и локомотивного направлений. Проще говоря, чиновники хотят, что бы инфраструктурой занималась одна компания, а закупками – другая.

Здесь уместна аналогия с РАО «ЕЭС». Отметим, что за последнее время чиновники уже делали заявления о разделе крупных государственных компаний. К примеру, представители ФАС намерены в ближайшее время официально обратиться к президенту Путину с просьбой разделить РАО «Газпром».На очереди и РЖД. Экспертам все это напоминает печально известную реформу РАО «ЕЭС России», повлекшую гигантский рост тарифов для потребителей и риск распада единой энергосистемы страны.

Напомним, что после реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На ее месте возникли государственные естественно-монопольные компании (например, «Федеральная сетевая компания» (ПАО «ФСК ЕЭС»), ответственная за процесс передачи электроэнергии), а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.

По мнению экспертов, именно из-за передачи активов РАО «ЕЭС России» под контроль частных холдингов и начался рост тарифов. Ведь «энергетические олигархи» завышали цену на все, на что только могли. Похоже, теперь подобная судьба ожидает и ОАО «РЖД», а вслед за «энергетическими олигархами» в России появятся «железнодорожные магнаты».

Первый этап приватизации. Процесс приватизации стал «больным вопросом» для РЖД, так как в разное время взгляды на передачу активов железнодорожной монополии в частные руки были различными. Впервые серьезно о приватизации железнодорожной монополии заговорили в 2005 году, когда президентом ОАО «РЖД» стал Владимир Якунин. Правда, потом на долгое время к этой идеи не возвращались.

Однако, после того, как Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) возглавила Ольга Дергунова этот вопрос вновь стал актуален.

Изначально, Росимущество планировало приватизировать 5% РЖД до конца 2014 года, еще 20% — до конца 2016 года. Однако комитет Госдумы по собственности осенью 2014 года принял решение отложить рассмотрение законопроекта до реализации мероприятий по повышению капитализации компании, в том числе определения механизмов госинвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры.

Менеджмент РЖД говорил о возможности частичной приватизации РЖД не ранее 2018 года. Бывший президент РЖД Владимир Якунин в январе 2014 года говорил, что не поддерживает приватизацию компании. Кстати, в 2012 году Якунин не был так критичен. Тогда он заявлял, что ОАО «Российские железные дороги» в рамках приватизации может провести IPO на Лондонской фондовой бирже в 2015-2016 годах. Поговаривали, что 25% акций РЖД могут быть переданы частным инвесторам.

Однако, в итоге железнодорожная монополия осталась под полным контролем государства. На данный момент единственным акционером ОАО «РЖД» является РФ. Но в августе 2015 года глава РЖД Владимир Якунин внезапно ушел в отставку, а на его пост был назначен заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров. После этого топ-менеджеры РЖД вновь заговорили о необходимости приватизации железнодорожной монополии.

Любопытно, что сразу после назначения Белозерова главой РЖД в СМИ появилась серия статей, где подчеркивалось, что ему предстоит провести приватизацию РЖД. Тогда эксперты тоже говорили о разделении РЖД на несколько вертикально-интегрированных компаний, которые на переходном этапе будут «дочками», а затем приватизируются.

«По странному стечению обстоятельств», менее чем через 2 месяца со дня назначения Белозерова главой РЖД подобные тезисы прозвучали и от представителей Минэкономразвития. По мнению политологов, такими вот «нехитрыми приемами» общественное мнение в РФ готовят к мысли о необходимости приватизации РЖД.

Якунин был против этого, однако, его отправили в «почетную командировку» в Совет Федерации. Впрочем, в сентябре 2015 года бывший глава РЖД отказался стать сенатором.

Странно было бы думать, что Белозерова назначили главой РЖД без лоббирования его кандидатуры со стороны влиятельных финансово-промышленных групп (ФПГ). Для нового «главного железнодорожника России» такой «группой» поддержки» стали владельцы «СМП-Банка» братья Ротенберги. Недаром журналисты писали, что Белозеров считается «другом олигархов Ротенбергов».

Петербургские СМИ рассказывают о том, что Белозеров познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами в конце 1990-х годов , когда работал в «Ленэнерго». А вот партнер Белозерова по ОАО «Лагун» Андрей Кадкин принимал участие в работе дзюдоистского клуба «Явара-Нева», созданного Ротенбергом вместе с Геннадием Тимченко. Кроме того Белозеров хорошо знаком с Дмитрием Калантырским, бывшим руководителем банка «Северный морской путь» («СМП-Банк»), принадлежащего Ротенбергам. В общем, с тем обстоятельством, что Белозерова пролоббировали на пост главы РЖД братья Ротенберги, никто не спорит. Так что теперь, по всей видимости, приватизация основных активов ОАО «РЖД» будет происходить под контролем хозяев «СМП-Банка».

Олег Белозеров с 2004 по 2009 год возглавлял Федеральное дорожное агентство («Росавтодор»), которое организовывало тендеры на дорожное строительство. Уже тогда Белозеров назывался в прессе «человеком Ротенбергов». В СМИ есть данные, что его лояльность к братьям позволила Ротенбергам войти в проекты по строительству скоростной автотрассы «Москва-Санкт-Петербург», федеральной трассы М-4 «Дон», М-11 «Нарва» и М9 «Балтия» и т.д.

Даже если сами Ротенберги не захотят выкупать эти активы, то они фактически через Белозерова будут контролировать процесс «распродажи» РЖД, а самые выгодные «куски» железнодорожной монополии достанутся только тем, кому их согласятся «выделить» владельцы «СМП-Банка».

Проводя аналогию с описанной выше реформой РАО ЕЭС, можно предположить, что у государства останется контроль над вокзалами и путями, для чего будет создана отдельная госкорпорация. Здесь уместно привести пример выделения «ФСК ЕЭС» из «РАО ЕЭС».

Читайте так же:  Узнать о регистрации ооо на сайте налоговой

Также еще одна компания может заняться контролем над подвижным составом. А вот все остальные активы РЖД, скорее всего, будут распроданы под «бдительным контролем» олигархов. Более того, активы РЖД могут быть приватизированы уж после того, как государство «вбухает» в них бюджетные финансы.

Напомним, что на 1 декабря 2014 года ОАО «РЖД» владело пакетами акций 158 дочерних и зависимых обществ (ДЗО).

Основными дочерними структурами РЖД принято считать 15 крупных компаний, которые полностью или частично принадлежат ОАО «РЖД». К примеру, на 100% железнодорожники владеют АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Федеральная грузовая компания» (ОАО «ФГК»), ЗАО «ТрансТелеКом», ОАО «ЖАСО», ОАО «БетЭлТранс», ОАО «НИИТКД», ОАО «ВагонРемМаш», ОАО «РЖДстрой», ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» и ОАО «Петуховский литейно-механический завод».В остальных активах РЖД принадлежит от 25% до 85%.

Второй этап приватизации. Уже известно, что в ближайшие два года госкорпорация РЖД должна приватизировать крупные пакеты, как минимум, 12 дочерних компаний, среди которых «Транстелеком», «РЖД-строй», ВРК-2, ВРК-3 и другие производственные, научно-исследовательские и ремонтные предприятия.

Правительством РФ уже согласована продажа непрофильных активов РЖД за 16,7 млрд рублей. В 2016 году ожидается приватизация ЗАО «Транстелеком» (ТТК) . Так как это телекоммуникационная компания, то, скорее всего, ее выкупит либо «Ростелеком», либо кто-то из сотовых операторов «Большой тройки» (Билайн, Мегафон или МТС).

А вот долю в ООО «Аэроэкспресс», где РЖД владеет только 50%, скорее всего, купит Искандер Махмудов, который напрямую владеет 17,5 % ООО «Аэроэкспресс». Обратим внимание на то, что 45,84 % этой компании принадлежит ООО «Дельта-Транс-Инвест», которое входит в группу компаний «Трансгрупп АС» (Transgroup Invest AS.

Считается, что Transgroup Invest AS через свою бывшую жену контролирует заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Так что, возможно, долю РЖД в ООО «Аэроэкспресс» через Transgroup Invest AS выкупит сам Ликсутов. А вот АО «Первая Грузовая Компания» (АО «ПГК»), в которой ранее доля РЖД составляла 25%, уже полостью перешла под контроль владельца НЛМК Владимира Лисина. ПГК входит в холдинг UCL Rail , которым владеет Лисин.

Кроме этого РЖД может целиком расстаться с акциями ОАО «ТрансКонтейнер» (крупнейшего оператор контейнерных перевозок России). Сейчас в ОАО «ТрансКонтейнер» 24,1% принадлежит транспортной группе FESCO, которая ранее принадлежала Сергею Генералову , а сейчас FESCO контролируют влиятельные бизнесмены с Северного Кавказа.

Ранее ОАО «РЖД» лишилось своей доли в ОАО «ТрансКредитБанк», так как теперь эта финансовая организация на 99,5919 % принадлежит ОАО «Банк ВТБ», и на 0,0720 % — ЗАО «ВТБ 24».

Впрочем, у РЖД осталось еще очень много нераспроданных активов. Многие из них могут быть интересны и Аркадию Ротенбергу, который может укрепить свой «СМП-Банк».Поговаривают, что его интересует крупный универсальный федеральный страховщик ОАО «ЖАСО». Сейчас эта структура на 100% принадлежит ПАО «Объединенные кредитные системы». Этим ПАО владеет НПФ «Благосостояние» (этот негосударственный пенсионный фонд (НПФ) тоже подконтролен РЖД).

Напомним, что в конце апреля 2015 года подконтрольный РЖД негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» приобрел 38,63% акций строительной компании «Мостотреста» у компании Marc O’Polo Investments Ltd.

Еще раз нужно вспомнить, что непрофильные активы РЖД будут проданы за 16,7 млрд рублей. Тогда хозяева «СМП-Банка» могут купить более половины непрофильных активов РЖД фактически на деньги самого ОАО «РЖД», полученные структурами Ротенбергов от НПФ «Благосостояние» в обмен на долю в «Мостотресте».

Напомним, что 59,7 млрд руб. заложено в проект бюджета на 2016 год на функционирование пассажирского железнодорожного транспорта.

Из них 37,1 млрд – компенсация РЖД за госрегулирование инфраструктурных тарифов в пригородном сообщении, 20,2 млрд – перевозчикам в плацкартных и общих вагонах дальнего следования, 1,1 млрд руб. – субсидии на льготы при железнодорожных перевозках учащихся.

Эксперты опасаются, что, если приватизация РЖД будет стремительной, а «раздача активов» произойдет по аналогии РАО ЕЭС, то бюджетные деньги могут достаться уже новым владельцам железнодорожных структур. Каждый из новых собственников, скорее всего, будет завышать тарифы на свои услуги, при этом получая уже утвержденные компенсации. В конечном итоге это приведет к росту тарифов на железнодорожные перевозки, так что от повышения цен, в первую очередь, пострадают обычные пассажиры.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что «РЖД» сейчас зависит от госбюджета. По его словам, компания уже несколько кварталов не может выйти на окупаемость. Безубыточность работы «РЖД» в 2016 году возможна только в случае повышения тарифов на 17,7% , а при меньшем росте (на 7,5-15,7%) ему потребуется 26-130 млрд руб. государственной поддержки.

Но, если Якунин мог добиться спасительных миллиардов и бюджета, то господину Белозерову не стоит рассчитывать на масштабную господдержку, так как лишних денег в казне нет. Да и лоббистские способности у нового главы РЖД намного слабее, чем у его предшественника. Похоже, Белозерову просто придется распродать активы «Российских железных дорог».

Источник: http://weekjournal.ru/economics/54323/

РЖД консолидировали контрольный пакет акций одноименного торгового дома

Увеличение доли перевозчика в уставном капитале своей «дочки» с 25,03% до 50,13% было зарегистрировано 23 декабря 2011 г.

ОАО «Торговый дом РЖД» было создано в 1995 г. по инициативе министерства путей сообщения РФ и первоначально называлось ОАО «Промышленно-финансовая группа «Росвагонмаш». Сейчас ТД РЖД является внешнеторговым представителем перевозчика и его предприятий, занимается материально-техническим обеспечением «дочек» железнодорожного холдинга, а также заготовкой и реализацией металлолома, образуемого на сети железных дорог, и поставками РЖД нового подвижного состава. В 2010 году выручка компании составила 64 млрд рублей, прибыль от продаж – 1,14 млрд руб.

В частности, через ТД РЖД будет приобретать вагоны «дочка» РЖД – ОАО «Вторая грузовая компания». Кроме того, через компанию планируется закупка у немецкого концерна Simiens высокоскоростных поездов «Сапсан» и электричек Desiro («Ласточка»). Также торговый дом планирует создать ряд СП для продвижения российской железнодорожной продукции в страны СНГ (первое было учреждено в июне с казахстанским АО «Корпорация ABE»).

В середине декабря старший вице-президент РЖД Валерий Решетников заявлял, что монополия намерена провести консолидацию контрольного пакета акций ТД РЖД в 2012 г. Однако летом источник, близкий к РЖД, сообщал «Интерфаксу», что перевозчик собирается завершить соответствующие транзакции именно до конца 2011 г. (у кого планируется приобрести пакеты, он не говорил).

В годовом отчете ТД РЖД владельцами 25,03% его акций, по состоянию на начало 2011 г., указывались РЖД, 18,24% – Транскредитбанк (ТКБ), а оставшиеся бумаги, по данным компании, находились у двух номинальных держателей (49,94% – у ООО «Центральный депозитарий фондов», 6,79% – у ЗАО «Первый специализированный депозитарий», ПСД), и конечные собственники этих пакетов не раскрывались.

Читайте так же:  Регистрация перерегистрация ооо в электронном виде

Формально для консолидации контрольного пакета ТД РЖД перевозчику достаточно было выкупить акции у ТКБ и ПСД. Как сообщалось ранее, в начале июля Транскредитбанк уже вышел из уставного капитала торгового дома (РЖД сейчас поэтапно продают ТКБ банку ВТБ).

Владельцем же 49,94% акций ТД РЖД, по состоянию на начало IV квартала, компания сейчас указывает ЗАО «Управляющая компания «РВМ Капитал», доверительного управляющего ЗПИФом смешанных инвестиций «Магистраль». Причем также 23 декабря РВМ сократил свою долю до 49,87% акций.

ЗАО «Управляющая компания «РВМ Капитал» входит в состав инвестиционной группы «Росвагонмаш» (наряду с одноименным ей ЗАО). Акционерами «Росвагонмаша», по информации базы данных «СПАРК» на 1 января 2010 г., были ИФК «Экспресс капитал» (30%), «Транскредитлизинг» (структура ТКБ, 24,9%), ОАО «Ленгипротранс» (24,9%) и Торговый дом РЖД (19,9%). Помимо доли в ТД РЖД УК «РВМ Капитал» принадлежит 99% акций страховой компании ЖАСО, портовой компании «Усть-Луга», крупнейшем предприятии по добыче марганцевых руд «ЧЕК-СУ.ВК» и других проектах.


Источник: http://www.rzd-partner.ru/other/news/372808/

ОАО «РЖД» сегодня

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

  • огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
  • высокие финансовые рейтинги;
  • квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
  • большая научно-техническая база;
  • проектные и строительные мощности;
  • значительный опыт международного сотрудничества.

См. постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО «РЖД».

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Уставный капитал ОАО «РЖД»

Размер уставного капитала (в руб.) Размер уставного капитала (в акциях)
31.12.2018 2 254 029 003 000 2 254 029 003

Технические характеристики ОАО «РЖД»

Эксплуатационная длина железных дорог 85,6 тыс. км
Протяженность электрифицированных линий 43,8 тыс. км

Парк подвижного состава

Вид Количество, ед.
Грузовые вагоны всех типов* 166 895
Пассажирские вагоны дальнего следования 17 898
Пассажирские вагоны пригородных поездов 12 371

*грузовые вагоны холдинга ОАО «РЖД»

Миссия компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

  • увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • повышение производственно-экономической эффективности;
  • повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
  • повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
  • пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
  • предоставление услуг инфраструктуры;
  • предоставление услуг локомотивной тяги;
  • ремонт подвижного состава;
  • строительство объектов инфраструктуры;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • содержание социальной сферы.

Доля в грузообороте транспортной системы России – 46% (с учетом трубопроводного транспорта).

Доля в пассажирообороте транспортной системы России – 26,4%

Органы управления ОАО «РЖД»

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.

2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.
См. список совета директоров ОАО «РЖД»

3. Генеральный директор – председатель правления общества. Назначается Правительством РФ.
См. биографию

Источник: http://www.rzd.ru/?STRUCTURE_ID=628

Оао ржд кому принадлежит контрольный пакет акций

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) образовано на базе Министерства путей сообщения России. ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет Правительство РФ.

В уставной капитал компании были внесены по балансовой стоимости активы 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Услуги РЖД

В списке услуг «РЖД» находятся:

  • грузовые, пассажирские перевозки дальнего и пригородного сообщения;
  • предоставление услуг инфраструктуры;
  • ремонт подвижного состава;
  • строительство объектов инфраструктуры;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • предоставление услуг социальной сферы.

Доля «РЖД» в пассажирообороте транспортной системы России составляет 31,5%, доля в грузообороте — 43,3%.

«РЖД» владеет 99% железнодорожных магистралей России общей протяженностью 85 тыс. км, станциями, вокзалами, депо, диспетчерскими системами. По протяженности электрифицированных магистралей (43 тыс. км) Россия занимает первое место в мире.

Руководство

Контакты

Видео (кликните для воспроизведения).

Адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2

Справочная по телефонам ОАО «РЖД»: 8(499) 262-99-01

Единый информационно-сервисный центр:

8 (800) 775-00-00 (звонок бесплатный из всех регионов РФ)

Источник: http://www.dk.ru/wiki/rzhd

Глава РЖД не ожидает рисков при продаже контрольного пакета акций ПГК

«Рисков от продажи компании, как таковых, не существует», – сказал В. Якунин, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

По его словам, «любая реформа несет в себе определенные риски, именно с этим сегодня сталкивается наш потребитель, грузовладельцы». «Я полагаю, что благодаря слаженной работе всех участников транспортного рынка мы эти проблемы и эти риски сможем компенсировать», – отметил глава РЖД. «Лишь бы нам в этом не мешали», – добавил он.

Наша справка:

«Первая грузовая компания» – крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Основным учредителем и владельцем является РЖД. ПГК создана в июле 2007 года. В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» более 200 тыс. единиц подвижного состава разного типа. В 2010 году оператор перевез 302,3 млн тонн грузов. Его чистая прибыль выросла в минувшем году по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 4,5 раза – до 19,9 млрд руб. Выручка увеличилась на 44,5% – до 103,5 млрд руб.

Источник: http://www.rzd-partner.ru/news/different/368228/

Оао ржд кому принадлежит контрольный пакет акций

Группа «Дело» Сергея Шишкарева выиграла аукцион по продаже контрольного пакета компании «Трансконтейнер» — крупнейшего контейнерного оператора России. 50% плюс две акции продавали РЖД. Победитель предложил за него 60,3 млрд руб., что почти в два раза больше стартовой цены — 36,159 млрд руб.

Читайте так же:  Регистрация ооо электронно на сайте налоговой

Шаг аукциона составлял 200 млн руб. (первый выравнивающий — 141 млн руб.). Представитель группы «Дело» рассказал РБК, что аукцион длился около 45 минут и было сделано 150 «шагов» на повышение. Как сообщил замглавы РЖД Андрей Старков, сделка будет закрыта до конца декабря. Вырученные средства пойдут на реализацию долгосрочной программы развития госкомпании.

На «Трансконтейнер» было три претендента. Кроме группы «Дело» в аукционе участвовал действующий акционер оператора — компания «Енисей Капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова (владеют 24,74%), а также Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина.

Аукцион проходил в здании ВТБ на Мясницкой улице. Шишкарев и глава «Делопортс» («дочка» группы «Дело») Игорь Яковенко лично присутствовали на аукционе, передает корреспондент РБК. Первой из аукциона выбыла компания Лисина, которая сделала всего «два-три шага». До последнего «бились» структура Абрамовича с партнерами и группа «Дело», рассказал РБК источник, близкий к одному из участников торгов.

Почему Абрамович и Лисин отказались от сделки

В апреле гендиректор ПГК Сергей Каратаев говорил, что финальное решение о покупке «Трансконтейнера» принимается на совете директоров или на собрании акционеров, а вопрос о финансировании сделки «вторичен». «Компания дисциплинированно ведет себя на сделках по слияниям и поглощениям, применяя достаточно строгие критерии к оценке и отбору объектов для сделок. Мы считаем конечную цену за данный актив экономически нецелесообразной, поэтому сошли раньше на торгах», — сообщил РБК представитель ПГК по итогам аукциона. По его словам, компания решила сконцентрироваться на выполнении инвестиционных планов ПГК и задач стратегии.

Наиболее вероятным покупателем вплоть до момента аукциона считалась компания Абрамовича и Абрамова, состояние которых Forbes оценивает в $12,4 млрд и $6,2 млрд соответственно. У бизнесменов были свободные средства на участие в аукционе: в середине марта они вместе с партнерами продали часть акций «Норильского никеля» за $550 млн, а затем дважды — в марте и июне — продавали акции Evraz. От всех этих сделок они получили около 60 млрд руб. Еще в 2018 году гендиректором «Трансконтейнера» стал Вячеслав Сараев — до этого он возглавлял УК «Межегейуголь», входящая в угольный дивизион группы Evraz. Источники РБК, близкие к разным акционерам «Трансконтейнера», рассказывали, что еще в конце 2018-го «Енисей Капитал» договорилась о выкупе 24,84% оператора у ВТБ — третьего крупного акционера компании. В январе 2019-го ВТБ поддержал избрание трех представителей «Енисей Капитала» в совет директоров «Трансконтейнера», что дало структуре Абрамовича и Абрамова в итоге пять из 11 мест в совете.

Но покупать контрольный пакет «Трансконтейнера» «любой ценой» бизнесмены были не готовы, если «Енисей Капитал» не выиграет на аукционе, то может продать свой пакет победителю, говорил ранее РБК источник, близкий к одному из акционеров оператора. «Мы были готовы к любому варианту. Но, конечно, предпочитали победить и развивать актив», — признался в среду, 27 ноября, собеседник в «Енисей Капитале».

Как Шишкарев будет финансировать сделку

Шишкарев еще на прошлой неделе говорил в интервью телеканалу РБК, что справедливая оценка 100% «Трансконтейнера» — 110 млрд руб. Несмотря на небольшой пакет в свободном обращении (на Московской бирже торгуется лишь 0,42% акций «Трансконтейнера»), рынок справедливо оценивает компанию, добавлял он. В итоге он заплатит за компанию даже больше — исходя из оценки 100% в 120,6 млрд руб. После объявления итогов аукциона акции «Трансконтейнера» на Московской бирже упали на 5%, но по итогам торгов немного скорректировались до -2,11%. Капитализация составила 116,02 млрд руб. При этом с 7 августа, когда были объявлены условия аукциона, бумаги подорожали почти на 25%.

Говоря об источниках финансирования для участия в аукционе, Шишкарев рассказывал, что 25–30% стоимости пакета будет оплачено из собственных средств группы, остальные — заемными, кредитором выступит Сбербанк. Таким образом, за победу на аукционе группе «Дело» придется заплатить до 18 млрд руб. собственных средств, а остальные 42 млрд руб. может предоставить Сбербанк. Но участие банка может быть и больше — до 70% всей сделки — за его счет может проходить не только покупка контрольного пакета, но и выкуп акций у миноритариев, рассказал РБК источник, близкий к группе «Дело».

«Сбербанк будет участвовать в финансировании сделки по покупке контрольного пакета акций «Трансконтейнера», — заявил зампред Сбербанка Анатолий Попов. По его словам, Сбербанк заинтересован в финансировании сектора транспорта и логистики в России, который показывает высокие темпы развития, и предоставлении полного спектра банковских продуктов компаниям отрасли.

Победитель торгов, получивший контрольный пакет компании, обязан выставить оферту (обязательное предложение на выкуп) остальным акционерам «Трансконтейнера», напоминает партнер Saveliev, Batanov & Partners Сергей Савельев. Таким образом, группе «Дело» придется объявить обязательную оферту на 50% минус две акции — у «Енисей Капитала» и ВТБ, а также 0,42% акций с биржи. Цена оферты будет определяться наибольшей из величин — ценой аукциона (в этом случае 50% минус две акции обойдутся примерно в 60,3 млрд руб.) или средневзвешенной ценой на Московской бирже за последние шесть месяцев (около 53 млрд руб.), напоминает Савельев.

«Они должны будут сделать обязательное предложение о выкупе [оставшихся акций у других акционеров]. Когда они его сделают, мы решим [продавать ли свою долю]», — сказал РБК источник в «Енисей Капитале».

Сам Шишкарев надеется, что ВТБ не будет продавать свой пакет. «Будем разговаривать с банком ВТБ, чтобы он остался в активе, помогал нам развивать компанию, у нас хороший диалог», — сказал он. В ВТБ отказались комментировать, планирует ли банк продавать свою долю в «Трансконтейнере». ВТБ приобрел долю год назад у группы FESCO, крупнейший акционер которой — бизнесмен Зиявудин Магомедов. Магомедов давно добивался приватизации контейнерного оператора, но в марте 2018 года был арестован по обвинению в организации преступного сообщества. Тогда глава ВТБ Андрей Костин говорил журналистам, что банк приобрел акции «Трансконтейнера» «точно не для себя». «Мы там, наверное, посредник, потому что мы же там [у группы FESCO] кредитором были», — пояснял он. Одновременно с покупкой акций ВТБ заключил поставочный форвард по продаже этих акций «стороннему инвестору».

«Взаимный интерес» Шишкарева и ВТБ

Комментируя дальнейшую работу с ВТБ, который в этом году начал активно собирать «зерновой кластер», Шишкарев отметил, что с банком у него «хороший диалог» и «взаимные интересы в зерновом бизнесе». «Отчасти мы разделяем деятельность ВТБ по наведению порядка на зерновом рынке», — рассказал бизнесмен. В свою очередь, представитель ВТБ отметил, что «взаимный интерес заключается в повышении эффективности отрасли и в развитии производства зерновых в России, в повышении конкурентоспособности российского экспорта зерна на мировых рынках». «ВТБ заинтересован в продаже качественного российского зерна через созданную инфраструктуру на международных рынках напрямую конечным потребителям, расположенным на наиболее емких и перспективных рынках, при этом увеличивая маржу российских компаний», — сообщили РБК в банке. Конкретные проекты со структурами Шишкарева в банке не прокомментировали.

Читайте так же:  Учредитель ооо тема

Зачем Шишкареву железнодорожный оператор

«Трансконтейнер» — интермодальный контейнерный оператор с крупнейшим в России парком контейнеров (74,1 тыс. шт.) и фитинговых платформ (27,8 тыс. шт.). За 2018 год чистая прибыль компании по МСФО выросла на 45,5% и составила 9,5 млрд руб. Выручка оператора увеличилась на 17,4%, до 76,9 млрд руб.

«Мы видели презентацию менеджмента «Трансконтейнера». Я считаю, что это очень качественный, хорошо подготовленный документ. Мы считаем ее жизнеспособной и планируем следовать представленной стратегии», — заявил на прошлой неделе Шишкарев. «Единственное, что мы планируем добавить, — это синергия от объединения портовых и железнодорожных активов в единую бизнес-модель», — добавил он. Планов по смене менеджмента у него также нет, отметил Шишкарев, назвав отношения с главой «Трансконтейнера» «доверительными».

Группе «Дело» принадлежит 100% компании «Делопортс» (зерновой терминал и контейнерный терминал в Новороссийске) и 30,75% Global Ports, крупнейшего в России оператора морских контейнерных терминалов, которые группа приобрела в 2018 году за $250 млн. Отвечая на вопрос о возможности объединения «Трансконтейнера» с Global Ports, Шишкарев отметил: «Возможно все то, что направлено на увеличение капитализации компании».

«Мы хотели взять лучшее, что есть у нас, и лучшее, что есть у «Трансконтейнера» Надеемся, что сможем «расшить» все узкие места между оператором и портами группы, уменьшим транзитное время для прохождения пограничного перехода, создадим единую клиентскую базу для заказчиков из любой точки мира», — добавил он.

«За счет «Делопортс» и Global Ports у Шишкарева очевидная синергия с контейнерным оператором», — считает гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Есть успешные примеры в лице FESCO, которая также выступает оператором портовых терминалов и фитинговых платформ, напоминает аналитик. «Группа «Дело» уже предлагает комплексный сервис, однако у них небольшой парк фитинговых платформ — около 940. Запустить новые комплексные мультимодальные сервисы можно уже в первом квартале 2020 года, считает эксперт.

Чем известен Сергей Шишкарев

С момента создания в 1993 году и вплоть до 2018-го, бизнес группы «Дело» был сконцентрирован преимущественно в Новороссийске — откуда родом сам Шишкарев. На «федеральный уровень» компания вышла после покупки доли в Global Ports — крупнейшем в России контейнерном портовом операторе. Бизнесмен руководил «Делом» с момента основания компании и до 1998 года. С 1999-го три созыва подряд был депутатом Госдумы от Краснодарского края. «Особенно, как мне кажется, я качественно поработал в третий срок, когда был председателем комитета по транспорту, — рассказывал сам бизнесмен о своей политической карьере. — Много сделал хорошего для отрасли, в том числе для правильной оценки расходования бюджетных средств». Но политику Шишкарев в итоге оставил: «Принял решение вернуться в бизнес, это было обусловлено объективной необходимостью. Результаты моего возвращения вы сейчас видите» (такое заявление он сделал в апреле уже в статусе претендента на «Трансконтейнер»). Ранее газета «Коммерсантъ» называла Шишкарева соратником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, вместе они работали в Морской коллегии при правительстве. По данным газеты, именно Рогозин пролоббировал назначение бизнесмена в Морскую коллегию. Но в 2018 году Шишкарев из состава коллегии вышел.

Источник: http://www.rbc.ru/newspaper/2019/11/28/5ddd0ed29a79473514434ee2

Компании с государственным участием, сколько их

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Читайте так же:  В случае смерти единственного учредителя ооо

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

БКС Брокер

пополни брокерский счёт без комиссии

  • С карты любого банка
  • Прямо на сайте
  • Без комиссии

Последние новости

Рекомендованные новости

Премаркет. Готовимся к прохождению пика коронавируса

Рынок нефти. EIA понизило прогнозы по спросу и ценам на нефть в 2020

Ожидаемые события на 12 февраля

Газпром. Инвесторы верят во «все хорошее»

Лукойл. Копим силы для восстановления

Минфин и ЦБ разработали законопроект о выкупе акций банка

Сбербанк. Импульс роста на новостях не получил развития

Новак в среду встретится с нефтяниками РФ по поводу сделки ОПЕК+

Адрес для вопросов и предложений по сайту: [email protected]

Copyright © 2008–2020. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-skol-ko-ikh

Оао ржд кому принадлежит контрольный пакет акций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here