Объекты налогового аудита

Полная информация на тему: "Объекты налогового аудита". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Налоговый аудит: объект, цели, задачи (И.А. Бажин, «Аудиторские ведомости», N 4, апрель 2006 г.)

Налоговый аудит: объект, цели, задачи

Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. В статье рассматриваются основные задачи и сферы применения этого аудита, а также показываются отличия его от сопутствующих аудиту услуг по вопросам налогообложения.

Термин «налоговый аудит» появился сравнительно недавно, и до сих пор ведутся споры относительно как права на существование такого термина, так и содержания данного термина.

В настоящее время действует Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол N 1 (далее — Методика). В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. По всей видимости, определение, данное в Методике, наиболее четко отражает сущность налогового аудита.

Объектом налогового аудита являются бухгалтерская и налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Налоговый аудит преследует три основные цели:

определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;

предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);

предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента.

При проведении налогового аудита решаются следующие задачи:

аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства;

оптимизация и планирование налогообложения;

диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов.

При этом в ходе налогового аудита оцениваются:

соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;

соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и тем сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки;

финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения;

необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом.

Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит можно классифицировать как комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит.

Комплексный налоговый аудит — это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

Тематический налоговый аудит — это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Помимо указанных двух видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, можно говорить о существовании и дальнейшем развитии в Российской Федерации обособленного самостоятельного направления аудита — налоговый аудит.

В настоящее время проводятся исследования относительно соотношения общего и налогового аудита. В частности, по мнению ряда авторов, два указанных направления аудита взаимно пересекаются и в процессе общего аудита осуществляется и налоговый аудит.

В то же время, как нам представляется, такая постановка вопроса не совсем корректна. Безусловно, в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитором проверяются вопросы правильности исчисления и уплаты налогов, однако в отличие от налогового аудита данные вопросы проверяются выборочным способом, и подчас объем выборки, приемлемый для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является не презентабельным для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Именно по этой причине многие организации, для которых общий аудит является обязательным, отдельно указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Такой подход, возможно, оправдан для относительно небольших организаций, для которых характерны незначительные налоговые риски. Для экономических субъектов с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений такой подход вряд ли можно считать обоснованным, поскольку у подобных субъектов есть потребность в проведении полноценного налогового аудита. Таким образом, на наш взгляд, налоговый аудит может выступать как частью «общего» аудита, так и самостоятельным направлением.

Помимо отличий от аудита финансовой отчетности следует четко разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования.

К сопутствующим услугам в области налогового консультирования относятся (примерный перечень сопутствующих услуг приведен в Методике):

разработка предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

разработка оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

выработка рекомендаций по полному и правильному использованию экономическим субъектом налоговых льгот;

разработка комплекса мер, направленного на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства;

предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

Читайте так же:  Случаи обязательного уменьшения уставного капитала

разработка рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;

разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов;

разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;

постановка налогового учета;

налоговое планирование и оптимизация налогообложения;

налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др.

Приведенные сопутствующие услуги отличаются по своей сути от непосредственно налогового аудита тем, что налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в то время как иные сопутствующие аудиту услуги направлены прежде всего на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего контроля, а также на консультирование по отдельным вопросам налогообложения.

Помимо этого различаются и результаты, а также порядок оформления налогового аудита и сопутствующих услуг по вопросам налогообложения.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;

практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;

разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;

расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.

Результатом же проведенного налогового аудита будут являться заключение аудитора и отчет. Несмотря на то, что два указанных документа не регламентированы на законодательном уровне, именно они, как правило, составляются аудиторскими фирмами для оформления результатов выполненного налогового аудита. В заключении о результатах проведения налогового аудита аудиторы выражают мнение о степени полноты и правильности исчисления (в том числе правильности применения налоговых льгот и преференций), отражения и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом заключение о результатах проведения налогового аудита не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Отчет же по результатам проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета с позиций налогообложения.

Таким образом, отличия налогового аудита и сопутствующих услуг в области налогообложения, безусловно, имеют место, несмотря на то что два данных направления достаточно близки. В то же время следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих услуг в сфере налогового консультирования может быть достигнут, только если этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти наиболее приемлемое и эффективное решение поставленной проблемы.

Место налогового аудита в современной системе экономических отношений, а также его роль в ближайшем будущем вызывают множество вопросов и предложений. Налоговый аудит, возможно, является именно тем инструментом, который позволит, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой — обеспечить контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.

«Аудиторские ведомости», N 4, апрель 2006 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал «Аудиторские ведомости»

Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник «Финансовая газета»

Издатель: Международный еженедельник «Финансовая газета»

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а

Источник: http://base.garant.ru/5254003/

Методологические подходы к классификации видов налогового аудита и структуризации его объектов (В.В. Киреева, журнал «Аудитор», N 3, март 2016 г.)

Методологические подходы к классификации видов налогового аудита и структуризации его объектов

аспирантка кафедры аудита

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Журнал «Аудитор», N 3, март 2016 г., с. 11-18.

Статья посвящена исследованию методологических основ развития налогового аудита. Предложена авторская классификация налогового аудита, проведенная по различным признакам, приведены результаты структуризации его объектов.

Налоговый аудит является одной из малоисследованных областей в теории аудита. Теоретические основы его развития на сегодняшний день не обоснованы на должном уровне. Все еще существует ряд проблем терминологического характера, в том числе само понятие «налоговый аудит» различными авторами научных трудов трактуется неоднозначно, не сложилось единства в понимании и интерпретации его сущности. Все это, безусловно, влечет за собой недостаточную развитость методологической базы рассматриваемой области, что, в свою очередь, не позволяет надежно прогнозировать и реалистично планировать развитие данной научной области, а также диагностировать и предсказывать свойства его объектов.

Одной из первоочередных задач в решении комплекса сложившихся проблем по праву является классификация видов налогового аудита. Начало научного познания любого объекта практически всегда сопровождается необходимостью его классификации. Обоснованная классификация видов исследуемого объекта обеспечивает более глубокое познание его существенных элементов и процессов их взаимодействия [7, c. 246]. Поэтому целью настоящего исследования выбрано осуществление классификации видов налогового аудита по различным признакам и структуризации его объектов.

Читайте так же:  Регистрация юридического лица образец документа

Анализ научной литературы позволил сделать вывод об отсутствии на сегодняшний день классификации видов налогового аудита как таковой. Лишь в ряде работ некоторых исследователей (И.А. Бажин [4], Е.А. Деева [5], Ж.А. Морозова [8], А.Х. Попова [9]) идентично представлено деление налогового аудита на три вида: на тематический, комплексный и структурный налоговый аудит. Однако авторами не раскрывается основание такого деления.

Решение задачи проведения такой классификации невозможно без определения понятия классификация. Существует множество подходов к определению этого термина. В самом широком понимании «классификация (от лат. classis — разряд, и facere — делать) — это распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком» [10]. Более точно, на наш взгляд, дала определение классификации профессор Н.В. Ким: «под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство для установления связей между этими понятиями» [6, с. 4]. Таким образом, классификация налогового аудита означает систематизацию множества его видов на основании некоторых признаков, позволяющих объединить подмножество таких видов в более общие понятия. Следовательно, для того, чтобы выстроить классификацию видов налогового аудита, в первую очередь необходимо определить ряд признаков, в соответствии с которыми она будет проводиться.

Проведя анализ различных методологических подходов к классификации различных экономических явлений, в том числе к классификации аудита, полагаем, что классификация видов налогового аудита может формироваться на базе существующей классификации аудита, идентично представленной во многих источниках (рис. 1).

Рис. 1. Классификация аудита [7, с. 246]

В качестве классификационных признаков налогового аудита можно выделить: характер заказа, метод проверки, сроки проверки, периодичность проверки, вид оказываемой услуги, объект проверки и субъект проверки.

Так, в качестве одного из классификационных признаков определен признак зависимости от характера заказа. В разрезе такого деления налоговый аудит может быть инициативным или обязательным, т.е. может быть осуществлен в рамках инициативной или обязательной проверки.

Следующий классификационный признак определен как зависимость от периодичности проверки. Согласно делению по этому признаку налоговый аудит может быть первоначальным, т.е. проводиться аудитором или аудиторской организацией в данной организации впервые, и периодическим (повторяющимся), т.е. осуществляемым в данной организации одной аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при повторных договорных отношениях.

Еще один классификационный признак, выделяемый нами, — зависимость от сроков проведения. В рамках деления по этому признаку налоговый аудит может быть промежуточным или годовым.

В соответствии с методом проверки налоговый аудит подразделяется:

— на подтверждающий — аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;

— системно-ориентированный — аудит, предусматривающий наблюдение систем контроля аудируемого лица;

— базирующийся на риске — аудит, предусматривающий проведение проверки выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе.

Весьма важным и значимым, на наш взгляд, способствующим повышению качества проверки, может стать использование такого классификационного признака, делящего налоговый аудит на виды, как зависимость от вида оказываемой услуги. Так, в соответствии с этим признаком следует выделять три вида налогового аудита: аудит налоговой отчетности, аудит отдельных частей отчетности, связанных с расчетами по налогам и сборам, согласованную процедуру, связанную с расчетами по налогам и сборам. Сравнительный анализ данных видов налогового аудита приведен в табл. 1.

Сравнительный анализ видов налогового аудита в зависимости от вида оказываемой услуги*(1)

Аудит налоговой отчетности

Аудит отдельных частей отчетности, связанных с расчетами по налогам и сборам

Согласованная процедура, связанная с расчетами по налогам и сборам

ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»

ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности»

ФП(С)АД N 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»

Отдельный отчет, входящий в состав отчетности.

Отдельная статья отчета, входящая в состав отчетности.

Отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав отчетности, связанные с расчетами по налогам и сборам

Отдельный отчет, входящий в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отдельная статья отчета, отдельный счет или его элемент, связанные с расчетами по налогам и сборам

Независимая проверка налоговой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

Независимая проверка части отчетности, связанной с расчетами по налогам и сборам в целях выражения мнения о степени достоверности информации, содержащейся в ней

Проведение аудиторских процедур, согласованных между аудитором и лицом, заключившим договор об оказании сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом

Обеспечиваемый уровень уверенности

Видео (кликните для воспроизведения).

Обеспечивает разумную уверенность

Обеспечивает разумную уверенность

Не обеспечивает уверенности

Вид предоставляемого отчета (заключения)

Разумная уверенность по предпосылкам

Разумная уверенность по предпосылкам

Факты, отмеченные в результате процедур

Вид итогового документа

Аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам

Аудиторское заключение об отдельной части отчетности

Отчет аудитора о выполнении согласованной процедуры

Результаты анализа позволяют сделать вывод о наличии существенной разницы в целях и, соответственно, в результатах проведения сравниваемых видов налогового аудита — в уверенности в полученных результатах, в форме итоговых документов, в видах предоставляемого отчета (заключения).

Следует также отметить, что в ходе налогового аудита необходимо четкое понимание иерархии его объектов. По нашему мнению, следует выделять как минимум три иерархических уровня объектов налогового аудита:

1. Аудит регламентов организации и ее налоговой отчетности. К регламентам организации можно отнести, например, учетную политику для целей налогообложения. Регламенты могут быть подвергнуты аудиторской проверке с целью установления соответствия требованиям, на базе которых они были сформированы, а также с целью установления соблюдения требований сформированных регламентов. Такие объекты могут исследоваться аудиторами на предмет их соответствия внешним нормативным актам (Налоговый кодекс РФ) и внутренним нормативным актам (положение об учетной политике для целей налогообложения), а также на предмет их дальнейшей оптимизации.

Читайте так же:  Регистрация на портале фсс юридического лица

2. Аудит объектов, оказывающих влияние на функционирование коммерческой организации. К этому уровню рассматриваемой иерархии следует отнести принимаемые стратегические и тактические решения; внешние факторы макросреды и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность организации; систему внутреннего контроля. Данные объекты также могут исследоваться с целью их оптимизации, а также на предмет соответствия установленным требованиям (например, в части системы внутреннего контроля).

3. Аудит объектов как совокупности фактов хозяйственной жизни, бизнес-процессов, отражаемых в учетно-аналитической системе коммерческой организации. К объектам этого уровня можно отнести: активы, обязательства, источники финансирования, доходы, расходы и прочие объекты.

Таким образом, указанные объекты могут быть структурированы по разным основаниям.

Еще один классификационный признак, который может быть выделен по отношению к налоговому аудиту, — зависимость от субъекта, осуществляющего аудиторскую проверку. В рамках данного признака налоговый аудит делится на внешний и внутренний. Рассмотрим характеристики этих двух видов налогового аудита, проведем их сравнительный анализ и результаты систематизируем в табл. 2.

Характеристики внутреннего и внешнего налогового аудита

Источник: http://base.garant.ru/57300024/

Объекты, цели и задачи налогового аудита

Главная / Публикации / Объекты, цели и задачи налогового аудита

Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. Термин «налоговый аудит» появился сравнительно недавно, и до сих пор ведутся споры как о праве такого термина на существование, так и о его содержании.

В настоящее время действует Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией аудиторской деятельности при Президенте России 11 июля 2000 г., протокол N 1. В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

С точки зрения автора, данное определение наиболее четко отражает сущность налогового аудита.

Морозова Ж.А. Налоговый аудит: практическое руководство.

Аудит и МСФО

Налоговый аудит — новое направление аудиторской деятельности

Учет расходов на аудит

Расходы на аудит, или все включено, господа

Подписка на новости

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Источник: http://www.rusconsult.ru/common/news/news_2048.html

Методологические подходы к классификации видов налогового аудита и структуризации его объектов

«Аудитор», 2016, N 3

Статья посвящена исследованию методологических основ развития налогового аудита. Предложена авторская классификация налогового аудита, проведенная по различным признакам, приведены результаты структуризации его объектов.

Налоговый аудит является одной из малоисследованных областей в теории аудита. Теоретические основы его развития на сегодняшний день не обоснованы на должном уровне. Все еще существует ряд проблем терминологического характера, в том числе само понятие «налоговый аудит» различными авторами научных трудов трактуется неоднозначно, не сложилось единства в понимании и интерпретации его сущности. Все это, безусловно, влечет за собой недостаточную развитость методологической базы рассматриваемой области, что, в свою очередь, не позволяет надежно прогнозировать и реалистично планировать развитие данной научной области, а также диагностировать и предсказывать свойства его объектов.

Одной из первоочередных задач в решении комплекса сложившихся проблем по праву является классификация видов налогового аудита. Начало научного познания любого объекта практически всегда сопровождается необходимостью его классификации. Обоснованная классификация видов исследуемого объекта обеспечивает более глубокое познание его существенных элементов и процессов их взаимодействия [7, с. 246]. Поэтому целью настоящего исследования выбрано осуществление классификации видов налогового аудита по различным признакам и структуризации его объектов.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод об отсутствии на сегодняшний день классификации видов налогового аудита как таковой. Лишь в ряде работ некоторых исследователей (И.А. Бажина [4], Е.А. Деевой [5], Ж.А. Морозовой [8], А.Х. Поповой [9]) идентично представлено деление налогового аудита на три вида: тематический, комплексный и структурный налоговый аудит. Однако авторами не раскрывается основание такого деления.

Решение задачи проведения такой классификации невозможно без определения понятия «классификация». Существует множество подходов к определению этого термина. В самом широком понимании «классификация (от лат. classis — разряд, и facere — делать) — это распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающем общим признаком» [10]. Более точно, на наш взгляд, дала определение классификации профессор Н.В. Ким: «Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство для установления связей между этими понятиями» [6, с. 4]. Таким образом, классификация налогового аудита означает систематизацию множества его видов на основании некоторых признаков, позволяющих объединить подмножество таких видов в более общие понятия. Следовательно, для того, чтобы выстроить классификацию видов налогового аудита, в первую очередь необходимо определить ряд признаков, в соответствии с которыми она будет проводиться.

Проведя анализ различных методологических подходов к классификации различных экономических явлений, в том числе к классификации аудита, полагаем, что классификация видов налогового аудита может формироваться на базе существующей классификации аудита, идентично представленной во многих источниках (рис. 1).

Классификация аудита [7, с. 246]

В качестве классификационных признаков налогового аудита можно выделить: характер заказа, метод проверки, сроки проверки, периодичность проверки, вид оказываемой услуги, объект проверки и субъект проверки.

Так, в качестве одного из классификационных признаков определен признак зависимости от характера заказа. В разрезе такого деления налоговый аудит может быть инициативным или обязательным, т.е. может быть осуществлен в рамках инициативной или обязательной проверки.

Следующий классификационный признак определен как зависимость от периодичности проверки. Согласно делению по этому признаку налоговый аудит может быть первоначальным, т.е. проводиться аудитором или аудиторской организацией в данной организации впервые, и периодическим (повторяющимся), т.е. осуществляемым в данной организации одной аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) при повторных договорных отношениях.

Еще один классификационный признак, выделяемый нами, — зависимость от сроков проведения. В рамках деления по этому признаку налоговый аудит может быть промежуточным или годовым.

Читайте так же:  Умерли два учредителя ооо

В соответствии с методом проверки налоговый аудит подразделяется:

  • на подтверждающий — аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;
  • на системно-ориентированный — аудит, предусматривающий наблюдение систем контроля аудируемого лица;
  • базирующийся на риске — аудит, предусматривающий проведение проверки выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе.

Весьма важным и значимым, на наш взгляд, способствующим повышению качества проверки, может стать использование такого классификационного признака, делящего налоговый аудит на виды, как зависимость от вида оказываемой услуги. Так, в соответствии с этим признаком следует выделять три вида налогового аудита: аудит налоговой отчетности, аудит отдельных частей отчетности, связанных с расчетами по налогам и сборам, согласованную процедуру, связанную с расчетами по налогам и сборам. Сравнительный анализ данных видов налогового аудита приведен в табл. 1.

Сравнительный анализ видов налогового аудита в зависимости от вида оказываемой услуги

Аудит налоговой отчетности

Аудит отдельных частей отчетности, связанных с расчетами по налогам и сборам

Согласованная процедура, связанная с расчетами по налогам и сборам

ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»

ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности»

ФП(С) АД N 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»

Отдельный отчет, входящий в состав отчетности.

Отдельная статья отчета, входящая в состав отчетности.

Отдельный счет или его элемент, отраженный в отчете, входящем в состав отчетности, связанные с расчетами по налогам и сборам

Отдельный отчет, входящий в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отдельная статья отчета, отдельный счет или его элемент, связанные с расчетами по налогам и сборам

Независимая проверка налоговой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности

Независимая проверка части отчетности, связанной с расчетами по налогам и сборам, в целях выражения мнения о степени достоверности информации, содержащейся в ней

Проведение аудиторских процедур, согласованных между аудитором и лицом, заключившим договор об оказании сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом

Обеспечиваемый уровень уверенности

Обеспечивает разумную уверенность

Обеспечивает разумную уверенность

Не обеспечивает уверенности

Вид предоставляемого отчета (заключения)

Разумная уверенность по предпосылкам

Разумная уверенность по предпосылкам

Факты, отмеченные в результате процедур

Вид итогового документа

Аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам

Аудиторское заключение об отдельной части отчетности

Отчет аудитора о выполнении согласованной процедуры

Все таблицы составлены автором.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о наличии существенной разницы в целях и, соответственно, в результатах проведения сравниваемых видов налогового аудита — в уверенности в полученных результатах, форме итоговых документов, видах представляемого отчета (заключения).

Следует также отметить, что в ходе налогового аудита необходимо четкое понимание иерархии его объектов. По нашему мнению, следует выделять как минимум три иерархических уровня объектов налогового аудита.

Таким образом, указанные объекты могут быть структурированы по разным основаниям.

Еще один классификационный признак, который может быть выделен по отношению к налоговому аудиту, — зависимость от субъекта, осуществляющего аудиторскую проверку. В рамках данного признака налоговый аудит делится на внешний и внутренний. Рассмотрим характеристики этих двух видов налогового аудита, проведем их сравнительный анализ и результаты систематизируем в табл. 2.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/104892-metodologicheskie-podxody-klassifikacii-vidov-nalogovogo-audita-strukturizacii

Налоговый аудит: объект, цели, задачи

«Аудиторские ведомости», 2006, N 4

Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. В статье рассматриваются основные задачи и сферы применения этого аудита, а также показываются отличия его от сопутствующих аудиту услуг по вопросам налогообложения.

Термин «налоговый аудит» появился сравнительно недавно, и до сих пор ведутся споры относительно как права на существование такого термина, так и содержания данного термина.

В настоящее время действует Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., Протокол N 1 (далее — Методика). В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. По всей видимости, определение, данное в Методике, наиболее четко отражает сущность налогового аудита.

Объектом налогового аудита являются бухгалтерская и налоговая отчетность экономического субъекта, а также его первичные документы, налоговые регистры, договоры и другие документы.

Налоговый аудит преследует три основные цели:

  • определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;
  • предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);
  • предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента.

При проведении налогового аудита решаются следующие задачи:

  • аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства;
  • оптимизация и планирование налогообложения;
  • диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;
  • проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов.

При этом в ходе налогового аудита оцениваются:

  • соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;
  • соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и тем сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки;
  • финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения;
  • необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом.

Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит можно классифицировать как комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит.

Читайте так же:  Сосуды подлежащие регистрации в отн предприятия

Комплексный налоговый аудит — это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

Тематический налоговый аудит — это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Помимо указанных двух видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, можно говорить о существовании и дальнейшем развитии в Российской Федерации обособленного самостоятельного направления аудита — налоговый аудит.

В настоящее время проводятся исследования относительно соотношения общего и налогового аудита. В частности, по мнению ряда авторов, два указанных направления аудита взаимно пересекаются и в процессе общего аудита осуществляется и налоговый аудит.

В то же время, как нам представляется, такая постановка вопроса не совсем корректна. Безусловно, в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитором проверяются вопросы правильности исчисления и уплаты налогов, однако в отличие от налогового аудита данные вопросы проверяются выборочным способом, и подчас объем выборки, приемлемый для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является не презентабельным для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Именно по этой причине многие организации, для которых общий аудит является обязательным, отдельно указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Такой подход, возможно, оправдан для относительно небольших организаций, для которых характерны незначительные налоговые риски. Для экономических субъектов с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений такой подход вряд ли можно считать обоснованным, поскольку у подобных субъектов есть потребность в проведении полноценного налогового аудита. Таким образом, на наш взгляд, налоговый аудит может выступать как частью «общего» аудита, так и самостоятельным направлением.

Помимо отличий от аудита финансовой отчетности следует четко разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования.

К сопутствующим услугам в области налогового консультирования относятся (примерный перечень сопутствующих услуг приведен в Методике):

Приведенные сопутствующие услуги отличаются по своей сути от непосредственно налогового аудита тем, что налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в то время как иные сопутствующие аудиту услуги направлены прежде всего на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего контроля, а также на консультирование по отдельным вопросам налогообложения.

Помимо этого различаются и результаты, а также порядок оформления налогового аудита и сопутствующих услуг по вопросам налогообложения.

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

  • указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;
  • практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
  • разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
  • внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
  • расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.

Результатом же проведенного налогового аудита будут являться заключение аудитора и отчет. Несмотря на то что два указанных документа не регламентированы на законодательном уровне, именно они, как правило, составляются аудиторскими фирмами для оформления результатов выполненного налогового аудита. В заключении о результатах проведения налогового аудита аудиторы выражают мнение о степени полноты и правильности исчисления (в том числе правильности применения налоговых льгот и преференций), отражения и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом заключение о результатах проведения налогового аудита не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Отчет же по результатам проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета с позиций налогообложения.

Таким образом, отличия налогового аудита и сопутствующих услуг в области налогообложения, безусловно, имеют место, несмотря на то что два данных направления достаточно близки. В то же время следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих услуг в сфере налогового консультирования может быть достигнут, только если этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти наиболее приемлемое и эффективное решение поставленной проблемы.

Место налогового аудита в современной системе экономических отношений, а также его роль в ближайшем будущем вызывают множество вопросов и предложений. Налоговый аудит, возможно, является именно тем инструментом, который позволит, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой — обеспечить контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/13773-nalogovyj-audit-obekt-celi-zadachi

Объекты налогового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here