Обязательный аудит государственных унитарных предприятий

Полная информация на тему: "Обязательный аудит государственных унитарных предприятий". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Обязательный аудит государственных унитарных предприятий

Дата публикации 21.01.2020

Как определить, подлежит организация обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год или нет?

При решении вопроса о проведении обязательного аудита организации следует руководствоваться критериями, установленными в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. На текущий момент критерии следующие:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (согласно законодательству Российской Федерации) представлен на сайте Минфина России.

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года. Поправки меняют критерии проведения обязательного аудита, в том числе в части финансовых показателей (выручки и суммы активов бухгалтерского баланса).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/answersacc/src/%F1%F5%EE/%E1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0%F1%EA%E0%FF%20%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC/200121_%E0%F3%E4%E8%F2.htm

Приложение N 1. Положение о порядке проведения обязательного аудита государственных унитарных предприятий Пензенской области (утратило силу)

Приложение N 1
Утверждено
постановлениемПравительства Пензенской области
от 25 мая 2004 г. N 266-пП

Положение
о порядке проведения обязательного аудита государственных унитарных предприятий Пензенской области

1. Обязательные ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий Пензенской области, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются — предприятия), проводятся при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

— объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год превышает в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда;

— сумма активов баланса предприятия превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Для определения указанных финансовых показателей установленный законом минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

2. Аудиторская проверка осуществляется только аудиторскими организациями не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.

3. На основании итогов деятельности за отчетный год предприятие самостоятельно определяет аудиторскую организацию для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторская организация должна удовлетворять следующим критериям:

а) опыт работы аудиторской организации по профилю аудируемого предприятия на рынке аудиторских услуг не менее трех лет;

б) наличие лицензии аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, выданной в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которой не истек;

в) наличие у аудиторской организации не менее пяти штатных специалистов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности, выданных в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации, срок действия которых не истек;

г) наличие полиса страхования профессиональной ответственности при осуществлении аудиторской деятельности;

д) отсутствие фактов нарушений аудиторской организацией лицензионных требований и условий, выявленных лицензирующим органом либо иным контролирующим органом при осуществлении надзора за деятельностью аудиторских организаций;

е) соблюдение аудиторской организацией, ранее проводившей аудиторские проверки областных государственных унитарных предприятий, требований Примерного технического задания на проведение аудиторской проверки областного государственного унитарного предприятия, а также требований, предъявляемых к отчетам уполномоченных аудиторских организаций, представляемых # ими в Министерство государственного имущества Пензенской области и в орган исполнительной власти области, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

ж) расценки на проведение аудита должны быть не выше среднерыночных расценок по данному виду деятельности, определяемых органом регулирования ценообразования в Пензенской области.

з) руководители и иные должностные лица аудиторской организации не являются бухгалтерами и иными должностными лицами аудируемого предприятия, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

и) руководители и иные должностные лица аудиторской организации не состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с должностными лицами аудируемого предприятия, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

к) аудиторская организация не оказывала в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемому предприятию.

4. Проект договора на проведение аудиторской проверки предприятия, согласованный с органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) путем визирования проекта договора руководителем (заместителем руководителя) отраслевого органа, представляется предприятием в Министерство госимущества области для утверждения аудиторской организации и размера оплаты ее услуг. Утверждение осуществляется путем нанесения на проект договора утвердительной надписи, визирования министром (заместителем министра) госимущества с расшифровкой подписи и заверения гербовой печатью министерства.

5. В договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в Министерство госимущества и в орган исполнительной власти Пензенской области, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру аудиторского отчета и аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия с обоснованными выводами и предложениями (на бумажном и электронном носителях) не позднее 30 апреля года, следующего за аудируемым.

6. Оплата услуг аудиторской организации за проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП осуществляется за счет средств аудируемого предприятия.

7. Обязательная аудиторская проверка промежуточного бухгалтерского баланса государственного унитарного предприятия, включенного в прогнозный план (программу) приватизации на текущий год, проводится на основании распоряжения Министерства госимущества области, в котором определяются сроки проведения аудиторской проверки и сроки представления отчета по ее итогам.

Иные обстоятельства, связанные с проведением обязательной аудиторской проверки промежуточного бухгалтерского баланса ГУП, включенного в прогнозный план (программу) приватизации, регулируются настоящим Положением.

>
N 2. Типовое техническое задание на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки государственного унитарного предприятия.
Содержание
Постановление Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 266-пП «Об обязательном аудите государственных унитарных.
Читайте так же:  Планирование аудита финансовой отчетности шпаргалка

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/17403499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Проведение обязательного аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Таким образом, были утверждены Правила, которые регламентируют порядок проведения конкурса по от­бору аудиторских организаций для осуществления обязательного еже­годного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале кото­рых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее именуется — конкурс).

Министерство финансов РФ разраба­тывает и по согласованию с Министерством имущественных отно­шений РФ утверждает типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осу­ществления обязательного ежегодного аудита.

Министерство имущественных отношений РФ разрабатывает и по согласованию с Министерством финансов РФ утверждает типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складоч­ных) капиталах которых доля государственной собственности состав­ляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитар­ных предприятий.

В договоре о проведении обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий обязательно предусматрива­ется обязательство аудиторской организации представить в Мини­стерство имущественных отношений РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, 1 экземпляр отче­та аудитора, подготовленного для руководства (собственников иму­щества) предприятия по результатам проведения аудита.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции представляют ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов РФ информацию о нарушениях тре­бований законодательства РФ о проведении обязательного аудита.

Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Конкурс проводится ежегодно и является открытым.

Организатором конкурса является орган управления организа­ции, подлежащей обязательному аудиту.

• извещает не менее чем за 45 дней до проведения конкурса через средства массовой информации о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса, в том числе о порядке оформления участия в конкурсе, требованиях, касающихся опыта работы аудиторской организации в области аудита, порядке опреде­ления аудиторской организации, выигравшей конкурс, а также о сроке заключения с ней договора;

• в течение 15 дней с даты извещения о проведении конкурса осуществляется сбор заявок на участие в нем заинтересованных ау­диторских организаций.

В случае получения менее 2 заявок на участие в конкурсе орга­низатор конкурса объявляет его несостоявшимся и извещает о про­ведении нового конкурса.

Организатор конкурса не позднее 10 дней после поступления заявки от аудиторской организации на участие в конкурсе направ­ляет ей приглашение, которое должно содержать:

• техническое задание на проведение аудита, разработанное в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обя­зательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;

• образец договора на оказание аудиторских услуг.

В течение 15 дней с даты направления приглашения аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки (далее именуются — технические и финансовые предложения).

Все предложения, полученные по истечении указанного срока, не рассматриваются и возвращаются аудиторским организациям в нераспечатанном виде.

Оценка технических и финансовых предложений, представлен­ных аудиторскими организациями, производится конкурсной комис­сией, создаваемой организатором конкурса.

В состав конкурсной комиссии включаются представители органи­затора конкурса, Министерства финансов РФ, Министерства имущественных отношений РФ или органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, на которые в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений РФ.

На основе типового положения разрабатывается Положение о конкурсной комиссии, которое утверждается организатором конкурса.

После получения организатором конкурса технических и финан­совых предложений аудиторских организаций конверты с технически­ми предложениями вскрываются членами конкурсной комиссии.

Конверты с финансовыми предложениями находятся на хранении у организатора конкурса и вскрываются после оценки технических предложений.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку технических и финан­совых предложений аудиторских организаций в два этапа.

На первом этапе проводится оценка технического предложения по 100-балльной шкале, при этом максимальный балл по каждому крите­рию составляет:

60 баллов — оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (без указания ее наименования и других идентификационных признаков), содержащего в обязательном порядке показатели и экономические расчеты, максимально соответ­ствующие типовому техническому заданию на проведение обязатель­ного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процен­тов, а также сведения о практической пользе, которую получила про­веряемая организация в результате проведения аудита участником конкурса;

20 баллов — оценка методики осуществления аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки;

20 баллов — оценка квалификации специалистов, которые пред­лагаются для проведения аудита, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами аудитором, с учетом опыта прове­дения не менее 5 аудиторских проверок по типу деятельности орга­низации.

По результатам первого этапа отбирается не более 5 аудиторских организаций, получивших наибольшее количество баллов, которые допускаются ко второму этапу.

На втором этапе проводится оценка финансовых предложений отобранных аудиторских организаций.

Финансовые предложения, содержащие наименьшую цену про­ведения аудита, получают 100 баллов, а оценка предложения ауди­торской организации, содержащего более высокую цену, рассчитыва­ется как отношение наименьшей цены к более высокой цене, умно­женной на 100 баллов.

После завершения оценки технического и финансового предложе­ний аудиторской организации конкурсная комиссия суммирует оба результата с учетом следующих коэффициентов: оценка технического предложения — 0,6, оценка финансового предложения — 0,4.

Читайте так же:  Минимальный размер уставного капитала ооо должен составлять

По результатам оценки указанных предложений конкурсная ко­миссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, кото­рая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее коли­чество баллов.

При равенстве предложений победителем признается аудиторская организация, заявка которой была подана раньше.

Победитель конкурса и организатор конкурса подписывают в день проведения конкурса протокол о его результатах, который яв­ляется основанием для проведения дальнейшей процедуры утвер­ждения аудитора проверяемой организации в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Правила отбора применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязатель­ного аудита федеральных государственных унитарных предприятий, однако являются примерными.

Для проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля федеральной собст­венности и (или) собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, орган управления организации, подлежа­щей обязательному аудиту, являющийся организатором конкурса, создает конкурсную комиссию в количестве не менее шести чело­век с правом решающего голоса, включая секретаря комиссии (по федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) — шесть человек), и утверждает ее персональный состав.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, в ус­тавном (складочном) капитале которой доля федеральной собствен­ности и (или) собственности субъекта Российской Федерации со­ставляет не менее 25 процентов, является совет директоров (наблю­дательный совет) организации.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита ФГУП высту­пает руководитель ФГУП.

Председателем комиссии с правом решающего голоса является руководитель либо заместитель руководителя органа управления организации, подлежащей обязательному аудиту. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии, утверждает регламент ее работы, определяет даты и повестку дня заседаний, организует работу комиссии. Заместителем председателя комиссии с правом решающего голоса является представитель Министерства финансов Российской Федерации, а секретарем комиссии с правом решаю­щего голоса — представитель организатора конкурса.

В состав комиссии с правом решающего голоса также включают­ся представитель Министерства имущественных отношений Россий­ской Федерации (либо органа по управлению государственным иму­ществом субъекта Российской Федерации, в котором зарегистриро­вана в качестве юридического лица организация, подлежащая обяза­тельному аудиту, на который в установленном порядке возложено выполнение полномочий территориальных органов Министерства имущественных отношений Российской Федерации), представитель федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей от­расли (сфере) управления, и представитель одного из аккредитован­ных при Министерстве финансов Российской Федерации профес­сиональных аудиторских объединений.

В случае если проводится отбор аудиторских организаций для осуществления аудита кредитной организации, в состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включается представитель Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) и комиссия состоит из семи человек с правом решающего голоса. В состав конкурсной комиссии также могут входить не более двух че­ловек с правом совещательного голоса.

Заседание комиссии правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов с правом решающего голоса.

Промежуточные решения комиссии, носящие внутренний орга­низационный характер, принимаются простым большинством голо­сов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, участ­вующих в заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.

Заключение комиссии по определению победителя конкурса принимается простым большинством голосов от числа членов ко­миссии с правом решающего голоса, участвующих в заседании. В случае равенства голосов решающим становится голос председатель­ствующего на заседании комиссии.

Промежуточные решения и заключение комиссии по опреде­лению победителя конкурса оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии с правом решающего го­лоса. Протокол в течение трех дней со дня заседания комиссии направляется членам комиссии.

Заключение комиссии в виде выписки из протокола представ­ляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять го­сударственным имуществом.

Организационно-техническое обеспечение деятельности ко­миссии осуществляет организатор конкурса.

Источник: http://studfile.net/preview/6195670/page:8/

Статья 5. Обязательный аудит

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Читайте так же:  Изменение наименования ооо в уставе

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12164283/5633a92d35b966c2ba2f1e859e7bdd69/

Обязательный аудит государственных унитарных предприятий

Когда назначают аудиторскую проверку?

Обязательный аудит служит для улучшения системы управления и объективной оценки деятельности. Он охватывает все материалы за определенный период, исходную документацию, финансовую отчетность. Аудиторская проверка поможет выявить:

  • сильные и слабые стороны компании,
  • реализовать планы, возможные отклонения от них и причины,
  • финансовое положение компании,
  • производительность сотрудников или эффективность имущества.

Аудиторская проверка государственных унитарных предприятий проводится после предоставления заказчиком архивной копии бухгалтерской документации на электронном носителе, по заранее составленному перечню. В процессе могут понадобиться дополнительные документы или информация для осуществления максимально точного анализа деятельности организации. Он включает в себя:

  • Подготовку к аудиту, разработку плана.
  • Выбор метода аудита и его верификацию.
  • Критическую оценку и выводы, определение причин и следствий отклонений от базового условия, формулировка выводов для адресата протокола аудита.
  • Отчетность о процессе проводимой проверки.

Обязательная проверка ГУП выполнима не только по изъявлению руководителя организации или предприятия, но в ряде случаев его необходимость определяется актами законодательства.

Заключительный шаг предполагает получение заключения о достоверности финансовой отчетности, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства в письменном виде. Обязательные аудиторские проверки проводят сертифицированные (лицензируемые) аудиторские компании. Частота проверок должна учитывать масштабы проблем, возникающих в данной области.

Как проводится аудит ГУП?

Аудит проводится поэтапно. Компания выполняет его на основании договора, заключенного с предприятием. Специалисты проверяют, изучают предоставленные им документы. Их работа всегда объективна. Они показывают несоответствия, также разрабатывают возможные способы улучшения регулирования потока финансов и указывают на потенциальные факторы риска. Публикуются в отчете или презентации с описанием методов, которые использовались.

Руководители предприятия смогут изменить систему расчетов с помощью четких рекомендаций, включенных в аудиторскую проверку. Благодаря обязательному аудиту предприятие снизит риск возникновения непредсказуемых ситуаций и финансовых потерь. Хорошее планирование и подготовка аудита является основой его успеха.

Источник: http://hi-audit.ru/publikatsii/3-stati/253-obyazatelnyi-audit-gosudarstvennyh-unitarnyh-predpriyatii/

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Читайте так же:  Приостановление государственной регистрации юридических лиц

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала единственным участником

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Обязательный аудит государственных унитарных предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here