Ограничение прав акционеров

Полная информация на тему: "Ограничение прав акционеров". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Госдума приняла закон об ограничении прав миноритарных акционеров

Доступ к бухгалтерским документам, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более 25% голосующих акций

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU — Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении закон об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний.

Закон устанавливает, что для акционеров публичных обществ с долей владения более 1% акций компании определен ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

При этом при рассмотрении документа в первом чтении для таких акционеров с долей более 1% акций была предусмотрена возможность запрашивать «иные документы», то есть все те, к которым сейчас есть доступ у любого акционера. В принятой редакции закона возможности запрашивать «иные документы» для этих миноритариев нет.

В законе также определен перечень документов, которые эмитент обязан предоставить по требованию всех акционеров. К ним в том числе относятся договор о создании общества, документы о регистрации общества, решения о выпуске ценных бумаг и проспекты ценных бумаг, годовой отчет и финансовая отчетность, аудиторские заключения к ней, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизора общества.

Доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более чем 25% голосующих акций общества. При этом уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к этим документам.

Акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества, в требовании о предоставлении документов и информации должны указывать деловую цель, с которой запрашиваются документы. Под деловой целью предлагается понимать законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера. При этом деловая цель не будет считаться разумной, если общество обладает сведениями о недобросовестности акционера, если имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента.

Документ также предусматривает право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации. Такое право предлагается обеспечить посредством подписания между обществом и его участником соглашения о конфиденциальности.

В документе также определены случаи, когда общество вправе отказать в доступе к запрашиваемым документам. К ним относятся случаи, когда запрашиваемая информация размещена в Интернете, когда документ запрашивается повторно, когда документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием) или периодам, когда запрашивающее документы лицо еще не было акционером общества. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

Как сообщалось ранее, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) направила письма спикеру Госдумы Вячеславу Володину и министру экономического развития РФ Максиму Орешкину с просьбой не допустить принятия этого закона, поскольку при его подготовке текст не был доступен заинтересованной стороне — инвесторам, и их интересы не были учтены.

В настоящее время любой акционер публичной компании имеет право запрашивать у эмитента любую информацию, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления, общество при этом обязано предоставить ее.

В 2015 году ЦБ РФ обнародовал идею о том, чтобы расширить перечень информации, которую должны публично раскрывать эмитенты, при этом ввести порог владения акциями, который дает право запрашивать у общества дополнительную информацию. Целью этой инициативы было защитить российских эмитентов от необоснованных запросов информации со стороны миноритариев.

В 2017 году в дискуссию об информационных правах миноритарных акционеров вступили крупные российские компании. Так, «Роснефть» в феврале предложила предоставлять полноценный доступ к документам публичной компании, который сейчас есть у любого акционера, только владельцам 25%-ного пакета акций, остальным акционерам компания предлагала давать доступ только к раскрываемым документам, а акционерам с пакетом более 1% — еще и информацию о крупных сделках.

«Транснефть», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», а также госкорпорация «Ростех» подготовили свою версию законопроекта об информационных правах акционеров и в мае направили ее президенту РФ. Компании предложили ввести обязательное раскрытие закрытого перечня разумно детализированной отчетной информации; доступ к документам бухгалтерского учета общества для акционеров с пакетом более 25% акций; наличие разумной деловой цели использования запрашиваемой информации, а также право компаний отказывать в предоставлении сведений, если они не связаны с реализацией акционерных прав. При этом в законопроекте в редакции нефтяников предлагается полностью лишить акционеров права доступа к «иным документам» компании.

Крупные компании мотивировали свои предложения защитой интересов обществ от злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры считают, что предложения нефтяных компаний направлены на полное лишение акционеров права доступа к документам компании и, как следствие, лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы самого эмитента, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, причиненные компании.

В начале июля Николай Подгузов, занимавший тогда пост замминистра экономического развития, сообщил журналистам, что ведомство изучило эти предложения крупных компаний и учло их.

«Мы проанализировали то, что сказали компании, выработали с участием Банка России, Минюста согласованную позицию, в том числе и с участием этих компаний. Я считаю, что сейчас законопроект сбалансирован, в том числе и с точки интересов этих крупных компаний», — сказал тогда Подгузов.

Источник: http://www.interfax.ru/business/571204

Права акционеров на информацию: закручивание гаек

Последние новеллы в корпоративное законодательство были внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон в ред. от 29.07.2017) и главным образом касались прав участников хозяйственных обществ на информацию.

И каков итог реформы? Законодатель взял на вооружение реакционный курс, на что указывает сужение общего объема прав акционеров на получение информации об обществе и её хозяйственной деятельности.

Долгое время суды, разрешая споры, связанные с осуществлением информационных прав акционеров, следовали разъяснениям, сформулированным в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» (далее – Письмо ВАС РФ № 144).

Читайте так же:  Предмет спора в арбитражном процессе это

Принятые Законом в ред. от 29.07.2017 г. изменения не только конкретизируют данные права, закрепленные в п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, но и устанавливают иные правила, отменяющие фактически некоторые гарантии, предоставляемые акционерам положениями вышеуказанного письма.

Рассмотрим основные новшества:

Теперь Законом в ред. от 29.07.2017 г. доступ к информации поставлен в зависимость от процента голосующих акций у акционера.

Например, все акционеры имеют право на получение такой общей информации как:

  • устав,
  • протоколы общих собраний акционеров,
  • годовые отчеты,
  • решения о выпуске ценных бумаг,
  • иной информации, которую они могут получить и на официальном сайте самого общества.

Бо́льшим объемом прав наделяются акционеры с долей от 1 до 25% голосующих акций. Они вправе уже требовать:

  • протоколы собраний совета директоров,
  • отчеты оценщиков в отношении имущества, ставшего предметом крупной сделки либо сделки с заинтересованностью.

Также окончательно решен вопрос о предоставлении гражданско-правовых договоров по запросам таких акционеров и решен он не в пользу последних.

Ранее в соответствии с пунктом 16 Письма ВАС РФ № 144 гражданско-правовые договоры не квалифицировались как документы бухгалтерского учета и, соответственно, подлежали выдаче по запросам акционеров с долей от 1 до 25% голосующих акций общества, в отличие от самой бухгалтерской документации, правом на получение которой обладали акционеры с долей более 25%. Аналогичный подход можно было найти и в Постановлениях Верховного суда РФ.

Акционер не запрашивал у общества каких-либо документов, связанных с исполнением запрошенных договоров, которые отражают факты хозяйственной деятельности общества и относятся к документам бухгалтерского учета.

В связи с этим общество было привлечено к административной ответственности за правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст.15.19 КоАП РФ (См. Постановление ВС РФ от 25.09.2015 № 306-АД15-9349, а также: Постановление ВС РФ от 08.07.2015 № 302-АД15-4620; Постановление ВС РФ от 24.12.2015 № 304-АД15-12601).

Такой подход сохранялся до 2017 года, пока на уровне Верховного суда РФ в течение одного месяца не было высказано две диаметрально противоположные позиции.

Так, в Определении ВС РФ от 13.04.2017 № 304-АД16-18025 суд установил, что гражданско-правовые договоры не относятся к документам бухгалтерского учета, но уже в Определении ВС РФ от 25.04.2017 № 306-АД16-17822, вошедшего в Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2017) (утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017) — пришел к обратным выводам, указав на то, что гражданско-правовые договоры относятся к документам бухгалтерского учета и не подлежат выдаче акционерам с долей менее 25 % голосующих акций.

Закон в ред. от 29.07.2017 г. окончательно определил права акционеров, владеющих от 1 до 25% голосующих акций. Это право на получение лишь информации о совершенных крупных сделках, сделках с заинтересованностью, включая предмет, дату совершения, срок исполнения и т.д. (п.п.1 п. 2 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.). Тем не менее в отличие от акционеров, участники общества с ограниченной ответственностью имеют право получить договоры, являющиеся крупными сделками и сделками с заинтересованностью (п.п.12 ст. 50 Закона в ред. от 29.07.2017 г.).

Важным нововведением нового закона является необходимость наличия деловой цели у акционера с долей от 1 до 25% акцией, если он желает реализовать свое право на получение информации о совершенных сделках, протоколов совета директоров и т.д. (п. 4 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.). Интересно, что данное положение полностью отменяет общее правило, закрепленное ранее в п. 1 Письма ВАС РФ № 144, в силу которого на акционеров не возлагалось обязанностей по раскрытию целей и мотивов направления запроса о получении информации об обществе, либо иным образом обосновывать наличие какого-либо интереса.

Конечно, указанные разъяснения содержали оговорку: если акционер недобросовестный либо является конкурентом общества, то общество вправе не выдавать информацию со ссылкой на ст. 10 ГК РФ (злоупотребление правом).

Однако с введением нового закона общее правило изменилось: акционер должен обосновать деловую цель запроса соответствующих документов, то есть объяснить наличие законного интереса в получении документов для реализации своих прав. При этом деловая цель не может считаться разумной в случае, если интерес акционера необоснованный, а запрашиваемая информация носит конфиденциальный характер и её разглашение может причинить вред обществу (п. 7 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.)

Любопытно еще одно изменение общего правила: отныне общество вправе отказать в предоставлении информации, если документ относится к периодам, когда акционер не владел акциями общества, если только на данный период не выпадает исполнение сделки, по которой он истребует данную информацию.

Указанная новелла фактически ограничивает ранее существовавшие права новых акционеров. Судебная практика подтверждала, что с момента приобретения статуса акционера у него возникает право на получение документов общества независимо от даты составления этих документов (см. Постановление Верховного Суда РФ от 27.06.2016 № 307-АД16-4281).

Указанный подход был установлен еще в пункте 5 Письма ВАС РФ № 144, где Президиум ВАС РФ также указал, что закон не ограничивает право акционера требовать предоставления информации и документов за период деятельности общества, в течение которого данное лицо не являлось участником этого общества.

Отныне данные права ограничены на уровне закона (п. п. 6 п. 8 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.).

Представляется, что такие изменения сделаны законодателем поспешно, поскольку явно не были продуманы ситуации, при которых новому акционеру в целях осуществления due diligence необходимо проверить информацию за тот период, когда он акционером не являлся, либо такая информация необходима для проверки правильности начисления дивидендов за период, когда он акционером не являлся. Более того, такое ограничение является общим, то есть касается как акционеров, владеющих до 25% голосующих акций, так и более 25%.

Таким образом, положения нового Закона сместили баланс интересов в пользу корпораций, что с одной стороны будет являться дополнительной защитой для обществ от необоснованных запросов, а с другой — не будет способствовать увеличению открытости и прозрачности деятельности корпораций для их акционеров.

Статья подготовлена с помощью сервисов Право.ru:
Casebook
— система для мониторинга судебных дел и проверки контрагентов
Caselook — поисковая система для анализа судебной практики и формирования правовой позиции

Источник: http://blog.pravo.tech/prava-aktzsionerov-na-informatsiyiu-zakrucshivanie-gaek/

Доступ акционеров и участников хозяйственных обществ к информации о компаниях будет происходить по-новому

В последнее воскресенье июля Президент РФ подписал закон, который изменяет правила предоставления информации акционерам (участникам) акционерных обществ (далее — АО) и обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО и совместно с АО — Общества). Новый закон уточняет перечень предоставления АО и ООО сведений о своей деятельности собственным акционерам и участникам. Закон был официально опубликован 30 июля 2017 г. и с этой даты вступил в силу.

Читайте так же:  Втб регистрация ооо

Вопрос об изменении правил доступа акционеров АО к данным о хозяйственной деятельности организаций был поднят еще в 2011 г. в связи с изданием поручения Президента РФ, согласно которому предполагалось установить четкую и однозначную регламентацию права доступа миноритарных акционеров к информации о деятельности публичных компаний и обеспечить совершенствование контроля и надзора в этой сфере. Непосредственным толчком к разработке законопроекта № 558976-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“», на днях ставшего федеральным законом, послужили направляемые со стороны мажоритарных акционеров крупных компаний письма с предложениями ограничить права миноритарных акционеров на доступ к внутренней информации о деятельности АО в связи с их опасениями, что недобросовестные миноритарные акционеры могут использовать соответствующие данные для корпоративного шантажа и необоснованного вовлечения компаний в судебные разбирательства.

Изменения, которые вносит Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“» (далее — Закон № 233-ФЗ), направлены на:

ограничение прав миноритарных акционеров (в зависимости от принадлежащего им процента голосующих акций) на доступ к части информации об АО;

уточнение порядка предоставления Обществами информации, являющейся конфиденциальной;

урегулирование процедуры отказа Обществами в предоставлении документов акционерам (участникам).

Порядок доступа акционеров к информации об АО дифференцировали в зависимости от количества акций

Закон № 233-ФЗ вводит дифференцированный подход к определению объема предоставляемой акционерам информации. Теперь появится три категории прав на доступ к информации об АО:

для всех акционеров, в том числе и для владеющих менее 1% голосующих акций;

для акционеров, владеющих от 1 до 25% голосующих акций;

для акционеров, владеющих от 25% голосующих акций и более.

Объем информации, доступ к которой акционерное общество обязано предоставить акционерам, зависит от указанных выше порогов и от вида АО — публичное или непубличное (см. таблицу на с. 07).

Очевидно, что права миноритарных акционеров, владеющих менее 25% голосующих акций, на доступ к информации о деятельности АО существенно ограничены. В публичных акционерных обществах иные данные, которые АО обязано хранить, помимо доступных таким акционерам документов по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, они получить не смогут, а информация, доступ к которой им предоставляется, в большинстве случаев и так подлежит раскрытию в порядке законодательства о ценных бумагах. Возможность ознакомиться с документами бухгалтерского учета как в публичных, так и в непубличных АО в отношении данной категории акционеров также не предусмотрена.

Таким образом, в результате вступления в силу предусмотренных Законом № 233-ФЗ поправок в выигрышном положении оказываются акционеры, владеющие 25% голосующих акций и более.

Тем не менее ряд описанных в таблице (с. 07) требований может быть изменен и права миноритарных акционеров расширены (или же, наоборот, сужены) путем включения соответствующих положений в устав акционерного общества. Например, уставом может быть предусмотрено:

для АО (как публичных, так и непубличных) — меньшее количество акций, необходимых для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

в непубличных АО — иной порядок, связанный с предоставлением доступа акционерам к документам непубличного АО, включая сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения той или иной категории документов, в том числе и дополнительные ограничения в отношении акционеров, владеющих не менее чем 1% акций, на доступ к иной информации помимо информации в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Порядок обмена информацией может быть также дополнительно урегулирован через акционерные соглашения или иные соглашения об обмене информацией.

Запрос документов акционерами, владеющими менее 25% голосующих акций, должен иметь «деловую цель»

Законом № 233-ФЗ предусматривается обязанность акционеров, владеющих менее чем 25% голосующих акций, определять разумную «деловую цель», которую они преследуют при запросе информации и которой объясняется объективная необходимость такого запроса.

Как представляется с учетом описанных выше предпосылок принятия рассматриваемого закона, возложение такой обязанности направлено на пресечение необоснованных излишних запросов со стороны миноритарных акционеров, которые потенциально могут использовать получаемую информацию недобросовестно и тем самым причинить коммерческий вред акционерному обществу и иным его акционерам.

Тем не менее термин «деловая цель» определяется широко, и нельзя исключать риск злоупотреблений — акционерные общества могут трактовать его не в пользу миноритарных акционеров и отказывать в предоставлении им информации на основании того, что указанная цель не является «разумной» или объективно не обосновывает необходимость получения запрашиваемых документов (подробнее об основаниях отказа в доступе к информации будет сказано далее). Представляется, что по мере формирования судебной практики по вопросу толкования указанного термина данная неопределенность сможет так или иначе разрешиться.

Основания для отказа в предоставлении документов со стороны Обществ

Закон № 233-ФЗ предусматривает перечень оснований, при наличии которых хозяйственные общества могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации об их деятельности.

Среди таких оснований, применимых как в акционерных обществах, так и в ООО, значится:

наличие на момент предъявления требования соответствующей запрашиваемой информации в открытом доступе (на сайте общества или же в связи с ее раскрытием в порядке, предусмотренном законодательством РФ); повторный в течение трех лет запрос тех же документов, если ранее такой запрос был надлежащим образом исполнен Обществом;

запрос документов, которые относятся к периоду деятельности Общества ранее, чем за три года до момента подачи требования. Законом № 233-ФЗ предусматривается исключение — закрытый перечень документов для ООО и АО, на которые не распространяется данное ограничение по периоду деятельности общества — более трех лет до момента подачи требования.

Для АО предусмотрен ряд дополнительных оснований отказа как следствие устанавливаемых различий в объеме прав доступа для мажоритарных и миноритарных акционеров. Так, отказ возможен в случае, если лицо (с учетом принадлежащего ему процента голосующих акций и вида АО — публичное или непубличное) не обладает правом доступа к запрашиваемой категории документов.

Особого внимания заслуживают основания отказа в АО в связи с описанной выше обязанностью акционеров категории владения менее 25% акций указывать «деловую цель»: АО может отказать по основаниям отсутствия указания на такую цель в запросе, либо в случае, если такая цель не является «разумной», либо если состав и содержание запрашиваемых документов явно не соответствуют указанной в запросе цели.

Читайте так же:  Открыть второе ооо

Термин «деловая цель», а также ее «разумность», «обоснованность» и иные квалифицирующие объективный интерес миноритарного акционера признаки представляются оценочными, и последствие тому — возможные необоснованные отказы в предоставлении запрашиваемой информации для соответствующей категории акционеров. Таким образом, миноритарные акционеры фактически могут не получить доступ даже к тому ограниченному кругу документов, доступ к которым им гарантируется Законом № 233-ФЗ.

Порядок предоставления Обществами конфиденциальной информации

Закон № 233-ФЗ вводит обязательное подписание между акционером (участником) и Обществом соглашения о конфиденциальности, и только после подписания такого соглашения предоставляются соответствующие документы, содержащие конфиденциальные данные. Условия таких соглашений должны быть едиными для всех акционеров (участников).

Внесение указанных требований направлено на борьбу с необоснованными отказами Обществ в доступе к информации на том лишь основании, что такая информация содержит конфиденциальные данные, в том числе коммерческую тайну. С учетом сложившейся судебной практики подобные отказы признаются необоснованными как нарушающие права акционеров (участников) на доступ к информации об Обществах.

Отдельно хотелось бы отметить, что в понятие «конфиденциальная информация» входят сведения, содержащие не только коммерческую тайну, но и иные сведения, в отношении распространения которых специальным законодательством установлен особый режим, в частности сведения, содержащие государственную, банковскую тайну, а также иные сведения, доступ к которым с учетом требований специального законодательства о защите информации возможно получить с соблюдением установленных в нем процедур и (или) с получением санкции со стороны уполномоченных государственных органов.

Таким образом, как Обществам, так и акционерам (участникам) следует учитывать, что не всякая информация, являющаяся конфиденциальной в широком смысле, может предоставляться при условии заключения описанных выше соглашений о конфиденциальности.

Доступ к документам, содержащим конфиденциальные сведения помимо коммерческой тайны, подлежит регулированию в соответствии с нормами специального законодательства о защите информации, а также с учетом сложившейся судебной практики (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144): если документы, которые требует предоставить акционер (участник), содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую), Общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно Общество обязано сообщить акционеру (участнику) об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.

Поскольку Закон № 233-ФЗ изначально был нацелен на защиту интересов мажоритарных акционеров, миноритарии были существенно урезаны в правах на доступ к информации. Тем не менее для непубличных АО ключевую роль в возможном поддержании баланса между миноритариями и мажоритариями в вопросах реализации их права на информацию большую роль играет устав, через внесение соответствующих положений в который можно скорректировать установленный Законом № 233-ФЗ порядок. Хотя закон предусматривает и положения, которые в целом имеют положительное влияние на всех акционеров (участников) (в частности, установление перечня оснований, по которым им может быть отказано в доступе; предоставление документов, содержащих конфиденциальную информацию, если будет заключено соответствующее соглашение на равных для всех акционеров (участников) условиях), ряд терминов, используемых в законе, носит скорее оценочный характер и нуждается в уточнении для того, чтобы устанавливаемые законом механизмы защиты работали без злоупотребления со стороны Обществ.

Возможны и иные способы обеспечения прав участников и акционеров на доступ к информации:

для непубличных АО — размещение определенного класса акций, предоставляющих специальные права их держателям;

для ООО — дополнительные права участника (участников);

для Обществ — заключение корпоративных договоров с участниками/акционерами либо заключение иных соглашений об обмене информацией;

введение должностных лиц, представляющих интересы акционеров (такой способ релевантен и для публичных АО);

иные способы, наличие которых требует специального анализа.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/351780/

ограничение прав акционеров

#1 lisichka lisichka —>

В соответствии с п.1 ст. 75 ФЗ об АО акционер вправе требовать выкупа обществом акций в случае внесения изменений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих права акционеров, если они голосовали против соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
На общем собрании принято решение о внесении изменений в устав:
предусмотрено создание в обществе совета директоров и часть компетенции в соответствии с законом передана совету директоров, в том числе вопрос об избрании ЕИО из компетенции ОСА передан СД.

Видео (кликните для воспроизведения).

Будет ли это считаться ограничением прав акционеров?

#2 sergei_l sergei_l —>

#3 lisichka lisichka —>

#4 -HuliganP-

lisichka

замазать названия и отсканировать.. + сюда прикрепить.. судебные акты по двум инстанциям..можно?

#5 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Будет ли это считаться ограничением прав акционеров?

    #6 lisichka lisichka —>

    Думаю что можно и посчитать. А пакет большой?

    #7 -HuliganP-

    lisichka

    тем более.. коли кассация впереди.. Мож поделитесь?

    правда очень интересно

    #8 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Если пакет маленький, то скажем для избрания членов СД его не хватит, а вот для избрания гены его хватало чтоб принять или отклонить его кандитатуру.

    Т.е. раньше акционеры влияли на ЕИО а теперь не могут.

    #9 lisichka lisichka —>

    у меня решений сейчас нет. не могу пока поделиться
    дело не только в избрании гены.
    они выдернули из всей компетенции СД несколько полномочий, не только избрание, еще увеличение ук.

    можно ли объективно считать передачу полномочий ограничением.
    Теоретически акционеры сохраняют права избирать, быть избранными в СД, выдвигать кандидатуры.

    если согласиться с судом, получается что это закон, а вовсе не устав общества изначально предусматривает возможность ограничения прав акционеров

    #10 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    если согласиться с судом, получается что это закон, а вовсе не устав общества изначально предусматривает возможность ограничения прав акционеров

    #11 lisichka lisichka —>

    но ведь они и теперь утвердили свою систему органов управления — приняли устав большинством голосов.

    В таком случае — можно предположить, что при любом внесении изменений в устав общество обязано предложить акционерам выкупить акции.

    #12 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    но ведь они и теперь утвердили свою систему органов управления — приняли устав большинством голосов.

    Разве, а не голосовали против или принимали участия в голосвании?

    если они голосовали против соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.

    В таком случае — можно предположить, что при любом внесении изменений в устав общество обязано предложить акционерам выкупить акции.

    #13 -HuliganP-

    #14 lisichka lisichka —>

    естественно, истцы голосовали против.
    Но решение легитимно, принято большинством. Закон не требует единогласия, оно и невозможно в подавляющем большинстве случаев.

    Читайте так же:  Процедуры налогового аудита

    В таком случае, каждый раз, акционер голосующий против может потребовать выкупа акций. Закон не содержить определения ограничения прав акционеров. Это оценочная категория. И в каждом конкретном случае — можно доказывать ограничение.
    Добавлено @ 11:03

    поделюсь — если подкините пару стоящих аргументов — за или против)))

    #15 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    В таком случае, каждый раз, акционер голосующий против может потребовать выкупа акций. Закон не содержить определения ограничения прав акционеров. Это оценочная категория. И в каждом конкретном случае — можно доказывать ограничение.

    #16 lisichka lisichka —>

    #17 -HuliganP-

    1. От того, какова структура органов управления.. зависит.. степень, с которой на принятие тех или иных решений.. могут влиять акционеры непосредственно путём участия в работе такого органа как ОСА. (право на участие в управлении обществом из бумаги)))

    2. На мой взгляд.. как такового ограничения ПРАВ (из бумаги).. не происходит, потому как. как было оно .. так и есть.

    Страдает как раз усиление «контроля»)))(смещается в сторону СД такая фигня как формирование воли общества) т.е. акционеры его фактически утрачивают, так как меняется структура.. управления, но это по определению не влечёт изменения набора прав. )) акционеров.. В принципе.

    зы: похоже.. суд произвёл подмену понятий «права акционеров» и «компетенция органа общества»(ОСА)

    #18 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Это понятно уже

    #19 lisichka lisichka —>

    #20 -HuliganP-

    lisichka

    нет. это они сочли ограничением.. в силу обыденного понимания содержания понятия «права акционера». НО! это не ограничение прав акционера)))

    ))) они как имели право участвовать в ОСА, получать дивиденды и т.п. так и имеют.. Никаких ограничений.

    если вы внимательней прочтёте аргументы)) то обнаружите, что они были не «за»

    ))) просто я учитываю.. «их» аргумент)) чтобы понять, как именно они суду мозг загадили))))))

    #21 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    А разве акция не предоставляет кроме того набор «конкретных» корпоративных прав, дающих в той или иной мере осуществлять право на управление Обществом))

    И вот снижение этой меры и есть ограничение

    #22 -HuliganP-

    Юзверь

    давай.. не вдаваясь в грубые , оторванные от закона философии..)) просто сравним ст.31 ФЗ об АО и ст. 32 ФЗ об АО.

    И вот снижение этой меры и есть ограничение

    #23 Юзверь Юзверь —>

  • Старожил
  • 3 837 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Вот вам аргуметы против
    Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
    от 21 мая 2004 г. N А28-8577/2003-279/2

    Председательствующий В.Ю. Павлов
    Судьи Г.С. Апряткина
    Е.Н. Шишкина

    Источник: http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=79913

    Право ПАО с числом акционеров более 500 отказаться от публичного статуса

    В результате реформы правового положения акционерных обществ многие ОАО автоматически стали публичными АО, даже если их акции не обращаются на публичном рынке на организованных торгах. На первый взгляд, такие ПАО вправе отказаться от публичного статуса независимо от числа его акционеров. Однако при детальном анализе получается, что у ПАО с числом акционеров более 500 такого права нет. Вопрос — почему?

    В соответствии с п.1. ст.66.3 ГК РФ публичными является два типа АО:

    1. акции которых и ценные бумаги которых, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
    2. АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

    В соответствии с п.2 ст.66.3 ГК РФ ООО и АО, которое не отвечает указанным признакам признаются непубличными.

    Таким образом, количество акционеров не является определяющим признаком для целей применения статуса публичности, а ПАО, акции которого не размещаются и не обращаются на организованных торгах (Закон о рынке ценных бумаг), является квазипубличным обществом в силу своего устава и фирменного наименования.

    Возможность отказаться от статуса публичного АО предусмотрена действующим законодательством в следующих случаях:

    — на этапе выбора статуса в ходе реформы (ст.11.1 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    — в переходный период до 01.07.2020 (п.7 ст.27 Федерального закона от 29.06.2015 №210-ФЗ)

    — в любой момент по решению акционеров, с согласия Банка России (п.7.2 Закона об акционерных обществах №208-ФЗ)

    (1)

    В соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон №99-ФЗ) АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичности (п.1 ст.66.3 ГК РФ) вправе отказаться от публичного статуса, если на 01.09.2014 его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает 500, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

    Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества соответствующих изменений, принимаются общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.

    Таким образом, по закону требуется совокупность следующих условий:

    • Создание АО до 01.09.2014
    • Отсутствие публичного выпуска или публичного обращения ценных бумаг АО на 01.09.2014
    • Число акционеров – до 500
    • Решение должно быть принято большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, включая привилегированных
    • Банк России принял решение об освобождении АО от обязанности раскрытия информации
    • В уставе и фирменном наименовании АО: нет слова «публичное»

    (2)

    В силу п.7 ст.27 Федерального закона от 29.06.2015 №210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон №210-ФЗ) АО, созданное до 01.09.2014, устав и фирменное наименование которого на 01.07.2015 содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому НЕ применяются положения п.1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного АО, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 01.07.2020) обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

    Читайте так же:  Минимальный размер уставного капитала ооо должен составлять

    Решение о внесении в устав такого АО изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

    Для государственной регистрации соответствующих изменений в устав АО помимо иных документов, определенных законодательством о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении АО от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у акционерного общества указанной обязанности.

    Таким образом, по закону требуется совокупность следующих условий:

    • Создание АО до 01.09.2014
    • Отсутствие публичного выпуска или публичного обращения ценных бумаг АО на 01.09.2014
    • Число акционеров – прямо не указано
    • Решение должно быть принято большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций
    • Банк России принял решение об освобождении АО от обязанности раскрытия информации
    • В уставе и фирменном наименовании АО: публичное
    • Период: с 01.07.2015 по 01.09.2014

    (3)

    В соответствии с п.7.2 Закона об акционерных обществах №208-ФЗ публичный статус общества прекращается путем внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным. При этом прекращение обществом его публичного статуса допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

    1) акции общества или эмиссионные ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, не находятся в процессе размещения посредством открытой подписки и не допущены к организованным торгам;

    2) Банком России принято решение об освобождении общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

    Решение о внесении в устав ПАО изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным, принимается одновременно с решением об обращении общества в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, и решением об обращении с заявлением о делистинге акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие решения принимаются в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания акционеров. Решения по вопросу повестки дня, предусмотренному настоящим пунктом, принимаются общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров — владельцев акций общества всех категорий (типов).

    Таким образом, по закону требуется совокупность следующих условий:

    • Отсутствие публичного выпуска или публичного обращения ценных бумаг АО
    • Число акционеров – прямо не указано
    • Решение должно быть принято большинством в 95% голосов всех акционеров – владельцев акций общества всех категорий
    • Банк России принял решение об освобождении АО от обязанности раскрытия информации
    • В уставе и фирменном наименовании АО: публичное

    Таким образом, для прекращения публичного статуса АО фактически нужно соблюдение трех условий:

    • Отсутствие публичного выпуска или публичного обращения ценных бумаг АО
    • Решение общего собрания акционеров
    • Решение Банка России об освобождении АО от обязанности раскрытия информации

    Порядок освобождения АО от обязанности раскрывать информацию предусмотрен ст.30.1 Закона о рынке ценных бумаг и Положением о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (утв. Банком России 02.03.2015 N 461-П)

    В силу ст.30.1 Закона о рынке ценных бумаг по решению Банка России эмитент, являющийся АО, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона.

    Указанное решение принимается Банком России на основании заявления такого эмитента при одновременном соблюдении следующих условий:

    1) если решение об обращении в Банк России с заявлением принято эмитентом в порядке, установленном ФЗ об АО;

    2) если у эмитента, не являющегося ПАО, отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;

    3) если акции эмитента и эмиссионные ценные бумаги эмитента, конвертируемые в его акции, а для эмитента, не являющегося ПАО, также любые иные его эмиссионные ценные бумаги не включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;

    4) если число акционеров эмитента не превышает 500;

    5) если эмитентом, являющимся ПАО, в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах», принято решение о внесении в устав такого эмитента изменений, исключающих указание на то, что такой эмитент является ПАО.

    Основанием для отказа в освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации являются, в частности, несоблюдение условий, установленных пунктом 1 ст.30.1 Закона о рынке ценных бумаг.

    Правительство РФ может определить случаи, в которых эмитенты вправе не осуществлять раскрытие информации, и (или) ограничить состав и (или) объем такой информации, а также лиц, в отношении которых эмитенты вправе не осуществлять раскрытие информации и (или) вправе ограничить состав и (или) объем такой информации. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.01.2018 №37, предусматривающее освобождение от раскрытия в качестве ответной меры на международные санкции (ограничительные меры).

    Таким образом, состав условий для прекращения публичного статуса необходимо дополнить четвертым критерием?

    • Отсутствие публичного выпуска или публичного обращения ценных бумаг АО
    • Решение общего собрания акционеров
    • Решение Банка России об освобождении АО от обязанности раскрытия информации
    • Число акционеров эмитента не превышает 500

    Вышеприведенный анализ показывает, что фактически ПАО с числом акционером более 500 не имеет правовой возможности изменить свой статус и стать непубличным. Кроме того, в переходный период (до 01.07.2020) такие ПАО не имеют альтернативы, указанной в п.7 ст.27 Закона №210-ФЗ, и обязаны регистрировать проспект акций в Банке России.

    Интересно мнение специалистов по АО, с чем связано такое ограничение? Это результат технико-юридического упущения или осознанное ограничение ПАО, созданных до 01.09.2014 (большинство в результате приватизации)? Почему в ГК РФ и в Закон об АО не включен критерий ПАО – количество акционеров?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://zakon.ru/Blogs/pravo_pao_s_chislom_akcionerov_bolee_500_otkazatsya_ot_publichnogo_statusa/75282

    Ограничение прав акционеров
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here