Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры

Полная информация на тему: "Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Этапы аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

организация системы внутреннего контроля;

информация о финансовых обязательствах клиента;

материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Данный этап включает в себя:

— предварительное планирование аудита;

— подготовку и составление общего плана аудита;

— подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882868.html

Аудиторские проверки. Организация аудиторской проверки

Аудиторские проверки представляют собой деятельность по независимой оценке и анализу финансовой отчетности и бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей и организаций. Контрольные мероприятия выполняются уполномоченными компетентными органами и службами. Рассмотрим далее, какими могут быть аудиторские проверки.

Функции

Задачи сотрудников, выполняющих данную работу, заключаются в определении финансово-хозяйственного состояния предприятий за конкретный период. Результаты аудиторской проверки используются руководителями при планировании учетной политики организации.

Она заключается в решении конкретной задачи, поставленной перед аудитором. Она определяется законодательством, договорными обязательствами между клиентом и контролирующей компанией. Цели и задачи проверки регламентируются нормативными актами об аудиторской деятельности.

Читайте так же:  Налоговая личный кабинет ооо регистрация

Классификация

Аудиторские проверки могут быть:

  • Внешними. Такие оценки осуществляются независимыми фирмами на договорной основе. Внешние аудиторские проверки выполняются с целью объективного анализа достоверности финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Кроме того, сотрудники независимых фирм оказывают консультационные услуги в рамках своей деятельности.
  • Внутренними. Такие аудиторские проверки являются неотъемлемым элементом системы административного контроля предприятия. Работы позволяют оценить эффективность функционирования управленческой структуры компании. Чтобы провести аудиторскую проверку такого типа, на предприятии создается специальное подразделение. Эта внутренняя служба компании контролирует достоверность бухгалтерской отчетности, исполнение смет, сохранность имущества. Кроме того, уполномоченные должностные лица в рамках своей компетенции разрабатывают предложения по совершенствованию методов формирования производства, а также взаимодействия разных отделов предприятия.

Кроме того, аудиторская проверка может быть инициативной или обязательной. В первом случае добровольная оценка выполняется по решению руководителя компании либо ее учредителей. Обязательная аудиторская проверка осуществляется в случаях, которые предусмотрены ФЗ, регламентирующем данную контрольную деятельность.

Организация аудиторской проверки

Следует отметить, что каждая такая контрольная работа имеет ограничения во времени. В связи с этим проведение аудиторской проверки должно быть четко спланировано: определены главные цели и задачи, выбраны объекты исследования и наиболее эффективные аналитические методы. Вместе с этим, в ходе контрольных мероприятий должны быть собраны необходимые доказательства, на основании которых будет сформулировано объективное заключение.

Основные этапы

Выделяют три стадии проведения проверок:

  1. Подготовка и планирование.
  2. Выполнение контрольных процедур и оформление документации.
  3. Составление заключения.

Описание стадий

Первый этап – подготовка и планирование – выполняется согласно действующему законодательству, в соответствии с условиями заключенного договора с заказчиком. Аудитору должна быть предоставлена вся необходимая информация, позволяющая составить наиболее полное представление обо всех направлениях финансово-хозяйственной активности исследуемого объекта. Ему необходимо выполнить оценку системы бухучета предприятия и внутренний контроль для установления вероятных ошибок, которые могут повлиять на достоверность отчетности. На стадии реализации аудиторских процедур выполняется сбор доказательств и их документальное оформление. Составляя заключение, специалист обобщает полученные сведения, формулирует свое мнение в отношении достоверности финансовой отчетности, а также ее соответствия действующим нормативным актам.

Принятие предприятия на обслуживание

В ряде случаев существует достаточно высокий риск аудита, либо задача, которую ставит руководство компании (заказчик), оказывается весьма трудоемкой или сложной. В этом случае независимая фирма не принимает клиента на обслуживание, о чем сообщает ему письменно. Если проведение проверки представляется возможным, аудитору следует направить руководству (исполнительному органу) компании письмо-обязательство о согласии на выполнение работы. Оно рассматривается как официальный ответный документ, который устанавливает взаимоотношения между клиентом и аудитором до подписания договора.

Содержание письма

В официальном ответе-согласии должны раскрываться:

  • Объекты и цели аудита.
  • Сроки выполнения оценки.
  • Ответственность исполнителя перед клиентом.
  • Обязательство о сохранении аудитором коммерческой тайны предприятия.

Если заключается разовое соглашение, то письмо о согласии на выполнение работ, согласно ГК РФ, может выступать в качестве договора. Если заказчик и исполнитель подписывают долгосрочный контракт, то направлять письмо не обязательно, или оно может содержать дополнительные сведения.

Договор

Он составляется при достижении принципиальной договоренности между заказчиком и фирмой-исполнителем. Общие положения контракта установлены в ГК. В договоре учитываются:

  • Степень риска – разделение ответственности между клиентом и аудитором.
  • Интересы третьих лиц – потребителей сведений о финансовой отчетности.
  • Сроки исполнения работы.
  • Обязанности и права участников.

Договор составляется четко и ясно. От этого будет зависеть и качество аудиторской проверки. Особое внимание при заключении контракта следует уделить определению стоимости услуг. Она должна устанавливаться в соответствии с объемом и трудоемкости работ, степени вероятного аудиторского риска, эффекта, который предполагается для клиента, и прочими факторами.

Планирование деятельности

Составление схемы предстоящих работ обеспечивает качественное и своевременное их выполнение. Планирование проверки осуществляется для:

  • Установления объема исследуемых сведений, времени исполнения процедур, величины и состава группы специалистов, привлекаемых к процессу.
  • Определения перечня работ и методик их выполнения.
  • Установление состава информации, которая должна быть предоставлена клиентом, для выявления возможности использования выборочных контрольных приемов.

Специфика планирования

Аудитор должен согласовать с заказчиком организационные моменты, которые касаются выполнения проверки, до отправки письма-обязательства и до заключения договора. В связи с этим планирование выполняется на этапе определения объема предполагаемых работ – в процессе знакомства специалиста с финансово-хозяйственной активностью предприятия и оценки уровня влияния на нее внутренних и внешних условий.

Источник: http://www.syl.ru/article/184148/new_auditorskie-proverki-organizatsiya-auditorskoy-proverki

Процедуры аудиторской проверки

Понятие и особенности аудиторской проверки и процедур

Аудиторские процедуры представляют собой определенный порядок действий аудиторов, в ходе которых они могут получать необходимые доказательства по конкретному участку аудита.

Можно выделить следующие аудиторские процедуры: тест средств внутреннего контроля (свк), процедуры проверки по существу.

Тест (проверка) свк включает действия, осуществляемые для формирования аудиторских доказательств по отношению к надлежащей организации и эффективности действия систем бухучета и внутреннего контроля.

Аудитор использует тесты свк на основе собственного профессионального опыта или суждения, так и по требованиям федеральных стандартов работы аудиторов (ФПСАД № 8, ФСАД 5/2010).

Процедуры проверки по существу, как правило, включают процедуры обнаружения значительных искажений на уровне утверждений. Их можно разделить на 2 типа: аналитические процедуры и детальные тесты операций, сальдо счетов, раскрытие информации. Целью проверки является формирование аудиторских доказательств, которые необходимы для анализа существенных искажений финансовой отчетности.

Читайте так же:  Лучшие акции по выплате дивидендов

Стандарты аудиторской деятельности, включая Перечень процедур аудита, установленный российским ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», включая их состав, можно рассмотреть с помощью табл. 1.

Таблица 1. Процедуры получения доказательств в ходе аудита

Содержание и особенности

Проверяются записи, документация на бумажных или электронных носителях, проводится физический осмотр материальных активов.

Материальные активы подвергаются проверке с целью удостоверения в их существовании. Она не обязательно проводится по отношению к праву собственности или стоимости.

Рассматриваются процессы или процедуры, которые выполняются другими субъектами, включая сотрудников проверяемого предприятия.

Производится поиск информации у осведомленных лиц и оценка ответов. Информацию можно найти в пределах и за пределами нахождения проверяемого субъекта.В соответствии с формой запросы могут быть:

• официальными письменными, адресованными третьим лицам;

• неформальными устными вопросами, которые направлены в адрес проверяемого субъекта.

Получение ответ в письменной форме в виде бумажного или электронного носителя напрямую от третьей стороны. Он может быть получен на запрос подтверждения информации, которая включена в бухгалтерские записи (примером может быть подтверждение дебиторки непосредственно дебиторами).

Проверяется точность арифметических расчетов, проведенных в первичных документах и бухгалтерских записях. Аудитор может проводить расчеты самостоятельно. Пересчет можно осуществить при использовании информационных технологий (например, получение электронных файлов от субъекта и использование КПА с целью проверить точность резюмирования файла)

Аудитор независимо осуществляет выполнение процедур, первоначально выполненных как часть внутреннего контроля.

Происходит анализ и оценка полученных аудитором сведений, исследуются важные финансовые и экономические показатели проверяемого субъекта для того, чтобы выявить необычные и (или) неправильно отраженные учетом хозяйственные операции. Также эта процедура предполагает выявление причин этих искажений и ошибок.

Выбор аудиторских процедур

Процедуры аудиторской проверки аудитором выбираются с вниманием на ограниченный характер некоторых процедур.

Факт наличия ценных бумаг не может быть доказательством по отношению к правам на них и их стоимостной оценке. Процедура наблюдения ограничивается временными рамками в тех случаях, когда происходит ее проведение. Процесс запроса сам по себе не способен дать необходимых и достаточных аудиторских доказательств отсутствия существенных искажений.

Одна и та же система процедур аудита иногда обеспечивает формирование аудиторских доказательств, которые являются уместными по отношению к одним утверждениям руководства, но неуместными по отношению к другим. По этой причине для формирования совокупности уместных аудиторских доказательств важна целевая направленность аудиторской процедуры с определением утверждения руководства (существование, полнота, оценка и т.п.), которое подлежит проверке.

Так, когда цель аудитора состоит в том, чтобы выявить завышенную кредиторскую задолженность по части утверждения существования (оценки), уместная аудиторская процедура представлена тестированием остатка по счету кредиторской задолженности. Когда основная цель проверки заключается в выявление занижения кредиторской задолженности, то необходимо тестировать последующие платежи и неоплаченные документы поставщиков.

В связи с рассмотренным выше, можно отметить, что именно по отношению к аудиторским процедурам важным является понятие «объем аудита».

Объем аудита включает аудиторские процедуры, которые, как считает аудитор, необходимы в ходе проверки для достижения цели. Выбор процедур — предмет профессионального суждения аудитора, который осуществляется при учете федеральных стандартов аудита, внутренних стандартов, используемых СРО, членом которой является аудитор.

Кроме стандартов аудитор, определяя объем аудита, должен обратить внимание на федеральные законы, прочие нормативно-правовые акты и, по необходимости, рассмотреть условия аудиторского задания и требования в области подготовки аудиторского заключения (п. 5 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»)..

Требования к применению аналитических процедур регулируются ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228). В международной практике использование аналитических процедур регулирует MCA 520 с аналогичным названием.

В соответствии с обозначенными стандартами аналитические процедуры состоят из нескольких действий:

  • рассматривается финансовая и другая информация о проверяемом субъекте и сравнивается с информацией за предыдущие периоды, ожидаемым результатом, работой аналогичных компаний (например, сравнивается отношение суммы выручки от продаж проверяемого субъекта к сумме дебиторской задолженности и средние отраслевые показатели или показатели других субъектов сопоставимого размера в этой же отрасли);
  • рассматриваются взаимосвязи между элементами, предположительно соответствующими прогнозируемому образцу (по опыту проверяемого субъекта); финансовой и прочей информацией (например, между затратами по оплате труда и числом рабочих).

Аналитические процедуры осуществляются различными способами: простым сравнением, комплексным анализом, сложными статистическими методами и др.

Аудитор использует их на всех стадиях аудита, а с их помощью при осуществлении планирования аудита достигается понимание деятельности проверяемых лиц. Аудитор в этом случае может выявить значимые для проверки сферы и область возможного риска. Аудитор проверяет и показатели сложности, объем и сроков проведения аналитических процедур, которые напрямую зависят от объема и сложности показателей финансовой отчетности проверяемого субъекта.

Особенности использования аналитических процедур

В случае, когда аудитор намеревается использовать аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, он принимает к учету п. 11 ФПСАД № 20, в котором прописаны:

  • цель аналитических процедур и надежность их результата;
  • особенности проверяемого субъекта и степень возможного дезагрегирования информации (так, аналитические процедуры способны привести к лучшим результатам, когда используются по отношению к финансовой информации по определенным видам деятельности или по выбранным подразделениям, цехам проверяемого субъекта, чем по отношению к его финансовой отчетности в целом);
  • информация финансового (смета, прогноз) и нефинансового (сумма выпущенных и реализованных единиц изделий) характера;
  • степень достоверности и уместности информации;
  • источник полученной информации (так, независимые источники считаются более надежными и характеризуются более объективной информацией, чем внутренние);
  • степень сопоставимости полученной информации (иногда необходимо дополнить и детализировать сведения в целом по отрасли для сравнения с показателями проверяемого субъекта, выпускающего или реализующего специализированную продукцию);
  • знания, которые аудитор получил во время проведения предыдущих проверок, включая степень понимания типичных проблем проверяемого субъекта, которые могут служить основой для замечаний и внесения корректив в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Читайте так же:  Проект устава ооо

Стандарт № 20 также содержит рекомендации аудитору о необходимости использовать аналитические процедуры на итоговом этапе проверки в процессе формулирования общего вывода. Здесь необходимо ответить на вопрос, соответствует ли в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность мнению о работе проверяемого субъекта, которое сложилось у аудитора.

В результате использования аналитических процедур в итоге проверки появляется возможность выявления вопросов и проблемных моментов, которые требуют проведение дополнительных аудиторских процедур.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/aditorskie-protsedury/

Документация аудиторской проверки

Общие документы аудиторской проверки

Организуя работы по проведению общего или специального аудита, который сконцентрирован на рабочих участках деятельности организации, появляется потребность в оформлении пакета документов, содержание и структура которого может быть типовой, унифицированной в аудиторской организации.

При заключении договора и выдаче аудиторского заключения целесообразно использование типового бланка, описывающего общую информацию по компании.

Такой бланк аудиторы могут подготовить заранее, например, в виде файла (табл. 1).

Таблица 1. Общая информация о проверяемом субъекте

№ п/п

Наименование показателя

Описание

Размер уставного капитала

Свидетельство о внесении в реестр государственного имущества (номер и дата)

Включение в государственный реестр РФ предприятий-монополистов

Налоговая инспекция (адрес)

Код территории по СОАТО

Код группировки по СООГУ

Код собственности (ОКСФ)

Код отрасли по ОКОНХ

Самым важным этапом является согласование сроков аудита и порядок формирования и подготовки документации. Согласованные намерения правильнее оформить в письменном виде, что даст возможность сторонам проверить и осуществить контроль сроков, избегая большого числа неоправданных взаимных претензий.

Можно выделить основные намерения, для которых необходимо согласование:

Документация для планирования аудита

Типовые документы для аудиторской проверки, которые рекомендуют унифицировать аудиторским компаниям, представляют собой общий план аудита и его программу. Необходимо привести их форму и в каждом разделе, который относится к практическому аудиту, требуется исходить из предположения о их заполнении в соответствии с перечнем вопросов, которые подлежат проверке (табл. 2).

В соответствии с требованием ФСАД № 2 «Планирование аудита» до момента подписания договора аудиторской проверки должен быть оформлен общий план аудита, описывающий в разделе «Наименование работ» укрупненные направления.

Таблица 2. Общий план аудита

Аудиторская компания

Проверяемый субъект

Лицензия №. со сроком действия до …..

Вид деятельности

Видео (кликните для воспроизведения).

Реквизиты

Реквизиты

п/п

Наименование работ

Объем проверки (документы)

Примечание

1. Общие процедуры проверки

Знакомство с системой бухучета

Тест систем внутреннего контроля (СВК)

Аудиторский риск и его существенность с расчетами

2. Практические разделы бухгалтерского и налогового учета, которые подлежат проверке

Аудит учредительных документов

Аудит учетных политик для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения

Аудит внеоборотных активов

Аудит запасов производства (сч. 10, 11, 14, 15, 16 и др.)

Аудит производственных затрат (сч. 20, 21, 23, 25, 26,28, 29 и др.)

Аудит готовых изделий (сч. 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и др.)

Аудит денежных средств (сч. 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59 и др.)

Формирование финансовых результатов и распределение прибыли (счета 90, 91, 96, 97, 98, 99 и др.)

Порядок ведения раздельного учета по типам деятельности

Аудит забалансовых счетов

Соответствие бухгалтерской отчетности требованиям действующих Законов

Анализ финансовой устойчивости с вычислением базовых показателей

Прочие вопросы на усмотрение аудитора, которые требуются для подтверждения достоверности отчетности:

– мероприятия, минимизирующие финансовые риски;

– оценка качественной стороны учета;

– анализ исковых требований, предъявленных предприятию

3. Завершающий этап и его процедуры

Формирование письменной информации по итогам аудита

Формирование письменной информации по результатам аудита руководителю проверяемого субъекта с согласованием спорных вопросов

Написание и представление аудиторского заключения

Подпись акта приема-сдачи выполненных работ

Подписи аудиторской компании с печатью, дата

Подписи проверяемого субъекта, печать, дата

Программа аудита

Каждый пункт, который рассмотрен в общем плане, может быть подвергнут расширению, что более подробно приведено в программе аудита. Программа аудита отличается от плана аудита тем, что ее можно составить и согласовать после момента подписания договора. В процессе проверки в программу можно вносить согласованные изменения. Тем не менее, не рекомендуется вносить изменения в сроки проведения аудита и сумму выполнения работ.

Программу аудита формируют как по всем пунктам общего плана единовременно, так и в форме отдельных программ по каждому подпункту. В этом случае наименование процедуры вносится в заголовок. Такое составление документации считается дробным и оно не совсем привычно для российской практики аудита. Тем не менее, его принято считать более удобным в случае потребности внести изменения в документы. Примером может быть вариант оформления части программы аудита по разделу 2.7 общего плана аудита «Аудит денежных средств» (табл. 3).

Читайте так же:  Субсчет уставного капитала ооо

Таблица 3. Примерная программа аудита

Аудиторская организация

Проверяемый субъект

Лицензия №. со сроком действия до.

Вид деятельности

Реквизиты

Реквизиты

№ пп

Процедуры (работы) по общему плану

Период с … по ….

Ответст

венный

проверяющий

Ответственный консультант (от компании)

Денежные средства (сч. 50, 51,52, 55, 57, 58, 59 и др.)

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/audit/dokumentatsija-auditorskoj-proverki/

ТЕМА 6. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка ¾ это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности. 1

К основным этапам аудиторской проверки в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности относятся:

1) организация и планирование:

· официальное предложение клиента о проведении аудита,

· знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т. д.),

· разработка и согласование общего плана и программы аудита,

· составление письма о проведении аудита,

· подписание договора на проведение аудита;

2) сбор аудиторских доказательств:

· тестирование средств контроля,

· проведение процедур проверки по существу;

3) завершение аудита:

· обобщение, систематизация аудиторских доказательств,

· сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,

· составление аудиторского заключения.

Официальному предложению аудиторской организации о проведении аудита предшествует выбор аудитора. Экономические субъекты, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, прежде чем обращаться с официальным предложением о проведении аудита, осуществляют выбор аудиторской организации. В акционерных обществах независимого аудитора выбирает собрание акционеров, в пределах установленной советом директоров суммы для оплаты за аудит. Для аудируемых лиц, имеющих в уставном капитале долю государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации не менее 25%, аудитор определяется по результатам открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ. В учредительных документах экономического субъекта могут быть введены дополнительные ограничения в отношении независимого аудита, не противоречащие действующим нормативным актам.

При выборе аудиторской организации экономический субъект имеет право ознакомиться с содержанием лицензии, числом аттестованных аудиторов в области специализации заказа, другой информацией, характеризующей квалификацию аудиторского персонала, ее деятельность. Особое внимание уделяется требованиям к условиям проведения аудита, правам, обязанностям сторон, которые предполагаются в договоре, ответственности аудиторской организации, срокам проведения аудита, предоставлению аудиторского заключения, а также привлечению других специалистов. Возможно рассмотрение репутации аудиторской организации, а также аккредитованного профессионального объединения, в котором она состоит. При необходимости экономический субъект знакомится с финансовой отчетностью аудиторской организации для оценки ее финансового положения. Экономический субъект имеет право обращаться к аудиторской организации за получением сопутствующих услуг, кроме услуг, несовместимых с аудитом финансовой отчетности (восстановление, ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности).

Аудиторская организация должна разрабатывать и применять на постоянной основе критерии оценки экономических субъектов для соблюдения требований нормативных актов, правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональной этики. Она обязана оценить соблюдение принципа независимости, другие ограничения, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит не может проводиться индивидуальным аудитором. Необходимо определить влияние на деятельность экономического субъекта следующих факторов: а) внешних (общеэкономических, отраслевых); б) внутренних (связанных с индивидуальными особенностями, в том числе с репутацией руководства экономического субъекта). Аудитор оценивает основную и инвестиционную деятельность экономического субъекта, прочие операции.

К основным процедурам отбора клиентов аудиторскими организациями относятся:

· оценка цели аудиторской проверки и возможного использования ее результатов;

· стиль и принципы управления;

· предварительная оценка потенциальной трудоемкости, сложности аудита и аудиторского риска;

· оценка причины смены (смен) аудитора;

· характер и проблемы взаимоотношений с внешними пользователями финансовой отчетности (налоговыми органами, банками, партнерами и т. д.);

· аналитическая проверка отчетности;

· предварительная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· самооценка способности аудиторской организации к выполнению работы (наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т. д.).

По результатам анализа определяется возможность проведения аудита, сопутствующих услуг на профессиональном уровне.

Аудиторская выборка

Аудиторская выборка ¾ это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. 1

Требования по аудиторской выборке раскрыты в Федеральном правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

Для рассмотрения выборки в аудите необходимо определиться с применяемой терминологией по данному вопросу в отношении видов ошибок (табл. 6.1), изучаемой совокупности, риска выборки.

В отношении изучаемой совокупности в аудите различают понятия генеральной совокупности, элементов выборки и стратификации.

Генеральная совокупность представляет собой полный набор элементов, из которых аудитор проводит выборку для того, чтобы сделать выводы. Она должна быть надлежащей с точки зрения цели процедуры выборки, а также полной.

Читайте так же:  Внести изменения в ооо учредители

Элементы выборки ¾ индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность (прил. 9).

Аудитор может подразделить генеральную совокупность на страты, т. е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно. Процесс деления генеральной совокупности на страты, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками, называется стратификацией. При стратификации аудитору необходимо обеспечить, чтобы каждый элемент выборки мог быть включен только в одну страту.

Таблица 6.1

Ошибки, различаемые в аудиторской выборке*

* Аннотировано по Федеральному правилу (стандарту) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532. 2

Риск выборки возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основе отобранной совокупности, отличается от вывода при применении идентичных процедур аудита к генеральной совокупности в целом. 3

В аудите различают два типа рисков выборки. Риск первого типа представляет собой риск того, что аудитор сделает следующие заключения:

· риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);

· существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).

Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.

Риск второго типа представляет собой риск того, что аудитор придет к следующим выводам:

· риск средств внутреннего контроля выше, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля);

· имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее не существует (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу).

Риск такого типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

Риск, не зависящий от аудиторской выборки, является следствием факторов, которые приводят аудитора к ошибочному выводу по любым причинам, кроме тех, которые связаны с объемом выборки (т. е. числом отбираемых для проверки элементов). Риск, связанный с выборкой, может быть снижен путем увеличения объема отбираемой совокупности, а не связанный ¾ путем надлежащего планирования задания, текущего контроля за работой аудиторов и проверки выполнения процедур.

Различают следующие виды выборки:

представительная (репрезентативная) ¾ элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными;

непредставительная (нерепрезентативная) ¾ элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов.

Элементами выборки могут быть натуральные объекты (например, первичные учетные документы) или показатели в денежном выражении. Аудитор должен стараться сформировать репрезентативную совокупность путем отбора элементов выборки, которые обладают характеристиками, типичными для генеральной совокупности, так как целью выборки является получение выводов по всей генеральной совокупности. При формировании проверяемой совокупности необходимо исключать предвзятость.

Для построения выборки аудитор определяет метод отбора элементов, который будет использоваться при тестировании с целью получения аудиторских доказательств. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 16 «Аудиторская выборка» различают следующие методы отбора элементов:

1) отбор всех элементов (сплошная проверка);

2) отбор специфических (определенных) элементов;

3) отбор отдельных элементов (формирование аудиторской выборки).

Первый метод отбора не применяют при проведении тестов средств внутреннего контроля, его используют в отношении аудиторских процедур проверок по существу. Сплошная проверка целесообразна в следующих случаях:

а) генеральная совокупность состоит из небольшого числа элементов наибольшей стоимости;

б) неотьемлемый риск и риск средств контроля являются высокими, а другие средства не позволяют получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства;

в) повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осуществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов.

Второй метод предполагает отбор специфических элементов. Различают специфические элементы наибольшей стоимости и ключевые элементы. К элементам наибольшей стоимости относят суммы сальдо счетов, которые превышают планируемую степень точности, т. е. уровень существенности. При определении ключевых элементов аудитор отбирает сальдо счетов, существенных качественно, т. е. элементы, по которым возможна наибольшая вероятность наличия ошибки или искажения, и элементы существенные количественно, т. е. элементы (например, месяцы), имеющие наибольший оборот по данному счету в отчетном периоде. При использовании данного метода осуществляется построение непредставительной выборки, в связи с чем результаты, полученные по отобранным элементам, не могут быть экстраполированы на всю совокупность.

Третий метод представляет собой отбор элементов для построения представительной выборки. Прежде чем отобрать элементы, необходимо определить объем выборки.

Выбор метода или сочетания методов отбора элементов зависит от обстоятельств проверки, в частности аудиторского риска и эффективности аудита.

Объем выборки определяют с применением специальных формул теории вероятности и математической статистики либо на основе профессионального суждения аудитора. В этом случае аудитор должен проанализировать, снижен ли риск выборки до приемлемо низкого уровня. Чем ниже риск, связанный с использованием выборочного метода, который готов принять аудитор, тем больше необходимый объем выборки (табл. 6.2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsia.com/2xa635.html

Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here