Основные направления аудиторской проверки

Полная информация на тему: "Основные направления аудиторской проверки". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Основные направления аудиторской проверки

Порядок определения объёма аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696).

Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская проверка включает:

  1. изучение и оценку системы бухучета клиента;
  2. оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  3. проверку соблюдения нормативных актов при проведении аудита;
  4. аудит оценочных значений в бухгалтерском учете;
  5. налоговый аудит.

Аудиторская организация обязана достичь понимания системы бухучета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухучета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности экономического субъекта.

Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Все этапы оценки системы внутреннего контроля фиксируются в рабочих документах аудитора.

Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита предусматривает проверку соответствия совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству для того, чтобы получить достоверную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете составляет одну из направленностей аудиторской проверки. Он означает проверку исчисления руководством экономического субъекта значения показателей бухгалтерской отчетности, допустимые в соответствии с правилами бухгалтерского учета при невозможности определения точных значений. В ходе такой проверки аудиторская организация должна получить достаточные аудиторские доказательства того, что оценочные значения являются достоверными в данных обстоятельствах и при необходимости содержат соответствующие пояснения.

Проведение налогового аудита проводится с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информационной системы, а также проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом автоматизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок. При проверке системы компьютерной обработки данных аудиторская организация руководствуется правилом (стандартом) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».

Источник: http://be5.biz/ekonomika/a006/45.html

Основы аудита (УМК). Особенности технологии аудиторской проверки в организациях разных отраслей, организационно-производственных структуры и правовых форм

Оглавление

1. Выбор основных направлений аудиторской проверки

Порядок проведения аудиторских проверок в организациях разных отраслей (промышленности, оптовой и розничной торговли, агропромышленного комплекса), организационно-производственной структуры и правовых форм определяется требованиями действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и включает определенную последовательность действий (см. тема 6 п.4).

На практике существует в основном два подхода к технологии проведения аудиторских проверок.

Пообъектный подход к проверке оборотов и сальдо по каждому значимому для аудита счету сплошным или выборочным способом. При данном подходе раздел аудита фактически совпадает с объектами бухгалтерского учета (например, аудит учета основных средств, аудит учета нематериальных активов, аудит учета материально-производственных запасов и т.д.). При таком подходе аудит каждой хозяйственной операции проводится без выявления взаимосвязей между ними на этапе сбора аудиторских доказательств. После завершения аудита каждого бухгалтерского счета в целях обобщения информации необходимо провести анализ взаимосвязей между хозяйственными операциями.

На практике такой вариант организации процесса аудита вряд ли можно признать наиболее рациональным, так как одни и те же финансово-хозяйственные операции (и, соответственно, документальные носители информации о финансово-хозяйственных операциях, являющиеся содержанием деятельности организации и обеспечивающие образование взаимосвязей между счетами бухгалтерского учета) могут проверяться различными членами группы аудита неоднократно с точки зрения разных сегментов аудита. Иногда такое дублирование действий объективно необходимо, но часто может привести к неоправданным дополнительным затратам труда и времени.

Процесс аудита может быть оптимизирован, если в качестве сегментов аудита выделять образующиеся при осуществлении хозяйственных операций взаимосвязи между объектами учета, так называемые циклы хозяйственных операций.

Проверка оборотов по счетам в разрезе круга (цикла) хозяйственных операций, которые являются составной частью основных хозяйственных процессов – приобретения (заготовления), производства, продажи, инвестирования – циклический подход. Выделение в качестве сегментов аудита циклов хозяйственных операций проводится с учетом содержания финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, применяемой системы бухгалтерского учета и системы документооборота. При этом подходе к проверке у одного аудитора фиксируется различная информация в рамках одной хозяйственной операции, отраженной на разных счетах, и нет необходимости проверять ее другим аудиторам. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ «Аудиторские доказательства», «наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственной операции».

Аудиторская работа по проверке финансовых отчетов любых хозяйствующих субъектов подразумевает изучение и анализ бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчета о движении капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6), пояснительной записки (в части проверки соблюдения предприятием принципа постоянства учетной политики).

Аудитор должен проверить реальность ограничений предприятия в праве собственности на активы, степень надежности гарантий, данных в отношении обязательств, уровень достоверности условных активов и обязательств, оцененных количественно, проверить обоснованность принятых сумм обязательств в счет предстоящих капитальных затрат.

При проверке данных учета и отчетности анализируют наличие и состояние:

  • имущества (основных средств и вложений, запасов и затрат, нематериальных активов);
  • других долгосрочных активов (долгосрочных инвестиций, вложений в дочерние предприятия и филиалы, в ассоциированные компании);
  • денежных средств, расчетов и прочих активов (кассы, расчетного и валютного счетов, ценных бумаг и краткосрочных финансовых вложений, расчетов с участниками, расчетов с покупателями, дебиторами);
  • долгосрочных пассивов (уставного капитала, износа имущества, специальных фондов и резервов);
  • кредитов и других заемных средств;
  • расчетов и прочих пассивов (расчетов с кредиторами, с бюджетом, органами страхования, персоналом предприятия);
  • прочих пассивов.

При проверке правильности определения финансовых результатов деятельности предприятия предусматривается изучение:

  • доходов от обычных видов деятельности;
  • затрат на производство реализованной продукции;
  • результатов от финансовой деятельности и прочих операций.

При аудите финансовых отчетов необходимо удостовериться в правильности составления баланса, отчетов о прибылях и убытках и других финансовых документов. Проверке подлежат:

  • все значительные операции и сделки;
  • крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года;
  • основные финансовые показатели, коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние пять лет;
  • неудовлетворительная ситуация с оборотными средствами;
  • выявленные факты, свидетельствующие о необоснованной необходимости резко поднять доходы для удержания цен на акции;
  • причины и характер судебных исков к предприятию, особенно в связи с претензиями акционеров;
  • использование в подразделениях предприятия разных форм финансовой отчетности.
Читайте так же:  Документы для аудита бухгалтерской финансовой отчетности

При проверке использования прибыли анализируют платежи в бюджет, отчисления в резервный (страховой) фонд, перечисления прибыли в фонды накопления и потребления, на благотворительные и аналогичные цели, на штрафы.

Особое внимание следует уделить анализу дебиторской и кредиторской задолженностей, динамике долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (в паи и акции других предприятий, в облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы и т.п.).

В процедурном отношении объем работы аудитора включает:

  1. проверку правильности документального оформления и сущности отдельных хозяйственных операций, вызывающих сомнение;
  2. возможность проведения инвентаризации денежных средств, отдельных видов товарно-материальных ценностей, сверки расчетов;
  3. анализ финансового положения предприятия по данным баланса и отчетности о прибылях и убытках;
  4. проверку соблюдения принципа тождественности данных аналитического и синтетического учета, правильности отнесения доходов и расходов предприятия к отчетным периодам;
  5. оценку экономической эффективности принятой учетной политики;
  6. проверку правильности составления консолидированной отчетности и баланса (консолидированная отчетность проверяется в случае, если головное предприятие предполагает или осуществляет выпуск ценных бумаг).

Источник: http://greatreferat.ru/sherbak_audit9.1.php

Направления аудиторских проверок

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (утв. постановлением Правительства РФ от23.09.2002 г. №696).

Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта. Рыночная экономика отличается большим разнообразием предприятий организационно-правовых форм хозяйствования, поэтому регламентировать все виды проверок невозможно. В таких случаях аудиторская организация руководствуется действующим законодательством в области аудиторской деятельности и сама разрабатывает планы проверок.

Аудиторская проверка включает в себя следующие основные направления:

  1. изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента;
  2. оценка эффективности системы внутреннего контроля;
  3. проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.

На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информационной системы. Осуществляются специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом автоматизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.

При проверке системы компьютерной обработки данных аудиторская организация руководствуется правилом (стандартом) «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».

Источник: http://be5.biz/ekonomika/a006/17.html

Основные направления аудиторской проверки

Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением позволяет сделать определенные выводы по всем трем основным направлениям аудиторской проверки. [c.115]

Тем не менее констатирующий аудит все еще является как бы основным направлением деятельности аудиторов. Именно в результате проведения аудиторской проверки составляется аудиторский отчет, основная цель которого — подтвердить, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с общепринятыми учетными принципами. В частности, это означает, что в балансе не указаны несуществующие активы, в полном объеме приведены обязательства компании, правильно классифицированы долгосрочные и краткосрочные кредиты и т. п. Помимо публикуемого как приложение к отчетности короткого аудиторского заключения руководителям компании представляют также подробный аналитический аудиторский отчет, имеющий конфиденциальный характер и поэтому используемый только для внутреннего анализа. [c.397]

Основные законодательные и нормативные документы Источники информации для проверки Цель и направления экспертизы общих документов предприятия Аудит учета уставного капитала и расчетов с учредителями Ф План и программа аудиторской проверки Экспертиза хозяйственных договоров на соответствие законодательству Экспертиза учетной политики экономического субъекта Типичные ошибки [c.340]

При проведении проверки аудиторская организация (аудитор) должна выделить для себя основные направления проверки, такие, как [c.595]

Целью комиссии является повышение престижа аудиторской профессии и оказание помощи аудиторским организациям в повышении качества оказываемых услуг. Среди основных направлений деятельности можно назвать анализ информации об аудиторских фирмах и аудиторах, работающих самостоятельно, проверка добросовестной рекламы аудиторских фирм (аудиторов) и выявление фактов недобросовестной конкуренции среди аудиторских фирм (аудиторов), и доведение всех негативных фактов до ЦАЛАК для принятия мер, с согласия аудиторских фирм (аудиторов) их посещение и формирование для дальнейшей публикации базы данных об их финансовом состоянии, штатной численности, технической оснащенности, наличия рабочей документации, внутрифирменных стандартов, методик и т.п., рассмотрение претензий организаций (клиентов) к аудиторским фирмам и аудиторских фирм друг к другу, организация по согласованию сторон и поручению ЦАЛАК проведения проверок качества оказанных аудиторских услуг, участие в разработке [c.65]

Второй раздел проспекта эмиссии («Данные о финансовом положении эмитента») должен включать бухгалтерские балансы за последние три завершенных финансовых года, подтвержденные аудиторской проверкой краткое описание имущества эмитента и его основных видов деятельности полный отчет об использовании прибыли за последние три завершенных финансовых года рублевую оценку валютной части статей доходов и расходов по рыночному курсу Центрального банка РФ отчет об использовании средств резервного фонда за последние три года информацию о размере просроченной задолженности по уплате налогов сведения о задолженности по кредитам банка и ее динамике за последние три года сведения о направлении средств на капитальные вложения за последние три года, объеме незавершенного строительства и неустановленного оборудования сведения об экономических и административных санкциях, налагавшихся на эмитента органами государственного управления, судом, государственным арбитражем или третейским судом в течение трех лет до момента принятия решения о выпуске ценных бумаг сведения об общем размере уставного капитала, его делении на акции, объеме оплаченной части стоимости акций, количестве ранее выпущенных акций, их номинале, распределении по видам акций, условиях выплаты дивидендов. [c.79]

Аудиторские проверки могут отличаться друг от друга по задачам, поставленным при их проведении, направлениям деятельности, по которым они проводятся, а также по конечному результату этих проверок. Аудиторские проверки могут быть классифицированы по трем основным типам [c.329]

Ревизионная палата состоит из Совета ревизоров (аудиторов) и Генерального секретариата. Совет ревизоров имеет право проверять ежегодный окончательный отчет о государственных доходах и расходах запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения ревизии принимать решение о привлечении к ответственности нарушителей финансовой дисциплины и др. Аудиторские проверки проводит Генеральный секретариат и входящие в его состав бюро. Ревизионная палата осуществляет контроль после производства расходов или поступления доходов в бюджет на основе материалов учета и отчетности. Основными направлениями контрольной деятельности являются проверки фактического наличия государственных денежных средств и иного движимого и недвижимого имущества государства, установление законности совершаемых финансовых операций, контроль за соблюдением установленных законом финансовых процедур. Контролю Ревизионной палаты подлежат все счета государственных финансов, ежегодно рассматриваемые и утверждаемые парламентом. Подготовленный Палатой доклад о ревизии вносится в парламент правительством. В парламенте доклад о ревизии рассматривается в ревизионных комиссиях, созданных в обеих палатах. [c.434]

Читайте так же:  Займ учредителю от ооо с процентами

Для аудиторской фирмы, производящей проверку хозяйствующего субъекта, как и для всякой другой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, весьма важной задачей является соблюдение принципа минимизации затрат при условии обеспечения требуемого качества выполняемых работ. Понятно, что нарушение этого принципа приведет к ухудшению финансового положения аудиторской фирмы или даже к ее банкротству. Именно поэтому в настоящее время технология аудиторских проверок в значительной мере опирается на оценку риска его неэффективности. На практике возникает весьма интересная ситуация. Если проверка внутреннего контроля по всем основным направлениям будет производиться настолько глубоко, что позволит оценить его неэффективность как весьма незначительную, то в этом случае на такую проверку потребуются значительные затраты времени, тогда как затраты времени на проверку правильности финансовой отчетности будут минимальными. [c.86]

Основная цель направления письма-обязательства — внесение ясности во взаимоотношения между экономическим субъектом и аудиторской организацией на этапе подготовки аудиторской проверки. [c.101]

Аудиторская проверка является основным направлением деятельности аудиторов и аудиторских фирм. Важное значение при проведении проверки имеет планирование аудитором своей работы. [c.231]

Поскольку одним из важнейших направлений аудиторской деятельности является проверка правильности составления баланса и отчета о финансовых результатах, студенты при выполнении заданий должны использовать основные правила чтения (методики анализа) финансовых отчетов, оформляя аналитические таблицы и рассчитывая соответствующие финансовые коэффициенты. При этом необходимо использовать приемы факторного анализа прибыли, оценки финансового состояния и платежеспособности по данным баланса, прогнозирования возможного банкротства и несостоятельности хозяйствующих субъектов. [c.5]

Решающим требованием к развитию аудита в современных условиях является его направленность на обеспечение пользователей бухгалтерской финансовой отчетности необходимой информацией, которую следует привлекать при обосновании серьезных финансовых решений. Такой подход к аудиторской деятельности приводит к необходимости решения проблемы более четкого определения ее сущности, направленности, основных задач и взаимодействия аудиторской деятельности с основными функциями системы управления. В этой связи принципиальным является вопрос понимания сущности аудита и более четкое использование таких понятий, как аудит , аудиторская деятельность и аудиторская проверка . Следует подчеркнуть, что в постсоциалистический период при становлении рыночной экономики аудит рассматривался прежде всего как самостоятельная инфраструктурная деятельность независимых экспертов, которая направлена на оценку или выражение мнения о достоверности отчетности. При этом под достоверностью отчетности понималось, прежде всего, ее соответствие тем требованиям, которые предъявляются к ведению бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования. Следует отметить, что аудит рассматривался преимущественно с позиции правильности ведения бухгалтерского учета, что позволяло однозначно воспринимать данные основного массива бухгалтерской информации, которая предоставляется внешнему пользователю в виде финансовой бухгалтерской отчетности. [c.9]

Весьма интересным и сложным методологическим вопросом организации аудиторской деятельности является соотношение стратегий аудиторской проверки и подходов к выбору объектов аудита. Решение этого вопроса зависит и от той методики аудиторской проверки, которую принимает аудиторская фирма, это связано и с теми задачами и проблемами, которые касаются требований к учету специфики аудирования объекта, к согласованным задачам и направлениям аудиторского объекта. Стратегия аудиторской проверки сразу определяет, что будет являться объектом учета. Если нас интересует проблема учета основных средств, то при этом можно оценивать качество объекта проверки. Это правильность оценки основных средств, по которым данные средства поставлены на учет, порядок формирования фактической цены приобретения. В данном случае аудит будет проверять не только счета движения основных средств, но всю совокупность счетов, которые формируют фактическую стоимость приобретения. В то же время если проверять движение основных средств (предположим, что правильно начислялась амортизация и списывалось оборудование), то речь идет о проверке конкретных счетов. Эта проблематика чрезвычайно сложная, она может быть поставлена как задача перед общественными объединениями аудиторских организаций. Поскольку в этом случае надо, безусловно, учитывать не только общие задачи аудита, но и специфику проведения аудита по отдельным сегментам бизнеса предприятий разных масштабов, разной структуры, т.е. необходимо учитывать все эти позиции более широко. [c.27]

Как уже отмечалось, Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) определил современную структуру управления ЦБР. Раньше высшим органом управления ЦБР был совет директоров, а Национальный банковский совет выполнял консультативные и экспертные функции. Теперь Национальный банковский совет становится органом управления ЦБР, при этом подчеркивается его значение как коллегиального органа. В компетенцию Национального банковского совета входят а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов (в том числе расходов на содержание служащих и социальное страхование) и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР б) решение вопросов, связанных с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций назначение главного аудитора ЦБР, определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР в) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений г) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности банка и т. п. [c.512]

Аудиторский контроль в России является относительно новым направлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку истинности докладов и заявлений руководства и отчетность по результатам такой проверки. В современной практике понятие аудита намного шире, хотя единой его трактовки нет. Так, комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дает следующее определение аудита Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям [Робертсон, с. 4]. [c.56]

К такой дополнительной информации можно отнести, например, общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, ее членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах. Как правило, экономический субъект заинтересован в сведениях о персональном составе группы специалистов, осуществляющих аудит, и высоком уровне их квалификации, а также о необходимости привлечения других аудиторов и независимых экспертов. Соответственно должен быть определен круг вопросов, для решения которых планируется привлечение дополнительных специалистов. Если к моменту написания письма-обязательства согласованы сроки проведения работ и условия оплаты услуг аудиторской организации, такие данные должны найти свое отражение в письме-обязательстве. Если же эти данные не конкретизированы, целесообразно изложить основные принципы формирования стоимости оказываемых услуг и планируемые сроки проверки. Аудитор может также привести рекомендации относительно направлений использования аудиторского заключения. [c.279]

Наблюдение или участие в инвентаризации. С точки зрения технологии аудиторского дела инвентаризацию можно рассматривать как метод получения наиболее ценных и достоверных аудиторских доказательств о реальности и точности статей актива баланса, фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за её проведением позволяет сделать определённые вьшоды по всем трем основным направлениям аудиторской проверки. Например, если на проверяемом предприятии в течение ряда лет не проводилась инвентаризация активов, аудитор имеет основание для вывода об отсутствии у клиента внутреннего контроля за сохранностью активов, а также о нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и подготовки бухгалтерской отчётности. [c.185]

Читайте так же:  С чего начать открывая ооо

Кроме того, при проведении предварительного этапа аудиторской проверки аудиторская фирма согласовывает с руководством аудируемого объекта основные направления по проверке, формирует для себя программу аудиторской проверки, определяет срок ее [c.21]

Источник: http://economy-ru.info/info/184622/

Основные направления аудиторской проверки

НАПРАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК [c.15]

Второй раздел содержит сведения о реализации работ и услуг (без НДС) по направлениям (видам) аудита и прочим аудиторским услугам. Третий раздел — данные об аудиторских проверках организаций, подлежащих обязательным аудиторским проверкам, сведения о результатах аудиторских проверок. [c.56]

Для аудиторской фирмы, производящей проверку хозяйствующего субъекта, как и для всякой другой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, весьма важной задачей является соблюдение принципа минимизации затрат при условии обеспечения требуемого качества выполняемых работ. Понятно, что нарушение этого принципа приведет к ухудшению финансового положения аудиторской фирмы или даже к ее банкротству. Именно поэтому в настоящее время технология аудиторских проверок в значительной мере опирается на оценку риска его неэффективности. На практике возникает весьма интересная ситуация. Если проверка внутреннего контроля по всем основным направлениям будет производиться настолько глубоко, что позволит оценить его неэффективность как весьма незначительную, то в этом случае на такую проверку потребуются значительные затраты времени, тогда как затраты времени на проверку правильности финансовой отчетности будут минимальными. [c.86]

Кроме того, рабочие документы могут также послужить основой для многих других направлений работы. По ним фирма нередко готовит различные налоговые декларации, делает другие сообщения. Служат они и справочным материалом для подготовки персонала внутри аудиторской фирмы, а также помогают планировать и координировать выполнение последующих аудиторских проверок. [c.123]

Видео (кликните для воспроизведения).

Задачи аудиторов разнообразны по направлениям. Первоочередная из них — это высококачественное проведение аудиторских проверок. В ходе аудиторской проверки аудитор должен установить достоверность показателей отчетов заказчика, правильность их составления, подтвердить или не подтвердить реальность приведенных в них данных. [c.450]

Одна из функций аудита — деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска пользователей финансовых отчетов. Исходя из этого первоочередной задачей аудиторов является высококачественное проведение аудиторских проверок. В ходе проверки должна быть установлена достоверность показателей отчетов клиента, правильность их составления, реальность приведенных в них данных. При этом используются показатели таких форм отчетности, как баланс, отчет о прибылях и убытках, расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам, учетная политика, пояснительная записка к отчету и др. [c.6]

Текущий контроль осуществляется по двум направлениям контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита. [c.32]

Развитию аудита в большой мере содействовало принятие решений об обязательном проведении аудиторских проверок для определенных субъектов хозяйствования. Это привело к тому, что аудит часто стал отождествляться непосредственно с проведением аудиторской проверки, направленной на выражение мнения о достоверности отчетности. Вместе с тем в процессе становления аудиторской деятельности все большую роль играли услуги, сопутствующие аудиту. Необходимо обратить внимание на определенное несоответствие терминов услуги, сопутствующие не аудиторской проверке, а аудиту, поскольку, по нашему мнению, понятие аудит [c.9]

Направленность аудиторской деятельности постоянно меняется. Объекты аудита расширяются. В предыдущем аспекте, излагая необходимость единственности методологии учета и аудита, мы подчеркнули появление принципиально новых объектов учета и одновременно отметили, что возникает изменение соотношений разных элементов активов и обязательств на предприятии. Естественно, это не может не сказаться на тех объектах аудита, которые закладываются в основу при планировании и при составлении программ проведения аудиторских проверок. [c.13]

Таким образом, ставя задачу развития целевой направленности аудиторской деятельности, мы опять возвращаемся к вопросу о необходимости введения более четкой терминологии понятий аудиторская деятельность , аудиторская проверка , аудиторская услуга и выяснения их взаимоотношений друг с другом. Одновременно необходимо уяснить, что терминология должна быть четкой, что она касается не только аудита, но и всей системы проверок, включая контрольно-ревизионную работу, финансовый контроль, финансовый государственный контроль, независимый контроль, ведомственный контроль, который, например, осуществляет Центробанк. При разработке позиций любого вида контроля общая концепция финансового контроля должна быть исходной. Концепция аудита должна включаться в общую систему финансового контроля, где будет особый сегмент независимого контроля как ауди- [c.16]

Целью комиссии является повышение престижа аудиторской профессии и оказание помощи аудиторским организациям в повышении качества оказываемых услуг. Среди основных направлений деятельности можно назвать анализ информации об аудиторских фирмах и аудиторах, работающих самостоятельно, проверка добросовестной рекламы аудиторских фирм (аудиторов) и выявление фактов недобросовестной конкуренции среди аудиторских фирм (аудиторов), и доведение всех негативных фактов до ЦАЛАК для принятия мер, с согласия аудиторских фирм (аудиторов) их посещение и формирование для дальнейшей публикации базы данных об их финансовом состоянии, штатной численности, технической оснащенности, наличия рабочей документации, внутрифирменных стандартов, методик и т.п., рассмотрение претензий организаций (клиентов) к аудиторским фирмам и аудиторских фирм друг к другу, организация по согласованию сторон и поручению ЦАЛАК проведения проверок качества оказанных аудиторских услуг, участие в разработке [c.65]

Поскольку аудит любой организации — это сложный процесс, требующий существенных затрат времени на его организацию, целесообразно в каждой аудиторской фирме постоянно проводить работу, направленную на максимальное сокращение времени проверок, не снижая при этом их качества. [c.227]

Сопутствующие аудиту работы и услуги — предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления бухгалтерские услуги услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом консультационные услуги обучение и прочие услуги аудиторского профиля. Все эти виды деятельности требуют от исполнителя компетенции в областях собственного аудита, бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансов и экономики в целом, налогообложения, хозяйственного права. [c.15]

Аудиторские проверки могут отличаться друг от друга по задачам, поставленным при их проведении, направлениям деятельности, по которым они проводятся, а также по конечному результату этих проверок. Аудиторские проверки могут быть классифицированы по трем основным типам [c.329]

В Великобритании наряду с Комитетом публичной отчетности парламентский финансовый контроль осуществляется Генеральным контролером и аудитором. В функции Генерального контролера и аудитора входит а) контроль за выделением денежных средств правительственным ведомствам, т.е. прежде чем отдать распоряжение в Банк Англии осуществить соответствующие платежи в пользу государственного учреждения Генеральный контролер и аудитор должен удостовериться, что эти средства для министерства предусмотрены законом и все требования закона в этой связи соблюдены б) проверка финансовой отчетности министерств, ведомств, а также различных публичных корпораций (например университетов). Проверки осуществляются через государственно-аудиторскую службу с целью определить соответствие расходов направлениям деятельности, установленных в парламентском акте, и выявить экономическую обоснованность и эффективность расходования денежных средств на соответствующие цели. Для осуществления этих задач закон наделяет аудитора правом получать необходимые финансовые документы. По результатам проверок Генеральный контролер и аудитор направляет в Палату общин доклад, который [c.517]

Читайте так же:  Ксб акции дивиденды

При этом аудитору следует руководствоваться еле- дующими принципами эффективность внутреннего контроля во многом зависит от вида и объема проводимых хозяйственных операций разделение функциональных обязанностей контроль — в эффективно действующей предпринимательской структуре ни одна операция не должна оставаться без контроля. Задача аудитора — оценить целесообразность внутренних проверок в конкретных ситуациях. Оценку эффективности системы внутреннего контроля аудитор должен организовать по направлениям, соответствующим циклам бизнеса снабжение, производство, сбыт, оплата труда, финансы. Оценка системы внутреннего контроля базируется на получении ответов на основные контрольные вопросы, содержащиеся в бланках, которые заранее выдают аудиторам в аудиторских фирмах. Основной аудитор может вносить коррективы в перечень вопросов в зависимости от особенностей клиента. [c.28]

Каждый бухгалтер мечтает начать новый год с «чистого» баланса, т. е. по возможности исправить все найденные ошибки в отчетном году. Предлагаемый ниже перечень вопросов для проверки правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организаций основан на типичных ошибках, выявляемых в ходе аудиторских проверок. Перечень далеко не полный, и содержит только те вопросы, которые касаются заполнения формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Ссылки на нормативные документы также могут быть не исчерпывающими. Однако, и вопросы, и приведенная нормативная база м

Источник: http://economy-ru.info/info/184602/

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).
Читайте так же:  Перерегистрация авто при смене юридического адреса ооо

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Основные направления аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here