Основные принципы аудита финансовой бухгалтерской отчетности

Полная информация на тему: "Основные принципы аудита финансовой бухгалтерской отчетности". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия включает в себя проверку финансовых результатов и использования прибыли, проверку соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, а также проверку отчетности экономического субъекта.

Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли — установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения), учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68, Главная книга, бухгалтерская отчетность (ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и др.

Аудитору необходимо проверить:

  • наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность определения предприятием предлагаемой прибыли и выручки от реализации продукции для исчисления авансовых платежей в бюджет;
  • правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
  • правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;
  • правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;
  • правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;
  • правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • правильность формирования финансового результата.

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

  • операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
  • на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
  • продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
  • стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
  • суммы продажи правильно классифицированы;
  • суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами, и наоборот.

Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов, являются:

  • включение в состав расходов от обычной деятельности операционных и внереализационных расходов;
  • неправомерное использование прибыли текущего периода;
  • некорректная корреспонденция счетов;
  • намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
  • намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
  • неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
  • намеренное завышение расходов для сокрытия фактов не надлежащего использования денежных средств;
  • оплата фиктивных расходов.

Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Целью аудита является проверка выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета различных объектов контроля, проведенная аудиторами согласно программе аудита, позволяет собрать достаточное количество аудиторских доказательств для оценки полноты, достоверности и правильности расчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако аудиторам необходимо также осуществить дополнительный анализ соответствия методики составления и содержания отчетности требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;
  • Приказ МФ РФ №67н от 22.07.2003г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

  • Бухгалтерский баланс (ф. №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
  • Отчет об изменениях капитала (ф. №3);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6);
  • Пояснительная записка к годовому отчету;
  • Специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомостями РФ.

Перед началом проверки аудитору следует установить:

обеспечивается ли персонал предприятия необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению;

разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота, графики проведения инвентаризаций и т.д.;

применяются ли меры воздействия на персонал предприятия за нарушение требований нормативных актов.

Выявленные аудитором нарушения порядка составления и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные.

Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение.

При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их в своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности.

Типичными нарушениями выявляемыми в ходе проверки являются:

  • несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;
  • использование форм и методов учета непредусмотренных учетной политикой;
  • применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;
  • отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;
  • нераскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.

Аудит отчетности экономического субъекта

Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо – нет.

Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.

Читайте так же:  Дивиденды акций татнефть сегодня

Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

Бухгалтерский баланс (ф. №1);

Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

Отчет об изменениях капитала (ф. №3);

Отчет о движении денежных средств (ф. №4);

Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);

Пояснительная записка к годовому отчету;

Все формы промежуточной отчетности предприятия за год.

К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д.

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

1) отражение в отчетности стоимости имущества и обязательства предприятия должны производиться в рублях;

2) оценка имущества и обязательства должны осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

3) зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);

4) отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. №1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценках, т.е. зачетом регулирующих величин;

5) методики формирования показателей отчетности должны соответствовать нормативных документов. При наличии отступления их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, которые эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.

Все выявленные аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.

Если при проверке различных видов хозяйственных операций предприятие за отчетный период были установлены существенные ошибки и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности.

В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявлены нарушения незначительны, аудиторская организация вправе выдать положительное аудиторское заключение.

Если ошибки (искажения), обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на достоверность отчетности или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организация предоставляет администрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.

  • неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности;
  • показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;
  • неправильное формирование показателей сводной бухгалтерской отчетности;
  • не включение в бухгалтерскую отчетность организации данных об обособленных подразделениях;
  • не опубликование акционерными обществами своей бухгалтерской отчетности;
  • не отражение существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности;
  • не раскрытие либо не достаточное раскрытие последствий условных фактов;
  • не раскрытие информации либо не полное раскрытие об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ.

Источник — Аудит : учебное пособие / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 199 с.

Источник: http://www.catback.ru/articles/theory/audit/finotchet.htm

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Данное правило устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими принципами: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

2 . «Документирование аудита».

Это правило устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы используются: при планировании и проведении аудита; при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы; для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

3. «Планирование аудита».

Применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. В связи с этим, аудитор составляет и документально оформляет общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

4. «Существенность в аудите».

Устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и / или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

5. «Аудиторские доказательства».

Устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств. Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц). Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с данным правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Читайте так же:  Открытие бизнеса в польше

7. «Внутрифирменный контроль качества работы в аудите».

Устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должны определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами. Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также от факторов, связанных с соотношением затрат и выгод, в связи с чем методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться.

8. «Оценка рисков и внутренний контроль».

Устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей. Под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

Неотъемлемый риск означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля — риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Термин «риск необнаружения» означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

9. «Аффилированные лица».

Устанавливает единые требования в отношении выявления и изучения в процессе осуществления аудиторской деятельности хозяйственных операций с хозяйствующими субъектами, являющимися аффилированными лицами аудируемого лица. Для целей данного правила аудиторской деятельности под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, признаваемые таковыми в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Операцией между аудируемым лицом и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств, осуществляемая между аудируемым лицом и аффилированным лицом.

10. «События после отчетной даты».

Устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты. В данном случае термин «события после отчетной даты» используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения. Аудитору следует принимать во внимание влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных. В финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отражать следующие благоприятные и неблагоприятные события, происходящие после окончания отчетного периода:

события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность;

события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых аудируемое лицо вело свою деятельность.

11. «Применимость допущения непрерывности деятельности».

Устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе при рассмотрении представленной руководством аудируемого лица оценки способности указанного лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность. Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

Правило (стандарт) «Образование аудитора» находится на доработке.

Подготовка аудиторской проверки. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. Определение объема проверки. Подготовка к заключению договора на проведение аудиторской проверки.

В настоящее время руководители клиента по-разному понимают процесс работы аудитора, объем работы, характер результатов работы. Поскольку договором на проведение проверки эти вопросы не оговариваются, не раскрываются, то письмо-обязательство представляется клиенту до заключения договора.

Письмо-обязательство не заменяет договор.

Аудиторам предоставляется выбор:

· послать клиенту письмо-обязательство, содержащее все существенные условия договора, и получив его назад, подписанное заказчиком, считать себя связанным с ним договорными отношениями;

· послать клиенту письмо-обязательство и получив его соглашение, заключить с ним обычный договор возмездного оказания услуг;

· заключить с клиентом обычный договор по результатам переговоров и не использовать письмо-обязательство как оферту;

Читайте так же:  Случаи проведения обязательного аудита муниципальных предприятий

· заключить с клиентом обычный договор, а письмо-обязательство считать приложением к договору.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания по следующим вопросам:

условия аудиторской проверки;

По условиям аудиторской проверки:

а) об объекте и цели аудиторской проверки;

б) должно ли аудит заключение о достоверности Бух отчетности клиента включать заключение о достоверности БО филиалов, подразделений и дочерних компаний;

в) о законодательных актах и нормативных документах;

г) о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

По обязательствам аудиторской организации:

а) о форме отчетности аудит орг-ии по результатам проведенной работы;

б) об ответственности аудит орг-ии за оказываемые услуги;

в) обязательство аудит орг-ии по соблюдению коммерческой тайны;

г) о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в БУ и БО в связи с выборочным характером применяемых аудит процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента.

По обязательствам экономического субъекта:

а) об ответственности клиента и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации БУ и БО;

б) об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бух регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и инф-ии, необходимой для проведения аудит проверки;

в) сверка дебиторской и кредиторской задолженности;

г) о неоказании давления.

Дополнительно в текст письма – обязательства могут включаться:

а) общие сведения об оказываемых аудит орг-ей услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудит орг-ях и союзах;

б) примерный календарный план аудита и состав направляемой группы аудиторов;

в) общую хар-ку применяемых методов проведения проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

г) условия оплаты аудита;

д) предложение об использовании услуг др аудиторов, независимых экспертов;

е) предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 7 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: http://studopedia.net/16_47728_tsel-i-osnovnie-printsipi-audita-finansovoy-buhgalterskoy-otchetnosti.html

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ)

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 1.

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА

ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется — аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) обязаны соблюдать.

2. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Общие принципы аудита

3. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

профессиональная компетентность и добросовестность;

4. Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

5. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

6. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

7. Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

8. Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Читайте так же:  Открыть ооо документы перечень

9. Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;

признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Ответственность за финансовую

10. В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Последние публикации

10 Февраля 2020

В казенных, бюджетных и автономных учреждениях для учета расчетов по ущербу и иным доходам применяется синтетический счет 0 209 00 000. Данный счет включает соответствующие аналитические счета, на которых отражаются расчеты по компенсации затрат учреждения, штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба. В статье на примерах рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете таких операций.

В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.

Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?

03 Февраля 2020

В редакцию поступил вопрос о том, следует ли отражать в строке 2 «Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ» таблицы 1 формы 4‑ФСС: суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, если в договоре указано, что данные суммы не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; стоимость подарков работникам организации; суммы компенсации морального вреда; расходы на представителя, оплаченные работнику по решению суда.

Материал будет полезен учреждениям, осуществляющим приносящую доход деятельность, которые предоставляют своим сотрудникам, занятым в такой деятельности, соцпакет в виде заключения в их пользу договоров добровольного страхования. Взносы по таким договорам в п. 16 ст. 255 НК РФ разрешено учесть при исчислении базы по налогу на прибыль. При этом бухгалтеров в этой ситуации, как правило, пугает необходимость соблюдения ряда требований гл. 25 НК РФ: наличие нужного пакета документов, нормирование расходов, неопределенность порядка равномерного отражения страхового платежа, если он вносится не одним платежом, а частями. Обо всех тонкостях учета указанных расходов расскажем в данной статье.

Источник: http://www.pravcons.ru/obrazets_documents/pravitelstvo_rf/s9_document_912.php

Основные принципы аудита финансовой отчетности

Сущность понятия, целей и роли международных стандартов аудита и их принципов. Представление и задачи национальных образцов ревизии. Особенность развитии интернациональных эталонов аудиторской деятельности. Анализ пользователей финансовой информации.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.04.2015
Размер файла 21,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА

Реферат

по дисциплине «

Международные стандарты аудита»

на тему: «Основные принципы аудита финансовой отчетности»

студентка 3 курса

Дацковская Юлия Сергеевна

г. Ростов-на-Дону — 2015

Глава 1. Понятие, цели и роль международных стандартов аудита

1.1 Понятие и цели международных стандартов аудита

1.2 Роль и развитие международных стандартов аудита

Глава 2. Принципы проведения аудита

2.1 Пользователи финансовой информации

2.2 Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Глава 1. Понятие, цели и роль международных стандартов аудита

1.1 Понятие и цели международных стандартов аудита

Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой цели:

* развитию аудита в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

* по мере возможности унификации подходов к аудиту в международном масштабе.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Читайте так же:  Финансирование на открытие бизнеса

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области аудита и бухгалтерского учета, что объясняется целым рядом объективных причин:

* во-первых, на эволюцию стандартов аудита в немалой степени влияет развитие стандартов бухгалтерского финансового учета (выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к единообразию отчетности, что открывает возможность применения общих подходов к аудиту);

* во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует росту монополизма в сфере аудита и консалтинговых услуг (в настоящее время наибольшая доля рынка в этой сфере принадлежит не более чем десяти крупнейшим компаниям и ассоциациям);

* в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.

Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

1.2 Роль и развитие международных стандартов аудита

Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) аудиторской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Как элемент рыночных отношений аудит отвечает потребностям участников рынка (действие закона спроса и предложения). И по мере налаживания и развития рыночных отношений, интернационализации бизнеса, появления крупных компаний и холдингов, расширения сфер их деятельности и экономических связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться основы адекватной этим процессам международной системы аудита. В современном мире, где происходят интеграционные процессы, охватывающие все сферы экономической и социальной жизни общества, роль стандартизации аудиторской деятельности только усиливается. Следовательно, на развитие международных стандартов аудита влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам развития следует отнести:

* развитие и углубление мирохозяйственных связей, создание транснациональных компаний, что приводит к унификации принципов учета и отчетности;

* динамичное развитие фондового рынка, мри этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке;

· аудит, который относится к сфере услуг, традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что приводит к созданию мультинациональных компаний в этой области и появлению профессиональных международных организаций.

Внутренние факторы развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций:

* процесс концентрации капитала в сфере аудита и консалтинга, где более 90% этого рынка принадлежит 10—12 фирмам-лидерам, причем процесс слияния продолжается. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества;

* создание, развитие и работа различных международных организаций в области учета и аудита, среди которых следует выделить такие, как Международная федерация бухгалтеров (МФБ); Комитет по международной аудиторской практике (КМАП); Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS); Экономический и социальный совет при ООН; Комиссия по транснациональным компаниям; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН; Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ЕС; Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета». При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами не зависимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг — их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Глава 2. Принципы проведения аудита

2.1 Пользователи финансовой информации

Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами: международный ревизия аудиторский информация

* операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров

* пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;

* последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно необходима.

Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует Таблица 1.

Таблица 1. Характеристика пользователей финансовой информации

Партнерские группы и

взаимоотношения с организацией

Требования (интересы, компенсации) к организации

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/audit/00545600_0.html

Основные принципы аудита финансовой бухгалтерской отчетности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here