Особенности финансового аудита

Полная информация на тему: "Особенности финансового аудита". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Виды и особенности проведения финансового аудита

Аудит финансовых компаний – это комплексная проверка, направленная на изучение экономического состояния субъекта с последующей оценкой перспективы его развития. Данный вид контроля проводится независимыми специалистами, которые организовывают свою деятельность на основе предоставляемой документации. Аудитор сверяет полученную бухгалтерскую отчетность с нормами законодательства и прочими хозяйственными нормативами (учредительным договором, заключенными контрактами и т.д.).

Финансовый аудит фонда бывает обязательным (проводятся в сроки, установленные ФЗ «Об аудиторской деятельности») и инициативным (назначается решением руководства). Проверка считается положительной, если достоверность данных подтверждена, и отрицательной, если нет. Полученная информация позволяет:

  • контролировать перемещение денежной массы;
  • выявлять законодательные нарушения;
  • оценивать эффективность использования инвестиционных средств;
  • планировать стратегию развития предприятия.

Методы финансового аудита

Перед тем, как провести аудит, компании нужно полноценно познакомиться с видами деятельности конкретного экономического объекта. Аудитор изучает функции выбранной организации и ту среду, в которой происходит её работа (включая систему внутреннего контроля). Полученный объем информации должен быть достаточным для того, чтобы выявить и оценить все возможные риски по искажению финансовой отчетности.

После этого аудитор планирует процессы, на основе которых будет осуществляться проверка (включая дальнейшее тестирование средств, используемых для контроля хозяйственной деятельности). Чтобы организовать аудит, используются следующие методы:

  • комплексное знакомство с технологиями производства и задачами предприятия;
  • получение информации о сотрудниках экономического объекта, ассортименте выпускаемого товара и применяемых способах по ведению бухучета;
  • изучение и анализ экономических условий, в которых находится проверяемая компания;
  • привлечение экспертов для получения объективной информации об отдельных аспектах работы подконтрольного предприятия.

В каждой сфере финансовый аудит имеет свои особенности. Рассмотрим часть, касающуюся проверки в бюджетных организациях, МФО, кредитных и строительных компаниях.

Аудит в бюджетных компаниях

Финансовый аудит в казенном учреждении имеет следующую последовательность:

  • определение объема предстоящей проверки (специалист и клиент заполняют предварительную анкету);
  • формирование сметы;
  • подписание договора с аудиторской фирмой;
  • выборочный отбор документации, подлежащей проверки;
  • этап проверки;
  • выдача заключения.

У каждой из названных выше задач имеется одна общая черта – они содействуют совершенствованию результатов деятельности проверяемого учреждения. В долгосрочной основе это способствует плановому развитию, улучшению финансовых показателей и стабилизации финансовых показателей оцененного субъекта.

Аудит МФО и кредитных компаний

МФО – это юридическое лицо, которое имеет статус фонда, хозяйственного общества, некоммерческого учреждения (автономная форма функционирования) или партнерства. Аудит микрофинансовых организаций опирается на норматив ликвидности и достаточности финансовых средств.

Кредитной организацией является ЮЛ (может иметь любую форму собственности), функционирующие на основе лицензии (выдается ЦБ РФ) и проводящее банковские операции (перечень определен ФЗ «О банках и банковской деятельности») с целью извлечения дохода от проводимых операций. Аудит финансово кредитных организаций является обязательным, и в случае уклонения, предприятию грозят санкции (штраф, лишение лицензии).

Аудит строительных фирм

Финансовый аудит строительства – это обязательная процедура, состоящая из ряда мероприятий, направленных на обследование ремонтируемых или строящихся сооружений. Подобное действие позволяет проанализировать финансовое положение на объекте исследования.

Аудиторская проверка помогает выяснить вопросы стоимости с полноценным соблюдением сметы проекта. С помощью этой услуги появляется возможность значительного сокращения издержек и нецелевого расходования денежных средств, когда выполняются строительные работы.

Помимо основных факторов, финансовый аудит в такой области включает работу экспертной группы. Она определяет объем и качество проведенных работ, которые оплатил заказчик. Также изучается цена на конкретные материалы, используемые подрядчиком.

Если во время строительства финансовый аудит будет длиться непрерывно, то это позволит не допустить использование второсортной и недоброкачественной продукции. Специалисты во время надзора изучат контрактную спецификацию, что позволит контролировать процесс, вплоть до правильности подбора используемого материала.

Для заказа аудиторских услуг достаточно выполнить два простых шага: связаться с нами любым удобным способом (телефон, почта, личный визит) и договориться о дате встречи. После проверки вы получите подробный отчет и практические рекомендации, позволяющие решить сложившиеся трудности.


Источник: http://hi-audit.ru/publikatsii/3-stati/90-vidy-i-osobennosti-provedeniya-finansovogo-audita/

Финансовый аудит

Что такое аудит

Аудит — это коммерческая деятельность специализированных организаций по независимой проверке финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета хозяйственных субъектов.

Цель аудита — выразить мнения о достоверности финансовой отчетности проверяемых лиц и соответствия методологии ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Экономическая сущность аудита объясняется потребностью пользователей финансовой отчетности в независимой оценке ее достоверности.

Мнение аудиторов важно для пользователей финансовой отчетности и государственных органов.

Пользователи финансовой отчетности:

  • инвесторы;
  • работники;
  • кредитные организации;
  • покупатели и заказчики
  • поставщики и подрядчики;
  • государственные и проверяющие органы;
  • общественность, в случае публичного юридического лица.

Виды аудита

  • Аудит финансовой отчетности — проверка финансовой отчетности для оценки ее достоверности.
  • Налоговый аудит — проверка на верность расчетов налоговых деклараций.
  • Ценовой аудит — проверка обоснованности расчета цены на продукцию, заказ, услугу.
  • Аудит хозяйственной деятельности — анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенных целей. При данном виде аудита по данным финансовой отчетности рассчитываются финансовые коэффициенты (ликвидности, оборачиваемости, платежеспособности и др.).
  • Специальный (производственный ) аудит — проверка конкретных направлений деятельности проверяемогого лица, соблюдения определенных норм и процедур или соответствия выданным лицензиям или сертификатам.
  • Управленческий аудит — проверка управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов. Как правило, заказчиками такого аудита являются собственники бизнеса.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классификация аудита

По категориям аудиторов:

  • Обязательный — подлежат обязательному аудиту налогоплательщики по определенным критериям, установленным законодательством РФ.
  • Инициативный — аудит, проводимый по заказу организации.

Под внешним аудитом понимают независимую оценку и анализ финансовой отчетности организации в целях определения ее достоверности, соответствия законодательству, а также консультирование по ведению бухгалтерского учета, налоговой отчетности и ведения хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит, осуществляется работниками самого предприятия и предназначен для внутреннего контроля за финансовым состоянием, источниками затрат, наличием ТМЦ, согласно учету, и обеспечение рекомендациями руководства по улучшению эффективности работы организации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности финансового аудита

Цель финансового аудита — исправить и устранить искажения в финансовой отчетности. Искажения – это различная недостающая или неверная информацию, которая может привести к большим расхождениям и изменить понимание финансового состояния пользователями.

Читайте так же:  Уставный капитал ооо 1 учредитель

Если риск искажения финансовой отчетности не выше 5% (норма существенности), то финансовый аудит можно назвать выполненным, а финансовую отчетность можно предоставлять всем заинтересованным лицам.

Финансовый аудит важен для организаций еще и тем, что на основании проверки руководство получает рекомендации по исправлению найденных ошибок и улучшению ведения бизнеса, снижения налогооблагаемой базы и рассчитываемых налогов. Также снижается риск финансовых и налоговых санкций.

  1. Внутренний — исследование проводят сотрудники компании
  2. Внешний — исследование проводит сторонняя независимая организация, аудиторская компания

Заказчики, с которыми заключается договор для проведения финансового аудита:

Во внутреннем аудите:

  • Владельцы предприятий
  • Администрация предприятий
  • Государственные налоговые службы
  • Правоохранительные органы
  • Коммерческие банки

Во внешнем аудите:

  • Юристы
  • Информационные агентства
  • Торгово-производственные ассоциации, профсоюзы
  • Научно-исследования организации

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/finansovyy_audit/

Финансовый аудит

Под определением финансового аудита подразумевается комплексная проверка экономического состояния организации, а также оценка перспектив ее развития.

В современной отечественной практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя только классический аудит финансовой отчетности. Также близким к финансовому аудиту понятием является инвестиционный аудит – экспертное заключение о целевом и максимально эффективном применении инвестиционных ресурсов компании.

Целью такой независимой аудиторской проверки является оценка правильности ведения бухгалтерского учета в аудируемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности. Кроме того, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности организации выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные) и выдаются рекомендации по их снижению.

Стратегическая задача проведения аудиторской проверки – это анализ доходности и эффективности работы компании в свете ее основной, финансовой и инвестиционной деятельности. Выполнение этой задачи достигается путем детального анализа информации, которая представлена в финансовой отчетности организации.

Общий аудит финансовой сферы деятельности проводится либо по инициативе владельца компании, либо с целью ежегодной проверки отчетности организации, необходимость которой закреплена законодательно.

Для кого предназначена эта услуга?

Услуги финансового аудита в первую очередь необходимы руководителям предприятий и организаций, которые стремятся объективно оценивать эффективность деятельности своих финансовых структур.

Аудиторская проверка финансового состояния даст независимое заключение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала и т.д. По результатам аудиторской проверки руководитель сможет получить полный отчет обо всех интересующих его факторах. Кроме того, в аудиторском заключении обязательно должны присутствовать рекомендации по устранению найденных недоработок и оптимизации финансовой деятельности организации.

Как считают эксперты, независимый финансовый аудит – прекрасная возможность объективно взглянуть на деятельность компании. Фирма-аудитор призвана помочь владельцу предприятия или другим заинтересованным лицам непредвзято оценить общую финансовую эффективность бизнеса. В этом случае данный вид аудита является основным инструментом и неотъемлемым элементом общего финансового анализа.

В каких случаях проведение финансового аудита будет не только полезно, но и необходимо?

  • Такие независимые проверки должны периодически проводиться для поверхностной оценки компетентности и работы штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета.
  • Финансовый аудит компании проводится в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора предприятия.
  • Аудит финансового состояния фирмы выполняется для проверки экономической отчетности перед сдачей ее в государственные органы и управление статистики.

Что включает в себя проведение финансового аудита?

  • комплексную оценку финансового состояния предприятия;
  • изучение эффективности работы компании, а также финансовых результатов ее деятельности;
  • детальный анализ используемых финансово-экономических стратегий;
  • исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
  • оценку перспектив увеличения деловой активности, а также эффективности хозяйственной деятельности организации;
  • рекомендации по оптимизации финансовой стратегии для конкретного предприятия.

Что должна сделать фирма, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита?

  • провести полное исследование структуры активов и пассивов аудируемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности;
  • рассмотреть финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок и признания обязательств и активов,
  • изучить влияние отдельных факторов учетной политики, включая условные значения и оценки;
  • выявить и прокомментировать элементы, которые лежат в основе сообщаемых коммерческих итогов компании за последние годы и оказывают существенное влияние на ее финансовые результаты;
  • исследовать характер движения финансовых средств за последнее время, а также те факторы, которые оказывают на него значительное влияние;
  • дать комментарии к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития коммерческой деятельности предприятия;
  • уделить особое внимание соотнесению этих прогнозов с нынешним объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

Какие основные числовые показатели играют важную роль в ходе проведения финансового аудита?

  • Чистая прибыль и чистые активы
  • Показатель оборачиваемости и прибыльности компании
  • Учет расходов и доходов, а также достоверность пояснений к ним
  • Все основные средства предприятия, материальные и товарные запасы
  • Дебиторская задолженность и финансовые вложения предприятия
  • Наличие кредиторских задолженностей по займам, кредитам или по расчетам с поставщиками компании
  • Неучтенные обязательства
  • Правильность составления баланса организации
  • Операции с взаимозависимыми лицами
  • Своевременность и достоверность инвентаризации активов и пассивов предприятия и т.д.

Какие организации требуют периодического обязательного проведения независимых аудиторских проверок?

Под обязательный финансовый аудит подпадают:

  • Предприятия, которые строятся согласно организационно-правовой форме открытого акционерного общества
  • Предприятия, которые ведут кредитную или страховую деятельность
  • Общества взаимного страхования
  • Товарные или фондовые биржи
  • Инвестиционные государственные внебюджетные фонды
  • Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц
  • Организации, которые являются унитарными государственными или муниципальными предприятиями, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения
  • Предприятия, в отношении которых периодическое проведение обязательного финансового аудита и отчет перед контролирующими органами предусмотрены законодательством
  • Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг
  • Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество

Что дает проведение независимой аудиторской проверки финансовой деятельности компании?

По результатам выполнения финансового аудита заказчику предоставляется:

  1. Аудиторское заключение, которое содержит официально подтвержденные данные о достоверности предоставленной для анализа финансовой или бухгалтерской отчетности аудируемой компании. Кроме того, аудиторское заключение должно включать в себя достоверный анализ имущественного положения и результатов деятельности организации за исследуемый период.
  2. Письменный отчет, который содержит полную информацию обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате выполнения финансового аудита. Все найденные ошибки и нарушения должны быть классифицированы в полном соответствии с установленными правилами действующего законодательства. Кроме перечня обнаруженных недочетов, данный документ должен также содержать и рекомендации по устранению допущенных финансовых ошибок.
  3. Отдельный документ, составленный по итогам финансового аудита должен содержать рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния предприятия, а также на повышение эффективности системы управления финансами компании.
Читайте так же:  Регистрация юридического лица в социальном фонде

В современном деловом мире заключение независимого аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности служит лучшим подтверждением надежности и честности компании. Кроме того, аудиторское заключение будет необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

Обращаясь за проведением финансового аудита в нашу компанию, вы гарантируете себе услуги специалистов высшего класса, быстрое и профессиональное проведение проверки, а также самую полную и объективную информацию в итоговом заключении.

Источник: http://www.i-ias.ru/blog/audit_finansoviy.html

Какие особенности у аудиторского финансового контроля?

Аудиторский финансовый контроль — совокупность процедур, имеющих большую значимость с точки зрения анализа финансовой устойчивости предприятия и эффективности управления его капиталом. Каковы его наиболее примечательные нюансы?

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Аудиторский финансовый контроль или аудит — разновидность контроля над эффективностью управления финансами организации, главным субъектом которого являются независимые (в юридическом или функциональном аспекте) фирмы, физлица либо должностные лица.

Юридически независимые субъекты аудита — это специализированные аудиторские организации либо самостоятельно работающие эксперты-аудиторы. И те, и другие должны быть участниками какой-либо саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Функционально независимые субъекты контроля — это штатные подразделения компаний или специалисты, которые наделены полномочиями по осуществлению необходимых проверок.

Действиям юридически и функционально независимых субъектов аудита соответствуют внешний и внутренний аудит. Изучим их особенности подробнее.

Внешний и внутренний аудит

Внешний аудиторский финансовый контроль может быть добровольным или обязательным. В первом случае обращение к аудиторам может быть инициировано собственниками фирмы, топ-менеджерами, отдельными компетентными специалистами. Второй тип внешнего аудиторского контроля должен осуществляться в силу требований законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ аудит обязателен для организаций, которые:

  • зарегистрированы как АО;
  • осуществляют оборот акций на организованных торгах;
  • являются банком, БКИ, трейдинговой фирмой, страховой компанией либо иным субъектом бизнеса, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ;
  • имеют выручку от продаж за год, предшествовавший отчетному, в размере, превышающем 400 000 рублей (и не являются при этом субъектами бюджетной системы, а также сельхозкооперативами);
  • имеют активы по состоянию на конец года, который предшествует отчетному, в размере, превышающем 60 000 рублей (также при условии, что они не входят в бюджетную систему и не являются сельхозкооперативами);
  • формируют консолидированную отчетность (и не являются при этом организациями бюджетной системы РФ);
  • попадают под юрисдикцию иных НПА, которые предписывают проходить обязательный аудиторский контроль.

Проведение внутреннего аудита также может быть обусловлено инициативой организации либо предписаниями законодательства. Однако первый сценарий — когда аудиторский финансовый контроль является добровольным — характерен главным образом для негосударственных организаций. Второй можно назвать свойственным, прежде всего, бюджетным структурам.

При этом в бюджетном законодательстве РФ предусмотрено 2 типа процедур оценки качества управления финансами организации — внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит. В чем их специфика?

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Если следовать логике положений ст. 160.2-1 БК РФ, то оба направления деятельности — как внутренний финансовый контроль, так и аудит — являются прерогативой таких субъектов, как:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • главный администратор доходов бюджета;
  • главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Если речь идет о внутреннем финансовом контроле, то деятельность указанных субъектов будет направлена на обеспечение соблюдения внутренних регламентов составления и исполнения различных статей бюджета, формирования отчетности и ведения специализированного учета (п. 1–3 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь внутренний финансовый аудит, реализуемый указанными субъектами, в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ, направлен на:

  • оценку качества внутреннего контроля, а также на повышение его эффективности;
  • верификацию отчетности, а также подтверждение соответствия установленного порядка ведения учета тем регламентам, что утверждены Минфином РФ;
  • выработку предложений по улучшению эффективности расходования средств.

При этом законодатель отмечает, что внутренний финансовый аудит реализуется указанными субъектами исходя из их функциональной автономии. Что касается финансового контроля, то подобный критерий не обозначен в БК РФ. Таким образом, можно обратить внимание на тот факт, что законодатель определяет независимость как один из ключевых признаков аудита также и в бюджетном праве.

В частных организациях функциональная классификация внутрикорпоративных структур, подобная той, что установлена бюджетным законодательством РФ, также может использоваться. Однако соответствующие им направления деятельности, как правило, объединены в одну группу и рассматриваются как разновидности аудиторского финансового контроля.

Подробнее о некоторых распространенных разновидностях аудита читайте в статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/audit/kakie_osobennosti_u_auditorskogo_finansovogo_kontrolya/

Финансовый внутренний аудит

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Вернуться назад на Внутренний аудит

Вступило в силу постановление Правительства РФ № 193 об утверждении правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.

В соответствии с Бюджетным кодексом госфинконтроль — это контрольная деятельность, которая направлена на установление, подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных операций, с применением административной (уголовной) ответственности и мер принуждения в случаях выявления финансовых нарушений или пресечением их незаконного проведения до момента использования бюджетных средств.

Такой контроль в принципе является последующим, поскольку его предмет — результаты исполнения объектами контроля бюджетных процедур вне зависимости от времени их проведения: в отчетном или текущем периоде, до или после списания бюджетных средств со счетов бюджетов. В итоге исследуются законность уже проведенных финансово-хозяйственных операций и качество их выполнения, которое непосредственно влияет на эффективность использования бюджетных средств.

Читайте так же:  Ответственность за непрохождение обязательного аудита

Таким образом, органы госфинконтроля через фиксацию финансовых нарушений, по сути, только сигнализируют о недостатках в системе превентивных мер на ведомственном уровне, выдают обязательные для исполнения предписания по их устранению, а также пресекают финансовые нарушения путем наказания должностных лиц, намеренно совершивших соответствующие противоправные действия. Поэтому на ведомственном уровне в дополнение к госфинконтролю должен быть организован внутренний финансовый контроль и аудит как собственная система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.

Бюджетный кодекс наделяет главных администраторов бюджетных средств полномочиями по организации и проведению внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

• устранение (недопущение) недочетов в сроках и качестве предоставления информации (документов), необходимой для составления и исполнения бюджета;

• управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;

• своевременное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ;

• обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

Кроме того, главные администраторы полномочны проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов.

В отличие от контролера-ревизора задачей аудитора является не простое подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных процедур, проверенных в ходе аудиторской проверки, а формирование рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового контроля.

Организация внутреннего финансового контроля

Статья 160.2-1 Бюджетного кодекса устанавливает, что внутренний финансовый контроль осуществляет главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении своих действий, реализующих полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств организует собственный внутренний контроль совершаемых им фактов хозяйственной жизни, ведения учета и отчетности в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ«О бухгалтерском учете». Положения об организации такого контроля фиксируются в актах учетной политики.

Разделение сфер внутреннего контроля связано с тем, что отдельные хозяйственные процедуры и операции, такие как составление табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчет отпускного пособия, оформление командировки сотрудника, ведение кассовых операций и т. д., находятся вне сферы бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Вместе с тем подходы к организации и проведению контрольных действий в рамках внутреннего финансового контроля вне зависимости от субъекта контроля, на наш взгляд, должны быть едиными.

Предлагается внедрить сбалансированную систему контрольных действий, осуществляемых в ходе исполнения финансово-хозяйственных процедур и операций. Для этого во внутренних актах, регламентах нужно четко установить сферы ответственности всех должностных лиц, принимающих участие в исполнении финансово-хозяйственных процедур и операций, сроки и периодичность их проведения. Разграничение ответственности является необходимым базисом планирования контрольных действий, поскольку они выполняются как самими исполнителями в ходе самоконтроля, так и вышестоящими должностными лицами, а также должностными лицами иных подразделений (например, проверки оформления первичных документов до формирования платежных документов, отражения соответствующих операций в учете).

К контрольным действиям относятся проверка оформления документов, авторизация операций, сверка данных, осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет. В плане (карте) контроля также отражаются периодичность, сроки и способы проведения контрольных действий (выборочный или сплошной контроль). В целях недопущения издержек на проведение контрольных действий рекомендуется включать в план (карту) контроля только процедуры и операции, подверженные существенным рискам.

Так как контрольные действия встраиваются в процедуры и операции, их основным результатом является выявление причин и условий возникновения нарушений и недочетов либо оперативное устранение нарушений до проявления их последствий. Результаты контроля должны быть запротоколированы в целях дальнейшего их анализа, по итогам которого актуализируются правовые акты, регламенты (внутренние стандарты), программное обеспечение проведения процедур и операций, а также планы (карты) внутреннего контроля, что последовательно снижает риски нарушений.

Исходя из положений статьи 160.2 1 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств также осуществляет контроль по подведомственности. Такой контроль может быть как предварительным (текущим), например поверки составления (оформления) документов подведомственных получателей бюджетных средств до представления в финансовый орган, казначейство сводных документов, так и последующим, подтверждающим законность проведения отдельных финансово-хозяйственных операций получателей бюджетных средств, определяемых в плане контроля либо при поступлении информации о признаках нарушений. Методами последующего контроля являются документарные и выездные проверки (ревизии).

При этом необходимо взвешенно подходить к организации ведомственного контроля — он должен давать своевременные сигналы руководству о наличии проблем в осуществлении подведомственными получателями средств финансово-хозяйственных операций, о ходе их решения, а также о виновных должностных лицах, допустивших нарушения. То есть контроль осуществляется с акцентом на операции текущего года, а не прошлых лет. В противном случае нет необходимости в проведении ведомственных проверок (ревизий).

В рамках последующего контроля рекомендуется также организовать мониторинг — регулярный сбор и анализ сведений, необходимых для расчета показателей, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными получателями бюджетных средств. По итогам мониторинга формируются отчеты, содержащие анализ причин отклонения от целевых значений. Специфичность последующего контроля по подведомственности диктует особую форму его организации: рекомендуется утвердить отдельный ведомственный регламент осуществления такого контроля, определяющий порядок назначения контрольных мероприятий, их планирования, проведения, реализации результатов, составления и представления отчетов о результатах контроля.

В условиях применения различных инструментов контроля на разных уровнях управления и исполнения особой задачей является организация составления и представления сводной отчетности о результатах контроля. Такая отчетность необходима для принятия своевременных управленческих решений, направленных на обеспечение законности и эффективности проведения финансово-хозяйственных операций в системе главного администратора бюджетных средств. С этой точки зрения, на наш взгляд, сводную отчетность должно формировать и представлять руководству финансово-экономическое подразделение главного администратора бюджетных средств.

Постановление Правительства РФ № 193 в целом формализует вышеуказанные подходы к осуществлению внутреннего финансового контроля. Вместе с тем требуется уточнение положений данного постановления, в том числе в части организации контроля по подведомственности. В соответствии с постановлением № 193 главный администратор средств федерального бюджета устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля, регулирующий вопросы планирования контрольных действий, протоколирования результатов контроля, составления отчетности о результатах контроля.

Читайте так же:  Подробный образец устава ооо

Организация внутреннего финансового аудита

Внутренний финансовый аудит — это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности. Целью аудиторских проверок является не просто фиксация нарушения бюджетного законодательства, неэффективных расходов, а оценка степени надежности бюджетных процедур, определение того, насколько они четко организованы и контролируются в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства и неэффективных расходов.

Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств. При этом исходя из задач внутреннего финансового аудита численность внутренних аудиторов незначительная (до десяти человек) вне зависимости от размера подведомственной сети главного администратора бюджетных средств. Исходя из учета общих требований законодательства к организационной структуре органа власти и ограничений по численности внутренних аудиторов рекомендуется создать комиссию по внутреннему финансовому аудиту, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений.

Основным предметом внутреннего финансового аудита является деятельность по внутреннему финансовому контролю в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, совершенных в системе главного администратора бюджетных средств в отчетном периоде. В этой связи годовой план внутреннего финансового аудита должен отражать планируемое по году последовательное обследование всех финансово-хозяйственных систем на предмет определения надежности осуществляемого в отношении них внутреннего контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, выявления системных недостатков, влекущих несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.

Примерами аудиторских проверок являются аудит администрирования доходов, аудит составления и исполнения бюджетной сметы, аудит предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий юридическим лицам, аудит ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, аудит контрактуемых расходов и т. д. В плане по каждой проверке также указываются объекты аудита и сроки ее проведения.

По каждой аудиторской проверке составляется программа, в которой указывается тема проверки, наименование конкретных объектов аудита, вопросы изучения, к которым прежде всего относятся состояние внутреннего контроля по данной теме проверки, организация бюджетного учета, состояние информационных систем, сопровождающих выполнение процедур и операций. По итогам аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства, подтверждающие выводы об эффективности организации проверяемой системы (в том числе на основе данных первичных документов, регистров бухгалтерского учета, представленных для тестирования внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности).

Результаты аудита оформляются актом. На основании актов аудиторских проверок составляются отчеты, которые направляются руководителю и в которых обязательно представляются выводы о состоянии внутреннего финансового контроля по предмету проверки. Если выявляются нарушения, то внутренний аудитор обязан отражать все это в отчетах. По результатам рассмотрения отчетов принимается решение о целесообразности реализации выводов внутреннего финансового аудита, проведении служебных расследований, направлении материалов в компетентные органы в случае обнаружения нарушений, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность. В свою очередь, отчеты консолидируются в состав годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.

Финансовый аудит
Аудиторское заключение
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
Аудит денежных средств
Аудиторская проверка расчетных операций

Источник: http://center-yf.ru/data/Buhgalteru/finansovyy-vnutrenniy-audit.php

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В АУДИТЕ

А.В. Коровин , старший научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук

Финансовый анализ как метод аудиторского доказательства. Аналитические процедуры в большей или меньшей степени использует каждый аудитор. Сбор свидетельств осуществляется посредством аналитических процедур. В меру своей квалификации аудитор использует аналитические приемы для принятия решения о достоверности значения показателя, отраженного в финансовой отчетности посредством наблюдения, сравнения, подтверждения, опроса, контроля и других, необходимых в каждом конкретном случае процедур. В результате анализа формируется оценка достоверности проверяемого объекта учета. Данная оценка является косвенным свидетельством, на основе которого аудитор принимает решение о необходимости применения других аудиторских процедур, в большей степени ориентированных на получение прямых свидетельств, если эта необходимость вытекает из предварительного анализа объекта учета.

Особое значение анализ имеет на ранних стадиях аудиторской проверки, в том числе и на стадии планирования проведения аудита. На этих стадиях аналитические процедуры позволяют определить особенности деятельности клиента, наметить стратегию проверки, оценить степень аудиторского риска, определить проблемы в формировании финансовой информации. На данном этапе планируются временные рамки, глубина проверки фактического материала, намечаются процедуры, которые целесообразно применить для эффективного выполнения задач аудита.

Знакомство с балансом предприятия-клиента является практически обязательным этапом в работе аудитора как на стадии заключения договора, так и в ходе самой проверки. Финансовые оценки бухгалтерских отчётов в сжатом и концентрированном виде нужны аудитору как ориентир, как сигнальные указатели. Они исполняют роль подсказки для выбора правильного решения в процессе аудита.

Целью применения аналитических процедур является определение нетипичных ситуаций в деятельности предприятия и его отчётности. Процедуры предварительного обзора могут с успехом применяться и на последующих этапах проверки.

Существенные неожиданные разницы между данными предварительной отчетности клиента за текущий период и другой информацией прошлых лет, используемых в сравнении, называют необычными колебаниями. Одной из возможных причин существования этих необычных колебаний могут быть преднамеренные и непреднамеренные ошибки в учете и отчетности. Если сумма необычных колебаний велика, то аудитор должен установить вызвавшие их причины и определить для себя, является ли это результатом воздействия нормальных экономических явлений или ошибкой.

Информационная база анализа основана на использовании различных источников, в том числе и нефинансовых данных. Здесь могут быть использованы сведения средств массовой информации, пояснительные записки, положение об учетной политике, данные о производственных мощностях, численности работающих и другие источники. Умение сопоставить финансовые и нефинансовые показатели характеризуют квалификационный уровень аудитора.

Финансовый анализ как вид услуг, сопутствующих аудиту. Бухгалтерский учет в России развивается в направлении соответствия его наиболее распространённым международным стандартам. В западной практике сложился иной, чем в России, подход к определению учета, который включает в себя счетоводство, производственный учет, финансовый учет, внутренний аудит, налоговый учет. Поэтому в категорию аудиторской деятельности входят наряду с аудиторскими проверками и работы, сопутствующие аудиту, такие, как услуги по освидетельствованию, налоговые услуги, консультационные услуги для администрации, финансовый анализ (анализ финансовой отчетности).

Удельный вес услуг, сопутствующих аудиту, в практике ведущих аудиторских фирм западных стран составляет до 50% всех оказываемых услуг.

Стандартами по оказанию сопутствующих услуг в составе Международных стандартов проведения аудита (IAG/RS) определены содержание и задачи работ. Стандарт по анализу финансовой отчетности выделен отдельным разделом, в котором описываются процедуры, которые аудитор должен предусмотреть при обязательстве выполнения данного анализа. Этот норматив относится к анализу финансовой отчетности, однако может применяться к анализу другой финансовой информации.

Читайте так же:  Крупная сделка для ооо с одним учредителем

Перед началом проведения финансового анализа клиент и аудитор согласовывают следующие позиции:

    цель подлежащей выполнению услуги;

образец отчета, подлежащего сдаче;

положение о том, при каких обстоятельствах аудиторское заключение не может быть сформулировано.

Аудитор должен выполнить процедуры по аналитическому обзору, в том числе:

    получить информацию о характере деятельности компании (предприятия);

провести опрос с целью сбора информации по классификации и отражению выводов финансовой отчетности, сравнить выводы и результаты отчетности с ожидаемыми результатами;

сравнить финансовую отчетность с отчетностью за предшествующие периоды;

изучить соотношение различных элементов финансовой отчётности и влияние этих элементов на итоговый результат.

При выполнении обязательства аудитор может и должен использовать специфические аналитические процедуры. Совокупность таких специфических процедур, объединенных в определённую логическую последовательность, называется методикой проведения финансового анализа.

Кроме того, аудитор должен быть информирован о событиях, произошедших после даты составления финансовой отчетности, которые повлекли существенное изменение результатов, отраженных в финансовой отчетности.

Выводы проведенного анализа должны быть оформлены документально, при этом необходима ссылка на используемые методы, при помощи которых получены оценочные результаты. Если результаты проводимого им финансового анализа приводят аудитора к сомнениям по поводу полноты и точности финансовой отчетности, то он аргументирует необходимость изменения информационной базы анализа, а в случае невозможности такого изменения выражается отрицательная гарантия достоверности аналитических выводов.

Финансовый анализ как элемент финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, инвесторы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

Цель анализа реализуется в форме решения конкретной управленческой задачи, поставленной перед аудитором. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию цели анализа с учётом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Примером аналитических задач могут быть: анализ ликвидности баланса, анализ финансового состояния и платёжеспособности, анализ динамики и структуры статей баланса, факторный анализ прибыли, анализ оптимизации объёма прибыли, объёма производства и издержек, комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и другие задачи.

Основным принципом аналитического чтения финансовой отчётности является дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, который в ходе анализа должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, определяется направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Аналитическая информация окажется бесполезной для целей управления (менеджеров), если не будут соблюдены другие необходимые принципы анализа — уместность, достоверность, существенность, сравнимость.

Уместность и достоверность — это два первоочередных качества, делающих аналитическую информацию полезной для принятия решения. Уместной является та информация, которая способна подтвердить или опровергнуть предполагаемое управленческое решение. Другими словами, финансовый анализ должен оказать воздействие на это решение. Ценность анализа заключается в своевременности, которая является важным аспектом уместности и достоверности. Информация достоверна, если она отвечает требованиям правдивости, полноты и нейтральности.

Сравнимость пересекается с уместностью и достоверностью. Сравнение есть один из основных приёмов финансового анализа для увеличения полезности аналитических выводов при принятии управленческого решения. Альтернативность выбора зависит от результатов сравнения данных с предшествующими периодами, с данными других предприятий, с прогнозными данными или планом.

Существенность характеризует уровень ценности аналитических выкладок для решения аналитической задачи. Существенность зависит от совокупности многих факторов, в том числе и от степени владения аудитором технологией проведения анализа. Опытный аналитик широко использует дополнительные аналитические приёмы — использование внешней информации, использование косвенных свидетельств, например учёт взаимоотношений предприятия с партнёрами. Может использоваться дополнительная информация — нормативная, о технической подготовке производства, экспертная информация и т.д. В частности финансовые отчёты не содержат сведения о кадрах предприятия, о характере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, о маркетинговых мероприятиях, что может оказать весомую роль в анализе. Однако главным фактором существенности является способность подробно проанализировать финансовую отчётность предприятия как основную информационную базу анализа.

Такая информация может быть получена в результате комплексного анализа финансовых отчетов, проведенного по научно обоснованной методике.

Перед непосредственным проведением анализа аудитор прежде всего определяет его цель и задачи. Затем разрабатывает программу анализа, в которой определяются: методы и приемы анализа, оптимальные для достижения поставленных целей и задач, информационная база анализа, критерий при принятии решения в случае выявления необычных колебаний.

Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами

Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия, анализ финансовых результатов ( схема 1).

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. Сравнительный аналитический баланс и показатели финансовой устойчивости отражают сущность финансового состояния. Ликвидность баланса характеризует внешние проявления финансового состояния, которые обусловлены его сущностью. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к внутреннему анализу. Так, исследование факторов финансовой устойчивости вызывает необходимость внутреннего анализа запасов и затрат, а уточнение оценки ликвидности баланса производится с помощью внутреннего анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Схема 1. Схема проведения анализа и оценки финансового состояния организации

1. Сравнительный анализ состава и динамики баланса

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://hr-portal.ru/article/osobennosti-finansovogo-analiza-v-audite

Особенности финансового аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here