Особенности государственной регистрации при реорганизации юридических лиц

Полная информация на тему: "Особенности государственной регистрации при реорганизации юридических лиц". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Глава 49. Особенности государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации юридических лиц

Глава 49. Особенности государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации юридических лиц

49.1. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

копии уставов (учредительных документов) всех юридических лиц, участвующих в реорганизации, со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления реорганизуемого юридического лица (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение о реорганизации, а в случае реорганизации в форме слияния или присоединения — копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления каждого из участвующих в слиянии или присоединении юридических лиц (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченных лиц), которым принято решение о реорганизации в форме слияния или присоединения, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

копия договора о слиянии или присоединении в случае, если ценные бумаги подлежат размещению при реорганизации в форме слияния или присоединения;

копия передаточного акта или разделительного баланса. При этом копии актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица, первичных учетных документов по материальным ценностям (актов (накладных) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечней (описей) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации, расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей, а также иных приложений к передаточному акту или разделительному балансу могут не представляться;

документ, подтверждающий внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что соответствующее юридическое лицо (юридические лица, участвующие в слиянии или присоединении) находится (находятся) в процессе реорганизации.

49.2. Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг при создании путем реорганизации акционерного общества работников (народного предприятия) в регистрирующий орган дополнительно представляется копия договора о создании акционерного общества работников (народного предприятия).

49.3. В случае размещения дополнительных акций при присоединении в регистрирующий орган представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления акционерного общества — эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, с указанием кворума, результатов голосования за его принятие.

49.4. Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования, документы, предусмотренные абзацами третьим, четвертым и восьмым пункта 5.2 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются.

49.5. Документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган:

до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования;

не позднее трех месяцев с даты утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридического лица, к которому осуществляется присоединение, а если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта — не позднее одного месяца с даты утверждения проспекта указанных ценных бумаг.

49.6. В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, регистрирующий орган обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) реорганизуемому юридическому лицу (юридическому лицу, участвующему в слиянии, которое последним приняло решение о реорганизации в форме слияния или определено решением о реорганизации в форме слияния):

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, с указанием о том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг и указанием о том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

два экземпляра проспекта ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг и указанием о том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

Источник: http://base.garant.ru/57407456/37236e1c298835da6dd4f3a03abc2d9c/

Глава 50. Особенности размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц

Глава 50. Особенности размещения ценных бумаг при реорганизации юридических лиц

50.1. Решение о реорганизации, а также договоры о слиянии и присоединении, если этими договорами предусмотрена консолидация и дробление акций, могут предусматривать коэффициент конвертации (коэффициент распределения) акций, рассчитанный с учетом результатов их консолидации и дробления, которые на момент их принятия (утверждения) еще не осуществлены. Решения о дроблении и консолидации акций, а также решение о реорганизации могут быть приняты одновременно.

Читайте так же:  Внесение изменений в устав учреждения заявление

50.2. Акции при реорганизации могут быть конвертированы только в акции. При этом обыкновенные акции могут быть конвертированы только в обыкновенные акции, а привилегированные акции — в обыкновенные или привилегированные акции.

Облигации и опционы эмитента могут быть конвертированы в облигации и опционы эмитента соответственно. При этом одна облигация должна быть конвертирована в одну облигацию, предоставляющую те же права, а один опцион эмитента — в один опцион эмитента, предоставляющий те же права.

При конвертации в конвертируемые облигации и опционы эмитента количество акций, в которые они могут быть конвертированы, определяется в соответствии с коэффициентом конвертации акций.

50.3. Размещение акций акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации, акционерам — владельцам акций одной категории (типа) одного акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния или присоединения, должно осуществляться на одинаковых условиях.

50.4. Ценные бумаги юридического лица, создаваемого в результате слияния, разделения, выделения и преобразования, считаются размещенными в соответствии с решением о реорганизации в форме слияния, в том числе договором о слиянии, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования в день государственной регистрации этого юридического лица. Ценные бумаги юридического лица, к которому осуществлено присоединение, считаются размещенными в соответствии с решением о реорганизации в форме присоединения, в том числе договором о присоединении, в день внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

50.5. Акции присоединяемого или реорганизуемого в форме слияния, выделения или разделения акционерного общества, требование о выкупе которых предъявлено и которые в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» были выкуплены, но не были реализованы до даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества или до даты государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате слияния, выделения или разделения, при реорганизации не конвертируются и не учитываются при распределении акций, осуществляемом при выделении.

50.6. Дополнительные взносы и иные платежи за ценные бумаги, размещаемые при реорганизации юридического лица, а также связанные с таким размещением, не допускаются, за исключением возмездного приобретения акций при преобразовании в акционерное общество работников (народное предприятие).

50.7. Реорганизуемое юридическое лицо обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица, о факте подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, создаваемого в результате такой реорганизации (о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении своей деятельности), в день подачи документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Юридическое лицо, созданное в результате реорганизации (юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение), обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного юридического лица, о факте своей государственной регистрации (о внесении записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица) в день внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

50.8. Ценные бумаги юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения, слияния, разделения, выделения и преобразования, при их конвертации погашаются.

50.9. Размещение при реорганизации акций, в результате которого номинальная стоимость привилегированных акций акционерного общества, созданного в результате реорганизации (акционерного общества, к которому осуществлено присоединение), превысит 25 процентов размера его уставного капитала, запрещается.

50.10. Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате реорганизации, может быть больше (меньше) суммы уставных капиталов акционерных обществ, участвующих в такой реорганизации, а также больше (меньше) уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда, уставного фонда) преобразованного в него юридического лица.

Сумма уставных капиталов акционерных обществ, созданных в результате разделения, может быть больше (меньше) уставного капитала акционерного общества, реорганизованного путем такого разделения.

50.11. Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате выделения, формируется за счет уменьшения уставного капитала и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) акционерного общества, из которого осуществлено выделение.

Уставный капитал акционерных обществ, созданных в результате слияния или разделения, формируется за счет уставного капитала и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) акционерных обществ, реорганизованных путем такого слияния или разделения.

Сумма увеличения уставного капитала акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, формируется за счет уставного капитала присоединенного акционерного общества и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, и (или) присоединенного акционерного общества.

Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате преобразования, формируется за счет уставного (складочного) капитала (паевого фонда, уставного фонда) и (или) за счет иных собственных средств (в том числе за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и других) юридического лица, реорганизованного путем такого преобразования.

50.12. Реорганизация акционерного общества в форме слияния или присоединения с участием юридического лица иной организационной правовой формы допускается в случаях, установленных федеральными законами. Реорганизация акционерного общества в форме выделения или разделения, в ходе которой образуется новое юридическое лицо иной организационной правовой формы, допускается в случаях, установленных федеральными законами.

50.13. Реорганизация акционерных обществ, необходимость и (или) особенности которой установлены федеральными законами, а также распоряжениями или постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, на условиях и с особенностями, установленными решениями о реорганизации таких акционерных обществ.

Источник: http://base.garant.ru/70753646/0f38faea9a3d7a1899080139ef345491/

Глава 49. Особенности государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации юридических лиц

Глава 49. Особенности государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации юридических лиц

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 28 октября 2016 г. N 4171-У в пункт 49.1 внесены изменения

Читайте так же:  Юридические услуги регистрация ооо

49.1. Для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

копии уставов (учредительных документов) всех юридических лиц, участвующих в реорганизации, со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями, а также копии незарегистрированных уставов юридических лиц, создаваемых в процессе реорганизации, утвержденных решением о реорганизации;

копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления реорганизуемого юридического лица (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение о реорганизации, а в случае реорганизации в форме слияния или присоединения — копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления каждого из участвующих в слиянии или присоединении юридических лиц (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченных лиц), которым принято решение о реорганизации в форме слияния или присоединения, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

копия договора о слиянии или присоединении в случае, если ценные бумаги подлежат размещению при реорганизации в форме слияния или присоединения;

копия передаточного акта в случае если ценные бумаги подлежат размещению при реорганизации в форме разделения или выделения. При этом копии актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица, первичных учетных документов по материальным ценностям (актов (накладных) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и другого), перечней (описей) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации, расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей, а также иных приложений к передаточному акту могут не представляться.

Информация об изменениях:

49.2. Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг при создании путем реорганизации акционерного общества работников (народного предприятия) в регистрирующий орган дополнительно представляется копия договора о создании акционерного общества работников (народного предприятия).

49.3. В случае размещения дополнительных акций при присоединении в регистрирующий орган представляется копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления акционерного общества — эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций, с указанием кворума, результатов голосования за его принятие.

49.4. Для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования, документы, предусмотренные абзацами третьим, четвертым и восьмым пункта 5.2 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются.

49.5. Документы для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации, должны быть представлены в регистрирующий орган:

до внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования;

не позднее трех месяцев с даты утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридического лица, к которому осуществляется присоединение, а если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта — не позднее одного месяца с даты утверждения проспекта указанных ценных бумаг.

49.6. В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, регистрирующий орган обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) реорганизуемому юридическому лицу (юридическому лицу, участвующему в слиянии, которое последним приняло решение о реорганизации в форме слияния или определено решением о реорганизации в форме слияния):

уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, с указанием о том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

два экземпляра решения о выпуске ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг и указанием о том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;

два экземпляра проспекта ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования, с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска ценных бумаг и указанием о том, что решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг вступает в силу с даты государственной регистрации юридического лица (юридических лиц), создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/70753646/37236e1c298835da6dd4f3a03abc2d9c/

Особенности государственной регистрации при реорганизации юридических лиц.

Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

Способы реорганизации юр. лиц определены ГК РФ. 1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. 2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. 3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц.

4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. 5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица.

Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлены гл. V Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и выделения, перечислены в ст. 14 этого Федерального закона. Такими документами являются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

решение о реорганизации юридического лица

договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами

передаточный акт или разделительный баланс

документ об уплате государственной пошлины

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ.

Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, то регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется по правилам, установленным ст. 16 этого Закона.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Это: а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса и б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного

Читайте также:
  1. a] сделки не подлежат государственной регистрации
  2. B) Сокращение государственной собственности.
  3. B. вместе с государственной экспертизой
  4. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  5. I. Место Государственной думы в системе органов власти царской России (1905 1912 гг.).
  6. I. Особенности гигиенических требований к детской одежде.
  7. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  8. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  9. I.II Психологические особенности леворуких детей
  10. II. Особенности продажи продовольственных товаров
Видео (кликните для воспроизведения).

юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускается отказ в государственной регистрации и в других случаях.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/1-156200.html

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Понятие правопреемства включает в себя переход от одного юр.лица к другому всех или некоторых прав, обязанностей.

Реорганизация предприятия или учреждения так или иначе связана с разграничением обязанностей и прав, в том числе правопреемства имущественного, что фиксируется в таком документе, как передаточный акт.

Понятие правопреемства

Понятие правопреемства включает в себя переход от одного юр.лица к другому всех или некоторых прав, обязанностей. Это происходит в силу действия договора, закона, по иным основаниям.

Иногда этот институт права рассматривается как процесс прекращения одного и начала деятельности другого лица. Впрочем, одно не исключает второго, а только раскрывает аспекты целого.

Этот процесс сопровождается тем, что новое юр.лицо сталкивается с кредиторами старого (если таковые имеются), а реорганизуемое лицо прекращает всяческие правоотношения с ними. То есть, понятие правопреемства можно рассматривать как следствие реорганизации.

При этом необходимо соблюдать принципы правопреемства, основанные на фундаментальных, основополагающих моментах правоотношений.

Есть также исключения: правоотношения кредитора и реорганизованного юр.лица продолжаются, если передаточный акт (о данном документе речь пойдет ниже) не имеет четких сведений относительно правопреемника, по иным причинам. В этом суть правопреемства.

Условия правопреемства при реорганизации юридических лиц

Данные условия представлены также направлениями, по которым оно может быть реализовано. Например, если происходит слияние, то условием реорганизации будет передача прав и обязанностей одному лицу.

Одновременно это же является и направлением. Можно считать, что соблюденные принципы правопреемства также являются условиями правильно проведенной реорганизации, не имеющими негативных последствий для всех сторон.

Условия реорганизации юр.лиц таковы:

  • при преобразовании, слиянии или присоединении права и обязанности переходят в обязательном порядке только к одному правопреемнику;
  • при разделении права и обязанности переходят к нескольким правопреемникам. При таком способе реорганизации у кредитора появляется риск не востребования долгов. На практике часто можно видеть следующую картину: имущественные права, в том числе ликвидные основные средства, переходят к одному правопреемнику, а большая часть обязанностей, вместе с малой частью материальных средств, в том числе неликвидом (невостребованной продукцией, изношенными основными средствами прочее), – к другому лицу. Таким образом, реально взыскать долг представляется весьма проблематично;
  • при выделении права и обязанности частично могут передаваться как одному правопреемнику, так и нескольким. Ситуация с удовлетворением требований кредитора в данном случае также может оказаться проблематичной;
  • наличие такого документа, как передаточный акт (баланс);
  • уведомление о начале реорганизации должников, кредиторов, иных лиц, в правоотношениях с которыми есть незавершенная связь (договора, налоги и сборы, то есть обязательтсва (о данных условиях будет изложено подробно ниже).

Направления, по которым может быть реализовано правопреемство

Реализация правопреемства осуществляется путем:

  • объединения прав и обязанностей разных юр.лиц у одного – правопреемника (происходит при слиянии или присоединении);
  • распределение прав и обязанностей между правопреемниками (выделение или разделение);
  • сохранение прав и обязанностей юр.лица, которое реорганизовано, по отношению к другим (преобразование).

Исключение ограничения объема прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику в процессе слияния и присоединения

Снятие данного ограничения является новшеством в нормативных актах. На данный момент ограничений объема прав и обязанностей по передаче, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, нет.

В этом есть положительный момент, поскольку деятельность предприятия происходит во времени, а правоотношения с другими субъектами приобретают длительный характер.

В этом смысле обеспечение правопреемства в полном объеме положительно влияет и помогает сохранению и продолжению существующих отношений с другими субъектами права.

Кроме того, это дает возможность лицу-правопреемнику выполнить обязательства и пользоваться правами в том объеме, в каком могло использовать их реорганизованное юр.лицо.

Передаточный акт. Понятие и его значение

Передаточный акт – это документ, в котором прописан объем прав и обязанностей (с конкретизацией), передающийся каждому правопреемнику.

Следует учесть, что в нем указываются все обязательства перед кредиторами и обязательства должников, в том числе те, что оспариваются сторонами. Данный документ утверждается лицами, принявшими решение о реорганизации.

По своему значению передаточный акт очень важен, поскольку принципы его действия и необходимости существования вполне объяснимы и правильны: он защищает, в первую очередь, кредиторов реорганизуемого юр.лица. С другой стороны, с целью упорядочения документооборота, передаточный акт при реорганизации также необходим и самому правопреемнику.

Слабым моментом на сегодняшний день является отсутствие четко закрепленной нормативной формы (образца) такого важного документа, как передаточный акт.

Существуют лишь методические рекомендации по его заполнению. Он не является бухгалтерским документом или документом строгой отчетности. Зачастую в акте фигурирует объем прав и обязанностей не тот, что по факту передался правопреемнику при его регистрации.

Хоть законодатель и предусмотрел необходимость включения в передаточный акт информации об обязательствах в отношении всех кредиторов, на практике для регистрации юр.лица правопреемника достаточно лишь наличия вышеназванного документа. Полноту указанной в нем информации не проверяют.

С целью упорядочения положения вещей в данной сфере отношений было бы целесообразно, чтобы передаточный акт как форма бланка, был закреплен на общегосударственном уровне.

Необходимость уведомления контрагентов юридического лица о реорганизации

Во избежание вышеуказанных ситуаций, которые позволили бы реорганизованному юр.лицу неправомерно отстраниться от необходимости в выполнении своих обязательств, в таком документе как передаточный акт, законодательно закреплен ряд требований к реорганизованному предприятию и его правопреемнику (правопреемникам).

В первую очередь, уведомление о начале процедуры реорганизации идет в соответствующий гос.орган.

Во-вторых, существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации.

В-третьих, нужно уведомить о начале вышеуказанной процедуры каждого кредитора в письменной форме.

Предъявленные требования кредиторам, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации.

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр. лицами, созданными в результате реорганизации, лиц, которые имеют возможность определять действия реорганизованных юр.лиц. Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, тогда перед законом солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Следует отметить, что последствия признания недействительным решения о реорганизации юр.лица не слишком радикальны в отношении правопреемников: оно не ликвидируется, а выполненные договора не признаются недействительными. Тем, не менее, принципы правопреемства должны быть соблюдены, и в первую очередь – принципы справедливости и выполнения взятых на себя обязательств.

Источник: http://advokat-malov.ru/yur.-lica/pravopreemstvo-pri-reorganizacii-yuridicheskih-lic.html

Реорганизация юридического лица

Суть реорганизации в том, что деятельность одного юр.лица прекращается за счет начала деятельности другого.

В процессе своей деятельности предприятия и учреждения могут изменять не только политику по отношению к клиентам, контрагентам, конкурентам, но и организационно-правовую природу, которая заключается в изменении правового статуса.

Понятие реорганизации юридического лица

Суть ее в том, что деятельность одного юр.лица (предприятия, организации) прекращается за счет начала деятельности другого (других).

Однако, не всегда субъект ликвидируется, о чем будет указано ниже. Не нужно путать реорганизацию с ликвидацией, поскольку в последнем случае отсутствует передача прав и обязанностей своему правопреемнику.

То есть, плавный переход из одной формы в другую – вполне нормальный процесс, с учетом необходимости его запуска и проведения. Это способствует развитию других форм деятельности, решаются определенные проблемы по выживанию конкретного предприятия.

Признаки реорганизации юридического лица проявляются в особенностях проведения этой процедуры. Варианты и способы реорганизации юридических лиц выбираются или самостоятельно субъектом, если есть намерение провести добровольную реорганизацию, или судом (гос.органом), если происходит принудительная реорганизация.

Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация реализуется в следующих формах:

Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.

  • Участвует как минимум две компании;
  • Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
  • Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.

В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.

  • Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
  • Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
  • Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;

Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.

  • Разделяется только одна организация, а образовываться может несколько одновременно;
  • Разделенное предприятие прекращает свое существование, т.е. происходит его ликвидация;

В форме выделения: субъект передает часть своих активов вновь созданному юр.лицу, при этом не теряет свою правовую природу.

  • В процессе выделения создается одно или несколько субъектов;
  • Предприятие, которое отдает часть своих активов, продолжает существовать;
  • Процедура выделения сопровождается передачей только части активов, а не всех.

В форме преобразования: организация продолжает осуществлять свою деятельность в иной организационно-правовой форме.

  • Активы, права, обязанности остаются у субъекта преобразования;
  • Никакое другое юр.лицо в процессе преобразования не создается;
  • Субъект проведения реорганизации должен при этом учитывать правовые возможности такого преобразования.

Основания проведения реорганизации

Основание для реорганизации — есть принятое решение учредителей на этот счет.

Что касается слияния или присоединения, то вершить дальнейшую судьбу предприятия могут не только учредители, но и все субъекты, принимающие участие в этом процессе.

Если, например, общество с ограниченной ответственностью решило разделиться на два, три или более отдельных субъектов, тогда высший орган (общее собрание) решает также вопросы порядка, сроков, иные условия.

То есть, прекращение юридического лица путем реорганизации происходит по инициативе его высшего органа (если такой предполагается в той или иной организационной структуре).

Процедура и порядок реорганизации

Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.

Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.

Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:

Действие № 1:

Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.

Действие № 2:

Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении. После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме. Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.

Действие № 3

Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.

Действие № 4

Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.

Действие № 5

Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).

Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.

Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.

Особенности реорганизации юридических лиц

Как и в любом институте права, существуют свои особенности реорганизации юридических лиц. В чем они состоят?

  • Субъект проведения реорганизации может трансформироваться не во все организационно-правовые формы, а лишь в те, которые допускает действующее законодательство. Например, ООО не может реорганизоваться в государственное предприятие, а коммерческие – в благотворительные;
  • Сама реорганизация может проходить в рамках, которые определены ГК РФ;
  • Виды, типы или способы реорганизации юридических лиц могут быть как добровольными, так и принудительными. Первый случай рассматривался выше. Во втором – решения могут приниматься судом или Антимонопольным комитетом;
  • Возможность привлечения арбитражного управляющего в случае, если субъект не проводит необходимые действия по реорганизации;
  • Реорганизация проходит с передачей прав (всех или части, в зависимости от формы) и обязанностей правопреемнику. В этом есть особенность и основное отличие от ликвидации предприятия.

Общие признаки реорганизации юридического лица сводятся к возможному созданию нового субъекта и передаче прав и обязанностей правопреемнику.

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

Возможность обжалования решения о реорганизации

Решение о реорганизации можно обжаловать в судебном порядке. При этом важно учитывать, что заявителями могут выступать только определенные лица, например, участники юр.лица или уполномоченные представители гос.органа.

Кроме того, существуют четкие сроки для подачи такого заявления в суд. В данном случае будет идти речь о признании самого решения недействительным как правового акта.

Независимо от того, кто его принимал, в добровольном или принудительном порядке, право на обжалование неотъемлемо, с учетом изложенных особенностей.

Последствия реорганизации юридического лица: если нарушены существующие требования и условия, то это может быть основанием для признания решения о реорганизации недействительным.

Вновь созданное предприятие может быть оставлено в реестре, сделки, совершенные таким лицом тоже могут быть действительными, а вот причинение убытков нужно компенсировать.

Но если, например, решение принималось неуполномоченным лицом, или в регистрационные органы предоставлялись поддельные документы, тогда созданное предприятие исключается из реестра.

Источник: http://advokat-malov.ru/yur.-lica/reorganizaciya-yuridicheskogo-lica.html

Читайте так же:  Как отличить привилегированные акции от обыкновенных
Особенности государственной регистрации при реорганизации юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1