Отчет аудита финансово хозяйственной деятельности автономного учреждения

Полная информация на тему: "Отчет аудита финансово хозяйственной деятельности автономного учреждения". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Обязательный аудит автономных учреждений

Правовые основы обязательного аудита

При проведении аудита за 2009 г. руководители автономных учреждений должны знать, во-первых, какими документами регламентируется обязанность подтверждения финансовой отчетности аудиторским заключением, и во-вторых, каковы требования к аудиторской организации (индивидуальному аудитору) с точки зрения их соответствия поставленной задаче. Законодательные основы аудиторской деятельности заложены в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон «Об аудиторской деятельности»). Законом «Об аудиторской деятельности» установлены критерии, по которым организации подлежат обязательному аудиту. Отметим сразу, что АУ отсутствуют в перечне организаций, подлежащих обязательному аудиту. Поэтому в отношении АУ для определения критерия обязательного аудита применимы два показателя:

1) предел по выручке;

2) предел по стоимости активов.

Примечание. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой отчетности.

Обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности»). В 2010 г., определяя обязательность аудита за 2009 г., сравнивают финансовые показатели АУ за 2008 г. с предельно установленными законом нормами.

Кроме вышеуказанных финансовых критериев Закон «Об аудиторской деятельности» в вопросах обязательного аудита отсылает руководителей к положениям других законодательных актов. В нашем случае нужно обратиться к Федеральному закону от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», где есть упоминание об аудиторском заключении в следующих аспектах:

1) на АУ возложена обязанность обеспечения открытости и доступности ряда документов, в числе которых аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения (ч. 13 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях»);

2) предусмотрено, что в компетенцию наблюдательного совета включены вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации (п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона «Об автономных учреждениях»).

Примечание. Жесткое требование о проведении обязательного аудита АУ в законе отсутствует, вышеуказанные нормы можно трактовать так, что они действуют в случаях, когда АУ подпадает под обязательный аудит по критериям финансовых показателей.

И еще один законодательный акт по интересующему нас вопросу, распространяющий свое действие на АУ, — это Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 13 которого предусмотрен состав бухгалтерской отчетности. Наряду с финансовой отчетностью для организаций, подлежащих обязательному аудиту, в состав годового отчета входит аудиторское заключение. Срок представления годовой отчетности — в течение 90 дней по окончании года, то есть для отчета за 2009 г. последний день сдачи — 31 марта 2010 г.

В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» с 1 января 2010 г. отменено лицензирование и введено обязательное членство аудиторов в саморегулируемых организациях. Это положение означает, что начиная с 2010 г. аудиторская организация (индивидуальный аудитор), не вступившая ни в одну из саморегулируемых организаций, не вправе проводить обязательный аудит финансовой отчетности. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов ведет Минфин, ознакомиться с реестром можно на официальном сайте Министерства.

В своей деятельности аудиторы обязаны руководствоваться Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Как правило, ключевые моменты этих стандартов включаются в условия договора на проведение обязательного аудита.

Заключение договора на проведение аудита

Решение о необходимости проведения аудита и об утверждении аудитора принимается наблюдательным советом АУ. Аудиторская организация или аудитор должны быть членами саморегулируемой организации. Руководству АУ требуется подготовиться к этому решению: определить список потенциальных аудиторов, сумму договора, плановые сроки проверки. Если учредителем АУ выступает государственный орган, применяется ч. 4 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности»: договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для обеспечения независимости требуется соблюдение ряда требований: запрещено совмещение должностей одним лицом в аудиторской организации и в проверяемом АУ; не должно быть родственных связей между руководящими сотрудниками аудиторской организации и АУ; к аудиту не может быть привлечено лицо, осуществляющее ведение или восстановление бухучета. То есть должны быть исключены отношения, потенциально опасные конфликтом интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона «Об аудиторской деятельности» при проведении аудита аудируемое лицо обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудитором документах сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их представлении.

Проверяемая организация имеет право на возмещение убытков, если они причинены аудитором. Раньше (до вступления в силу Закона «Об аудиторской деятельности») финансовое обеспечение возмещения убытков осуществлялось через механизм страхования ответственности при проведении обязательного аудита. В настоящее время для этих целей саморегулируемыми организациями аудиторов за счет вклада их участников создаются компенсационные фонды.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству в течение I квартала надо не только подготовить годовую бухгалтерскую отчетность, но и проаудировать ее. Это резко увеличивает нагрузку на аудиторов, которым буквально за месяц — два надо осилить практически годовой объем работы. Организациям, не оформившим свои отношения с аудитором раньше, трудно успеть с представлением аудиторского заключения в установленный срок. Поэтому договор на аудиторскую проверку подписывается заранее. В этом случае в качестве первого этапа работ осуществляется проверка по итогам девяти месяцев аудируемого года. В результате в I квартале времени на проверку затрачивается значительно меньше, что позволяет представить аудиторское заключение в срок.

Читайте так же:  Свидетельство о регистрации ооо в налоговой

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Самым главным в аудиторском заключении является мнение аудитора о достоверности отчетности.

Аудитор может выразить следующие мнения о достоверности отчетности:

1) безоговорочное положительное мнение;

2) положительное мнение с указанием факторов, к которым следует привлечь внимание пользователей;

3) мнение с оговоркой: невозможно выразить безоговорочное положительное заключение, но влияние разногласий с руководством не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения;

4) отказ от выражения мнения — ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) отрицательное мнение — влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Последние два случая носят ограниченный характер и связаны, как правило, с выполнением требований законодательства РФ, так как аудитор на договорной основе с проверяемой организацией просто откажется проводить аудит. А такое право — отказаться от проведения аудита или от выражения мнения — аудиторам дано Законом «Об аудиторской деятельности» (п. 4 ч. 1 ст. 13).

Важна дата аудиторского заключения, так как она ориентирует пользователей на то, что по состоянию на указанную дату аудитор учел произошедшие изменения в финансовом положении проверяемой организации, и эти изменения не повлияли на его мнение о достоверности отчетности.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита

Прямая ответственность за непроведение обязательного аудита в законодательстве отсутствует. Однако на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность представления в налоговые органы отчетности, составленной в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете». Поэтому АУ, подпадающие под критерии обязательного аудита, могут оштрафовать согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, предусмотренных кодексом, на сумму 50 руб.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на руководителя АУ может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб.

Примечание. В настоящее время применяемые санкции за непроведение обязательного аудита очень незначительны, и решение о проведении будет, скорее, «политическим».

Крупному автономному учреждению несолидно не иметь проаудированной отчетности. А вот мелкие АУ, для которых сама сумма вознаграждения аудитору за проведение проверки составляет один порядок с суммой доходов от коммерческой деятельности, могут пока решить «сэкономить».

И в заключение об обозначившихся ближайших перспективах в области аудита. Комитет Государственной Думы РФ по собственности планирует внести в Госдуму законопроект об изменении финансовых показателей организаций, подлежащих обязательному аудиту. Предлагается освободить от обязательного аудита организации с выручкой до 400 млн руб. в год и суммой активов до 160 млн руб. Цель этой законодательной инициативы — снизить бремя расходов организаций, финансовое положение которых может быть заметно ухудшено расходами на аудиторскую проверку.


Источник: http://mosbuhuslugi.ru/material/obyazatelnyi-audut-avtonomnyh

Вопрос: Обязательно ли каждый год проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2015 г.)

Обязательно ли каждый год проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующим законодательством не установлено требование об обязательном проведении аудита автономных учреждений. В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения.

В ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ) установлены случаи, при которых проведение аудиторской проверки обязательно.

Специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях данная статья не содержит. Предусмотренные п.п. 1-5 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ случаи не применимы к автономным учреждениям.

В то же время согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях (кроме перечисленных в ст. 5 Закона N 307-ФЗ), установленных федеральными законами.

В настоящее время вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации относятся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (п. 12 части 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ)).

Таким образом, требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, при этом данное требование совета является для руководителя автономного учреждения обязательным (ч. 5 ст. 11 Закона N 174-ФЗ в действующей редакции).

Аналогичное мнение высказывалось представителями Минфина России (смотрите материал: «Вопрос: Должно ли автономное учреждение проводить обязательный аудит? («Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», N 4, июль-август 2013 г.)»).

Согласно ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ контроль за деятельностью автономных учреждений на федеральном уровне осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок контроля за деятельностью автономных учреждений определяется, соответственно, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования.

Читайте так же:  Образец заявления на выход учредителя из ооо

Контрольные функции могут быть возложены на специальные контрольно-ревизионные органы, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены, в частности, на достижение следующих целей:

1) оценка результатов деятельности учреждений;

2) выявление обстоятельств, обусловивших неэффективное расходование денежных средств и иных материальных ресурсов, нарушение требований действующего законодательства;

3) выявление отклонений плановых показателей деятельности учреждений от фактических, анализ причин таких отклонений;

4) выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализ применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений в ходе прошедших ранее контрольных мероприятий;

5) формирование информационной базы в целях оптимизации расходования средств учреждения.

Поэтому при надлежаще организованном ведомственном контроле за деятельностью автономного учреждения и с учетом необходимости привлечения средств автономного учреждения на организацию проведения аудиторской проверки мы полагаем, что решение об «инициативном» аудите следует не только установить решением наблюдательного совета автономного учреждения, но и обосновать с точки зрения эффективности использования средств автономного учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Аудит в организациях госсектора;

— Энциклопедия решений. Ведомственный внутренний финансовый аудит;

— Энциклопедия решений. Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

14 января 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Источник: http://base.garant.ru/57483416/

Отчет аудита финансово хозяйственной деятельности автономного учреждения

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступившие в отношении ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности автономными учреждениями, создаваемыми и осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (далее — Закон), и сообщает следующее.

1. В соответствии с Законом автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. С даты государственной регистрации автономного учреждения, созданного путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

3. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» автономное учреждение включает в состав бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс (форма N 1), Отчет о прибылях и убытках (форма N 2), Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6), пояснительную записку.

При отсутствии соответствующих данных автономное учреждение может не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

Автономное учреждение, получающее бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представляет информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

4. При разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, автономным учреждением учитываются образцы форм, приведенных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». При разработке формы Бухгалтерского баланса (форма N 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» автономное учреждение включает группу статей «Целевое финансирование».

5. Первым отчетным годом для созданного автономного учреждения считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных в период с даты принятия решения учредителем о создании автономного учреждения до государственной регистрации автономного учреждения, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Читайте так же:  Стороны арбитражного спора статьи журналов

Вступительная (первая) бухгалтерская отчетность автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, составляется путем переноса показателей заключительной (последней) бухгалтерской отчетности государственного или муниципального учреждения в формы бухгалтерской отчетности, разработанные автономным учреждением с учетом требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». При этом никакие записи в бухгалтерском учете не производятся.

6. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) автономного учреждения.

Бухгалтерская отчетность автономного учреждения, в котором бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, руководителем централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

7. Годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения утверждается наблюдательным советом автономного учреждения.

В соответствии с Законом копия утвержденной годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения направляется учредителю этого автономного учреждения.

8. В соответствии с Законом автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения (наряду с другими предусмотренными Законом документами).

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

Бухгалтерская отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных заинтересованным в ней лицам, и (или) в отношении ее проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность всем заинтересованным в ней лицам независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

9. В соответствии с Законом недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Исходя из этого построение аналитического учета указанного имущества должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств и иного имущества, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.), а также для составления в установленном порядке автономным учреждением отчетов об использовании закрепленного за ним имущества.

10. Закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, а также находящееся у автономного учреждения в соответствии с законодательством особо ценное движимое имущество отражается во вступительном бухгалтерском балансе по группе статей «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости и по группе статей «Добавочный капитал» с выделением показателя по статье «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества». Сумма амортизации по указанному имуществу раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

11. Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели, при принятии к бухгалтерскому учету в составе основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Одновременно на сумму использованного на эти цели источника финансирования (целевых поступлений) производятся записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал», субсчет «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

12. Начисление износа по основным средствам (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальным активам автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, производится исходя из сроков полезного использования, установленных государственным или муниципальным учреждением при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

13. Полученное от учредителя финансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества в соответствии с Законом, на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, отражается по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Информация о целевом использовании автономным учреждением полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования (расхода)) раскрывается в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

14. Автономное учреждение, осуществляющее деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, должно признавать доходы от обычных видов деятельности (с учетом сумм, получаемых в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников) по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».

15. Для учета расходов автономного учреждения по выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, используются счета учета расходов по обычным видам деятельности, предусмотренные разделом III Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н.

16. Информация о признанных в бухгалтерском учете доходах и расходах, связанных с деятельностью автономного учреждения, в качестве доходов и расходов от обычных видов деятельности раскрывается в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2).

Читайте так же:  Сколько можно получить дивидендов с акций

17. При направлении автономным учреждением прибыли на финансовое обеспечение своей уставной деятельности в бухгалтерском учете по итогам отчетного года делается запись по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток») в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».

18. При составлении бухгалтерской отчетности автономные учреждения руководствуются также Особенностями формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций.

Источник: http://mvf.klerk.ru/zakon/avtonom.htm

Проведение аудита бюджетного, казенного, автономного учреждения

Что такое аудит? Это проверка бухгалтерской и финансовой отчетности учреждения, которую проводят независимые специалисты в соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности от 30 декабря 2008 г. №307-Ф3.

Аудиторские проверки проводятся для того, чтобы контролировать движение финансовых средств в учреждении, отслеживать административно-хозяйственные процессы, выявлять нарушения нормативно-правовых актов, осуществлять эффективное планирование деятельности.

Аудиторские услуги бюджетным, казенным и автономным учреждениям Консалтинговая группа «Аюдар» оказывает в следующем порядке:

  • оценка объема работ, составление анкеты со специалистом, выезжающим к клиенту ;
  • составление коммерческого предложения, согласование сметы и заключение договора;
  • согласно условиям договора: предоставление заказчику бесплатных консультаций по бухгалтерскому и налоговому учету, оформление подписки на журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»;
  • определение объема выборки документов ;
  • аудиторская проверка ;
  • заказчику выдается заключение по результатам проверки, а также отчет о проделанной работе.

Аудит бюджетных, казенных и автономных учреждений включает следующие услуги:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения; — составление отчетности в соответствии с бюджетным планом, ведение бюджетного учета;
  • проверка целевого расхода бюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской деятельности предприятия;
  • подготовка к аудиту государственными контролирующими органами (Минфин, МНС);
  • представительство интересов учреждения в вышестоящих контролирующих органах;
  • оценка профессионализма персонала бухгалтерского направленияи проведение аттестации сотрудников;
  • выполнение специальных условий аудита;
  • налоговый аудит.

КГ «Аюдар» поможет решить следующие задачи:

  • определить уровень соответствия работы бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам;
  • установить, верно ли составлена бюджетная заявка, сметы доходов и расходов, оценить обоснованность расчетов по конкретным видам доходов и расходов;
  • выяснить, соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, указанным в уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
  • узнать о своевременности составления сметы доходов и расходов и подачи ее на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств;
  • проверить достоверность составления отчетности бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.

Отчет об аудиторской проверке содержит:

  • анализ общего состояния бухгалтерского учета учреждения;
  • подробное описание ошибок в бухгалтерском и налоговом учете,выявленных в результате аудиторской проверки;
  • рекомендованные пути решения сложившихся проблем.

Бюджетные учреждения — учреждения непроизводственной сферы, получающие все необ- ходимые средства из государст- венного бюджета.

К бюджетным организациям относятся учреждения из раз- ных сфер деятельности:

  • государственная служба;
  • здравоохранение;
  • образование и наука;
  • органы внутренних дел;
  • культура.

Такой тип учреждений частично или полностью финансируются собственником их имущества.

В обязанности бюджетного учреждения входит сдача отчетности по расходуемым де- нежным средствам. При недос- таточности денежных средств субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетного учреждения возлагается на собст- венника его имущества.

С вопросами по данной услуге Вы можете обратиться к нашим специалистам.

Источник: http://www.audar.ru/types/audit/budget/

Аудиторская проверка в бюджетном учреждении: быть или не быть?

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2009, N 4

Бюджетные учреждения являются объектом внимания различных проверяющих органов, но аудиторы к ним не относятся. Поэтому многие считают, что аудит касается коммерческих организаций, а не бюджетных учреждений. Тем не менее практика аудиторских компаний показывает, что в отдельных учреждениях есть спрос на аудиторские услуги. Что «заказывают» бюджетники? Когда можно обойтись без услуг аудиторов? С этими вопросами может столкнуться бухгалтер бюджетного учреждения. Надеемся, что в статье он найдет на них ответы, которые даны с учетом норм нового Закона об аудиторской деятельности .

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Может ли бюджетное учреждение быть аудируемым лицом?

Начнем с того, что в отношении юридического лица может проводиться как обязательный, так и добровольный аудит. Поэтому, если от учреждения не требуют аудиторского заключения, это не значит, что по его инициативе не может быть проведена проверка достоверности финансовой отчетности. Другой вопрос — за счет каких источников будет финансироваться такая инициатива? Но прежде чем ответить на него, выясним, может ли бюджетное учреждение попасть в состав аудируемых лиц. Может, присутствие аудиторов в бюджетных учреждениях противопоказано?

В новом Законе об аудиторской деятельности, как и в его предшественнике, ни слова не сказано о бюджетных учреждениях, но есть ряд оснований, по которым они могут попасть в разряд лиц, в отношении которых проводится аудит (внимание, здесь мы пока не говорим, какой это аудит — обязательный или инициативный). Чтобы в бюджетном учреждении был проведен аудит, оно в целях применения Закона об аудиторской деятельности по меньшей мере должно являться организацией. Ведь именно для организаций в нормативном акте установлены критерии проведения аудита, в том числе и обязательного. Обратимся к нормам гражданского законодательства. В нем сказано, что юридическими лицами могут быть коммерческие или некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Одним из видов некоммерческих организаций является учреждение, созданное собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, о чем сказано в Бюджетном кодексе.

Таким образом, бюджетное учреждение с позиций действующего законодательства является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые, как и коммерческие фирмы, могут заказать аудит, предусматривающий независимую проверку бухгалтерской отчетности организации в целях выражения мнения о достоверности ее финансовой отчетности. Перейдем к следующему вопросу: может ли бюджетное учреждение попасть под обязательный аудит или для него это дело исключительно добровольное?

«За» и «против» обязательного аудита

Многие эксперты высказывают свое мнение по данному вопросу, исходя из норм Закона об аудиторской деятельности, упуская из виду другие нормативные акты, например Закон о бухгалтерском учете . В нем описан состав бухгалтерской отчетности организаций, в которую могут входить не только баланс и отчет о прибылях и убытках с приложениями к ним, но и аудиторское заключение. Данное положение не относится к бюджетным учреждениям, состав бухгалтерской отчетности которых определяется Минфином в отдельном порядке. В Инструкции по составлению бюджетной отчетности предусмотрены разные отчеты, но среди них нет аудиторского заключения. Поэтому вышестоящий орган, которому бюджетное учреждение представляет пакет отчетности, не требует от него наличия в числе обязательных приложений аудиторского заключения. На представлении данного документа могут настоять налоговики, но бюджетные учреждения в вопросе сдачи бухгалтерской отчетности находятся вне досягаемости инспекторов. Дело в том, что они не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы , а отчитываются перед вышестоящим органом (распорядителем, главным распорядителем бюджетных средств) в установленные сроки (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете).

Читайте так же:  Реестр закрытых организаций

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Утверждена Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н.
См. Письмо УФНС по г. Москве от 26.04.2005 N 20-12/29899.

Подведем небольшой итог. С позиций Закона о бухгалтерском учете и Инструкции по составлению бюджетной отчетности бюджетному учреждению нет необходимости представлять в составе бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Значит, в отношении его обязательный аудит может не проводиться. Но спешить с окончательными выводами не стоит. Ведь мы исходили из общих норм названных нормативных актов, приоритет перед которыми имеют специальные нормы, прописанные в Законе об аудиторской деятельности.

В нормативном документе перечислено несколько случаев, когда юридическое лицо может попасть под обязательный аудит. Учреждениям наиболее близок случай, когда организация обязана проводить независимую проверку отчетности по финансовым показателям своей деятельности. Таких показателей два: выручка и стоимость активов. Рассмотрим, может ли бюджетное учреждение попасть под обязательный аудит по названным показателям.

Выручка от оказания услуг

Актив баланса

Данный показатель определяется по сумме активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному. При превышении стоимости активов 20 млн руб. юридическому лицу вместе с отчетностью следует представить аудиторское заключение. Но нужно ли это делать бюджетному учреждению, которому имущество согласно ст. 296 ГК РФ передается органами власти на праве оперативного управления?

Имущество, полученное в оперативное управление, учитывается на балансе учреждения, поэтому его стоимость включается в оценку активов баланса. Бюджетное учреждение в комплекте отчетности представляет баланс бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130). В нем есть нефинансовые и финансовые активы, сумма которых составляет общий размер активов бухгалтерского баланса бюджетного учреждения. При этом активы разделены между бюджетной и приносящей доход деятельностью. Нужно ли делить активы для целей применения Закона об аудиторской деятельности?

По мнению автора, в этом есть необходимость, то есть для проведения в бюджетном учреждении обязательного аудита ему следует определять стоимость активов только в части приносящей доход деятельности. Ведь по таким же правилам определяется предыдущий критерий — выручка от оказания услуг, которая также принимается к расчету в части деятельности, приносящей учреждению доход. Поэтому логично, что оба финансовых показателя (как выручку, так и сумму активов баланса) учреждение должно определять по одним и тем же операциям, относящимся к приносящей доход деятельности. Иной порядок не соответствовал бы самой концепции аудита, который изначально как форма контроля предполагает проверку отчетности коммерческих организаций, у которых выручка и сумма активов баланса связаны с предпринимательской деятельностью. У бюджетного учреждения сумма активов, относящаяся к приносящей доход деятельности, как правило, меньше суммы активов, источником поступления которых является бюджетная деятельность. Поэтому у учреждения шансов попасть под обязательный аудит по данному критерию, как и по выручке, немного. Все же они есть, ведь предельная сумма активов (20 млн руб.) меньше аналогичного критерия выручки (50 млн руб.).

Какой напрашивается вывод?

И еще, существует расхожее мнение, что отчетность организаций, финансируемых из бюджета, является только ведомственной и не должна быть публичной, поэтому нет необходимости в проверке ее достоверности аудиторами. Этот подход не совсем корректен, так как в рамках учреждений осуществляется расходование общегосударственного фонда средств бюджета, а следовательно, общество должно иметь доступ к информации, показывающей, как и куда расходуются государственные средства. В данной ситуации аудит может рассматриваться как форма государственного финансового контроля, проводимого в отношении достоверности финансовой отчетности получателей бюджетных средств (ведомств и учреждений). Но пока бюджетного аудита не введено, в настоящий момент аудит представляет собой одну из форм контроля лишь коммерческого направления деятельности организаций и учреждений.

Заметим, под обязательный аудит фактически подпадают бывшие бюджетные, а сейчас автономные учреждения. Соответствующая норма установлена Законом об автономных учреждениях . Исходя из того что аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности является для таких учреждений обязательным, можно считать, что для них предусмотрен обязательный аудит, что полностью согласуется с нормами Закона об аудиторской деятельности. В соответствии с ним одним из случаев проведения обязательного аудита является проверка финансовой отчетности, предусмотренная федеральным законом, в данном случае — Законом об автономных учреждениях. Остальные критерии проведения обязательного аудита для автономного учреждения не важны, так как оно в любом случае должно представить пользователям бухгалтерской отчетности аудиторское заключение.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Если принято решение о проведении инициативного аудита

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/4093-auditorskaya-proverka-byudzhetnom-uchrezhdenii

Отчет аудита финансово хозяйственной деятельности автономного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here