Ответственность за непрохождение обязательного аудита

Полная информация на тему: "Ответственность за непрохождение обязательного аудита". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

С 2021 года штраф за непредставление юрлицом в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности может составить до 700 тыс. рублей

Законом о бухгалтерском учете устанавливается обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением о ней (в случае если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса.

Государственный информационный ресурс является важным источником информации, позволяющим получать данные о финансовом состоянии контрагентов, о добросовестности выполнения ими действующего законодательства, а также используется государством в том числе для проведения экономической, бюджетной, налоговой, антимонопольной и структурной политики.

В этой связи Минфином России подготовлен проект поправок в КоАП РФ в целях повышения ответственности субъектов экономической деятельности.

В частности, КоАП РФ предлагается дополнить новыми составами административных правонарушений, устанавливающими ответственность за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб., и до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить 700 тыс. рублей.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55815.html/

Стоит ли «забывать» об обязательном аудите?

Существует ли в настоящее время какая-либо ответственность за непроведение обязательного аудита и непредставление аудиторского заключения в налоговые органы и органы статистики?

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – закон об аудите) аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица, для целей указанного закона, понимается отчетность, предусмотренная ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обязательный аудит проводится, в соответствии с ч. 1 ст. 5 закона об аудите, в случаях, перечисленных в п.п. 1-5 этой части, и в иных случаях, установленных федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 5 закона об аудите). В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона об аудите).

Обязательный аудит проводится ежегодно (ч. 2 ст. 5 закона об аудите).

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Отметим, что аудиторское заключение ранее входило в состав бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту (пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако в 2013 году вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ аудиторское заключение перестало входить в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. «д» раздела «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.» информации Минфина России от 4 декабря 2012 года № ПЗ-10/2012, а также письмо Минфина РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724).

Таким образом, первоначальная редакция Закона № 402-ФЗ не устанавливала обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для каких экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Поэтому изначально с 1 января 2013 года для экономических субъектов, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежала обязательному аудиту, обязанность представлять аудиторское заключение в налоговые органы и органы государственной статистики была упразднена.

Однако Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним.

Затем Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 357-ФЗ (далее – Закон № 357-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года, эти поправки были исключены, и ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ вернулась в первоначальную редакцию. Одновременно этим же законом ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, необходимо представлять и аудиторское заключение о ней.

Определены и сроки представления аудиторского заключения:

  • либо вместе с отчетностью не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Таким образом, экономические субъекты, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны представить в органы статистики аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год в установленные ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ сроки, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Читайте так же:  На меня открыли ооо что делать

Непредставление или несвоевременное представление в органы статистики аудиторского заключения экономическими субъектами, для которых проведение аудита является обязательным, влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от трех тыс. руб. до пяти тыс. руб. (письмо Федеральной службы государственной статистики от 16 декабря 2013 года № 1578/ОГ).

Обязанность представлять аудиторское заключение в налоговый орган в настоящее время Законом № 402-ФЗ не предусмотрена. НК РФ также не содержит такого требования. На это, в частности, обращает внимание и Минфин России в письме от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Непосредственно за непроведение обязательного аудита законодательство ответственности не предусматривает. Для отдельных категорий лиц (например, для открытых акционерных обществ) непроведение обязательного аудита и, как следствие, неисполнение обязанности по опубликованию аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/karasevich/528965/

Ответственность за непрохождение обязательного аудита

Дата публикации 21.01.2020

В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?

Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/answersacc/src/%F1%F5%EE/%E1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0%F1%EA%E0%FF%20%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC/200121_%EE%F2%EA%E0%E7.htm

Ответственность за непрохождение обязательного аудита

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Источник: http://www.garant.ru/consult/account/1292778/

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.
Читайте так же:  Закон о государственной регистрации ооо

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона Читайте также Обособленное подразделение организации: что это?

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Грубое нарушение бухгалтерских правил

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей. А при повторном нарушении он возрастает ровно в 2 раза. Либо лишат права на профессию на период от 1 года до 2-х лет.

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Источник: http://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/neprovedenie-obyazatelnogo-audita.html

Новый штраф 700 тысяч из-за аудиторского заключения и бухотчетности за 2019 год: как избежать?

Изменения в порядке представления бухгалтерской отчетности, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, вызовут пристальное внимание налоговых органов к Вашей отчетности и представленному аудиторскому заключению.

Что это значит и как снизить вероятность наступления негативных последствий, рассмотрим ниже.

Big data бухотчетности и аудиторских заключений

Бухгалтерская отчетность за 2019 год и аудиторские заключения к ней будут передаваться в электронном виде и включаться в Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. Формировать и вести этот ресурс будет Федеральная налоговая служба.

Конечно, с одной стороны, можно говорить об упрощении порядка представления отчетности и аудиторских заключений, т.к. все будет происходить через телекоммуникационные сети. С другой стороны, нужно понимать, что уже в ближайшее время огромное количество данных сможет обрабатываться в автоматическом режиме, а значит их смогут интегрировать в общую систему данных и очень быстро выявлять несоответствия.

Просто задумайтесь, сколько всего может попасть «под прицел» налоговой инспекции!

Если ранее достаточно большое количество организаций несерьезно относились к аудиту, игнорируя это требование законодательства либо аудит заказывался «для галочки», то сейчас мы настоятельно рекомендуем отказаться от такой практики. Стоит ли экономить на безопасности?

В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют Вас по волнующим и спорным вопросам, помогут укрепить и защитить Вашу профессиональную репутацию.

Новые санкции за непредставление отчетности и аудиторских заключений

О том, что государство настроено серьезно, свидетельствует и то, что сейчас рассматривается проект определенных изменений в КоАП. Согласно нему, ответственность за правонарушения, связанные с непредставлением или не полным предоставлением бухотчетности и/или аудиторского заключения к ней, возрастет в 100 и более раз. О каких суммах идет речь? Ну, например, если не сдана подлежащая аудиту отчетность и само аудиторское заключение до 31 декабря года, следующего за отчетным, то «кара» будет жестокой:

100-200 тысяч штрафа на должностное лицо;

500-700 тысяч штрафа на юридическое лицо.

Для сравнения, в настоящее время штрафы настолько незначительны (ст. 19.7 КоАП: на должностных лиц: 300-500 руб., на юридическое лицо — 3-5 тыс. руб.), что это во многом и обуславливает «несерьезное отношение» у многих субъектов хозяйствования к отчетности в целом и к аудиторским заключениям — в частности. Но контролирующие органы явно хотят эту ситуацию «переломить».

Таким образом, в текущих обстоятельствах очень важно своевременно сдавать отчетность и проводить аудит. При этом не пользоваться услугами «сомнительных» аудиторских фирм, работа которых не только не поможет вам исправить ошибки в учете, но и в условиях цифровой прозрачности данных может привлечь к вашей организации нежелательное внимание контролирующих органов.

Уже сейчас важно начать регулярные аудиты, чтобы успеть навести порядок в отчетности и избежать штрафов в будущем

Мы рекомендуем начинать первый этап аудита в декабре 2019 или январе 2020 года — это позволит в спокойном режиме навести порядок в отчетности и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.

ТОП-4 рекомендации по укреплению контура безопасности вашей компании

Надежная аудиторская компания поможет вам нивелировать риски, даже если вашу отчетность будут смотреть под микроскопом. Как этого добиться?

ТОП-4 рекомендаций, которые помогут вам спать спокойно:

Во-первых, работать только с проверенными временем и опытными в вашей сфере аудиторами. При выборе аудиторской компании обязательно рекомендуем ознакомиться с имеющимся у кандидатов опытом работы и отзывами о ней.

Во-вторых, проводить аудит системно (ежеквартально или, как минимум, 2 раза в год). Это позволит устранять ошибки своевременно и существенно снизить нагрузку на сотрудников бухгалтерии по сравнению с проведением аудита 1 раз в год, что зачастую затрудняет работу сотрудников компании.

В-третьих, крайне желательно, чтобы можно было получить через аудиторскую компанию/ее партнеров комплексное обслуживание, т.е. чтобы договор не ограничивался только аудитом бухучета и отчетности, а предполагал налоговый аудит, консультации по возникающим вопросам, поиск не только рисков, но и резервов, помощь налоговых юристов и т.д. Из нашей практики такой подход позволяет сэкономить миллионы рублей.

В-четвертых, и это самое главное! Проверьте, степень ответственности аудиторской компании, которую привлекаете. Какие гарантии предоставляются, какие возможности у Вас есть, в связи с работой компании и т.д. В частности, наша компания предлагает своим клиентам:

Читайте так же:  Признаки обязательного аудита

расширенные гарантии. Ответственность компании «ПравовестАудит» застрахована компанией «Ингосстрах» в размере до 10 млн. по каждому договору. То есть, если по проверенному нами периоду налоговой инспекцией будут начислены штрафные санкции, страховая компания вернет Вам деньги.

защиту от претензий налоговых органов. В течение 3-х лет, следующих за проверенным нами периодом, опытные налоговые юристы за наш счет помогут защитить интересы Вашей компании в ходе налоговых проверок.

Мы предлагаем 3 вида аудита бухгалтерской и налоговой отчетности. Они отличаются количеством этапов, глубиной проверки, наличием финансовых гарантий и страховки на случай штрафов и доначислений от ФНС. Выберите подходящий именно Вам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/novyy-shtraf-700-tysyach-iz-za-bukhotchetnosti-i-auditorskogo-zaklyucheniya-kak-izbezhat/

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Кто может инициировать наложение такого штрафа?

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

Штрафы со стороны РОССТАТА

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

Читайте так же:  Распределение дивидендов в ооо с одним учредителем

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/879676.html

Adm-Pravo.ru

Что грозит за непроведение обязательного аудита?

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Ключевые понятия

Ежегодно Министерство Финансов определяет перечень организаций, которым надлежит осуществлять обязательную аудиторскую проверку.

Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08). Начиная с 2017 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.

Наличие двух из перечисленных признаков становится однозначной причиной для ее осуществления:

  • Двухгодичная прибыль превысила сумму 800 млн. руб. (за основу берут два года, которые предшествуют отчетному периоду).
  • Размер активов согласно балансу на конец каждого из двух лет (предшествовавших отчетному) составляет более 400 млн. руб.
  • Количество работников предприятия превышало 100 человек (подсчет идет опять же за предыдущие года).

Но не все АО обязаны теперь делать аудит (начиная с 2018г). Он необходим только организациям, которые можно отнести к публичным и имеющим общественное значение.

Осуществлять проверку надлежит ежегодно. При этом специалисты рекомендуют при существенном объеме отчетности, разбить ее на несколько этапов и делать поочередно.

Порядок осуществления

Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Итогом проверки становится аудиторское заключение. Согласно правилам оно может быть двух типов:

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.

Завершающим этапом становится подача аудиторского заключения в Росстат. Вместе с ним должна быть представлена документация по бухучету, которая и подвергалась проверке.

Санкции за игнорирование

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

  • От 3 до 5 тыс. руб. – штраф, налагаемый на всю организацию.
  • От 300 до 500 руб. – штраф, предусмотренный для ответственного лица.

Грубое нарушение

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Нарушение правил по раскрытию

КоАП РФ (ст. 15.19) регламентирует необходимость для Акционерных Обществ раскрывать информацию о результат аудиторской проверки (т.е. представлять аудиторское заключение) не только в Росстат, но и на финансовых рынках, а также по запросу акционеров. Невыполнение такой обязанности влечет наказание:

  • Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на должностных лиц. При повторном нарушении – дисквалификация на срок до 2 лет.
  • Штраф от 700 тыс. до 1 млн. руб. на организацию.

На 2018 г. все акционерные общества обязаны раскрыть информацию до 3 апреля.

При этом всегда необходимо учитывать, что наложение наказания не освобождает ответственное лицо от необходимости выполнить аудиторскую проверку и представить заключение по ней.

Источник: http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/neprovedenie-obyazatelnogo-audita/amp/

Что грозит за непроведение обязательного аудита?

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Ключевые понятия

Ежегодно Министерство Финансов определяет перечень организаций, которым надлежит осуществлять обязательную аудиторскую проверку.

Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08). Начиная с 2017 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.

Наличие двух из перечисленных признаков становится однозначной причиной для ее осуществления:

  • Двухгодичная прибыль превысила сумму 800 млн. руб. (за основу берут два года, которые предшествуют отчетному периоду).
  • Размер активов согласно балансу на конец каждого из двух лет (предшествовавших отчетному) составляет более 400 млн. руб.
  • Количество работников предприятия превышало 100 человек (подсчет идет опять же за предыдущие года).

Но не все АО обязаны теперь делать аудит (начиная с 2018г). Он необходим только организациям, которые можно отнести к публичным и имеющим общественное значение.

Осуществлять проверку надлежит ежегодно. При этом специалисты рекомендуют при существенном объеме отчетности, разбить ее на несколько этапов и делать поочередно.

Порядок осуществления

Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Итогом проверки становится аудиторское заключение. Согласно правилам оно может быть двух типов:

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.

Завершающим этапом становится подача аудиторского заключения в Росстат. Вместе с ним должна быть представлена документация по бухучету, которая и подвергалась проверке.

Санкции за игнорирование

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

  • От 3 до 5 тыс. руб. – штраф, налагаемый на всю организацию.
  • От 300 до 500 руб. – штраф, предусмотренный для ответственного лица.
Читайте так же:  Стандарт государственной услуги регистрация юридических лиц

Грубое нарушение

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Нарушение правил по раскрытию

КоАП РФ (ст. 15.19) регламентирует необходимость для Акционерных Обществ раскрывать информацию о результат аудиторской проверки (т.е. представлять аудиторское заключение) не только в Росстат, но и на финансовых рынках, а также по запросу акционеров. Невыполнение такой обязанности влечет наказание:

  • Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на должностных лиц. При повторном нарушении – дисквалификация на срок до 2 лет.
  • Штраф от 700 тыс. до 1 млн. руб. на организацию.

На 2018 г. все акционерные общества обязаны раскрыть информацию до 3 апреля.

При этом всегда необходимо учитывать, что наложение наказания не освобождает ответственное лицо от необходимости выполнить аудиторскую проверку и представить заключение по ней.

Источник: http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/neprovedenie-obyazatelnogo-audita/

Обязательный аудит 2019 и его альтернатива

Кто подлежит обязательному аудиту в 2019 году? Каковы критерии аудита 2019? Чем, кроме выдачи заключения, аудитор еще может быть полезен собственнику бизнеса и бухгалтерии? На эти вопросы ответим в материале.

Критерии обязательного аудита в 2019 году и ответственность за его непроведение

Как правило, организации, подлежащие обязательному аудиту в 2019 году, знают об этом и проводят аудит не первый год. Это:

банки, страховые компании и отдельные иные виды компаний в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами: закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; закон 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;

организации, которые размещают ценные бумаги публично;

группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование, которые составляют финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

Но это не исчерпывающий перечень тех, кто подлежит обязательному аудиту в 2019-м. Помимо вышеперечисленных характеристик, есть еще два условия для обязательного аудита (при любом из них организация попадет под обязанность его провести):

достижение юридическим лицом в 2018 году порога по годовой выручке в 400 млн руб.;

активы баланса организации на конец 2018 года более 60 млн руб.

Критерии (условия) аудита в 2019 году предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности».

Если Ваша организация подпадает под критерии проведения обязательного аудита, то не позднее 31 декабря 2019 года вам понадобится представить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики. При этом заключение не может быть представлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения (т.е. день составления заключения в расчет не берется) (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № «О бухгалтерском учете»).

Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей, на организацию — от 3000 до 5000 рублей.

И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения). Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).

Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты статьи 14.25 КоАП РФ).

В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Альтернатива обязательному аудиту 2019

Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не панацея от всех уязвимостей. Это связано с тем, что обязательный аудит предполагает, что проверка проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.

Такой подход не гарантирует Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В нашей практике обнаружение таких случаев не редкость, в т.ч. и в организациях, которые ранее проводили обязательный аудит. Например:

Только задумайтесь, а вдруг и Вы переплачиваете налоги?

Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании. При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки. Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.

Именно поэтому мы рекомендуем нашим клиентам системный комплексный обязательный аудит. В этом случае компания за весь год получает не только итоговый аудит годовой отчетности, но и постоянную помощь аудиторов, налоговых консультантов и юристов. А также настоящую страховку от налоговых рисков.

Таким образом, системный комплексный обязательный аудит защищает компанию и помогает выявлять налоговые резервы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/obyazatelnyy-audit-2019-i-ego-alternativa/

Ответственность за непрохождение обязательного аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here