Планирование аудита финансовой отчетности шпаргалка

Полная информация на тему: "Планирование аудита финансовой отчетности шпаргалка". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита.

При разработке общей стратегии аудита аудитор должен:

выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию;

установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47819.html/

Планирование аудита финансовой отчетности

«МСФО и МСА в кредитной организации», 2008, N 2

Планирование аудита — наиболее важный этап проведения аудиторской проверки. Цель эффективного планирования — предельно минимизировать аудиторский риск при проведении аудита в течение разумного времени. В последней редакции международного стандарта аудита (ISA) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» очень подробно регламентируются действия аудиторов при планировании аудита.

В данной редакции ISA 300 действует с 15 декабря 2004 г. Изменения в стандарт были внесены в связи с принятием нового стандарта аудита (ISA) 315 «Понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения отчетности».

На практике при проведении эффективного аудита для достижения поставленной цели — выражения независимого мнения за минимально возможное время — планирование должно занимать около 25% всего отведенного на аудит времени. При планировании необходимо разработать стратегию аудита таким образом, чтобы обеспечить максимальную уверенность в том, что аудит будет проведен эффективно при минимально возможном аудиторском риске.

Планирование, прежде всего, требует определить объем аудита. Объем аудита определяется на основании предварительно проведенной оценки рисков в соответствии с ISA 315, а также на основании аудита прошлого года. Планирование аудита необходимо также для наиболее эффективного использования отведенного рабочего времени и распределения заданий между членами аудиторской группы.

При предварительном знакомстве стандарт предлагает следующие действия:

  • определить тип аудиторского задания;
  • проверить клиента на соответствие требованиям стандарта по этике аудита;
  • определить рамки аудиторского задания.

Цель подобных действий — минимизировать риски, в том числе аудиторский.

Данные действия обеспечивают также уверенность в том, что аудитор будет независимым при выполнении аудиторского задания, что нет каких-либо иных факторов, которые могут повлиять на желание аудитора выполнять это задание, а также нет разногласий в понимании рамок и типа аудиторского задания между аудиторами и клиентом.

Следующим этапом планирования стандарт предлагает разработку стратегии аудита.

Общая стратегия аудита заключается в определении объема аудита, времени и основных направлений аудита, например, определении наиболее рискованных статей отчетности. Стратегический план является основой для разработки более детального плана и программы аудита.

При определении стратегии важно определить формы финансовой отчетности компании, а также ее отраслевые особенности. Например, формы отчетности пенсионных фондов или паевых инвестиционных фондов отличаются от типовых форм финансовой отчетности. Важным является также определение территориальной принадлежности филиалов или дочерних компаний.

При стратегическом планировании необходимо определить количество встреч с руководством клиента и виды данных встреч или переговоров, а также формы и даты предоставления промежуточных или конечных отчетов или заключений.

Стратегический план является основой для плана работы, в котором на основании проведенной оценки рисков определяется объем аудита, в частности существенность, статьи финансовой отчетности, подлежащие проверке, аналитические процедуры и количество единиц детального тестирования.

Цель плана — минимизировать аудиторские риски. На основании плана определяется необходимое время для выполнения аудиторского задания и количество членов аудиторской команды, а также их уровень и требуемый опыт. Также на основании плана разрабатывается подробная программа для каждого члена аудиторской команды по всем необходимым статьям финансовой отчетности. План позволяет определить необходимость приглашения экспертов для выполнения задания. На основании плана определяется необходимость участия аудиторов в инвентаризации, проведение промежуточных этапов аудита, а главное, определяются внутренние моменты — руководство группой аудиторов, способы контроля качества выполнения задания.

Как правило, план состоит из следующих статей:

  • способы и время проведения первоначальной оценки рисков в соответствии с требованиями ISA 315;
  • аудиторские процедуры и время их проведения в соответствии с требованиями МСА (ISA) 330 «Действия аудитора в результате проведенной оценки рисков». В плане отражено решение аудитора относительно необходимости проведения оценки существующих контролей, а также дальнейшие аудиторские действия, которые требуются в соответствии с МСА, например, взаимодействие с юристами компании или группой налогового учета.

В ходе выполнения аудиторского задания возможны различные корректировки как стратегического, так и детального плана аудита, а соответственно и аудиторских программ. Например, если в ходе аудита получены данные, которые противоречат имеющейся у аудиторов информации, то в этом случае необходимо изменить план аудита с целью получения достоверных и проверенных данных. Таким образом, планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока выполнения задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Читайте так же:  Что дают привилегированные акции акционеру

Стратегический план, план аудита и программы аудита должны быть обязательно задокументированы. Аудиторские процедуры, выполняемые согласно плану, также должны быть обязательно задокументированы. Документированию подлежат и причины внесения изменений в планирование.

Стандарт позволяет обсуждать план аудита и время с руководством аудируемой компании. В результате обсуждения возможно внесение корректировок в планы аудиторов.

При проведении первичного аудита необходимо иметь в виду следующие особенности:

  • необходимо встретиться с предыдущим аудитором на предмет выяснения возможных причин смены аудитора;
  • провести необходимые процедуры на предмет одобрения клиента.

Поскольку при проведении первичного аудита у аудитора нет опыта работы с этим клиентом, то будет необходимо:

  • изучить рабочие бумаги предыдущих аудиторов;
  • изучить учетную политику, применяемую в компании клиента в течение нескольких лет, и обсудить с руководством клиента основные принципы применяемой учетной политики;
  • запланировать процедуры, которые необходимы в соответствии с требованиями MCA (ISA) 510 «Первичный аудит — вступительные остатки»;
  • оценить существенные риски;
  • оценить систему внутреннего контроля клиента.

В приложении к стандарту указаны основные требования, которые необходимы для эффективного планирования:

При определении целей отчетности, времени аудита и требуемого общения аудитору следует:

  • запланировать отчет о результатах всех этапов аудита;
  • спланировать встречи с руководством для обсуждения плана и времени проведения аудита, вида и формы предоставления отчетов о результатах проведения различных этапов аудита, а также встречи для обсуждения прочих вопросов;
  • спланировать встречи с аудиторами других юридических лиц группы или производственных подразделений для обсуждения результатов аудита;
  • спланировать время для встреч членов аудиторской команды и приглашенных экспертов для обсуждения результатов аудита.

При планировании аудита необходимо учесть следующие аспекты:

  • существенность (или материальность), необходимая при проверке;
  • области аудита, имеющие высокий риск;
  • выбор аудиторской команды и распределение обязанностей среди членов команды;
  • бюджет аудита, который должен быть составлен таким образом, чтобы большая часть времени проверки отводилась на наиболее рискованные участки;
  • результаты прошлого аудита;
  • оценку системы внутреннего контроля;
  • существенные изменения в бизнесе, включающие изменения учетных информационных систем, изменения в руководстве, приобретение новых компаний или слияния с другими компаниями;
  • серьезные изменения в законодательстве отрасли;
  • существенные изменения стандартов учета и изменения учетной политики;
  • существенные изменения в законодательстве.

Таким образом, новая редакция стандарта очень подробно регламентирует действия аудиторов при планировании аудита.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/46424-planirovanie-audita-finansovoj-otchetnosti

План и программа аудита

Как вид аудита влияет на план и программу аудита

Планирование — обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита (финансового, кадрового, инвестиционного, технического, промышленного и др.). Документами планирования являются планы, графики, программы и т. д. У каждого такого документа свое назначение. Например:

  • План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
  • В программах аудита расписываются процедуры, которые проводятся на конкретном участке контроля.

Требования к составу, содержанию и форме документов планирования, а также описание технологии их составления содержатся в разных документах в зависимости от вида аудита. Это могут быть международные или утвержденные на федеральном уровне стандарты (правила), ГОСТы, внутренние инструкции компаний и предприятий.

Об особенностях проведения разных видов аудита рассказывают материалы:

Далее подробнее остановимся на документах планирования независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД

Как составить план и программу аудита бухгалтерской отчетности? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, разберемся с терминологией.

Планирование в этой области аудита до 2017 года происходило по отечественным правилам. Без предварительно разработанных плана аудита и программы аудита не проводилась ни одна аудиторская проверка. Общий план аудита и программа аудита составлялись по нормам Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Каждому документу был посвящен отдельный раздел:

В настоящее время отечественные стандарты аудита отменены. Аудиторская деятельность, в том числе процедуры планирования аудита, осуществляется по МСА — Международным стандартам аудита (п. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Такие понятия, как «общий план аудита» и «программа аудита», в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отсутствуют. Стандарт оперирует терминами «общая стратегия аудита» и «план аудита»:

Таким образом, применение привычного для практикующих аудиторов и студентов финансовых вузов термина «общий план аудита» некорректно. Программы аудита по-прежнему разрабатываются и используются, хотя в МСА 300 они не упомянуты.

О планировании в различных сферах деятельности рассказывается в материалах:

Для чего составляются общая стратегия и план аудита

Общая стратегия и план аудита обязательно включаются в состав аудиторской документации. Процессу их оформления предшествуют:

  • обсуждение стратегии аудита;
  • составление перечня необходимых аудиторских процедур;
  • распределение задания между членами аудиторской группы;
  • утверждение временных рамок выполнения этапов аудиторского задания.

Составлению плана всегда предшествует разработка общей стратегии аудита. Что она включает, смотрите на рисунке:

Из содержания ныне не действующего п. 8 ФПСАД № 3 следует, что общий план проведения аудита составляется для определения предполагаемых объемов и порядка проведения аудиторской проверки. Международные стандарты предусматривают следующее назначение для плана аудита (п. 9 МСА 300):

Как по отечественным, так и по международным стандартам план аудита описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы.

В целом планирование — продолжительный циклический процесс, длящийся на протяжении всей аудиторской проверки. К примеру, на предварительном этапе планирования производится оценка рисков. Результат такой оценки влияет на характер, объем и сроки последующих аудиторских процедур. Поэтому запланировать их ранее, чем будут оценены риски, невозможно. Кроме того, часть последующих аудиторских процедур (по оценке отдельных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации) можно начать до начала всех остальных аудиторских процедур.

Читайте так же:  Участие учредителей в деятельности ооо

Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)

Универсальных способов заполнения бланков стратегии и плана аудита не существует, так как каждое предприятие (аудируемое лицо) обладает специфическими особенностями и требует персонального подхода, оценки рисков и формирования ресурсов для проведения аудита. Как может выглядеть стратегия аудита, смотрите на рисунке:

После того как будет утверждена общая стратегия аудита, разрабатывается план. Пример плана аудита (выдержку) смотрите на рисунке:

В интернете можно встретить заполненные образцы общего плана аудита, но признать их актуальными затруднительно, так как понятие «общий план аудита» и правила его составления регламентированы не действующим в настоящее время стандартом.

На нашем сайте вы найдете актуальные образцы бухгалтерских и кадровых документов, налоговых деклараций, отчетов и регистров:

Итоги

Планирование является важным этапом любой аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его проводят исходя из требований международных стандартов аудита. Процесс планирования подлежит документированию, в том числе обязательно оформляются план и общая стратегия аудита. У каждого документа свое назначение. Для каждого аудируемого лица документы составляются персонально с учетом потенциальных рисков и последующих аудиторских процедур.

Источник: http://nalog-nalog.ru/audit/plan-i-programma-audita/

Планирование аудиторской проверки по МСА

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

Читайте так же:  Какие должны быть документы после регистрации ооо

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

Читайте так же:  Выкуп принадлежащих акционеру акций

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

Источник: http://schetuchet.ru/planirovanie-auditorskoj-proverki-po-msa/

Планирование аудита

Шимолина Марина Александровна,
главный аудитор-методолог Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Как правильно определить объемы аудиторских работ, их стоимость и сроки проведения аудиторской проверки?

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности 1.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность 2.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора 3.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки 4, где выражает свое согласие на проведение аудита.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Читайте так же:  Единственный учредитель ооо подарил недвижимость сыну

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки 5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита 6.

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения 7. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах 9.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки 10.

1) п. 7 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2) Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (25.12.1996, утратил силу)

3) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

4) п. 2 Федерального правила (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

5) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6) п. 9 Федерального правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

7) п. 8 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

8) п. 10 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

Видео (кликните для воспроизведения).

9) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

10) п. 12 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696


Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/56009/
Планирование аудита финансовой отчетности шпаргалка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here