Права учредителей на имущество юридического лица

Полная информация на тему: "Права учредителей на имущество юридического лица". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Статья 11. Понятие юридического лица

Статья 11. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени.

Юридические лица могут иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (статья 18 настоящих Основ), должны иметь самостоятельный баланс.

2. В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители (участники) могут сохранять обязательственные или вещные права.

К юридическим лицам, в отношении имущества которых их участники сохраняют обязательственные права, относятся: хозяйственные общества и товарищества; производственные и потребительские кооперативы, арендные предприятия, коллективные предприятия; хозяйственные объединения юридических лиц (коммерческих организаций).

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся: государственные и другие предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют имущественных прав, относятся: общественные организации; религиозные организации; благотворительные и иные фонды.

Источник: http://base.garant.ru/3961640/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Виды юридических лиц

1) в зависимости от характера деятельности:

а) хозяйственные товарищества;

б) хозяйственные общества;

в) крестьянские (фермерские) хозяйства;

г) хозяйственные партнерства;

д) производственные кооперативы;

е) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

а) потребительские кооперативы (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

б) общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);

в) ассоциации (союзы) (в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);

г) товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья);

д) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

е) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) фонды (в том числе общественные и благотворительные фонды);

з) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

и) автономные некоммерческие организации;

к) религиозные организации;

л) публично-правовые компании.

2) в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество:

  • юридические лица — собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обя­зательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц;
  • юридические лица — несобственни­ки, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения);
  • юридические лица — собственники, в от­ношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обяза­тельственных, ни вещных прав.

Правоспособность юридических лиц: В ст. 49 ГК РФ определено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Как всякий участник гражданских правоотношений, юридическое лицо обладаетправоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).

Дело в том, что организация:

    • как участник гражданского оборота возникает и прекращается посредством установленных законом юридических процедур;
    • не подвержена влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов (в частности, вредных привычек), которые могли бы отразиться на ее дееспособности;
    • имеет органы, которые формируют ее волю и реализуют последнюю вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.);
    • часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за юридической и другой помощью);
    • имеет ряд других особенностей.

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регист­рации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК).У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юри­дических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения.

Прекращаются они также одновременно — в момент завершения лик­видации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Виды гражданской правоспособности юридических лиц:

    1. универсаль­ная (общая), дающая им возможность участвовать в любых граждан­ских правоотношениях;
    2. специальная (целевая), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоот­ношений.

Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гра­жданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права.

Правоспособность юридических лиц предполагается целевой, ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие граж­данские права, которые соответствуют определенным законом и(или) учредительными документами целям его деятельности, и соответст­венно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе. При этом ограничение в правах юридического лица носит административный характер. Решение об ограничении в правах юридическое лицо может оспорить в суде (п. 2 ст. 49 ГК).

Читайте так же:  Смена юридического адреса ооо на адрес директора

Ограничения в правах возможны в связи с реорганизацией юридического лица. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Серьезные ограничения в правах юридическое лицо претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).

10. Создание юридических лиц: способы и порядок:

Законодательству известно несколько способов (порядков) созда­ния юридических лиц:

    1. Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти на создание юриди­ческого лица.
    2. Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание со­ответствующего юридического лица, что обычно служит общим инте­ресам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерче­ские банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансо­вых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

    • их пер­воначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и това­риществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
    • собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
    • иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не при­нимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учре­дители фондов).

Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам:

    1. подготовка учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган;
    2. государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).

Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют на основании устава, а в оговоренных законом случаях — на основании учредительного договора и устава либо только учредительного договора.

Государственная регистрация юридических лиц: Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако го­сударство в интересах всех участников имущественного оборота кон­тролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений:

    1. о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц,
    2. о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей,
    3. иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

С момен­та государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК) во всех случаях:

    • юридическое лицо считается созданным;
    • воз­никает правоспособность юридического лица.

Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренномФедеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация юридического лица осуществляется:

    1. по месту нахождения указанного в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа,
    2. по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности — в случае отсутствия такого исполнительного органа.

Государственной ре­гистрации также подлежат все изменения его статуса:

    • состав учреди­телей или участников;
    • состав органов юридического лица;
    • изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капи­тала и т.д.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим об­разом перечисленные в законе о государственной регистрации юриди­ческих лиц. Требовать предоставления иных документов закон запре­щает. Регистрация должна проводиться в срок не более 5 рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целе­сообразности». При этом решение об отказе в государственной регист­рации может быть обжаловано в судебном порядке.

11. Реорганизация юридического лица и ликвидация:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/11_246665_vidi-yuridicheskih-lits.html

Учредитель забирает «свое» имущество

Если учредитель ООО, применяющего УСН, решил забрать часть объектов недвижимого имущества, ранее переданных им обществу в качестве вклада в уставный капитал, то как осуществить такую сделку и как это отразить в бухгалтерском учете? Об этом, а также о налогообложении в данной ситуации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Вячеслав Горностаев.

Единственный учредитель ООО (УСН с объектом «доходы») в 2006 году принял решение об увеличении уставного капитала и внес в качестве вклада объекты недвижимости. В 2013 году учредитель принял решение об уменьшении уставного капитала и пожелал забрать часть ранее внесенных объектов недвижимости. Каков порядок оформления данной сделки (решения, протоколы, акты передачи)? По какой стоимости должны быть переданы ОС, ранее внесенные учредителем и поставленные на учет в ООО, обратно учредителю — по рыночной, балансовой или остаточной? Будет ли облагаться НДФЛ стоимость перешедших в собственность к учредителю ОС? Если будет, то кто должен уплатить НДФЛ, учитывая, что учредитель получает не денежные средства, а имущество, — ООО или сам учредитель? Какие бухгалтерские проводки должны быть сделаны в учете ООО?

Читайте так же:  Примеры открытия бизнеса с нуля

1. Гражданско-правовое регулирование

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Сказанное означает, что учредители (участники) не сохраняют право собственности на имущество, переданное обществу в качестве вклада в уставный капитал. Право собственности на это имущество приобретает общество (смотрите также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 N 02АП-8327/11). Даже в том случае, когда в обществе имеется единственный участник, общество и его участник являются различными субъектами правоотношений, имущество каждого из которых обособлено от имущества другого субъекта (постановление ФАС Уральского округа от 10.04.2013 N Ф09-2009/13).

Порядок уменьшения уставного капитала общества определен ст. 20 Закона об ООО. Нормы этой статьи не предусматривают выплату каких-либо средств или передачу иного имущества участнику общества в связи с уменьшением уставного капитала этого ООО. Следует заметить, что размер уставного капитала ООО, состоящий из номинальной стоимости долей его участников, определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов (п. 1 ст. 14 Закона об ООО), и сам по себе не влияет на объем обязательственных прав участников по отношению к обществу. А размер долей участников при уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости долей его участников сохраняется (п. 1 ст. 20 Закона об ООО).

Отметим также, что Закон об ООО предусматривает ограниченный перечень оснований, по которым принадлежащее обществу имущество может передаваться его участникам. Помимо выплаты участникам распределенной прибыли и распределения имущества ликвидируемого общества между его участниками (ст.ст. 28, 58 Закона об ООО), закон предусматривает ряд случаев, когда общество выплачивает своим участникам действительную стоимость их доли (части доли) в уставном капитале. Однако все эти случаи связаны с приобретением обществом долей (частей долей) у своих участников, которое может осуществляться только по основаниям, предусмотренным Законом об ООО (ст. 23 этого федерального закона). Закон не связывает уменьшение уставного капитала ООО с приобретением обществом долей у своих участников. Кроме того, закон не соотносит действительную стоимость доли с размером имущественного вклада, который участник ранее внес в уставный капитал: она определяется соотношением части стоимости чистых активов общества и размером доли участника (п. 2 ст. 14 Закона об ООО).

Таким образом, возможность передачи участнику общества имущества, в том числе ранее внесенного им в качестве вклада в уставный капитал, при уменьшении уставного капитала ООО закон не предусматривает. В спорных ситуациях это подчеркивают и суды (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6337/11, определение ВАС РФ от 26.12.2008 N 14417/08).

Поскольку прекращения или уменьшения объема обязательственных прав участников ООО по отношению к обществу при уменьшении уставного капитала не происходит, если такая передача имущества все же состоится, на наш взгляд, она может быть квалифицирована как дарение (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Отметим, что в отношениях между хозяйственным обществом и его участником — физическим лицом нормы ГК РФ не содержат запрета на дарение (ст. 575 ГК РФ).

2. Налогообложение

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, в том числе полученные им в натуральной форме.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.

Пункт 3 ст. 105.3 НК РФ предполагает, что примененная сторонами сделки цена является рыночной.

Отметим, что п. 18.1 ст. 217 НК РФ освобождает от обложения НДФЛ доходы в виде недвижимого имущества, полученные от физических лиц, состоящих в семейных или близких родственных отношениях с одаряемым. Доходы в натуральной форме, полученные участником от хозяйственного общества, не связанные с реализацией (погашением) долей в уставном капитале, не включены в перечень доходов, не подлежащих обложения (освобождаемых от налогообложения) НДФЛ, приведенный в ст. 217 НК РФ.

Отметим, что в силу п. 28 ст. 217 НК РФ не облагается НДФЛ стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций, в пределах 4000 рублей за налоговый период.

Следовательно, при безвозмездном получении от общества объектов недвижимости у его участника возникает доход в натуральной форме, признаваемый объектом обложения НДФЛ. Налоговая база, из которой исчисляется НДФЛ, соответствует рыночной стоимости недвижимого имущества.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 той же статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. В контексте этой нормы такие организации признаются налоговыми агентами. Пункт 2 ст. 226 НК РФ распространяет обязанность налоговых агентов по удержанию НДФЛ на все виды доходов, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Доходы в натуральной форме, полученные налогоплательщиком от организаций в порядке дарения, не относятся ни к одному из видов доходов, в связи с выплатой которых организация не исполняет обязанности налогового агента.

Читайте так же:  Выход учредителя из ооо налогообложение
Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 226 НК РФ удержание у налогоплательщика начисленной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При передаче участнику ООО недвижимого имущества НДФЛ может не быть удержан в связи с отсутствием выплачиваемых налогоплательщику денежных средств, из которых могла бы быть удержана сумма этого налога. В этом случае общество обязано не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода (календарного года), в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (ст. 216, п. 5 ст. 226 НК РФ). Такие сведения представляются налоговыми агентами в налоговый орган по месту их учета в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде (п.п. 2, 3 Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденного приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/[email protected]).

Таким образом, при невозможности удержать НДФЛ при передаче участнику недвижимого имущества общество должно сообщить об этом в налоговый орган в срок не позднее 31 января года, следующего за годом, в котором налогоплательщику было передано соответствующее имущество.

Что касается налогообложения у самого общества, отметим, что при безвозмездной передаче имущества передающая сторона платы или иного встречного предоставления за него не получает (п. 2 ст. 423 ГК РФ) и, следовательно, выручки от реализации не имеет. Кроме того, при безвозмездной передаче имущества у передающей стороны не возникает и иной экономической выгоды, признаваемой доходом в целях налогообложения (ст. 41 НК РФ).

Следовательно, безвозмездная передача имущества не влечет за собой возникновение у передающей стороны объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Данный вывод согласуется с позицией Минфина России, выраженной в письме от 17.10.2006 N 03-11-04/3/457.

3. Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете амортизацию по проданному или переданному безвозмездно объекту прекращают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания основного средства (п. 22 ПБУ 6/01).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации. Одновременно со списанием стоимости основного средства подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.

Исходя из п. 81 Методических указаний передача объекта основного средства в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств, составляемым с учетом требований ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к обязательным реквизитам первичного учетного документа. На основании акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств.

Организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия независимо от факта государственной регистрации прав собственности (письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20).

Расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих расходов и отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, п. 31 ПБУ 6/01).

В связи с этим в бухгалтерском учете общества будут сделаны следующие записи:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— списана первоначальная стоимость объектов недвижимого имущества;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— на остаточную стоимость основного средства отражено выбытие объектов недвижимости (дарение).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/345091/

Какую ответственность по обязательствам юридического лица (ООО, ЗАО) несут его учредители

Какую ответственность по обязательствам юридического лица (ООО, ЗАО, АО) несут ее учредители? Отвечают ли учредители своим личным имуществом как физические лица?

Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 87 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам ООО в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Из п. 1 ст. 96, ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 2, ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» следует, что акционеры как открытого, так и закрытого акционерного общества, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества (далее — АО) в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Таким образом, участники ООО и акционеры АО могут быть привлечены к ответственности по долгам такого общества, если вклад в уставный капитал, акции при образовании общества были ими оплачены не полностью.

Читайте так же:  Акции с ежемесячными дивидендами сша

Кроме того, пункт 3 ст. 56 ГК РФ устанавливает правило о том, что, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, согласно ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», урегулированы названными Федеральными законами.

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в эти Федеральные законы был внесен ряд изменений. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ ввел в названные Федеральные законы понятие контролирующего лица.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» контролирующим должника лицом признается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем двух лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью).

К контролирующим лицам в п. 1 ст. 14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» отнесены руководители, члены совета директоров (наблюдательного совета), учредители (участники) кредитной организации, другие имеющие право давать обязательные для данной кредитной организации указания или возможность иным образом определять ее действия лица.

Соответственно, участники ООО и акционеры АО, имеющие право давать обязательные для общества указания или возможность иным образом определять его действия, а в отношении обществ, не являющихся кредитными организациями, — также имевшие в течение менее чем двух лет до принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом право давать обязательные для исполнения обществом указания или возможность иным образом определять действия общества, являются контролирующими лицами такого общества.

На основании п. 4 ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.

Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», если банкротство кредитной организации наступило в результате виновных действий или бездействия ее контролирующих лиц, на указанных лиц при недостаточности имущества кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности указанных лиц, если будет установлено, что размер вреда, причиненного по их вине имущественным правам кредиторов, существенно ниже размера требований, подлежащих удовлетворению за счет указанных лиц.

Контролирующие лица признаются виновными, если их решения или действия (в том числе превышение полномочий), повлекшие за собой возникновение признаков банкротства, не соответствовали принципам добросовестности и разумности, соответствующим нормативным правовым актам Российской Федерации, банковским правилам, уставу кредитной организации или обычаям делового оборота, а также если они, при наличии оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», не предприняли указанные данным Федеральным законом меры для предупреждения банкротства кредитной организации. Учредители (участники) кредитной организации несут ответственность за такое бездействие в случае, если они знали о наличии данных оснований.

Как мы видим, по Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в редакциях Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ вина контролирующих лиц презюмируется, доказывать ее не нужно. До вступления же в силу Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ вина лиц, имевших право давать обязательные для должника указания или имеющих возможность иным образом определять его действия, в названных Федеральных законах не презюмировалась, поэтому кредиторам ее требовалось доказывать (постановление ФАС Центрального округа от 11 апреля 2006 г. N А09-9610/2005).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в редакции Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ) и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ. Данный Федеральный закон вступил в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (п. 1 ст. 5 Федерального закона). Его текст опубликован в «Российской газете» от 5 мая 2009 г. N 78, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 мая 2009 г. N 18 (часть I) ст. 2153. Судебной практики по делам о банкротстве, возбужденным после вступления в силу Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ, в которой бы разрешался вопрос об ответственности участников ООО, акционеров АО, нам, к сожалению, обнаружить не удалось.

Читайте так же:  Регистрация ооо по адресу прописки учредителя

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» являются специальными законами в части отношений, возникающих при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В связи с этим, по нашему мнению, нормы прочих законов, устанавливающие иные положения о вине контролирующих лиц (в частности абзац второй п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об акционерных обществах», устанавливающий, что несостоятельность (банкротство) АО считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества), не должны применяться при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

21 декабря 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/202714.html

Статья 36. Права учредителей (участников) на имущество созданных ими юридических лиц

1. В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные или вещные права.

2. К юридическим лицам, на имущество которых их участники (учредители) сохраняют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества, акционерные общества и кооперативы.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся организации, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

4. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют имущественных прав, относятся общественные объединения, общественные фонды и религиозные объединения.

Органы управления юридического лица.

Понятие органа юридического лица характеризуется следующими признаками:

1) это некая организационно оформленная часть юридического лица (элемент его организационной структуры), состоящая из одного или нескольких лиц;

2) он образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами;

3) обладает определенными полномочиями, составляющими его компетенцию;

4) волеобразование и волеизъявление юридического лица производится посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством. К числу таких актов можно отнести: решения (в частности, по конкретному вопросу), документы (например, локальные акты), действия (например, совершение сделок).

Среди органов юридического лица необходимо различать:

— органы управления (вырабатывающие и реализующие волю юридического лица);

— контрольные органы (например, ревизионные комиссии, создаваемые высшими органами управления и контролирующие нижестоящие органы управления);

— совещательные органы (например, научно-технические советы в унитарных предприятиях и государственных корпорациях).

Органами управления являются:

1) высшие органы управления (например, собрания акционеров (участников) хозяйственных обществ, общие собрания членов кооперативов и основанных па членстве некоммерческих организаций, наблюдательные советы (советы директоров) в государственных корпорациях);

2) советы директоров (наблюдательные советы) в хозяйственных обществах и производственных кооперативах;

3) коллегиальные исполнительные органы (правления, дирекции);

4) единоличные исполнительные органы (генеральные директора, президенты, председатели правления).

Руководитель юридического лица.

Будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определённым имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к его участникам (учредителям), ни, тем более, к его работникам («трудовому коллективу»).

Правосубъектность юридических лиц отличается от правосубъектности физических лиц (например, юридическое лицо не может завещать своё имущество). Содержание правосубъектности юридических лиц: возможность приобретения прав, юридическое лицо отвечает за свои обязательства, имеет наименование, а также местонахождение. Существуют требования закона к наименованию юридического лица, например, в наименовании должно содержаться указание на организационно-правовую форму юридического лица, а касаемо некоммерческих организаций — на характер их деятельности.

Законными представителями юридического лица являются:

руководитель (Генеральный директор, Директор, Ректор, Президент и т.д.) постоянно действующего исполнительного органа этого юридического лица;

иные лица, имеющие право на основании уставных документов этого юридического лица действовать от имени юридического лица без доверенности;

руководитель управляющей организации, если полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица переданы управляющей организации;

управляющий (индивидуальный предприниматель), если полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица переданы управляющему;

иные лица, имеющие соответствующие полномочия на основании надлежащим образом оформленной доверенности или приказа.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 844 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.net/3_66819_statya—prava-uchrediteley-uchastnikov-na-imushchestvo-sozdannih-imi-yuridicheskih-lits.html

Права учредителей на имущество юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here