Право акционера на получение информации

Полная информация на тему: "Право акционера на получение информации". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Права акционеров на информацию: закручивание гаек

Последние новеллы в корпоративное законодательство были внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон в ред. от 29.07.2017) и главным образом касались прав участников хозяйственных обществ на информацию.

И каков итог реформы? Законодатель взял на вооружение реакционный курс, на что указывает сужение общего объема прав акционеров на получение информации об обществе и её хозяйственной деятельности.

Долгое время суды, разрешая споры, связанные с осуществлением информационных прав акционеров, следовали разъяснениям, сформулированным в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ» (далее – Письмо ВАС РФ № 144).

Принятые Законом в ред. от 29.07.2017 г. изменения не только конкретизируют данные права, закрепленные в п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, но и устанавливают иные правила, отменяющие фактически некоторые гарантии, предоставляемые акционерам положениями вышеуказанного письма.

Рассмотрим основные новшества:

Теперь Законом в ред. от 29.07.2017 г. доступ к информации поставлен в зависимость от процента голосующих акций у акционера.

Например, все акционеры имеют право на получение такой общей информации как:

  • устав,
  • протоколы общих собраний акционеров,
  • годовые отчеты,
  • решения о выпуске ценных бумаг,
  • иной информации, которую они могут получить и на официальном сайте самого общества.

Бо́льшим объемом прав наделяются акционеры с долей от 1 до 25% голосующих акций. Они вправе уже требовать:

  • протоколы собраний совета директоров,
  • отчеты оценщиков в отношении имущества, ставшего предметом крупной сделки либо сделки с заинтересованностью.

Также окончательно решен вопрос о предоставлении гражданско-правовых договоров по запросам таких акционеров и решен он не в пользу последних.

Ранее в соответствии с пунктом 16 Письма ВАС РФ № 144 гражданско-правовые договоры не квалифицировались как документы бухгалтерского учета и, соответственно, подлежали выдаче по запросам акционеров с долей от 1 до 25% голосующих акций общества, в отличие от самой бухгалтерской документации, правом на получение которой обладали акционеры с долей более 25%. Аналогичный подход можно было найти и в Постановлениях Верховного суда РФ.

Акционер не запрашивал у общества каких-либо документов, связанных с исполнением запрошенных договоров, которые отражают факты хозяйственной деятельности общества и относятся к документам бухгалтерского учета.

В связи с этим общество было привлечено к административной ответственности за правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст.15.19 КоАП РФ (См. Постановление ВС РФ от 25.09.2015 № 306-АД15-9349, а также: Постановление ВС РФ от 08.07.2015 № 302-АД15-4620; Постановление ВС РФ от 24.12.2015 № 304-АД15-12601).

Такой подход сохранялся до 2017 года, пока на уровне Верховного суда РФ в течение одного месяца не было высказано две диаметрально противоположные позиции.

Так, в Определении ВС РФ от 13.04.2017 № 304-АД16-18025 суд установил, что гражданско-правовые договоры не относятся к документам бухгалтерского учета, но уже в Определении ВС РФ от 25.04.2017 № 306-АД16-17822, вошедшего в Обзор судебной практики ВС РФ № 3 (2017) (утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017) — пришел к обратным выводам, указав на то, что гражданско-правовые договоры относятся к документам бухгалтерского учета и не подлежат выдаче акционерам с долей менее 25 % голосующих акций.

Закон в ред. от 29.07.2017 г. окончательно определил права акционеров, владеющих от 1 до 25% голосующих акций. Это право на получение лишь информации о совершенных крупных сделках, сделках с заинтересованностью, включая предмет, дату совершения, срок исполнения и т.д. (п.п.1 п. 2 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.). Тем не менее в отличие от акционеров, участники общества с ограниченной ответственностью имеют право получить договоры, являющиеся крупными сделками и сделками с заинтересованностью (п.п.12 ст. 50 Закона в ред. от 29.07.2017 г.).

Важным нововведением нового закона является необходимость наличия деловой цели у акционера с долей от 1 до 25% акцией, если он желает реализовать свое право на получение информации о совершенных сделках, протоколов совета директоров и т.д. (п. 4 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.). Интересно, что данное положение полностью отменяет общее правило, закрепленное ранее в п. 1 Письма ВАС РФ № 144, в силу которого на акционеров не возлагалось обязанностей по раскрытию целей и мотивов направления запроса о получении информации об обществе, либо иным образом обосновывать наличие какого-либо интереса.

Конечно, указанные разъяснения содержали оговорку: если акционер недобросовестный либо является конкурентом общества, то общество вправе не выдавать информацию со ссылкой на ст. 10 ГК РФ (злоупотребление правом).

Однако с введением нового закона общее правило изменилось: акционер должен обосновать деловую цель запроса соответствующих документов, то есть объяснить наличие законного интереса в получении документов для реализации своих прав. При этом деловая цель не может считаться разумной в случае, если интерес акционера необоснованный, а запрашиваемая информация носит конфиденциальный характер и её разглашение может причинить вред обществу (п. 7 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.)

Любопытно еще одно изменение общего правила: отныне общество вправе отказать в предоставлении информации, если документ относится к периодам, когда акционер не владел акциями общества, если только на данный период не выпадает исполнение сделки, по которой он истребует данную информацию.

Указанная новелла фактически ограничивает ранее существовавшие права новых акционеров. Судебная практика подтверждала, что с момента приобретения статуса акционера у него возникает право на получение документов общества независимо от даты составления этих документов (см. Постановление Верховного Суда РФ от 27.06.2016 № 307-АД16-4281).

Указанный подход был установлен еще в пункте 5 Письма ВАС РФ № 144, где Президиум ВАС РФ также указал, что закон не ограничивает право акционера требовать предоставления информации и документов за период деятельности общества, в течение которого данное лицо не являлось участником этого общества.

Отныне данные права ограничены на уровне закона (п. п. 6 п. 8 ст. 91 Закона в ред. от 29.07.2017 г.).

Представляется, что такие изменения сделаны законодателем поспешно, поскольку явно не были продуманы ситуации, при которых новому акционеру в целях осуществления due diligence необходимо проверить информацию за тот период, когда он акционером не являлся, либо такая информация необходима для проверки правильности начисления дивидендов за период, когда он акционером не являлся. Более того, такое ограничение является общим, то есть касается как акционеров, владеющих до 25% голосующих акций, так и более 25%.

Таким образом, положения нового Закона сместили баланс интересов в пользу корпораций, что с одной стороны будет являться дополнительной защитой для обществ от необоснованных запросов, а с другой — не будет способствовать увеличению открытости и прозрачности деятельности корпораций для их акционеров.

Читайте так же:  Кбк госпошлины за регистрацию юридического лица

Статья подготовлена с помощью сервисов Право.ru:
Casebook
— система для мониторинга судебных дел и проверки контрагентов
Caselook — поисковая система для анализа судебной практики и формирования правовой позиции

Источник: http://blog.pravo.tech/prava-aktzsionerov-na-informatsiyiu-zakrucshivanie-gaek/

Изменения в информировании акционеров и участников обществ

30 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 233-ФЗ). Рассмотрим основные изменения, произошедшие в механизме реализации прав акционеров и участников хозяйственных обществ на получение информации.

Акционерные общества

Статья 1 Закона № 233-ФЗ предусматривает изменения в ст. 89, 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ).

Так, перечень документов, которые общество обязано хранить и представлять акционерам по их требованию, ранее перечислявшийся в ст. 89 Закона № 208-ФЗ, теперь содержится в ст. 91 названного Закона. Данный перечень был конкретизирован (например, теперь в него входят не только решения и постановления судов, но и иные судебные акты по соответствующим спорам –определение о возбуждении производства по делу, о принятии искового заявления к рассмотрению), а также приведен в соответствие с действующим законодательством (нет необходимости хранить списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, поскольку эта обязанность перешла к специализированным держателям реестра акционеров).

Доступ акционера к определенным видам документов зависит от количества голосующих акций, которые ему принадлежат:

–акционеры публичного общества, владеющие не менее чем 1% таких акций, вправе получать доступ ко всей информации о сделках, отвечающих признакам крупной и/или сделки с заинтересованностью (вид, предмет, содержание, размер, дата совершения, срок выполнения обязательств), к отчетам оценщиков об оценке имущества, в отношении которого совершались такие сделки, а также к протоколам заседаний совета директоров общества;

–акционеры непубличного общества, владеющие не менее чем 1% таких акций, вправе получать доступ ко всем вышеуказанным сведениям, а также к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Закона № 208-ФЗ, кроме протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества и документов бухгалтерского учета;

–владельцы «золотой акции» имеют доступ к любым документам общества без ограничений.

Существует ряд основных условий, которые должны быть соблюдены акционером, направляющим обществу требование о предоставлении документов.

Во-первых, если акционер владеет менее чем 25% голосующих акций, то необходимо указать деловую цель соответствующего требования, которая подразумевает под собой законный интерес акционера для надлежащей реализации своих прав. Например, это может быть планирование продажи акций, подготовка к обращению в суд с требованием об оспаривании решения органов управления общества. Кроме того, такая цель должна быть разумной.

Во-вторых, запрашиваемые документы и информация, а также их объем должны отвечать признакам объективной необходимости и достаточности, а также соответствовать указанной в требовании цели их истребования.

В-третьих, об акционере, запрашивающем документы, не должно иметься сведений, которые могут свидетельствовать о его недобросовестности. На это указано, в частности, в Информационном Письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», согласно которому:

–интерес акционера в получении документов должен быть обоснованным;

–акционер не должен являться конкурентом общества либо аффилированным лицом такого конкурента;

–акционер не вправе запрашивать документы, которые могут причинить вред коммерческим интересам общества.

Помимо этого, требование акционера должно включать обязательные сведения, определенные в п. 3 Указания Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», и порядку предоставления копий таких документов» (далее –Указание Банка России № 3388-У), а именно:

–идентификационные данные соответствующего акционера (Ф.И.О. физического лица или полное фирменное наименование и ОГРН юридического лица);

–почтовый адрес для связи с правомочным лицом, от имени которого направлено требование;

–конкретизированный по видам и периоду создания перечень документов общества, подлежащих предоставлению;

–форму предоставления документов (ознакомление с ними или получение их копий с указанием на необходимость заверения последних);

–дату подписания требования и подпись правомочного лица.

Законодатель предусмотрел основания, по которым общество может мотивированно отказать акционеру в предоставлении документов. При этом для отказа достаточно наличия хотя бы одной из следующих причин:

–у акционера нет прав доступа к таким документам, то есть он не обладает достаточным количеством голосующих акций;

–запрашиваемые документы имеются в электронном виде в открытом доступе в Интернете;

–запрос осуществляется в отношении документов до истечения трех лет с момента, когда такие документы надлежащим образом уже были предоставлены акционеру;

–не указана деловая цель, или она не может быть оценена в качестве разумной, или запрашиваемые документы очевидно не могут соответствовать указанной деловой цели;

–запрашиваемая информация относится к периодам, когда акционер не владел акциями соответствующего общества;

–запрашиваемая информация относится к прошлым периодам деятельности общества (к моменту обращения акционера с требованием прошло более трех лет), за исключением случаев, когда исполнение сделок приходится на период запроса документов или владения акционером акциями общества.

Если запрашиваемая информация содержит конфиденциальную информацию, то между обществом и его акционером (а также представителем, если применимо), должно быть заключено соглашение о нераспространении информации. Такое соглашение должно быть одинаковым для всех лиц, с которыми оно будет подписываться, а публичные общества обязаны разместить типовую форму указанного соглашения на своем официальном сайте.

По общему правилу срок предоставления рассматриваемой информации составляет семь рабочих дней. Однако если уставом общества предусмотрена предварительная компенсация акционером расходов на изготовление копий документов, то в течение семи рабочих дней общество должно сообщить ему о размере расходов на изготовление запрошенного объема копий документов (публичные общества должны размещать такую информацию в Интернете).

Если документы содержат конфиденциальные сведения, то срок начинает исчисляться с момента подписания соглашения о неразглашении информации. В том случае, когда в направленном акционером требовании отсутствуют обязательные данные, определенные в Указании Банка России № 3388-У, общество в течение семи рабочих дней направляет письмо с запросом недостающей информации, и только после получения последней начинается течение срока, отведенного на предоставление обществом запрошенной информации.

Кроме того, как указано в п. 15 Указания Банка России № 3388-У, общий срок может быть продлен до 20 рабочих дней в случае, если количество запрашиваемых документов превышает 10 единиц или их объем –более 200 страниц.

Ответ на вопрос о том, что именно следует считать моментом предъявления требования, от которого необходимо отсчитывать указанный срок, дан в п. 10 Указания Банка России № 3388-У. Например, при направлении заказного письма под ним будет пониматься дата вручения соответствующего почтового отправления адресату под расписку, при передаче требования через курьерскую службу –дата его вручения курьером.

Согласно Закону № 208-ФЗ в уставе общества при его учреждении или в дальнейшем единогласным голосованием могут быть предусмотрены и иные (либо дополнительные) условия предоставления документов акционеру, в том числе указание на:

Читайте так же:  Обязательный аудит государственных унитарных предприятий

–список документов, доступ к которым может быть предоставлен акционеру непубличного общества, владеющему не менее чем 1% голосующих акций;

–перечень документов, предоставляемых акционерам в зависимости от количества находящихся в их владении акций;

–срок предоставления документов и возможность его продления в связи со значительным объемом запрашиваемой информации;

–место ознакомления с документами;

–обязанность по предварительной оплате акционером изготовления копий документов.

Общества с ограниченной ответственностью

Статья 2 Закона № 233-ФЗ содержит изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее –Закон № 14-ФЗ).

Важным дополнением применительно к списку документов, которые общество должно хранить и предоставить по требованию его участника, является обязанность общества обеспечить доступ к договорам (или односторонним сделкам), относящимся к категории крупных сделок или сделок с заинтересованностью.

Также Законом № 233-ФЗ увеличен срок, в течение которого должны быть предоставлены соответствующие документы, –до пяти рабочих дней.

В уставе общества могут быть установлены конкретное место для ознакомления с документами и обязанность по предварительной оплате расходов на изготовление их копий.

Закон № 14-ФЗ предусматривает право общества на мотивированный отказ от предоставления информации его участнику в случае, если:

–электронная версия запрашиваемого документа имеется в открытом доступе;

–документ запрашивается до истечения трех лет с момента, когда он надлежащим образом уже был предоставлен участнику обществом;

–документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения участника общества с требованием).

Вместе с тем последнее из указанных оснований для отказа не применимо к документам, перечисленным в подп. 1–9 п. 2 ст. 50 Закона № 14-ФЗ (внутренние документы общества, положения о его филиалах и представительствах и др.).

В целом предусмотренные Законом № 233-ФЗ изменения можно оценить как положительные: более детально регламентирован порядок получения акционерами и участниками информации от общества, некоторые новые законодательные положения являются диспозитивными, в связи с чем акционеры и участники могут выбрать наиболее приемлемый для них вариант.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/359103/

Доступ акционеров и участников хозяйственных обществ к информации о компаниях будет происходить по-новому

В последнее воскресенье июля Президент РФ подписал закон, который изменяет правила предоставления информации акционерам (участникам) акционерных обществ (далее — АО) и обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО и совместно с АО — Общества). Новый закон уточняет перечень предоставления АО и ООО сведений о своей деятельности собственным акционерам и участникам. Закон был официально опубликован 30 июля 2017 г. и с этой даты вступил в силу.

Вопрос об изменении правил доступа акционеров АО к данным о хозяйственной деятельности организаций был поднят еще в 2011 г. в связи с изданием поручения Президента РФ, согласно которому предполагалось установить четкую и однозначную регламентацию права доступа миноритарных акционеров к информации о деятельности публичных компаний и обеспечить совершенствование контроля и надзора в этой сфере. Непосредственным толчком к разработке законопроекта № 558976-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“», на днях ставшего федеральным законом, послужили направляемые со стороны мажоритарных акционеров крупных компаний письма с предложениями ограничить права миноритарных акционеров на доступ к внутренней информации о деятельности АО в связи с их опасениями, что недобросовестные миноритарные акционеры могут использовать соответствующие данные для корпоративного шантажа и необоснованного вовлечения компаний в судебные разбирательства.

Изменения, которые вносит Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“» (далее — Закон № 233-ФЗ), направлены на:

ограничение прав миноритарных акционеров (в зависимости от принадлежащего им процента голосующих акций) на доступ к части информации об АО;

уточнение порядка предоставления Обществами информации, являющейся конфиденциальной;

урегулирование процедуры отказа Обществами в предоставлении документов акционерам (участникам).

Порядок доступа акционеров к информации об АО дифференцировали в зависимости от количества акций

Закон № 233-ФЗ вводит дифференцированный подход к определению объема предоставляемой акционерам информации. Теперь появится три категории прав на доступ к информации об АО:

для всех акционеров, в том числе и для владеющих менее 1% голосующих акций;

для акционеров, владеющих от 1 до 25% голосующих акций;

для акционеров, владеющих от 25% голосующих акций и более.

Объем информации, доступ к которой акционерное общество обязано предоставить акционерам, зависит от указанных выше порогов и от вида АО — публичное или непубличное (см. таблицу на с. 07).

Очевидно, что права миноритарных акционеров, владеющих менее 25% голосующих акций, на доступ к информации о деятельности АО существенно ограничены. В публичных акционерных обществах иные данные, которые АО обязано хранить, помимо доступных таким акционерам документов по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, они получить не смогут, а информация, доступ к которой им предоставляется, в большинстве случаев и так подлежит раскрытию в порядке законодательства о ценных бумагах. Возможность ознакомиться с документами бухгалтерского учета как в публичных, так и в непубличных АО в отношении данной категории акционеров также не предусмотрена.

Таким образом, в результате вступления в силу предусмотренных Законом № 233-ФЗ поправок в выигрышном положении оказываются акционеры, владеющие 25% голосующих акций и более.

Тем не менее ряд описанных в таблице (с. 07) требований может быть изменен и права миноритарных акционеров расширены (или же, наоборот, сужены) путем включения соответствующих положений в устав акционерного общества. Например, уставом может быть предусмотрено:

для АО (как публичных, так и непубличных) — меньшее количество акций, необходимых для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

в непубличных АО — иной порядок, связанный с предоставлением доступа акционерам к документам непубличного АО, включая сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения той или иной категории документов, в том числе и дополнительные ограничения в отношении акционеров, владеющих не менее чем 1% акций, на доступ к иной информации помимо информации в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Порядок обмена информацией может быть также дополнительно урегулирован через акционерные соглашения или иные соглашения об обмене информацией.

Запрос документов акционерами, владеющими менее 25% голосующих акций, должен иметь «деловую цель»

Видео (кликните для воспроизведения).

Законом № 233-ФЗ предусматривается обязанность акционеров, владеющих менее чем 25% голосующих акций, определять разумную «деловую цель», которую они преследуют при запросе информации и которой объясняется объективная необходимость такого запроса.

Как представляется с учетом описанных выше предпосылок принятия рассматриваемого закона, возложение такой обязанности направлено на пресечение необоснованных излишних запросов со стороны миноритарных акционеров, которые потенциально могут использовать получаемую информацию недобросовестно и тем самым причинить коммерческий вред акционерному обществу и иным его акционерам.

Читайте так же:  Финансовый аудит строительства

Тем не менее термин «деловая цель» определяется широко, и нельзя исключать риск злоупотреблений — акционерные общества могут трактовать его не в пользу миноритарных акционеров и отказывать в предоставлении им информации на основании того, что указанная цель не является «разумной» или объективно не обосновывает необходимость получения запрашиваемых документов (подробнее об основаниях отказа в доступе к информации будет сказано далее). Представляется, что по мере формирования судебной практики по вопросу толкования указанного термина данная неопределенность сможет так или иначе разрешиться.

Основания для отказа в предоставлении документов со стороны Обществ

Закон № 233-ФЗ предусматривает перечень оснований, при наличии которых хозяйственные общества могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации об их деятельности.

Среди таких оснований, применимых как в акционерных обществах, так и в ООО, значится:

наличие на момент предъявления требования соответствующей запрашиваемой информации в открытом доступе (на сайте общества или же в связи с ее раскрытием в порядке, предусмотренном законодательством РФ); повторный в течение трех лет запрос тех же документов, если ранее такой запрос был надлежащим образом исполнен Обществом;

запрос документов, которые относятся к периоду деятельности Общества ранее, чем за три года до момента подачи требования. Законом № 233-ФЗ предусматривается исключение — закрытый перечень документов для ООО и АО, на которые не распространяется данное ограничение по периоду деятельности общества — более трех лет до момента подачи требования.

Для АО предусмотрен ряд дополнительных оснований отказа как следствие устанавливаемых различий в объеме прав доступа для мажоритарных и миноритарных акционеров. Так, отказ возможен в случае, если лицо (с учетом принадлежащего ему процента голосующих акций и вида АО — публичное или непубличное) не обладает правом доступа к запрашиваемой категории документов.

Особого внимания заслуживают основания отказа в АО в связи с описанной выше обязанностью акционеров категории владения менее 25% акций указывать «деловую цель»: АО может отказать по основаниям отсутствия указания на такую цель в запросе, либо в случае, если такая цель не является «разумной», либо если состав и содержание запрашиваемых документов явно не соответствуют указанной в запросе цели.

Термин «деловая цель», а также ее «разумность», «обоснованность» и иные квалифицирующие объективный интерес миноритарного акционера признаки представляются оценочными, и последствие тому — возможные необоснованные отказы в предоставлении запрашиваемой информации для соответствующей категории акционеров. Таким образом, миноритарные акционеры фактически могут не получить доступ даже к тому ограниченному кругу документов, доступ к которым им гарантируется Законом № 233-ФЗ.

Порядок предоставления Обществами конфиденциальной информации

Закон № 233-ФЗ вводит обязательное подписание между акционером (участником) и Обществом соглашения о конфиденциальности, и только после подписания такого соглашения предоставляются соответствующие документы, содержащие конфиденциальные данные. Условия таких соглашений должны быть едиными для всех акционеров (участников).

Внесение указанных требований направлено на борьбу с необоснованными отказами Обществ в доступе к информации на том лишь основании, что такая информация содержит конфиденциальные данные, в том числе коммерческую тайну. С учетом сложившейся судебной практики подобные отказы признаются необоснованными как нарушающие права акционеров (участников) на доступ к информации об Обществах.

Отдельно хотелось бы отметить, что в понятие «конфиденциальная информация» входят сведения, содержащие не только коммерческую тайну, но и иные сведения, в отношении распространения которых специальным законодательством установлен особый режим, в частности сведения, содержащие государственную, банковскую тайну, а также иные сведения, доступ к которым с учетом требований специального законодательства о защите информации возможно получить с соблюдением установленных в нем процедур и (или) с получением санкции со стороны уполномоченных государственных органов.

Таким образом, как Обществам, так и акционерам (участникам) следует учитывать, что не всякая информация, являющаяся конфиденциальной в широком смысле, может предоставляться при условии заключения описанных выше соглашений о конфиденциальности.

Доступ к документам, содержащим конфиденциальные сведения помимо коммерческой тайны, подлежит регулированию в соответствии с нормами специального законодательства о защите информации, а также с учетом сложившейся судебной практики (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144): если документы, которые требует предоставить акционер (участник), содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую), Общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно Общество обязано сообщить акционеру (участнику) об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.

Поскольку Закон № 233-ФЗ изначально был нацелен на защиту интересов мажоритарных акционеров, миноритарии были существенно урезаны в правах на доступ к информации. Тем не менее для непубличных АО ключевую роль в возможном поддержании баланса между миноритариями и мажоритариями в вопросах реализации их права на информацию большую роль играет устав, через внесение соответствующих положений в который можно скорректировать установленный Законом № 233-ФЗ порядок. Хотя закон предусматривает и положения, которые в целом имеют положительное влияние на всех акционеров (участников) (в частности, установление перечня оснований, по которым им может быть отказано в доступе; предоставление документов, содержащих конфиденциальную информацию, если будет заключено соответствующее соглашение на равных для всех акционеров (участников) условиях), ряд терминов, используемых в законе, носит скорее оценочный характер и нуждается в уточнении для того, чтобы устанавливаемые законом механизмы защиты работали без злоупотребления со стороны Обществ.

Возможны и иные способы обеспечения прав участников и акционеров на доступ к информации:

для непубличных АО — размещение определенного класса акций, предоставляющих специальные права их держателям;

для ООО — дополнительные права участника (участников);

для Обществ — заключение корпоративных договоров с участниками/акционерами либо заключение иных соглашений об обмене информацией;

введение должностных лиц, представляющих интересы акционеров (такой способ релевантен и для публичных АО);

иные способы, наличие которых требует специального анализа.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/351780/

Злоупотребление акционером правом на получение информации

(Кабанова И. Е.) («Гражданское право», 2013, N 2)

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АКЦИОНЕРОМ ПРАВОМ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Кабанова Ирина Евгеньевна, преподаватель кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению действий акционеров, составляющих злоупотребление правом на получение информации об акционерном обществе, и анализу судебной практики по этим спорам.

Ключевые слова: злоупотребление правом, акционер, информация об акционерном обществе.

Abuse by a stockholder of the right to information I. E. Kabanova

The article is devoted to the shareholders’ actions, which form the misuse of right on information about joint-stock company. Some courts’ acts on these disputes are also analysed.

Key words: the misuse of right, shareholder, information about joint-stock company.

Понятие злоупотребления правом принадлежит к числу дискуссионных категорий в науке гражданского права. Достаточно убедительной представляется позиция, согласно которой осуществление права не может быть противоправно, поэтому действия, которые называют злоупотреблением правом, лишь внешне напоминают осуществление субъективного права, являясь, по существу, противоправными . ——————————— См.: Малеин Н. С. Закон, ответственность и злоупотребление правом // Советское государство и право. 1991. N 11. С. 29 — 30.

Читайте так же:  Поэтапная регистрация ооо

Злоупотребление правом предполагает наличие у лица субъективных прав, осуществление деятельности по реализации которых находится в противоречии с их социальным назначением или причиняет ущерб публичным либо частным интересам, при отсутствии по общему правилу нарушения конкретных юридических запретов. К злоупотреблению правом относятся и действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление субъективных гражданских прав. Принцип недопустимости злоупотребления правом провозглашен в ст. 10 ГК РФ и распространяется на всех участников отношений, регулируемых гражданским правом, соответственно, и осуществление субъективных прав акционеров подчинено общим требованиям. Наряду с этим в литературе выделяются принципы корпоративного управления, которым должны соответствовать действия акционеров, чтобы удовлетворять требованию добросовестности. Среди последних называются важные для настоящего исследования принципы публичного ведения дел и прозрачности информации о деятельности корпорации . ——————————— См., например: Долинская В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М., 2006; Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб.-практ. пособие. М., 2004.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах) не содержит понятия «злоупотребление правом акционерами», равно как и другими участниками акционерных отношений. Отсутствие легально закрепленной дефиниции и ответственности за злоупотребление, за исключением некоторых случаев, приводит к безнаказанности злоупотребления правом со стороны акционеров. В большинстве случаев злоупотребление правом происходит со стороны миноритарных акционеров. Злоупотребление правом мажоритарными акционерами, как правило, выражается в действиях самого акционерного общества . ——————————— СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. См.: Чернокальцева Е. В. Злоупотребление правом акционерами: понятие и формы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 4.

Злоупотребление правом акционером можно определить как осуществление акционером права в противоречие с его назначением, установленным акционерным законодательством, а также принципом добросовестности, с целью причинения вреда акционерному обществу и (или) иным участникам акционерного правоотношения или понуждения к совершению участниками акционерного правоотношения действий в пользу акционера . ——————————— Там же. С. 15.

Конституционный Суд РФ в Определении от 18 июня 2004 г. N 263-О проанализировал конституционность ограничения на доступ к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа условием обладания акционерами не менее чем 25% голосующих акций общества, поскольку п. 1 ст. 91 Закона об акционерных обществах не содержит такого ограничения. Обосновывая свою позицию, КС РФ отметил, что нормативное положение Закона об акционерных обществах об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав, однако следует учитывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. N 263-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс».

В целом для определения границы между правомерным осуществлением акционером принадлежащего ему права на получение информации и злоупотреблением этим правом можно руководствоваться выводом И. Т. Тарасова: «Определяя границы этого права, надо иметь в виду, во-первых, в какой мере управление компанией будет стеснено в своей деятельности и в отправлении своих служебных обязанностей при полном осуществлении акционерами этого права, и во-вторых, в какой мере могут вредить компании те злоупотребления, которые возможны в данном случае со стороны единичных акционеров при осуществлении ими этого права» . ——————————— Тарасов И. Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000. С. 444.

Отсутствие обязанности акционера доказывать разумную хозяйственную цель запроса документов у общества не означает отказ от выяснения наличия такой цели. Если разумной хозяйственной цели запроса информации об акционерном обществе у акционера нет, признание действий акционера, направленных на получение этой информации, злоупотреблением правом выглядит справедливым и обоснованным.

Источник: http://center-bereg.ru/b2094.html

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам

Информация об изменениях:

Статья 91 изменена с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 233-ФЗ

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 91 настоящего Федерального закона

1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию к следующим документам:

1) договор о создании общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

2) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

3) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

4) утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;

5) положение о филиале или представительстве общества;

6) годовые отчеты;

7) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;

8) формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;

9) документы, полученные обществом в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона;

10) протоколы общих собраний акционеров;

11) списки аффилированных лиц общества;

Информация об изменениях:

Подпункт 12 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

12) заключения ревизионной комиссии общества;

13) проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

15) судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.

2. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, публичное общество обязано обеспечить доступ к следующим информации и документам:

1) информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок;

2) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;

3) отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.

Читайте так же:  Минимальный размер уставного капитала ооо должен составлять

3. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, непубличное общество помимо доступа к информации и документам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено уставом общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры общества, обязано обеспечить такому акционеру (акционерам) доступ к иным документам, обязанность хранения которых предусмотрена пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона, за исключением документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи. Указанные в настоящем пункте положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

4. В требовании акционера (акционеров), владеющего менее чем 25 процентами голосующих акций общества, о предоставлении документов и информации, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы.

5. По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества, общество обязано обеспечить доступ к следующим документам:

1) протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

2) документы бухгалтерского учета.

6. Уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к указанным в пункте 5 настоящей статьи документам.

7. Под деловой целью понимается законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Деловая цель не может считаться разумной, в частности если:

1) общество обладает сведениями о фактических обстоятельствах, свидетельствующих о недобросовестности акционера;

2) имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации;

3) акционер является конкурентом общества либо аффилированным лицом конкурента и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, относящуюся к конкурентной сфере, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

8. Общество вправе отказать в доступе к документам и информации при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления акционером (акционерами) требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации;

2) документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом;

3) документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием), за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется на момент обращения акционера с требованием;

4) в требовании акционера (акционеров) о предоставлении документов не указана деловая цель, с которой запрашивается документ, если указание такой цели требуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанная цель не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели;

5) лицо, обратившееся с требованием о предоставлении доступа к документам не обладает правом доступа к соответствующей категории документов в соответствии с условиями, определенными в пунктах 1 — 6 настоящей статьи;

6) документ относится к периодам, не относящимся к периоду владения акционером акциями общества, подтвержденному этим акционером соответствующей справкой по его лицевому счету, открытому в реестре акционеров общества, или счету депо, открытому в депозитарии, за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества.

9. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

10. В случае использования в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция») такое общество обеспечивает представителям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования доступ ко всем своим документам.

11. Документы, предусмотренные пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По требованию акционеров, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи, общество обязано предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному акционером, соответствующие расходы на пересылку.

Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты акционером указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов. Включение в устав общества положения о необходимости предварительной оплаты не может рассматриваться в качестве основания для выкупа обществом принадлежащих акционерам акций в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 1 статьи 75 настоящего Федерального закона. При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе положений, указанных в настоящем абзаце, общество обязано в течение семи рабочих дней с момента обращения акционера с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.

Публичное общество обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» стоимость изготовления копий документов.

Дополнительные требования к процедурам предоставления документов или копий документов, указанных в настоящем пункте, устанавливаются нормативными актами Банка России.

12. Срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию, исчисляется не ранее чем с момента подписания между обществом и обратившимся с требованием о предоставлении доступа к документам акционером договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности). Условия договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) могут определяться обществом в формуляре или в иной стандартной форме и должны быть едиными для всех акционеров общества. Публичное общество обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» условия данного договора. В случае группового обращения акционеров данный договор должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности как самим акционером, так и его представителем.

13. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются к отношениям, связанным с предоставлением доступа акционерам непубличного общества к его документам, если иные условия и (или) порядок предоставления такого доступа, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов, не предусмотрены уставом непубличного общества. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/10105712/547649ff63bad80904f288cab03c5176/

Право акционера на получение информации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here