Правоспособность и государственная регистрация юридических лиц

Полная информация на тему: "Правоспособность и государственная регистрация юридических лиц". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц

Создание юридических лиц: способы и порядок

Законодательству известно несколько способов (порядков) созда­ния юридических лиц:

  1. Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным ), он исключает необходимость получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти на создание юриди­ческого лица.
  2. Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание со­ответствующего юридического лица, что обычно служит общим инте­ресам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерче­ские банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансо­вых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).

Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

С выделением указанного способа создания юридического лица вряд ли можно согласиться , так как отграничение явочно-нормативного и разрешительного способов осуществляется по критерию необходимости получения предвари­тельного разрешения органов публичной власти , а распорядительный способ выделяется на основании наличия (либо отсутствия) внутреннего распоряжения учредителя.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать:

  • их пер­воначальные участники (члены) (например, в хозяйственных обществах и това­риществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
  • собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
  • иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не при­нимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учре­дители фондов).

Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Этапы образования (создания) юридического лица:

  1. принятие решения об учреждении юридического лица (включая подготовку учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган);
  2. государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).

Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют:

  • на основании устава ;
  • на основании учредительного договора (хозяйственное товарищество);
  • на основании федерального закона (государственная корпорация).

Государственная регистрация юридических лиц

Замечание: Ниже представлено лишь правовое значение государственной регистрации юридических лиц (в т.ч. и ООО). При необходимости ознакомления с ньюансами поэтапного порядка действий при регистрации ООО можно порекомендовать сайт «Мой бизнес» (http://moybiznes.org/registraciya-ooo-rf).

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако го­сударство в интересах всех участников имущественного оборота кон­тролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Юридическое лицо считается созданным с момен­та его государственной регистрации (п. 8 ст. 51 ГК РФ). С этой же даты воз­никает и правоспособность юридического лица. Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  • его постоянно действующего исполнительного органа;
  • в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Государственной ре­гистрации также подлежат все изменения его статуса :

  • состав учреди­телей или участников;
  • состав органов юридического лица;
  • изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капи­тала и т.д.

Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим об­разом перечисленные в законе о государственной регистрации юриди­ческих лиц. Требовать предоставления иных документов закон запре­щает.

Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 ФЗ). Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целе­сообразности».

Решение об отказе в государственной регист­рации может быть обжаловано в судебном порядке.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/sozdanie-iuridicheskich-lits-sposobi-i-poryadok-gosudarstvennaya-registratsiya-iuridicheskich-lits

Создание юридического лица. Правоспособность и дееспособность юр.лица

Правоспособность и дееспособность юр.лица

Являясь участниками гражданских правоотношений, юридические лица обладают правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и дееспособностью (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Правоспособность юридического лица – признаваемая государством возможность для юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Дееспособность юридического лица – способность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают с момента его государственной регистрации и прекращаются с ликвидацией юридического лица.

Читайте так же:  Уменьшение уставного капитала какая форма

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной (целевой).

Объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью.

Специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Законом определяется перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), причем право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1, 3 ст. 49 ГК РФ). В

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

В случае нарушения специальной правоспособности и правил лицензирования юридическое лицо несет ответственность, которая может быть предусмотрена законом или его учредительными документами и зависит от объема и характера нарушения (разовая сделка или систематическая деятельность). Последствия таких нарушений весьма различны – от возможности признания сделки недействительной до отзыва лицензии и принудительной ликвидации юридического лица.

Прекращаются они также одновременно – в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Гражданский кодекс, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия – несобственники, а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/18x3a89.html

Правоспособность юридического лица. Органы юридического лица

Учредительные документы юридического лица.

Юридическое лицо действует на основании:

— либо учредительного договора и устава;

— либо только учредительного договора.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательством, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Правоспособность юридического лица:

— Общая (универсальная) правоспособность юридического лица.

— Специальная правоспособность юридического лица.

Правоспособность юридического лица регламентируется ст.45 ГК. В соответствии с данной статьей, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Читайте так же:  Сколько дают на открытие малого бизнеса

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.

Универсальная правоспособность

– это правоспособность, при которой юридическое лицо может иметь любые, предусмотренные законодательством, права и нести обязанности, за исключением тех, которыми могут обладать только определенные в законодательстве юридические лица.

Специальная правоспособность

– это правоспособность, при которой юридическое лицо может обладать лишь теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности, сформулированным в учредительных документах юридического лица, а также теми правами и обязанностями, которые предоставлены юридическому лицу на основании специального разрешения (лицензии).

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательством и учредительными документами. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. В предусмотренных законодательством случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законодательством или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Сделка как институт гражданского права.

Сделка

– это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.154 ГК).

Огромное количество правоотношений, существующих в обществе, возникает, изменяется и прекращается в связи с совершением сделок. Субъектами сделок выступают юридические и физические лица, а также Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, иностранные государства.

Сделки обладают следующими признаками:

1. Сделка является правомерным юридическим действием, она совершается в соответствии с требованиями закона. Сделка, не отвечающая требованиям закона, недействительна. В связи с этим не являются сделками юридические действия лица, нарушающие закон, хотя, быть может, по своей внешней форме они и выглядят как сделки.

2. Сделка — это целенаправленное, т.е. волевое действие граждан и организаций. Она совершается для достижения определенного правового результата, в котором заинтересован гражданин или организация. Своей направленностью сделка отличается от иных правомерных юридических действий, в частности от юридических поступков, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений независимо от того, было соответствующее действие направлено на эти последствия или нет. Волевой признак сделки позволяет также отграничить ее от юридических событий (например, стихийных бедствий), которые также влекут гражданско-правовые последствия, однако носят неволевой характер.

3. Сделки совершаются субъектами гражданского права и направлены на возникновение исключительно гражданско-правовых последствий. Эти признаки позволяют отграничивать сделки от административных актов, которые принимаются органами государственного управления в процессе руководства народным хозяйством. Существенно и то, что административные отношения являются отношениями властно-организационными, складывающимися в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. В тех случаях, когда в общественных отношениях участвуют те или другие органы государственного управления, необходимо определить, в какой именно роли выступает данный орган. Если он совершает действие в сфере своей распорядительной деятельности, то речь идет об административном акте. Если же государственный орган выступает в роли «хозяйствующего» субъекта в отношениях, построенных на началах равенства (а не власти и подчинения), то им совершается гражданско-правовая сделка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10354 —

| 7641 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/3_24378_pravosposobnost-yuridicheskogo-litsa-organi-yuridicheskogo-litsa.html

14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. У юридического лица выделяют два вида правоспособности:

Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права любые гражданские права или обязанности для осуществления любых видов деятельности. Универсальной правоспособностью на сегодняшний день обладают хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

Специальная (целевая) правоспособность. Допускает возможность обладания ЮЛ только теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах. Некоммерческие организации обладают именно целевой правоспособностью; среди коммерческих – унитарные предприятия.

Правоспособность и дееспособность ЮЛ возникают одновременно, поэтому ГК РФ использует только первую категорию. ЮЛ приобретает права и несёт обязанности через свои органы, которые действуют в соответствии с законом, иными правовыми актам и учредительными документами.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получения лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом и иными НПА.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено ЮЛ в суде.

Правоспособность ЮЛ прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра ЮЛ.

16. Порядок и способы создания юридических лиц.

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

Читайте так же:  Упрощенная бухгалтерская отчетность микропредприятие подлежащие обязательному аудиту

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) – в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган – при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

1. Явочно-нормативный. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный. Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган. Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.

После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. Необходимо установление принципа достоверности данных реестра (имеется в виду всесторонняя проверка данных при государственной регистрации) и необходимо­сти проверки законности корпоративных решений и сделок с долями и ак­циями.

2. В ГК требуется установить принцип публичной достовер­ности реестра, в соответствии с которым любое добросовестное лицо, пола­гавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных рее­стра фактическим обстоятельствам.

3. Принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц может считаться реализованным только при своевременной ак­туализации юридическими лицами указанных данных. Из этого следует возложение на ЮЛ обязанности по возмещению убытков, понесенных контрагентами, полагавшимися на данные Реестра.

4. Следует установить обязательную проверку достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов, а также вносимых в них изменений.

5. Необходимо установление должной системы информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы.

6. Целесообразно закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению единого государственного реестра за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций. Это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.

Ст. 51 ГК + ФЗ «О гос.регистрации юр.лиц и ИП» Требование обязательной государственной регистрации юр.лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве учредителей юр.лица м. выступать их первоначальные участники (в хоз.обществах, товариществах, кооперативах и т.д.) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган, а также иныелица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учреждения, фонды).

Читайте так же:  Кому положен обязательный аудит

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юр.лиц:

Нормативно-явочный – составляются учредительные документы, предъявляются в регистрирующий орган, который обязан зарегистрировать создаваемую организацию.

Разрешительный – необходимость получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего юр.лица (коммерческие банки, монополии).

Распорядительный – по распоряжению гос.органа (гос.корпорации).

Юр.лицо считается созданным с момента гос.регистрации (п.2ст.51). Коммерческие — в налоговыми органами, а некоммерческие – в органах юстиции. С этой же даты возникает и правоспособность юр.лица – способность заниматься определенными видами деятельности.

У юр.лица 2 вида правоспособности:

общая (универсальная) ограниченная (специальная)

любые виды деят-ти, за только те виды деят-ти, кот.

искл. запрещен. законом. в уставе.

У коммерч., кроме ГУП, Неком.+ГУП, МУП.

Дееспособность юр.лица – способность своими действиями осуществлять свои права и нести обязанности.

совет директ. Директор

Правоспособность и дееспособность возникает одновременно в момент гос.регистрации.

Государственная регистрация — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Для регистрации необходимы следующие документы:

решение о создании юр.лица;

-положение об организации определенного типа.

Источник: http://studfile.net/preview/5866018/page:15/

Понятие и виды правоспособности юридических лиц.

Правоспособность

юридического лица означает способность иметь гражданские права , соответствующие целям деятельности, предусмотренные в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации. Прекращаются они также одновременно — в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц.

— правоспособность юр лица должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах

— отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правоспособность юридических лиц может быть:

· ОБЩАЯ – возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Обладают все коммерческие организации кроме унитарных предприятий. Может быть ограничена:

— законом (сделки, совершенные с выходом за пределы правоспособности, — ничтожные).

— уставом (совершенные с выходом за пределы правоспособности, — оспоримые).

· СПЕЦИАЛЬНАЯ – возможность заниматься только той деятельностью, которая предусмотрена в учредительных документах. Обладают некоммерческие организации.

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица.

Юр лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно правовую форму. Место нахождение лица определяется местом его государственной регистрации.

Дееспособность– возникает и прекращается одновременно с правоспособностью. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, порядок назначения или избрания которых определяется законом или учредительными документами.

Порядок и способы создания юридического лица.

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет способы образования юридических лиц:

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК — образование юридического лица на основе одного лишь распоряжения учредителя, специальной государственной регистрации организации не требуется.

— государственные и муниципальные унитарные предприятия

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК – юр лица создаются с согласия управомоченного органа.

— коммерческие банки и др.

ЯВОЧНО – НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК – лица, желающие создать юр лицо, оформляют необходимые документы и представляют их в компетентный орган для регистрации. (в таком порядке создаются большинство юр лиц)

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

· Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Документы представляемые при государственной регистрации уполномоченным лицом:

· решение о создании юр лица (в виде протокола, договора, и др.)

· Учредительные документы юридического лица

· Документы об оплате государственной пошлины

Налоговый орган:

(по месту нахождения указанного в заявлении о регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица).

Государственная регистрация осуществляется в срок не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Основания для отказа в гос. Регистрации:

1. Непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов.

2. Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

3. Юридическое лицо, являющееся учредителем создаваемого юридического лица, находится в процессе ликвидации.

Момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом в государственный реестр соответствующей записи.

Реорганизация юридических лиц.

Переход прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим.

Реорганизация является способом как прекращения, так и создания юридических лиц.

Осуществляется по решению: учредителей, органа юридического лица, уполномоченных государственных органов или суда.

Для регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица в налоговый орган представляются:

· учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица

· решение о реорганизации

· передаточный акт или разделительный баланс

· документ об уплате государственной пошлины

СЛИЯНИЕ –права и обязанности каждого юр лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;

Читайте так же:  Дивиденды календарь год акции российских

ПРИСОЕДИНЕНИЕ –к юр лицу переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

РАЗДЕЛЕНИЕ – права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;

ВЫДЕЛЕНИЕ – при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

· Юридическое лицо считается реорганизованным за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

· При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юр лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

· Юридическое лицо в течении 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации должно сообщить в налоговый орган о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации для внесения в ЕГРЮЛ.

· Юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ уведомление о своей реорганизации.

· Кредитор реорганизуемого юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юр лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытком.

· В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные юр лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/12x40c2.html

Вопрос 11. Учредительные документы юридических лиц. Государственная регистрация. Правоспособность юридического лица. Лицензирование его деятельности. Органы и представители юридического лица.

Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе.

Согласно ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Порядок государственной регистрации юридических лиц определён Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» (с изменениями от 12 августа 2002 г.), таким регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для регистрации обычно представляются:

· заявление учредителей о регистрации;

· учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица или протокол собрания;

· документ об уплате регистрационной пошлины;

· документ об оплате половины уставного капитала коммерческой организации.

Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).

Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Прекращаются они также одновременно — в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Правоспособность юридических лиц может быть, как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

ГК РФ закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т.е. общую правоспособность (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Исключение в этом отношении составляют унитарные предприятия — несобственники (поскольку они создаются собственниками для строго определенных целей), а также некоторые другие организации, для которых специальная правоспособность определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном виде коммерческой деятельности, к тому же лицензированном, т.е. допускаемом по особому разрешению публичной власти (например, банки и страховые компании). Для юридических лиц, сохраняющих целевую правоспособность по прямому указанию закона (некоммерческих организаций, унитарных предприятий, банков и страховых компаний), возможно совершение лишь таких действий (сделок), которые соответствуют установленным учредительными документами целям деятельности.

Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил.

Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/6702015/page:11/

Правоспособность и государственная регистрация юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here