Программа аудиторской проверки нематериальных активов

Полная информация на тему: "Программа аудиторской проверки нематериальных активов". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных активов

Важная задача аудита нематериальных активов — установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематери­альных активов требованиям нормативных актов, а также соответ­ствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учета.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита нематериальных активов можно выделить четыре направления про­верки:

1) операций учета поступления и создания нематериальных ак­тивов;

2) учета амортизации нематериальных активов;

3) учета выбытия нематериальных активов;

4) правильности налогообложения по нематериальным активам.

Аудиторская проверка учета нематериальных активов планиру­ется на основе сводного общего плана и сводной программы ауди­та экономического субъекта.

Общий план проверки нематериальных активов должен учиты­вать направления аудита данных участков, названные выше.

Содержание общего плана и программы аудита приведены в табл. 21.1 и 21.2.

Аудит операций учета поступления и создания нематериальных ак­тивов. В ходе аудиторской проверки операций учета поступления и создания нематериальных активов следует рассмотреть, как они по­ступают на предприятие: в качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.

Нематериальные активы, поступившие на предприятие в ре­зультате вклада в уставный капитал инвесторов, отражаются в бух­галтерском учете по дебету счета 04 «Нематериальные активы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в том случае, если на величину заявленного уставного капитала предприятия сделана за­пись по дебету счета 75 и кредиту счета 80 «Уставный капитал».

Если имущество инвесторами вносится в уставный капитал сра­зу и полностью, то счет 04 может дебетоваться в непосредственной корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный капитал». Нема­териальные активы приходуются в этом случае в оценке по догово­ренности сторон.

Другие варианты поступления нематериальных активов на предприятие — их приобретение за плату и создание. В настоящее время приобретение и создание нематериальных активов осуществ­ляются в результате долгосрочных инвестиций.

Долгосрочные инвестиции связаны в том числе и с приобрете­нием, и с созданием активов нематериального характера. Бухгалтер­ский учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Стоимость приобретенных нематериальных активов отражается на счете «Вложения во внеоборотные активы» согласно оплаченным

378 Раздел IV. Методика детальной проверки оборотов и сальдо

или принятым к оплате счетам после их оприходования и поста­новки на учет, что отражается по дебету счета 08 и кредиту счета 60, 76 и т.д.

Долгосрочные инвестиции включают в себя и процесс создания нематериальных активов. При создании предприятием нематериаль­ных активов на счете «Вложения во внеоборотные активы» отража­ются фактически произведенные при этом затраты. Эта операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 04 «Нематериаль­ные активы», соответствующему субсчету и кредиту счета 08.

Еще один вариант поступления нематериальных активов на предприятие — в результате безвозмездного получения от юридических и физических лиц. Эта операция отражается по дебету счета 04 «Не­материальные активы» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал». Операции по безвозмездному получению требуют весьма тщательной проверки с использованием инструмента встречного контроля, чтобы установить, не нарушены ли здесь права добровольных инвесторов. Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.

Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные доку­менты: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произ­ведены с соблюдением требований действующего законодательства.

Если аудитор установит нарушения в учетных записях по пере­численным выше операциям поступления нематериальных активов, он указывает работникам бухгалтерии на необходимость внесения соответствующих исправлений и уточнений.

Аудит учета амортизации нематериальных активов. Цель — в ходе аудиторской проверки провести контроль начисления амортизации нематериальных активов.

Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, и переносят равномерно свою первоначальную стоимость на из­держки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии исходя из срока их полезного использования.

Существуют по крайней мере три варианта установления срока использования нематериальных активов:

• срок полезного использования нематериальных активов сов­падает со сроком их действия, который предусмотрен соответст­вующим договором. В этом случае величина амортизационных от­числений за год равна отношению первоначальной стоимости не­материальных активов к сроку их полезного использования, уста­новленного соответствующим договором;

Глава 21. Аудит учета нематериальных активов £79

• предприятие самостоятельно устанавливает срок полезного ис­пользования нематериальных активов. При этом необходимо иметь в виду, что срок полезного использования объекта нематериальных ак­тивов должен быть не менее одного года, так как по отношению к не­материальным активам в нормативных документах применяется поня­тие «долговременный». В этом случае величина амортизационных от­числений за год также равна отношению первоначальной стоимости нематериальных активов к сроку их полезного использования, уста­новленного предприятием;

• по нематериальным активам, по которым невозможно опреде­лить срок полезного использования, нормы амортизации устанавли­ваются в расчете десять лет, а с 2000 г. — двадцать лет (но не более срока деятельности предприятия).

Так как величина амортизационных отчислений по нематериаль­ным активам включается в себестоимость, то в итоге это влияет на финансовый результат — балансовую прибыль. Любое отступление от установленных правил начисления амортизации нематериаль­ных активов ведет к искажению прибыли как базы для налогообло­жения. Поэтому задача аудитора в данном случае — обеспечить контроль за правильностью начисления амортизации.

Начисление амортизации по нематериальным активам отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета издержек производства 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или обращения — счет 44 «Расходы на продажу» кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Аудитору необходимо убедиться в том, что: для каждого объекта нематериальных активов на предприятии установлены нормы амор­тизационных отчислений и срок их полезного использования; амор­тизация начисляется ежемесячно.

Читайте так же:  Схема открытия бизнеса

Аудит учета выбытия нематериальных активов. В ходе аудитор­ской проверки операций учета выбытия нематериальных активов Рассматривается, как они выбывают: в качестве вклада в уставные Капиталы других предприятий или в совместную деятельность; в Результате реализации безвозмездной передачи; окончания срока Полезного использования; морального износа; компенсационной сДелки; в счет погашения кредиторской задолженности.

Для обобщения информации о процессах реализации и прочего выбытия нематериальных активов, а также для выявления финансо­вых результатов предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводя проверку указанных операций, необходимо убедить­ся, что:

• независимо от характера выбытия нематериальных активов все они отражены на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;

380 Раздел IV. Методика детальной проверки оборотов и сальдо

• выявлен финансовый результат от выбытия нематериальных активов предприятия;

• полностью соблюдены требования действующего законода­тельства по налогообложению в части налога на добавленную стои­мость, налога на прибыль.

Источник: http://pravo.studio/osnovyi-audita/213-plan-programma-auditorskoy-proverki-ucheta-49251.html

Планирование аудита учета НМА

1.2 Планирование аудита учета НМА

Нематериальные активы имеют ряд особенностей: отсутствие материально-вещественной формы, высокая степень риска в отношении возможных доходов от их использования в будущем и т.д.

Цель аудита нематериальных активов – подтвердить соответствие существующего в организации порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, а также достоверность отражения информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности. Для достижения данной цели аудитору необходимо:

· составить план аудита нематериальных активов;

· оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;

· разработать программу аудиторских процедур;

· определить методы проверки.

Аудиторская проверка нематериальных активов основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету нематериальных активов. Планирование должно способствовать выявлению потенциальных проблем и качественному конечному результату аудита. Аудитор выполняет данный план посредством программы, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и составляется с учетом оценки системы внутреннего контроля.

Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита; распределение аудиторов по конкретным участкам аудита; инструктирование всех членов команды об их обязанностях; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора и т.д.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля — перечень действий, осуществляемых для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

1.3 Аудит системы внутреннего контроля и состояния бухучета нематериальных активов

Для определения объема работ, необходимых для формирования мнения о достоверности отражения информации о нематериальных активах, нужно рассмотреть состояние внутреннего контроля бухгалтерской отчетности.

При анализе системы внутреннего контроля аудитор обращает внимание на следующее:

· определен ли круг лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;

· каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны;

· создана ли комиссия по приемке нематериальных активов;

· проводится ли инвентаризация нематериальных активов.

Чтобы сделать вывод об организации бухгалтерского учета, аудитор анализирует учетную политику на момент раскрытия в ней информации:

· о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

· принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

· способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

· способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

Отсутствие контроля со стороны руководства организации над нематериальными активами, а также неудовлетворительная организация системы их бухгалтерского учета повышает аудиторский риск. В таком случае аудитор увеличивает объем выборки.

Типичные ошибки в бухгалтерском учете нематериальных активов

Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки:

1. неверная классификация объекта в качестве нематериального актива (например, в составе нематериальных активов учитывают бухгалтерские программы, справочные правовые системы, на которые организация не имеет исключительных прав);

2. неверное формирование первоначальной стоимости инвентарного объекта нематериального актива;

3. неверное начисление амортизации вследствие необоснованного установления срока полезного использования;

4. отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов.

По результатам проверки в соответствии с Правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита» аудитор, руководствуясь профессиональным мнением, формирует рабочие документы, которые содержат:

·данные о тестировании системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

·сведения о документальном оформлении и об организации бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов;

Читайте так же:  Узнать результат гос регистрации ооо

·выводы и рекомендации аудитора.

Выявленные замечания аудитор отражает в письменной информации, где количественно и качественно оценивает влияние обнаруженных ошибок на искажение бухгалтерской отчетности. После этого проверяющий высказывает свое мнение о достоверности отчетности в части освещенной в ней информации по нематериальным активам. Как правило, нематериальные активы составляют незначительную часть показателей бухгалтерской отчетности. Однако в настоящее время организации все чаще сталкиваются с необходимостью использования в хозяйственной деятельности объектов интеллектуальной собственности, регистрируют товарные знаки, разрабатывают программы и т.д. Поэтому роль нематериальных активов существенно возрастает.

Аудит позволяет не только выявить недостатки в учете нематериальных активов в проверяемом периоде, но и получить практические рекомендации по устранению этих замечаний и недопущению их возникновения в будущем.

Основным нормативным документом для составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита является федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая -часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» требования по составлению аудиторского заключения содержались во Временных правилах аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

В соответствии с этими двумя документами аудиторское заключение состояло из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная и аналитическая части носили конфиденциальный характер, а итоговая часть носила публичный характер, в ней давалась оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В соответствии с федеральным стандартом заключение представляет единый документ, который включает вводную и итоговую части ж дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Что касается аналитической части (отчета аудитора), то она также составляется аудитором и представляется заказчику. Основанием для этого служат российские правила (стандарты): «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» и др.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской организации экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть адресуется администрации экономического субъекта. В ней должны быть изложены результаты проверки состояния внутреннего контроля, организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности, данных о проверке соблюдения экономическим субъектом законодательных и нормативных актов при ведении производственно-хозяйственной деятельности.

Результаты проверки системы внутреннего контроля у экономического субъекта включают ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам н характеру деятельности экономического субъекта.

Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта отражают общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций отражают цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; оценивают соответствие во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству; свидетельствуют о выявленных в ходе аудита существенных несоответствиях в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение законодательства Российской Федерации прк совершении финансово-хозяйственных операций.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения работы аудиторов и аудиторов-ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутреннее правило (стандарт) аудиторской организации, в котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму аналитического отчета аудиторской фирмы.

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/170418/4

17.3. План и программа проверки нематериальных активов 14.

План проверки нематериальных активов включает следующие показатели: период проведения проверки, исполнителей проверки, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности, планируемые виды работ.

Развитием плана проверки является рабочая программа, которая представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур по существу и тестов средств контроля. Аудиторские процедуры и тесты средств контроля должны включать получение следующих доказательств: •

наличие нематериальных активов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

принадлежность аудируемому лицу нематериальных активов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

правомерность хозяйственных операций по движению нематериальных активов, имевших место в течение соответствующего

Читайте так же:  Отзывы про сэс при открытии бизнеса

отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете нематериальных активов; •

отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости нематериальных активов; •

точность отражения сумм хозяйственных операций в соответствующем периоде времени; •

классификация и описание актива в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Выводы аудитора, документально подтвержденные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления отчета и основанием для формирования объективного мнения аудитора. Примерное содержание аудиторских процедур и формируемая рабочая документация приведены в таблице 25, параграф 16.2.

В программе указываются области аудита нематериальных активов с повышенным внутренним риском. Это позволяет аудитору оптимизировать процедуры по сбору аудиторских Доказательств.

Программа аудиторской проверки нематериальных активов служит подробной инструкцией для проверяющих и объединяет

Видео (кликните для воспроизведения).

следующие необходимые участки аудита нематериальных активов: •

полноту отражения в отчетности нематериальных активов; •

документальное подтверждение прав организации на нематериальные активы; •

правильность оценки приобретенных и полученных нематериальных активов и отражение их в учете и отчетности в соответствии с принятой учетной политикой и действующим законодательством; •

соответствие отнесения всех расходов и доходов, связанных с ликвидацией и выбытием нематериальных активов к отчетному периоду; •

порядок подготовки и проведения инвентаризации, отражение в учете и отчетности ее результатов; •

соблюдение требований по составлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета; •

тождественность данных аналитического, синтетического учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

организацию налогового учета по нематериальным активам, учета налога на добавленную стоимость; •

выявление нетипичных операций.

В целях разработки эффективного подхода к аудиту нематериальных активов на стадии планирования аудитор должен оценить систему внутреннего контроля. Эта оценка подтверждается или корректируется при проведении аудиторских процедур по сущест-

Для определения критериев оценки результатов на стадии планирования, характера и объема проводимых аудиторских процедур при составлении программы аудита нематериальных активов необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск по аудируемому разделу.

Эти два компонента позволяют выявить объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточнить аудиторский риск.

Система внутреннего контроля нематериальных активов изучается аудитором, прежде всего, с точки зрения реальности и действенности ее функционирования.

Для подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на основе полученной информации аудитор может использовать заранее разработанные тесты (вопросники), по результатам которых уточняется оценка надежности системы и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования.

При наличии в организации большого количества операций с нематериальными активами внутрихозяйственный риск чаще всего оценивается как высокий, так как имеется большая вероятность ошибок в бухгалтерском учете и оформлении операций.

Оценка слабых мест системы внутреннего контроля помогает определить основные направления аудиторской проверки, т.

Программа аудита нематериальных активов может иметь структуру по направлениям проверки, идентичную структуре, изложенной в таблице 26, параграф 16.3.

В программе отражаются области аудита нематериальных активов с повышенным внутренним риском, т. е. области, которые являются ключевыми по риску документального оформления. Это позволяет аудитору оптимизировать процедуры по сбору аудиторских доказательств.

В зависимости от условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. План и программа проверки, а также основания и результаты их пересмотра должны быть оформлены документально.

Возможная форма программы по аудиту нематериальных активов представлена в таблице 23, параграф 15.3.

Источник: http://economy-ru.com/uchet-audit-knigi/173-plan-programma-proverki-nematerialnyih-22059.html

17.3. План и программа проверки нематериальных активов 14.

План проверки нематериальных активов включает следующие показатели: период проведения проверки, исполнителей проверки, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности, планируемые виды работ.

Развитием плана проверки является рабочая программа, которая представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур по существу и тестов средств контроля. Аудиторские процедуры и тесты средств контроля должны включать получение следующих доказательств: •

наличие нематериальных активов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

принадлежность аудируемому лицу нематериальных активов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

правомерность хозяйственных операций по движению нематериальных активов, имевших место в течение соответствующего

отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете нематериальных активов; •

отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости нематериальных активов; •

точность отражения сумм хозяйственных операций в соответствующем периоде времени; •

классификация и описание актива в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Выводы аудитора, документально подтвержденные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления отчета и основанием для формирования объективного мнения аудитора. Примерное содержание аудиторских процедур и формируемая рабочая документация приведены в таблице 25, параграф 16.2.

В программе указываются области аудита нематериальных активов с повышенным внутренним риском. Это позволяет аудитору оптимизировать процедуры по сбору аудиторских Доказательств.

Программа аудиторской проверки нематериальных активов служит подробной инструкцией для проверяющих и объединяет

следующие необходимые участки аудита нематериальных активов: •

полноту отражения в отчетности нематериальных активов; •

документальное подтверждение прав организации на нематериальные активы; •

правильность оценки приобретенных и полученных нематериальных активов и отражение их в учете и отчетности в соответствии с принятой учетной политикой и действующим законодательством; •

соответствие отнесения всех расходов и доходов, связанных с ликвидацией и выбытием нематериальных активов к отчетному периоду; •

порядок подготовки и проведения инвентаризации, отражение в учете и отчетности ее результатов; •

соблюдение требований по составлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета; •

тождественность данных аналитического, синтетического учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности; •

организацию налогового учета по нематериальным активам, учета налога на добавленную стоимость; •

выявление нетипичных операций.

В целях разработки эффективного подхода к аудиту нематериальных активов на стадии планирования аудитор должен оценить систему внутреннего контроля. Эта оценка подтверждается или корректируется при проведении аудиторских процедур по сущест-

Для определения критериев оценки результатов на стадии планирования, характера и объема проводимых аудиторских процедур при составлении программы аудита нематериальных активов необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск по аудируемому разделу.

Читайте так же:  Порядок регистрации изменений в устав ооо

Эти два компонента позволяют выявить объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточнить аудиторский риск.

Система внутреннего контроля нематериальных активов изучается аудитором, прежде всего, с точки зрения реальности и действенности ее функционирования.

Для подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на основе полученной информации аудитор может использовать заранее разработанные тесты (вопросники), по результатам которых уточняется оценка надежности системы и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования.

При наличии в организации большого количества операций с нематериальными активами внутрихозяйственный риск чаще всего оценивается как высокий, так как имеется большая вероятность ошибок в бухгалтерском учете и оформлении операций.

Оценка слабых мест системы внутреннего контроля помогает определить основные направления аудиторской проверки, т.

Программа аудита нематериальных активов может иметь структуру по направлениям проверки, идентичную структуре, изложенной в таблице 26, параграф 16.3.

В программе отражаются области аудита нематериальных активов с повышенным внутренним риском, т. е. области, которые являются ключевыми по риску документального оформления. Это позволяет аудитору оптимизировать процедуры по сбору аудиторских доказательств.

В зависимости от условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. План и программа проверки, а также основания и результаты их пересмотра должны быть оформлены документально.

Возможная форма программы по аудиту нематериальных активов представлена в таблице 23, параграф 15.3.

Источник: http://economy-ru.com/uchet-audit-knigi/173-plan-programma-proverki-nematerialnyih-22059.html

Планирование аудита учета НМА

1.2 Планирование аудита учета НМА

Нематериальные активы имеют ряд особенностей: отсутствие материально-вещественной формы, высокая степень риска в отношении возможных доходов от их использования в будущем и т.д.

Цель аудита нематериальных активов – подтвердить соответствие существующего в организации порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, а также достоверность отражения информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности. Для достижения данной цели аудитору необходимо:

· составить план аудита нематериальных активов;

· оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица;

· разработать программу аудиторских процедур;

· определить методы проверки.

Аудиторская проверка нематериальных активов основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету нематериальных активов. Планирование должно способствовать выявлению потенциальных проблем и качественному конечному результату аудита. Аудитор выполняет данный план посредством программы, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и составляется с учетом оценки системы внутреннего контроля.

Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита; распределение аудиторов по конкретным участкам аудита; инструктирование всех членов команды об их обязанностях; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора и т.д.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля — перечень действий, осуществляемых для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Аудиторские процедуры по существу — это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

1.3 Аудит системы внутреннего контроля и состояния бухучета нематериальных активов

Для определения объема работ, необходимых для формирования мнения о достоверности отражения информации о нематериальных активах, нужно рассмотреть состояние внутреннего контроля бухгалтерской отчетности.

При анализе системы внутреннего контроля аудитор обращает внимание на следующее:

· определен ли круг лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;

· каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны;

· создана ли комиссия по приемке нематериальных активов;

· проводится ли инвентаризация нематериальных активов.

Чтобы сделать вывод об организации бухгалтерского учета, аудитор анализирует учетную политику на момент раскрытия в ней информации:

· о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

· принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

· способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

· способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

Отсутствие контроля со стороны руководства организации над нематериальными активами, а также неудовлетворительная организация системы их бухгалтерского учета повышает аудиторский риск. В таком случае аудитор увеличивает объем выборки.

Типичные ошибки в бухгалтерском учете нематериальных активов

Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки:

1. неверная классификация объекта в качестве нематериального актива (например, в составе нематериальных активов учитывают бухгалтерские программы, справочные правовые системы, на которые организация не имеет исключительных прав);

Читайте так же:  Затраты на открытие собственного бизнеса

2. неверное формирование первоначальной стоимости инвентарного объекта нематериального актива;

3. неверное начисление амортизации вследствие необоснованного установления срока полезного использования;

4. отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов.

По результатам проверки в соответствии с Правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита» аудитор, руководствуясь профессиональным мнением, формирует рабочие документы, которые содержат:

·данные о тестировании системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

·сведения о документальном оформлении и об организации бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов;

·выводы и рекомендации аудитора.

Выявленные замечания аудитор отражает в письменной информации, где количественно и качественно оценивает влияние обнаруженных ошибок на искажение бухгалтерской отчетности. После этого проверяющий высказывает свое мнение о достоверности отчетности в части освещенной в ней информации по нематериальным активам. Как правило, нематериальные активы составляют незначительную часть показателей бухгалтерской отчетности. Однако в настоящее время организации все чаще сталкиваются с необходимостью использования в хозяйственной деятельности объектов интеллектуальной собственности, регистрируют товарные знаки, разрабатывают программы и т.д. Поэтому роль нематериальных активов существенно возрастает.

Аудит позволяет не только выявить недостатки в учете нематериальных активов в проверяемом периоде, но и получить практические рекомендации по устранению этих замечаний и недопущению их возникновения в будущем.

Основным нормативным документом для составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита является федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая -часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите».

До принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» требования по составлению аудиторского заключения содержались во Временных правилах аудиторской деятельности и российском правиле (стандарте) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

В соответствии с этими двумя документами аудиторское заключение состояло из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная и аналитическая части носили конфиденциальный характер, а итоговая часть носила публичный характер, в ней давалась оценка аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В соответствии с федеральным стандартом заключение представляет единый документ, который включает вводную и итоговую части ж дает оценку достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Что касается аналитической части (отчета аудитора), то она также составляется аудитором и представляется заказчику. Основанием для этого служат российские правила (стандарты): «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность» и др.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской организации экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать: название данной части; кому адресована аналитическая часть; наименование экономического субъекта; объект аудита; общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта; общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть адресуется администрации экономического субъекта. В ней должны быть изложены результаты проверки состояния внутреннего контроля, организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности, данных о проверке соблюдения экономическим субъектом законодательных и нормативных актов при ведении производственно-хозяйственной деятельности.

Результаты проверки системы внутреннего контроля у экономического субъекта включают ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля; цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита; общую оценку соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта; описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам н характеру деятельности экономического субъекта.

Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта отражают общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Результаты проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций отражают цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; оценивают соответствие во всех существенных отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций законодательству; свидетельствуют о выявленных в ходе аудита существенных несоответствиях в совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операциях законодательству; ответственность исполнительного органа экономического субъекта за несоблюдение законодательства Российской Федерации прк совершении финансово-хозяйственных операций.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме. Однако для облегчения работы аудиторов и аудиторов-ассистентов для этой цели целесообразно разработать внутреннее правило (стандарт) аудиторской организации, в котором конкретизировать рассмотренные положения и привести примерную форму аналитического отчета аудиторской фирмы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kazedu.kz/referat/170418/4

Программа аудиторской проверки нематериальных активов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here