Публикация аудиторской проверки

Полная информация на тему: "Публикация аудиторской проверки". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Публикация результатов обязательного аудита

Институт независимых аудиторов по праву считается одним из наиболее важных и перспективных инструментов общественного контроля деятельности компаний. Вместе с тем значимость такой деятельности напрямую зависит от прозрачности результатов аудита и их доступности всем заинтересованным лицам. Именно на это направлены недавние изменения, внесенные в Закон об аудиторской деятельности и связанные законодательные акты.

В соответствии с новым п. 6 ст. 5 Закона сведения о результатах обязательного аудита теперь подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://www.fedresurs.ru/). Такой Реестр является публичным, внесенные в него данные открыты и доступны неограниченному кругу участников бизнеса. Обязанность публикации заключений вменена заказчику аудита (клиенту), при этом раскрытию подлежат в том числе данные, позволяющие однозначно идентифицировать как аудитора, так и организацию, в отношении отчетности которой выражается мнение (ИНН, ОГРН и пр.).

По разъяснениям Минфина, изложенным в Письме № ИС-аудит-4 от 06.07.2016, данные требования для заказчика вступают в силу, начиная с 01.10.2016. Таким образом, все аудиторские заключения, выданные после этой даты, должны быть опубликованы в установленном порядке. Ведомство так же отмечает, что указанные нормы применяются только к результатам обязательного аудита. Соответственно если заказчик проводит инициативный аудит, либо проверки по специальным аудиторским заданиям и не попадает под соответствующие критерии, обязанность публиковать результаты аудита у него не возникает.

Внесение записей в Реестр осуществляется за плату через специализированного оператора, функции которого в настоящее время выполняет ЗАО «Интерфакс». Для совершения указанных действий компания должна зарегистрировать на сайте личный кабинет и получить ЭЦП. Опубликовать результаты аудита можно так же через нотариуса.

Сведения подлежат внесению в Реестр в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующих событий. Такое требования содержится в п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России № 178 от 05.04.2013. Таким образом, заключение должно быть опубликовано не позднее трех рабочих дней после его выдачи. Нарушение установленных сроков влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. (ч. 6 ст. 14.25 КоАП). В случае невнесения, либо внесения в Реестр недостоверных сведений предусмотрены меры административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении — от 10 до 50 тыс. руб. Так же могут применяться меры по дисквалификации должностных лиц на срок от 1 до 3 лет (ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП). Решения о привлечении организаций к ответственности по данным основаниям принимает Росреестр (п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).

В целом можно сделать вывод, что последние изменения в аудиторской деятельности значительно усиливают общественную ответственность аудиторов за результаты проверок. Публичность результатов аудита значительно повышает его эффективность как контрольного инструмента и позволит заинтересованным лицам принимать более взвешенные экономические решения. Вместе с тем заказчик аудита теперь вынужден нести дополнительные финансовые расходы, связанные с надлежащим внесением записей в Реестр. Так же существенно расширена зона его ответственности за нарушение требований действующего законодательства.

Источник: http://centraudit.com/publication/publikatsiya-rezultatov-obyazatelnogo-audita/

Документирование аудита

Необходимым условием в работе аудитора является наличие доказательной базы, которая формируется путем документирования аудита.

Нормативное регулирование

Документирование аудита регламентируется следующими стандартами:

  • Международный стандарт аудита (МСА) 230 «Документирование»;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) №2 «Документирование аудита».

Задачи, решаемые документированием аудиторской деятельности

Документирование аудита позволяет решать следующие задачи:

  • позволяет команде аудиторов планировать и реализовывать аудит;
  • дает возможность контролировать работу аудиторов на соответствие плану, на предмет учета рисков и т.д.;
  • обеспечивает сбор и хранение доказательной базы под формирование аудиторского заключения;
  • позволяет сохранять для будущих аудитов информацию об участках учета, на которые необходимо обращать внимание;
  • позволяет осуществлять процедуры проверки качества аудита.

Требования к документированию

В соответствии с МСА 230 рабочие документы аудитора, являющиеся результатом документирования аудита, должны отвечать следующим критериям:

  • содержать необходимую достаточную информацию для понимания процесса аудита;
  • описывать этапы планирования, подготовки и реализации аудита, а также сроки аудиторских процедур;
  • содержать выводы, полученные на основании собранных доказательств.

Техники документирования

Документирование может происходить в форме:

  • записи (описание процессов, контролей, скрипты интервью, отчеты о проделанной работе, обзоры и полученные результаты);
  • графики (графики трендов развития предприятия, воркфлоу проекта и т.д.);
  • анкеты (чаще всего используются вопросники в части работы внутренних контролей);
  • чек-листы (шаблонные документы, которые используются для фиксирования стандартных процедур);
  • электронные ресурсы (базы данных, документы Excel, отчеты специализированных аудиторских программных продуктов).

Рабочие документы

В аудиторской практике распространенным является ведение двух комплектов рабочих документов: первый комплект является постоянным, второй – текущим. Каждый из комплектов, в свою очередь, может быть структурирован определенным образом, например, в составе постоянных документов могут быть документы, описывающие внутренние контроли в организации, в то время как в текущем комплекте будут разделы по контролям дебиторской задолженности в связи с определенными обстоятельствами, привлекшими внимание аудиторов в текущем аудите.

Постоянный комплект содержит документы, необходимые для понимания бизнеса предприятия, которые остаются релевантными из года в год и дают ретроспективу развития существенных аудиторских вопросов.

Текущий комплект содержит документы, которые необходимы для проведения текущего аудита.

Оформление рабочих документов

Каждый рабочий документ аудитора должен содержать следующую информацию:

  • наименование аудируемой организации;
  • аудируемый период;
  • тема рабочего документа;
  • дата подготовки документа;
  • имена авторов документа;
  • дата проверки и имена проверяющих аудиторов.
Читайте так же:  Отзывы про сэс при открытии бизнеса

В аудиторских документах, посвященных определенным участкам учета, приводятся существенные положения по выявленным отклонениям, ошибкам, рискам, ссылки на используемые положения учетной политики организации, рабочую программу с перечнем тестов и т.д.

Важными элементами документирования аудита являются сохранность и конфиденциальность работы с документами. Аудитор должен обеспечить физические контроли доступа к документам (хранение в сейфе, в запираемом кабинете), а также систему электронной защиты документов, хранящихся на компьютерах (пароли).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/s504658

Публикация аудиторской проверки

Размещение аудиторского заключения в Федресурсе

Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также – ЕФРСФДЮЛ, Федресурс) представляет собой федеральный информационный ресурс, содержащий открытые и общедоступные сведения о юридических лицах, позволяющий отследить наиболее важные события их деятельности.

Порядок опубликования сообщений в едином федеральном реестре сведений регламентирован статьей 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Одним из таких событий является обязательное ежегодное проведение независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, т.е. аудита. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в статье 5 закрепляет случаи, в которых должен проводиться обязательный ежегодный аудит.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная статья была дополнена пунктом 6, предусматривающим обязанность опубликования в Федресурсе сведений о результатах обязательного аудита. Выполнение данной обязанности возложено на заказчика аудита.

Перечень информации, которую необходимо опубликовать, предусматривает:

— указание на аудируемое лицо, а также данные, позволяющие его идентифицировать (ИНН, ОГРН, страховой номер индивидуального лицевого счета при наличии);

— наименование (ФИО) аудитора, а также данные, позволяющие его идентифицировать (ИНН, ОГРН, страховой номер индивидуального лицевого счета при наличии);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит с указанием периода, за который она составлена;

— дату аудиторского заключения;

— мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

Обязанности размещать в Федресурсе аудиторское заключение законом не предусмотрено, достаточно лишь корректно и полным образом указать перечисленные сведения.

В отношении срока опубликования сообщения о результатах обязательного аудита действует общее правило, предусмотренное абзацем 2 пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ — 3 рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта, т.е. с даты составления аудиторского заключения.

За неисполнение обязанности по раскрытию информации об обязательном аудите в Федресурсе предусмотрена административная ответственность. Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ гласит:

«6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет».

Как видно, самой серьезной санкцией выступает возможная дисквалификация руководителя, в связи с чем к вопросу опубликования сведений об аудите в ЕФРСФДЮЛ необходимо относиться предельно ответственно и не допускать нарушений законодательства во избежание появления проблем в деятельности компании.

Обязанность по раскрытию сведений о результатах обязательного аудита появилась с 01 октября 2016 года. Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ в статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был добавлен п. 6, в соответствии с которым заказчик аудита должен внести данные сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (федресурс).

Этим же пунктом установлены требования к содержанию сообщения о результатах обязательного аудита, раскрываемого на федресурсе, в сообщении указываются следующие сведения:

— идентифицирующие аудируемое лицо данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии);

— наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора;

— идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии);

— перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

— период, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность;

— дата аудиторского заключения;

— мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Аудиторское заключение публикуется в федресурсе лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта, т.е. даты составления аудиторского заключения.

Читайте так же:  Обязательному аудиту подлежат все кредитные организации

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» обязаны проводить аудит, а следовательно и раскрывать сведения об обязательно аудите в федресурсе, следующие организации:

1. Акционерные общества.

2. Кредитные организации.

3. Бюро кредитных историй.

4. Страховые организации.

5. Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

6. Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

7. Клиринговые организации.

8. Негосударственные пенсионные или иные фонды.

9. Акционерные инвестиционные фонды.

10.Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов.

11. Организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

12. Организации (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения), которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Этот перечень не является исчерпывающим, в соответствии с иными Федеральными законами еще ряд организаций включается в этот список.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Федресурс) появился в 2013 году. Раскрытие информации на Федресурсе регламентируется законодательством о государственной регистрации юридических лиц, а именно ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Перечень информации, которую необходимо раскрывать в Федресурсе значительно широк и с каждым годом данный перечень меняется и расширяется.

Какие организации обязаны ежегодно проводить обязательный аудит?

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится:

Делая вывод, проводить обязательный аудит должны все акционерные общества (публичные и непубличные), а если должны проводить обязательный аудит, значит должны размещать аудиторское заключение в Федресурсе.

Рассмотрим данный вид раскрываемого сообщения более подробно.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

С 1 октября 2016 года, на основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах обязательного аудита в Федресурс. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

В сообщении указываются:

1) наименование аудируемого лица;

2) идентифицирующие аудируемое лицо данные (идентификационный номер налогоплательщика);

3) основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии;

4) наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора;

5) идентифицирующие аудитора данные (идентификационный номер налогоплательщика);

6) основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии;

7) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

8) период, за который она составлена;

9) даты заключения;

10) мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Срок для раскрытия сообщения о результатах обязательного аудита является общим и составляет 3 рабочих дня с момента наступления основания, т.е. с даты составления аудиторского заключения.

Таким образом, АО и ООО (в установленных законом случаях) не стоит забывать об обязанности раскрытия сообщения о результатах обязательного аудита на сайте ЕФРСФДЮЛ в течение 3 рабочих дней с даты составления аудиторского заключения.

За нарушение сроков и порядка раскрытия информации акционерное общество и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.

Источник: http://fedresurs.site/audit/

Обязательный аудит: критерии 2017

Аудит – это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором – об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Когда проведение аудита — обязанность

Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии

Критерий Условие
Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
— кредитная организация;
— бюро кредитных историй;
— профессиональный участник РЦБ;
— страховая организация;
— клиринговая организация;
— общество взаимного страхования;
— организатор торговли;
— негосударственный пенсионный или иной фонд;
— акционерный инвестиционный фонд;
— управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов) Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Читайте так же:  Акционерное общество владеющее контрольным пакетом акций юридически

* За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Прочие критерии обязательного аудита

Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k503710

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Читайте так же:  Мн фонд акции получить дивиденды

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте так же:  Как исключить одного из учредителей ооо

Источник: http://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Публикация аудиторского заключения Акционерного общества

Акционерное общество (АО), подлежит обязательному аудиту, обязано опубликовать аудиторское заключение за 2018 год. Когда публикуется и где? И что будет, если не проведем аудит и не опубликуем?

1. Прежде всего, надо определиться должно ли ваше АО публиковать весь комплект годовой отчетности, включая аудиторское заключение или нет? Это нужно проверить в «Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг Центрального банка Российской Федерации № 454-П от 30.12.2014 г».

Если АО обязано раскрывать информацию по требованиям ЦБ РФ, то 3 апреля 2019 г. — последний день опубликования.

При этом еще надо соблюсти требование — опубликования в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения.

Штраф за не публикацию отчета в срок до 3.04.18 (п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):
— на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей.

2. Все АО (и кто публикует по требованиям ЦБ РФ, и кто не должен эти требования применять) должны внести сведения о результатах аудита в «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» — http://se.fedresurs.ru/.

Срок опубликования сообщения не позднее 3 рабочих дней с момента составления аудиторского заключения.

Штраф за непредставление требований ( ч. 6 и ч.7 ст. 14.25 КоАП РФ):

— от 5000 рублей, до 10000 рублей;

-повторное нарушение влечет штраф в размере 50000 рублей или дисквалификацию от года до трех лет (ч.8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Источник: http://k-aydit.ru/vopros-otvet/news_post/publikatsiya-auditorskogo-zaklyucheniya-aktsionernogo-obshchestva

Публикация аудиторского заключения в интернете: раскрытие информации

Организации размещают бухгалтерскую отчетность в открытых источниках в сети интернет в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Так, публичные акционерные общества обязаны разместить годовую бухгалтерскую отчетность (п. 1 ст. 66.3 и п. 6 ст. 97 ГК РФ; п. 1.1 ст. 1 и ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Такие организации обязаны опубликовать отчетность вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок для публикации короткий и составляет три дня с даты составления аудиторского заключения. При этом, опубликовать годовую бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением необходимо не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность ПАО за 2016 год должна была быть размещена в интернете вместе с аудиторским заключением в срок не позднее 4 апреля 2017 г. За нарушение сроков, организацию и руководителя могут привлеч к административной ответственности (информационное письмо Банка России от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17).

ООО обязаны разместить годовую бухгалтерскую отчетность, только в том случае если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Обязанность опубликовать отчетности распространяются и на организации, применяющие специальные наллоговые режимы (упрощенка, УСНО, ЕНВД), что следует тз письма Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137.

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Мера ответственности – административный штраф:

от 700 000 до 1 000 000 руб. – для организации;

от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai/help/article_post/publikatsiya-auditorskogo-zaklyucheniya-v-internete-raskrytiye-informatsii

Публикация аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here