Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения

Полная информация на тему: "Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Источник: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=50

Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 50 НК РФ

1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.

3. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

5. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

6. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

9. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

10. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Читайте так же:  Умерли два учредителя ооо

Абзац четвертый утратил силу с 1 января 2007 г.

Источник: http://base.garant.ru/10900200/52578c3309a272ee8ad686a4e87a118f/

Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 50 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 50 НК РФ

1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.

3. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

4. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

5. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

6. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

9. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

10. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Абзац четвертый утратил силу с 1 января 2007 г.

Информация об изменениях:

11. Правила настоящей статьи применяются также в отношении исполнения обязанности по уплате сбора при реорганизации юридического лица.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при определении правопреемника (правопреемников) иностранной организации, реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 13 статьи 50 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

13. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Источник: http://base.garant.ru/57407916/52578c3309a272ee8ad686a4e87a118f/

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Обязательное уменьшение уставного капитала

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

«Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!»

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2009 г. № 7583/09 Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица, поэтому, если при реорганизации в форме присоединения изменения общего количества объектов налогообложения не произошло, налоговая база не изменяется, а также если игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, не закрывались на период реорганизации, то при переоформлении объектов обложения налогом на игорный бизнес, ранее зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, порядок регистрации, установленный налоговым законодательством, правопреемником не применяется

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Муриной О.Л., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. —

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Тандем плюс» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2008 по делу № А32-4852/2008-63/95, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2009 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края — Овсянников Р.В., Щербина В.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Муриной О.Л. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Тандем плюс» (далее — общество «Тандем плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края (далее — инспекция) от 14.12.2007 № 8067 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 17.04.2009 оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, общество «Тандем плюс» просит их отменить как принятые с нарушением норм права и удовлетворить его требование.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации за июнь 2007 год, представленной обществом «Тандем плюс».

По результатам проверки составлен акт от 02.11.2007 №1230 и вынесено решение от 14.12.2007 № 8067, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.2 Кодекса, в виде 1 125 000 рублей штрафа. Решение мотивировано нарушением требований пункта 2 статьи 366 Кодекса о представлении в инспекцию заявления о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество «Тандем плюс» с 2004 года осуществляет деятельность по организации и содержанию игровых заведений на основании лицензии от 05.11.2004 № 005938.

Общество 28.06.2007 реорганизовано путем присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью «Аста Групп» (далее — общество «Аста Групп»), осуществляющего в Краснодарском крае деятельность в сфере игорного бизнеса через обособленное подразделение с использованием зарегистрированных игровых автоматов, о чем письмом от 07.07.2007 проинформировало инспекцию и просило внести соответствующие изменения в карточку лицевого счета и иные документы регистрационного учета.

Инспекция письмом от 20.07.2007 уведомила общество «Тандем плюс» о необходимости представления заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения его обособленного подразделения и разъяснила необходимость представления заявления о снятии с налогового учета общества «Аста Групп».

Общество «Тандем плюс» 28.07.2007 направило в инспекцию заявление о его постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения на территории Абинского района, а также просило считать ранее установленные обществом «Аста Групп» игровые автоматы в количестве, указанном в свидетельстве о регистрации объектов, зарегистрированных в инспекции до реорганизации, установленными и зарегистрированными обществом «Тандем Плюс».

20.07.2007 общество представило в инспекцию налоговую декларацию за июнь 2007 года, по результатам проверки которой вынесено оспариваемое решение.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования общества «Тандем плюс», суды тем не менее согласились с его доводом о том, что игровые автоматы были ранее зарегистрированы обществом «Аста Групп» в инспекции и их общее количество и состав после завершения реорганизации не изменен, но отклонили довод общества об отсутствии в его действиях налогового правонарушения. Суд апелляционной инстанции указал, что общество обязано было обратиться в инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2005 № 8н, однако такое заявление на момент принятия обжалуемого ненормативного акта не представило.

Читайте так же:  Решение или протокол учредителей ооо

Между тем позиция судов является ошибочной по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 366 Кодекса объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются игровой автомат, игровой стол, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Аналогичным образом пунктом 3 названной статьи урегулирован порядок изменения количества (выбытия) объектов обложения налогом на игорный бизнес.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 № 116 «О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата» указал, что при применении пунктов 2-4 статьи 366 Кодекса судам необходимо учитывать, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 Кодекса, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.

Как было определено судами, установки игровых автоматов в игорном заведении, перешедшем к обществу «Тандем плюс» от общества «Аста Групп» в результате реорганизации путем присоединения последнего, не было. Никакого изменения количества объектов налогообложения не произошло, так как общество «Аста Групп» игровые автоматы из игрового зала не вывозило, а общество «Тандем плюс» их не устанавливало. Игровое оборудование перешло во владение последнего путем универсального правопреемства в силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 50 Кодекса определен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица. На основании пункта 2 названной статьи при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Переход к правопреемнику обязанностей по уплате налогов включает и исполнение обязанностей, вытекающих из деклараций, представленных реорганизованным юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.

Следовательно, если при реорганизации в форме присоединения изменения общего количества объектов налогообложения (выбытия либо установки объектов налогообложения) не произошло, налоговая база не изменяется, а также если игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, не закрывались на период реорганизации, то при переоформлении объектов обложения налогом на игорный бизнес, ранее зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, порядок регистрации, установленный статьей 366 Кодекса, то есть путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации, правопреемником не применяется.

Таким образом, у общества «Тандем плюс» отсутствовала обязанность представлять заявление о регистрации объектов налогообложения по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2005 № 8н.

Статья 129.2 Кодекса предусматривает ответственность за нарушения порядка регистрации объектов игорного бизнеса в налоговых органах, установленного статьей 366 Кодекса.

В данном случае обязанности регистрации в соответствии с требованиями указанной нормы у общества «Тандем плюс» не возникло.

При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.09.2008 по делу № А32-4852/2008-63/95, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.04.2009 по тому же делу отменить.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края от 14.12.2007 № 8067 признать недействительным.

Председательствующий А.А. Иванов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2009 г. № 7583/09

Текст постановления официально опубликован не был

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1693324/

Порядок уплаты НДС при реорганизации юридических лиц: актуальные вопросы

Дмитрий Воронов, начальник отдела ведения споров
и урегулирования разногласий с органами власти
АКГ «Интерком-Аудит» (BKR)

Опубликовано в «Финансовой газете» №33, 12.08.2010

Процесс реорганизации сейчас является, практически повседневным явлением: организации делятся, укрупняются меняют свои организационно правовые формы и пр. В большинстве случаев в результате реорганизации, свою деятельность прекращают одни и образуются другие юридические лица. Необходимость реорганизации определяют собственники организации или руководитель и цели ее проведения могут быть различными — оптимизация управленческих функций и налогообложения, деление или объединение бизнеса и многое другое. В статье мы рассмотрим актуальные проблемы и сложные моменты при уплате НДС в случае реорганизации.

Общие вопросы, связанные с реорганизацией

Статья 50 Налогового кодекса посвящена порядку и сполнения обязанности по уплате налогов при реорганизации юридических лиц. Обязанность по уплате налогов реорганизованной организации исполняется ее правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной нормой.

Проведение реорганизации юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) данного юридического лица. В связи с этим, при реорганизации НДС должен быть исчислен и уплачен в сроки, предусмотренные главой 21 НК РФ.

В отношении представления декларации отметим следующее. Глава 21 НК РФ закрепляет, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал. При этом, пунктом 4 ст. 55 НК РФ установлено, что при реорганизации налоговый период не изменяется, а значит особенностей подачи декларации при реорганизации глава 21 НК РФ не устанавливает. Соответственно, после осуществления реорганизации обязанность по представлению в налоговый орган декларации исполняет правопреемник в общем порядке. То есть правопреемник представляет декларацию в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, если только данная декларация не была представлена правопредшественником в налоговый орган до снятия его с учета в установленном порядке (см. например, Письмо УФНС по г. Москве от 27.04.2009).

Читайте так же:  Претензионный порядок урегулирования споров в арбитражном суде

При заполнении декларации на титульном и других листах налоговой декларации указываются реквизиты реорганизованной организации – правопреемника.

Бывают случаи, когда правопреемник обнаруживает неотражение сведений в налоговых декларациях предшественника. Вправе ли в таком случае правопреемник сдавать уточненную декларацию и в каком порядке?

По нашему мнению, поскольку к правопреемнику переходят все права и обязанности, в т.ч. налоговые, то он вправе уточнять представленные ранее предшественником налоговые декларации. Более того, правопреемник обязан уточнить свои налоговые обязательства путем подачи уточненной декларации, если неотражение сведений приводит к занижению исчисленного налога.

Аналогичные выводы можно сделать из писем Минфина России от 05.02.2008 № 03-02-07/1-46 и УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120357.

Однако на практике территориальные инспекции иногда не принимают уточненные расчеты, мотивируя тем, что нормы главы 21 НК РФ не предусматривают возможность перерасчета налоговых обязательств реорганизованной организации при обнаружении правопреемником ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам.

Судьи, рассматривая такие дела, принимают сторону налогоплательщиков. Так, по одному делу1 отказывая инспекции в удовлетворении ее требований, судьи отметили, что организация-правопреемник, обнаружившая ошибку в ранее поданной декларации, вправе внести соответствующие изменения по правилам статьи 81 НК РФ, а инспекция обязана проверить представленную декларацию и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в их возмещении. Кодекс устанавливает исключение только для случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).

Теперь подробнее остановимся на особенностях налогообложения.

Особенности налогообложения при реорганизации организаций установлены ст. 162.1 Налогового кодекса РФ.

Напомним, что действующее гражданское законодательство закрепляет 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Каждой из указанных форм присущи свои особенности.

Разберем особенности налогообложения НДС для каждой формы реорганизации, поскольку от них зависит порядок применения вычета и уплаты налога.

Выделение

В пункте 1 статьи 162.1 НК РФ установлены вычеты, на которые имеет право реорганизуемая организация2 при реорганизации в форме выделения. Вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные этой организацией с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации. Право на этот вычет в полном объеме появляется у реорганизованной (реорганизуемой) компании после перевода долга по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав при реорганизации на правопреемника (правопреемников).

В рассматриваемом случае у правопреемника появляется обязанность увеличить свою налоговую базу на сумму авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации (пункт 2 статьи 162.1 НК РФ).

Иными словами, реорганизуемая организация принимает к вычету сумму налога, исчисленную и уплаченную ею в бюджет при получении предварительной оплаты (аванса). Право на этот вычет у реорганизуемой организации возникает после перевода долга на «новую» компанию. При этом, действия правопреемника осуществляются в общем порядке, то есть правопреемник по полученному авансу исчисляет сумму налога и уплачивает ее в бюджет. Право на вычет суммы налога возникает у него либо:

  • после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг);
  • либо после отражения в учете у правопреемника операций по корректировке в случае расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата покупателю сумм предварительной оплаты (аванса). Причем вычет по этому основанию может быть применен, если с момента возврата прошло не более одного года (пункт 4 статьи 162.1 НК РФ).

Обратите внимание, что законодательно не установлен срок, в течение которого налогоплательщик-правопреемник должен увеличить налоговую базу по НДС. В связи с чем, налоговые органы требуют включения НДС с авансовых платежей, в отчетность за первый для организации-правопреемника налоговый период. Это приводит к спору с налоговыми органами. Заметим, что судьи поддерживают позицию налогоплательщиков, указывая, что срок для декларирования и уплаты НДС с авансов в таком случае не установлен. Такие выводы были сделаны в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 по делу № А05-3814/2006-29. Схожая позиция высказана в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.04.2008 N Ф09-2195/08-С2 по делу № А76-4118/07 (Определением ВАС РФ от 01.08.2008 N 9583/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Следовательно, если правопреемник не желает конфликтовать с контролирующими органами, то лучше увеличить налоговую базу по НДС с полученных (реорганизованной организацией) авансов в первом же налоговом периоде.

Реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования

Для указанных форм реорганизации особенности обложения налогом на добавленную стоимость установлены в пункте 3 статьи 162.1 НК РФ, в соответствии с которым правопреемник (правопреемники) имеет право на вычет НДС, исчисленного и уплаченного реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом, право на вычет у правопреемника возникает также как и в случае с реорганизацией в форме выделения:

  • после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг),
  • после отражения в учете у правопреемника операций по расторжению или изменению условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм НДС, не позднее одного года с такого возврата (пункт 4 статьи 162.1 НК РФ).
Читайте так же:  Методика аудита бухгалтерской финансовой отчетности

В случае если реорганизованная организация не воспользовалась правом на вычет по НДС, уплаченного поставщикам или на таможне, при операциях ввоза товаров на территорию России, то необходимо руководствоваться порядком, установленным пунктом 5 статьи 162.1 НК РФ, который заключается в следующем.

Помимо общих условий принятия НДС к вычету, при реорганизации для правопреемников существуют дополнительные основания для применения вычета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным реорганизованной организацией (абз. 2 п. 5 ст. 162.1 НК РФ). Так, дополнительными являются следующие условия:

— счета-фактуры (либо их копии), выставлены продавцами на имя реорганизованной (реорганизуемой) организации или ее правопреемника;

— имеются документы (их копии), подтверждающие фактическую уплату сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг) реорганизованной (реорганизуемой) организацией или ее правопреемником.

Напомним, что в общем случае для возможности использования вычета важно лишь единовременное выполнение четырех условий (ст. 171, 172 НК РФ):

  • товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
  • товары (работы, услуги) приняты к учету;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура;
  • имеется первичный документ.

Видно, что в общем случае не имеет значение, оплачены товары (работы, услуги) или нет. А вот, при реорганизации в одной из рассматриваемых форм для правомерного принятия «входного» НДС к вычету правопреемником, необходим именно факт оплаты товаров (работ, услуг). Такого же подхода, придерживаются и судьи арбитражных судов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 № А56-875/2008 (оставлено в силе Определениями ВАС РФ от 28.11.2008 № 12969/08, от 03.10.2008 № 12969/08)).

Как было указано выше, суммы налога, предъявленные реорганизованной организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету ее правопреемником (пункт 5 статьи 162.1 НК РФ). При применении данного положения следует учесть, что условия, предусмотренные подпунктом 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ для принятия сумм налога к вычету или возмещению правопреемником реорганизованной организации, считаются выполненными при наличии в счете-фактуре реквизитов реорганизованной организации (пункт 7 статьи 162.1 НК РФ).

Обратите внимание, что даты в счетах-фактурах, выставленных поставщиками реорганизованной организации, не могут быть более поздними, чем дата реорганизации. Подтверждение такой позиции можно найти, в частности, в Постановлении ФАС Центрального округа от 26.12.2007 № А14-3606-2007/133/25 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2007 № А19-1385/07-30-Ф02-3537/07.

Отметим, что бывают случаи, когда в результате реорганизации продавец товаров (работ, услуг) становится правопреемником своего покупателя.

Налоговый кодекс РФ прямо не регулирует такую ситуацию.

По нашему мнению, в этом случае НДС, уплаченный продавцом в бюджет с полученных от покупателя авансов, может быть принят к вычету в периоде проведения реорганизации. Подтверждение данной позиции можно найти в Письме Минфина России от 25.09.2009 № 03-07-11/242. В этом же письме указано, что если НДС ранее принят к вычету организацией, реорганизованной путем присоединения к организации-продавцу, эти суммы подлежат восстановлению. В противном случае произойдет задвоение вычетов.

Между тем, можно встретить мнение авторов, в соответствии с которым при реорганизации в форме присоединения покупателя к продавцу отсутствует обязательство по отгрузке товаров (работ, услуг), а также по возврату оплаты, полученной присоединенной организацией. Вследствие этого у правопреемника нет оснований для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных в бюджет с авансовых платежей, произведенных реорганизованной организацией. Согласно изложенной позиции, налогоплательщик лишается возможности заявить налоговый вычет, что противоречит общему смыслу налога на добавленную стоимость и приводит к нарушению конституционных прав налогоплательщика – платить только законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ).

1 См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. по делу № Ф03-А24/07-2/2622).

2 В соответствии с пунктом 11 статьи 162.1 НК РФ под реорганизуемой организацией понимается фирма, реорганизация которой осуществляется в форме выделения, до момента завершения ее реорганизации (до даты государственной регистрации последней из вновь возникших организаций).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/251373.html

Изменение наименования организации не приводит к необходимости переоформления процессуальных документов

ВАС России при вынесении Постановления от 22.03.2012 года №14953/11, в рамках которого обжаловались действия судебного пристава-исполнителя, который отказывался принимать к исполнению исполнительный лист, выданный организации ещё до её переименования, мотивируя тем, что необходимо в установленном порядке произвести замену взыскателя.

ВАС России привёл в поддержку организации следующие аргументы. Согласно положениям статьи 57 ГК РФ под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Смена фирменного наименования лица без изменения его организационно-правовой формы к реорганизации действующим законодательством не отнесена. Поскольку в данном случае изменено лишь наименование взыскателя, то выбытия стороны из правоотношения не произошло, и, следовательно, необходимости в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве не имелось.

И хотя данный судебный акт вынесен в отношении бездействия судебного пристава-исполнителя, подход, озвученный ВАС России, может быть применён и во взаимоотношениях с иными органами государственной власти, в частности, налоговыми, таможенными, финансовыми органами. Основный вывод, который можно сделать из данного судебного акта состоит в том, что уполномоченный орган власти, обладающий соответствующими полномочиями должен самостоятельно предпринимать действия по устранению сомнений, возникающих в рамках выполнения возложенных на него обязанностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ppt.ru/news/107084

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here