Содержание
- 1 Энциклопедия решений. Реорганизация ООО в форме выделения
- 2 Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме выделения
- 3 Реорганизация путем выделения: пошаговый алгоритм с комментариями
- 4 Решение о реорганизации ООО
- 5 Реорганизация ООО в 2019 году: отвечаем на самые популярные вопросы
- 6 Пошаговая инструкция реорганизации ООО в форме выделения
Энциклопедия решений. Реорганизация ООО в форме выделения
Реорганизация ООО в форме выделения
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 55 Закона об ООО).
Общий порядок реорганизации предусмотрен ст.ст. 57-60.2 ГК РФ, ст.ст. 51, 55 Закона об ООО, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).
1. Принятие решения о реорганизации ООО относится к компетенции общего собрания участников общества (п. 1 ст. 57 ГК РФ, пп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО) или единственного участника общества (ст. 39 Закона об ООО).
Решение о реорганизации должно быть принято единогласно (абзац второй п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
Проведению общего собрания предшествует подготовка к его созыву. Порядок созыва общего собрания предусмотрен ст. 36 Закона об ООО.
Кроме решения о реорганизации общее собрание участников реорганизуемого ООО должно принять решения о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ), об утверждении передаточного акта (до 01.09.2014 для реорганизации в форме выделения требовался разделительный баланс).
Общее собрание ООО участников вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества (абзац первый п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества (абзац второй п. 2 ст. 55 Закона об ООО ООО).
Реорганизуемое ООО может являться единственным участником выделяемого общества, в таком случае общее собрание реорганизуемого ООО, помимо решения о реорганизации, также принимает решение о порядке и об условиях выделения, утверждает устав выделяемого общества и передаточный акт, избирает органы выделяемого общества (абзац третий п. 2 ст. 55 Закона об ООО).
Передаточный акт, утверждаемый при реорганизации в форме выделения, представляет собой документ, определяющий перечень прав и обязанностей, который переходят от реорганизуемого ООО к юридическим лицам, создаваемым в результате реорганизации (п. 4 ст. 58 ГК РФ).
Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого ООО, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (то есть, в период между датой составления передаточного акта и датой государственной регистрации юридического лица, к которому переходят права и обязанности реорганизованного ООО) (п. 1 ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт необходим при реорганизации в форме выделения в соответствии с изменениями в ГК РФ, вступившими в силе с 01.09.2014. Ранее требовался разделительный баланс. Закон об ООО по-прежнему предусматривает составление разделительного баланса при реорганизации ООО в форме выделения (п. 3 ст. 55 Закона об ООО). Однако с 01.09.2014 нормы Закона об ООО могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Представление на государственную регистрацию создаваемого в результате реорганизации общества (обществ) после 01.09.2014 разделительного баланса, а не передаточного акта может быть формальным основанием для отказа в государственной регистрации (абзац второй п. 2 ст. 59 ГК РФ).
При составлении передаточного акта необходимо учитывать положения Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее — Методические указания).
2. В течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации ООО обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации (выделение) с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа реорганизуемого общества или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого общества (пп. «а» п. 1.3. ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее законодательство накладывало на реорганизуемые общества также обязанность сообщить о принятом решении в налоговые органы по месту своего нахождения по форме N С-09-4 (утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected]). Но Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ норма, содержащая соответствующую обязанность (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ), была признана утратившей силу с 24 августа 2013 года.
С 1 января 2015 г. также отменена обязанность общества сообщить о реорганизации в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения*(1).
3. Реорганизуемое общество после даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о его реорганизации. В нем указываются сведения о реорганизуемом и выделяющемся обществе (обществах), форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]). При этом второе уведомление о реорганизации может опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).
4. В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган общества в письменной форме обязаны уведомить известных им кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).
5. Для государственной регистрации выделяемого общества (обществ) в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемого общества представляются документы, предусмотренные ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо ФНС от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Внимание
Государственная регистрация может быть приостановлена сроком до 1 месяца для проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений (п. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 Закона N 129-ФЗ).
6. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе передаточного акта с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в п. 36 и п. 37 Методических указаний (п. 38 Методических указаний).
В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
*(1) Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» была признана утратившей силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Источник: http://base.garant.ru/58078084/
Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме выделения
Реорганизация АО в форме выделения
Выделение — реорганизация акционерного общества с созданием одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон об АО).
Порядок реорганизации акционерного общества в форме выделения регулируется ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 60 ГК РФ, ст.ст. 15, 19 Закона об АО.
Порядок представления документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).
Внимание
С 1 сентября 2014 г. возможно сочетание различных форм реорганизации, а также одновременное участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться АО или которые могут быть преобразованы в АО: ООО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 104 ГК РФ). Так, например, путем выделения из одного АО другого АО с одновременным преобразованием может быть создано ООО.
Решение о реорганизации АО в форме выделения
В связи с реорганизацией АО в форме выделения общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает (п. 3 ст. 19 Закона об АО):
1) Решение о реорганизации АО в форме выделения, которое должно содержать в себе:
— наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения;
— порядок и условия выделения;
— способ и порядок размещения акций каждого создаваемого общества;
— список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества*(1);
— список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего общества предусмотрено его наличие и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
— указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;
— указание об утверждении передаточного акта*(2) с приложением данного акта (п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ);
— указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава;
— наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого АО;
2) Решение об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого в результате выделения (если уставом создаваемого общества не предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.
Решение о реорганизации АО в форме выделения также может содержать иные, не противоречащие закону положения, например (п. 3.1 ст. 19 Закона об АО):
1) особый порядок совершения реорганизуемым АО отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения (п. 7 ст. 15 Закона об АО);
2) положение об утверждении аудитора создаваемого общества;
3) решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа нового общества управляющей организации либо управляющему.
Решение о реорганизации АО в форме выделения принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 Закона об АО).
Внимание
Вопросы о реорганизации АО и об избрании членов совета директоров выносятся на рассмотрение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества (п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 49 Закона об АО).
В голосовании по вопросу об избрании совета директоров (наблюдательного совета) нового общества могут принимать участие все акционеры реорганизуемого АО, если это АО будет единственным акционером общества, создаваемого в результате реорганизации (абзац второй п. 3.2 ст. 19 Закона об АО).
Если в новом обществе будут участвовать акционеры реорганизуемого АО, совет директоров (наблюдательный совет) этого общества избирается акционерами реорганизуемого АО, среди которых в соответствии с решением о реорганизации должны быть размещены обыкновенные акции соответствующего создаваемого общества, и акционерами — владельцами привилегированных акций реорганизуемого АО (акции которых на момент принятия решения о реорганизации являются голосующими), среди которых в соответствии с решением о реорганизации должны быть размещены привилегированные акции соответствующего создаваемого общества (п. 3.2 ст. 19 Закона об АО).
Действия после принятия решения о реорганизации АО в форме выделения
1) В течение трех рабочих дней предоставляется уведомление о начале процедуры реорганизации (по форме N Р12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]) в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения общества (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
Уведомление направляется АО, которое последним приняло решение о реорганизации (если в реорганизации участвуют несколько лиц) либо обществом, которое определено решением о реорганизации;
2) После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц осуществляется публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» с уведомлением о своей реорганизации, которое должно содержать сведения, перечисленные в п. 6.1 ст. 15 Закона об АО (абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).
Если в реорганизации в форме выделения участвует более одного АО, уведомление опубликовывается обществом, которое последним приняло решение о реорганизации, либо обществом, которое определено решением о реорганизации;
3) В течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления по форме N Р12003 в регистрирующий орган АО в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации (п. 2 ст. 13.1. Закона о госрегистрации);
4) До завершения процедуры реорганизации АО исполняет требования своих кредиторов (права требования которых возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации) о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков, если такие требования были предъявлены не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования второго уведомления о реорганизации АО (за исключением кредиторов, которым было предложено достаточное обеспечение в соответствии с п. 4 ст. 60 ГК РФ) (п. 2 ст. 60 ГК РФ).
Государственная регистрация реорганизации АО в форме выделения
Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате выделения, осуществляется по месту нахождения реорганизуемого общества (ст. 60 ГК РФ, ст.ст. 13.1, 15 Закона о госрегистрации, п. 6 ст. 15 Закона об АО). Перечень необходимых для государственной регистрации документов установлен п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации.
Государственная регистрация общества, создаваемого в результате выделения, может состояться не ранее истечения срока, установленного для предъявления акционерами и иными лицами требования о признании решения о реорганизации АО недействительным (п. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).
Как разъяснила ФНС России, связанные с завершением реорганизации документы могут быть представлены в регистрирующий орган после истечения как 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации», так и истечения 3 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (см. подробнее письмо от 14.08.2015 N ГД-4-14/14410).
Реорганизация АО в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 Закона о госрегистрации, п. 4 ст. 15 Закона об АО).
*(1) В непубличном обществе ревизионная комиссия может не создаваться или создаваться исключительно в случаях, предусмотренных уставом. Соответствующее решение должно быть принято учредителями (акционерами) единогласно и включено в устав общества (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
*(2) До 01.09.2014 при реорганизации в форме выделения утверждался разделительный баланс (п. 4 ст. 58 ГК РФ в ред., действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ — далее Закон N 99-ФЗ) Упоминание о разделительном балансе как документе, определяющем перечень прав и обязанностей реорганизованного АО, которые переходят к обществу, создаваемому в результате выделения, осталось в абзаце четвертом п. 6 ст. 15, пп. 7 п. 3, п. 4 ст. 19 Закона об АО, однако с 01.09.2014 нормы этого федерального закона могут применяться только в части, не противоречащей положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://base.garant.ru/58078350/
Реорганизация путем выделения: пошаговый алгоритм с комментариями
Коллеги, добрый день!
Хочу поделиться с Вами личным опытом сопровождения процедуры реорганизации в форме выделения, и соответственно, помочь новичкам в этом непростом деле. Обращаю внимание, что реорганизация была абсолютно белой, и цель ее — отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса.
I. Этап первый — подготовительный
Знакомясь с материалами коллег на данном сайте столкнулся с тем, что для многих процедуры реорганизации интересны с чисто технической точки зрения. Но, так как в моем реорганизационном проекте, цели были абсолютно белые и предполагали не только отделение операционной деятельности и основных активов бизнеса, но и соответствущую безналоговую передачу недвижимого имущества, то и данному этапу я придал особое значение.
1. Анализ информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества.
2. Разработка концепции процедуры реорганизации. Принятие единственным участником бизнес-решения по вопросу распределения активов реорганизуемого общества.
3. Разработка устава Общества, создаваемого в результатате реорганизации путем выделения.
В условиях массовых отказывов регистрирующих органов рекомендую финализировать данный этап неким заключением в письменной форме о «деловой цели» данной процедуры. Подписи юриста и бухгалтера на проектах документов об их утверждении и подписи на письменном заключении очень помогут вам при общении с регистрирующим органом в случае приостановления реорганизации, в силу опять же директивных методов работы наших налоговых и формального подхода к подобным процедурам.
II. Этап второй — подготовка корпоративного решения и уведомление регистрирующего органа
4. Принятие единственным участником (общим собранием участников) Общества решения о реорганизации Общества.
5. Подготвка и подача в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации Общества в форме выделения по форме Р12003.
6. Получение листа записи о начале процедуры реорганизации.
На мой взгляд самы скучный и неинтересный этап) Но, тем не менее, основнополагающий.
На данном этапе мы руководствуемся п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП, в котором указано, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
Заявление по указанной выше форме подписывается исполнительным органом общества, в отношении которого принято решение о реорганизации.
III. Этап третитий — уведомление кредиторов реорганизуемого общества и публикация в СМИ сообщения о реорганизации
7. Уведомление кредиторов.
8. Проведение сверок с кредиторами и отражение результатов в бухгалтерском учете.
9. Получение ЭЦП.
10. Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
11. Публикация сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации».
На мой взгляд конечно и с учетом требований закона письменное уведомление кредиторов хоть и требуется, но с учетом того, что публикация является формой уведомления кредиторов, то оставляю этот пункт на Ваше усмотрение. Но, повторюсь еще раз, так проводимая реорганизация была абсолютно белой, то я принял решение руководствоваться тем, что «реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами». Данное положение содержится в п.2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП.
Все процессы сверок с кредиторами и подачу публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» предлагаю запускать одновременно.
ЭЦП мы использовали для подачи сообщения для публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» в электронной форме. Очень удобно и самое главное, ускоряет процесс подачи)
IV. Этап четвертый — сверка с ФНС и томное ожидание
12. Проведение сверки с ФНС.
13. Предоставление отчетности в ПФР.
14. Подготовка передаточного акта.
15. Получение справки из ПФР (опционально).
Хотя мы и утвердили решением передаточный акт, но на момент принятия решения остутствовало понимание о составе передваемого имущества, поэтому вместо второго этапа я отнес его к четвертому этапу.
С учетом абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при реорганизации страхователя — юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 — 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Норма пугающая, но на самом деле не все так страшно. Пп. ж) п.1 ст. 14 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП предусмотрено, что в порядке межведомственного обмне ПФР самостоятельно представляет такую справку в регистрирующий орган. Мы же пошли классическим путем и для подстраховки решили все-таки получить такую справку, чтобы удостовериться в отсутствии возможных препятствий для завершения реорганизации.
V. Этап пятый — «финишная прямая»
16. Подача в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001.
17. Получение в листа записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения.
И вот наконец, прошел месяц после второй публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», и заявление по форме Р12001 с приложением устава создаваемого юридического лица, передаточного акта, квитанции об уплате госпошлины и справки из ПФР мы успешно подали в регистрирующий орган. По истечении пяти рябочих дней мы получили лист записи.
VI. Этап шестой — технический
18. Подготовка и подача пакета документов при регистрации перехода права собственности на передаваемое недвижимое имущество
19. Получение выписки из ЕГРН о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество
20. Организация документооборота в созданном Обществе.
21. Организация бухгалтерского и налогового учета в созданном Обществе.
Общество создано. Активы переданы. Кстати, безналоговым способом. Вот и все.
Решение о реорганизации ООО
Здесь выложен для скачивания образец решения о реорганизации ООО в форме выделения. Вообще, такая форма реорганизации используется не так часто, как, например, присоединение, однако для бизнеса это очень удобный инструмент.
При выделении образуется несколько новых компаний, с передачей прав и обязанностей изначального юр. лица, при этом оно остается, его не ликвидируют.
Выложенное здесь решение о реорганизации ООО носит больше ознакомительный характер, хотя и проходило успешную регистрацию в рег. органе.
Источник: http://regforum.ru/files/226_reshenie/
Реорганизация ООО в 2019 году: отвечаем на самые популярные вопросы
Дата публикации материала: 16.01.2019
Последнее обновление: 17.06.2019
Разбираемся в наиболее актуальных вопросах, связанных с процедурой реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Надеемся, что эта информация будет вам полезна!
Что такое реорганизация ООО?
Если говорить простым языком, то реорганизация — это юридическая процедура, с помощью которой вы можете:
- Отсоединить от своей фирмы несколько новых юридических лиц (реорганизация в форме выделения);
- Изменить организационно-правовую форму созданного вами общества с ограниченной ответственностью (реорганизация в форме преобразования);
- Присоединить одну или несколько компаний к уже существующему ООО (реорганизация в форме присоединения);
- Закрыть свое ООО и передать все права и обязанности вновь созданным юридическим лицам (реорганизация в форме разделения);
- Объединиться с другой фирмой и создать новое юридическое лицо (реорганизация в форме слияния).
К основным особенностям этой процедуры можно отнести следующее:
- В 2019 году реорганизация может быть проведена с участием двух и более юридических лиц разных организационно-правовых форм;
- Реорганизация может быть осуществлена как добровольно (по решению учредителей ООО), так и принудительно (например, в качестве исполнения соответствующего решения суда);
- Предписание о принудительной реорганизации общества с ограниченной ответственностью может быть обжаловано в судебном порядке;
- ООО считается реорганизованным с момента государственной регистрации соответствующего факта в налоговом органе.
- Обязанность по уплате налогов реорганизованного ООО возлагается на его правопреемника в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.
Для чего нужна реорганизация ООО в 2019 году?
Цели реорганизации общества с ограниченной ответственностью могут быть самыми разными — от предотвращения банкротства до устранения сильных конкурентов. Если же говорить о самых распространенных причинах, то на сегодняшний день к ним можно отнести:
- Оптимизацию налогообложения;
- Кардинальную смену основного вида деятельности;
- Расширение деятельности предприятия;
- Разделение бизнеса между бывшими партнерами;
- Законный вывод активов;
- Поглощение конкурентов (или же поглощение конкурентами) и так далее.
Как проходит реорганизация ООО в 2019 году?
В 2018 году процедура реорганизации общества с ограниченной ответственностью включает в себя несколько обязательных этапов:
Этап 1: созыв общего собрания участников ООО
На общем собрании участники общества, к которому происходит присоединение, должны единогласно проголосовать за реорганизацию ООО. Принятое решение оформляется в письменном виде.
Скачать образец решения о реорганизации ООО в 2019 году>>>
Этап 2: уведомление Федеральной налоговой службы
В течение трех рабочих дней после принятия решения участники ООО обязаны предупредить инспекцию ФНС по месту регистрации общества о начале процедуры реорганизации.
Скачать форму уведомления о начале процедуры реорганизации ООО в 2019 году>>>
Обратите внимание! К уведомлению должна быть приложена копия решения общего собрания участников. Если в реорганизации участвуют более двух компаний, то к уведомлению также прилагается решение о реорганизации каждой из них.
Этап 3: публикация в журнале «Вестник государственной регистрации»
Следующий шаг — подача заявки о реорганизации юридического лица в журнал «Вестник государственной регистрации».
Обратите внимание! При реорганизации в форме преобразования публиковать сведения о реорганизации не требуется.
Этап 4: уведомление кредиторов
Далее общество с ограниченной ответственностью должно в письменной форме предупредить о планируемой реорганизации всех своих кредиторов (и других заинтересованных лиц).
Скачать пример уведомления для кредиторов>>>
Этап 5: подготовка документов для обращения в ИФНС
Список документов, которые потребуются для реорганизации ООО в форме присоединения:
Для других форм реорганизации (выделение, преобразование, разделение слияние) пакет необходимых документов выглядит следующим образом:
- Заполненное заявление по форме Р12001;
- Устав ООО;
- Свидетельство о госрегистрации ООО;
- Документ, подтверждающий публикацию сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- Справка из ПФР об отсутствии задолженностей;
- Договор о слиянии (только для реорганизации в форме слияния);
- Передаточный акт (только для реорганизации в форме разделения или выделения).
Шаг 6: оплата госпошлины
В 2019 году размер государственной пошлины, которую необходимо оплатить при реорганизации ООО, составляет 4 тыс. руб.
Обратите внимание! Вы можете самостоятельно сформировать квитанцию на уплату госпошлину с помощью специального сервиса на официальном сайте ФНС.
Шаг 7: подача документов в налоговую инспекцию
Подать документы в налоговый орган можно несколькими способами:
- На личном приеме у налогового инспектора;
- Через МФЦ вашего города;
- По почте (заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложения).
Шаг 8: получение регистрационных документов
В течение пяти рабочих дней после поступления заявления о реорганизации ООО налоговая служба должна внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого заявителю будут выданы документы о государственной регистрации.
Можно ли провести реорганизацию ООО в 2019 году самостоятельно?
Можно ли реорганизовать общество с ограниченной ответственностью без помощи юриста? Да, при желании вы можете выбрать подходящую форму реорганизации, подготовить необходимый пакет документов и обратиться в регистрирующий орган самостоятельно.
Однако если у вас возникнут какие-либо проблемы на любом из этих этапов, вы всегда можете обратиться за бесплатной юридической консультацией к нашим специалистам. Среднее время ожидания ответа — 15 минут.
Пошаговая инструкция реорганизации ООО в форме выделения
Реорганизация ООО в форме выделения из ООО, АО или ПАО
В процессе деятельности общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) может быть реорганизовано в форме выделения по решению его учредителей/участников (далее все вместе — участники) или уполномоченного органа (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Такая реорганизация является добровольной (в отличие от принудительной — по вердикту суда или государственного органа) и будет рассмотрена нами далее.
Как правило, ООО подлежит выделению из общества такой же формы. Порядок выделения ООО из ООО устанавливается законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ).
Что касается выделения ООО из акционерного общества (далее — АО), то в соответствии со ст. 19 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ из публичного или непубличного АО может быть выделено только АО. Осуществление передачи части прав и обязанностей АО только в пользу ООО законом не допускается (п. 20 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 18.11.2003 № 19).
Вместе с тем ввиду возможности сочетания нескольких форм реорганизации допускается следующий вариант реорганизации АО с передачей прав ООО: АО может быть сначала преобразовано в ООО, а затем из него выделено новое АО.
Подробнее о процедуре преобразования из АО в ООО рассказывается в статье «Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)».
Условно процедуру выделения ООО можно разделить на несколько этапов:
- Подготовка к проведению общего собрания участников (далее — ОСУ), на котором принимается решение о реорганизации.
- Проведение ОСУ.
- Регистрация нового ООО.
- Извещение о реорганизации и совершение иных действий.
Пошаговая инструкция по выделению ООО из ООО: первый этап, образец передаточного акта при выделении
На 1-м этапе выделения ООО реализуются следующие действия:
- Выносится предложение уполномоченного лица ООО о проведении ОСУ, одним из вопросов повестки дня которого будет решение о реорганизации.
- Проводится инвентаризация имущества, иных активов и обязательств ООО, требуемая в соответствии с положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, приказа Минфина России «Об утверждении…» от 13.06.1995 № 49.
ВАЖНО! На законодательном уровне не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации при выделении ООО. Однако указание некорректных данных в бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия инвентаризации может повлечь такие санкции в отношении ООО или его должностных лиц, как, например, наложение штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ. - Составление передаточного акта. Примерную форму передаточного акта можно скачать по ссылке: Передаточный акт при выделении — образец.
ВАЖНО! С 01.09.2014 основным документом, подтверждающим правопреемство, является передаточный акт (п. 4 ст. 58 ГК РФ).
При составлении акта следует помнить, что передаются только права и обязанности передача которых допускается законом. Так нельзя передать вновь образуемому обществу права и обязанности по госконтрактам. В этом случае в госрегистрации нового ООО будет отказано (п. 1.2 Обзора судебной практики, направленной письмом ФНС РФ от 29.03.2018 № ГД-4-14/[email protected])
- Извещение участников о проведении собрания и направление им соответствующих материалов (проектов решений, передаточного акта, иной предусмотренной уставом ООО информации).
Второй этап выделения ООО из ООО: принятие ОСУ решения о реорганизации, направление уведомлений
Второй этап реорганизации состоит из следующих последовательных действий:
Третий этап: регистрация нового ООО и извещение о реорганизации
На третьем этапе происходит регистрация нового ООО в налоговой (после окончания месяца с даты публикации в журнале «Вестник…») и внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого общества (при их наличии). На регистрацию подаются следующие документы:
- заявление по форме р12001, подписанное руководителем ООО или иным лицом, представляющим интересы ООО без доверенности;
- учредительные документы ООО;
- передаточный акт;
- документ об уплате госпошлины;
- документ об отсутствии долгов в ПФР (который, однако, не является обязательным).
ВАЖНО! Официально процедура реорганизации в форме выделения считается законченной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о новом ООО (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
После осуществления регистрации выделенное ООО должно направить извещения о состоявшейся реорганизации во внебюджетные фонды, может заказать печать (если наличие печати предусмотрено в уставе) и обратиться в банк для открытия расчетного счета.
Важным моментом заключительного этапа реорганизации является распределение сотрудников между реорганизованным и новым ООО: необходимо уведомить соответствующих работников о предполагаемой процедуре реорганизации, подписать у руководителя ООО приказы об их переводе и передать всю необходимую кадровую документацию в новое ООО.
ВАЖНО! Вышеуказанный перечень действий является примерным и может быть изменен (дополнен) в зависимости от специфики реорганизуемого общества, а также необходимости совершения таких действий, как регистрация прав на недвижимое имущество и другие активы, которые переходят в распоряжение выделенного ООО не автоматически на основании передаточного акта, а после совершения установленных законом действий по их регистрации.
Участники выделенного общества
Действующее законодательство не содержит прямых указаний на то, кто должен входить в состав участников выделенного ООО. Вместе с тем анализ положений ГК РФ и закона № 14-ФЗ позволяет определить, что в состав участников нового ООО не могут входить третьи лица — не участники реорганизуемого общества, а могут только:
- все или часть участников реорганизуемого общества (например, в целях предотвращения корпоративного конфликта);
- непосредственно реорганизуемое общество.
До подачи документов на регистрацию выделенного ООО его участники принимают его устав и выбирают органы управления. При этом если единственным участником выделенного ООО является непосредственно реорганизуемая компания, данные вопросы относятся к компетенции ее ОСУ (п. 2 ст. 55 закона № 14-ФЗ). Иные вопросы, предусмотренные ст. 11 закона № 14-ФЗ, например об утверждении уставного капитала (далее — УК) или определении денежной оценки вносимого в УК имущества, не входят в состав рассматриваемых участниками выделенного ООО вопросов.
ВАЖНО! При выделении ООО следует помнить важное правило, согласно которому в состав участников любой компании не может входить только одно общество, состоящее из единственного участника (п. 2 ст. 66 ГК РФ).
Как формируется уставной капитал при выделении ООО
В отличие от четкого законодательного регламентирования порядка оплаты долей в УК при создании ООО процедура формирования УК при выделении ООО законом № 14-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем она имеет свои особенности:
- Отсутствует такая стадия, как оплата долей.
- Величина УК выделенного ООО не обуславливает количество переданных ему прав и обязанностей реорганизуемого общества.
- Величина УК не свидетельствует о количестве полученных от реорганизуемого общества активов (специфика составления бухгалтерской отчетности в таких случаях определяется приказом Минфина России «Об утверждении…» от 20.05.2003 № 44н).
Источниками формирования УК выделенного ООО могут быть как УК реорганизуемого общества, так и иные его собственные средства. При этом допускаются следующие варианты:
- реорганизуемое общество становится единственным владельцем долей выделяемого ООО за счет его собственных средств;
- участники реорганизуемого общества соразмерно их долям становятся участниками выделяемого ООО за счет собственных средств первого общества;
- УК выделяемого ООО создается путем сокращения величины УК реорганизуемого общества, участником выделяемого ООО при этом может быть один из бывших владельцев реорганизуемого общества;
- владельцем одной части долей выделяемого ООО становится реорганизуемое общество, а другой — его участники.
ВАЖНО! При формировании УК выделяемого ООО необходимо учитывать соотношение между величиной УК реорганизуемого общества и его чистыми активами, т. е. размер УК не должен стать больше размера чистых активов (п. 4 ст. 30 закона № 14-ФЗ).
Таким образом, процедура реорганизации ООО в форме выделения состоит из нескольких этапов, в том числе регистрации нового ООО, которая переводит реорганизуемое общество в статус реорганизованного. Важными документами при реорганизации являются решение ОСУ о выделении ООО, а также передаточный акт, на основании которого осуществляется правопреемство.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
19 лет юридического стажа в области гражданского права