Уклонение от проведения обязательного аудита

Полная информация на тему: "Уклонение от проведения обязательного аудита". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Уклонение от проведения обязательного аудита

Дата публикации 21.01.2020

В соответствии с п. 5 Закона № 307-ФЗ об аудите организация обязана его проводить. Какая ответственность ждет организацию, если она не будет проводить обязательный аудит?

Случаи проведения обязательного аудита установлены в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В настоящее время российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Вместе с тем напомним, что согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организация указывает информацию о том, подлежит ли она обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган. За непредставление аудиторского заключения налоговый орган будет налагать штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ. Сумма штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме того, на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/answersacc/src/%F1%F5%EE/%E1%F3%F5%E3%E0%EB%F2%E5%F0%F1%EA%E0%FF%20%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC/200121_%EE%F2%EA%E0%E7.htm

За уклонение от проведения обязательного аудита на юридических лиц будет накладываться административный штраф в размере семисот тысяч рублей

Подготовлен законопроект, вносящий соответствующее дополнение в КоАП РФ.

Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми устанавливается, что в случае представления в органы государственной статистики обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, к такому обязательному экземпляру дополнительно не позднее двенадцати месяцев после окончания отчетного года представляется аудиторское заключение.

Предполагается, что этот Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2013 года и будет применяться начиная с проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/19930.html/

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту?

#1 04.02.2010 11:32:23

Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту?

По выручке за год наша организация подпадает под обязательный аудит. Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту? Какой орган контролирует проходит организация аудит или нет? Какая сумма штафа, если аудит проведен не был?

#2 04.02.2010 13:34:27

Re: Какие последствия, если не прибегать к обязательному аудиту?

«Российский налоговый курьер», 2009, N 23

ЕСТЬ ЛИ САНКЦИИ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА?
.
Какова ответственность за непроведение обязательного аудита

Напомним, что до 1 июля 2002 г. (до введения в действие КоАП РФ) ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита была установлена непосредственно в Законе N 119-ФЗ. Так, если организация, отчетность которой подлежала обязательному аудиту, уклонялась от его проведения или препятствовала его проведению, с нее взыскивался штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ, то есть от 50 000 до 100 000 руб. Взыскание данного штрафа производилось в судебном порядке.

Примечание. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных подобных платежей, с 1 января 2001 г. составляет 100 руб.

В настоящее время ни в Законе N 119-ФЗ, ни в более позднем Законе N 307-ФЗ не содержится норм, предусматривающих какую-либо ответственность за непроведение обязательного аудита. Обратимся к Налоговому кодексу. В пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ. Как уже говорилось, согласно ст. 13 названного Закона организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включать в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Получается, что компания, не выполнившая это требование, не представила в налоговую инспекцию документы и сведения, предусмотренные Налоговым кодексом. Значит, она может быть оштрафована из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Поскольку речь идет об одном документе — аудиторском заключении, максимальный размер штрафа составляет 50 руб.
———————————
Это требование не распространяется на организации, перешедшие на УСН, поскольку такие организации не обязаны вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того, руководитель или главный бухгалтер организации может быть привлечен к административной ответственности за непредставление в установленный срок (представление в неполном объеме или в искаженном виде, отказ от представления) в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Размер административного штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Обратите внимание: уплата административного штрафа не освобождает организацию от обязанности провести аудит годовой бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Но даже если после уплаты штрафов компания все-таки не проведет обязательный аудит отчетности, ни ее саму, ни ее должностных лиц нельзя будет повторно привлечь к налоговой или административной ответственности. Основание — п. 2 ст. 108 НК РФ и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.

Примечание. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового (административного) правонарушения.

Примечание. Отсутствие аудиторского заключения (если оно должно быть представлено в составе годовой бухгалтерской отчетности) может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки организации.

Отметим также, что налоговые органы не вправе принудительно ликвидировать указанную организацию. Возможность исключения компании из ЕГРЮЛ (ликвидация) по инициативе налоговой инспекции прописана в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но такая ликвидация применяется лишь к юридическим лицам, прекратившим свою деятельность. К ним относятся организации, которые в течение последних 12 месяцев вообще не представляли в налоговую инспекцию никакой отчетности и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету. Компанию, не представившую только аудиторское заключение, нельзя ликвидировать по этому основанию.
———————————
Подробнее о порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц см. в Письме ФНС России от 18.06.2009 N МН-20-6/812.

Читайте так же:  Планирование аудиторской проверки осуществляется

Как складывается судебная практика

Арбитражные суды, рассматривая иски, касающиеся штрафов за непроведение обязательного аудита, как правило, приходят к выводу, что с организации, не представившей в налоговую инспекцию аудиторское заключение, взыскивается штраф в размере 50 руб., предусмотренный в п. 1 ст. 126 НК РФ. Пример подобного решения — Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 N Ф09-11483/06-С7 по делу N А76-16843/06.
К такому же штрафу привлекается организация, если она представила аудиторское заключение, но сделала это позже срока, установленного для сдачи годовой бухгалтерской отчетности. Тот факт, что аудиторская проверка была назначена на более позднее время (например, на апрель или май года, следующего за отчетным), обычно судами не принимается. Ведь организация, отчетность которой подлежит обязательному аудиту, должна провести аудиторскую проверку в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию до наступления срока сдачи годовой бухгалтерской отчетности (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2006 N А19-16895/06-51-Ф02-7019/06-С1 по делу N А19-16895/06-51 и ФАС Центрального округа от 25.07.2007 по делу N А64-5050/06-15).

Примечание. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Итак, максимальные размеры штрафов за непроведение обязательного аудита составляют 50 руб. — для организации и 500 руб. — для ее руководителя или главного бухгалтера (п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Суммы небольшие и явно не сопоставимы со стоимостью аудиторских услуг. Однако отметим, что проведение аудита, как того требует законодательство, позволяет выявить и своевременно исправить ошибки и неточности в учете. Кроме того, в ходе аудиторской проверки аудиторы смогут дать компании рекомендации, как оптимизировать документооборот или учетные процессы.

Е.В.Вайтман
Эксперт журнала
«Российский налоговый курьер»
Подписано в печать
19.11.2009


Источник: http://forum.consultant.ru/viewtopic.php?id=21809

Что грозит за непроведение обязательного аудита?

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Ключевые понятия

Ежегодно Министерство Финансов определяет перечень организаций, которым надлежит осуществлять обязательную аудиторскую проверку.

Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08). Начиная с 2017 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.

Наличие двух из перечисленных признаков становится однозначной причиной для ее осуществления:

  • Двухгодичная прибыль превысила сумму 800 млн. руб. (за основу берут два года, которые предшествуют отчетному периоду).
  • Размер активов согласно балансу на конец каждого из двух лет (предшествовавших отчетному) составляет более 400 млн. руб.
  • Количество работников предприятия превышало 100 человек (подсчет идет опять же за предыдущие года).

Но не все АО обязаны теперь делать аудит (начиная с 2018г). Он необходим только организациям, которые можно отнести к публичным и имеющим общественное значение.

Осуществлять проверку надлежит ежегодно. При этом специалисты рекомендуют при существенном объеме отчетности, разбить ее на несколько этапов и делать поочередно.

Порядок осуществления

Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Итогом проверки становится аудиторское заключение. Согласно правилам оно может быть двух типов:

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.

Завершающим этапом становится подача аудиторского заключения в Росстат. Вместе с ним должна быть представлена документация по бухучету, которая и подвергалась проверке.

Санкции за игнорирование

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

  • От 3 до 5 тыс. руб. – штраф, налагаемый на всю организацию.
  • От 300 до 500 руб. – штраф, предусмотренный для ответственного лица.

Грубое нарушение

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Нарушение правил по раскрытию

КоАП РФ (ст. 15.19) регламентирует необходимость для Акционерных Обществ раскрывать информацию о результат аудиторской проверки (т.е. представлять аудиторское заключение) не только в Росстат, но и на финансовых рынках, а также по запросу акционеров. Невыполнение такой обязанности влечет наказание:

  • Штраф от 30 до 50 тыс. руб. на должностных лиц. При повторном нарушении – дисквалификация на срок до 2 лет.
  • Штраф от 700 тыс. до 1 млн. руб. на организацию.
Читайте так же:  Процедура кадрового аудита

На 2018 г. все акционерные общества обязаны раскрыть информацию до 3 апреля.

При этом всегда необходимо учитывать, что наложение наказания не освобождает ответственное лицо от необходимости выполнить аудиторскую проверку и представить заключение по ней.

Источник: http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/neprovedenie-obyazatelnogo-audita/

Ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки

Тема № 1.

Аудит в системе финансового контроля РФ

Понятие аудиторской деятельности.

Классификация аудита.

Аудит (аудиторская деятельность) — это предпринимательская деятельность по независимой про­верке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтер­ской) отчетности организаций и индивидуальных пред­принимателей (далее — аудируемые лица).

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям и имеющее квали­фикационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация — это коммерческая орга­низация, имеющая лицензию на осуществление данного вида деятельности, осуществляющая аудиторские проверки и ока­зывающая сопутствующие аудиту услуги.

1. По отношению к субъекту — аудируемому лицу:

внешний аудит (проверки проводятся приглашен­ными специалистами);

внутренний аудит (проверки проводятся специа­листами, находящимися в подчинении экономиче­ского субъекта).

2. По обязательности проведения:

обязательный аудит (проверки, проводимые соглас­но требованиям и критериям, установленным ак­тами законодательства);

инициативный (добровольный) аудит (проверки, проводимые по желанию экономического субъек­та, учредителя (участника), собственника имуще­ства, наблюдательного органа экономического субъекта).

3. По виду экономической деятельности субъекта — аудируемого лица:

общий аудит (аудит предприятий, объединений, организаций, учреждений); банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж;

• аудит инвестиционных институтов; аудит внебюджетных фондов.

4. По характеру проверки:

подтверждающий аудит (проверка и подтвержде­ние достоверности документов бухгалтерского уче­та и отчетности);

системно-ориентированный аудит (аудиторская эк­спертиза на основе анализа системы внутреннего контроля);

• аудит, базирующийся на риске (концентрация ауди­торской работы в областях с более высоким воз­можным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

5. По периодичности проведения:

первоначальный аудит (проводится впервые для данного экономического субъекта);

периодический (повторяющийся) аудит (осуществ­ляется по­вторно или регулярно);

оперативный аудит (кратковременная проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчет­ности, соблюдения законодательства, эффективно­сти внутреннего контроля, оценки деятельности).

6. По назначению:

• аудит на соответствие требованиям законодатель­ства;

управленческий (производственный) аудит (провер­ка и совершенствование организации и управле­ния предприятием, качественных сторон произ­водственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, произво­дительности, рациональности использования иму­щества);

• аудит хозяйственной деятельности (системный ана­лиз хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимый для определенных целей: оценки эффективности управления, выявления воз­можностей улучшения хозяйственной деятельно­сти, формулирования рекомендаций относительно улучшения деятельности или принятия управлен­ческих решений);

специальный отраслевой аудит (экологический, тех­нический и т. п.).

7. По отношению к объекту аудита:

• аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности;

ценовой аудит (проверка обоснованности установ­ления цены).

В законе «Об аудиторской деятельности» определена сфера аудита — проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также его цели и задачи.

Цели, задачи и функции аудита.

Принципы аудита. Обязательный аудит.

Цель аудита — выразить мнение:

• о достоверности финансовой (бухгалтерской) от­четности аудируемых лиц;

• о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству Россий­ской Федерации.

• оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• оценка правильности и законности совершения бух­галтерских записей;

• оказание помощи управляющим органам организа­ции путем выработкой рекомендаций по устране­нию недостатков и нарушений;

• ориентирование организации на будущие события, которые могут повлиять на хозяйственную деятель­ность (перспективный анализ);

• выявление резервов роста финансовых ресурсов организации;

• проверка соблюдения действующего законодатель­ства в области налогообложения;

• подтверждение достоверных отчетов или констата­ция их недостоверности.

Подтверждающая — характеризуется тем, что при проведении проверки аудитор проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры.

Системно-ориентированная — предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная функция позволяет аудиторам проводить экспертизу на основе внутреннего контроля.

Аудит, базирующийся на риске, — это такой аудит, когда проверка может производиться выборочно, в основном — узких мест (критических точек) в работе предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

• профессиональная компетентность и добросовест­ность;

• использование методов статистики и экономического анализа;

• применение новых информационных технологий;

• проявление профессионального скептицизма (сомнения).

Обязательный аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе РФ и других федеральных законах.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

1. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и/или юридических лиц (банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и пр.);

2. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большой объем выручки от реализации, размеры имущества, государство таким образом организует контроль деятельности этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Законом «Об аудиторской деятельности» определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки (в рублях) от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ (100 руб) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ (100 руб).;

4) организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше настоящей статьи.;

Читайте так же:  Реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Закон обязывает аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета установленном порядке бухгалтерскую отчетность, которую входит и аудиторское заключение.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите определена следующим образом:

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административную ответственность (штраф в размере от 100 до 300 МРОТ) за «осуществление аудиторской деятельности» без получения лицензии.

Административную ответственность (штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ) за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению.

1. Использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, — наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, — наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс.руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и/или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представ­ите таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 562 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: http://studopedia.net/2_44285_otvetstvennost-ekonomicheskogo-sub-ekta-za-uklonenie-ot-provedeniya-obyazatelnoy-auditorskoy-proverki.html

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона Читайте также Обособленное подразделение организации: что это?

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Грубое нарушение бухгалтерских правил

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей. А при повторном нарушении он возрастает ровно в 2 раза. Либо лишат права на профессию на период от 1 года до 2-х лет.

Раскрытие аудиторского заключения

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);
  • на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Читайте так же:  Переуступка долга между юридическими лицами ндс

Источник: http://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/neprovedenie-obyazatelnogo-audita.html

Когда проводится обязательный аудит?

Аудит – это процесс независимой оценки деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя.

Его цель – определение достоверности отчетности (бухгалтерской и финансовой).

Понятие «аудит» значительно шире, чем просто контрольная функция и ревизия.

Аудиторы, помимо проверочных работ, выполняют задачи по оптимизации налоговой и экономической деятельности предприятия, ориентированные на увеличение прибыли и более рационального использования средств.

Внутренний аудит и его виды


Аудит на постоянной основе может существовать внутри предприятия.

Это внутренний аудит, который является исключительно добровольным, то есть проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта (учредителя, собственника, директора).

В свою очередь, он подразделяется на обязательный и инициативный аудит (проводятся на организациях любой формы собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей).

Основные этапы, задачи и цели ревизии формулируются инициатором проверки и отражаются в аудиторском договоре на оказание услуг.

Чаще всего инициативный аудит проводят:

  1. для получения экспертного мнения о ведении на предприятии налогового, бухгалтерского учета;
  2. если собственник (учредитель) сомневается в компетенции главного бухгалтера;
  3. в течение отчетного периода возникли изменения в законодательстве, регулирующем деятельность предприятий,
  4. аудит заказывает банк перед кредитованием предприятия.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту


В нашей стране порядок проведения процедуры

регулируется федеральным законом №307ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности».

В данном законодательном акте прописан ряд предприятий, которые подлежат обязательному аудиту. К ним относятся:

  1. Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организации-эмитенты ценных бумаг, которые имеют обращение на фондовых биржах, или осуществляющие действия с ценными бумагами;
  3. Банки, кредитные учреждения;
  4. страховые и клиринговые компании;
  5. внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  6. фондовые, товарные и валютные биржи;
  7. негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд, паевые инвестиционные фонды;
  8. фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  9. Предприятия, (за исключением органов государственной власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий), которые имеют выручку от деятельности (реализация товаров, услуг, выполнение работ), превышающую 400 миллионов руб., или сумму балансовых активов на конец отчетного периода – 60 миллионов руб.;
  10. Организации, публикующие в средствах массовой информации свою отчетность;
  11. Другие случаи.

Для ее осуществления привлекаются квалифицированные частные аудиторы и аудиторские организации, имеющие аттестат.

Обязательному аудиту подлежат организации, в составе уставного капитала которых доля государственного участия – не меньше 25%.

Аудиторская организация для проведения проверки выбирается на конкурсной основе.

Правила проведения и регламент конкурса устанавливаются Правительством РФ.

Критерии обязательного аудита


Проведение обязательной аудиторской проверки

накладывает на аудиторскую организацию определенные обязательства – критерии обязательного аудита.

1. При осуществлении обязательной аудиторской проверки ревизия проводится в полном комплексе:

  • анализируется вся хозяйственная деятельность организации,
  • все ее сектора, имущество, обязательства,
  • запасы ТМЦ,
  • проводится анализ расчетов с бюджетом и фондами, учредителями,
  • активы и пассивы баланса, их расшифровка,
  • предприятия-представители, филиалы;

2. Выводы аудитора должны быть однозначны, а достоверность представленной информации – либо подтверждена, либо нет;

3. При обязательной проверке аудиторы должны соблюдать все стандарты (правила) аудита, которые определяют действия проверяющего в конкретной ситуации.


Как проводится аттестация рабочих мест?
Какие документы подаются в Роспатент на регистрацию товарного знака?

Субъекты обязательного аудита при уклонении от обязательной проверки или препятствовании ее проведению подвергаются взысканиям по решению суда.

Взыскание может быть в виде штрафа:

  • с хозяйствующего субъекта – 100–500-кратный размер МРОТ,
  • с руководителя – 50–100-кратный.

Взысканные суммы направляются в доходы Федерального бюджета.

Деятельность аудиторских компаний


Аудиторская компания – это коммерческая организация, целью которой является получение прибыли от оказания бухгалтерских, юридических, аудиторских услуг,

входящая в состав саморегулируемых организаций аудиторов.

Компания может начать свою коммерческую деятельность с момента размещения информации о своем существовании в специализированный реестр аудиторов.

Деятельность аудиторов регламентируется законом №315ФЗ от 01 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях».

Для оказания высококвалифицированных услуг персонал аудиторской компании должен иметь квалификационный аттестат, который выдается саморегулируемой аудиторской организацией после сдачи соответствующего экзамена.

Данный документ подтверждает высокий уровень знаний аудитора и не имеет срока действия (его можно аннулировать лишь по решению суда).

Аудиторы и аудиторские организации, которые осуществляют обязательную проверку, в своей работе должны следовать кодексу аудиторов и руководствоваться следующими приоритетами:

  1. оценивать факты объективно и профессионально;
  2. честно и добросовестно относиться к работе;
  3. соблюдать строгую конфиденциальность и обязательное условие – независимость.

Этапы проведения обязательной аудиторской проверки


Для организации, которая каждый год проводит обязательный аудит, специалисты рекомендуют поэтапное проведение проверки.

В зависимости от объема работы, проверка осуществляется в конце первого квартала, полугодия или 9 месяцев.

Заключительный этап проводится по окончании отчетного года.

При такой схеме в текущем режиме

  • устраняются обнаруженные ошибки и недочеты,
  • оптимизируются налоговые платежи,
  • заполняется максимально точно отчетность за период,
  • сопоставляется деятельность предприятия с нормами действующего законодательства.

При выполнении процедуры обязательного аудита производятся следующие работы:

  1. Проверка ведения бухгалтерского учета предприятием;
  2. Работа по организации процесса проверки, утверждение заказчиком и согласование с внутренними структурами предприятия плана ревизии;
  3. Оценка достоверности обработки бухгалтерской информации, оценка правильности и соответствия закону всех операций и результатов деятельности;


Для чего нужен налоговый календарь бухгалтеру?
Виды журналов по кадровому делопроизводству, подробнее в статье.
Как провести аудиторскую проверку, рекомендации по выбору услуг: https://buhguru.com/buhgalteria/auditorskaya-proverka-ehtapy-i-metody.html

Аудиторское заключение – окончательный этап деятельности аудитора в рамках договора на проверяемом предприятии.

Это официальный документ, который предоставляется пользователям всех видов отчетности проверяемого предприятия.

Аудиторское заключение содержит субъективное мнение аудитора либо аудиторской организации о достоверности предоставляемой финансовой, управленческой или бухгалтерской отчетности всех уровней.

Экземпляр предоставляется инициатору проверки – лицу, подписавшему договор с аудитором. Форма заполнения, порядок подписи заключения и его содержание отражены в соответствующем нормативном документе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://buhguru.com/buhgalteria/kogda-provoditsya-obyazatelnyjj-audit.html

Ответственность за непроведение обязательного аудита

В настоящее время активно обсуждается ужесточение мер ответственности в отношении организаций и должностных лиц в случае непроведения обязательного (финансового) аудита.

4 пункта об обязательном аудите, которые интересно знать

  1. Обязательный аудит — это общепринятая международная практика. Он необходим для проверки достоверности бухгалтерской отчетности. Кстати, весьма полезен и для самого бизнеса, так как при правильном подходе помогает выявить и предотвратить риски и даже найти скрытые финансовые резервы.
  2. На сегодняшний день обязательный аудит актуален для любых акционерных обществ, а также компаний, чья выручка превышает 400 млн. руб. в год, и фирм, чьи активы свыше 60 млн. руб.
  3. Аудиторское заключение для отчетности за 2018 год представляется в Росстат. Начиная со следующего года (отчетность за 2019 год) заключение нужно будет подавать раз в год в налоговый орган для формирования единого государственного информационного ресурса. Однако идеально проводить аудит в течение года: системно и комплексно, максимально расширив полезные свойства из пункта 1.
  4. Обязательный аудит делают аудиторские организации, и в ограниченных случаях — индивидуальные аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.
Читайте так же:  Регистрация ооо должность

Цена вопроса

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. В 2020 году последней датой публикации отчетности за 2019 год является 03.04.2020. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 № 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП.

6 реальных историй из зала суда

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2018 № 06АП-7003/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 4. Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2019 № А65-34078/2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда).

История 5. При отсутствии в деле обстоятельств недостаточности денежных средств и опубликования аудиторского заключения с опозданием в 3 дня после установленного крайнего срока обществу был назначен штраф в размере 700 000 руб. Общество обратилось в суд с просьбой отмены данного штрафа, сославшись на малозначительность правонарушения, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 16.03.2018 № 09АП-4542/2018 Девятого арбитражного апелляционного суда).

История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2018 Верховного суда республики Башкортостан).

В заключение

Как правило, судебная практика выступает на стороне государства. Суммы, которые приходится заплатить бизнесу в качестве штрафов, часто выше стоимости аудита.

В будущем государство намерено усиливать контроль над проведением финансового аудита. В настоящее время рассматривается проект изменений в КоАП, предусматривающий увеличение штрафов за непредставление аудиторского заключения в налоговую инспекцию до 700 тыс. руб. для всех юридических лиц. Кроме того, для любой организации важны независимая проверка и «взгляд со стороны», которые и предоставляет аудитор.

Вывод напрашивается сам собой: легче сделать аудит, чем встречаться с системой в суде и платить штрафы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/ne-proveli-obyazatelniy-audit-posledstviya/

Уклонение от проведения обязательного аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here