В развитых странах продолжается реструктуризация государственных предприятий

Полная информация на тему: "В развитых странах продолжается реструктуризация государственных предприятий". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Реструктуризация в реальном секторе

Методы реструктуризации предприятий

Реструктуризация предприятия — это широкий круг мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности. Будучи по существу процессом рыночной адаптации субъектов реального сектора, реструктуризация может проводиться двумя принципиально различными путями.

Первый — проблемы реструктуризации могут решаться непосредственно на микроуровне экономики, т.е. индивидуально на каждом предприятии, преимущественно с помощью целенаправленного подбора стратегических инвесторов, способных предоставить необходимый капитал и привнести современный опыт управления.

Второй — реструктуризация может быть результатом общесистемных изменений в экономике (прежде всего отношений собственности), проводимых быстро и комплексно. При этом поиск окончательных эффективных собственников переадресуется рынкам капиталов. Потенциальные инвесторы самостоятельно формируют на фондовых рынках пакеты акций интересующих их приватизированных компаний либо участвуют в конкурсах по продаже таких акций и выполняют соответствующие инвестиционные и социальные условия (например, вложить в реструктуризацию определенную сумму средств, создать определенное количество рабочих мест и т.п.). В ходе рыночных реформ в странах с переходной экономикой используются оба пути реструктуризации.

Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационные и финансовые.

О р г а н и з а ц и о н н а я р е с т р у к т у р и з а ц и я — это комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Такая задача стояла перед всеми странами с переходной экономикой, получившими от социализма сверхконцентрированное и монополизированное хозяйство.

Вычленение небольших единиц из крупных предприятий, их дробление (по решению трудовых коллективов или администрации), разделение промышленных гигантов там, где это оказывалось возможным, обычно происходило или перед началом приватизации, или на первых же ее этапах (Венгрия, Чехия, Восточная Германия, Румыния). В результате быстро и резко увеличилось число мелких предприятий, часть которых продавалась новым’ частным владельцам, а часть ликвидировалась с распродажей имущества и активов. В России организационная реструктуризация получила ограниченное распространение.

О р г а н и з а ц и о н н а я р е с т р у к т у р и з а ц и я может приводить к распределению собственности крупных государственных предприятий по 15-20 компаниям или фирмам-спутникам, формально независимым, но вращающимся в орбите головной компании. Сложность и разветвленность производственно-технических связей приводит к большому разнообразию форм взаимного переплетения капиталов. Сеть взаимосвязей, построенная на перекрестном и комбинированном владении капиталами, в отличие от административно создаваемых жестких структур гибка, подвижна, способна к перераспределению и развитию через рынки капиталов. Разновидностью таких структур являются некоторые финансово-промышленные группы и холдинги в России.

Ф и н а н с о в а я р е с т р у к т у р и з а ц и я — это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной, финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл.

Этот тип реструктуризации не обязательно сразу приводит к банкротству или ликвидации проблемных предприятий. Главное — расчистить активы, достигнуть приемлемой для всех заинтересованных лиц договоренности по долгам. В Польше еще в 1993 г. был принят Закон о финансовой реструктуризации предприятий и банков, предусматривающий несколько моделей оздоровления финансов — от «полюбовной» договоренности до публичной распродажи долгов. Кредиторы могут требовать процедуры банковского (несудебного) урегулирования при задолженности в размере 20% обязательств. Долги могут быть проданы по рыночной цене с аукциона на основе публичного предложения. Их можно обменять на акции. Благодаря такому широкому выбору вариантов финансового оздоровления кризисных предприятий реальной процедуре банкротства с распродажей активов подверглись только 15% потенциально неплатежеспособных фирм.

Практикуемая в ряде стран частичная продажа активов в целях оздоровления финансового положения может помочь оказавшимся в кризисе государственным предприятиям лишь временно, так как средства тратятся на цели краткосрочного выживания: погашение кредитов, выплату заработной платы, прочие текущие расходы, а не на инвестирование и улучшение структуры производства. Напротив, частные инвесторы, приобретая активы, встраивают их в жизнеспособную структуру и используют более эффективно.

Роль банков в реструктуризации реального сектора

В первые годы структурных реформ в России и других странах полагали, что реструктуризацию предприятий во многом могут взять на себя к о м м е р ч е с к и е б а н к и. Однако массовые неплатежи предприятий серьезно подорвали платежеспособность банковской системы переходной экономики. Первоначальные программы реформ, предусматривавшие в восточноевропейских странах ведущую роль банков в реструктуризации экономики, оказались излишне оптимистичными. Справедливый для развитой рыночной экономики аргумент, что банки лучше, чем государственные органы, знают положение дел на предприятиях, в переходной экономике себя не подтвердил.

Оказалось, что банки плохо понимают собственно производственные проблемы, чего и не требуется в здоровой экономике, но что совершенно необходимо для анализа реального состояния финансов предприятий-должников, рыночная жизнеспособность которых неопределенна. Банки же рассматривают реструктуризацию в узко финансовом смысле — как реструктуризацию долгов и активов. Кроме того, слабое законодательство по переходу прав собственности (залог, обращение ответственности, гарантии), а также социально-политическое торможение судебных процедур ликвидации и банкротства ограничивали возможности финансового сектора « вытягивать» реальный.

Именно это противоречие интересов коммерческих банков, скупивших в целях контроля на чековых аукционах и за деньги пакеты акций ряда крупных российских компаний, и самих этих компаний (в лице менеджмента) послужило причиной многих конфликтов в России. Так, известно длительное противостояние сторон в РАО «Норильский никель», в ряде компаний черной и цветной металлургии, в нефтяных компаниях. Поэтому в большинстве стран с переходной экономикой решение многих проблем реструктуризации кризисных предприятий было возложено на государство — через правительственные органы по приватизации, реструктуризации, банкротству. Вместе с тем банки остаются важнейшими агентами реструктуризации, способными в какой-то мере противостоять правительственному бюрократизму и политическому давлению. В последнее время получили распространение (например, в Польше) финансовые структуры типа фондов или инвестиционных банков, специально занимающиеся реструктуризацией государственных предприятий с целью увеличения рыночной стоимости их капитала и последующей выгодной продажи.

Выводы

1. Десятилетие рыночной трансформации позволило странам с переходной экономикой ликвидировать тотальное огосударствление хозяйства, провести широкую приватизацию и создать условия для развития предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

2. В сфере производства реальные результаты трансформации не вполне отвечали поставленным целям. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, плохо адаптировались к условиям рынка, в большинстве оставались экономически неэффективными, сохраняли избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру. Индустриальные гиганты по-прежнему оставались монополистами на соответствующих сегментах рынка. Тяжелое финансово-экономическое положение большинства крупных предприятий способствовало увеличению взаимной задолженности и приводило к невозврату кредитов, невозможности платить налоги и взносы в социальные фонды. Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике.

Читайте так же:  Акции облигации дивиденды проценты

3. В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации — преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

4. Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учрежденные на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации.

5. Ключевую роль в рыночной адаптации как государственных, так и приватизированных предприятий играют их последовательная и целенаправленная реструктуризация. Последняя имеет организационный и финансовый аспекты. В результате организационной реструктуризации число и характер субъектов реального сектора приближается к нормам рыночной экономики. Финансовая реструктуризация способствует оздоровлению активов, расчистке балансов компаний по критериям рыночной экономики. Значительную роль в реструктуризации играют банки.

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Источник: http://rudiplom.ru/lectures/ekonomicheskaya-teoriya/564.html

8.4. Проблема эффективности государственных предприятий

В ХХ в. неоднократно возрождался интерес к проблеме экономической роли государства в экономике вообще и к проблеме эффективности государственных предприятий в частности. В экономике общественного сектора последняя проблема может быть рассмотрена только в рамках более широкого подхода с позиций институциональных преимуществ и институциональных провалов государства и рынка.

Интерес к вопросу эффективности предприятий государственного сектора экономики вновь возродился на рубеже ХХ и ХХI вв., особенно в переходных обществах. Это объясняется разными факторами:

во‑первых, тем, что в переходных экономиках формируется государственный сектор нового типа;

во‑вторых, продолжающимся процессом реструктуризации государственных предприятий;

в‑третьих, возрождением интереса к проблеме государственного сектора в странах Запада после завершения масштабной приватизации.

Возрождение интереса к проблеме эффективности государственного сектора отмечается не только в общественной мысли, но и в специальной экономической литературе.

Рассматриваемая проблема сложна и многогранна. Но важнейшими аспектами проблемы эффективности предприятий государственного сектора, на наш взгляд, являются обоснование необходимости государственного производства, тенденции развития государственных предприятий в странах Запада, общие причины неэффективности государственного сектора, факторы неэффективности государственных предприятий, общие направления их реструктуризации.

Общие причины неэффективности государственного сектора.Существует масса примеров как эффективности, так и неэффективности государственных предприятий. Причины неэффективности государственного сектора экономики рассматриваются в рамках концепции провалов государства. В этой теории источниками провалов государства являются, во‑первых, несовершенство механизма общественного выбора в условиях как прямой, так и представительной демократии; во‑вторых, агентские отношения в общественном секторе. В частности, изъяны государства с позиций общественного выбора проявляются в парадоксе Кондорсе, неэффективности выбора при пропорциональном налогообложении, искажении общественных предпочтений, логроллинге. Изъяны государства с позиций агентских отношений проявляются в асимметричности информации в государственном секторе, в существовании бюрократической монополии, в системе погони за рентой.

Примеров неэффективности государственных предприятий множество, точно так же, как и примеров неэффективности частных предприятий. В данном случае нас интересует проблема эффективности государственных предприятий.

Дж. Стиглиц в своем известном учебнике по экономике общественного сектора приводит много интересных примеров, характеризующих эту проблему в американской экономике. В сфере производства товаров и услуг в государственном секторе США наблюдаются следующие явления:

• государственное строительство жилья на 20 % дороже частного;

• общественная уборка мусора обходится на 50 % дороже, чем частная;

• большинство предоставляемых государством коммунальных услуг были значительно дороже, чем предоставляемых частным сектором;

• государственные служащие используют бюллетени по болезни на 64 % чаще, чем занятые в частном секторе;

• управление служб общего назначения использует в 17 раз больше людей, чем частные компании, осуществляющие сопоставимую деятельность.

В целом наблюдается меньшая эффективность предприятий государственного сектора экономики по сравнению с частньми предприятиями, действующими в той же отрасли.Издержки производства государственных предприятий во многих случаях, но не во всех, оказываются выше издержек на частных предприятиях. Это относится, например, к такому виду общественного транспорта, как автобусное сообщение, к предприятиям, предоставляющим коммунальные услуги.

Вместе с тем прямое сравнение эффективности государственных и частных предприятий во многих случаях представляется невозможным,так как они производят разную, часто несопоставимую продукцию. Эффективность государственного подземного транспорта невозможно сравнить с частным, так как не существует частного метрополитена. В тех случаях, когда продукция сопоставима, не всегда можно достоверно измерить и посчитать затраты и результаты. Например, это трудно сделать при сравнении государственных и частных организаций в сфере образования. Всякого рода тестирование знаний и навыков охватывает лишь некоторые аспекты образования.

Существуют также исследования, доказывающие, что государственные предприятия вовсе не обязательно менее эффективны, чем частные предприятия.Так же как и в случае с государственными предприятиями, есть много примеров неэффективности производства товаров и услуг в частном секторе.

• Так, многие французские государственные предприятия являются примерами эффективности. В частности, французская государственная энергетическая компания разработала и реализовала по всей стране проект атомной электростанции, производящей электроэнергию со значительно меньшими издержками по сравнению со многими проектами, созданными американскими частными компаниями.

• Другой пример из сферы социального страхования. В США издержки государственного Управления социального страхования составляют менее 1 % суммы выплачиваемых страховок. В то же время управленческие и сбытовые издержки частных страховых компаний составляют от 30 до 40 % предоставляемой суммы страховок.

• Цены на алкогольные напитки в США в частных магазинах выше на 4–11 %.

• В частных школах численность управленческого персонала на 50 % выше по сравнению с государственными школами.

• Производители сигарет тратят миллионы долларов ежегодно на создание бездымных и безникотинных сигарет.

Проблемой является измерение производительности труда многих государственных служащих. Это связано с тем, что трудно измерить результаты их труда. В целом производительность труда государственных служащих растет. Об этом свидетельствует тот факт, что вместе с сокращением числа государственных служащих во многих развитых странах в конце прошлого века имел место высокий рост масштабов предоставляемых услуг.

Наконец, существуют примеры отраслей, где в равной мере действуют государственные и частные компании. Так, в Канаде функционируют и государственные, и частные железнодорожные компании. Анализ их производственной деятельности свидетельствует о том, что они имеют примерно одинаковые показатели эффективности.

В предыдущей главе мы рассмотрели общие причины неэффективности государственного сектора экономики, причины так называемых изъянов государства с позиций экономической эффективности. Это были, во‑первых, несовершенство механизма общественного выбора в условиях как прямой, так и представительной демократии; во‑вторых, агентские отношения в общественном секторе.

Читайте так же:  Последующий залог доли в уставном капитале ооо

Исследование ситуаций неэффективной деятельности государственных предприятий показало, что существуют несколько конкретных причин неэффективности многих государственных предприятий. Эти причины связаны с управленческими проблемами на уровне предприятий, с отраслевыми особенностями тех сфер, где действуют предприятия, с особенностями стимулирования труда государственных служащих.

Существует много факторов, отрицательно влияющих на эффективность государственных предприятий.К ним можно отнести следующие факторы:

1. Проблемы управления и организации производства, в том числе:

• условия «мягкого бюджетного ограничения» (субсидии, нет угрозы банкротства);

• нет цели максимизации прибыли;

• отсутствуют стимулы повышения эффективности;

• трудности планирования долгосрочных инвестиций;

• бюрократические цели (максимизация размера организации);

• ограничения по типу и качеству материальных затрат (закупочные спецификации);

• влияние политики, политических аспектов экономических решений;

• низкий уровень расположенности к риску (акцент на формальных процедурах).

2. Особенности стимулирования труда государственных служащих, в том числе:

• слабая угроза увольнения;

• низкий уровень заработной платы по сравнению с аналогичной работой в частном секторе;

• отсутствие стимулирующих производительность систем оплаты труда;

• трудности определения результатов труда государственных служащих;

3. Особенности отраслевой конкуренции, в том числе:

• отсутствие конкуренции (почтовая служба);

• условия естественной монополии (бюрократическая монополия).

Государственные предприятия функционируют в условиях «мягкого бюджетного ограничения».

«Мягкое бюджетное ограничение»– это финансовые условия функционирования предприятия, которые включают в себя необязательность получения прибыли как условия эффективности предприятия, слабый контроль за расходами, доступность средств для покрытия убытков.

Во многих случаях у государственных предприятий отсутствует мотив максимизации прибыли. На решения о расширении масштабов производства влияет политика, проводимая правительством, в частности политика по поддержанию уровня занятости в данной отрасли или регионе. Эта политика ведет к снижению производительности труда в данной государственной компании. Во многих странах государственные компании не обеспокоены проблемой финансовых потерь и банкротства. Эти потери списываются за счет общих государственных доходов. Система субсидий государственным предприятиям также создает условия «мягкого бюджетного ограничения». Все это является причиной более низкой эффективности государственных предприятий в рамках системы управления и организации производства на государственных предприятиях.

Стремление руководителей государственных предприятий и служб увеличить размеры своего бюджета (модель Нисканена) и бюрократическая монополия, сходная с естественной монополией, во многом объясняют неэффективность государственных предприятий. Кроме того, одним из факторов неэффективности с точки зрения управления и организации является стремление избежать риска при принятии решений (risk aversion).

Это стремление связано с желанием освободить себя от ответственности за принимаемые решения. Риск уменьшается, если государственный служащий следует формальным процедурам принятия решений. Эти процедуры предполагают, что действия служащего проверяются другими. Формализованные процедуры, групповое принятие решения, неясное распределение ответственности – все это удлиняет технологию производства товара или услуги, снижает эффективность их производства.

Нерасположенность к рискупредставляет собой стремление бюрократической системы управления избежать ответственности за принимаемые решения, предполагающее групповое принятие решений, акцент на формальной процедуре принятия решений.

Отмеченные выше особенности функционирования государственных предприятий являются причинами их неэффективности. Они связаны с особенностями управления государственными предприятиями, со спецификой их сферы деятельности.

Решение проблемы эффективности предприятий и организаций государственного сектора лежит в рамках отмеченных выше особенностей функционирования этого сектора. Повышение эффективности государственных предприятий предполагает как реформу системы управления государственными предприятиями, так и усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия.

Повышение эффективности государственных предприятий – это длительный процесс, включающий разнообразные меры правительства. В литературе этот процесс называют также реструктуризацией государственных предприятий. Длительность и сложность процесса реструктуризации государственных предприятий позволяют назвать все эти преобразования реформой государственных предприятий.

Источник: http://studfile.net/preview/3396651/page:38/

Роль банков в реструктуризации реального сектора

В первые годы структурных реформ в России и других странах полагали, что реструктуризацию предприятий во многом могут взять на себя к о м м е р ч е с к и е б а н к и. Однако массовые неплатежи предприятий серьезно подорвали платежеспособность банковской системы переходной экономики. Первоначальные программы реформ, предусматривавшие в восточноевропейских странах ведущую роль банков в реструктуризации экономики, оказались излишне оптимистичными. Справедливый для развитой рыночной экономики аргумент, что банки лучше, чем государственные органы, знают положение дел на предприятиях, в переходной экономике себя не подтвердил.

Оказалось, что банки плохо понимают собственно производственные проблемы, чего и не требуется в здоровой экономике, но что совершенно необходимо для анализа реального состояния финансов предприятий-должников, рыночная жизнеспособность которых неопределенна. Банки же рассматривают реструктуризацию в узко финансовом смысле — как реструктуризацию долгов и активов. Кроме того, слабое законодательство по переходу прав собственности (залог, обращение ответственности, гарантии), а также социально-политическое торможение судебных процедур ликвидации и банкротства ограничивали возможности финансового сектора « вытягивать» реальный.

Именно это противоречие интересов коммерческих банков, скупивших в целях контроля на чековых аукционах и за деньги пакеты акций ряда крупных российских компаний, и самих этих компаний (в лице менеджмента) послужило причиной многих конфликтов в России. Так, известно длительное противостояние сторон в РАО «Норильский никель», в ряде компаний черной и цветной металлургии, в нефтяных компаниях. Поэтому в большинстве стран с переходной экономикой решение многих проблем реструктуризации кризисных предприятий было возложено на государство — через правительственные органы по приватизации, реструктуризации, банкротству. Вместе с тем банки остаются важнейшими агентами реструктуризации, способными в какой-то мере противостоять правительственному бюрократизму и политическому давлению. В последнее время получили распространение (например, в Польше) финансовые структуры типа фондов или инвестиционных банков, специально занимающиеся реструктуризацией государственных предприятий с целью увеличения рыночной стоимости их капитала и последующей выгодной продажи.

Выводы

1. Десятилетие рыночной трансформации позволило странам с переходной экономикой ликвидировать тотальное огосударствление хозяйства, провести широкую приватизацию и создать условия для развития предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

2. В сфере производства реальные результаты трансформации не вполне отвечали поставленным целям. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, плохо адаптировались к условиям рынка, в большинстве оставались экономически неэффективными, сохраняли избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру. Индустриальные гиганты по-прежнему оставались монополистами на соответствующих сегментах рынка. Тяжелое финансово-экономическое положение большинства крупных предприятий способствовало увеличению взаимной задолженности и приводило к невозврату кредитов, невозможности платить налоги и взносы в социальные фонды. Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике.

3. В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации — преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

4. Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учрежденные на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации.

Читайте так же:  Подать документы на регистрацию юридического лица

5. Ключевую роль в рыночной адаптации как государственных, так и приватизированных предприятий играют их последовательная и целенаправленная реструктуризация. Последняя имеет организационный и финансовый аспекты. В результате организационной реструктуризации число и характер субъектов реального сектора приближается к нормам рыночной экономики. Финансовая реструктуризация способствует оздоровлению активов, расчистке балансов компаний по критериям рыночной экономики. Значительную роль в реструктуризации играют банки.

Термины и понятия

Государственный сектор экономики

Коммерциализация государственных предприятий

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют положение предприятий в переходной экономике и каковы условия их эффективной рыночной адаптации?

2. Что такое государственный сектор экономики, каковы его рамки в переходной экономике?

3. Что такое коммерциализация государственных предприятий, каковы ее преимущества и недостатки?

4. Какие предприятия полностью или частично сохраняются в государственной собственности, в чем смысл государственного контроля?

5. Какие типы частных и смешанных компаний действуют в переходной экономике, от чего зависит структура их капитала и характер корпоративного управления?

6. Какой тип приватизированных компаний в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики? Каковы тенденции развития структуры отношений собственности в компаниях, выкупленных работниками предприятий?

7. Что такое реструктуризация предприятия, какими метолами она осуществляется, какова роль банков в реструктуризации предприятий в переходный период?

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 33. Сущность и главные тенденции мировой экономики

1. Становление и сущность мирового хозяйства

2. Возникновение и развитие экономических связей между странами. Интернационализация, транснационализация и глобализация хозяйственной жизни

Глава 34. Мировая торговля

1. Основные черты мировой торговли

2. Классические теории международной торговли

3. Стандартная модель международной торговли

4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ

5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития

Глава 35.Международноедвижение капитала

1. Понятие и формы международного движения капитала. Масштабы, динамика и география этого процесса

2. Теории международного движения капитала

3. Механизм прямых инвестиций

4. Инвестиционный климат и инвестиционные риски

5. Россия в международном движении капитала

Глава 36. Международная миграция рабочей силы

1. Миграция рабочей силы в современном мире

2. Россия в мировых миграционных потоках

3. Последствия международной миграции кадров

Глава 37. Мировая валютная система

1. Национальные и мировая валютные системы

2. Валютные курсы и конвертируемость

3. Факторы, определяющие валютные курсы

4. Национальная валютная политика: пример России

Глава 38. Платежный баланс

1. Методика составления и теории платежного баланса

2. Анализ платежного баланса: пример России

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Анализ внешних активов и обязательств страны: пример России

4. Регулирование платежного баланса

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/1x91aa.html

Реструктуризация предприятий на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 07.05.2016 2016-05-07

Статья просмотрена: 813 раз

Библиографическое описание:

Сулаймонов Б. А. Реструктуризация предприятий на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 894-896. — URL https://moluch.ru/archive/114/28331/ (дата обращения: 12.02.2020).

В современных условиях процесс реструктуризации становится объективной необходимостью, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия и его выживание. За последнее десятилетие практически ни одна ведущая корпорация в мире не избежала рискованной и болезненной процедуры радикальной реструктуризации. Торможение и попытка обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка пятисот ведущих корпораций мира. В связи с мировым экономическим кризисом большинство предприятий нуждаются в реструктуризации.

Реструктуризация — это изменение структуры системы. Если под структурой понимается организационная структура, то реструктуризация — это изменение организационной структуры. Если рассматривается структура бизнес-процессов, то реструктуризация-это изменение бизнес-процессов. Таким образом, в зависимости от типа структурного среза системы возникают и задачи проведения соответствующих им изменений. Общий принцип простой: типология структур систем предопределяет типологию изменений.

Изменения последних лет в экономике Узбекистана породили новые понятия и ориентиры в деятельности предприятий: рынок, конкуренция и др. Смена «координат» привела к смещению акцентов на разработку стратегии развития компании: вместо ориентации на спущенный сверху план переход к управлению активами. В корне изменилась интенсивность и форма внешнего воздействия на деятельность предприятия. Возникли новые внешние стимулы, в частности интересы собственника. Значительно расширилось поле выбора у предприятия и в возможности развития своей деятельности, усложнения ее структуры, обнаружения новых, более прибыльных сфер функционирования. В рыночных условиях предприятие вынуждено в быстром темпе находить новые решения для критических ситуаций. Предприятия используют банковские кредиты, начинают производство пользующихся спросом товаров, сдают в аренду имущество и т. д.

К началу процесса реструктуризации необходимо иметь ее четкий план и полностью представлять, какой предполагается получить результат, какие коренные изменения в деятельности компании произойдут. Реструктуризация компании — это долгосрочная стратегическая задача, требующая постоянных целенаправленных усилий. Важно, чтобы работа по разрешению временных кризисных ситуаций не сводила на нет долгосрочные стратегические действия, а служила бы их поддержкой.

Исследование научной литературы позволяет утверждать об отсутствии единства мнений в определении понятия реструктуризации. Одна группа авторов связывает реструктуризацию с комплексом мер, направленных на преодоление кризисных явлений, и антикризисным управлением. Вторая группа специалистов сводит широкое понятие реструктуризации лишь к одному ее виду: финансовой, тем самым сужая область ее действия; третья — делает упор на отдельных аспектах реструктуризации — целях, средствах осуществления (реализации) и ожидаемых результатах.

Анализ использованных литературных источников позволил сделать определенные обобщения. Во-первых, реструктуризация — это средство, которое позволяет обеспечить эффективное функционирование предприятия не только в рыночных условиях.Во-вторых, существенным аспектом реструктуризации в условиях новой экономики является формирование у предприятия возможности к быстрому реагированию на изменения внешней среды. В-третьих, направления структурной перестройки предприятия должны быть связаны со стратегией его развития. В-четвертых, изучение данного вопроса позволяет поддержать точку зрения специалистов, считающих, что реструктуризация предприятия — это комплекс структурных преобразований, осуществляется на системной основе мерами организационно-экономического, технико-технологического, правового и финансового характера. И, в-пятых, долгосрочной целью каждого предприятия является увеличение стоимости собственного бизнеса, которое обеспечивается за роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности, повышенной инвестиционной привлекательности и т. п.

Исходя из этого, понятие реструктуризации предлагается изложить следующим образом:

Реструктуризация — это средство формирования у предприятия потенциальной способности и реальной способности к реагированию на изменения внешней среды в соответствии со стратегией его развития путем проведения комплекса организационно-экономических, технико-технологических, правовых и финансовых мер, направленных на рост рыночной стоимости его бизнеса.

Предпринимаемые в процессе проведения реструктуризации предприятий, часто существенно отличаются друг от друга. Это определяет необходимость классификации реструктуризационных процессов по отдельным признакам для обеспечения целенаправленного управления ими.

Достаточно развернутая классификация видов реструктуризации представлена в работах, в которых предложены следующие классификационные признаки: целевая направленность, масштаб, продолжительность и объем работ, область проведения, форма корпоративной реорганизации, связь с целевыми программами, изменение размеров предприятия, вид реакции и время проведения, источники финансирования, объем финансовых затрат права собственности, обязательность проведения, характер трансфор-мационных мероприятий, субъекты реструктуризации. Однако в связи с тем, что реструктуризация предприятий во всех ее видах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на ее результативность существенно увеличивается в условиях современной бизнес-среды, рекомендуется зависимости от степени риска выделять следующие виды реструктуризации: с минимальным (низким), повышенным (средним) и с высоким уровнем риска.

Читайте так же:  Изменение уставного капитала ооо какие документы

Также в связи с обострением вопроса финансирования расходов на проведение реструктуризации и возрастанием роли иностранных инвестиций в развитии экономики Узбекистана представляется целесообразным распределять реструктуризацию зависимости от региональных источников финансирования на виды:

– реструктуризация, проводимая за счет национального капитала — средств резидентов данной страны;

– реструктуризация, которая проводится за счет иностранного капитала — средств не резидентов данной страны;

– реструктуризация, которая проводится за счет смешанного капитала (национального и иностранного).

Использование иностранного капитала для финансирования реструктуризации предприятий часто дает дополнительные преимущества в виде новых знаний и опыта иностранных партнеров, поскольку последние желают получить эффект от вложенных инвестиций не меньше, чем в своих странах, и всячески способствуют этому. Негативным аспектом использования иностранных источников финансирования является распыление доходов предприятий, реструктурируемых.

Реструктуризация бывает финансовая, оперативная и стратегическая. Финансовая реструктуризация предполагает изменение структуры и размеров собственного и заемного капитала, других пассивов предприятия.

Оперативная реструктуризация заключается в определении главных видов деятельности и разработке конкретных предложений, а также мер ликвидации недостатков в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с минимальными затратами. Она осуществляется в краткосрочном периоде, когда предприятие повышает платежеспособность и ликвидность за счет собственных ресурсов при осуществлении санационной реструктуризации. Основными путями такой реструктуризации могут быть сокращение численности работающих, совершенствования организации производства, совершенствования управления денежными потоками, экономия затрат, исключение убыточных видов деятельности, повышения контроля за качеством продукции и расходованием финансовых ресурсов.

Относительно узбекских предприятий, то процесс реструктуризации привел к различным последствиям. Некоторые из них имеют целью сокращение запасов продукции и улучшение показателей денежных потоков, снижения себестоимости, развитие экспортной деятельности, совершенствование политики проведения закупок, разграничение деятельности, совершенствования процесса принятия управленческих решений.

Практика многих предприятий показывает, что единого рецепта реструктуризации не существует. Выбор конкретных реорганизационных мероприятий должно быть индивидуальным для каждого предприятия в зависимости от экономического состояния реорганизуемого.

Несмотря на примеры проведенных реструктуризаций, следует заметить, что и законодательная база, и квалификация участников рынка требует значительного усовершенствования и внедрение государственной поддержки в этот процесс. Опыт, накопленный западными и отечественными финансистами, сегодня стоит глубоко проанализировать, чтобы разработать оптимальную последовательность экономических и юридических мер, способных привести предприятия к желаемому результату.

  1. И. И. Мазур,В. Д. Шапиро. Реструктризация предприятия и компаний. Учебное пособие для вузов. М: Экономика, 2001 г.
  2. Г. А. Александров. Антикризное управление: теория,практика,инфраструктура. Учебное пособие для вузов.М: Бек.2012 г.
  3. А. П. Белых.Реструктризация предприятия. Учебное пособие для вузов.ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.
  4. О. С. Сухаров.Экономическая метология и политика реструктризация промышленности: механизмы реализации инвестиционных программ-.Монография. М: Издательство Академия наук. 2012 г.

Источник: http://moluch.ru/archive/114/28331/

Реструктуризация государственных предприятий

Реструктуризация государственных предприятий (реформа государственных предприятий) — это комплекс мер, направ­ленных на изменение принципов их действия, изменение сис­темы управления, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Условно можно выделить три основных направления реструк­туризации государственных предприятий:

— во-первых, реформа системы управления государственными предприятиями, включая использование других организаци­онно-правовых форм;

— во-вторых, усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия;

— в-третьих, приватизация государственных предприятий.

Первоначально необходим принципиальный финансово-эко­номический анализ, который включает в себя не только анализ за­трат ирезультатов деятельности предприятия, но и сопоставление эффективности государственного предприятия с эффективностью частных предприятий, если это в принципе возможно. Кроме того, необходим общий экономический анализ сферы деятельности предприятия с целью выявления возможных источников провалов государства с позиций экономической эффективности. Наконец, необходимо определение особенностей механизма формирования бюджета предприятия для того, чтобы выявить возможные сбои государства с позиций теории общественного выбора.

На основе этого анализа возможно принятие решения о прива­тизации государственного предприятия. В этом случае разрабаты­вается процедура приватизации, определяются сроки и конечные цели с точки зрения повышения эффективности производства.

Если принято решение о том, что предприятие или органи­зация остается в рамках государственного сектора, то осущест­вляется реформа системы управления предприятием, меняется его организационно-правовая форма, позволяющая повысить эффективность предприятия. В принципе эти изменения проис­ходят в направлении предоставления большей самостоятельности менеджменту предприятия, внедрения принципов прибыльности, рыночного соизмерения затрат и результатов. Этот процесс полу­чил название корпоратизации государственных предприятий. Дру­гое название корпоратизации — коммерциализация деятельности государственных предприятий.

Корпоратизация государственных предприятий осуществляется и в том случае, если в перспективе предстоит его приватизация. Этап корпоратизации должен предварять приватизацию. Корпо­ратизация позволяет повысить эффективность предприятия, дает возможность рынку оценить стоимость активов предприятия, вы­явить резервы и узкие места, как в управлении, так и в производстве на данном предприятии. В этом случае приватизация становится более обоснованной, а общество получает реальную компенсацию стоимости приватизированного предприятия.

Корпоратизация государственных предприятий означает ре­форму управления предприятием, новую организационную фор­му предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение «жесткого бюджет­ного ограничения», возможность конкурировать с частными предприятиями.

Данное направление реструктуризации государственных пред­приятий является очень эффективным, Значительная часть причин неэффективности государственных предприятий ликвидируется при корпоратизации. Государственные корпорации остаются соб­ственностью государства. Совет директоров назначается парламен­том. Вместе с тем политическое влияние на непосредственную де­ятельность корпорации уменьшается. Корпорация реализует свою продукцию на рынке, распоряжается своими доходами, отвечает по обязательствам, так же как и частная компания, может получать финансы на рынке заимствований, устанавливает стимулирующие системы заработной платы.

Но многие государственные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это отно­сится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги кото­рых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении. Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых организаций, ориентированных на результаты (performance-based organizations). Например,госу­дарственное управление по патентам и изобретениям в Великобритании в результате реформы превратилось в такого рода госу­дарственную организацию.

«Организация, ориентированная на результаты», — это госу­дарственная организация, в большей степени отдаленная от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но форми­рующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.

Важнейшими условиями превращения обычных государствен­ных организаций в «организации, ориентированные на результа­ты», выступают, во-первых, возможность в той или иной форме измерить результаты деятельности организаций и, во-вторых, воз­можность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно-правовой форме.

Таким образом, возможные организационные преобразования государственных предприятий и организаций включают:

— формирование «организаций, ориентированных на резуль­таты»;

Читайте так же:  Реорганизация юридического лица в форме разделения

Государственные корпорации и «организации, ориентирован­ные на результаты», вовсе не обязательно будут приватизированы. У приватизации есть свои пределы, определяемые сбоями рынка, а также соображениями национальных и общественных интере­сов.

Интересы общества в целом не всегда могут быть реализова­ны частным сектором. Например, предприятие по производству обогащенного урана технически возможно в частном секторе, но в интересах общества иметь государственное, а не частное пред­приятие в этой сфере. Приватизация государственной почтовой службы может не только привести к росту цен на почтовые услуги, но, главное, и к тому, что жители отдаленных и малонаселенных пунктов не смогут получить эти услуги.

Точно так же интересы общества не всегда могут быть реализо­ваны с помощью государственного регулирования частного секто­ра. Например, государственное регулирование приватизированной почтовой службы будет дорого стоить обществу, особенно конт­роль за результатами ее деятельности. (Ситуация, когда издержки государственного регулирования превышают потери, связанные с провалами рынка, представляет собой так называемое дырявое ведро Оукена.)

Важнейшими критериями при решении вопроса о приватиза­ции государственных корпораций являются:

— возможность получения значительных государственных до­ходов от приватизации при условии выполнения привати­зированными предприятиями необходимых общественных функций;

— возможность государственного регулирования провалов рын­ка, которое ведет к повышению эффективности производства с учетом издержек регулирования.

Таким образом, анализ проблемы эффективности государ­ственных предприятий в современных условиях позволяет сделать некоторые общие выводы.

1. В настоящее время происходит стабилизация роли государственных предприятий в экономике стран ОЭСР.

2. На Западе возрождается интерес к деятельности государ­ственных предприятий.

3. Постепенно исчезает образ государственных предприятий
как синоним неэффективности.

В связи с этим необходимо изучать опыт реструктуризации го­сударственных предприятий в странах ЕС в целях его адаптации к условиям нашей экономики, а также послеприватизационный опыт функционирования государственных предприятий в развитых странах.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Уточните роль рынка и государства в различных моделях сме­шанной экономики.

2. В чем состоит особенность распределения ресурсов в эконо­мике общественного сектора?

3. Раскройте функции государства в современной рыночной эко­номике.

4. Раскройте особенности реализации функции общественного сектора по распределению ресурсов (аллокативной).

5. Раскройте основные типы провалов рынка.

6. Какова роль контрактации и квазирыночных отношений в пре­одолении провалов государства?

7.Дайте определения Парето-улучшения и Парето-эффективности.

8. При каких условиях невозможны Парето-улучшения?

9.В каких ситуациях большая справедливость может быть эф­фективна?

10.Объясните смысл теоремы о невозможности.

11.Покажите различия между утилитаристской, роулсианской и изоэластичной функциями общественного благосостояния.

12..Каковы основные предпосылки построения теории обществен­ного выбора?

13.Раскройте отличие пропорциональной системы голосования от мажоритарной.

14. Каково действие принципов принятия решения большинством?

15.Чем обусловлен приоритет избирателя-центриста?

16. Влияние прямых и косвенных налогов на экономическое и социальное развитие общества.

17. Какие принципы лежат в основе построения налоговой системы?

18. В чём сущность принципов справедливости при построении налоговых систем?

19. Что понимают под налоговыми обязательствами и перемещением налогового бремени?

20. Дайте определение избыточного налогового бремени.

21. Дайте определение оптимального налогообложения.

22. Что означает горизонтальное и вертикальное равенство, в чём их отличия?

23.Каковы методы государственного вмешательства в рыночное распределение доходов?

24. Обоснуйте легальные способы ухода от налогов – перемещение дохода, отсрочку налогового платежа, налоговый арбитраж.

25. В чём суть налоговой реформы в России?

26. Почему сферу действия налогообложения необходимо рассмат­ривать в контексте общего равновесия?

27.Объясните, почему на монопольном рынке при одинаковой сум­ме поступлений в доход государства стоимостное налогообложение более нейтрально, чем специфическое.

28.Как увеличение налогового бремени отразится на предложении труда на промежуточном отрезке кривой предложения труда?

29. Как происходит перемещение выгод в случае субсидий произ­водителям и потребителям?

30. Когда будет больше искажающее действие общественных рас­ходов — в случае натуральных или денежных выплат?

31. Как в рамках теоремы о децентрализации определяется преиму­щество децентрализованной поставки общественных благ?

32.О чем свидетельствует гипотеза Тибу?

33.От чего будет зависеть эффективность децентрализованного принятия решений?

34.От чего зависит порядок распределения доходных функций?

35. Опишите особенности вертикального и горизонтального вы­равнивания в различных моделях бюджетного федерализма.

36.В каких отраслях экономики распространено государственное производство благ?

37.Приведите примеры частных благ, производимых обществен­ным сектором, и общественных благ, производимых частным сек­тором.

38.В связи с изъянами рынка общество может предпринять раз­личные варианты решения проблемы изъянов. Какие?

39.Что входит в состав государственной собственности?

40.Какова доля государственной собственности в составе нацио­нального богатства в развитых странах Запада?

41.Что представляет собой интегрированный показатель доли государственных предприятий?

42.Приведите примеры, характеризующие масштабы производства на государственных предприятиях в развитых странах.

43.Выделите основные тенденции развития государственного производства в развитых странах на рубеже веков.

44.Дайте определение естественной монополии, приведите примеры естественных монополий.

45.Почему в отраслях с естественными монополиями возникает необходимость государственного производства?

46.Существуют ли другие варианты решения проблемы естественных монополий кроме организации государственных предпри­ятий?

47.Всегда ли возможно сравнение эффективности государствен­ных и частных предприятий? Объясните.

48.Приведите примеры неэффективности государственных пред­приятий.

49.Каковы общие причины возможной неэффективности госу­дарственного сектора экономики?

50.Что представляет собой «мягкое бюджетное ограничение»?

51.Объясните понятие «реструктуризация государственных пред­приятий».

52.Что означает корпоратизация государственных предпри­ятий?

53.Объясните, что представляет собой «организация, ориенти­рованная на результаты».

Формы работы студентов по изучению учебной дисциплины

1. Работа на семинаре и практическом занятии: основными критериями служат подготовка докладов, рефератов и выступления по ним, выполнение практических заданий.

2. Выполнение обязательных домашних работ по курсу лекций.

Работа на семинаре и практическом занятии

Подготовка докладов и рефератов с использованием классических работ, аналитических отчетов, статистических данных и публикаций по темам, дополняющим лекционные материалы согласно общему перечню тем курса. Выступление по подготовленным докладам и рефератам, активное обсуждение вопросов и комментариев. Решение предлагаемых практических ситуаций и задач с последующим их обсуждением.

Домашние работы по курсу лекций

Выполнение заданий по темам, предлагаемым на лекциях, в т.ч. написание мини-эссе (до 1 страницы), анализ статистических данных и аналитических отчетов.

Написание письменной работы в виде тест — заданий, открытых вопросов, задач по общему перечню тем курса.

Самостоятельная работа студента выполняется дома и оформляется письменно как эссе объемом до 5 страниц печатного текста. Тему студент может выбрать самостоятельно из предложенного перечня, либо по согласованию с преподавателем предложить свою в рамках изучаемой дисциплины. При подготовке эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы с литературой, статистическими данными и опубликованными статьями по различным проблемам экономики общественного сектора. Кроме этого, не последнюю роль при оценке эссе играет способность студента аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Примечание:темы докладов, рефератов и эссе представлены самостоятельными списками.

Планы семинарских и практических занятий

Раздел 1

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://infopedia.su/17×4901.html

В развитых странах продолжается реструктуризация государственных предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here