Время проведения аудиторской проверки

Полная информация на тему: "Время проведения аудиторской проверки". Здесь собран полезный материал по теме из авторитетных источников. После прочтения вы можете задать оставшиеся вопросы дежурному юристу.

Порядок и сроки проведения обязательного аудита

Порядок, сроки и перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту, регламентируются следующими законодательными актами: ФЗ № 307 от 30.12.2008 года и ФЗ № 402 от 06.12.2011 года. Так как законодательная база регулярно изменяется, у организаций часто возникают вопросы: когда проводится обязательный аудит, а в каком случае проведение проверки является добровольным.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Полный перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, содержится в статье 5 закона «Об аудиторской деятельности». К ним относятся:

  • акционерные общества;
  • кредитные учреждения;
  • страховщики;
  • клиринговые фирмы;
  • фонды.

Помимо организационно-правовой формы и вида деятельности критериями для проведенияобязательногоаудитаявляются:

  • объем выручки свыше 400 миллионов;
  • активы более 60 млн. рублей.

Обязательность проведения проверки не зависит от системы налогообложения или количества сотрудников.

Критерии обязательного аудита

Критерии аудита можно сгруппировать по признакам предприятий:

  • организационно-правовая форма;
  • вид деятельности;
  • обращение ценных бумаг;
  • объем выручки и активов;
  • раскрытие консолидированной отчетности.

В соответствии с ФЗ № 395-1 от 02.12.1990 г. ежегодный аудит проводят банковские группы и холдинги, по ФЗ № 86 от 10.07.2002 г. –Центробанк РФ, ФЗ № 7 от 12.01.1996 г. – государственные компании и корпорации, ФЗ № 161 от 14.11.2002 – ГУП и МУП.

Под критерии обязательного аудита попадают жилищные и потребительские кооперативы, застройщики, МФО, организаторы азартных игр и лотереи, объединения туроператоров, политические партии и другие.

Деятельность аудиторских компаний

Аудиторские фирмы осуществляют свою деятельность на основании закона № 307-ФЗ, в соответствии с международными стандартами аудита и стандартами аудиторской деятельности СРО.

Что подлежит проверке

Обязательная проверка осуществляется не чаще одного раза в год. Когда проводится обязательный аудит аудитор проверяет следующие документы:

  • первичные бланки;
  • учетную политику;
  • бухгалтерский отчет;
  • налоговую отчетность.

Главной целью проверки является установление достоверности отчетности и ее соответствие требованиям законодательства. При аудите анализируется:

  • содержание и состав форм годовой отчетности;
  • соответствие показателей друг другу;
  • взаимоувязка цифр;
  • правильность оценки статей баланса.

По итогам проведения контрольных мероприятий руководителю организации выдается аудиторское заключение,в котором содержится мнение о достоверности отчета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Этапы и сроки проведения обязательной аудиторской проверки

Аудит проводится длительное время и включает в себя следующие этапы:

  • планирование – на этой стадии определяется перечень объектов анализа, источники информации, состав аудиторской группы, период проведения проверки,срок представления заключения;
  • сбор первичных данных об организации из внешних и внутренних источников;
  • проведение проверки – непосредственный анализ и обработка полученной информации;
  • подготовка и выдача заключения;
  • представление заключения в Росстат и опубликование в сети.

Продолжительность проверки зависит от факторов:

  • сферы деятельности компании;
  • системы налогообложения – количество деклараций при УСН значительно меньше, чем при ОСНО;
  • опытности проверяющих.

Провести аудит необходимо до момента сдачи годовой отчетности в ИФНС, то есть до 1 апреля года,следующего за проверяемым периодом.

Непредставление аудиторского заключения в составе годовой отчетности влечет наложение штрафа на каждое предприятие, которое обязано представлять такое заключение.

Во исполнение действующего законодательства и для избегания штрафных санкций организациям необходимо заказывать аудит в сторонних фирмах.

Источник: http://auditorka.ru/article/porjadok-i-sroki-provedenija-objazatelnogo-audita/

Приложение N 2. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления

Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 22 августа 2014 г. N 444

Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления

1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объектов аудита, объемов их финансирования, но не должны превышать 40 календарных дней.

2. Проведение аудиторской проверки приостанавливается должностным лицом, утвердившим план, на основании мотивированного обращения руководителя подразделения (должностного лица) центрального аппарата, территориального органа, организации и учреждения МЧС России, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — подразделение (должностное лицо), наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита).

3. Основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:

а) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита — на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

б) в случае непредставления объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствования проведению аудиторской проверки и (или) уклонения от проведения аудиторской проверки — на период устранения перечисленных обстоятельств.

4. На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

5. Субъект внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

6. Проведение аудиторской проверки возобновляется должностным лицом, принявшим решение о приостановлении проведения аудиторской проверки, при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.

7. Субъект внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита.

8. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться должностным лицом, назначившим ее проведение, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы.

Читайте так же:  Внесение изменений в устав через мфц

9. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;

б) получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;

в) наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Источник: http://base.garant.ru/70774898/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Этапы аудиторской проверки

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

организация системы внутреннего контроля;

информация о финансовых обязательствах клиента;

материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Данный этап включает в себя:

— предварительное планирование аудита;

— подготовку и составление общего плана аудита;

— подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882868.html

Время проведения аудиторской проверки

Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что двухнедельная интенсивная работа приносит не менее точные и полные результаты, нежели растянутая во времени на долгие недели. Достаточно подробная и верная картина о состоянии дел на проверяемом предприятии складывается уже в первые дни проверки. [c.98]

Продолжительность аудиторской проверки 98 Резервный капитал 351 Реформация баланса 346 Риск аудитора 189 [c.426]

Читайте так же:  Регистрация предприятия с иностранными инвестициями

Сроки проведения аудиторской проверки. Трудоемкость предстоящих работ зависит от множества факторов масштабов предприятия, характера его деятельности, структуры, объема отражаемых хозяйственных операций, состояния учета и др. Объективной оценке трудоемкости аудиторских работ предшествует, как правило, предварительное обследование перед заключением договора. По сложившейся практике продолжительность аудиторской проверки в среднем не превышает двух-трех недель. В ней может принимать участие один аудитор или бригада в зависимости. от факторов, перечисленный выше. [c.123]

Программа аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации представляется руководителю проверяемого субъекта для согласования объектов проверки и сроков. Программа аудиторской проверки по просьбе руководителя может быть скорректирована с учетом состояния внутреннего контроля. В ходе самой проверки могут быть внесены коррективы в содержание и продолжительность проверки тех или иных участков аудита. [c.222]

Несмотря на самое добросовестное составление программы аудиторской проверки, ряд факторов, влияющих на её трудоёмкость и продолжительность, не могут быть заранее предугаданы и учтены. Поэтому в ходе самой проверки приходится вносить коррективы в содержание и длительность тех или иных работ. [c.120]

В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей ответственности и целях выполняемых ими процедур, о деятельности предприятия и возможных учетных проблемах, влияющих на сущность, продолжительность и масштабы аудиторских процедур, а сами процедуры проводились в соответствии со сложившейся практикой и стандартами. [c.32]

Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются получение аудиторских доказательств it-формулирование аудиторского заключения, представляется необоснованным. В то же время ряд специалистов рассматривает процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки-аудиторского заключения как самостоятельные этапы проверки. [c.28]

Видео (кликните для воспроизведения).

Для этого необходимо вспомнить, что вероятность Р характеризует надежность утверждения о том, что ожидаемая ошибка р (а значит, и М = р х N) не превысит своего предельного значения. Чем больше Р, тем выше надежность. Но из табл. 3.8,3.9 или 3.10,3.11 видно, что при одних и тех же р и т для достижения большего Р (большей надежности) следует увеличивать объем выборки п, а значит, увеличивать продолжительность (и стоимость) проверки. Оптимальные значения Рсло-жились в результате опыта аудиторских фирм (фирмы, которые для увеличения надежности чрезмерно увеличивали объемы выборки, проигрывали в стоимости своих услуг фирмы, которые для снижения стоимости чрезмерно уменьшали объемы выборок, а следовательно, и надежность, совершали больше ошибок и жертвовали своей репутацией). Накопленный таким образом опыт [4,20] позволяет утверждать, что на практике достаточными являются значения Р = 90-95%. [c.90]

Источник: http://economy-ru.info/info/65461/

В какой срок проводится обязательный аудит ? Продолжительность аудита

Обязательный аудит проводится по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Т.е. за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. С отчетности за 2019 год аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности должно быть представлено в ГИР БО, который ведет налоговая служба. При этом, ООО рекомендуется представить аудиторское заключение в ИФНС не позднее 15 мая, а ОА для того, что бы аудиторское заключение было размещено в ГИР БО не позднее 15 июля.

В большинстве случаев, организации должны пройти обязательный аудит до 31 декабря года следующего за отчетным для предствления контрольного экземпляра аудиторского заключения в государственный орган.

Сроки проведения обязательного аудита определяются сторонами

договора. В каждом конкретном случае, сроки определяются исходя из объема работ необходимых для уверенного формирования мнения о достоверности отчетности. И зависит от множества факторов (объем документооборота, удаленность компании, оперативность получения ответов, готовность бухгалтерской отчетности и т.д.). Поэтому, срок проверки может быть от 5 до 60 рабочих дней.

Если организация небольшая и аудит проходит в один этап, то срок от начала аудита до выдачи аудиторского заключения может быть от 5-ти дней при условии полной готовности отчетности и подтверждающих документов . Но лучше не затягивать до последнего, а начать аудит в начале февраля, так как у вас будет время спокойно внести исправления в случае выявления недочетов и ошибок.

При определении срока, мы учитываем и сроки установленные законодательством для представления отчетности в контролирующие органы и срок, в течении которого должна быть раскрыта информация на федресурсе о проведенном аудите.

Так например, представительства иностранных НКО должны предоставить аудиторское заключение в Минюст до 1 апреля, НКО иностранные агенты представляют аудиторское заключение до 15 апреля. В этом случае, лучше начинать аудит с конца января.

Те кто не спешит с получением аудиторского заключения могут пройти обязательный аудит до конца года, так что бы успеть до 31 декабр я предоставить аудиторское заключение в налоговую инспекцию для публикации в ГИР БО. Как правило, в этом случае аудит проходит в «холодный сезон» с мая по октябрь. Организация в этом случае сможет сэкономить на стоимости аудиторских услуг, так как правило в это время аудиторские организация представляют скидки до 30 % от стоимости в «жаркий сезон» (с 1 февраля по 30 апреля).

Не забудьте, что сведения о проведенном обязательном аудите подлежат раскрытию не позднее 3-х рабочих дней с даты получения аудиторского заключения.

Источник: http://xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai/help/article_post/v-kakoy-srok-provoditsya-obyazatelnyy-audit-prodolzhitelnost-audita

Ежегодный аудит: сроки и ответственность

Организация (ЗАО) подлежит обязательному ежегодному аудиту. Сумма активов, отраженная в бухгалтерском балансе, превышает 60 млн. руб. Какие сроки установлены для проведения ежегодного обязательного аудита? Может ли организация не проводить аудит? Какая установлена ответственность за непроведение ежегодного обязательного аудита?

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ)).

Читайте так же:  Как часто должен проводиться обязательный аудит

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат организации, у которых объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская проверка, не утвержден.
В то же время п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять:

— квартальную бухгалтерскую отчетность — в течение 30 дней по окончании квартала;

— годовую бухгалтерскую отчетность — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В соответствии с пп. «г» п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности и подтверждает ее достоверность, если в соответствии с федеральными законами в организации должен проводиться обязательный аудит.

Таким образом, аудиторская проверка организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, должна быть назначена и проведена в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончании года (постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2007 N А64-5050/06-15).

В рассматриваемой ситуации бухгалтерская отчетность за 2010 год должна быть представлена не позднее 31.03.2011, следовательно, аудиторская проверка организации должна быть назначена и проведена до наступления указанной даты, в сроки, позволяющие представить аудиторское заключение в налоговый орган по месту учета*(1).

В настоящее время ответственность за непроведение ежегодного обязательного аудита прямо не установлена. Однако в случае невыполнения требования о проведении такого аудита организация может быть привлечена к ответственности за ненадлежащее выполнение обязанности по представлению бухгалтерской отчетности.

Как было отмечено ранее, аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности. Одной из обязанностей налогоплательщика, установленных п. 1 ст. 23 НК РФ, является представление по месту нахождения организации бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Законом N 129-ФЗ. Таким образом, организация, подлежащая обязательному аудиту, обязана в установленные законом сроки представлять в налоговый орган аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью.

Следует учитывать, что согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной им в постановлении от 01.04.2003 N 4-П, аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, ст. 126 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Кроме этого, непредставление в налоговый орган в установленный срок бухгалтерской отчетности влечет наложение на должностных лиц организации штрафа в размере от 300 до 500 рублей (часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ). При этом в соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ уплата штрафа не освобождает организацию от обязанности представить соответствующую отчетность.

Статьей 61 ГК РФ предусмотрена возможность принудительной ликвидации в судебном порядке организаций, которые допускают в своей деятельности неоднократные или грубые нарушения закона.

Требование о ликвидации юридического лица по этому основанию может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Соответствующие полномочия предоставлены и налоговым органам (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации»). Поэтому неоднократное неисполнение обществом обязанности по проведению обязательного аудита и представлению соответствующего заключения в составе бухгалтерской отчетности может послужить основанием для предъявления налоговым органом иска о принудительной ликвидации организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Горностаев Вячеслав

8 февраля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/reporting/a2/298336.html

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Читайте так же:  Нижкамшина акции дивиденды

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Читайте так же:  Об утверждении порядка внутреннего финансового аудита

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Время проведения аудиторской проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here